2. С надеждой. При оплакивании наших усопших, мы не должны предаваться безутешной тоске, “ как прочие, не имеющие надежды ” (1Фесс.4:13 ). а)  Мы веруем, что Бог есть милостивый и благостный Судья ; Его единородный Сын пролил кровь Свою за наши грехи. Ежедневно приносится Он в жертву на наших алтарях не за живых только, но и за умерших. A чего не сделает Отец ради жертвы Сына? б)  Мы веруем, что наши молитвы и благотворения приносят действительную пользу умершим и ведут их в рай . “Благодать даяния пред всяким живым да будет, и над мертвецем не возбрани благодати” (Сир. 7:36). в)  Мы веруем, что некогда опять увидимся с почившими . Это непременно последует, если мы сами здесь живем праведно и благочестиво, и если помогаем нашим дорогим умершим молитвами, благотворениями и принесением бескровной жертвы. Разлука продолжится недолго. Время земной жизни коротко; a свиданию по ту сторону гроба не будет конца. Как отрадно! г)  Мы думаем, конечно, со скорбью о том, что нас некогда опустят во гроб , но мы знаем также, что во гробе умолкают беспокойные страсти, прекращаются враждебные преследования, успокаиваются суетные стремления к чести, удовольствиям и приобретению земных стяжаний. Мы надеемся, что пережившие нас на земле, после нашей смерти будут молиться за нас, как и мы молимся о преждеотшедших братиях наших. “ Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить ” (Матф.7:2). Повеление воскресшего Господа своим проповедникам: Идите, скажите “ Идите, скажите ” (ср. Исаии 52:7 ). 1. Что они должны сказать? Ангел повелевает это во имя Господа, особенно проповедникам. Что же мы должны сказать? Об Иисусе Христе. He довольно говорить о Творце, которого проповедует всякая тварь (Псал. 18:3; Рим. 1:20 ). Христос воскрес — вот что мы должны говорить! Проповедовать всего Христа (Рим. 4:25; 1Кор. 15:4 ). Иначе наша вера суетна (1Кор. 15:14 ). Слово о воскресении — драгоценное слово. Отсюда следует, что Христос есть истинный Мессия (Иоан. 11:25 ) и что вне Его нет спасения (Деян. 4:12 ); что мы в христианской вере имеем путь к небу (Рим. 3:25–26 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

1185 H. I, c. IX, col. 460С. H. XV, c. XX, col. 589В. Григорий H. De perfecta Christiani forma. T. XLVI, col. 285B. Исаак C. Λ. I, σ. 8. «Достодолжные помыслы называются иногда «помыслами десными» logismoì de_ksioi’. Исаак C. Λ. XII, σ. 68). И. Кассиан такие помыслы называет «духовными и святыми» (cogitationes... sanctae et spiritates. Coll. I, c. XVII, col. 507AB. Cp. Verba Sen. X, 86, col. 928C. (Патерик § 117, col. 233). Из других названий встречаются ρθος λογισμο’ς. Василий В. Const. monast. c. XVII.T. XXXI, col. 1380A; γαθο’ς λογισμο’ς. Василий B. Regul. brev. tract. Interr. LXXX. T. XXXI, col. 1137C; καθαρος λογισμο’ς. Исаак C. Λ. XXX, σ. 189; οι’ ψυσικο λογισμοι’. Макорий Е. H. VI, C. III, col. 520CD. 1188 И по учению Евангелия, «злые помыслы», исходящие из сердца, служат не только исходным психологическим моментом, но и главным, существенным содержанием злого, противного воле Божией, направления жизнедеятельности человека. Мф.15:19 ; ср. Мк.7:21–22 . Ср. Ориген. Т. XIII, col. 952. Кирилл И. Т. ХХХШ, col. 656D – 657А. По своему специфическому нравственно-психологическому содержанию оказывается очень близким к понятию πα’θος, каковое, совсем не встречаясь в Евангелии, только три раза употребляется в Апостольских Посланиях. Рим.1:26 : « предал их (язычников) Бог постыдным страстям». Исаак С. Λ. LXXXV, σ. 492. Λ. XXXV. σ. 226. Λ. LXI, σ. 368. Λ. LXVHI, σ. 398. Λ. LXXXV, σ. 505. См. и Suicerus. T. II, cot. 542. Cp. 1Фесс.4:5. В посл. Кол.3 – πα’θος упоминается в числе других проявлений нечестия, как один из видов нравственного зла. Ср. Grimm, р. 329. Cremer. (Biblisch-theologisches Wörterbuch der Neutestamentlichen Gräcität. S.S. 798–799. Επιθυμι’αι означает внутреннее стремление к предмету, но особенно связанное с физическою природою человека и из нее вырастающее, когда, напр., речь идет о пище и питье и половой потребности. Επιθυμι’αι особенно направлены к δοναι’. Schmidt. III.B. 5. 