«С Божией помощью воздерживаться от всего опьяняющего». Часть 2 Повседневная жизнь обществ трезвости рубежа XIX–XX веков Анна Кропоткина Чайные обществ трезвости были своего рода трактирами для трезвенников, только в своем ассортименте они не имели ничего спиртного. Чайную всегда старались держать в порядке и чистоте. В Нахабинском обществе трезвости под чайную имелось прекрасное здание. Оно было чисто, уютно, на стенах были расклеены картинки, в которых ярко представлялся вред пьянства . Заведующий этой чайной пояснял, что в чайной преимущественно бывают рабочие с соседней фабрики А.Л. Полякова: «Теперь среди них пьянства и в помине нет. Приятно смотреть: придут чинно, благородно, напьются чайку, кваску, почитают и уйдут» . Кожевническое отделение 1-го Московского общества трезвости, чтобы доставить посетителям чайной возможно большее удобство, обратилось к Товариществу фабрики Эмиля Цинделя, в доме которого помещается чайная, с просьбой отремонтировать помещение. Товарищество заинтересованно отнеслось к такой просьбе, так как многие рабочие состояли в этом обществе трезвости. «Стены были выкрашены, исправлены печи, выходы расширены, двери были переустроены так, что в пожарном отношении теперь совершенно безопасны, устроен водопровод» . Приведем пример стоимости ассортимента в чайной общества трезвости (Кожевническое отделение): «Чай с сахаром: для одного – 5 копеек и 7 копеек в более чистой комнате, для двоих – 10 и 12, троих – 12 и 15. Молоко: один кувшин – 5 копеек, 0,5 кувшина – 3 копейки; квас клюквенный – 10 копеек, яблочный и другие – 12 копеек за бутылку». Рабочие вполне могли позволить себе посидеть в чайной, ведь цены на водку были значительно выше. Вот некоторые из них. Цена бутылки «красноголовки» (с красной крышкой) – эту водку звали в народе еще «казёнкой» – емкостью 0,61 л в начале XX века была 40 копеек; бутылка «белоголовки» (с белой крышкой) – водки двойной очистки – стоила 60 копеек. Продавались также бутылки в плетеных корзинках емкостью в четверть (1/4 ведра), то есть в 3 литра. Самые маленькие бутылочки были емкостью в 1/10 часть от обычной бутылки, то есть в 0,061 л (их в народе еще тогда прозвали «мерзавчиком»), они стоили в казенном винном магазине 6 копеек. Разливное пиво дешевых сортов «Светлое», «Венское», «Староградское», «Мюнхенское» стоило от 6 до 10 копеек за литр. Бутылочное пиво из-за стоимости тары стоило дороже – около 20 копеек за бутылку. Вино дорогих и престижных марок доходило до 5–9 рублей за бутылку. Емкость бутылки для вина в дореволюционные годы была 0,75 литра. При этом за дешевое разливное вино в разных губерниях России нужно было заплатить 5–20 копеек за литр. Коньяки стоили от 3 рублей и заканчивались ценами до 100 рублей за бутылку . Таким образом, чайная была для трезвенников замечательной заменой трактира, а ведь в трактире они могли не удержаться от соблазна выпить да еще и оказаться высмеянными своими нетрезвыми товарищами.

