γ) аскетизм безмолвного созерцания. В этом способе молитвенного аскетизма, который по существу тожествен с, так называемой, сердечной молитвой (oratio mentalis, supranaturalis), упражнялись преимущественно те подвижники мистического направления, которые не удовлетворялись употреблением внешних, часто произносимых, молитв (oratio verbalis, vocalis). Виртуозов в этой практике можно находить только в кругу монахов отшельников и монахов, живших хотя и в монастырях, но уединенно, но не среди киновитов, подчиненных необходимости участвовать в семи ежедневных молитвенных собраниях и систематически заниматься работой. Представителем такого молитвенного аскетизма был уже св. Антоний, которого прославляет монашеское предание, как учителя в этом искусстве. 1722 Благочестивый Исидор Фивейский управлял целым монастырем, состоявшим из таких созерцателей и неутомимых молитвенников. 1723 Содействующими условиями для приобретения и поддержания способности к указанному состоянию, в свою очередь, служили подвиг молчания и поддержание постоянной покаянной скорби. δ) пребывание в постоянном молчании или абсолютном спокойствии – ησυχα– прославляется, как особенная добродетель, многими отцами монашества, особенно египетскими. Это аскетическое упражнение, в связи с пребыванием в глубоком созерцании признавалось настолько важной особенностью в поведении монаха, что уже в законах Юстиниана имена φροντιστρια или ησυχαστρια, употреблялись, как равнозначащие названию «монастырь“. ε) наконец, некоторыми подвижниками практиковалось пребывание в постоянной покаянной скорби, или покаянные слезы о грехах, т. е. о своей ли прежней греховной жизни или о греховности мира вообще. Впрочем, этот вид аскетизма шире и заметнее проявился только в позднейшую эпоху. 1724 Касаясь аскетизма практически-социальной жизни немецкий ученый с нескрываемой симпатией говорит о проявлении и осуществлении в монашеской жизни христианского начала любви к ближним, приводит некоторые факты самоотречения, самоограничения и самоотверженного труда, имевшие в основе служения делу христианской любви. В частности, он указывает, напр., на христианское гостеприимство, как на симпатичную черту, принадлежавшую почти всем без исключения киновитам; останавливается с восхищением на разъяснении взаимного отношения в монашеской жизни труда и молитвы, которое принадлежит аскету Люцию. Имея в виду надменную мечтательность некоторых монахов, которые отрицали ручной труд ради мнимой необходимости постоянной молитвы (ссылаясь на (1Фесс 5:17), названный подвижник высказывает, что работа и молитва не исключают друг друга, а должны существовать совместно; что труд, освященный молитвой, оказывается плодоносящим и в том отношении, что если излишек выручки употреблять на бедных, то через это благотворитель приобретает себе ходатаев перед Богом, которые продолжают молиться за него, когда тот ест и спит.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Всякий иной взгляд на участие женщины в семье и в христианской миссии в этом мире, как противный учению Самого Божественного Основателя христианства, чужд истинного христианства и является антихристианским. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 8). И Благая весть о Нем, которую проповедует Церковь, по существу тоже не меняется. Но ведь люди, к которым обращены эти слова, - они меняются, потому меняется и язык, на котором говорит Церковь. Изменчива культура, изменчивы условия жизни людей. И в наше время эти перемены происходят особенно быстро. У человеческого общества возникают новые вопросы, на которые Церковь обязательно должна ответить. Если ответы новые, это не значит, что они придуманы, возникли на пустом месте. Они основаны на вечном Евангелии, на Священном Предании Церкви. Корни всего, чему Церковь учит, уходят в многовековую сокровищницу церковной мысли...(1.2. Основ) (8). В заключении приходим к выводу, что оба раза, когда апостол Павел запрещает жене учить, это относится к публичному поучению своего мужа (1Кор.14:34-35, 1 Тим. 2:11-12). А вот запрещения женщине нести служение в Новом завете нет. Скорее наоборот: как видим, женщины были и в окружении Христа, и с первых дней - на важных позициях в церкви. Они несли дьяконское служение (Фива), жертвовали своим имуществом (Сапфира), были пророчицами (дочери Филиппа благовестника), занимались благотворительностью и рукоделием (Тавифа), проводили богослужения у себя дома, и часто их вклад апостол ставит в ряд со служением их мужей ( Рим. 16:3-4 ) - неслыханное дело в то время! Поэтому богословских оснований " угасить Духа " ( 1Фесс.5:19 ), запретив женщине - христианке, проповедовать, в Священном Писании, в Святоотеческом Предании и современном церковном праве нет. Другое дело, что часто активность женщин объясняется одной простой вещью - пассивностью мужчин.. С другой стороны, если Бог спасает людей через их ( женщин) служение, разве это не доказательство помазания Духом ( 1Кор.9:2 )? Давайте " слушать Бога более, нежели человеков " . А мужчин пусть эта ситуация побудит " встать с диванов " и начать, наконец, исполнять свою роль в жизни как мужей, отцов и священников своих семей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