594–595. В Посланиях Апостольских основным, исходным моментом безнравственного, злого дела, которое самым своим проявлением констатирует господство в сфере внутренней личности человека религиозно-нравственного уклонение его от Бога, – представляется уже не logismo’_s, а именно πιθυμι’αι.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Таким образом, «ходить верою, а не видением» не значит отрицать реальность того, что мы видим. Скорее, это значит полагаться на поддержку и благословение Бога, невзирая на неопровержимый факт, что сейчас жизнь не всегда такова, какой нам хотелось бы ее видеть. Это значит пребывать в уверенности, что Бог выполнит Свое обещание и дарует нам бесконечную славную жизнь в воскресении (стихи 18). Столь же неправильно говорить, что вера противоречит логике. Вера никогда не бывает неразумной, поскольку она представляет собой уверенность в Боге, Который сотворил все и правит миром в соответствии с истиной. Скорее, вера отказывается полагаться лишь на то, что способен обнаружить наш ограниченный разум. «Полагаться на разум свой» (Пр.3:5) не значит логически мыслить. Это значит жить так, словно ты способен управлять собственной жизнью, и не нуждаешься в мудрости, основанной на страхе Божьем и знании Бога (ср. стихи 67). Наконец, следует отвергнуть мысль о том, что вера действует исключительно в настоящем времени. Это учение не имеет ничего общего с Писанием. Чаще всего проповедники Веры ссылаются на глагол настоящего времени «есть» в Евр.11:1 , однако их рассуждения ошибочны. Глагол «есть» вовсе не ограничивает действие веры настоящим временем. Скорее, он выступает здесь в роли своеобразного знака равенства (=) и показывает, что далее читатель найдет определение или описание веры. Писание говорит, что вера обращена в прошлое, настоящее и будущее. В настоящем это наша уверенность в том, что Бог во Христе сейчас любит нас, пребывает с нами, руководит нами и так далее ( Рим.15:13 ). Однако вера обращена и в прошлое: мы верим, что Христос умер и воскрес из мертвых для нашего искупления ( Рим.10:9 ; 1Кор.15:111 ). Наконец, и это важнее всего для целей нашего исследования, вера обращена в будущее: мы полагаемся на то, что Бог выполнит Свои обещания, даже если мы не увидим их исполнения при нашей жизни, – мы верим в будущую награду ( Евр.11:6 ). Такая вера была главной отличительной чертой ветхозаветных святых ( Евр.11:810:1316 ), а сегодня она действует в нашей жизни ( Рим.6:8 ; 2Тим.1:12 ). Основанием этой веры, устремленной в будущее, является вера, обращенная в прошлое (1Фесс.4:4).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

На стр. 269–270 Евр.9:27 слово „потом – μετ τοτο“, т. е. после смерти – автор толкует в значении „тотчас“ (по смерти) и выводить отсюда заключение, что здесь речь не о последнем страшном суде, а о предварительном, бывающем над каждым человеком „тотчас же после смерти“. Однакож убедительных для сектантов оснований в пользу такого толкования не представлено. В „Катехизисе“, в отделе о клятве (стр. 61–62), не приняты во внимание существенно здесь важные слова Господа: „да будет слово ваше: „да – да“, „нет – нет“, – а что сверх этого, то от лукавого“ ( Мф.5:37 ), – и Иак.5:12 : „не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою: но да будет у вас: „да-да“ и „нет-нет“. В доказательство той пользы, какую могла бы оказать „Миссионерским беседам“ и наука, укажу некоторые наиболее элементарные примеры. Из филологии. На стр. 143 автор говорит: „фарисеи не были священники, Богом призванные учители, – это были самозванцы, хищники, гордецы, – они лезли на Моисеево седалище, хотя никто их туда не звал, – они учили народ заповедям Божиим (? ср. Мк.7:8–13 ), выдумывали произвольные толкования на эти заповеди, а сами перстом не двигали для того, чтобы жить по закону Божию. Что же Христос? Не велит (разве) вовсе слушать таких учителей? Нет. Слушать их голоса Он приказывает: „все что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте“. Господь запрещает Своим ученикам лишь подражать гордости, лицемерию и самозванству фарисеев. Бежать же из Церкви ради фарисеев Он никому не приказывает“. Недоумение вызывает уже то, как это могли бы иудеи бежать из Церкви ради фарисеев, когда