Бог избрал и назначил своего избранника царем, а не предоставил этого дела самому народу, не взирая на то, что желание иметь царя исходило от народа, и что Бог не одобрял этого желания, так как в нем скрывалось домогательство народа освободиться от непосредственного водительства Божия, сменить теократическое управление монархическим, заменить Божие правление человеческим, – таким, какое было у прочих народов. И мало того, что избрал, назначил и указал народу его первого царя: Он повелел еще Самуилу помазать его на царство. И это произвело в Сауле переворот: Бог дал ему иное сердце, а когда сошел на него Дух Божий, то он стал пророчествовать. Все это рассказано в Первой книге Царств, в 8-й, 9-й и 10-й главах. И по словам Самуила Бог упрочил бы его царствование над Израилем на всегда. Но так как Саул уже по вступлении на престол не исполнил повеления Господа, то Самуил ему сказал, что теперь не устоять его царствованию ( 1Цар.13 ). Это потом и оправдалось: в сражении на горе Гелвуе израильтяне были разбиты филистимлянами, трое сыновей Сауловых были убиты, а сам Саул, чтобы не попасться в руки врагов, пал на свой меч и умер ( 1Цар.31 ). Раньше еще смерти Саула Господь отступил от него ( 1Цар.18:12 ), отступил от него Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа ( 1Цар.16:14 ). Раньше же смерти Саула и его сыновей Бог указал Самуилу на семью Иессея, Вифлеемленина, и из восьми сыновей Иессея указал на самого младшего – Давида, как на преемника Саулу, и Самуил помазал его на царство, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после ( 1Цар.16 гл., 2Цар.12:7 ). Бог же предъизбрал на царство из многих сыновей Давидовых Соломона еще при жизни Давида ( 1Пар.28:5–7 ). Бог отторгнул от сына и преемника Соломонова Ровоама половину царства, северную, сделавшуюся особым царством – израильским, и поставил вождем его Иеровоама, возвысивши его из среды простого· народа ( 3Цар.14:7–8 ). Но так как Иеровоам и его потомки-преемники не жили по заповедям Божиим, то чрез пророка Ахию было предречено жене Иеровоама, что возставит Себе Господь под Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов ( 3Цар.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Вернувшись домой, Саул никому ничего не сказал о помазании. Тогда Самуил собирает израильтян в Массифу и устраивает формальную процедуру избрания через жребий. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, был назван Саул. В момент избрания Саул ведет себя довольно скромно, пытаясь спрятаться среди повозок. Самуил его представляет как царя: «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом» ( 1Цар. 10:25 ). Но не все на тот момент его принимают, некоторые говорят: «Ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров» ( 1Цар. 10:27 ). Саул избирается по воле Божией. Дважды говорится о том, что Господь ниспосылал на него Духа. Первый раз, когда он только шел от Самуила и встретил пророков и сам вместе с ними пророчествовал. Затем, когда он отправился на сражение с аммонитянами, которые осадили Иавис Галаадский, сошел Дух Божий на Саула, и он вышел на сражение ( 1Цар. 11:6 ). Саул избирается и получает особые дары от Бога на свое служение. Теократия вполне возможна для израильтян и в таком виде, когда над ними стоит царь, но царь не обожествляющий себя, не пытающийся присвоить себе всю власть над народом, но понимающий себя как помазанника и служителя Божия, который поставлен для этого народа. Неслучайно царь пребывает в послушании у пророка, открывающего ему волю Божию, что достаточно нехарактерно для востока. Там скорее самому царю свойственно быть верховным жрецом и самому общаться с божеством, передавать эту волю божества и собственную волю своим подданным. А здесь эти два служения – царское и пророческое – параллельны, и оба избранника являются помазанниками Божьими, поставленными на служение. 