Служат к сему: 1) Псалмы приличные, каковые суть: 22, 26, 41, 114, 141. Сюда надлежит и псалмы покаянные, 6, 37, 50, 119, 142. 2) Из прочих книг неложного слова Божия, в коих ясно указуется: 1) что Бог не желает погибели грешника, но хощет всех до единого спасти: живу аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися от пути своего, и живу быти ему. Иезек.33:11. То же подтверждается. 1Тим.2:4. 2 ) Представить любовь Божию к человеческому роду, что Бог послал Сына Своего в мир единственно для спасения грешников, тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Иоан.3:16 . И Мф.9:13 . Глаголет: шедшее научится что есть, милости хощу, а не жертвы; не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние. И святой апостол Павел к Римл.8:31 ., аще Бог по нас, кто на ны. Иже убо своего Сына не пощади, но за ны вся предал есть его, како убо не и с ним вся нам дарствует. 3) Что грешник кающийся единственно благодатью Божией чрез веру живую, спасительную. А не иным чем оправдается. Рим.3:14–15 . Оправдаеми туне благодатью его, избавлением, еже о Христе Иисусе, его же предположи Бог очищение верою в Крови Его. К Ефес.2:1,9 . Благодатью есте спасении чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. Не от дел, да никтоже похвалится. К сему следует 1Посл. Иоанна 1:17 . Кровь Иисуса Христа (посредством истинного покаяния, и упования на него) очищает нас от всякого греха. Сюда надлежит к Евр.10:19. 4 ) Что сия Божия благость не преодолевается никакими беззакониями, только чтоб грешник принес истинное и искренное покаяние. Ибо небесный Отец тако кающихся любезно приемлет. И доказать сие примерами блудного сына. Лк.15:11 . Мыталя. Лк.19:2 . Разбойника. Лк.23:42 . Давида, прелюбодейство и убийство сотворшего, 2Царств.12:11–13. Петра отвергшегося. Лу.22:61. Иоан.21:15 , блудницы покаявшияся, Лк.7:38. 5 ) При изображении любви Божия к человеку прочесть от Иоанна главу 17, и 1Коринф. главу 15, и внушить, что смерть временная истинно кающимся, верующим и уповающим на Иисуса Христа, есть сон только и прехождение от сего многобедного жития прямо в вечное блаженство, Иоанна 5: 24. 6 ) Что те же во Христа верующии, ис упованием на него умирающи, воскреснут в последний день. Иоан 6:40 , не ко осуждению, 3:18, но к наследию царствия небесного, и к прославлению вечному. Филипп. 3:20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Славный остров Кипр знает, о чем я говорю. Похвальны ли такие дела латинян, святейший отец и преемник апостола Петра! Велел ли производить такие насилия Петр, смиренный и кроткий ученик Христов? Так ли учил предстоятелей, пиша в своем послании: пастырей ваших умоляю я , сопастырь и свидетель Христовых страданий, и соучастник в славе, которая должна открыться, пасите какое у вас стадо Божие, надзирая не нуждою, но охотно, и богоугодно, не скверного ради прибытка, но от усердия, не как обладающие наследием Божиим, но подавая пример стаду, чтобы, когда явится Пастыреначальник, вы получили неувядающий венец славы (1Посл. 5 гл.). Так учил Петр, и вы можете видеть, кто не повинуется его учению. Нам, говорит Герман, в утешение довольно той части послания, где повелевается скорбящим радоваться (гл. 1), чтобы испытанная как бы чрез огонь вера наша послужила нам в честь и похвалу в день пришествия Христова. Однако, патриарх просит папу: «Прости ми, кротчайший из всех твоих предшественников на престол древнего Рима, за то, что огорченное сердце обнаружило сии жалобы! Препояшь чресла твои силою, возжги светильник твоих добродетелей и поищи потерянной драхмы, а мы станем помогать тебе. Нам хорошо известно, что как мы греки, во всем стараемся блюсти православие, так церковь древнего Рима вооружается против мысли, будто она погрешима в каком-либо пункте и имеет нужду во врачестве