храм и все богослужение в то время находились в руках священников, in magna parte саддукеев, – а фарисеи большею частью были только простыми учителями. Но главное: мог ли Христос приказы- —308— вать Своим слушателям делать и соблюдать все, что бы ни говорили фарисеи, в виду неоднократных Его обличений ихних толкований закона, напр. Мк.7:8–18 и др.? Затруднение однакож легко устраняется простою филологическою справкой об употреблении термина „все“. Слово неизвестного значения „нехуштан“ в 4Цар.18:1–4 автор толкует (стр. 311 ср. 331) в значении „медный бог“ (?), умалчивая об основаниях такого толкования (вероятно это просто народное название медного – нехошет, змея – нехаш). В доказательство обычая креститься чрез погружение в воду, а не омовение, автор должен был сослаться на греческие термины новозаветные для христианского крещения βαπτξω, βπτισμα, βαπτισμς, βαπτιστς, соответствующие русским: погружать или погребать – в воду, землю, а не λουω – омывать (стр. 15). На стр. 283 в 1Фесс.5:23 определение „во всей целости“ – λκληρον в греческом оригинале и славянском переводе стоит пред μν πνεμα – слав. „всесовершен ваш дух“, а в Русс. и у автора – после „тело“, что неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—301— познали Отца?“ Также и в 1Кор.7:14 ничего не говорится именно о крещении младенцев (стр. 86). Наконец, такие безусловные положения автора, как на стр. 87: „все не крещенные (взрослые и младенцы) по необходимости гибнут (курсив мой) в отчуждении от Источника всякой жизни и добра: такая печальная участь постигает одинаково и взрослых и младенцев“ необходимо должны встретиться с возражением: как же могли уверовать и креститься те, кому не было проповедано евангелие (напр. американские язычники до открытия Америки, австралийцы, жители разных островов) или кто не мог слышать и воспринять евангельской проповеди? А слова Господа о Тире, Сидоне и Содоме ( Мф.11:21–24 , ср. Лк.10:12–15 )? А слова А. Павла в 1Тим.4:10 : „Бог есть спаситель всех людей, особенно (μαλιστα – всего более, преимущественно) верных“? А Деян.10:35 : „во всяком народе боящийся Его (Бога) и делающий правду приятен Ему есть?“ А „благочестивые“ или „особенно набожные“ Афиняне, чтущие Того Самого Неведомого Бога, что проповедовал Ап. Павел ( Деян.17:22–23 )? Едва ли поэтому может быть плодотворна в полемике с сектантами такая аподиктичность в трудном догматическом вопросе. И в виду слов сектантского простеца Поликарпа на стр. 81: „если говорить по правде, то в священном Писании нет ни запрещения, ни повеления (курсив автора) крестить детей“, православному полемисту следовало бы доказывать законность крещения младенцев не из тех или других текстов („строк“ по штундской терминологии) Библии, а из общехристианского духа и общехристианской вероучительной системы – для сектантов, а для православных – еще из древне-апостольского предания. В беседе о мощах на стр. 258 „пример Еноха и Илии научает нас той истине, что всякому человеку не обязательно (курсив автора) истлевать по смерти“ (курсив мой). Да разве Енох и Илия „не истлели по смерти«? Так же на стр. 263 к доказательству нетления мощей святых привлечено не содержащее никакого доказательства место из 1Фесс.5:23. А речь о тлении: „оно вошло в мир как наказание за грех Адама, – Христос и немногие праведники избегли его“ (курсив мой) дает повод думать, что

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По этой причине апостол Павел говорит: " Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны " (Евр.13:17), а также почитайте их " преимущественно с любовью " (1Фесс.5:13).   