13.3. Окончательное отвержение Саула Окончательное отвержение Саула Богом произошло в результате его действий во время войны против амаликитян. Эта война имела совершенно особенное значение, потому что в свое время, когда амаликитяне препятствовали израильтянам во время Исхода, Господь повелел Моисею оставить после себя наказ о том, что амаликитяне должны быть истреблены. И вот исполнить это завещание выпало Саулу. Самуил говорит ему: «Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его... теперь послушай гласа Господа,… иди и порази Амалика… и истреби всё, что у него; не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию всё» ( 1Цар. 15:1–3 ). Саул отправляется в поход, действительно одерживает победу, но лучших из овец и волов и всё хорошее у амаликитян он не захотел истребить, а уничтожил всё маловажное и худое. Нечто подобное мы видели при описании захвата земли обетованной в Книге Судей ( Суд. 1:27–35 ). Саул и его воины разом сделали два якобы полезных дела: исполнили, как посчитали нужным, заповедь Божию и захватили себе много хорошей добычи. Когда Саул возвращается из похода, навстречу выходит ему Самуил, которого Саул приветствует первым: «Благословен ты у Господа, я исполнил слово Господа». И сказал Самуил: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» И сказал Саул: «Привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему, прочее же мы истребили». Заметим эту особенность – «Богу твоему». И сказал Самуил Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление – то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» ( 1Цар. 15:13–15, 22–23 ). И хотя Саул пытается принести какую-то видимость покаяния, но совершенно очевидно, что это именно видимость и больше его заботит то, чтобы всё это не сделалось явным и видимым для народа, чем то, что он отвержен Богом. После этого Самуил ушел в Раму и более не виделся с Саулом до дня смерти своей ( 1Цар. 15:35 ). 13.4. Помазание Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

1 Января. Поучение о Самуиле О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу ( 1Цар.1:27–28 ) У Бога испрошенным и Богу посвященным был Самуил, пророк и вождь народа израильского. Блаженная Анна, бездетная мать его, слезами и жертвами испросила его у Бога. И его, единственного сына, наибольшее благо свое, отдала с самого детства на служение Господу. Мудрая мать считает своих детей не своими, а Божиими. Божии они и когда их Бог дает, и когда их Бог забирает, но более всего они Божии, когда их мать сама Богу посвящает. Божий дар возвращается Богу как ответный дар. Ибо мы ничего своего не имеем, чтобы дать Богу, а только то, что от Него получаем. И жил отрок Самуил при храме среди испорченных сыновей священника Илия, однако не испортился. И Господь не пожелал являться грешным старикам, а явился этому чистому ребенку... Ибо Самуил исполнял волю Божию и не позволил, чтобы осталось хоть одно из слов Его неисполнившимся ( 1Цар.3:19 ). И был Самуил судиею народу израильскому от юности до старости, и не сделал ничего плохого ни Богу, ни людям. И Бог дал ему силу, и он пророчествовал и творил чудеса; всех врагов Бога и врагов народа он победил, и двух царей помазал – Саула и Давида. А когда состарился, то созвал народ и спросил, учинил ли когда-либо над кем-то насилие или взял ли от кого что. А народ единогласно ответил: ты не обижал нас, и насилия над нами не чинил, и не притеснял нас, и не взял ничего из чьей-то руки ( 1Цар.12:4 ). Вот такой человек был тот, кто Богом дарован и Богу в ответный дар принесен и кто возрастал с благословением Божиим и благословением материнским. Пусть же матери используют пример Анны блаженной; пусть судьи и вожди народные используют пример Самуила праведного. О Господи Святый и Пресвятый, Благий и Преблагий, отвори души наши, чтобы мы видели святость и благость Твою, да чтобы раскаялись в злых делах своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1Пар.2:13 .  Иессей родил первенца своего Елиава, второго – Аминадава, третьего – Самму, 1Пар.2:14 .  четвертого – Нафанаила, пятого – Раддая, 1Пар.2:15 .  