1Тим.6:11 . Ты же, о человек Божий, село и подобного что может отклонить тебя от Бога, убегай, но до- —336— стигай правды, т. е. проповедуй, благочестие благовествуй, веру возвещай, любовь имей, терпение приобретай и кротость стяжи. 1Тим.6:12 . И подвизайся добрым подвигом веры, за что ожидает вознаграждение. Держись не сей временной жизни, но жизни вечной, к коей ты призван моею проповедью, – и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями, то есть пред многими гонителями ты постоянно и мужественно исповедовал веру, – они угнетали тебя, но ты не отрекся. 1Тим.6:13 . Заповедую тебе 3003 пред Богом, Который оживотворяет всё при кончине мира, – и Христом Иисусом, Который и умер ради сего, чтобы ты соблюдал доброе исповедание и веру здравую, непорочную и неукоризненную, – то есть исповедание твое пред многими судьями и веру, которую ты доселе сохранил целою, чистою и неповрежденною, – даже до пришествия Господа нашего. Ни в чём не предавайся диаволу или людям. 1Тим.6:17 . Богачам века 3004 сего заповедуй, чтобы они не гордились и вместо Бога вечного не надеялись на тленные богатства. 1Тим.6:18 . И учи их обогащаться в добрых делах, быть благородными и любезными не только к ближним, но и быть общительными, посылая дары свои отдаленным святым. 1Тим.6:19 . Дабы посредством этих временных благ могли они наследовать истинную и вечную жизнь. 1Тим.6:20 . Итак, сохраняй залог этих, преданных тебе, заповедей свято и верно, отвращаясь негодных —337— новых слов, 3005 поскольку их вызывает и умножает вражда и противление, – и лжеименное знание в изобилии порождает их, которое усвоили себе люди, склонные к спорам, и чрез то не смогли удержать первую и истинную веру свою. К Тимофею второе Узнал Павел от Духа, Который был в нём, что приблизилось время отшествия его из этого мира, – и написал к Тимофею, чтобы тот скорее пришел к нему. Во-первых, затем (пришел бы Тимофей к Апостолу), чтобы нечто прибавить к заповеди о том, как ему подобало вести себя в Церкви Божией. А во-вторых, за тем, чтобы смертью своею дать ему образец и силу, каковым он был для него в своих мучениях, побиении камнями и пытке. Также велел ему принести фелонь и книги – или для того, чтобы продать их и уплатить за наем дома, или же чтобы отказать в наследство, кому следовало, – ибо Тимофей, хотя и был возлюбленнейшим его сыном, но он был богат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    ββ) Сих бегай (1Тим. 6:11-16)    Изображение худых последствий от любоимания уже само отталкивало от него; несмотря, однако ж, на то, святой Павел счел нелишним прибавить: X) прямое внушение: «сих бегай» (1Тим. 6:11) — и, в противовес заботам о суетных стяжаниях, указать: Z) неустанную («гони» (1Тим. 6:11)) заботу о стяжании всякой добродетели в надежде блаженной вечности (1Тим. 6:11, 12), присовокупив: Y) заклинание именем Божиим исполнить сию заповедь незазорно до пришествия Господня (1Тим. 6:13-16). Эти уроки даются святому Тимофею не в том, конечно, смысле, чтоб он имел в них нужду, но в том, чтоб дать ему руководство, как пасомых отклонять от любоимания и куда их вместо того направлять. Можно и так думать, что в лице святого Тимофея уроки сии даются всем христианам, и наипаче пастырям и архипастырям.    X) Прямое внушение (1Тим. 6:11) 1Тим. 6:11. Ты же, о, человече Божий, сих бегай.     «Человече Божий». «Великое достоинство! Правда, все люди — Божии, но преимущественно праведные, — не по той причине только, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу» (святой Златоуст). «Человек Божий — великая похвала. Так назван был и великий Илия, так названы и многие из Пророков, не потому, что иные — не Божии человеки (ибо все Божии твари), но сохранившие в себе (или восстановившие) первоначальные черты создания поистине называются человеками Божиими. Так все — рабы Божии, как твари; ибо и злочестивый Навуходоносор — Божий раб; но он раб по естеству, а Авраам, и Давид, и Павел, и подобные им — рабы по приверженности. Ибо сказано: «Авраама ради раба Моего» (Быт. 26:24), и: «Давида ради раба Моего» (3Цар. 11:13), и: «Павел, раб Иисус Христов» (Рим. 1:1)» (блаженный Феодорит).    Человек Божий страхом Божиим водится и всячески угождать Богу старается. Из числа таких особенно суть Божии человеки — те, которым вверяются от Бога особые некоторые дела, которые не только к дому Божию принадлежат, свои суть Богу, но и поставляются правителями по дому. К таким принадлежал и святой Тимофей. Почему и назван Божиим человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2948...

