142 Златоуст святой в 6-й беседе на 1Посл. к Тимофею: якоже общий некий Отец вселенныей всей священник есть: о всех убо достоит ему промышляти. Сего ради глаголет: молю убо прежде всех творити моления, и проч. 143 Василий великий в нравоучительных правилах, из Нового Завета сочиненных, в отделении 70, гл.14: Пастырю и учителю евангельскому подобает молитися о людях, чтоб от проповеди успех имели в вере и святом житии, и за то благодарить Господеви. Посему каждый свящзенник долженствует молитися о прихожанах своих, да не оскудевает вера их. Лк.22:32 . 144 Господь в своем слове требует, чтоб поставлении от Бога над людьми и правители. 1) В рассуждении самих себя были бы они мужи благочестивы, Богобоящийся, мужи праведны, ненавидящий гордости: Исход.18: 21, были бы мудры и смысленны, Второзакон.1:13, 15. 2) В рассуждении народа и всех подчиненных, были тщательны о общем добре, и всегда бы старалися о сохранении тишины и доброго порядка в народе: притом благоразумно укрощали бы злых, а неповинных защищали, и тем бы законопреступления и всякие пороки умалялися, а добродетель везде бы в людех процветала. Римл.13:3–4 . 1Петр. 2:14. 3 ) В рассуждении производимых судов, были бы беспристрастны, справедливы. Расслушайте, рече, посреде братии ваших, и судите праведно посреде мужа, и посреде брата его, и посреде пришельца его. Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши: и не устыдишися лица человеча, яко суд Божий есть. Второзакон.1:16–17. Притом запрещает Господь между прочим, дары принимать: да не уклонять, рече, суда, ниже да возмут даров: дары бо ослепляют очи мудрых, и отмещут словеса прведных. Второзак. 16:19. Сюда надлежит изрядное увещание во 2-й книге Паралип. 19:6–7, 9–10. 145 Молитвы святого Василия великого , по шестом и девятом часах положенные, к сему предложению служат. Суть же и другие молитвы в рассуждении различных надобностей по других часах и междучасиях: да и в служебнике вечерние некоторые и некоторые и утренние, коими можно, да и должно священником не токмо в церкви, но и в доме, с благоговением благость Божию молить и благодарить. Суть же и псалмы Давидовы в различных нуждах нам служащие, кои тщательный и о спасении пекущийся пресвитер не преминет употреблять. Но при всем том молитва Господня да предшествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Тимофею Введение Автор Второе послание к Тимофею было написано апостолом Павлом (см. Первое послание к Тимофею. Введение: Автор). Время и обстоятельства написания Второе послание к Тимофею последнее из посланий апостола Павла было написано, вероятно, в период между 64-м и 68 г. по Р.Х. (См. Первое послание к Тимофею. Введение: Время и обстоятельства написания). Павел написал Второе послание к Тимофею во время своего второго тюремного заключения в Риме (1,8; 2,9). По какой причине он был заточен и где был взят под стражу, неизвестно. Уже состоялся предварительный разбор его дела, во время которого он был лишен всякой поддержки (4,16). Суд был еще впереди, но Павел уже знал, что будет казнен (4,6). Большинство же его друзей предпочли удалиться (4,10.11). Он был очень огорчен отступничеством Фигелла и Ермогена (1,15.16), а также Александра-медника (4,14). И только христианин по имени Онисифор остался верен Павлу, утешал и поддерживал его (1,16.17). Тимофей все еще находился в Ефесе (4,19; 1Тим. 1,3 ), где по-прежнему распространялось то ложное учение, которое Павел обличал в своем Первом послании к Тимофею (2,17.18; 3,1–8). Помня об их давней дружбе, Павел пожелал перед смертью еще раз увидеть Тимофея (1,4). По-видимому, Павел написал Второе послание к Тимофею, преследуя две цели: призвать Тимофея в Рим (4,9.21) и духовно укрепить его в служении (1,5–14; 2,1–16.22–26; 3,10 4,5). Характерные особенности и темы Как и Первое послание к Тимофею, Второе послание содержит биографические сведения о Тимофее. В нем названы по именам его мать (Евника) и бабка (Лоида), о которых говорится, что они были христианками (1,5). Кроме того, в нем упоминается о том, что Тимофей в раннем возрасте изучал Писание (3,15), и содержится указание на его рукоположение (1,6; ср. 2,2). Как и в Первом, во Втором послании к Тимофею выражается серьезная забота Павла о сохранении истинного учения (1,13.14; 2,2; 4,3) и содержатся глубокие богословские размышления о благодати Божией (1,9–11), верности Иисуса Христа уверовавшим в Него (2,11–13) и о сути назначении Священного Писания (3,15–17). В нем говорится о спасении по благодати Божией (1,9), о предъизбрании (1,9; 2,10.19) и о богодухновенности Священного Писания (3,16). Во Втором послании Павел также свидетельствует о воскресении (2,8) и втором пришествии Иисуса Христа (4,1.8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Скачать epub pdf О, Тимофей! храни преданное тебе ( 1Тим 6,20 ). В составе книг Нового Завета есть три писания, небольшие по объему, которые принято объединять общим наименованием Пастырские послания. Это два послания Апостола Павла к Тимофею и его же послание к Титу. Название «Пастырские» хорошо отражает их основное содержание. Апостол Павел дает в них наставления церковным пастырям, своим близким ученикам Тимофею и Титу. Согласно традиционной точке зрения и следуя букве Пастырских посланий, они были написаны в последние годы жизни Апостола Павла. Первое послание к Тимофею и Послание к Титу, чрезвычайно близкие друг к другу по содержанию, были написаны Апостолом Павлом на свободе, в то время, когда он располагал собою и строил планы на будущее, а Второе послание к Тимофею говорит о тюремных узах Апостола, исполнено ожидания близкого конца и носит характер предсмертного завещания ( 2Тим 4:6–8 ). Оба послания к Тимофею просты по содержанию и в целом читаются без особого труда. Тимофей – известный из книг Нового Завета уроженец города Листры в Малой Азии. Его отец был греком, а мать иудейкой. Обратившись в юном возрасте ко Христу, он стал верным спутником и любимым учеником Апостола Павла, который называл Тимофея своим «сыном». Последующая деятельность Тимофея связана с Ефесом, где он был епископом. Церковь в Ефесе, основанная Апостолом Павлом, занимала выдающееся место в ряду других христианских Церквей. К концу Апостольского века христианская община в Ефесе была жизненным центром всего христианского мира. Поэтому неудивительно, что Апостол Павел поручил руководство Ефесской церковью своему любимому ученику Тимофею. В Посланиях к Тимофею (и к Титу) затронуты четыре основные темы: защита юного христианства от лжеучений; укрепление христианства, не замкнутого на себя, но открытого миру; сохранение идущего от Апостола Павла учительного предания и начало формирования прочных структур для руководства Церкви. 1) В остром противоречии к аскетическим тенденциям лжеучений, которые были враждебны творению Божию, Послания к Тимофею представляют позитивное принятие мира и творения. Апостол вооружает Тимофея для борьбы с ложными учениями ( 1Тим 4,1–11 ), для которых характерным было отрицание брака и крайнее пищевое воздержание. Этому крайнему аскетизму противопоставляется утверждение, что «всякое творение Божие хорошо» ( 1Тим 4,4 ). Христиане свободны пользоваться любыми земными дарами, если они с благодарением принимаются как благие дары Божии ( 1Тим 4,1–5 ). Эта свобода и непринужденность оправдывается также тем, что со времени явления в мире Иисуса Христа этот мир стал сферой спасительного действия Бога, Который «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим 2,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Вызывая к себе в Рим возлюбленного ученика своего Тимофея, св. Павел не был, однако, уверен, что доживет до этого свидания, а между тем его весьма заботили все те многочисленные трудности, которые приходилось переносить св. Тимофею в его пастырском служении в Ефесе. Там умножились люди, сопротивлявшиеся евангельской истине, подобно высокомерным волхвам, сопротивлявшимся некогда Моисею, " люди, развращенные умом, невежды в вере, люди, имеющие вид благочестия, силы же его отвергшиеся " , вкрадывавшиеся в домы для обольщения не утвердившихся в благочестии людей, и особенно женщин (2 Тим. 3:5, 6, 8). Св. апостол ожидал для Тимофея и еще больших трудностей, предрекая, что " злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь " (2 Тим. 3:13), и " что будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням " (4:3-4). Вследствие всего этого св. апостол Павел, предполагая вначале писать Тимофею только по своим личным нуждам, решил потом " приложить к посланию еще нечто о добром пастырствовании " (еп. Феофан). А так как этот предмет важнее всяких личных просьб, то он и занял в послании преобладающее положение, а просьбы апостола стали лишь как бы приписками. Итак, цель послания — воодушевить св. Тимофея к неослабному бодрствованию и мужеству в его пастырском служении. Содержание и разделение второго послания к Тимофею Второе послание св. апостола Павла к Тимофею содержит в себе всего четыре главы. Оно разделяется на три части: 1) Вступление с надписанием и приветствием и обозначением главного предмета послания (1:1-6); 2) Наставительная часть, в которой св. апостол Павел дает наставления Тимофею, как он должен проходить свое пастырское служение (1:7-4:8); 3) Послесловие, излагающее личные побуждения св. апостола Павла к написанию этого послания (4:9-22). Экзегетический разбор второго послания к Тимофею Начинается это послание обычным надписанием: " Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа " . Высказав свою сильную любовь к " Тимофею, возлюбленному сыну " , и вспомнив нелицемерную веру бабки его Лоиды и матери Евники, св. апостол Павел напоминает Тимофею " возгревать дар Божий, который в тебе, через мое рукоположение " (ст. 6). Здесь ясно сказано, что в таинстве священства подается рукоположенному особый благодатный дар Божий, а потому глубоко не правы протестанты и сектанты, отвергнувшие таинство священства и тем лишившие себя законного благодатного пастырства, ведущего свое преемство от свв. апостолов. Этот благодатный дар надлежит пастырю возгревать, конечно ничем иным, как огнем пастырской ревности — добросовестным исполнением пастырского служения.

http://sedmitza.ru/lib/text/430649/

3:14-15). Оставляя Тимофея в Ефесе, св. Павел, конечно, многое сказал ему, но мог и не успеть и не иметь времени подробно рассказать все нужное. Поэтому теперь, опасаясь, как бы не стали пренебрегать его юностью (1 Тим. 4:12), он пишет ему целое руководство пастырской деятельности — " такое завещание, чтобы он мог воинствовать, как добрый воин и как мудрый и опытный старец " (1 Тим. 1:18). Содержание и разделение первого послания к Тимофею Первое послание св. апостола Павла к Тимофею содержит в себе шесть глав. Содержание его распадается на следующие отделы: 1) Наставления Тимофею как вероблюстителю (гл. 1); 2) Наставления ему как предстоятелю Церкви: а) относительно церковных собраний (гл. 2); б) относительно лиц, избираемых в клир (3:1-13); 3) Общие наставления о должном прохождении высокого архипастырского служения: а) об основной истине христианского вероучения (3:14-16); б) правила архипастырского учительства словом и жизнью (4:1-16); 4) Наставления, как учить и руководить пасомых, в зависимости от их разного состояния (5-6:19); 5) Заключительное увещание самому Тимофею (6:20-21). Экзегетический разбор первого послания к Тимофею Начинается послание обычным надписанием: " Павел, апостол Иисуса Христа, по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей " — называет здесь себя св. Павел " посланником " , или " апостолом " , желая с особой торжественностью засвидетельствовать авторитетность того, что собирается писать Тимофею, присному, то есть подлинному, истинному чаду по вере, коею он породил его духовно. Этими словами он похваляет Тимофея, желая сказать, что по вере он походит на него, как сын на отца. Первая глава состоит из наставлений Тимофею как блюстителю веры. Св. апостол учит Тимофея увещевать христиан, чтобы они не занимались вопросами, производящими споры, но не служащими к назиданию, а ведущими лишь к пустословию (ст. 3-7). Он должен разъяснять значение Закона Божия, положенного собственно не для праведников, а для беззаконных и непокоривых, и раскрывать, что истинная праведность достигается верою во Христа Иисуса, пришедшего в мир спасти грешников, из которых первым себя признает сам св.