шестого – Оцема, седьмого – Давида. В параллельном данным стихам месте ( 1Цар.16:8–12 ) упоминаются только три старшие сына Иессея, следующие же три в Священных книгах более не встречаются. Кроме того, как по данному месту, так и по ( 1Цар.17:12 ) Иессей имел восемь сыновей, но не семь, как значится в 15 стихе, восьмым, младшим считается Давид. Пропуск одного в кн. Паралипоменон объясняют тем, что он не оставил потомства. Впрочем, сирский и арабский перевод данного места держатся счисления книг Царств; «Елигу седьмой, Давид восьмой». 1Пар.2:16 .  Сестры их: Саруия и Авигея. Сыновья Саруии: Авесса, Иоав и Азаил, трое. 1Пар.2:17 .  Авигея родила Амессу; отец же Амессы – Иефер, Измаильтянин. Две сестры Давида – Саруя и Авигея известны по своим сыновьям-героям. Саруя, как мать Авессы, Иоива и Азаила ( 1Цар.26:6 ; 2Цар.2:18 ), которые и называются по имени своей матери ( «сыновья Саруи» – ( 2Цар.3:39 )), но не по имени менее знаменитого отца. Авигея – как мать принимавшего участие в возмущении Авессалома Амессая ( 2Цар.17:25 ). Отец этого последнего называется в ( 2Цар.17:25 ) «Ифра израильтянин», а в настоящем стихе 17 «Иетер измаильтянин». Которое чтение вернее, сказать невозможно. Но если бы Иетер был израильтянином, то это не стоило бы замечания; наоборот, заслуживает упоминания, что он измаильтянин: даже во времена Давида евреи не чуждались браков с иноплеменниками, не были исключительным народом. Ввиду подобного соображения чтение кн. Паралипоменон представляется более правдоподобным. Наконец, последнее различие и даже противоречие между ( 1Пар.2:16–17 ) и ( 2Цар.17:25 ) заключается в том, что во втором месте Саруя и Авигея называются «дочерями Нааса», но не Иессея, как в первом. Но это разногласие уничтожается тем предположением, что они были одной матери, но разных отцов, приходились Иессею падчерицами. 1Пар.2:18 .  Халев, сын Есрома, родил от Азувы, жены своей, и от Иериофы, и вот сыновья его: Иешер, Шовав и Ардон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

231 Но о такой противоположности не может быть и речи. Напротив, и построением жертвенника и совершением жертвоприношений ( 1Цар.10:8; 11:15; 13:8,9 ) он содействует поддержанию служения Иегове и жертвами. 232 Самое построение жертвенника вне скинии, вопреки закону, объясняется, быть может, тем, что лишенная ковчега завета скиния потеряла значение исключительного места жертвоприношений. Едва ли может быть признано вполне удовлетворительным и Кёлерово объяснение существования ковчега завета вне скинии собрания. " В Силом он (ковчег завета) не мог быть возвращен, говорит Кёлер, потому что этот город был разрушен и отвергнут, как местожительство Иеговы; не мог он быть соединен опять и со скиниею собрания, потому что всякое место, на каком бы она ни была поставлена, было бы избрано произвольно: Иегова не избрал еще никакого нового местожительства среди Израиля». 233 Конечно, по отношению к скинии собрания всякое место, без указания Иеговы, было бы избрано произвольно; но место ковчега завета в скинии было законное, а не определенное людским произволом, – в святое святых скинии он и должен бы быть поставлен, если только она существовала. Если же он не был поставлен сюда, то должны быть предположены не только отсутствие прямого указания Иеговы, – к чему такое указание для того, чтобы поставить ковчег на место, для него назначенное? – но и положительная причина, препятствовавшая народу сделать и должное по закону. И такую причину можно, кажется, указать. Известно, что жители Вефсамиса приняли с радостью возвратившийся из плена ковчег завета ( 1Цар.6:13–15 ) и, нет сомнения, отправили бы его в город, где стояла потом скиния. Но жестокое поражение многих из них смертию 234 возбудило в них, а также и в других израильтянах ужас пред ним. Оно свидетельствовало, что гнев Божий на них, открывшийся в пленении ковчега, не прекратился еще доселе, – что и возвращение ковчега приносит также бедствия. Этим объясняется, что жители Вефсамиса не пересылают ковчега прямо к месту тогдашнего пребывания скинии, a посылают первоначально послов в Кириафиарим с приглашением взять его от них ( 1Цар.6:20,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3382 