Что же служит тем основанием, по которому человеку присуждается великая награда на небесах? Награда дается только за подвиг; след., и небесная награда достигается подвигом, „праведными делами» 109 . Дела, таким образом, дают право на вечное блаженство, оказываются, как бы ценою, платою за него со стороны человека. Это уподобление весьма обычно в Св. Писании и Предании. Так, Господь И. Христос весьма часто, убеждая своих слушателей к той или другой христианской добродетели к христианскому поведению вообще, указывал им главным образом на то, что за такое поведение и только за него, воздается награда на небесах. „Смотрите, говорил Он, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню не труби перед собой, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославили их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же… и т.д., и Отец твой, видящий тайное воздаст тебе явно» ( Мф. 4:1–6 и д.). Или, напр., известное изречение о единой чаше студеной воды поданной пророку, или ученику. „Кто принимает пророка, во имя пророка, получает награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашей холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10:41–42 ). Св. Апостолы тоже часто прибегают к этой форме выражения, и тоже в тех случаях, когда нужно побудить кого-нибудь к доброделанию. Загробная награда сравнивается с наградой на ристалищах, с венцом победителей. „Разве не знаете, говорит, напр., св. апостол Павел, что бегущие на поприще бегут все, но один получает награду; и вы бегите так, чтобы получить. Все подвижники (т. е. борцы) воздерживаются от всего: они для получения венца тленного, а мы нетленного„ ( 1Кор.9:24–5 ; Гал. 5:7 ; Филипп. 3:14; 2Тим. 4:7–8 ; 1Петр. V5:2–4 и др.). Удерживая христиан от каких-нибудь пороков, указывают на наказание, какое постигнет от Господа всех грешников: „Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда,.,, чтобы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво; потому что Господь Мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали» (1Фесс.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Это и Павел замечает, говоря: " когда будут говорить: " мир и безопасность " , тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве " (1Фесс.5:3). Что это значит: " как мука родами [постигает] имеющую во чреве " ? Часто беременные женщины, во время забав, или обеда, или в бане, или на площади, ничего не ожидая впереди, внезапно бывают застигнуты болезнями рождения. А как и наше состояние таково, то будем всегда готовы. Не всегда же мы будем слышать об этом, не всегда будем иметь к тому возможность: " во гробе " , говорит Писание, " кто будет славить Тебя " (Пс.6:6)? Покаемся же здесь, чтобы таким образом умилостивить Бога в грядущий день и получить от Него прощение, которого и да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Беседа 35   " И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею " (Иоан.4:40-43)   1. Самаряне, будучи более восприимчивы к благодати, чем иудеи, увидев и услышав Иисуса Христа, признают, что Он есть Спаситель мира. - 2. Исцеление сына царедворца Иродова. - 3. Не должно требовать от Бога чудес, или доказательств Его всемогущества. - Должно славить и любить Бога при всяких обстоятельствах: в радости и скорбях, в здоровье и болезни и терпеть все из любви к Нему.   1. Нет ничего хуже зависти и ненависти: нет ничего бедственнее тщеславия. Они обыкновенно губят безчисленные блага. Иудеи, имевшие и большее, чем самаряне, знание и воспитанные пророками, здесь оказались ниже самарян. Самаряне по одному свидетельству жены уверовали и, не видя никакого чуда, пришли просить Христа, чтобы Он остался у них. А иудеи, видевшие и чудеса, не только не удерживали Его у себя, но даже отгоняли и все делали так, чтобы совершенно удалить Его из страны своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Феофан 351 . Употребление предлога περι вместо обычного υπερ, не говоря об αντ, равно как и определение цели: ινα αμα συν αντωι ζησωμεν нисколько не уполномочивают на юридическое понимание смерти Христовой. Что же касается 1:10, то, вспоминая обстоятельства своей проповеди в Салониках, чему посвящена вся первая часть послания. Апостол лишь мимоходом воспроизводит содержание этой проповеди, касавшейся учения, о «живом, истинном Боге», в противоположность «идолам», и Сыне Его, как воскрешенном из мертвых и имеющем придти снова на землю. Παρουσα Господа, вообще говоря, главная тема этой проповеди, как и всего послания (кроме 1:10, см. 11:29, 3:13; ос, 4:15–17; 5:23). Упоминание о Воскресении в связи с οργ само по себе еще не доказывает литрозеологического и тем менее юридического значения Воскресения в данном случае. Гораздо естественнее при чтении 10-го стиха: Και ανμενειν τον υιον αυτο εκ των ουρανν, ον ηγειρεν εκ των νεκρν, Iσουν τον ρυομενον ημας εκ της οργς της ερχμενης упоминание о Воскресении понять в смысле условия парусин, а не результата и тем менее – знака оправдания. Что же касается «избавления нас от грядущего гнева», то последнее отнюдь не тожественно с оправданием или искуплением: самый термин ρυομαι, вместо σωζω ( Рим. 5:9 ), не говоря о λυτροω, – значительно ослабляет идею заместительства если бы таковая даже здесь и была. По наиболее естественной параллели 1Фесс. 1:10 – первой главе 2-го послания к тем же Фессалоникийцам, избавление от гнева нужно понимать, как результат парусин, а не заместительной смерти и Воскресения. При устранении 1Фесс. 1:10 из ряда текстов, говорящих о Воскресении в сотериологическом смысле, количество библейских аргументов, приведенных Шэдером в защиту своего положения, должно сократиться, по крайней мере, на один. Анализируем, теперь, Рим. 4:24–25 , – текст в противоположность 1Фесс. 1:10, наиболее ясный и решительный в отношении критикуемого аспекта. Сказав выше о том, что Авраам оправдался (εδικαιωθη) не делами закона, но верою, Апостол продолжает, что написано об этом вменении веры в праведность, другими словами, – имеет значение это вменение не только по отношению к Аврааму, но и к – нам, οις μελλει λογιζεσθαι τοις πιστευουσιν επι τον εγειραντα Ιησουν τον κριον ημων εκ νεκρν, ος παρεδοθη δια τα παραπτματα ημων και ηγερθη δια την δικαιωσιν ημων 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