http://sedmitza.ru/lib/text/430646/

Недалеко от Ефеса, в Милете, он оставляет Трофима больным 286 ; в Троаде у Карпа оставляет свой дорожный плащ (фелонь) и книги, каковые вещи поручает Тимофею взять с собою в Рим 287 , а в Коринфе отстал от него Ераст 288 . Наконец, и весь характер послания показывает, что оно написано после первого послания к Тимофею и есть последнее завещание великого Апостола. В нем те же руководственные правила Тимофею, как провозвестнику евангельской истины, и такие же наставления относительно борьбы с еретиками, как и в первом послании, только они изложены с большей живостью и силой. Во всем послании выражается душа, достигшая полной зрелости жизни, слышится голос учителя, убеждающего со властью, ощущается присутствие Духа Божия в мудром муже, готовящемся к смерти. В нем представляется картина опустошений, какие имели произвести в церкви зарождавшиеся ереси, и пророческое предсказание развития и уничтожения их в ближайшем будущем. Это – последний взор Апостола, устремленный к своим ученикам: он называет их по имени; это – предсмертное желание его, чтобы ученики были верны своему званию и употребили все усилия к ограждению церкви от ересей и заблуждений; это – последний завет Тимофею, чтобы он довершил все то, чего не мог исполнить при своей жизни сам Апостол 289 . Вот почему и древние учители церкви свидетельствуют, что второе послание к Тимофею написано апостолом Павлом во вторых узах. Евсевий говорит: „заключенный во (вторые) узы, он (Апостол) написал второе послание к Тимофею“ 290 . Иероним пишет: „в то время, когда он (Апостол) пострадал, в узах написал послание“ 291 . Феодорит свидетельствует: „второе послание к Тимофею написано из Рима, когда Павел вторично предстал римскому кесарю Нерону“ 292 . С приведенными свидетельствами согласуется и надпись на сем послании в древних манускриптах: πρς Т ιμθεον δευτρα, τς Εφεσων κκλησ ας πρτον πσκοπον χειροτονηθντα γρφη π Ρ μης, τε κ δευτρου παρστη Παλo ς τ К α σαρι Νρων 293 , т. е. „второе послание к Тимофею, первому епископу ефесскому, написано из Рима, когда Павел во второй раз предстал пред кесарем Нероном“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Тимофея православная церковь празднует 22 января; мощи его почивают в Константинополе; они перенесены сюда в царствование Констанция и положены в храме св. Апостолов вместе с мощами св. Луки и Андрея Первозванного 183 . Против таких заключений мы скажем следующее. Во-первых, что касается увещеваний Павла в посланиях к Тимофею, то они не столько относятся к личности Тимофея, сколько касаются пастырского служения вообще 193 . По увещеваниям Апостола, всякий пастырь церкви, как бы он ни был высок по своим нравственным качествам и верен своему служению, должен быть всегда внимателен к себе и к своему стаду 194 , постоянно следить за своими действиями, неуклонно следовать по пути, указанному Апостолом; в противном случае, влияние его на паству может ослабеть и действия его, направленные ко благу пасомых, не увенчаются настоящим успехом 195 . Притом, в тех же самых посланиях, там, где Апостол лично обращается к Тимофею, он называет его „истинным сыном по вере“ „человеком Божиим“ 196 ; говорит о его нелицемерной вере и следовании своему учителю во всей жизни 197 ; на него единственно возлагает надежду в то время, когда все другие ученики оставили его, узника, в Риме 198 , – все такие черты, которые указывают на высокие нравственные качества. Затем, упреки Св. Духа в Апокалипсисе, „что (ангел ефесской церкви) оставил первую любовь свою“, не могли относиться к Тимофею: они не соответствуют характеру его и высказаны Св. Духом тогда, когда Тимофея не было в живых, он переселился духом в блаженную вечность. Наконец, в третьих, и совет Апостола Тимофею: „впредь пить не одну воду, а употреблять немного вина“ 199 не означает того, будто бы Тимофей совершенно отказался от употребления вина по увлечению аскетизмом еретиков, запрещавших пить вино. Против такого заключения говорит греческий глагол – δροπτευ, который