5. 147. 6, 14) и Оригена (De princ. 4 37. in Genes Hom. 1. n. 13. Hom. 13. n. 4) все другие отцы, особенно же Кирилл алекс. В особом сочинении против анфропоморфитов, бл. Августин (Trinit. 12, 12 in Psal 32. Enarr. 3), Григорий нисский (in verbä faciam. nomunem p. 145. 150). Бедным авдианам со всей точностью следуют русские раскольники, которые полагают, «яко бы Бог был человекообразен, имый главу и браду и очи и устне. – И потому акибы по своему образу созда человека имуща главу и браду». (Розыск св. Димитрия ч. 2. гл. 18). 536 О том и другом св. Климент рим. (1Посл. Кор. § 33), Климент·александр. (Strom. 2, 22), Ориген (с. Cels. 4, 29. 6, 65), Мефодий (ар. Phot. cod. 237), Тит боцрский (adv. Manich. lib. 2), Василий в. (in Psal. 48. § 8), Амвросий (de dignit. cond. hum. § 2, 3. in Psal. 118. de bono mortis § 5), Ефрем сирин (De virtut. et passion, t. 3. p. 433), правосл. испов. от. 23. Св. Кирилл иерусаяимский: «знай, что ты имеешь душу свободную, творение Божие прекрасное, сотворенное по образу Создателя… творение живое, разумное». Огласит. 4. п. 18. Огласит. 14. п. 10. 538 Strom 4, 25. G, 12. Cohort. 2, св. Феофил к Автонику (2, 25); «Адам был еще ν πιος не возрастный, а посему не мог иметь мудрости полной» Св. Ириней «созданный и устроенный Богом человек соделывался по образу и подобию несозданного Бога, – тогда как сам преуспевал мало по малу и восходил к совершенству. – Надлежало, чтобы человек прежде всего получил бытие, получивши возрастал, возрастая мужал, мужая укреплялся. укрепляясь усовершался». Cont. hær. IV. с. 38. n. 3. р 285. Противное только Кирилл алекс. in Iohan 1. 90. Неточно выражается и правосл. испов. (отв. 23). 539 Климент алекс.: «некоторые понимают это так, что оное: по образу, человек получил тотчас после бытия, а по подобию имел принять после, по усовершенствовании». Strom. 2 p. 499. Это различение образа и подобия видим у Иринея (adv. hær. 4, 38. 5, 16), у Оригена (de princ. 3, 6), у Василия в. (Hexaem, Hom. 6), у Иеронима (in cap. 28. Sezech), у Исидора пелус. ер. lih. 3. 95. р. 294. Бл. Августин : «тот дух называет, ее сотворенным по образу и подобно Божию, в котором есть познание истины и любовь к добродетели. Ибо образ – в познании, а подобие – в любви; образ от того, что разумен, подобие от того, что духовен». De Spiritu et anima с. 10. Дамаскин: «по образу означает разумность и свободу, а по подобию – возможное подобие добротетели ( τ ν τς ρετς χατ το δ νατον, ομοιωσιν) Ort. fid 2, 12. 544 Мефодий: δεδημι8 ργτω γ ρ χα υτς εξω τς θοραν Sympos. dec. virg, Orat. 3. Тоже Василий в in Psal. 15, 5. Hom, quod Deus non est avctor mali § 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8-й 640 стр. 1857 г.). Первые следы этого мнения можно найти в суждении константинопольского второго Вселенского Собора, который всех пневматомахов отожествил с полуарианами и македонианами. 499 «Сии подлинно обратные, сложившись с арианами (συνϑμενοι τος ειανος) и с ними приняв участие в хуле на Божество, чтобы... именовать тварью Духа». К Серап. 1посл.10 гл. 18 стран. 500 Например, он говорил: «ариане ставят Сына за одно с тварью, а сии обратные (τοπιο) и Духа сопричисляют к тварям. Но им надлежало, одним Сына, а другим Духа не присоединять к тварям (1 сл. 18 гл. 29 стр.)». «Те и другие разделили между собой жребий противления истине и за неправомыслие своё, одни о Слове, а другие о Духе виновны в одинаковой хуле на св. Троицу» (1 сл. 1 гл. 2 стр.) «Но мнение последних не чуждо и ариан; решившимся отрицать Божие Слово естественно изрекать такие хулы и на Духа. Поэтому и в опровержение ариан нет нужды говорить что-либо новое; достаточно и того, что сказано против них прежде. Но (πς δε τος) с погрешающими в учении о Духе надобно говорить, исследовав дело в некотором обратном порядке» (1сл. 2 гл, 2 стр. Migne t. 2 d. 532). 501 Κατ μιν δ ποντα τ πονη τς σεβεας σπματα, πτεον μν π Αεου το ποττου τς ασεως ατεβλϑη, στεον δ, π τν τ ενου ας διαδεξαμνων, π λμ τν λησιν ξετφη, α ολουϑα τς σεβεας ες τν ατ το Πνεματος βλασφημαν πσηνεν. С. 3. CI. 549. Migne. Epist. class 2 ер.125. 503 Это название давалось духоборцам и св. Афанасием – πνευματομαχοντες (32 сл. cl. 605 ad. Serp.). 504 К Серап. 1, 1 гл.: Ατο μ μνον τσμα, λλ α τν λειτουγιν πνευμτων ν ατο εναι, α βαϑμ μνoν ατ διαφειν τν γγλων. Pair. Curs. Compl. t. 26 c. 532. P. Пер. 1–2 стр. ч. 3. 510 L. с. с. 10, 19 стр. Migne cl. 556: νγη τος γγλοις συναιϑμεσϑαι τ Πνεμα, τς τε ατν εναι συστοιχας α ατ, α γγελον εναι μεξονα τν λλων. 517 В 1 послании к Серапиону упоминается ещё о третьей библейской цитате духоборцев в пользу своего учения, именно – 4:1 Захар.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