13.2. Победы и отступление Саула Первым деянием Саула было освобождение города Иависа Галаадского от осадивших его аммонитян ( 1Цар. 11 ). Отметим, что, когда пришли послы из Иависа с просьбой о помощи, Саул «пришел... позади волов с поля» ( 1Цар. 11:5 ), то есть жизнь царя не сильно пока изменилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Возможно, эта история приведена в Писании еще и для того, чтобы уберечь вениамитян от превозношения тем фактом, что из их числа избран царь. Саул был сыном знатного человека по имени Кис. Он был «молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа» ( 1Цар. 9:2 ). Призвание на царство стало для него полной неожиданностью. Будучи посланным отцом на поиски потерявшихся ослиц и не найдя их, он собирался вернуться домой. Однако слуга посоветовал ему обратиться к человеку Божию, который «что ни скажет, сбывается» ( 1Цар. 9:6 ). Сделаю небольшое отступление и замечу, что Саул затрудняется, поскольку у него нет никакого подарка. У слуги находится четверть сикля серебра, и они, успокоившись, отправляются к прозорливцу, «ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем» ( 1Цар. 9:9 ). Из этих указаний можно заключить, что у людей простых отношение к пророкам имело нередко прагматический характер – пойти к ним с подарком, чтобы получить верный совет по хозяйственным проблемам. Итак, Саул пришел к Самуилу, которому Господь открывает, что этого человека он должен помазать «в правители народу» ( 1Цар. 9:16 ). Самуил так и делает, возлив на голову Саула елей из сосуда. Для того чтобы Саул утвердился в своем избрании, убедился, что он действительно призван Богом на это служение, ему дается знамение. Самуил говорит ему: ты сейчас пойдешь от меня, встретишь двух человек, которые скажут тебе, что нашлись ослицы, и вот отец ищет тебя, потом пойдешь оттуда дальше и встретят тебя три человека, один несет козлят, другой – три хлеба и третий – мех с вином, и затем пойдешь дальше и встретишь там сонм пророков с псалтирью и гуслями, и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком ( 1Цар. 10:2–6 ). Это подобно тем знакам, которые Господь Иисус Христос давал Своим ученикам, отправляя их, чтобы устроить всё для тайной вечери, когда Он говорит, что вы пойдете в город и встретите человека, несущего кувшин воды, идите за ним и спросите, где та горница, в которой Мне подобает праздновать ( Мк. 14:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Дальше читаем. «И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф. 13:57–58 ). После эпохи Судей начинается эпоха монархическая. Старейшины требуют поставить царя, как у прочих народов. Начинается монархическая эпоха. Саул – промежуточный царь. Мессианским царём оказывается сын Иессеев из Вифлеема – Давид. Туда приходит пророк Самуил: Довольно тебе печалиться о Сауле, Я его отверг. Иди в Вифлеем, Я там нашел мужа по сердцу Моему. Его помажешь в цари (см. 1Цар. 16:7–13 ). Никто и не думал из братьев, что выбор падёт на этого младшего Давида. Его не позвали и к ужину – торжественному обеду. И вдруг пророк Самуил говорит: все ли сыновья здесь? Не наклоняется его рука с рогом елея излить его на Елиава, на Аминадава, на Самму – нет... Да, есть еще, пасет вот мелкий скот. – Приведите его (см. 1Цар. 16:11 ). Появляется Давид. И пророк внутри себя слышит голос: Вот он. Помажь его (см. 1Цар. 16:12 ). И сказано: и с того времени Дух Божий витал над Давидом (см. 1Цар. 16:13 ). А от Саула отступил. Знаете, какова его конечная участь? Он погибает в сражении с филистимлянами на Гелвуйских горах (см. 1Цар. 31:8 ). И через некоторое время Давид, признанный сначала одним коленом Иудиным, становится царём над всем Израилем. Ведёт безконечные войны и получает откровение, когда думает построить Господу храм, что не он, а сын его, который будет после него, построит Господу храм. Становится Соломон царём после смерти Давида. А после смерти Соломона, который положил пятно на славу свою – и наклонил чресла свои к женщине, и стал поклоняться иным богам, происходит разделение Царства, созданного с такими трудами, на две половины – Северную Израильскую и Южную Иудейскую. Между ними начинается междоусобная борьба – войны, конфликты безконечные, которые заканчиваются гибелью Северного царства от Ассирийцев в 722-м году, и в 586-м году падает от Халдеев Иудейское царство. Начинается период семидесятилетнего плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Здесь впервые в Священном Писании звучит пророчество о Помазаннике. Если прежде пророчества о Христе называли Его прикровенно как семя жены, чаяние народов, жезл крепости, то здесь впервые Он называется Помазанником, по-еврейски – Мессией, по-гречески Христом. Рог – символ могущества, благосостояния и победы. Когда говорится о том, что Господь «взыде на небеса и возгреме», то пророчествуется о вознесении Господнем. 