не означает совершенного и решительного отказа от употребления вина, а указывает только на воздержание от него. По Страбону 200 , в Ефесе приготовлялось много вина превосходного качества и оно было во всеобщем употреблении; поэтому того человека, кто воздерживался от него, называли пьющим воду – δροπτει. С другой стороны, если Тимофей действительно пил только одну воду, то не по увлечению аскетизмом еретиков, а по нравственным побуждениям 201 , для того, чтобы представить собою образец воздержания там, где, по случаю праздников в честь Бахуса, было сильно развито пьянство 202 . Сверх всего этого, Апостол указывает повод, по которому он дает Тимофею такой совет – употреблять немного вина. Это не аскетизм его из подражания еретикам, а телесные недуги, происходящие от слабости желудка: ради желудка твоего и частых недугов. Здесь, таким образом, выражается отеческая любовь и предупредительность, с какой учитель заботится о здоровье своего любимого ученика 203 . Время и место написания первого послания к Тимофею

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Таким образом второе послание к Тимофею могло быть написано или в самое первое время пребывания Павла в Риме, или в промежуток времени между написанием посланий к Ефесеям, Колоссянам и Филиппийцам, или в самое последнее время пребывания его в Риме. Но против первых двух предположений говорят – частью время написания посланий к Ефесеям и Колоссянам, какое надобно предположить для объяснения всех путешествий помянутых лиц Тимофея, Димаса, Марка (Тихика), а равно и – время написания послания к Филиппийцам, близкое ко времени написания обоих помянутых посланий; частью – то обстоятельство, что высказанные во 2-м послании к Тимофею (4, 6 и дал. 16 и дал.) столь тревожные опасения апостола, при сличении с повествованиями книги деяний Апостольских и указаниями четырех посланий, писанных из первых уз, не приличествуют ни первому времени римских уз до написания посланий к Ефесеям и Колоссянам, ни времени между написанием этих посланий н послания к Филиппийцам, ни тем менее краткому времени пред написанием послания к Филиппийцам. Все эти затруднения, конечно, устраняются при предположении о написании 2-го послания к Тимофею в самое последнее время первых римских уз. Но и этому предположение, как и всякому, которое относит 2-е послание к Тимофею ко времени первых римских уз Павла 965 , противопоставляются неразрешимые затруднения, так как предполагаемое во 2-м послании к Тимофею путешествие Павла в Рим совершенно не совместимо с повествуемым в книге Деяний Апостольских Путешествием Павла из Кесарии в Рим 966 . Во 2Тим. 4, 13 Павел поручает Тимофею взять с собою некоторые вещи, оставленные им в Троаде; но, по свидетельству книги Деяний Апостольских, на пути в первые римские узы Павел не проходил чрез Троаду, а предполагать, что он теперь говорит о тех вещах, которые оставил в Троаде несколько лет ранее, в одно из своих прежних путешествий ранее своих уз в Иерусалиме, было бы чрезвычайно принуждение. Далее, 2Тим. 4, 20 Павел передает Тимофею, что Ераст, сотрудник его, остался в Коринфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Второе послание святого апостола Павла к Тимофею Побуждения к написанию второго послания к Тимофею Это послание можно рассматривать как предсмертное завещание св. апостола Павла своему любимому ученику и сотруднику Тимофею. " Я уже становлюсь жертвою, — пишет в нем св. апостол Павел, — и время моего отшествия настало " (2 Тим. 4:6). Со скорбью говорит здесь св. апостол о переживаемом им тяжком одиночестве, ибо прочие ученики или оставили его, " возлюбив нынешний век " (4:10), или разосланы им по разным поручениям. Апостол просит Тимофея прийти к нему скорее и привести с собою Марка (4:9, 11), а также принести ему некоторые вещи: фелонь, который оставил он в Троаде у Карпа, " и книги, особенно кожаные " (4:13). Таким образом, побуждением к написанию этого послания было желание св. апостола Павла в предчувствии своей близкой кончины повидаться со своими