1185 H. I, c. IX, col. 460С. H. XV, c. XX, col. 589В. Григорий H. De perfecta Christiani forma. T. XLVI, col. 285B. Исаак C. Λ. I, σ. 8. «Достодолжные помыслы называются иногда «помыслами десными» logismoì de_ksioi’. Исаак C. Λ. XII, σ. 68). И. Кассиан такие помыслы называет «духовными и святыми» (cogitationes... sanctae et spiritates. Coll. I, c. XVII, col. 507AB. Cp. Verba Sen. X, 86, col. 928C. (Патерик § 117, col. 233). Из других названий встречаются ρθος λογισμο’ς. Василий В. Const. monast. c. XVII.T. XXXI, col. 1380A; γαθο’ς λογισμο’ς. Василий B. Regul. brev. tract. Interr. LXXX. T. XXXI, col. 1137C; καθαρος λογισμο’ς. Исаак C. Λ. XXX, σ. 189; οι’ ψυσικο λογισμοι’. Макорий Е. H. VI, C. III, col. 520CD. 1188 И по учению Евангелия, «злые помыслы», исходящие из сердца, служат не только исходным психологическим моментом, но и главным, существенным содержанием злого, противного воле Божией, направления жизнедеятельности человека. Мф.15:19 ; ср. Мк.7:21–22 . Ср. Ориген. Т. XIII, col. 952. Кирилл И. Т. ХХХШ, col. 656D – 657А. По своему специфическому нравственно-психологическому содержанию оказывается очень близким к понятию πα’θος, каковое, совсем не встречаясь в Евангелии, только три раза употребляется в Апостольских Посланиях. Рим.1:26 : « предал их (язычников) Бог постыдным страстям». Исаак С. Λ. LXXXV, σ. 492. Λ. XXXV. σ. 226. Λ. LXI, σ. 368. Λ. LXVHI, σ. 398. Λ. LXXXV, σ. 505. См. и Suicerus. T. II, cot. 542. Cp. 1Фесс.4:5. В посл. Кол.3 – πα’θος упоминается в числе других проявлений нечестия, как один из видов нравственного зла. Ср. Grimm, р. 329. Cremer. (Biblisch-theologisches Wörterbuch der Neutestamentlichen Gräcität. S.S. 798–799. Επιθυμι’αι означает внутреннее стремление к предмету, но особенно связанное с физическою природою человека и из нее вырастающее, когда, напр., речь идет о пище и питье и половой потребности. Επιθυμι’αι особенно направлены к δοναι’. Schmidt. III.B. 5. 594–595. В Посланиях Апостольских основным, исходным моментом безнравственного, злого дела, которое самым своим проявлением констатирует господство в сфере внутренней личности человека религиозно-нравственного уклонение его от Бога, – представляется уже не logismo’_s, а именно πιθυμι’αι.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