http://pravoslavie.ru/60454.html

Под влиянием, по-видимому, раннего инд. письма кхароштхи при Эзане, еще до принятия христианства, был разработан оригинальный силлабарий, в к-ром основное начертание эфиоп. знака (1-й порядок) стало передавать сочетание «согласный + краткий a», а 6 его модификаций (порядки со 2-го по 7-й) - сочетания этого согласного с u, i, долгим a, долгим e, сверхкратким e (либо нулевым гласным) и o (см. табл. 1). При том же царе слегка видоизмененные греч. буквы стали использоваться для передачи цифр (см. табл. 3). В правление Эзаны появились первые пространные надписи на Г., выполненные эфиоп. консонантным письмом, южноарав. шрифтом с повальной мимацией всех слов в подражание сабейскому и эфиоп. слоговым письмом. Возможно, консекутивные конструкции в этих текстах отражают попытку создания первых неэпиграфических произведений в жанре анналистики, что послужило одним из толчков для реформы письменности. Тогда же впервые появились специальные лигатуры для лабиализованных заднеязычных, и на этом формирование собственно геэзского силлабария завершилось (см. табл. 2). Эпиграфические памятники Г. аксумского периода изучены слабо: их лексика не включалась в геэзские словари, а особенности их морфологии и синтаксиса не нашли отражения в геэзских грамматиках. При этом общепризнано, что приблизительно до X в. Г. оставался живым языком, и именно надписи наиболее адекватно передают основные черты его грамматического строя на этой стадии. С принятием в Аксумском царстве в сер. IV в. христианства в качестве гос. религии Г. стал литургическим и лит. языком Эфиопской Церкви. В течение 2 последующих веков с греческого на Г. постепенно было переведено Свящ. Писание, по частям и не одним переводчиком. Цитаты из Библии в марибской надписи Калеба (см. Аксумское царство ) в 2 др. надписях, принадлежащих соответственно этому царю (Пс 23.8 в RIE 191) и его преемнику Вазебе (Исх 14. 14; Пс 17. 38, 40-41, 48; Пс 34. 1-2, 4-5, 6; Пс 117. 10, 15-16 в RIE 192 A), и особенно перифразы библейских стихов в текстах частных лиц (Пс 139.

http://pravenc.ru/text/164933.html

Аристотель, Гегель, Руставели, Менандр, Цицерон, Монтень, Пушкин, Конфуций, Камю, Шоу, Сартр, Тиллих, Плутарх - их цитаты приведены на полях издания, а вот Христа Спасителя - ни одной. Хотя почему-то в последнем, заключительном уроке сказано: «Вы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религии (это где же? - спрошу я авторов), духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу» (стр. 62). Это, судя по всему, целый абзац опечаток или даже прямой лжи, поскольку учебник не дает абсолютно никакого представления о моральных нормах наших предков. Даже золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» - приписано Конфуцию, Фалесу и Сенеке - о Христе и Евангелии ни слова (стр. 42). Не могу не процитировать резкое высказывание корифея отечественной педагогики К. Д. Ушинского, яркой иллюстрацией которого является, на мой взгляд, весь этот труд: «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди». Оно и есть, прости Господи, - безголовый урод, зовущий нас к бесцельному результату впереди... Рейтинг: 9.6 Голосов: 117 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Кирилл Планкин 6 февраля 2014, 18:30 Вероятно, для вас это будет новостью, но не все горят желанием сделать своих детей православными, католиками, буддистами, мусульманами, язычниками и т.д. Что вы предлагаете делать этим людям? Гореть в аду? Альтернативы кроме Евангелия не существует? Объективные вещи, причинно-следственные связи, реальная боль уже слишком атеистичны, чтобы быть источником знаний о добре и зле? Давайте забьём головы детям 4-го класса Евангелием, чтобы в 7-9 классах они думали не о реальном устройстве мира, а о том, какие они плохие, потому что возжелали свою одноклассницу/одноклассника. На фоне гормональных всплесков получим ещё и комплекс вины.