12.4. Призвание Самуила (1 Цар. 3) Своего сына Анна оставляет в доме Илия, чтобы он служил при скинии, а у нее рождаются еще трое сыновей и две дочери. Если Илий был человеком праведной жизни, то его сыновья поступали бесчинно. Они вопреки закону брали себе из жертв не только то, что им предназначалось, но и то, что им хотелось, причем нередко требовали, чтобы их часть была им отдана прежде, чем совершено жертвоприношение. Они вели развратную жизнь, народ роптал, а Илий не предпринимал против них никаких серьезных мер, кроме кроткого увещания, на которое они внимания не обращали. Писание говорит о сыновьях Илия: «они не знали Господа» ( 1Цар. 2:12 ). Через человека Божия, не названного по имени, Илий получает откровение о том, что дом его не устоит и что сам он хотя и не будет отлучен от священства, но все его потомки не будут доживать до старости. А оба его нечестивых сына погибнут в один день ( 1Цар. 2:33–34 ). «И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни» ( 1Цар. 2:35 ). Самуил призывается Богом к служению ночью и сначала первые два раза прибегает к Илию, думая, что тот его зовет. И только в третий раз, когда первосвященник научил его, услышав голос, обратиться к Богу, он получает откровение о том, что грех дома Илия не загладится вовек ( 1Цар. 3:1–14 ). «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним» ( 1Цар. 3:19–20 ). Таково начало его служения. Признак истинного пророчества, который содержится в Пятикнижии (что истинный пророк есть тот, чьи слова исполняются), здесь, в начале служения Самуила, играет решающую роль. Прежде этого в Писании пророками названы Авраам ( Быт. 20:3–7 ), Моисей ( Втор. 18:15; 34:10 ), Аарон ( Исх. 7:1 ), старцы, пророчествовавшие в стане ( Числ. 11:25–26 ), и неизвестный пророк во времена Гедеона ( Суд. 6:7–10 ). 12.5. Поражение от филистимлян. История ковчега

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

«Идущих к Богу в Вефиль», т.е. идущих в Вефиль для совершения жертвы Господу Богу. См. прим. к 1Цар.7:9 1Цар.10:5 .  После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд филистимский; [там начальники филистимские;] и, когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют; «Холм Божий», т.е. одна из известных тогда в народе жертвенных высот (см. примеч. 1Цар.7:9 ). Помимо отмеченного, холм имел и иное – военное назначение, служа для филистимлян опорным пунктом их власти в Ханаане (см. примеч. к 1Цар.9:16 ). «Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты». «Сонмы» пророков – это религиозно-воспитательные и образовательные пророческие общества, впоследствии носившие названия пророческих училищ, первоначальное основание и устройство которых было сделано пророком Самуилом. Изучение слова Божия, упражнение в молитве, пение (под аккомпанементы музыки) священных гимнов были главными предметами занятий в этих обществах. Члены последних назывались «пророками» за свое восторженно-одушевленное прославление имени Божия, а также «сынами», или «учениками пророческими» ( 3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3,5,15 ), потому что воспитывались под руководством боговдохновенных пророков, называвшихся их «отцами» ( 4Цар.2:12 ). При Самуиле члены пророческой общины имели свое пребывание в Раме Самуиловой ( 1Цар.19:18–24 ); в позднейшее время, при Илии и Елисее, мы видим пророческих учеников в разных городах южного Ханаана: в Галгале ( 4Цар.2:1 ), в Вефиле ( 4Цар.2:3 ), в Иерихоне ( 4Цар.2:5,15 ). «Сонмы» неподкупных стражей закона Иеговы, восторженных глашатаев Его святой, совершенной и благой воли должны были стать (и были на самом деле в течение всей ветхозаветной истории) сильным противовесом народного увлечения в мрачные и гибельные дебри языческого беззакония. Глубокая убежденность истинного ведения, священный огонь религиозного воодушевления, полная правдивость и нелицеприятие обличительных речей учеников пророческих школ оказывали на народ сильное впечатление и немало содействовали богопризванным пророкам в их великой и трудной миссии религиозного уврачевания народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как и вышеупомянутый, данный обычай не утратил своего значения среди некоторых языческих местностей и по настоящее время. С появлением