В. Пр. Евн. 5 кн. 180–181 стр.), святость (ibid. 3 кн. 134–5 стр.), равночестие (Сл. о Духе ч. 4. 3. 2. Гр. Нисского) и др. Из всех отцов церкви с особенной подробностью на учении о свойствах Св. Духа останавливался св. Василий Великий , который дополнил св. Афанасия не только в исчислении Божеских свойств Св. Духа, но и в подробности анализа каждого из них. 533 Недостаток обилия и силы аргументации и скудость философского элемента в духоборчестве Петавий объясняет тем, что Лице Св. Духа было менее удобным для еретических умствований, потому что не представляло Само в Себе никакого даже кажущегося противоречия. 535 Василий В. Кн. о Св. Д. гл. 16, 19, 21; пр. Евн. 3 кн. ч. 3, 115–138; 5 кн. 181–6, 202–5 и др. 540 К Серап. 4, 3 гл. 80 стр. Τ Πνεμα ο ξνον στ τς το ϒο φσεως οτε τς το Πατς Θετητος. Migne c. 641. 541 К Серап. 4, 4 гл. 80 стр. Αλλ διον τς το λγου οσας, διον α το Θεο. Ibid. cp. 3, 5 гл. 72 стр. 545 1Посл.27, 45 стр. Πνεμα ν ν, μλλον δ το λγου νς ντος διον, α το Θεο νς ντος διον α μοοσιον στι (Ad Srp. 1 c. 27 Migne t. 26, c. 593). 546 Пр. Аполл кн. 1 тв. ч. 3, стр. 370. Ωσπε ϒς μοοσιο: πς τν Πατα μολογομενος, τλειος πς τλειον μολογεται, αϑ α τν γιον Πνεμα μοοσιος γ τις. с. 9 Migne t. 36, 1109. 547 К Серап. 1, 9 гл. 3 стр.: Τ γιον τ πνεμα τν ατν χει ντητα πς τν ϒν, ν ατς χει πς τν Πατα. 549 Τοιατην τξιν α φσιν χοντος τ Πνεμα(τος) πς τν ϒν, οαν ϒς χει πς τν Πατα. К Серап. 1, 21 гл. 35 стр. Migne 669 col. 551 Посл. к Иовин. 3 202 стр. – Краткая никейская формула: веруем и в Духа Святого Господа, хотя не определяет подробно и точно учения о Духе Св., но как устанавливающая одну общую точку зрения на Лица Св. Троицы, имеет такое же значение для суждения о вере церкви в Духа Святого, как и более пространное исповедание Сына Божия в первых членах Никейского символа. Эта общая точка зрения, составляющая существенную и характеристическую черту никейского учения, есть единосущие с Отцом Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

пуатьесский в конце 6-го века, полагает, что этот апостол проповедовал и погрбен в Персии, – Fartunat. Cartinum. Lib. 8, carm 4, ex editione Broweri, – Moguntiae, ан. 1603 49 De vitis apostolorum, n V, in Pal rologiae curs. Compl. t. XXIII, pag. 721. Сочинение это не принадлежит блаж. Иерониму, оно написано неизвестным греческим писателем, переведшим сочинение блаж. Иеронима de viris illustribus на греческий язык и пополнившим его некоторыми сведениями о тех апостолах, о которых блаж. Иероним не упоминал Пополнения эти с некоторыми видоизменениями ошибочно приписывают иногда разным греческим писателям жившим даже прежде блаж. Иеронима 50 Св. Григорий Нисский пишет. Ο μεσοποταμται τον Θωμαν, τον Ττον Κρτες, κα εροσολυμται κωβον, κα μεις οι Καππαδκαι τον εκατοντρχην, τον επι το πθος την θετητα το Κυρου ομολογσοντα Collectanea Monument. Veter. Edit. 1698, Romae, pag. 391, s. Gregorij Nysseni epist XIII. 52 Напр., Филосторий, кн. 3, параграф 4, 5 и далее, Histor. Eccles. Edit Valesii. Писатель сочинения de vitis apostolorum, называя Аравию Индией. Прибавляет, что это та Индия, которую называют счастливой; между тем в свидетельстве его об ап. Фоме этого прибавления нет. 54 Hieronym. De V A. n. 4 Bartholomaeus apostolus, Indis us, quidicuntur fortunatu, praedicavist evangelium Christi, et evangelium quod est secundum 57 Hieronym. De vit. Apost. n. 1, или Δωροθου περ τν μαθητν του Κυρου, Corp. Scriptor. Histor. Byzant. Tom. 5, стр. 349, ed. Venet. 1729,... 58 Aristid. In. Neptunum edit. Dundorf. Vol 1, p 40. Между тем в Коринфе служили Афродит и о нравственности его можно судить по словам ритора Диона Хрисостома к коринфянам πλιν ουκειτ. τν οσν κα γεγενημενων παφροδιτοττην, orat. 37, vol. 2, pag 119, ed Reiske. 60 1Посл. к Кор. п. 3: Παλος κρυξ γενμενος ν τ νατολ και εν τ δσει δικαιοσνην διδξας λον τν κσμον κα π τ τρμα τς δυσεως λθν 67 Petrus apostolus antiochenam eclesiam fundavit, ibique adeptus, sedit annis 23 Patrolog Curs Complet tom.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

   001    002   003