http://pravoslavie.ru/62479.html

273)? Отсюда следует, что под образом Иудея автор изобличает иконоборствующих христиан своего времени. 107 Возражения против иконопочитания влагаются в настоящем случае в уста язычника, под каким разумеет писатель очевидно христиан, позволяющих себе иконопочитание считать за языческое идолопоклонение. 112 Иконоборцы без сомнения могли подыскать в жизни общества много фактов свидетельствующих, что иконопочитание не свободно было от примеси суеверия. Так известно, что при самом начале распространения и утверждения иконопочитания уже встречались неправильный представления об иконах. Писатель 4-го века Амфилохий Иконийский свидетельствует, что в его время некоторые, ревностно украшая храмы иконами, считали это достаточным для спасения и не заботились об украшении собственной души добродетелями ( Дeяh. VII. 519 – 520 ). Другой пастырь того же века, Астерий Амасийский свидетельствовал, что некоторые иконописными изображениями испещряли свои платья ( Дeяh. VII. 522 ) вероятно считая это за выражение благочестия. Позднее суеверия возросли. Один из иконоборческих императоров жаловался, что некоторые христиане назначила иконы быть восприемниками при крещении их детей, что тоже делали и монахи при своем пострижении, что некоторые священники соскабливали краски с образов, смешивали их с телом и кровью Христовою в евхаристии и раздавали народу, что некоторые евхаристию сначала клали на образа, а потом приобщались ею, что священники служили на образах вместо престолов (Гефеле в «Истории соборов», т. 4, стр. 387). 114 Герасима. В сочинении «Отзывы о Фотие патриархе», в главе: «Иконопочитатели и иконоборцы». (Хр. Чтение 1872 года, часть 1, ст.714). 115 Византийские писатели: Лев грамматик, Кедрин и другие рассказывают, что какие-то иудеи, предсказавшие Льву царствование, взяли с него обещание уничтожить иконы, что он и счел долгом исполнить: но современная наука на достаточных основаниях отвергает правдивость этих известий. Гефеле. В. III, S. 344. 118 Ioannes Damascenas. Oratio (II) de imaginibus, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

140 Список ватиканский. Посему многие западные хронологи несправедливо от потопа до рождения Авраама считают 1232 года. 141 Συγκελ. Χονογ. Σελ. 87. Так Евсевий считает по LXX; след. в его время в некоторых списках LXX стояло 119 лет. 142 Исправлявший его примечал ту несообразность еврейского текста, что многие патриархи должны прожить по нему еще долго после призвания Авраама. 143 «’Οτι πρτερον μν κ τς Χαλδακς ναςς γς " Αβραμ ακησεν ις Χααν, τελευτσαντος δ ατ τ πατρς κειθι, κ τατης μετανσταται». Περ Αποικ. Δγρ. τα. α Σελ. 463 М. 145 Σειρ. ις τς Οκτατυχ. τμ α, Σελ. 83. Сличи ‘Ανασκευν τς τελευτ. διερμην. Διαθκ. Σελ. 626. 151 Другие предположения, более неестественные, см. в Algem Wallhist 1 c ad §265. addit not 183, – Баумгартена, и в Op Chronolog Калвизия. 153 Замечательно, что иудеи, не знавшие слов Апостола, столько же лет странствования из Халдеи в Ханаан назначили Аврааму, как свидетельствует об этом Петавий. Того же мнения держались сам Петавий, Иоанн Воссий и другие. De doctr. Tempor. lib. 9. p. 22. 155 Какие годы считает Моисей в 5-й и 11-й гл. книги Бытия, лунные дни (в 354). солнечные (в 365), или другого рода (на примере, египетские в 360 дн.)? «Какой был год у древних иудеев, говорит Петавий, не только до времени установления Movceeм их праздников, но и спустя несколько веков после того, по моему мнению, утвердительно на это отвечать никто не может». (Dion Petav Tom III Auctor Operis de doctr. Tempos L. S. cap I). Того же мнения о древнем счислении времени у иудеев и новейшие астрономы. «Это дело, говорит Иделер, не ясно, и потому мы оставим это допотопное время в покое». (Lehrbuch. Chronol. s. 198). Впрочем, должно согласиться, что год Movceeb очень близок к настоящему астрономическому году. В повествовании Movceя о потопе пять месяцев 600-го года Ноева, или года потопного, равняются 150 дням (слч. Быт. 7:11–24; 8:3–4 ), следовательно, в каждом месяце полагается круглым числом 30 дней. Даже упоминается 10-й месяц в 600-м году Ноевой жизни (8:5). От первого числа сего месяца до первого дня второго года, когда земля совершенно изсше (13), считаются 40 дней (6), потом седмь, и еще седмь (12), и неопределенное время (12 слч. 13). И также Movceeb год разнится от настоящего разве только несколькими днями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