Павлов Д. В. Возрождение исихазма и практики умного делания в России в период: конец XVIII-XIX вв. в подвигах прп. Паисия Величковского и его учеников Источник Введение Вопрос молитвенного общения с Богом всегда актуален для христианина, т.к. оно есть благодатное общение с Господом. Иисусова молитва в этом вопросе занимает значительное место, т.к. она является лучшим способом соединения с Господом молящегося человека в его сердце. При этом Иисусова молитва обязательна не только для монаха, которая является для него духовным мечом, но и для всякого христианина, т.к. Господь всем завещал: «Непрестанно молитесь» (1Фесс. 5:17). Данная работа посвящена возрождению исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв. Этому возрождению способствовал прп. Паисий Величковский , возобновивший старчество и учение об умно-сердечной молитве в Молдовлахии, откуда эту практику принесли в Россию ученики старца, распространив ее по многочисленным российским монастырям. На тему исихазма и практики умного делания существует большое количество святоотеческих трудов и богословской литературы. Множество книг и статей написано и о прп. Паисии Величковском , который был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1988 г. На интересующую нас тему возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв. существуют следующие первоисточники: житие старца Паисия Величковского , его сочинения и переписка с учениками, жития его непосредственных учеников и последователей, их письма и духовные наставления, другие источники о подвижниках этого периода. Помимо этого существуют большое количество исследовательских и научных работ о прп. Паисии Величковском . Но большинство из них направлено на непосредственную жизнь и пастырское служение прп. Паисия, на его литературную и переводческую деятельность. Из известных работ о деятельности прп. Паисия и о его учениках следует выделить две следующие работы. Одна под названием «Славянские и русские рукописи румынских библиотек» 1 принадлежит А.И. Яцимирскому , известному слависту, исследовавшему библиотеку Нямецкого монастыря и опубликовавшему в 1905 г. описание 276 славянских рукописей переводческой школы прп. Паисия Величковского . В этой работе приводятся также краткие сведения о девяти славянских учениках прп. Паисия, которые вышли из Молдавии для продолжения своей деятельности в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Вадим К. Ирине С. продолжение 1 июня 2020, 12:46 Но учение Церкви иное: для спасения необходимо и то, и другое, и благодать Божия как Его свободный дар, а не плата или следствие, и человеческое усилие. Так что не следует Вам развивать здесь богословие, чуждое Церкви и умалять важнейшее значение причастия. Я, не погрешив, даже скажу и так: крещение без причастия не имеет смысла как стрела, пущенная без цели. Теперь что касается епитимии. Не за всякий грех или прегрешение Церковь отлучает согрешившего от причастия, а только за грех смертный. Этим она говорит согрешившему: твой грех к смерти, из числа тех, делая который человек не станет наследником Царства Божия. И чем более глубокий след этот грех производит, тем больше и срок и труды Вадим К. Ирине С. продолжение 1 июня 2020, 12:36 И где и в чем тогда Ваша вера будет, если Вы не верите словам Христа Спасителя: " истинно, истинно говорю Вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " и говорите вопреки сказанному, что иметь ее можно и без них? Если скажете, что не принесет пользы хлеб человеку, у которого зубы не жуют и желудок засох, то я соглашусь с Вами полностью: без труда и усилия даже и Хлеб животный не поможет человеку, но вовсе не потому, что он не нужен, а нужно только трудиться и довольно. Были в истории Церкви такие еретики, которые что-то подобное и утверждали: человек спасается внутренним подвигом и умной молитвой, а таинства - для плотских профанов. Вадим К. Ирине С. 1 июня 2020, 12:26 " Слова апостола в 1Фесс. " за все благодарите " дословно звучит " творите Евхаристию во всех вещах " . Ну это просто неправда. Написано вот что: " эн панти эвхаристите " , т.е. дословно " (в)о всем благодарите " , как и стоит в церковнославянском Апостоле и близко в русском переводе, а речь о Евхаристии не идет. Далее. В Ваших комментариях, Ирина, прослеживается желание насадит мысль о том, что причастие это какая-то второстепенная вещь, так сказать, не хлеб, а масло на хлеб, которое дает тук, но все же необязательно для жизни. А я, вовсе не отрицая необходимости и важности аскетического подвига, пытаюсь показать на основе Писания, что оно - именно хлеб, и без него тщетны будут все подвиги.