БЕСЕДА 2 на 1Тим. 1:5–7 . Откуда произошли ереси. – Как нужно пользоваться законом. – Истинная слава. – Истинное удовольствие. БЕСЕДА 5 на 1Тим. 1:18–19 . Каких следует избирать священников. – Против тех, недостойно или однажды только в год приступают к причащению св. таин. БЕСЕДА 6 на 1Тим. 2:1–4 . Христианин должен быть выше всех. – Великое зло – проклинать ближнего. – Следует молиться за врагов. БЕСЕДА 10 на 1Тим. 3:1–4 . Об епископстве. – Каков должен быть епископ. – О добрых .– Почему язычники не принимают веры. БЕСЕДА 12 на 1Тим. 4:1–5 . Еретики, постоянно заблуждаясь, впадают в погибель. – Манихеи, энкратиты, маркиониты. – Когда идоложертвенное бывает нечисто.– Против . БЕСЕДА 17 на 1Тим. 6:3–7 . Обязанности учителя. – Гордость порождается невежеством. – Сребролюбие – корень зла. БЕСЕДА 18 на 1Тим. 6:13–16 . Нужно придерживаться не человеческих мудрований, но . – Человеческие дела скоротечны. ТОЛКОВАНИЕ НА 2-е ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ (Беседы эти произнесены святителем, вероятно, в Антиохии около 397 г.) БЕСЕДА 1 на 2Тим. 1:1–2 . Побуждение и время написания. – Похвала Тимофею. – Человеку невозможно прожить без скорбей. – О милостыне. БЕСЕДА 2 на 2Тим. 1:8–10 . О делах божественных нельзя судить по соображениям человеческим. – Достоинство евхаристической жертвы зависит не от приносящего ее человека. – В Евхаристии – истинное Тело Христово. БЕСЕДА 4 на 2Тим. 2:1–7 . Воздаяние за учительство. – На земли нет ни истинной славы, ни истинных благ. – Сравнение Павла с Нероном. БЕСЕДА 5 на 2Тим. 2:11–14 . Угрызения совести возмущают наш покой. – Страх суда. – Иногда и в настоящей жизни Бог карает нечестивых. БЕСЕДА 6 на 2Тим. 2:20–21 . Рабу Божию следует уклоняться от состязаний. – Кто уловлен диаволом хотя бы отчасти, тот находится в его власти всецело. – Увещание к милостыне. БЕСЕДА 7 на 2Тим. 3:1–7 . Развращение в последние дни. – О дружбе Ионафана с Давидом. – Наставление вдовицам. БЕСЕДА 8 на 2Тим. 3:1–4 . Свойства человека неблагодарного. – Неизбежность скорбей и для благочестивых. – Почему в настоящей жизни Бог иногда наказывает порочных, иногда не наказывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Преподав апостолам сию троякую власть, Господь хотел, чтобы она переходила от них к их преемникам и сохранилась в христианской церкви до самого окончания мира; ибо Он повелел им научить и крестить все народы ( Мф. 28:18–20 ); повелел совершать евхаристию до самого второго своего пришествия ( 1Кор. 11:23–26 ); обещал им послать Духа Утешителя, да будет с ними во век ( Ин. 14:16, 17, 16:13 ); обещал и Сам пребывать с ними «во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Отсюда апостолы и сами постоянно пользовались этою троякою властию (напр. Деян. 5:42, 6:1–5 ; 1Кор. 4:1, 5:4, 5, 9:16 ), и преподавали ее и своим преемникам, рукополагая для церкви пресвитеров и епископов ( Деян. 14:23 ; 1Пет. 5:1–4 ; 1Тим. 4:14 ; 2Тим. 2:2, 4:2–5 ; Тит. 1:5–9 ), и везде производят сию власть от Бога и Христа и Св. Духа. «Он поставил в церкви, – пишет апостол, – одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, в дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11, 12 ). «Он дал нам служение примирения... мы – посланники от имени Христова» ( 2Кор. 5:18, 20 ). Никто сам собою не приемлет сей чести (т. е. священства), но только призванный Богом, как и Аарон ( Евр. 5:2 , сн. Рим. 10:15 ). И к пастырям ефесской церкви говорит: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). Посвящения в разные степени священства с самых времен апостольских совершалось в церкви через рукоположение. Так совершалось посвящение в сан епископа ( 1Тим. 4:14 ; 2Тим. 1:5 ), и в сан пресвитера ( 1Тим. 5:22 ; Тит. 1:5 ), и в сан диакона ( Деян. 6:6 ). И право рукоположения всегда принадлежало в церкви епископам («Апост. прав. 1 и 2; Антиох. 