—339— полем «в период продолжения на востоке монофизитской ереси (461–527 гг.)» выясняет по преимуществу историю т. н. акакианского раскола, с его различными перипетиями (90–263 стр.). В 3-й главе о. Прозоров характеризует отношения между Римом и Византией в эпоху имп. Юстиниана, рассматривая главным образом истории сношений Рима с Востоком по вопросу о «трех главах» (264–366 стр.). В 4-й главе автор обозревает столкновение папы Григория Великого с патриархами Иоанном Постником и Кириаком по вопросу о титуле «вселенский» (367–433 стр.). 5-я глава характеризует отношения между Римской и Константинопольской кафедрами в эпоху монофелитских волнений, (434–533 стр.), а 6-я – в эпоху иконоборчества (534–574 стр.). В 7-й, «заключительной», главе автор дает несколько общих замечаний о характере рассмотренной им борьбы между Римом и Византией (575–593 стр.). Автор отнесся к своей работе добросовестно и серьезно. Он внимательно изучил рекомендованную ему литературу темы (Hergenrther, Langen, Hefele, Baxmann, Курганов, Барсов, Андреев и др.), равно как в той или иной степени ознакомился и с ее первоисточниками (по Mansi) и представил ряд обстоятельно, с точными ссылками на соответствующие документы, написанных очерков, изображающих все сколько-нибудь значительные моменты взаимоотношений между Римом и Константинополем за указанную в теме эпоху. Изложение автора – отчетливое, сжатое, и, за немногими исключениями, вполне литературное. В качестве недостатков работы о. Прозорова отмечу, во 1-х, некоторую поверхностность «заключительной» его главы. Выполнив свою работу аналитическими методом, обрисовав целый ряд довольно разнохарактерных эпизодов из церковно-политической истории Рима и Византии 5–8-го веков, автору в «заключительной» главе сочинения следовало бы тщательно синтезировать свои наблюдения и выводы, отрывочно разбросанные на протяжении всей работы (а местами и подробнее развить их), не ограничиваясь общими лишь замечаниями. Без такого суммирования сделанные автором наблюдения над историко-догматическими, церковно-каноническими и национально-политическими столкновениями между христианским Западом и Востоком не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В хоре Виленского Благочиния поют певчие и регенты из разных храмов Вильнюса. В феврале 2011 г. Хор занял почётное 3-е место на Международном фестивале православных хоров в Гродно (Белоруссия). Программу 1-го дня фестиваля закончил Государственный хор " Вильнюс " , художественным руководителем и главным дирижёром которого является Повилас Гилис (г. Вильнюс, Литва). Хор исполнил: " Отче наш " П.Чайковский, " Иже херувимы " П.Чайковский, " Аллилуйя " Р.Твардовский. Государственный хор " Вильнюс " , создан в 1970 г. В течении 4-х десятилетий своей деятельности Государственный хор " Вильнюс " выступал почти во всеми оркестрами Литвы и с самыми знаменитыми дирижёрами. Мастерство певцов Государственного хора " Вильнюс " было оценено в 2007 г. На XXVII фестивале православной музыки, проходившем в городе Хайнувка (Польша). Хор " Вильнюс " занял первое место в категории профессиональных хоров, а его руководитель П.