или исправлении. Никто не примечает безобразия своего лица, если не посмотрится в зеркало, или другой кто не обратит на то внимания его. Но мы, заключает он, имеем многие, великие и ясные зеркала в евангелии Христовом, в посланиях апостольских и в писаниях отеческих; в них мы желаем смотреться; они всякому скажут истину. А кто не хочет смотреться в них, тот показывает этим, что еще раньше он увидел в них свое безобразие. Бог мира да пошлет нам пастырям Его разумных овец, ангела мира, как некогда пастырям Вифлеемским!» В грамоте к кардиналам, сказав о необходимости и важном значении добрых советников, патриарх заявляет свою готовность приступить к единению и продолжает: «Но я молю Царя Небесного, который принял зрак раба, чтобы он исторг из сердец наших всякое превозношение, восстающее против братского соединения нашего, и озарил дух ваш светом познания, чтобы нам действовать согласно и мирно, потому что истина обыкновенно рождает врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Святость – это безгрешность в мыслях, в словах и поступках, одним словом – во всей жизни человека, ν πσ ναστροφ, как выражается ап. Петр (1Посл. I, 15). В противоположность греховному состоянию, когда человек делает лишь то, что хочется ему самому, святость есть исполнение воли Божьей, полная преданность Богу. В частности, это целая совокупность христианских добродетелей: кротость, смирение, целомудрие, милосердие, долготерпение, отсутствие сребролюбия, тщеславия, зависти, гнева, лжи, лицемерия, лести и т. д. Таким образом, святость есть отличительный признак христианской жизни, как плод любви к Богу. Совершенство есть полное бесстрастие или уничтожение греха в корне и деятельная любовь к ближним, доведенная до самопожертвования. Любовь к Богу не имеет пределов и влечет человека к бесконечному развитию до богоподобного совершенства. Такова христианская жизнь или Царство Божие, основанное на земле Спасителем. Вот об этом спасении нужно спрашивать, доступно ли оно человеку при одном внутреннем содействии Св. Духа, без всякого внешнего руководства? Может ли христианин, стремясь к святой и совершенной жизни, довольствоваться одним внутренним действием благодати, без внешних форм церковного руководства. Уча не только о невидимой церкви святых, но и о церкви как видимом обществе, в котором правильно совершаются таинства и чисто проповедуется Слово Божие, т. е. уча о средствах благодати, протестанты отвечают на поставленный вопрос отрицательно. Но нам не учиться у протестантов. У них вся их религиозная внешность – одна непоследовательность, не имеющая никакой связи с сущностью протестантизма. Это – дань традиции и очень скудный ответ на здоровые, религиозные запросы. У нас же Церковь со всем ее устройством имеет самую тесную, органическую связь с православным сотериологическим учением. И только в Церкви возможны те великие учители спасения, которые на самом деле усвоили себе дух Христов и были действительными носителями Царства Божия на земле. Все они свидетельствуют и словом своим и примером, что достигнуть возможного на земле совершенства можно лишь под благодатным водительством Церкви святой и апостольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