9; Всел. 1 го пр. 19»). Следуя той мысли апостола, что благодать рукоположения, раз сообщенная, обитает в душе рукоположенного ( 1Тим. 4:14 ; 2Тим. 1:6 ), церковь постоянно защищала ту мысль, что рукоположение не должно быть повторяемо. Столь высокое звание священнослужения требовало от избираемого особенных качеств души. Чтобы он мог и сам совершать свое дело с разумением веры и других руководствовать к вере, ему нужно образование ума по началам веры: он должен знать Св. Писание ( 2Тим. 3:15 ), и должен быть учителем ( 1Тим. 3:2 ); еще более требуется, чтобы он был исполнен любви к Господу, так как он избирается в служители таин Его. Жизнь его должна быть непорочна ( 1Тим. 3:2, 6 ); но безженство священства еще на 1 всел. соб. названо игом неудобоносимым (Сокр. Церк. ист. 11 Созом. I, 23; Руф. 1:17 ); напротив, избираемый хорошо должен управлять своим домом и детей содержат в послушании со всею честностию ( 1Тим. 3:4, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава V Отношение Тимофея к старым женщинам и мужчинам (1–2). Отношение к вдовам (3–16). Тимофей и пресвитеры (17–20). Заключение пастырских наставлений (21–25). 1Тим.5:1 .  Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 1Тим.5:2 .  стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. С каждой группой и состоянием верующих нужно действовать по-разному. Старого человека не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишком резко. Что здесь разумеется действительно старый возраст человека, а не положение человека как пресвитера (по-греч. здесь поставлено слово πρεσβτεροι), это видно из того, что этому определению далее противополагаются термины, означающие именно возрасты ( старицы, молодые). Тимофей был молод, поэтому ему не трудно было говорить со старцем как с отцом своим. « Со всякою чистотою». В отношении к молодым женщинам Тимофей должен быть свободен от всяких пожеланий. 1Тим.5:3 .  Вдовиц почитай, истинных вдовиц. 1Тим.5:4 .  Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. 1Тим.5:5 .  Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 1Тим.5:6 .  а сластолюбивая заживо умерла. 1Тим.5:7 .  И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть « истинные вдовицы», т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода – имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы. « Они прежде пусть учатся»… Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах ( Иоанн Златоуст , Феодорит и др.) и вместо «пусть учатся» лучше читать: «пусть учится» ( μανθαντω). « Почитать свою семью» – точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки ( εσεβεν) и возрастали в почтении к предкам ( τ. προγνοις – по-русски неточно: « родителям».)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—322— Как подверг он порицанию Варсуму, 2969 волхва и лжепророка, совращавшего с пути Божия, – и сказал ему: слеп будешь ты, и не увидишь солнца до времени ( Деян.13:11 ), – так подобным же образом и тех (Именея и Александра) предал демонам, кои вошли в них; так что, подвергаясь увещаниям за прежние дела, совершавшиеся ими, – они отвращались от богохульства, коим осмеливались порицать Господа нашего и чад церкви. 