преданнейшими учениками и преподать им свое последнее предсмертное назидание и завещание. Время и место написания второго послания к Тимофею Время и место написания этого послания можно определить по указаниям, которые дает само послание. В нем св. апостол пишет: " не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня узника Его " (1:8), а также " за благовествование мое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз " (2:9). Итак, ясно, что это послание написано св. апостолом из уз. Видно также, что это были римские узы, ибо апостол, похваляя Онисифора, который не стыдился уз его, говорит, что он " быв в Риме, с великим тщанием искал его и не нашел " (1:16-17). Это несомненно также были вторые узы, а не первые, ибо в первых узах св. Павел пользовался относительною свободою, мог проповедовать, сообщал о себе успокоительные известия малоазийским церквам (Деян. 28:30-31; Еф. 6:19-20; Кол. 4:8) и не только не ждал себе смертного приговора, но, наоборот, выражал уверенность в своем скором освобождении (Флп. 2:24) и приготовлял даже помещение в Колоссах у Филимона (Флм. гл. 22). Между тем теперешнее его заключение было совсем иного рода: он страдал в нем, как злодей (2 Тим. 2:9), проповедь его встречала сильное сопротивление (4:17), он оставлен всеми (4:16) и чувствует предстоящую ему в недалеком будущем насильственную смерть (4:6), а свое единственное утешение видит лишь в том, что " готовится ему венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия, в день оный " (4:6-8). Имея в виду все это, как древние, так и новые толкователи считали второе послание к Тимофею последним посланием св. апостола Павла, написанным им из Рима незадолго перед его мученической кончиной, в конце 66 или в начале 67 года по Р. X. Цель написания второго послания к Тимофею

http://sedmitza.ru/lib/text/430649/

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:3–7:9,10 ); и дальше прибавляет: как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях ( 2Пет.3:15–16 ), подразумевается – во всех тех посланиях, в которых есть речь о кончине мира и о последних или предшествующих ей временах, а именно: в Первом Послании к Коринфянам, в обоих к Тимофею, меньше в Посланиях к Евреям и к Римлянам, а попутно и краткими словами также и в других посланиях. В последних словах Апостола Петра две мысли: в первой половине их, в стихе 15, он говорит, что и Апостол Павел написал об этом, т. е., о долготерпении Господа, о втором Его пришествии и конце мира; во второй половине изречения, в стихе 16, он добавляет, что об этом же Павел говорил и во всех своих посланиях. Очевидно, в 15-м стихе Апостол Петр говорит о недавнем написании Павлом того, что последним и прежде было говорено в прочих посланиях. Но из всех посланий Апостола Павла, в которых прямо и нарочито говорится о последних временах, только оба Послания к Тимофею писаны в одни годы со Вторым Посланием Петра, а именно – Первое Послание, как думают, написано в 64 или 65 г., а Второе – пред самой смертью, в 67 г. Притом Второе Послание послано из Рима, откуда, по-видимому, писано и послано и Второе Послание Петра, и тоже незадолго до смерти Петра ( 2Петр.1:14 ). А так как Апостолы Павел и Петр пострадали в Риме одновременно, при Нероне, в 67 или в 68 году, то можно полагать, Второе Послание Петра писано приблизительно одновременно со Вторым Посланием к Тимофею и недолго спустя после Первого Послания к Тимофею. Напротив, оба Послания к Фессалони- —421— кийцам и Первое к Коринфянам, в которых нарочито говорится о последних временах были написаны еще в первую половину пятидесятых годов. Одинаковое выражение «последние дни», употребленное как во Втором Послании к Тимофею, так и во Втором Послании Петра, а также сходство характеристики лжеучителей и развращения людей в двух этих посланиях сближают эти послания между собой и ещё более подтверждают мысль, что в Посланиях к Тимофею под последними временами и днями нужно разуметь времена пред кончиной мира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010