Черпание воды и поливание ею пред Господом служило символом глубокого сокрушения о грехах и вместе покаянной жертвы еврейского народа. В Плач.2:19 кн. «Плач Иеремии» встречается выражение: «Изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа!» «Судил» – в смысле разбирал дела и тяжбы народа, наставляя его в истинном законе. 1Цар.7:7 .  Когда же услышали филистимляне, что собрались сыны Израилевы в Массифу, тогда пошли владетели филистимские на Израиля. Израильтяне, услышав о том, убоялись филистимлян. филистимлянам представилось, что евреи сосредоточились в Массифе не иначе как с враждебной к ним целью. 1Цар.7:9 .  И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его [со всем народом] во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь. В отношении особенностей религиозного и общественного быта евреев период Судей может быть рассматриваем как период патриархальной реакции в жизни народа. Закон о единстве богослужебного пункта и исключительности богослужебных лиц не был соблюдаем с большой строгостью даже лучшими из евреев того времени. Помимо скинии, жертвы Истинному Богу приносились и там, где то или другое лицо ощущало потребность в их принесении; и приносились нередко людьми, не имевшими священного сана. (Подробнее см. в соч. И. Троицкого «Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей». Спб., 1885.) «Ягненка от сосцов» – жертвенный агнец должен быть по закону ( Лев. 22:27 ) не моложе семи дней. 1Цар.7:11 .  И выступили израильтяне из Массифы, и преследовали филистимлян, и поражали их до места под Вефхором. По мнению епископа Гервея, между евреями и аморреями был заключен оборонительный союз, направленный главным образом против филистимлян (Английская Комм. Библия ). 1Цар.7:17 .  потом возвращался в Раму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу. См. примеч. к 1Цар.7:9 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Книги Царств. Первая книга Царств. 94-173 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14 на мне, господин мой царь, да будет вина. Этими словами женщина либо выражает готовность принять на себя всю ответственность в случае, если заступничество царя за ее оставшегося сына будет признано незаконным, либо просит разрешения продолжать говорить ( 1Цар. 25,24 ). 14 помяни, царь, Господа Бога твоего. По просьбе женщины Давид клянется именем Господа, что оградит ее сына от «мстителей за кровь». Как это было в случае с притчей Нафана (12,1–6), вынесенный приговор имеет непосредственное отношение к самому Давиду (ср. ст. 13: «обвинил себя самого»). 14 но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного. Букв.: «не отнимет жизнь». В прямом значении эти слова представляют собой явное искажение истины о полновластии Господа над человеческой жизнью (напр., Втор. 32,39 ; 1Цар. 2,6 ; ср. 2Цар. 12,16 ). В контексте крайне эмоциональной речи говорящей с Давидом женщины такое искажение объяснимо, однако стоит лишь изменить одну букву в древнееврейском тексте этой фразы, и получается более приемлемое суждение: «Бог не отнимет жизнь у того, кто помышляет, как бы не отвергнуться от Него». 14 Ангел Божий. Женщина льстит Давиду, превознося его якобы сверхчеловеческое умение вершить правосудие (см. ст. 20; 19,27; 1Цар. 29,9 ). 14 Гессур. См. 13,37. 14 а лица моего не видит. Давид разрешает Авессалому вернуться в Иерусалим, но отчуждение между отцом и сыном некоторое время сохраняется. 14:25–26 Говоря об Авессаломе, как прежде о Сауле, повествователь сообщает лишь о чертах его внешности (ср. 1Цар. 9,1,2 ). Подробности относительно волос служат намеком не только на природное тщеславие Авессалома, но также, вполне вероятно, и на то, какая смерть его ожидает (18,9). 14 три сына. См. ком. к 18,18. и одна дочь, по имени Фамарь. То обстоятельство, что Авессалом назвал дочь именем Фамарь, свидетельствует не только о его страданиях из-за бесчестия сестры, но и о безудержном желании посчитаться с обидчиком, постоянно напоминать о вине которого и было призвано имя дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