При переходе через Чермное море: земные животные переменялись в водные, а плавающие в водах выходили на землю (19:18). Очень трудно подыскать библейские основания для этого повествования, имеющего себе параллель лишь у Филона (De Mose. 1. §18).    К перечисленным разнообразным «недоумениям» нельзя, наконец, не присоединить общепризнанного неправильного отождествления автором себя с Соломоном (Прем.7—9 глл., особ. 9:7—8), ведение речи от лица этого мудрого царя. Такое явное введение в заблуждение читателей несообразно с авторитетом канонически-богодухновенного писателя и писания и не имеет себе параллели в последних.    Из приведенных вероучительных и исторических «недоумений,» вызываемых книгой, ясно, что для православного богослова существует много положительных оснований не признавать рассматриваемую книгу канонической. Но на одних отрицательных результатах он не может остановиться. Эта книга входила и входит в состав Православной Библии. Почему ей такое место дается?    Бл. Августин в свое время защищал священно-библейский характер книги Премудрости Соломона тем соображением, что «знаменитые учители христианской Церкви, ближайшие ко временам апостолов, в подтверждение истины проповедуемого ими учения, приводили свидетельства сей книги, как книги священной» (De praed. sanct. 1, с. II). Действительно, таковых свидетельств в отеческой письменности очень много. Первое и древнейшее признается в творении Климента Римского, где подтверждается учение о всемогуществе Божием словами сей книги: «кто скажет Ему: для чего Ты это сделал или кто противостанет могуществу силы Его» (1Посл. к Кор.27­­ Прем.11:22; 12:12; 1Кор.60­­ Прем.7:17). Согласно с книгой Премудрости, Климент говорит о том, что «завистью диавола смерть вошла в мир» (1Кор.3 гл. ­­ Прем.2:24). Св. Ириней Лионский цитирует изречение книги: безсмертие приближает к Богу (Прот. ерес. IV, 38, 3 ­­ Прем.6:19). За ними следуют многочисленные уже цитаты из сей книги у св. Ипполита. Он находит здесь (особ. во 2:1, 12—20; 5:1—9) много ясных «пророчеств» о Христе и признает книгу «пророческою,» а автора ее пророком и отождествляет его с Соломоном: παλιν Σαλωμν περ Χρσου λγει, — говорит он (Demonstr.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Предмет обязательства в изречении Спасителя означается словом имя, которое в одинаковом смысле и силе соединяется с словами Отца, Сына и Святого Духа. Слово имя здесь не означает просто наименование; в таком смысле сочетание его с словом крестить, не заключало бы в себе никакого понятия; потому приличнее принять его в значении достоинства, славы, как оно иногда и употребляется; напр. ( Ин.17:6 ): Явих имя твое человеком, ( Евр.2:12 ): Возвещу имя твое братии моей, ( Флп.2:9 ): Даде ему имя, еже паче всякого имене. Таким образом, повелением крестить верующих во имя Отца и Сына, и Святого Духа возлагается на них обязанность в одинаковом смысле исповедовать славу Отца, Сына и Святого Духа. 3 Единство Божественного Существа, потому что в отношении к трем Ипостасям слово имя; употреблено в числе единственном. Кроме сего изречения в Новом Завете есть н еще весьма ясные указания на таинство Пресвятой Троицы, напр. А. Иоанн (1Посл.5:7) говорит: трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух и сии три едино суть. Ап. Павел Ипостасям Св. Троицы приписывает различные действия Благодатные ( 2Кор.13:13 ): Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святого Духа со всеми вами! И в Ветхом Завете представляются изречения о таинстве Пресвятой Троицы, впрочем, не так ясные, как в Новом. Сими изречениями или неопределенно показывается множество лиц в единстве Божественного существа, или определенно – троичность лиц. К первым принадлежат те, в которых Бог представляется говорящим о Себе в числе множественном, напр. ( Быт.1:26 ): Рече Бог сотворим человека по образу нашему и по подобию, (3:22): Се Адам бысть яко един от нас. Из числа последних изречений Ветхого Завета, то есть таких, в которых определенно указывается троичность Ипостасей, особенно замечательны следующие, как яснейшие прочих: 1) ( Ис.6:3 ): Ангелы славословят Триединого Господа следующею песнию Свят, Свят, Свят Господ Саваоф. В сей песни троекратное повторение слова «Свят» не есть простое выражение сильного чувства, но имеет отношение к троичности Божественных Ипостасей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