Что же касается скинии, то она во времена Судей была приурочена к определённому месту: по 1-й книге Царств, Елкана, отец Самуила, ходил... из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом ( 1Цар.1:3 ). В то время, когда Анна мать Самуила, совершала свою молитву пред Богом, Илий священник сидел... на седалище у входа в храм Господень ( 1Цар.1:9 ). Следовательно, скиния стояла в Силоме; переносили с места на место в это время один ковчег: так после поражения Филистимлянами, старейшины Израилевы говорят ( 1Цар.4:3–4 ): возьмём себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдёт среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах. То же было и ранее Илия: сыны Дана вскоре после того, как заняли доставшийся им по жребию удел, отняли у некоего Михи истукан и имели у себя этот истукан., во всё то время, когда дом Божий находился в Силоме ( Суд.18:31 ). Из сказанного видно, что мысль о скинии, которую можно было бы разбирать и переносить по частям, не могла появиться и получить подробнейшую обработку во всех мелочах ни после Давида, в эпоху первого и второго храма, ни во времена Судей, и должна быть отнесена ко времени Моисея. Многие обрядовые постановления, особенно в книге Ле- —71— вит, прямо указывают на существование лагеря, стана („махане“), в котором или возле которого имело место их исполнение. В главе 4-й книги Левит ( Лев.4:11–12 ) священнику делается такое предписание относительно тельца, приносимого в жертву за грех: кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжёт его огнём на дровах (то же в ст. 21-м). Согласно 6-й гл. ст. 11, священник должен вынести пепел, остающийся от жертвы всесожжения, также вне стана на чистое место. По закону, прокажённый должен жить отдельно, вне стана жилище его ( Лев.13:46 ); для очищения священник выходит вон из стана и совершает обряды очищения; очищаемый же, после должного омовения и острижения волос, входит в стан и пребывает семь дней вне шатра своего (огел – палатка, шатёр, – Лев.14:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) луча Изображая торжественное шествие Господа, пророк Аввакум говорит: Бог от Фемана грядет и святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; От руки Его лучи (qarnayim) , и здесь тайник силы Его ( Авв.3:4 ). Использование слова qeren в подобном значении в Священном Писании встречается единственный раз. Однако в книге «Исход» есть текст, имеющий подобную интерпретацию ( Исх.34:29,30,35 ). Это достаточно загадочное место Священного Писания, где повествуется о сиянии лица Моисея после его общения с Богом на Синае. В этом стихе мы видим корень, но не в форме существительного, а в форме глагола qaran – 1) «быть рогатым»; 2) «излучать, сиять» 20 . Возможность двоякого перевода глагола qaran послужила причиной появления двух традиций чтения указанных стихов: в Септуагинте – и не знал он (Моисей) , что прославился вид лица его ( Исх.34:29 ); и в Вульгате – et ignorabat quod cornuta esset facies sua – и не знал, что рогато лицо его . Латинский перевод повлиял на формирование западноевропейской традиции изображения Моисея; 4) силы, крепости, царства, владычества В указанном значении слово «рог» в Священном Писании встречается в нескольких устойчивых выражениях: а) rama qeren – «рог вознесся» ( 1Цар.2:1, 10 ; Пс.74:11; 88:18; 91:11; 111:9 ); б) gada qeren – «сломил рог» ( Пс.74:11 ; Плач.2:3 ). Рассмотрим эти выражения подробнее. Пророчица Анна в благодарственной молитве к Богу по случаю рождения Самуила говорит: Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем ( 1Цар.2:1 ). И завершая свое благодарение, возглашает: Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего ( 1Цар.2:10 ). Очевидно, что слово «рог» в указанном контексте употреблено в переносном значении. Перед нами библейская метафора. Согласно классификации метафор Б. В. Томашевского это тот случай, когда явления порядка нравственного и психического заменяются явлениями порядка физического. Но какие мысли и чувства передает рассматриваемая метафора? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выяснить, что означает слово «рог» в анализируемом контексте.