165 . А. Лебедев Протопопов С., прот. О художественном элементе в православном пении: (Мысли и наблюдения)//Богословский вестник 1901. Т. 1. 2. С. 252–292 (2-я пагин.). (Начало.) —252— «Духа не угашайте» (1Фесс.5:19). В обществе и в печати нередко слышаться суждения, направленные против художественного исполнения за Богослужением в храме Божием музыкально-гармонизированных церковных песнопений. Говорят и пишут, будто церковное пение не должно иметь целей музыкально-эстетических, будто оно должно быть без искусственным и простым, т.е. не гармонизированным и, стало быть, одноголосным (в крайнем случае – унисонным) сопровождением текста молитв – частью в пределах уставных гласов, частью же речитативно. Прибавляют, что исключительно без искусственное, одноголосное или унисонное пение за Богослужением переносит дух молящихся к первым временам христианства, когда в церковных собраниях всё было умилительно просто, и вместе с тем практически содействует скорейшему осуществлению так называемого всенародного пения, бывшего в употреблении на церковных собраниях первенствующих христиан. 166 Не берёмся судить: насколько отсутствие гармонизации церковно-богослужебной мелодии и одноголосная простота церковного пения в силах приблизить современных богомольцев к апостольским временам, когда у верующих, —253— по выражению книги Деяний Апост. гл. IV, ст. 32, «бе сердце и душа едина, и ни един же что от имений своих глаголаша свое быти, но бяху им вся обща». Не послужат ли скорее такие суждения о простоте в православном церковном пении на руку тем лицам в нашем обществе, которые увлекаются сектантскими идеями пашковцев, толстовцев, штундистов и др.? Ведь от притязаний на простоту в церковном пении весьма лёгкий переход к упрощению церковного обряда, к умалению церковно-богослужебного благолепия и уничтожению наружных и внутренних украшений в храмах Божиих, т.е. к тому, что именно и совпадает с идеями названных сектантов. Ещё менее берёмся судить: насколько одноголосное и унисонное пение в состоянии содействовать скорейшему осуществлению всенародного пения во всех православных храмах Божиих. Мы можем сказать только, что в настоящее время самые ревностные поборники такого пения путём опыта уже пришли к сознанию, что всеобщность всенародного пения – вещь неосуществимая: по их убеждению, такое пение пригодно лишь в небольших, преимущественно сельских, приходах с постоянным, неизменяющимся населением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти и другие отрывки Писания ясно свидетельствуют, что благословения искупления еще не распространились на наше тело. В настоящее время мы имеем духовное искупление – оно включает в себя прощение грехов, оправдание и другие духовные благословения ( Рим.3:24 ; Еф.1:314 ; Кол.1:1214 ). Однако полное искупление, обещанное нам, все еще остается для нас делом будущего. Об этом неопровержимо свидетельствует тот факт, что каждый христианин – за исключением тех, кто еще будет жив при возвращении Христа, – умрет физической смертью (1Фесс.4:1317). До времени возвращения Христа живущий в нас Дух Святой является «залогом» обещанного нам в будущем полного искупления тела и души ( Еф.1:1314; 4:30 ). Залог – это не только гарантия того, что мы рано или поздно получим обещанное, но еще и напоминание о том, что мы еще не получили всего обещанного. Таким образом, как мне представляется, у нас есть все основания говорить, что исцеление гарантировано нам искуплением. Однако эта гарантия относится к будущему времени. Конечно, мы и сегодня часто получаем от Бога исцеление и материальные благословения. Но это всего лишь предвкушение будущей полноты искупления. Эти блага напоминают нам о Божьей любви и власти, и Бог использует их для того, чтобы приводить других людей к вере в Христа. Однако нигде в Библии нет обещания, что здоровье и благополучие будут дарованы нам в полной мере уже в этой земной жизни. Памятуя об этом, давайте рассмотрим библейские тексты, на которые ссылаются проповедники Веры. В 53-й главе Исаии, на мой взгляд, речь идет о духовном «исцелении» – пророк использует образ плотской болезни для описания греха. Такой вывод напрашивается сам собой, если читать 5-й стих полностью и в контексте. Обратите внимание на параллелизм в словах Исаии: Но Он изъязвлен был за грехи наши И мучим за беззакония наши; Наказание мира нашего [было] на Нем, И ранами Его мы исцелились. Ис.53 (курсив добавлен) Первые две строки говорят о наших грехах, используя два синонимичных понятия: «грехи» и «беззакония». Вторые две строки говорят о результатах смерти Раба, и здесь снова используются два синонимичных понятия: «мир» (shalom) и «исцелились». Похоже, вторая пара строк говорит о той же проблеме, что и первая, только в позитивном ключе: речь идет об избавлении от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Вот тогда мы и сможем проверить нашу веру в Его качества, без каких-либо видимых свидетельств, поддерживающих нашу веру (вспомним Пс.26:13,14 и Рим.11:13 ). Мы должны помнить, что Бог видит картину большую, нежели мы: Он видит будущее, другие обстоятельства и все события, влияющие на нашу жизнь. Поэтому даже если наша просьба и допускается Писанием, мы не должны отчаиваться, если не видим немедленной реакции. Полезно помнить следующие фальшивые верования, явившиеся результатом лжи Сатаны, вместе с неизбежными следствиями этих верований, а также решение Господа, позволяющее избежать этих ловушек: а) Ловушка поведения (я должен отвечать определенным стандартам, чтобы чувствовать себя хорошо) вызывает страх неудачи. Ответ Господа – оправдание( Господь простил мне мои грехи и даровал мне праведность Христа) [вспомним Рим., 5:1]. б) Тяга к одобрению (мне нужно одобрение определенных людей для того, чтобы я думал о себе хорошо) вызывает страх отказа. Ответ Господа – примирение( я прощен Богом, тесно связан с Ним и целиком принят Им) [вспомним Кол. 1:21,22 ]. в) Игра в вину (падшие не достойны любви и заслуживают наказания) вызывает страх наказания. Ответ Господа – умилостивление( я возлюблен Богом, так как Христос удовлетворил гнев Божий Своей смертью на кресте) [вспомним 1Ин. 4:9-11 )]. г) Стыд (я не могу измениться, я безнадежен) вызывает чувство неполноценности. Ответ Господа – возрождение (я – новое создание во Христе) [вспомним Ин.3:3-6 ]. Как «противоядие» против опасности зла и для готовности встретить зло во всеоружии, полезно помнить 1Фесс.5:6–22; Ефес.6:11-18 и Фил., 4:8. Зло возникает и в общении христиан: появляются конфликты и проблемы между ними. В Новом Завете имеются указания на по крайней мере пять принципов их разрешения: (1)Искать помощи у Бога, чтобы поступать по духу, а не по вожделениям плоти (Гал.,5:16–23). (2) Пойти к тому, с кем возникла проблема и попытаться с духом смирения разрешить проблему вместе с ним, а в случае неудачи – в церковной общине ( Мф. 5:23-24; 18:15-20 ). (3) Ничего не делать по своему эгоизму, считаться с нуждами другого ( Фил.2:2-5 ). (4)Смирить себя, поставить другого прежде себя ( 1Петра 5:5-6 ). (5) Прощать друг другу ( Мф 15:21-35 ). Моральные дилеммы, проблемы компромиссов и вынужденного сопротивления злу мерами принуждения

