В этом мистическом опыте часто различают два уровня: на первом мы находим опыт поклонения воплощенному Христу; на уровне, более высоком, человеческая природа Христа помогает созерцанию Христа Бога . По Оригену, это созерцание человеческой природы Христа связано прежде всего с Писанием, целиком вдохновленным видением воплощения Слова. Если основываться на тексте, то созерцание тайн Иисуса, далеко отстоящее от абстрактных теорий, особым образом осуществляется посредством духовных чувств и во всех своих формах следует наиболее смиренным образцам поведения Спасителя: «Душа, охваченная благоуханием Слова, ведома Им» . Сравнительно недавно было предложено замечательное определение подражания Слову у Оригена: это «приложение к самому себе эпизодов (истолковывемых аллегорически и обобщенно) жизни Христа» . Усвоение чувств Христа приводит к тому, что христианин становится другим Христом. Божественный образ в нас, - пишет Григорий Богослов, - очищается соприкосновением с сияющим образом свыше . Он раскрывается в нас в единении со Христом, действия Которого становятся образцом для наших , а Его чувства – образцом для наших собственных чувств: сладость Христа и нас наделяет ею . Подражание святым Точно так же, как Христос является для нас образом сущности Отца ( Евр., 1,2), так и в святых мы видим образцы, в какой-то степени отражающие совершенство Богочеловека, которму они стремятся подражать в своей жизни . Эта тема появляется в Первом Послании апостола Павла, самом древнем документе нашей Церкви: «И вы сделались подражателями нам и Господу» ( 1Фесс., 1,6). Роль «примеров» в древней нравоучительной литературе была очень велика. Достаточно вспомнить знаменитое диатрибическое высказывание Сенеки, в жанре диатрибы, часто приводимое христианами: longum est iter per praecepta, breve et efficax per exempla . В противовес героям языческой литературы можно сразу же возникает сокровищница примеров, почерпнутых из Ветхого и Нового Заветов, которые быстро становятся традиционными: Авраам, Моисей, Илия, Иоанн Креститель и т.д. .

http://bogoslov.ru/article/2485575

Воскресение Христово , по этому аспекту, являет собой акт заместительного значения: официальное, так сказать, удостоверение совершенного Христом искупления, как удовлетворения правды Божией за грехи человечества заместительною смертью Богочеловека . Ближайшим основанием такой идеологии Пасхи служат, правда, не многочисленные, но, тем не менее, констатирующие несомненное литрозеологическое значение Воскресения, тексты Св. Писания, особенно послания апостолов, радеть встретить указанную точку зрения у комментаторов. Писания, из русских, напр., у Розанова, из французских, – у Годэ. Всего чаще, однако, таким основанием является юридическая «теория искупления» свойственная католическому и протестантскому исповеданиям. Юридический аспект Воскресения присущ всего более лютеранским теологам ортодоксального направления, каков, напр. Г. Кремер 349 . Своего апогея эта точка зрения достигает в монографии Шэдера (Е. Schaeder), ученика Кремера: Die Bedeumung des lebendigen Christus für die Rechtfertigung nach Paulus 350 . Комментируя 1Фесс. 1:10; Рим. 4:24–25; 8:34; 10:6–9 , 1Кор.15:17 и др., Шэдер устанавливает то общее положение, что «гнев» (οργ), как реакция святой правды Божией на грех человека, мог быть прекращен, по учению ап. Павла, только заместительной смертью Сына Божия, предображенной кровавыми жертвами Ветхого Завета. Однако, акт «оправдания» (δικαιωσις) нас от ответственности за грехи, «избавления» от гнева или, что то же, «умилостивления» Бога не ограничивается смертью Сына Его; в качестве необходимого составного момента, он требует также и Его Воскресения. В последнем Он был именно Сам «оправдан» от подъятых Им на Себя грехов человечества. Но так как в Своей искупительной смерти Он был «заместителем» ( Рим. 3:24–26 ; 2Кор. 5:14–15; 18–21 ; Гал. 3:13 и др.), наказанным за других, то и Воскресение Его имеет подобный же общечеловечески-заместительный характер оправдания. Отсюда «Живой» или Воскресший Христос, по учению ап. Павла в интерпретации Шэдер, а, равно как и многих других, особенно протестантских теологов и экзегетов – вечный Посредник – заместитель искупления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