христианства обычай приносить Богу какое-либо вещественное знаменование постигшего или постигавшего человека горя не вполне вышел из употребления: христианская история свидетельствует, что он имел себе место и в христианстве, хотя уже существенно отличался от своего древнего первообраза в язычестве. От соприкосновения с христианством обычай внутренне очистился, сделавшись вместо проявления языческого суеверия обнаружением глубокой веры и сердечной преданности христианина Единому истинному, всемогущему и всеблагому, Богу. Из наиболее рельефных примеров существования трактуемого обычая в христианской древности можно указать на тот случай, когда исцеленный Божией Матерью св. Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение отрубленной было у него иконоборцами, а теперь чудесно вновь соединившейся с остальным телом руки, и приложил это изображение к той иконе Богоматери, пред которой молился, отчего эта икона и получила свое название «Троеручицы». 1Цар.6:10 .  И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома; «А телят их удержали дома»: по естественному порядку вещей первородящие коровы должны были идти не к Вефсамису, а домой, к своим телятам. 1Цар.6:15 .  Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Вефсамиса принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу. Вефсамис – город, расположенный на запад от Вифлеема. 1Цар.6:17 .  Золотые эти наросты, которые принесли филистимляне в жертву повинности Господу, были: один за Азот, один за Газу, один за Аскалон, один за Геф, один за Аккарон; См. примеч. к 1Цар.5 . Поименованы пять филистимских городов не потому, что только эти города были поражены наказанием свыше, а потому, что поименованные пять городов были столицами пяти главнейших князей филистимских ( 1Цар.6:4,16,18 ), группировавших около себя прочие города и местности филистимской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посему, если храм был для евреев символом, знаком отношений завета между Богом и евреями, то он, необходимо, являлся и знаком отношений, характеризуемых откровением Бога евреям, а, следовательно, и местом этого откровения. Это назначение скинии собрания, а вместе с тем и храма указал Сам Господь. Давая евреям предписания о жертве всесожжения, Господь говорит: «это всесожжение постоянное в роды ваши перед дверями скинии собрания перед Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; там буду открываться сынам Израилевым и освятится (место сие) славою Моею»... ( Исх.29:42–43 ) 82 . «Освящу скинию собрания и жертвенник, – говорит далее Господь, – и буду обитать среди сынов Израилевых и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них» ( Исх. 29:44–46 ). Здесь тесно связываются между собой три разбираемые идеи: обитания Бога, места пребывания и откровения Его среди народа еврейского; здесь подчеркнуто и то, что пребывание Бога среди евреев имеет ту цель, чтобы евреи «узнавали», познавали Иегову, как своего Бога. Так что одним из главных назначений храма, как места присутствия Бога среди народа Израильского, было служить местом откровения Бога Израильтянам. «Место обитания Бога, – говорит Бер, – есть ео ipso место Божественного откровения, обнаружения» 83 . Здесь в храме евреи, таким образом, могли находить разрешение религиозных вопросов, отсюда исходило руководительство Бога народом еврейским. Известно, вместе с тем, что первосвященник, облеченный в священные одежды, мог давать ответы от Бога на предлагаемые вопросы. ( Суд. 20:18 ; Суд.20:23 ; Суд.20:26 ; 1Цар.22:10 срв. 1Цар.23:9–12 ; 1Цар.30:7–8 ); а постоянным местом пребывания всех первосвященнических одежд был храм или скиния, откуда они могли быть уносимы только при особых обстоятельствах (срв. 1Цар.23:9–12 ; 1Цар.30:7–8 ). Если же из храма должны были исходить, и действительно, исходили руководственные указания и наставления, касающиеся разных сторон религиозно-национальной жизни евреев, то это явление, конечно, должно было содействовать развитию и укреплению в сознании евреев того представления, что храм есть центр и душа их религиозно-национальной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Самуил – начало пророков К концу подходило время судей Израилевых 52 , время израильской теократии. Иссякало действие Духа Божия, оскудело. Слово Ягве было редко в те дни, видения были не часты ( 