49 Сей разум словес апостольских не только соборными правилами и согласным многих отцов толкованием изъяснен, но и от гл. 5 того же послания довольно явствен: ибо апостол, требуя от истинной вдовицы, дабы равно же единому мужу была жена, ясно отличил ее от тех вдовиц, которые по смерти мужей посягать хотят. ст.11. Сея добродетель потому священнику предписана, дабы он невоздержания и слабости порока в себе не оказал, и тем как на чин нарекания, а себе срама и презрения не сделал. Чего для, если священник от слабости невоздержания оженится, то правило 1 Неокесарийского Собора от службы престати велит: если же блуд сотворит вовсе извергает. Оженивыйся, рече, пресвитер да престанет от службы: аще же блуд сотворит или прелюбодеяние, да извержется отнюдь, и да будет в место кающихся. 50 Сам списатель, увещевая нас к бдению на пришествие свое, совокупляет о трезвости: да не отягчают, рече сердца ваша объядением и пьянством. Потом наводит: бдите убо на всяко время молящееся. Лука 21:44.46. И Петр апостол, вооружая нас противу ратника нашего диавола, трезвость и бодрость совокупляет, 1Посл. гл.5. 51 Целомудр, по имени своему на греческом языке значит. Как святой Златоуст толкует в беседе 20-й Рим.: человека, здравый ум имуща: чему и славянороссийский перевод согласует, целомудр, то есть человек целое мудрование, или целый разум имеющий, ничем неиспорченный, нескудный, но во всем достаточный. 52 Изрядно Августин: не сказуйте, говорит, яко имате чистая сердца, аще не имате вкупе и очей чистых: нечистое бо око вестником есть нечистого сердца. Святой Златоуст о священстве книга 3, гл.3: подобает иерею, якоже на самых стоящу небесех между силами оньми, тако бытии чисту. 53 Тот же на Посл к Титу, нравоучение 2: не постника зде глаголет апостол, но того, который все страсти преодолевает, язык, руки, бесстыдные очи: се бо то есть воздержание, никакому себе не предавать пороку. 56 1-го Вселенского Собора правило 3: 6-го вселен. Правило. 5-го вселен. прав. 18: заповедь Иустиниана великого, 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

5 А как великого достоинства есть чин священнический. Так и труда не легкого, но весьма великого требует (что ниже явится из показания должности) да и имена коими единственно труды, бдение, терпение и подвиги, от пастыря требуемые, в божественном писании означаются, о томже довольно всякому дают знать. Не токмо ангелами о чем выше показано, нарицаются пастыри, но и земледелателями, 1Кор.3:6,15 . Жателями, Мф.9:37,38 . Винограда делателями, Мф.20:1 . Воинами, 2Тим.2:3 . И подвижниками, в позорище текущими, гл.4:5, 1Кор.9:24 . Стражами, Иезек.3:17. И волу молотящу уподобляются, 1Кор. 9:9 , 1Тим.5:18 . Златоуст в беседе 15 на 1Тим.: закон велит, не обротиши воля молотища. Видиши ли коликого труда истязует от учителя; Нет бо, нет труда, который бы подобен был труду его. И паки: не мзде точию внимаем, но и тому, как повелевает, глаголет бо: достоин есть делатель мзды своей. И потому, есть ли кто сладостям и покоищу дал себя, несть достоин: есть ли не будет волом молотящим, и против мраза и терний ополчася, не порет, не прежде упокоится, Дóндеже плоды в гумно соберет, несть достоин. Тот же церковный учитель во втором слове о священстве, в четвертой главе и в нравоучении 10, на 1Посл. к Солун. и в нрав. 3, на Деян. Апост. о многотрудном и опасном звании пастырском упоминает. А святой Григорий Богослов , тягость священническую рассуждал, сказует: что священнику знать, как порученную себе паству добре управить. Есть наука всех наук и художеств высочайшая. 