28 . Он идет на Аиаф, проходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы. 29 . Проходит теснины, в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась. 30 . Вой голосом твоим дочь Галима; пусть услышит тебя Лаис; бедный Анафоф! 31 . Мадмена разбежалась, жители Гевима спешат уходить. 32 . Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею Сиону, холму Иерусалимскому. Аиаф тоже Гай ( Нав. 7:1–2 ), недалеко от Вефиля. Мигрон и недалеко от него Михмас близь Гивы Сауловой; ср. 1Цар. 14:2,5 . В этой же главе кн. Царств в стихе 4, указана теснина, упоминаемая в ст. 29. Гева и Гива (значит „высота“) суть повидимому одно имя, которое нам лучше известно из 1Цар. 8 (и др.) под именем Гивы Сауловой. Она находилась близь Рамы; очень быть может, что эта высота есть не что иное, как тот холм, на котором стоял некогда ( 1Цар. 13: 3 ) отряд Филистимлян и близь которого находилось селение Гива, из которого родом был Саул 623 . Галлим см. 1Цар. 25:44 . Лаис или Лаиш упомянут там же и см. Суд. 18:7 . Анафоф см. Нав. 21:18 . Мадмена. Это имя не встречается в других книгах Св. Писания; но повидимому принадлежало одному из селений удела Вениамина. Гевим тоже неизвестен, но очевидно, что он находился на пути к Анафофу и Нове. Гров (Bibl. dict.) думает, что Гевим лежал к северу от Иерусалима, на том месте, которое теперь занимает селение Ель-Исавие. Он обращает внимание на то, что евр. слово гебим (или гевим) означает рвы и в этом смысле употреблено в 4Цар. 3:16 : „копайте рвы“. Нова есть таже Номва 624 , поселение на склоне масличной горы, из которого ясно виден Иерусалим. Проходя по Иудее, но торопясь к Египту и не осаждая Иерусалима, к которому он позже посылает Рабсака, – Сеннахерим останавливается в Номве и издали угрожает святой горе Сиону и Иерусалиму. Мы увидим ниже ( Ис. 14 ), что грех Ассура уподобляется греху сатанинскому. И действительно и угроза рукой святой горе и хульное письмо его уподобляли его сатане, возмутившемуся против Создателя своего. Наказание его, как мы знаем, двояко: За гордость как царь он посрамлен уничтожением своей армии, как человек он посрамлен в самой смерти своей, убитый сыновьями своими, вероятно вследствие своей невыносимой жестокости.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5 И преуспевал Давид и возвышался. С Давидом был Господь Бог Саваоф, что и служило залогом его успехов (см. 1Цар. 16,18 и ком.). 5 Хирам, царь Тирский. Тир был финикийским портовым городом и располагался приблизительно в сорока восьми километрах к северу от горы Кармил и в сорока километрах к югу от Сидона. Дружба Хирама с Израилем продолжится и в царствование Соломона (см., напр., 3Цар. 5,1–12; 9,11 ). 5 Господь утвердил его царем над Израилем. См. ком. к ст. 10. ради народа Своего Израиля. Давид отдает себе отчет не только в том, что его царствование находится в полной зависимости от Господа, но и в том также, что на престол он был возведен во имя процветания народа Божиего (см. ст. 2 и 8,15). 5 Когда Филистимляне услышали... то поднялись все... искать Давида. Филистимляне никак не отреагировали на воцарение Давида над Иудеей, но распространение его власти на весь Израиль поставило под угрозу их жизненные интересы. пошел в крепость. См. ком. к 1Цар. 23,14 . 5 в долине Рефаим. Долина Рефаим начинается в нескольких километрах южнее Иерусалима и простирается в сторону владений филистимлян (см. 21,16 и ком.; 23,13; Нав. 15,8; 18,16 ). 5 вопросил Давид Господа. См. ком. 2,1. 5 Ваал-Перацим. Предполагают, что это место находилось в пяти километрах к юго-западу от Иерусалима. 5 оставили там Филистимляне истуканов своих. Результат победы Давида над филистимлянами сравним с тем, к которому ранее привело поражение израильтян, отдавших в руки филистимлянам ковчег завета (см. 1 Цар., гл. 4, особ. ст. 2). Давид с людьми своими взял их. См. ком. к 1Цар. 5,2 . В 1Пар. 14,12 в связи с этим эпизодом сказано: «и повелел Давид, и сожжены они огнем». 5 шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев. Ср. 4Цар. 7,6 , где рассказывается о том, как Господь внушил сирийцам, что они слышат «стук колесниц и ржание коней». пошел Господь пред тобою. Господь это «муж брани» ( Исх. 15,3 ), идущий на битву впереди народа Своего ( Исх. 14,14 ; Втор. 1,30 ). 5 от Гаваи до Газера. Давид нанес филистимлянам куда более сокрушительное поражение, чем то, которое они потерпели от Ионафана ( 1Цар. 14,31 ). Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Богом установлено особое священнодействие, коим запечатлевается избрание царей и сообщается им духовное дарование, потребное для царского служения: И сказал Господь Самуилу: да помажеши его [Саула] царя над людьми Моими, Израилем… Сей будет над Моим народом царствовати ( 1Цар.9:16–17 ). И взял Самуил сосуд с елеем и возлил на главу его [Саула] и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего, и ты будешь царствовать над народом Господним, и вот тебе знамение что помазал тебя Господь в царя, – и снидет на тебя Дух Господень, и обратишься в мужа иного ( 1Цар.10:1,6 ). И сказал Господь Самуилу: наполни рог твой елеем и пойди помажь его [Давида]; и помазал его среди братьев его и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и потом ( 1Цар.16:1–14 ). Обряды, которыми предварялась и сопровождалось воцарение избранников Божиих: И пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем пред Господом [скинией], и принесли там мирные жертвы. И весьма веселились там Саул и все израильтяне ( 1Цар.11:15 ). И вывели [Иоаса] сына царя, и возложили на него венец и украшения, и поставили его царем, и помазали его Иодай и сыновья его, и сказали: «да живет царь!» И вот, царь стоит на возвышении своем, и князья и трубы подле царя, и весь народ земли веселится и трубить трубами, и певцы с орудиями музыкальными и искусные в славословии ( 2Пар.23:11,13 ). Венчание богоизбранных царей народа Божия совершалось пред лицем Божиим, т. е. в местах священных, – при скинии или храме, в присутствии священников и левитов, начальников, старейшин израилевых, народа и войск ( 2Цар.5:3 ; 1Пар.11:3 , 1Пар.20:21 ); на главу венчанного царя возлагался венец ( 2Пар.23:11 ; 4Цар.11:12 ); на плеча одевалась порфира ( 1Пар.15:27 ), а в руки давался скипетр, символ крепости и власти ( Иез.19:11 ; Пс.44:7 ). Венчание и священное помазание совершалось пророками и первосвященниками, которые помазывали голову царя. Веществом для помазания служил «елей помазания», освященный хранением при скинии. Священное торжество сопровождалось музыкою и пением во славу Божию и венчанного царя, и восклицаниями: «да живет царь!» После приветствия народного царь садился на престол, а первосвященник вручал ему свиток закона, «да научится боятися Господа Бога своего и хранити вся заповеди и оправдания», во исполнение воли Божией о царях народа израильского ( Втор.17:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В книге Судей сказано Вифлеемлянином, отцом молодой женщины, мужу её Левиту: " подкрепи сердце твое куском хлеба, и потом пойдете " (Суд.19:5). И опять Левитом старику Гаваонитянину: " у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей " (Суд.19:19). И в книге Руфь причиной возвращения Неемини и двух снох её из Моавитской земли в Вифлеем означено: " услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб " (Руф.1:6). И опять Вооз сказал Руфи: " уже время обеда; приди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в уксус " (Руф.2:14). И в книгах Царств: " сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что понесем человеку Божию? Потому что хлеба не стало в сумах наших " (1Цар.9:7). И Самуил сказал Саулу: " встретишь мужей, восходящих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином " (1Цар.10:3). " И не ел хлеб Ионафан во второй день новомесячия " (1Цар.20:34). " И сказал Давид Ахимелеху священнику: и ныне, если есть у тебя под рукою хлебов пять. И отвечал священник Давиду и сказал: нет у меня под рукой хлебов простых, а только хлебы священные. И дал Авимелех священник Давиду хлебы предложения, потому что не было там другого хлеба " (см. 1Цар.21:2-6). И опять, Давид в Псалмах: " и хлеб сердце человека укрепит " (Пс.103:15). И: " хлеб ангельский ел человек " (Пс.77:25). И: " доколе будешь питать нас хлебом слёзным " (см. Пс.79:5-6)? И Соломон в Притчах: " цена блудницы, как и одного хлеба " (Притч.6:26); и " кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом " (Притч.12:11). И Исайя: " Вот Владыка Господь Саваоф отнимет у Иерусалима и Иуды посох и трость, подкрепление хлебом и подкрепление водою " (Ис.3:1). И: " не буду " , говорит, " вождём твоим, потому что нет в доме моём ни хлеба, ни одежды " (см. Ис.3:7). И: " идите, вложим дерево в хлеб его " (Иер.11:19). В этих изречениях (ибо зачем приводить больше и удлинять речь?) какое, допустишь, имели другое представление о хлебе говорившие о нём, если не общее и нами уже изложенное? И если по твоему любомудрствованию он как род разделяется на виды, квасный и бесквасный, то почему каждый в отличие не обозначал предполагаемого вида прибавкой " квасный " ? Ибо ясно, что о нём все говорили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