Заключение В данной статье была отмечена важная зависимость, что любовь к Богу основывается на любви к ближнему и подобна ей, " ибо не любящий брата своего, которого видит, –говорит Иоанн Богослов , – Бога, Которого не видит, не может любить " (1Иоан.4:20). Общение в любви между членами Церкви открывает возможность общения с Богом. Препятствием для осуществления христианского единства бывает всякая страсть или грех, но основная причина отсутствия благодатного единомыслия заключается в том, что по слову Григория Богослова " чтители любви " , на деле потеряли ее. Не имея любви, человек, формально находясь в церковной ограде, какие бы убеждения не имел, не может иметь благодатного единомыслия, которое, состоит в согласии воли, действий и даже чувств (Фил.2:5). Чтоб приобрести благое единодушие, которое является как бы ключом, соединяющим видимый мир и невидимый, необходим опыт преодоления себялюбия и гордости. Этот опыт дает возможность христианину стяжать обязательную для него сердечную драгоценность – сострадательность, которая является той силой, благодаря которой можно сносить немощи ближнего своего (Рим.15:1). Это сострадательность делает нашу Церковь поистине Христовой, Христовыми руками. Совершается же это чудо через единодушие, которое является истинным и совершенным единством Церкви земной и небесной. Что касается христиан, которые находятся на некотором начальном уровне по отношению к духовной жизни и не имеют полноты опыта жертвенной Божественной Любви, то к ним относится закон, который говорит, что отношение к ближнему требует смирения, т.е. победы над самолюбием, а отношение к Богу предполагает доверие промыслу Божию, победу над тварной ограниченностью. Смирение и подчинение своей воли Богу не отнимает у человека свободы, но не дает нам морального права теперь жить для себя, только для своих нужд.

http://bogoslov.ru/article/3355824

Это не значит, что спасение становится исключительно индивидуальным делом, как в учении Платона или Будды. Встреча с эсхатологической реальностью осуществляется для каждого в смерти и воскресении Христа, а затем в церкви Христовой как Его Теле. Другой эсхатологии нет. Впоследствие само богослужение рассматривается церковью как реализованная эсхатология (согласно Максиму Исповеднику ). В этих условиях теряет свою значимость учение о конце света, ибо путь в эсхатологический мир Царства Божия теперь, после прихода Мессии, открыт для всех вместе и тем самым для каждого в отдельности. Ясности понимания этой новой ситуации препятствует концепция второго пришествия, на которое есть несколько прямых указаний в НЗ ( Мф 24.3, 14, 27 , Лк 17.30, 18.8 , Иак 5.7 , 1Ин 2.28 , 1Кор 15.23 , 1Фесс 4.15, 2 Фесс 1.7, 2.8). В 2Петр 3.3–10 предлагается также объяснение наблюдаемой задержке этого события. Однако независимо от того, как трактовать эту задержку, события описанного в Евангелиях пришествия уже дали полную и законченную сотериологию. 1 Вследствие этого в согласии с современным научным пониманием вопроса, обусловленным результатами кумранистики, первое поколение христианских деятелей и мыслителей иногда рассматривают в рамках раннего иудаизма в качестве “иисусоцентрического иудаизма”. См., например: J. A. Overman and W. S. Green. Judaism (Greco-Roman Period)//The Anchor Bible Dictionary. Vol. 3. 1992. P. 1045–1046. Действительно, Св. Писанием христиан были еще лишь Тора и Пророки, Храм полностью сохранял для них свою священную значимость. В богословском смысле, однако, термин не является удовлетворительным. Пришествие Мессии породило вовсе не “иисусоцентрический иудаизм”, а совершенно новую ситуацию, чреватую эсхатологией. Новый Завет не есть лишь корпус 27-ми известных книг, а Новый Мир, возникший в момент Боговоплощения. 3 3 Подобным образом сегодня определенные круги верующих иудеев не считают современное государство Израиль легитимным, поскольку оно не освящено участием Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Там, на горе, Пречистая воссылала молитвы и благодарения, ибо и Писание говорит: «За все благодарите» (1Фесс. 5:16), преклоняя колени. После сего стала готовиться к Своему исходу. Прежде сказала об этом апостолу Иоанну, которому Сам Господь препоручил Святую Деву, находясь уже на кресте (Ин. 19:26). Она показала Иоанну принесенную ангелом удивительную, из нездешнего мира ветвь маслины с благоухающим ароматом райских обителей, и попросила пронести ее перед похоронной процессией при Ее погребении. Как, дорогие друзья, боимся мы с вами смерти! Душа трепещет от неизвестности, где перед нами разверзаются неведомые горизонты, и открывается страшная, неисчерпаемая и одновременно пленительная тайна – тайна всех тайн. Эта грозная