По этой причине апостол Павел говорит: " Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны " (Евр.13:17), а также почитайте их " преимущественно с любовью " (1Фесс.5:13).   Заключение В данной статье была отмечена важная зависимость, что любовь к Богу основывается на любви к ближнему и подобна ей, " ибо не любящий брата своего, которого видит, –говорит Иоанн Богослов , – Бога, Которого не видит, не может любить " (1Иоан.4:20). Общение в любви между членами Церкви открывает возможность общения с Богом. Препятствием для осуществления христианского единства бывает всякая страсть или грех, но основная причина отсутствия благодатного единомыслия заключается в том, что по слову Григория Богослова " чтители любви " , на деле потеряли ее. Не имея любви, человек, формально находясь в церковной ограде, какие бы убеждения не имел, не может иметь благодатного единомыслия, которое, состоит в согласии воли, действий и даже чувств (Фил.2:5). Чтоб приобрести благое единодушие, которое является как бы ключом, соединяющим видимый мир и невидимый, необходим опыт преодоления себялюбия и гордости. Этот опыт дает возможность христианину стяжать обязательную для него сердечную драгоценность – сострадательность, которая является той силой, благодаря которой можно сносить немощи ближнего своего (Рим.15:1). Это сострадательность делает нашу Церковь поистине Христовой, Христовыми руками. Совершается же это чудо через единодушие, которое является истинным и совершенным единством Церкви земной и небесной. Что касается христиан, которые находятся на некотором начальном уровне по отношению к духовной жизни и не имеют полноты опыта жертвенной Божественной Любви, то к ним относится закон, который говорит, что отношение к ближнему требует смирения, т.е. победы над самолюбием, а отношение к Богу предполагает доверие промыслу Божию, победу над тварной ограниченностью. Смирение и подчинение своей воли Богу не отнимает у человека свободы, но не дает нам морального права теперь жить для себя, только для своих нужд.

http://bogoslov.ru/article/3355824

В библейском контексте любовь — это не эмоция. Это отношение. Оно проявляется не в переживаниях; оно проявляется в действиях. Люди, которые говорят о «любви к народу», «любви к Родине», о любви как о том, что побуждает человека к действиям — и, возможно, жертвам — ради того, что он любит, несколько ближе к истине. Но они находятся в серьезной опасности. Самые страшные вещи в истории делаются не мелкими ворами и развратниками, а возвышенными идеалистами, готовыми на труды и жертвы. Люди развязывают кровавые войны из любви к Родине (и доводят Родину до полного опустошения), устраивают революции из любви к угнетенным (и подвергают угнетенных еще худшим бедствиям), и даже саму веру в Бога делают поводом для бесчинств, уверяя себя при этом, что поступают так из «любви к истине». В чем проявляется подлинная любовь? Слово Божие неоднократно говорит — в соблюдении заповедей. Святой Апостол Иоанн говорит « Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его » (2Иоан. 1:6) Как пишет Святой Апостол Павел, « Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона » (Рим. 13:9,10). Это истина, которую людям было трудно воспринимать тогда, и трудно сейчас. Но нам важно это запомнить — подлинная любовь состоит в исполнении заповедей. Если от имени любви нас побуждают нарушить заповедь, нас обманывают. Любящий человек будет делать многое — но есть вещи, которых он точно делать не будет; заповеди — это как страховочная сетка, ниже которой точно нельзя падать. Нельзя убивать, даже если все вокруг уверяют, что этих плохих людей надо убить из любви к хорошим. Нельзя воровать, даже если вам предлагают удобную теорию, по которой это будет выглядеть как справедливое наказание богатых и помощь бедным. Нельзя лжесвидетельствовать, даже если Вам кажется, что этим Вы поможете людям, которых любите. Нельзя прелюбодействовать, даже если все вокруг настаивают, что это и есть любовь. Нельзя поклоняться идолам, даже если идолопоклонники обидятся и станут горько упрекать Вас в недостатке любви и понимания. Нельзя совершать, поддерживать, или одобрять какой-либо грех. Как говорит Апостол, « Удерживайтесь от всякого рода зла » (1Фесс. 5:22).

http://foma.ru/lyubov-emotsiya-strast-il...