Гилис - звание лучшего дирижёра. Все участники первого дня XIII Международного фестиваля Русской духовной музыки показали высочайшее мастерство и профессионализм, что и было очень тепло встречено слушателями. Художественны руководитель фестиваля Татьяна Ринкявичене рассказала для ИА " Русские Новости " о фестивале: " Этот фестиваль уже 13-й, он традиционный и проходит каждый год. Обычно мы проводим его на Пасху, но бывает иногда и чуть-чуть попозже, в зависимости от того, когда Пасха, но в основном, это пасхальный фестиваль. Такой фестиваль, а именно русской духовной музыки в Восточной Европе только один. В этом фестивале принимают участие не только литовские коллективы, которые исполняют русскую духовную музыку, но и коллективы из России, Беларуси, Украины, Польши, Латвии, Эстонии. Это в основном русские коллективы, но не только, в этом году у нас была возможность пригласить AVE SOL - знаменитый латышский хор из Риги, поющий русскую духовную музыку. Можно сказать, что идеей фестиваля является пропаганда и показ русской классической музыки. Звучит музыка 16, 17, 18, 19 веков - именно духовные каноны, начиная от раннего песнопения, до Свиридова и можно сказать, что до сегодняшнего дня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В 1500 г., после захвата Шейбанидами власти в Мавераннахре, закончилось могущество семьи Ходжи Ахрара. Дело Ахрара продолжили Ахмад Касани и его преемники - джуйбарские шейхи (сер. XVI - кон. XVII в.), обладавшие политической властью при Шейбанидах и Аштарханидах (Джанидах), узбек. династии бухарских ханов (1599-1735/85), пришедшей на смену династии Шейбанидов. Первая община Н. в Индии была основана в сер. XVI в. шейхом Баба Вали в Кашмире. Большое влияние на дальнейшее развитие братства оказал Ахмад Сирхинди, известный как Имам Раббани (1564-1624). Будучи крупным богословом, Сирхинди выдвинул концепцию «единства свидетельства» (араб.- вахдат аш-шухуд), к-рая широко распространилась по мусульм. миру среди суфиев. Сирхинди решительно выступил против ересей: в частности, он отвергал религ. синкретизм тимурида Акбара I (1556-1605) и прошиитские настроения Джахангира (1605-1627), 4-го падишаха империи Великих Моголов. Благодаря деятельности Сирхинди обновленные накшбандийские воззрения (Н.-муджаддидия) стали актуальными среди индийских мусульман. Более 2 веков Н.-муджаддидия являлась одним из ведущих суфийских течений, глубоко проникнув в духовную, социальную и политическую жизнь мусульм. общества Индии. В Османскую империю Н. попал благодаря мулле Абдуллаху Симави (ум. в 1491). Завершив обучение в стамбульском медресе, он прибыл в Самарканд к Ходже Ахрару и провел у него в ученичестве год. Удостоившись духовной инициации шейха Накшбанда в Бухаре, он вернулся на родину, где основал 1-ю общину Н. Ок. 1630 г. Н.-муджаддидия проникает в Йемен и Хиджаз, откуда тарикат в обновленной форме попадает в Египет. Вторая волна миграции инд. ветви братства связана гл. обр. с деятельностью ученика Ходжи Мухаммад-Масума (ум. в 1669) Мухаммад-Мурада аль-Бухари (ум. в 1729), распространявшего идеи тариката в Хиджазе, Египте, Сирии и Турции. Усилиями Хусайн-Баба Зукича эта ветвь стала известна в Боснии. Из Сирии преемники Мухаммад-Мурада распространили влияние тариката на Палестину и основали там неск. завий (араб.- угол, келья, суфийская обитель): так, иерусалимская завия-узбакия (узбек.- завия) действовала до 1973 г.