2970 —323— II 1Тим.2:1 . Итак, умоляю тебя, говорит, прежде всего. —324— Заметь, пожалуйста, что и его умоляет по обыч- —325— ному смирению своему, а не по какому-либо слу- —326— чайно встретившемуся поводу. Умоляю 2971 тебя, говорит, чтобы, прежде всего, совершал ты моления и молитвы к Богу 2972 за всех людей, – и 2973 прошения за царей, и 2974 благодарения за тех, кои находятся в преимущественном положении, 2975 – дабы в спокойствии от войн, и в назидании житие проводили они, то есть в святости и праведности. Может быть, отсюда получило свое начало в церкви ежедневное, утреннее и вечернее, призывание всех к молитве (о мире всего мира и пр.). 1Тим.2:3 . Если так будешь поступать, то это хорошо, говорит, и приятно пред Богом. 1Тим.2:4 . Который всем людям желает спастись от заблуждения и лжи и к познанию истины прийти, которую и мы проповедуем. 1Тим.2:5 . Поскольку один Бог, а не многие, как воображают язычники, – один и Посредник Бога и людей. —327— 1Тим.2:6 . Так как Он за спасение людей пострадал в свое время, Коего смерть уже ранее была предназнаменована и предопределена в (предвечных) советах Родителя Его и предвозвещена Моисеем и всеми пророками. 1Тим.2:7 . В коем 2976 и я, глава (первый из) грешников, поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю, не лгу, – поскольку я сделан учителем язычников, не в приношениях жертв, но в вере истины. 2977 1Тим.2:8–9 . Дав потом наставление, чтобы мужи молились без гнева и досады, 2978 он кроме того дает увещание и женам, призывая их к благоразумию, чтобы они бросили пустые наряды бесстыдства и позлащенные завивки волос, украшенные жемчугом, и драгоценную одежду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но кажется, святой Павел имеет при сих словах в виду не столько подозрения других, сколько предотвращение сердечного сочувствия юницам. Это сочувствие и далее влечение естественно вызывается при встрече с женами, особенно юными. Но оно не неизбежно и тем менее таково, чтоб необходимо властвовало над сердцем. Его можно пресекать, при самом зарождении или первом движении, и прогонять, когда оно против воли прорвется. Вот об этом отторжении от сердца сочувствий и говорит здесь Апостол. «Апостол присовокупил: «со всякою чистотою», — пишет блаженный Феодорит, — научая при телесном целомудрии сохранять и душевное и не допускать в себя никакого вреда посредством зрения или слуха». г) Об устроении вдовиц (1Тим. 5:3-16)    Вдовы, с самого начала устроения Церкви, состояли на попечении христианских обществ. Для устроения их в первой Иерусалимской Церкви были избраны особые лица (Деян. 6). По этому образцу и все другие общества христианские долгом своим считали — обеспечивать вдов и сирот. А что это продолжалось и потом, указание на то можно видеть в Послании святого Игнатия к святому Поликарпу (Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к святому Поликарпу. 4), в Первой Апологии святого Иустина (Мученик Иустин Философ. Первая Апология. 67), и в «Церковной истории» Евсевия (Евсевий Кесарийский. Церковная история. 6, 43). Об них и говорит здесь святой Павел; и говорит: аа) сначала об устроении вдовиц вообще (1Тим. 5:3-8); а потом: бб) частнее (1Тим. 5:9-15), — о вдовицах: α) престарелых (1Тим. 5:9, 10) и: β) юных (1Тим. 5:11-15); вв) напомнив в конце и еще, что говорил об устроении вдов вообще (стих 16). Пространно пишет, — верно, надлежала нужда в этом.    аа) О пристроении и обеспечении вдовиц вообще (1Тим. 5:3-8) 1Тим. 5:3. Вдовицы чти сущия истинныя вдовицы.     «Чти» — не пренебрегай, или не неради об них, а имей о них попечение. «Чти» — стоит вместо: милосердуй о них и доставляй им потребное» (блаженный Феофилакт). Но «чти», говорит, таких, которые суть истинные вдовицы. Какие же это истинные вдовицы? Конечно те, которые хорошо живут (стихи 5—7), но которым при сем жить нечем (стих 16). Блаженный Феодорит пишет: «вдовам, не имеющим никакого ниоткуда источника к удовлетворению своих нужд, надлежит пользоваться, говорит Апостол, церковным вспоможением». Святой Иустин, в своей Апологии, говорит, что «верующие жертвовали в Церковь кто что мог; а настоятели Церквей, — пастыри, раздавали потом собранное бедным, вдовам и сиротам». Вдовицы, которые сами могли содержаться или которых могли содержать их собственные семьи, не должны были тяготить собою Церкви (стих 16). «Такие не суть настоящие вдовицы» (Экумений). — Относительно них вот что заповедует святой Павел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2948...

1Тим.5:11 .  Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. 1Тим.5:12 .  Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 1Тим.5:13 .  притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Молодые вдовы не должны быть вносимы в список вдов, получающих пособие от Церкви, потому что они, утешаясь Христом или, точнее, получая пособие от Церкви Христовой (по-русски выражение καταστηναχοσι) переведено слишком обще: « впадая в роскошь противно Христу»), в то же время думают не о том, чтобы послужить Христу или Его Церкви, а о личных своих выгодах и прежде всего об утехах брачной жизни. « Они подлежат осуждению» (какому и от кого – не сказано), потому что изменили своему прежде высказанному решению – отдать себя на служение Церкви. Кроме того, апостол считает нужным указать и на то, что такие вдовы привыкают к праздности и пустым пересудам в разговорах с другими женщинами. 1Тим.5:14 .  Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 1Тим.5:15 .  ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. 1Тим.5:16 .  Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. Поэтому апостол решительно требует (« желаю» – не совсем правильный перевод выражения βολομαι), чтобы молодые вдовы снова вступали в брак и занимались детьми и хозяйством, не подавая противникам христианства – иудеям и язычникам – повода хулить христианскую веру. А опасаться за молодых вдов есть основание: некоторые из них уже пошли дурною дорогою (« вслед сатане»). Свои наставления относительно вдов апостол заключает приглашением ко всем верующим – помогать своим вдовам – родственницам и знакомым, не обременяя заботами о них Церковь . 1Тим.5:17 .  Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говоря о избрании пресвитеров, Апостол заповедует Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» ( 1Тим.5:22 ). Что это за «возложение рук?«- Это хиротония, которую сам св. Тимофей принял от ап. Павла совместно с другими священниками ( 1Тим.4:14 ) и тем самым получил право рукополагать пресвитеров. Только такое священство, которое рукоположено епископатом, находящимся в цепи апостольского преемства, истинно. 6. Наставления Тимофею относительно гражданских обязанностей и другие (глава 6) а) Наставления рабам и господам ( 1Тим.6:1–2; 17–19 ) Относительно рабства ап. Павел всегда придерживался одного учения: он его не благословляет, но и не призывает к его ниспровержению насильственным путем: «дабы не было хулы на имя Боже и учение» ( 1Тим.6:1 ). В свете евангельского учения, дарующего внутреннее освобождение от рабства греху и вечной смерти, внешнее рабство казалось маловажным делом. Задачей служителей Христовых была проповедь не социального учения, – этим пусть занимаются