http://azbyka.ru/problema-zla-i-teodicei...

Апостол Павел, обращаясь с посланием к Солунским христианам, призывает их, испытывая все возможное, держаться исключительно доброго (ср.: 1Фесс.5,21). Следуя этому мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении совету, сегодня необходимо с особой внимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образования и воспитания и выработать наиболее эффективные методы взаимодействия школы и Церкви для решения наиболее острых вопросов современности. Вполне очевидно, что прочная и целостная структура, каковой, без сомнения, призвана стать образовательно-воспитательная система, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокой и взаимопроникающей связи с исторической, культурной и духовной почвой, на которой возрастало величие русского народа. Наиболее ярким отражением памяти наших современников о великих событиях прошлого стало торжественное празднование в минувшем году ряда исторических юбилеев, явивших неразрывную внутреннюю связь многих поколений россиян и нашедшее живой отклик у широкого круга общественности. Наиболее значимыми датами этого ряда стали юбилейные торжества в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, 625-летия Куликовского сражения, 300-летия просвещения Камчатки светом Православия, первое празднование Дня народного единства. Масштаб и резонанс прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировал, что исторический опыт и героическое прошлое нашего Отечества положительно воспринимаются молодым поколением россиян, и это должно послужить добрым основанием для созидания нашего общего будущего. В то же время, выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимость перестройки системы ценностей – это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она не достаточно осмыслена, и поэтому существенна сама ее постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подходов. При этом мы должны помнить, что наша страна уже проходила через соблазны построения " нового мира " .