1Цар. 3:1 ). Ничего, подобного Богоявлениям Аврааму или Моисею, давно не было, не было пророков и прозорливцев. Редко где слышалось слово Ягве Бога, видения были не часты. Земля Израиля иссыхала, не было дождя раннего и дождя позднего, не орошалась благодатью Духа Божьего нива Господня. Так было в те дни, когда отрок Самуил служил Ягве при Илии ( 1Цар. 3:1 ). Едва ли что предвещало, что хотя что-нибудь изменится. Как будто застыли времена под безмолвием небес. И вот тогда, в ночной тиши, воззвал Ягве трижды неузнанно, а потом и в четвертый раз: Самуил! Самуил! – пока, наконец, наученный старым священником, отрок Самуил, как ключом, не отверз уста Господни: Говори, ибо слышит раб Твой. И возгремел глас Слова Божия. Лев начал рыкать, и содрогнулись услышавшие, Ягве Бог заговорил, и начали пророчествовать (сравни Ам. 3:8 ). Так Бог пробудил в Израиле пророков. А началось всё в ту ночь в Силоме, когда отрок Самуил лежал в храме Ягве (скинии), где ковчег Божий, и когда воззвал Ягве к Самуилу: Самуил, Самуил!, и когда Ягве, хотя и неузнанный отроком, потому что Самуил еще не знал тогда голоса Ягве, но услышал в ответ: вот я! ( 1Цар. 3 гл.). И возрос Самуил, и Ягве был с ним... И узнал весь Израиль, от Дана до Вирсавии, 53 что Самуил удостоен быть пророком Ягве ( 1Цар. 3, 19–20 . Началось пророчество в Израиле, началось от Силома (Силом – или Шило) И продолжал Ягве являться в Силоме (Шило) после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Ягве ( 1Цар. 3:21 ). Не предначало ли это исполнения обетования праотца Иакова сыну своему Иуде ( Быт. 49:10 )7! Самуил не в видениях и снах, а явно слышал глас Божий, хотя образа Его и не видел. Самуил уподобился Моисею как слышатель гласа Божия, как собеседник Ягве Бога, хотя и не достигал славы Моисеевой, ибо не входил в облако и не видел задняя Божия, и не говорил с Ягве лицом к лицу. Но слышание голоса Божия – это много больше тех откровений, видений и снов, которые имели последующие пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Собрав объединенное войско израильтян, Саул выступил в поход. После победы над аммонитянами авторитет Саула становится непререкаемым, и народ требует умертвить тех людей, которые были против его воцарения, но Саул прощает их. Самуил слагает с себя звание судьи, напоминая народу о том, что его собственное служение было беспорочно и что если они отступят от Бога и будут служить другим богам, то понесут наказание, но если они останутся верны, то Господь не оставит народа Своего ( 1Цар. 12:20–25 ). Народ приносит покаяние в том, что отступил от Бога, потребовав себе царя, на что Самуил возвещает им прощение, а также обещает неотступно молиться за них. Дальше Саул начинает войну с филистимлянами, которые представляют собой наибольшую опасность для израильтян. Разбив охранный отряд филистимлян, Саул с войском находился в Галгале. Филистимляне готовились к нападению, а Самуила, который должен был прийти, принести жертву и совершить молитвы перед началом битвы, всё не было. После недели ожидания Саул решает исправить положение и самостоятельно приносит жертву ( 1Цар. 13:8, 9 ). Войско у него уже есть, филистимляне близко, поэтому нужно поскорее закончить с этим делом и идти воевать. Едва кончил он возношение всесожжения, «приходит Самуил, и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его, но Самуил сказал: “Что ты сделал?”, Саул отвечал: «Я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени... Тогда подумал я: “теперь придут на меня филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа”, и потому решился принести всесожжение» ( 1Цар. 13:11–12 ). И сказал Самуил Саулу: «Худо поступил ты, что не исполнил повеление Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда» ( 1Цар. 13:13 ). Очень важный момент. Это ожидание, это замедление Самуила было неким искушением для Саула, проверкой, насколько он тверд в своей вере, насколько он готов довериться Промыслу Божию, насколько он полагается на Бога и насколько он полагается на себя. «Ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда, но теперь не устоять царствованию твоему. Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» ( 1Цар. 13:13–14 ). Хотя здесь еще не происходит полного отвержения Саула, оно ему уже предрекается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010