В коранической истории Марии очень много разного рода неточностей, что требует дальнейших исследований. Для начала следует заметить, что Марию спутали с пророком Илией, который затворился в одиночестве, и вороны приносили ему хлеб и мясо ( 1Цар.17:6 ). Тем не менее именно имя матери Марии Анны указывает на то, откуда первые составители этой истории взяли исходный материал. Много веков назад Анна действительно молила Бога о ребенке, обещая посвятить его Богу ( 1Цар.1:11 ). Она была матерью Самуила, который после своего рождения был вверен Богу в служители ( 1Цар.1:28 ), и именно Самуил помазал царя Давида на царствование в Израиле. Понятно, откуда в Коране появилась эта история, но вот как возникли хронологические ошибки? Ответ можно найти в другом отрывке: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. ( Лк.2:36-37 ) Теперь ясно и то, откуда взялась хронологическая ошибка. На сцене вновь появляется женщина с еврейским именем Анна, но это уже именно та женщина, которая не покидала храма, пребывая в молитве и посте день и ночь. Марию, очевидно, спутали не только с Илией и Анной, матерью Самуила, но также и с Анной пророчицей. Дальше прослеживается еще одна аналогия – между восхвалениями Анны и Марии после того, как они были осчастливлены зачатием своих сыновей силой Бога. Оба восхваления начинаются выражениями прославления в адрес Бога, который низложил сильных с престола и вознес смиренных, алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем ( 1Цар.2:1-5 ; Лк.1:46-53 ). Проницательный читатель немедленно поймет, что Анна была моделью Марии, точно так же, как ее сын Самуил был моделью Иисуса Христа, сына Марии. Однако некоторые менее внимательные умы перепутали две истории и соединили их в одну, смешав двух Анн из Ветхого и Нового Завета, добавив хронологическую ошибку из жизни Илии, тем самым создав удивительную историю исключительно апокрифического характера. Но самое интересное заключается в том, что ее основные положения нашли пристанище в Коране с претензией на истинность. Нет никаких сомнений в том, что Мухаммад зависел от легенд прошлого и не мог отличить библейскую истину от апокрифических мифов.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Глава 1 Рождение Самуила и посвящение его Господу. 1Цар.1:1 .  Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – ефрафянин; «Рамафаим-Цофим» – иначе Рама Самуилова (см. 1Цар.1:19 ) – местность в горах Ефремовых, расположенных на северо-западе от Иерусалима. «ефрафянин» не в смысле «вифлеемлянин» ( Быт.35:1 ): Вифлеем расположен к югу от Иерусалима, а в смысле «ефремлянин», по месту своего происхождения. Ефрафа, ефрафянин, Ефрем, Ефраим, ефремлянин происходят от одного и того же еврейского корня – произрастать, плодиться, производить плоды, быть плодородным. 1Цар.1:3 .  И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. В Силоме (на севере от Иерусалима, в колене Ефрема) находился в это время Дом Господень, т.е. Скиния. Илий был при ней первосвященником (и вместе судьей народа), а Офни и Финеес – священниками. «Положенные дни», в которые Елкана ходил в Силом приносить жертвы Господу Богу, были праздники: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, когда все евреи мужского пола обязаны были ( Исх.34:23 ; Втор.16:16 ) являться к Скинии и приносить здесь свои жертвы. В отношении лиц женского пола отмеченный закон не был обязательным как потому, что мужчины рассматривались здесь представителями вообще всего своего семейства, так и потому, что сравнительная слабость и некоторые особенности телесной жизни женщин мешали им исполнять предписание с должной аккуратностью. Но отсутствие прямого предписания не мешало, конечно, благочестивым женщинам, в случае возможности, добровольно сопутствовать мужчинам в их паломничестве к Дому Господню, как мы это и видим из дальнейших стихов главы. 1Цар.1:4 .  