Это не значит, что спасение становится исключительно индивидуальным делом, как в учении Платона или Будды. Встреча с эсхатологической реальностью осуществляется для каждого в смерти и воскресении Христа, а затем в церкви Христовой как Его Теле. Другой эсхатологии нет. Впоследствие само богослужение рассматривается церковью как реализованная эсхатология (согласно Максиму Исповеднику ). В этих условиях теряет свою значимость учение о конце света, ибо путь в эсхатологический мир Царства Божия теперь, после прихода Мессии, открыт для всех вместе и тем самым для каждого в отдельности. Ясности понимания этой новой ситуации препятствует концепция второго пришествия, на которое есть несколько прямых указаний в НЗ ( Мф 24.3, 14, 27 , Лк 17.30, 18.8 , Иак 5.7 , 1Ин 2.28 , 1Кор 15.23 , 1Фесс 4.15, 2 Фесс 1.7, 2.8). В 2Петр 3.3–10 предлагается также объяснение наблюдаемой задержке этого события. Однако независимо от того, как трактовать эту задержку, события описанного в Евангелиях пришествия уже дали полную и законченную сотериологию. 1 Вследствие этого в согласии с современным научным пониманием вопроса, обусловленным результатами кумранистики, первое поколение христианских деятелей и мыслителей иногда рассматривают в рамках раннего иудаизма в качестве “иисусоцентрического иудаизма”. См., например: J. A. Overman and W. S. Green. Judaism (Greco-Roman Period)//The Anchor Bible Dictionary. Vol. 3. 1992. P. 1045–1046. Действительно, Св. Писанием христиан были еще лишь Тора и Пророки, Храм полностью сохранял для них свою священную значимость. В богословском смысле, однако, термин не является удовлетворительным. Пришествие Мессии породило вовсе не “иисусоцентрический иудаизм”, а совершенно новую ситуацию, чреватую эсхатологией. Новый Завет не есть лишь корпус 27-ми известных книг, а Новый Мир, возникший в момент Боговоплощения. 3 3 Подобным образом сегодня определенные круги верующих иудеев не считают современное государство Израиль легитимным, поскольку оно не освящено участием Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Разделы портала «Азбука веры» Я долгое время очень сильно просил Бога о разных своих нуждах, но когда получил просимое, то забыл про свои бывшие “страдания” и не испытывал благодарности Богу. Меня это беспокоит, потому что я понимаю, что такое поведение делает меня недостойным полученного дара и я боюсь, что за мою неблагодарность Господь у меня эти дары отберёт. Что делать, чтобы приобрести благодарность? 7 Ответов Поблагодарите сейчас. И сделайте что-то хорошее другим — это тоже выражение благодарности Богу. С уважением, Наверстать упущенное и сделать это прямо сейчас. В книге ответов прп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка в вопросе 418 говорится, что исполнение просимого не обязательно происходит от Бога. Человек может просить против воли Божией, и Бог может позволить бесам исполнить просимое (т.е. во вред человеку). И человек, который спрашивает в указанном вопросе, судя по формулировке вопроса, сам был в такой ситуации неоднократно. Т.е. это не какая-то абстрактная ситуация, а реально происходило и может произойти с каждым. Поэтому нужно внимательно смотреть, действительно ли я молюсь по воле Божией, и что я чувствую сразу после исполнения молитвы — гордость или смирение. Как раз при исполнении молитвы Богом душа трепещет и славословит, если Вы не славословите, это повод задуматься. Благодарность — великое дело. Научитесь благодарить всегда и за все, даже за то, что Вы видите, слышите, ходите на ногах, умеете разговаривать, сегодня кушали. У многих людей этого нет, хотя они не хуже нас с Вами. Положите в сердце слова апостола: За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1Фесс.5:18) А если у Вас раньше было мало благодарности, начните благодарить прямо сейчас. Бог не заберет у вас дары, только из за того, что бы забыли поблагодарить, а лишь в том случае если будет польза для вашей души. А благодарить можно всегда, на каждом месте, а не только в конкретной ситуации. Я сам каялся и продолжаю каятся в том же грехе постоянно. Сканируя собственную жизнь, я убедился что, наивысшие состояние счастья я испытывал только при чувстве благодарности. Чем выше благодарность — тем больше счастлив, а потом, когда чувство благодарности затухало — терялось и счастье. Это касается и взаимоотношений с людьми и религиозного опыта тоже, Бога и его помощь свойственно не замечать, как и собственное счастье, и счастливым нужно быть в настоящем, а не в прошлом. Даже из маленьких благодарностей вырастает огромное счастье и благодарный человек никогда не бывает одинок, а одинокие люди никогда не бывают счастливы.

http://azbyka.ru/vopros/chto-delat-esli-...