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

4. Если душа пришла к Нему в раннем возрасте и, как кажется, не знает иных уз, но от начала посвятила Христу девственный цвет веры своей и, совсем юной обрученная с Ним первыми таинствами благочестия, приняла святое служение, – это душа израильская, древнего происхождения, 454 из рода патриархов, которая сохранила неповрежденным течение веры, и как невеста будет в большом почете у Девственного Слова, словно та, которая сохранила праведность, и встретит ее [мудрость], как мать, и примет, как супруга, взятая девой ( Сирах. 15. 1–2 ). 455 5. Другая также найдена среди племен, и обе они супруги Единого Слова, что есть великое таинство ( Еф. 5. 32 ). Это тебе показывает книга Царств. Сам Давид имел двух жен, Ахиноаму Изреилитянку и Авигею, 456 которую он нашел себе позднее; первая была чересчур суровой, а вторая была полна милосердия и благодати: это была душа гостеприимная и свободная, с открытым лицом взирающая на Отца и созерцающая Его славу, восприявшая эту божественную росу Отчей благодати, 457 как истолковывается ее имя. А что есть роса Отчая, как не Слово Божие, которое наполняет сердца всех влагой веры и правды? 6. Поэтому хорошо говорит этой душе истинный Давид, ибо так сказано Авигее: Благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу Мне и благословен нрав твой ( 1Цар. 25. 32–33 ). И вновь говорит ей: Иди с миром в дом твой; вот, Я услышал голос твой и почтил лице твое ( 1Цар. 25. 35 ). Также и в Песни песней есть эти слова жениха к невесте: Покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой ( Песн. 2. 14 ). 7. И тогда она была отпущена, потому что имела другого мужа 458 которого звали по-еврейски Навал, в переводе это значит «неразумие», 459 " грубый, 460 негостеприимный, недобрый, неблагодарный, не умевший исполнять обязанности». 461 Но после того как умер ее муж, освобожденную от закона мужнина, 462 ее взял себе в жены ( 1Цар. 25. 40 ) пророк Давид. 8. Но в этом месте оплакивается не она, а та Ахиноама, 463 которая была жестока к брату, и потому брат стал ей обузой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

7.12. Из истории ковчега Завета. Ковчег в плену Был в истории Израиля своеобразный случай. Во дни судейства первосвященника Илия израильтяне выступили против филистимлян на войну ( 1Цар. 4–7 главы). Потерпев в первом сражении тяжкое поражение, израильтяне осознают необходимость присутствия Ягве для успешного ведения боевых действий. С этой целью ковчег Завета приносится из Силома в воинский стан. С сильным криком, как Самого Бога, встретили израильтяне ковчег, так что застонала даже сама земля. Устрашились весьма и язычники-филистимляне. И устрашились филистимляне; ибо сказали: Бог тот пришел к ним (израильтянам) в стан. И сказали: горе нам!.. Горе нам! Кто избавит нас от руки этого сильного Бога ( 1Цар. 4:7–8 )? Но израильтяне вновь потерпели поражение и на сей раз еще более лютое. Ягве не благоволил Своему народу за грехи священников Офни и Финееса, сыновей первосвященника Илия. И ковчег Божий был взят в плен филистимлянами. Израиль потерял свою главную святыню. И не только святыню. Жена погибшего нечестивого священника Финееса родила сына и назвала младенца Ихавед (И-кавод), что значит «бесславие», сказав: отошла слава от Израиля – со взятием ковчега Божия... отошла слава от Израиля; ибо взят ковчег Божий ( 1Цар. 4:21 ). Имя младенца Ихавод (бесславие) указывает не столько на позор Израиля, сколько именно на отход славы Ягве от народа вместе с пленением ковчега. Страшнее этого произойти не могло ничего. Бог оставил Свой народ. Таким образом становится понятным, почему первосвященник Илий упал с седалища не тогда, когда узнал о гибели в бою сыновей, а когда услышал о пленении ковчега. Сколь ни велика была отцовская скорбь, но последнее было ужасней. Обретенное народом через Моисея присутствие Божие было утрачено... Однако и филистимляне много претерпели, обретя ковчег Завета с Ягве. Присутствие славы Ягве оказалось нестерпимым для язычников. И отяготела рука Ягве над ними. Идол Дагон силой Божией оказался низвержен пред ковчегом Ягве. Мучительные наросты на жителях филистимского города Азота и множество мышей по всей их земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