В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Имеется в виду мирная жертва. Особенность ее состояла, между прочим, в том, что, по сожжении тука на жертвеннике и отделении грудинки и плеча в пользу священников, все прочее возвращалось принесшему жертву и служило обыкновенно для священной трапезы около Скинии, в знак общения с Богом. Помимо семейства жертвоприносителя, в священной трапезе благочестивого израильтянина принимали участие и левиты, а также рабы и бедные ( Лев.7:11,21,29–34 ; Втор.16:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 22 Пребывание Давида в пещере Адоллам, в Массифе Моавитской, и в лесу Херет. 1Цар.22:1 .  И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. Адоллам – между Гефом и Вифлеемом, в пустынной части Иудиных гор. «И пришли к нему туда», считая свое вифлеемское жилище не вполне безопасным от гнева исступленного Саула. Саул мог захватить семейство Давида в качестве заложников, чтобы тем самым принудить своего мнимого врага к добровольной сдаче. 1Цар.22:2 .  И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек. «И собрались к нему все» несправедливо «притесненные» сильнейшими их; «все должники», в конец истощенные своими неумолимыми кредиторами и не нашедшие суда над ними; «все огорченные душею», т.е. пострадавшие от того грубого произвола и неурядицы, которые царили в пределах монархии больного Саула. 1Цар.22:3 .  Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог. Массифа Моавитская – в южных пределах земли моавитян. «Пусть отец мой и мать моя побудут у вас». Несомненно, что в пределах Еврейского царства безопасность семьи Давида не могла быть гарантирована так прочно, как за пределами этого царства. Притом же присутствие в дружине Давида престарелых родителей последнего могло бы оказаться, в конце концов, стеснительным для быстрых переходов и решительных действий дружины. 1Цар.22:5 .  Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет. «Не оставайся в этом убежище». «Водимый Богом ум пророков находил, что Давиду не следовало оставаться долгое время в зависимом общении с соседними языческими царями и жить вдали от своего народа, не принимая никакого деятельного участия в его судьбах» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 102). Местность лес Херет, Зиф, Маон, Энгадди – в промежутке между Хевроном и Мертвым морем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да, блаженный Давид не был подобен им: напротив, оказав благодеяние, он был еще более скромен. Причина та, что ни одного из этих добрых дел он не считал плодом своего старания, но все приписывал благодати Божьей. Поэтому, сам он – спасший (Саула), сам кланяется спасенному, и опять называет его царем, а себя именует рабом, перед достоинством его смиряя гордость, укрощая гнев и искореняя злобу. Выслушаем и его объяснение. " Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: вот, Давид умышляет зло на тебя " (1Цар.24:10)? Выше писатель сказал, что весь народ был на стороне Давида (1Цар.18:16-28), что он пользовался любовью слуг царских (ст. 22), что и сын царя и все войско стояли заодно с ним (1Цар.19:1). Как же здесь говорит, что были люди, которые поносили (Давида), клеветали на него и раздражали Саула? Что Саул гнал праведника не по наущению других, но, сам возбудив в себе эту злобу, на это писатель книги тоже уже указывал, пояснив, что зависть родилась от похвал и потом возрастала с каждым днем (1Цар.18:9,29). Для чего же теперь Давид слагает вину на других, говоря: " Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: вот, Давид умышляет зло на тебя " ? Для того чтобы дать ему случай прекратить злобу. Это делают часто и отцы с сыновьями: когда случится, что у кого-нибудь из них испортится сын и наделает много зла, то, хотя отец и совершенно убежден, что сын уклонился к злу сам собой, однако, слагает часто проступки его на другого, говоря так: " знаю, что это не твой был грех; другие соблазнили тебя и испортили; они всему этому виной " . Слыша это, сын скорее может, мало-помалу устраняясь от зла, возвратиться к добродетели, потому что стыдно и совестно ему оказаться недостойным такого о себе мнения. Так поступил и Павел с галатами. После многих и продолжительных слов и сильных обвинений, которые высказал им, в конце послания, желая смягчить обвинение с той целью, чтобы они, несколько отдохнув от обличений, могли достигнуть оправдания, вот как он говорит: " я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение " (Гал.5:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010