6 За достоинством священства и трудностью пастырского дела и опасность превеликая следует: сколько бо чин высок, и управление его многовоздаваемо, столько напротив того, неисправность в нем, а паче леность презренна и окаянна, и жесточайших мук виновна есть. Мф.24:48,49.8 и на 25:30. Павел апостол, когда сей столь страшный и опасный пастырства чин препоручал преемникам своим: то о наблюдении сего чина заклинал их Богом, оживляющим всяческая и Господом Иисусом Христом, хотящим судити живым и мертвым, и избранными (его) ангелы, яко суда Божия ревностными исполнителями, 1Тим.5:21, 6:13, 18 и 2Посл. 4:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Боязнь навлечь гнев любимого отца удерживает тебя от многих поступков. От отца видимого перенеси свою мысль к Отцу невидимому. Бог есть Отец невидимый для всех людей. Она находится на всяком месте, знает все человеческие дела, мысли, чувства и желания. Его-то и бойся больше, чем отца своего, прогневать чем-нибудь, остерегайся думать, говорить или делать что-либо неугодное Богу, противное Его заповедям. Помни, весело и приятно на душе будет тогда, когда будешь исполнять Его волю и усердно молиться Ему 8 . В указанных примерах материал для бесед заимствован из опытов жизни самого ребенка и лиц близких к нему. Это возлагает на родителей обязанность заботиться об установлении правильных отношений между собою и ребенком. Родители должны внедрять в дитя любовь, почтение и послушание прежде всего к себе самим. По сильному выражению профессора Олесницкого, родители суть первое божество для дитяти. Понимать это выражение нужно в том смысле, что родная семья служит сферою, где чувства, из которых слагается религиозность, имеют применение, упражнение и развитие. Великий Учитель и апостол любви св. апостол Иоанн выражает эту мысль так: «Если не любим ближнего, которого видим, Бога, которого не видим, как можем любить» (1Посл. 4:20). Сам Иисус Христос учит людей представлять свои отношения к Богу под образом сыновних, когда повелевает обращаться к Богу с воззванием «Отче наш». Замечено, к религиозным предметам восприимчивее бывают те дети, в которых позаботились развить чувства истины, правды, благожелания к людям. Божественная Премудрость выразила эту мысль в словах: «чистые сердцем Бога узрят». Вполне правдивый психологически разговор приведен в Журнале журналов за 1898 год «Я полюбил народ, сказал знаменитый народник Америки Генри Джордж, и любовь эта привела меня ко Христу, лучшему другу и учителю народа». «А я, сказал кардинал Менинг, полюбил Христа, и от Него научился любить народ, за который Он умер». Материал для бесед, заимствуемый из окружающей природы Другой неиссякаемый источник, откуда черпается религиозными родителями материал для бесед, есть окружающая и неотразимо действующая на ребенка природа. Не даром же ее называют раскрытою перед человеком книгою. Как сочинитель, пишет св. Тихон Воронежский, из разума своего измышляет слова и наносит их на бумагу и таким образом сочиняет книгу и как бы из ничего ничто делает. Так и премудрый и всемогущий Создатель что в Божественном разуме Своем имел и что восхотел, все сотворил и как бы книгу из двух листов, т.е. неба и земли состоящую сочинил; в этой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость. Каждая вещ и разные творения, добавляет св. Василий Великий , суть некоторые буквы, по которым читаем провидение и высочайшую премудрость Творца. Мир, повторил недавно Папа Лeb XIII , это книга, на каждой странице которой начертаны имя Божие и премудрость его; и тот будет более убежденным христианином, кто в ней больше прочтет и поймет прочитанное».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Maly...