В заключение нам остается сказать несколько слов о цели классического образования. Мы уже видели, что христианская церковь никогда не отрицала пользы светского и в частности классического образования и признавала весьма многое поучительным и полезными как в литературе, так в жизни классических народов. Она не только не скрывала тех задатков истины и добра, которыми обладал дохристианский мир, но напротив того, указывала на них, даже усвоила некоторые из них и рекомендовала своим членам искать их везде, где бы они ни находились, следуя мудрому совету апостола: все испытывайте, хорошего держитесь (1Фесс. 5:21). Скрывать достоинства классической литературы, чернить всю классическую древность, как не заключающую в себе будто бы ничего (или почти ничего) хорошего, не только противоречило бы практике христианской церкви, но и было бы ложью, противной духу христианского учения и крайне вредной по своим последствиям. Если в отношении к каждому ближнему мы, по заповеди апостола ( Ефес. 4:25 ), не должны допускать никакой лжи, а говорить исключительно истину, то в особенности свято эта заповедь должна быть соблюдаема в отношении к детям, на восприимчивые души которых ложь может производить крайне растлевающее влияние. Истину вполне скрыть нельзя (сн. Mapk. IV, 22 ), и ранее или позже многие из тех, которым умышленно сообщались превратные сведения о классической древности, могут получить истинное понятие о ней и в таком случае проникнуться неуважением и даже враждой не только к своим прежним учителям, скрывавшим истину, но и к самому христианству, если бы последнее нуждалось в помощи лжи. Но на самом деле христианство не только не боится света истины, но и призывает к нему каждого человека, и отнюдь не нуждается во лжи. Христианская цивилизация преследует собственно религиозно-нравственные задачи, и в этом отношении она неизмеримо возвышается и всегда будет возвышаться над всякой другой цивилизацией. Но христианство признает человека гражданином не неба только, но и земли, членом не церкви лишь, но и гражданского общества, существом, состоящим из тела и души и получившим от Творца разнообразные силы и способности, надлежащим развитием и употреблением которых обусловливается более или менее полное приближение к тому идеальному совершенству, образцом которого должен служить для нас Отец небесный ( Мф.5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Христианское и коммунистическое учения аксиоматически противоположны Одно дело, когда тобой движут патриотические мотивы, даже если ты во что-то играешь, другое дело, когда в реальной жизни людьми двигают мотивы ненависти. Самое худшее в деятельности современной «оппозиции» в том, что в ней действует не патриотизм, а негативные чувства. По этой же причине неудовлетворенности и появляются сторонники у коммунистов. 30 января, 2013 Одно дело, когда тобой движут патриотические мотивы, даже если ты во что-то играешь, другое дело, когда в реальной жизни людьми двигают мотивы ненависти. Самое худшее в деятельности современной «оппозиции» в том, что в ней действует не патриотизм, а негативные чувства. По этой же причине неудовлетворенности и появляются сторонники у коммунистов. То, что коммунизм и христианство не совместимы, согласны и христиане и коммунисты. Безумные безбожники установили кровавую диктатуру в России на 70 лет, разделив общество на  палачей и жертв. Сегодня, спустя 20 лет после крушения советской власти, люди забывают о том, что первое, что делали большевики, получив власть — это разоряли храмы и убивали христиан, и появляются симпатии людей к коммунистическому учению, которые проникают даже в Церковь. Почему это происходит, как Церковь относится к коммунизму и может ли она что-то сделать, чтобы не допустить возвращения «Красной чумы ХХ века», говорим  с преподавателем ПСТГУ протоиереем Борисом Левшенко. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. 1Фесс.5:3 — Вы согласны с тем, что «кодекс строителя коммунизма» основан на христианских ценностях? — Я считаю, что все, что связано с коммунистической идеологией, чуждо христианскому учению. Второе, что я могу сказать, это то, что любая ложь не является чистой ложью, она является как бы мозаикой из кусочков разбитой правды. Конечно, коммунистическая идеология берет из христианства то, что угодно коммунистам.

http://pravmir.ru/xristianskoe-i-kommuni...