http://pravenc.ru/text/2564642.html

В настоящее время астрономы не обнаружили в космосе достаточно материи, чтобы развить достаточную гравитацию для остановки экспансии и поворота к сжиманию. Однако многие астрономы считают, что недостаток массы наличествует в черных провалах. Если это так, то в какой-то момент вселенная начнет со страшной скоростью сжиматься до самоуничтожения. При этом, не только будет разрушена вся существующая материя, но будет ликвидировано и пространство и время. Даже если вселенная не превратится во мгновение ока в один сплошной черный провал, то она все же в конце концов исчезнет в миллионах черных провалов, которые и сейчас уже пожирают галактики, разлетаясь с ними в разные стороны. Вера, религиозная вера в человечестве падает. Это предвидел Господь, когда со скорбью сказал: «Сын человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле»? ( Лк. 18:8 ). Причину этого Господь объясняет другим Своим, не менее скорбным предсказанием: «За умножение беззаконий во многих охладеет любовь» ( Мф. 24,12 ). Но до конца веков Господь не хочет принуждать людей к вере ни поражающими знамениями, ни устрашающими чудесами. Как зеницу ока Он бережет свободную волю человека. Но и не оставляет Он маловерное, колеблющееся, соблазненное врагами Божиими современное человечество без подкреплений, без поддержки веры. Еще никогда не являлось столько подтверждений тех или иных пунктов нашей веры, как теперь. И подтверждения эти появляются преимущественно для тех пунктов веры, которые в наибольшей степени подвергаются нападкам, клевете или сомнениям. Провозгласили враги веры утверждение, что христианские Писания – это поздние подделки, памятники 3-го и 4-го веков. Наибольшим нападкам при этом подвергались писания св. ап. Иоанна Богослова. К сожалению, даже люди, называвшие себя христианами и учителями богословия, часто присоединялись к этим антихристианским мнениям. Напомним, что до 20-го столетия самыми древними подлинниками книг Библии были манускрипты 4-го и 5-го веков. Но вот, в 20-м веке, из песков Египта появились один за другим древние списки Священных Писаний Церкви: евангелия, послания. Деяния апостольские, равно как и книги Ветхого Завета 2-го, 3-го и 4-го веков, и среди них – драгоценнейший папирусный лист с текстом 18-й главы евангелия от Иоанна конца 1-го века, т.е., времени, когда еще жил св. апостол Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Ο Ιωσφ (Шестое моление божественному таиннику несу. Иосиф), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ες τ το Πνεματος βθη (      ); 6 циклов стихир-подобнов (5 совпадают); неск. самогласнов; 4 седальна; светилен (в слав. Минее их 2). Последование И. Б. 8 мая включает следующие элементы: тропарь и кондак те же, что и 26 сент., канон авторства Феофана или Иоанна Монаха (в греч. Минее именно так, в славянской автор не указан; в Евергетидском Типиконе автором этого канона назван Иоанн Монах) без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Ως καθαρς γαπημνος (        ); циклы стихир-подобнов, стихиры-самогласны; неск. седальнов; светилен (разные в слав. и греч. Минее). По рукописям известны песнопения И. Б., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Τν θεολγον μαθητν (Богословствующего ученика) (AHG. T. 1. P. 324-331); анонимный канон с акростихом Εαγγελιστ θεολγε, τν δν δχου (Евангелисте богослове, песнь прими) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Εχας κα πρεσβεαις σου (Молитвами и мольбами твоими) (Ibid. P. 332-339); канон с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Βροντς υς ηγασεν φωτς λγους (Громов сын воссиял света слова), 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (    ), нач.: Βροντσας τν ρρητον (Возгремев несказанное) (Ταμεον. Σ. 50); канон без акростиха плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Λγος πρ ανων (Слово, прежде веков) (Ibid. P. 50-51); канон авторства Лазаря с акростихом Δχου τν μνον, παμμκαρ Ιωννη. Λαζρου (Прими песнь, всеблаженный Иоанн. Лазаря) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Δδου μοι, σωτρ μου (Дай мне, Спаситель мой) (Ibid. P. 51); анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Ο ες τ δια λθν ς νθρωπος (В собственные вшедший как человек) (Ibid.); анонимный канон плагального 4-го (т.

http://pravenc.ru/text/469832.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010