http://religare.ru/2_25472_1_21.html

Проводимые в процессе такого «доказательства» аналогии в действительности являются ложными, а наличие существенных различий не принимается во внимание. В любом случае, используя принцип аналогии, нельзя забывать, что аналогия существует только там, где есть принципиальное подобие по существу, а не сходство форм. Если же это правило не соблюдается, то аналогия является ложной и докажет не истинность оппонентов христиан, а их готовность использовать грязные приемы. Часто оппоненты христиан играют христианскими терминами, придавая им негативное значение, для этого используется очень некрасивый прием: термины христианского богословия вырываются из контекста христианского мировоззрения, перемещаются в чуждую христианству мировоззренческую систему, где они приобретают негативный смысл, а потом преподносятся публике. Что касается христианской терминологии, то особенно не повезло таким терминам, как «догмат» и «вера». В рамках христианского мировоззрения термин «догмат» имеет положительное значение 15 . Иисус Христос явил Собой всю полноту Истины, и цель христиан – Ее постижение и сохранение. В рамках христианского мировоззрения Истина не развивается, она уже присутствует во всей полноте, и христианин должен стремиться воплотить ее в своей повседневной жизни; догматы же существуют для того, чтобы уберечь дарованное Христом от искажения. Но если этот термин перенести на иную мировоззренческую почву, которая утверждает духовный эволюционизм 16 , то догмат превращается из средства сохранения дара Христа в путы, не допускающие новое. Та же проблема с термином «вера». Критики христианства переиначили данный термин, определив его как некритичное восприятие информации, в то время как в Православии вера – это, скорее, состояние христианина, его жизнь в Боге, а не интеллектуальное знание, к тому же воспринятое некритично 17 . Как раз именно христианство призывает к критичному отношению к своей вере и к своей жизни: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс. 5:21). В любом случае, при полемике нужно учитывать, что один и тот же термин в рамках разных мировоззренческих систем может иметь совершенно разное значение, и любая полемика без учета данного обстоятельства бесполезна.

http://azbyka.ru/lozhnye-argumenty-proti...

Впрочем, кое-какие мелочи отмечу чуть ниже. Мне нравится РВ вот с какой точки зрения. Зощенко зафиксировал в языке некое начало, а Радостная Весть блестяще отразила завершение процесса, последний вздох, все то, что осталось в русском языке после 70-ти лет насилия над ним. Открываю страницу: «упорная битва», «мужество в сердцах», «нерушимые узы», «полнота убежденности», «сплоченность», «единение», «сердце, переполненное благодарностью» (Кол. 2: 1-7). Ничего не напоминает? Еще одна черта современности: пренебрежение стилистическими тонкостями. По всему тексту РВ: «Царство Небес». Калька с «Поля Чудес»? Сколько нужно небес, чтобы составить царство? Царство – не бес? 1Фесс. 4:1: «... чтобы быть приятными Богу». Доставлять приятности? 1Кор. 1:28: «...так сказать, ничто, чтобы обратить в ничто то, что для мира что-то значит». Павел спотыкался в речи, но не до такой же степени. Наконец, случай, когда Сатана грозится нащупать у супругов «слабое место», если они станут избегать друг друга в постели (1Кор. 7:5). В целом мне нравится перевод РВ, но, как это ни парадоксально звучит, он недостаточно современен. Это язык прошлого столетия, тень газетной лексики 70-80-х годов, хорошо знакомой зрелому поколению того времени. Как говорится, «не вина, а беда». Пусть не покажется, что для меня тут все не так. Множество примеров есть прекрасных, приведу только один маленький: «Иисус вошел, стал перед ними и сказал: “Мир вам”. А потом говорит Фоме: “Давай палец! Вот Мои руки. Давай руку, вложи ее в рану на боку! Перестань сомневаться...”». Хороший кинаматографический сценарий. Отмечу случаи некоторой невнимательности в ветхозаветной части. Царь говорит о себе: «Великие дела сотворил я». И какие же это великие дела? «Построил себе дома, насадил виноградники... купил рабов и рабынь... приобрел... певцов и певиц...» (Эккл. 2:4-8). Ну, в то время... Да, но читатель-то современный человек, и ему это может показаться смешным. Нас не убудет если мы заменим слово. Ведь речь-то на самом деле идет не о великих делах, а о великом богатстве.

http://bogoslov.ru/article/1737359

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010