Те, кто изучает исихастский метод с психологической и медицинской позиции, оправдывают «локализацию внимания» с научной точки зрения. Но эту «мудрую» тенденцию можно найти уже у св. Григория Паламы 2035 . Некоторые из его рассуждений носят философский характер, другие – психологический. Он говорит о том, что следует различать сам ум (νος) и его энергию или действие. Сердце является средоточием ума, но действуя, он стремится вовне, к чувственным вещам. Чтобы преодолеть это состояние парения и рассеяния, он должен возвратиться внутрь, в сердце. После «возвращения внутрь себя» дух движется в себе самом, и не прямым, а круговым и не блуждающим движением. Легко заметить, что замедление дыхания способствует сосредоточенности. Почему, спрашивает святитель Палама, для достижения большего сосредоточения большую пользу приносит фиксирование своего взгляда на груди? И отвечает: «Внутреннему человеку свойственно уподобляться внешним формам». Принимая наклоненное положение тела, «т. е. уподобляясь желаемому внутреннему движению духа», он направляет вовнутрь энергию духа, которая в противном случае через глаза изольется вовне 2036 . Св. Феофан Затворник , основывающийся на простых личных наблюдениях, говорит, что телесные органы естественным образом следуют за внутренним вниманием: напряжение мускулов определенным образом сосредоточивается в сердце, взор глаз обращен вовнутрь. Он добавляет, что нелегко ни предписать, ни описать такое усилие 2037 . Однако можно понять духовное основание приверженности исихастов такому деланию. «Чистая молитва», как ее понимает Евагрий, отказывается от любых форм и любых помыслов для того, чтобы вкушать лишь радость присутствия Божия внутри человека 2038 . Но человеческое сознание непременно должно быть связано с неким символом. И не может ли биение сердца стать выразительным знаком этого присутствия Спасителя в человеке? Русский Странник Можно изучить метод Русского Странника, идя шаг за шагом по Откровенным рассказам. Они начинаются с формулирования проблемы, во все века волновавшей монахов: непрестанная молитва 2039 . «Пришел я в церковь к обедне помолиться; читали Апостол из Послания к Солунянам, зачало 273, в котором сказано: непрестанно молитеся (1Фесс. 5:16)» 2040 ; «Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как же можно беспрестанно молиться, когда необходимо нужно каждому человеку и в других делах упражняться для поддерживания своей жизни?» 2041 После того, наслушавшись всяких наставлений о молитве вообще и не получив понятия, как непрестанно молиться, странник встречает старца, опытного в творении Иисусовой молитвы по Добротолюбию. И странник обращается к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

И если мы добровольно отказываемся от этого «ига» Христова – то рано или поздно нас достигает душевная боль, которая является лишь сигнальным огнем, которым Промысл оградил края зияющих бездн и топких болот, чтобы сохранить человека в его путях. Но душа не терпит пустоты, и этой пустоты не заполнят никакие материальные фантазии, ибо бессмертную душу может насытить только Сам Творец. «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» Когда мы читаем Евангелие, особенно призыв Христа о несении Его ига, то, честно признаемся себе, что только эти заветы чистоты, молитвы, любви и слагают всю красоту жизни, а там, где они попираются – и потому что они действительно попираются, - жизнь становится скучной прозой, если не сказать хуже – делается адом и дьявольским водевилем, жизнь перестает быть радостью, вдохновением, жизнь перестает быть жизнью. Вне горнего воздуха идеалов Христа, вне безбрежных синих далей Нагорной проповеди, вне Его призыва научиться Его кротости – мы всегда будем задыхаться в душном погребе мещанства и материализма. Высочайшие струны нашего духа вибрируют от призыва к соработничеству с Ним, и в этом внутреннем «созвучии» - новое доказательство подлинности и достоверности Его слов! «Научитесь от Меня, - говорит Христос, - ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И мы должны пройти эту школу Христа, чтобы научиться у Него кротости и смирению. Причиной всякого беспокойства в нас является себялюбие. «Наука» же Христова предполагает освобождение от помыслов, греховных привычек и устоявшихся стереотипов в жизни большинства, приобретенных в школе князя тьмы. Человек должен быть свободен от всего, что противоречит воле Божьей. Христос – это ось мира. Он также ось нашей души. Если ось не на месте – то мы переживаем шатание, сомнение и растерянность. Наоборот, находя Христа, мы находим себя, находим твердый якорь, который надежно пришвартует нас к берегам Вечности. Будем же, дорогие братья и сестры, спешить на этот призыв с надеждой на радостное соработничество в согласии с Его волей, ибо «воля Божия есть освящение наше» (1Фесс. 4:3). Аминь.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/26/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010