12 Напр. Гроций, Волкелий. Смотр. Calov in Mich 5, 2, pag 558, 859. Jahn. Vatic Mess, 2. pag 147. 13 Не излишне здесь припомнить и то, что во всех описаниях Иоанна Богослова жизнью или животом называется, по преимуществу, Иисус Христос, как Спаситель человеков и Божественный Жизнодавец. Смот. Еванг. 1:4; 3:15, 36; 5:40; 6:40; 10:10, 28; 11:25; 14:6; 17:2. 1Посл. 1:1, 2; 2:25; 5:11, 12, 13, 16. Апок. 2:10 . 21 August. Scholz Nov. Test, graece ad fidem testium criti corum etc. volum. II. pag. 334. Edit Lipsiae 1836. 28 ησο Χριο, ς πρ ανων παρ Πατρ ν κα ν τλει φνη. Epist. ad Magnesian. § 6. pag 33. 29 Ες Θες ν φανερσας αυτν δι ησο Χριο το ιο Ατο, ς ν Ατο Λγος διος. – Epist. ad Magnesian. § 8. pag, 34. Edit. Woss. Amstelod. 1746. 30 Nonni Panopolit. Metaphrasis et interpretatio Euangel. Iohannis pag. 2. Edit. Heinssii. 1627. Lugduni. 31 Oper. S. Ioh. Chrysost.Tom. XII, Hom, 9. pag. 383. Edit. Montfauc. Можно указать употребление глагола φρειν в смысле промышления Божия и мироправления в словах иудейского писателя Филона ε πντα φρων σπουδαα Θες, νεγκε κα τοτο γνος. Lib. de nom. mut pag. 1084. C. 38 Без всяких изменений, по правилу 2-го вселенского Константинопольского Собора: «Да не отменяется Символ веры трех сот осминадесяти Отцев, бывших на Соборе, в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен». Прав. 1. Смотр. Книг. Правил св. Апостол, Соборов и Отцев. стр. 37. изд. 1843 года 41 То есть, кровью Иисуса Христа, за нас на кресте пролиянную и, для всех верующих, животворною. 56 См. Cap. XI Epist. ejus ad Diognetum. Patr. Apostol. Opp. pag. 320. Hefele. ed. Tubing. 1847. 63 Cap. XII. pag. 273. Latina extant in vers.,a Jacobo Faber Stapulensi,a 1498 Parisiis evulgata; graeca vero desiderantur. Hefele. 67 За три дня до того, как св. Поликарп был схвачен, во время молитвы было ему видение. Виделось ему, что возглавие его горело огнем. Тогда обратясь к бывшим с ним, он сказал пророчески меня сожгут живаго Eccl. Smyrn. de Mart. S. Polycarpi Epist. circul. cap. V. pag. 280 Hefele.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

4, d. 208. 470 Λγος ν α Σοφα το Πατς χει πντα τ το Πατς: τ: διον, τ τεπτον, τ ατ πντα α ν πσιν μοιον, τ μ πτον α στεον, αλλ τ συνυπχειν τ Πατ, α ατ τ τς ϑετητος Εδος Ατν ναι, α τ δημιουγιν, α τ μ τξεσϑαι. Migne, t. 1, с. 17, p. 577. Ep. ad. epp. Eg. et Lib. 471 Αε δ ν α στι, α οδποτε ο ν. Αιδον, γ ντος το Πατς, διος ν εη, α τοτου λγος α Σοφα. c. arn. с. 9, Mign. t. 2 cl. 29. 472 ϒς ληϑινς φσει α γνσις στι το Πατς, διος τς οσας ατο, Σοφα μονογενς, α λγος ληϑινς α μνος το Θεο ατς στιν. Θες στιν ληϑινς, ληϑινο Πατς μοοσιος πχων. Ibid. Cl. 28–29 с. 9. 473 Но этим мы совсем не хотим сказать того, что в период мужей апостольских и апологетов не было самой веры в Св. Духа, не было никакого о Нём представления, – ни того, что мужи апостольские не делали различия между второй и третьей Ипостасями Св. Троицы, ни того, что они считали Св. Духа только принципом Божества или даже тварью, как всё это высказано было, в особенности по поводу Пастыря Ерма и творений Иустина, западными учёными – Бауром (Christliche Lehre von Dreinigkeit, t. 1, S. 155, 300–310. Vorlesungen über christliche Dogmengeschi- chte. В. I. S. 507–508), Неандером (Christliche Dogmengescbichte. t. 1. S. 181–182), Ляягеном и др. 480 Напр. In Genes t. 1; De princ. 1. 4 n. 26; In Ioann, t. 13; n. 36: πισπτεον δ α πε το γου Πνεματος. 490 Мнение о происхождении Св. Духа от Отца через Сына является с точки зрения Оригена на Лица Св. Троицы вполне естественным; при субординатическом воззрении на Лица Св. Троицы Оригену было бы странно даже держаться учения о непосредственном происхождении от Отца не только Сына, но и Св. Духа. Происхождение Св. Духа от Отца через Сына определяет точку зрения Оригена на положение Св. Духа в Троице и Его отношение к Сыну. 491 1Посл. 1 гл. 2 стр. Ср. 33 гл. 53 стр.; 2Посл. 1 гл. 55 стр.; 3Посл.7 гл. 76 стр.; 4Посл.23 гл. 104 стр. 494 Например, Неандер и Герцог (энцикл.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001   002     003