http://pravoslavie.ru/131211.html

С одной стороны вроде это и не грех, потому, что в Библии такого нет запрета, но с другой стороны, меня так нагрузили этим “ты плохой” что я вижу грех во всем: а правильно ли я ответил человеку, а не обидел ли я этого, а не грех ли это.… Как не сделай — грех. И все это крутится и крутится в голове, и конца краю нет. Я уже молчу о бесчисленном количестве всевозможных, очень специфических правил. Какой рукой правильно свечку ставить, в какие дни позволительно совершать земные поклоны, а в какие не позволительно и т.п. А на счет запретов тут все еще более строго. Вкусную еду нельзя, сладости нельзя, близость даже с законной женой только для зачатия детей. Удовольствие с женой — грех и узаконенный блуд. Поразительно, что даже законные супруги, должны быть в интимных отношениях как роботы. Только не нежно говорить, что наведенные мною выше запреты разрешены. Это они сейчас разрешены, потому, что церковь идет на компромисс с миром. На самом деле все это запрещено. В Евангелие сказано: Всегда радуйтесь.… 1Фесс.5:16. Но радости нет.  Есть только множество всевозможных правил, постоянное самоунижение, страхи от возможности что-то не так сделать, сказать или подумать. И все это постоянно нависает над моей головой и не дает покоя. Я вообще перестал различать, что правильно, а что нет. Для меня почти все — грех. Как не поступи — грех. Сказать что-то грех, промолчать тоже грех и так далее. 9 Ответов Думаю вам скоро ответят более опытные чем я в этих вопросах, но пока напишу, депрессия и уныние у вас я думаю от того, что вы не выполняете самой главной первой заповеди “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. ( Лк. 10:27 ).Если бы была такая любовь, то не был даже так страшен ад, святые говорили “Пусть даже в ад пойдём, но зато будем с тобой Господи”.Ведь если вы кого то любите, родителей, девушку, друзей, не важно кого, вы за ними пойдете куда угодно, хоть в огонь, хоть в воду.

http://azbyka.ru/vopros/hristianstvo-jet...