9-я глава. С 9-й главы начинается, собственно, повествование о первом иудейском царе Сауле: в Гиве Вениаминовой – из колена Вениаминова он был – в доме некоего знатного человека Киша пропали ослицы. И он посылает своего сына, Саула, со слугой искать этих пропавших животных. Они ищут три дня, о Сауле же говорится, что он был необычайной красоты, телосложения, силы и выше был на целую голову всего Израиля – ну просто вот предназначен для царского , чтобы занять царский престол. Ищут три дня, не находят, Саул говорит слуге: пора возвращаться домой, ибо о нас будет безпокоиться отец. Слуга говорит: вот, мы находимся недалеко от города, где живёт человек Божий, всё, что он ни говорит, сбывается. Пойдём, спросим его. И он укажет нам, где эти ослицы затерялись. Саул говорит: да ведь мне и дать-то ему нечего, с собой ничего нет. У меня сохранилось столько-то и столько-то! И пошли! И посмотрите, какое здесь даётся толкование, замечание.               9-я глава, 9-й стих: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу. Ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем» ( 1Цар. 9:9 ). И вот пошли. А Самуилу было накануне их прихода откровение: к тебе придут два человека, и одного из них ты помажешь в цари. Входят они в город, узнают, где находится Самуил, и встречаются с ним. И как < только > Самуил посмотрел на этого Саула, так внутри себя услышал голос: Вот он, помажь его. Он приглашает после обетного жертвоприношения к себе на пир, усаживает его на почётное место, оказывает ему все знаки внимания, даёт самые лучшие части, которые полагалось есть только священникам, и просит его остаться заночевать у него: А завтра утром я скажу тебе всё, что у тебя на сердце. – Вот ведь какие пророки-то были. Всё знали, что открывал им Господь. И вот эта пророческая линия так и прошла, можно сказать, до V-ro столетия, не прерываясь до Малахии. Рано утром Самуил встаёт, провожает их, в воротах города отсылает слугу вперёд, и, оставшись с ним наедине, вынимает вдруг из пазухи рог с елеем, и возливает ему на голову, и говорит: Господь помазует тебя в царя над Израилем, и ты будешь одерживать победы над филистимлянами, и смиришь их. Иди домой, на пути с тобой произойдут такие-то встречи, и жди меня семь дней. До моего прихода не начинай никаких сражений, никаких войн (см. 1Цар. 10:1–8 ). И сказано, что после того, как Самуил возлил на него , «Бог дал ему иное сердце» ( 1Цар. 10:9 ). А когда он пришёл домой, все увидели, что с ним произошла какая-то перемена: Что тебе сказал прозорливец? – Он ответил, что ослицы нашлись. – А что он помазан в цари, не сказал: пророку нужно теперь объявить этого царя всенародно – перед всеми в его народе, потому что посвящение произошло один на один. Теперь надо это обнародовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ho и святые отцы убеждают нас вооружаться против подобных прельщений. Святитель Григорий Нисский в «Слове о чревовещательнице» изъясняет, что дух, с которым беседовал Саул, не был духом Самуила, но духом бесовским. И невозможно, продолжает святитель, чтобы он был духом Самуила, ибо на призыв волшебницы вышел «представлявшийся Самуилом» 155 , а не сам пророк. Так Саул, вместо того чтобы говорить с Самуилом, говорил с диаволом в образе Самуила. Этот мнимый Самуил сказал ему: завтра ты и сыны твои будете со мною ( 1Цар.28:19 ). Но как мог произнести это святой и праведный пророк, которому Бог поведал о Сауловом отвержении: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? ( 1Цар.16:1 ) и который при жизни сам возвестил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем ( 1Цар.15:26 )? Суровые же слова Писания: Так умер Саул за свое беззаконие... за то, что... обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа ( 1Пар.10:13–14 ) вполне подтверждают толкование божественного отца Церкви Христовой. А святой Иоанн Лествичник говорит: «Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр», ибо «бесы тщеславия – пророки в снах... Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком» 156 . И все другие отцы из-за опасности прельститься «видениями и снами» принимали открываемое в них не иначе, как после длительного и строгого испытания. Спирит : В Священном Писании неоднократно повествуется о явлениях умерших праведников и ангелов. Отсюда мы заключаем, что в спиритизме нет ничего противохристианского. Священник : То правда, что Священное Писание повествует о пророках Моисее и Илии (см.: Мф.17:3 ), явившихся во время преображения Иисусова на Фаворе, как и о явлении в Иерусалиме многих усопших святых... по воскресении Его (см. Мф.27:52–53 ). Еще чаще говорит оно о явлении ангелов. Так, ангел предвозвещает рождество святого Иоанна Предтечи (см.: Лк.1:11–20 ) и Самого Спасителя (см.: Лк.2:9–15 ), укрепляет Господа за молитвой в Гефсиманском саду (см.: Лк.22:43 ) и открывает мироносицам тайну Его восстания из мертвых (см.: Мф.28:2–7 ; Лк.24:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010