безнадежность запечатлена и в Слове: «Человекам надлежит единожды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Нет ничего более таинственного в своей неизвестности и ужасе, чем смерть человека, что бесспорно. Вот почему пророк сказал: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Эккл. 7:4). В народном фольклоре смерть представлена костлявой старухой с косой, которой она косит как траву, жизни человеческие: молодого и пожилого, дитя и старика, царя и нищего, бизнесмена и бомжа, красавицу и уродца… Мы стараемся не думать о ней («Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» 1Кор. 15:32), но когда-то она непременно постучится и в наши двери. Вот почему мы всегда должны быть готовы ко встрече с ней, чтобы «дать отчет, что мы делали, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Святой апостол Иаков возвестил всем верным христианам о скором Успении Пресвятой в окрестных городах и селениях. Когда же они собрались, Пресвятая всем открыла услышанное Ею от ангела, и опять в подтверждении Своих слов, показала удивительную ветку из нездешних садов. Многие плакали, боясь, что их оставит Владычица сиротами, но Она просила радоваться Ее исходу, ибо не покинет их, а, находясь у престола Сына, всегда будет вспомоществовать бедным, больным и нуждающимся в Ее защите и поддержке. Просила, чтобы тело Ее погребли при подошве горы Элеонской, в Гефсимании, где покоились Ее родители – благочестивые Иоаким и Анна, а также обручник Ее – Иосиф.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/26/...

составитель К.В. Гриценко Благовествование (см.Евангелист, Евангелие) Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 1Кор.1,17 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. 1Иоан.3,11 ..силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. Рим.15,19 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих. 2Кор.4,3 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом. Еф.1,13 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. 1Ин.5,11 ..наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы [сами] знаете, каковы были мы для вас между вами. 1Фесс.1,5 ..открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. 2Кор.4,2 Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Лк.9,60 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. Рим.1,16 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Протестантам удаётся не замечать очевидного факта: Писание никогда не преподавалось вне контекста и никогда не адресовалось чужим! Все послания и даже Евангелия написаны, как повествует Лука, о совершенно известных между нами событиях ( Лк. 1:1 ). Сами послания несут характер более напоминательный, нежели огласительный. Ап. Иоанн написание своего I послания комментирует так: Я написал вам не потому, что не знали истины, но потому, что вы знаете её… и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том и пребывайте ( 1Ин. 2:21 ;27). Таким образом, послание, по мысли ап. Иоанна, написано им не с целью изложить (или систематизировать) спасительные истины, а лишь напомнить о них. Ап. Пётр эту же мысль выразил так: Я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием ( 2Пет.1:12-13; 3:1 ; Лк. 1:4 ). Ап. Иуда изложение одной из христианских доктрин предваряет замечанием: Я хочу напомнить вам, уже знающим это… ( Иуд. 1:5 ). Ап. Павел, как бы извиняясь за твёрдость тона своего послания, пишет: Сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати ( Рим. 15:14-15 ). Фесалоникским же христианам замечает: Не помните ли, что я, ещё находясь у вас, говорил вам это? ( 2Фес. 2:5 ; 1Кор. 11:2; 15:1 ; 1Фесс. 4:9; 5,1; 2Тим. 1:6 ; Откр. 3:3 ). Итак, новозаветное Писание имеет исключительно внутрицерковный характер. Оно как часть церковного Предания и не может рассматриваться вне его, а тем более ему противопоставляться. Как только это происходит, Священное Писание становится крайне беспомощным и малопонятным текстом. Апостолы не писали “Символических книг” или изложений для укомплектовки “Вояджера”, поэтому ни одно из этих посланий не предназначалось к самобытному существованию.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010