составитель К.В. Гриценко Заблуждение Посему так говорит Господь Бог: так как ты забыла Меня и отвратилась от Меня, то и терпи за беззаконие твоё и за блудодейство твоё. Иез 23,35 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения. Пс.105,13 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Мф.22,29 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. Притч. 12,26 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. 1Ин.4:2 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. 1Ин.4:6 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых [побуждений], ни лукавства. 1Фесс.2:3 И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбивши неправду. 2Фес.2,11–12 ..этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Мк.12,24 Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Прем.1,12 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сём, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения. 2Пет.3,17 Не заблуждают ли умышляющие зло? Но милость и верность у благомыслящих. Притч.14,22 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

составитель К.В. Гриценко Работа Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днём работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. 1Фес.2,9 И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам. 1Фес.4,11 ..дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. Исх.5,9 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. Исх.34,21 ..а в пятьдесят лет должны прекращать отправление работ и более не работать. Чис.8,25 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Притч.12,9 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать. Притч.21,25 Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Екк.3,9 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его. Иер.22,13 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днём работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.1Фесс.2,9 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. 2Фес.3,12 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Мужество означает внутреннюю крепость (в противоположность безволию, растерянности) и умение действовать уверенно в трудных обстоятельствах. У библейских праведников, а позже у христиан мужество всегда имело и имеет в своей основе глубокую и сильную веру: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;» ( Евр.11:32–34 ). Св. апостол призывает: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» ( Евр. 12:3 ). Понятием мужество пользовались святые отцы-аскеты: «Посему, возлюбленные, совлекшись всякого предубеждения, нерадения и обленения, как чада Божии, постараемся соделаться мужественными и готовыми идти во след Его…». (Преп. Макарий Великий . Духовные беседы. Беседа 4). В новозаветных текстах к понятию мужество близкими по смыслу являются «смелость» («И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое», Деян.4:29 ), «отвага» ( 2Кор.10:1; 11:17 ), «дерзновение»: «Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» ( Деян. 23:11 ). Малодушие есть отсутствие мужества и решительности. Понятие это встречается в библейских текстах: «И стал малодушествовать народ на пути» ( Числ. 21:4 ); «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14). Малодушен тот, кто теряет твёрдость духа и унывает во время гонений, скорбей, болезней, испытаний. В библейском понимании малодушие, прежде всего, есть проявление неверия или маловерия. «Трусливой и робкой делает душу отсутствие просвещения» (св. Иоанн Златоуст . О мужестве и храбрости.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Почему? Потому что Апостол знал - знал со всей несомненностью - истину нашего спасения: “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2Кор.5:1,2)” Как обещает Своим ученикам Спаситель, “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. (Иоан.14:1-3)” Бог уготовал нам вечное жилище на небесах; мы “воздыхаем” желая оказаться в нашем небесном Отечестве. Само паломничество есть стремление оказаться ближе к дому - там, где сильнее переживается присутствие Бога и Его святых, там где Райский дух, где Раем пахнет. То чувство родного дома, которое охватывает паломника вблизи святыни - даже если он находится в этом месте первый раз в жизни - указывает на тот небесный Дом, о котором говорит Писание. Люди, которые желали хотя бы приблизиться к Дому, хотя бы издалека ощутить его аромат, теперь прочно в нем водворились; торжествующие святые с любовью приняли их в свои жилища. Как говорил блаженный Августин, “Блаженна та душа, которая, освободившись от земной темницы, восходит на небо и лицом к лицу видит Тебя, сладчайшего Господа. Она не поражается страхом, но радуется нетлению вечной славы; она спокойна и безопасна и не боится ни врага, ни смерти. Она получила Тебя, благого Господа, Которого долго искала и всегда любила. Она, соединившись с хором певцов, всю вечность воспевает сладостные песни вечного торжества в похвалу славы Твоей, Царь благой, Иисусе Христе, ибо она упоена потоком сладости от обилия дома Твоего”. Христианская скорбь об усопших - это скорбь о разлуке, а не о потере; это печаль в ожидании того великого дня, когда сам Господь воссоединит нас перед Его престолом, и мы возрадуемся навсегда. Жуткая безнадежность безверия неприлична христианам; как говорит Апостол, “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами. (1Фесс.4:13-18)”

http://radonezh.ru/analytics/uteshaytes-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010