те, кто к тому призван, – а возвещение новой жизни и свободы в Духе Святом. Христианство насаждает гуманные взаимоотношения между людьми, так что раб и господин делаются братьями по вере, обязанными любить и служить друг другу. А это само собой коренным образом меняло положение рабов. Таким образом, христианство вело к ниспровержению института рабства, только не путем насилия, а путем внутреннего преображения рабов и господ в духе христианской любви и братства. б) О лжеучителях и о корнях лжеучений (1Тим.6:3–16) Ап. Павел увещает Тимофея зорко следить за чистотой проповедуемого учения ввиду появления лжеучителей. Духовной причиной появления лжеучителей Апостол называет гордость, т. е. отсутствие истинного христианского благочестия, основанного на смирении. Гордость рождает страсть «к состязаниям и словопрениям» ( 1Тим.6:4 ). Это ведет, в свою очередь, к распрям, злоречиям, пустым спорам и т.д. Другим поводом к лжеучительству является страсть любостяжания, корыстолюбие ( 1Тим.6:5 ), т. е. любовь к богатству, роскоши, невоздержной жизни; сребролюбие Апостол называет корнем всех зол (См. 6, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

I. Мастера (архитекторы). Мастера, взявшиеся митрополиту Филиппу построить Успенский собор: Иван Кривцов да Мышкин, – Собрание летописей VI, 194 sub fin.. Семён Толбузин с Антоном Фрязином (о нём Карамзин VI, 38 fin., 46, 50), посланные в Венецию в Июле 1474г., – Никоновская летопись VI, 58, в Марте 1475г. привели Аристотеля Фиоравенти, – ibid. 59 fin. и Собрание летописей VI,199. Аристотель привёл с собой сына Андрея да парубка Петрушу, – Собрание летописей ibid. Хотел было бежать из России, – ibid. 235 начало. Под 1487г. Марк Фрязин (Грановитая палата). – Никоновская летопись VI, 122. Под 1488г. Антон Фрязин (что выше послом?), – Никоновская летопись VI, 122 (Кремль). Дмитрии и Мануил Ралевы, посланные в 1488г. в Рим, Венецию и Медиолан, – Никоновская летопись VI, 123 начало, привели в 1490г. мастеров Фрязь стенных и палатных и других, – ibid. 125 (Приведён архитектор Пётр Антоний из Медиолана, см. ниже, ученик его Замонтоний и другие, в том числе каплан из белых чернцов, – Карамзин к т. VI примечание 104, col. 25 sub fin.). Под 1490 и 1491 годами Пётр Антоний (Соларий, Медиоланец: надпись на Спасских воротах у Снегирёва, в Указателе архимандрита Иосифа), – Никоновская летопись VI, 126, 127, 129 (Кремль). Под 1491г. Марк и Пётр Антоний (Грановитая палата), – Никоновская летопись VI, 129 начало. Мануил Ангелов грек да Данила Мамырев, посланные в 1493г. в Венецию и Медиолан, – Никоновская летопись VI, 136, привели в 1494г. Алевиза (из Медиолана – ibid. 157), мастера стенного и других мастеров, – ibid. 140. (Ср. 2 Софийская, стр. 254). Дмитрий Иванов Ралев, посланный с другими в 1498г. в Италию, – Никоновская летопись VI, 156 fin., привёл в 1504г. многих мастеров, и между прочим стенных, – Карамзин к т. VI примечание 104, col. 26 начало. Рубруквис нашёл у Монголов русского архитектора, – Карамзин IV, 38 fin.. О западных архитекторах в России см. L’art russe Строганова. II. Техника. Под бут вбивали сваи, – Собрание летописей VI, 195 начало. Мастера, строившие митрополиту Филиппу Успенский собор, „не разумеша силы в том (строительном) деле: известь жидко растворяху с песком, ино не клеевито, а внутрь того же малого камения сбираху, да внутрь стены сыплюще да известию поливаху, якоже раствором тестяным, потому же не крепко дело”- ibid. 195 начало. Облицовывали гладко, – ibid. 198 fin..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010