Иерархия или священноначалие есть Богом учрежденное в Церкви звание или чин предстоятелей и священнослужителей для наставления людей, для священнослужения в Церкви и управления оною. Сия власть во всей полноте первоначально была дарована Апостолам, и от них перешла чрез рукоположение к Епископам, ими поставленным. Иисус Христос, как имеющий власть на небе и на земле, преподал Апостолам право совершать таинства, крестить и проповедовать Евангелие для всех ( Мф.6:19, 18:18, 28:19–20 ; Ин.20:22 ), и заповедал, чтобы повиновались им ( Лк.10:16 ). И той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф.4: 11–13 ; слич. 1Кор.4:1, 9:16–18 ); даровал им власть управлять Церковью : Внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею ( Деян.20:28 ; 1Пет.5:2 ). Св. Апостолы пользовались сею властью ( Деян.15:28 ; 1Кор.6:1 ), и чрез таинственное рукоположение передавали ее другим ( Деян.14:23, 20:28 ; 1Тим.1:6 ). Власть сия есть законодательная, судебная и правительственная. Пастыри церкви всегда пользовались сею властью; они и отдельно, и соединяясь на соборах положили много правил для устройства церкви, судили отступников от нее, и не покорявшихся ей отлучали от нее. В 64 правиле VI Вселенского Собора сказано: «Не подобает мирянину пред народом произнести слово, или учити и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину». Степени Иерархии и права и обязанности каждой степени В Богоучрежденной Иерархии три степени: первая и высшая – Епископа, вторая и подчиненная – степень пресвитера или священника, третья еще низшая – степень диакона. Эти три чина Церковь всегда в себе имела и признавала за Божественное учреждение. Каждая из сих степеней Иерархии имеет свои обязанности и права. Святой Климент Римский в Первом послании к Коринфянам, глава XL пишет: «Архиерею даны свои служения; Иереям свое назначено место». Св. Игнатий Богоносец : «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а Епископа, как Иисуса Христа, как Сына Божия, пресвитеров же как собрание Божие, как сонм Апостолов. Без них нет Церкви» (Св. Игнатий Богоносец . Послание к Траллийцам).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Подобного рода взгляд противоречит воззрениям и самого Господа на Свою мессианскую деятельность, как обнявшую собою всё необходимое для спасения человечества ( Ин.16:26 ; Мф.28:19–20), и Его апостолов, как увещевавших всех христиан не расширять преподаваемого ими учения, а только хранить это последнее в неповрежденности ( Деян.20:27 : Иуд.1:3 ; 2Ин.9 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.2:2 ; Гал.1:8–9 ), и Его, и учителей древней церкви, если и признававших развитие христианского вероучения, то исключительно в смысле уяснения его (ап. Варнава, Ириней Лионский , Ориген , Тертуллиан и др.) 45 , и вселенских соборов (напр. VI и VII всел. соб.), точно также задачу своей догматико-теоретической деятельности поставлявших лишь в восстановлении Христова учения в его первичной чистоте, поколебленной еретиками 46 . Не согласуется утверждаемая модернистами идея развития христианского учения и с самой сущностью последнего, ибо вероучение христианское есть учение, преподанное человечеству Самим Богом и как таковое следовательно должно содержать и содержит в себе всё необходимое для спасения человечества и долженствующее в силу того остаться неповреждённым и неизменяемым во все периоды исторической жизни человечества. Нельзя признать правильным и взгляд представителей модернизма на сущность христианского откровения, по которому это последнее, как мы видели, низводится на степень чисто естественного откровения, и по которому утверждается отношение к последнему как к естественному человеческому памятнику. Против справедливости подобного взгляда на христианское откровение говорят и сами носители откровения прежде всего ветхозаветного, поскольку они свидетельствуют о том, что проповедуемое ими учение раскрывается под непосредственным влиянием Св. Духа ( Исх. 20–23: 25–31, 34 : 2Цар.23:2 : Пс.69:7: 80:9–11 : Ис.8:1,5,11 : Иер.1:4; 2:1, 3:6: 7:1 : Иезек.6:1: 2Тим.3:15–16 : 2Петр.1:19–21 ). О том же говорят и носители новозаветного откровения, поскольку апостолы свидетельствуют о том, что они действуют в Своей проповеди под водительством Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

63 Сие последнее должно почитать действием чрезвычайной Апостольской власти, которое было употребляемо Апостолами и в других случаях. Так изъясняют сие места: Златоуст, Феодорит (Толкован. на сие место 1Тим.1:20 ), Амвросий (de paen. 1. I. е. XII), Августин (contr. epist. Рагтеп. I. Ш. с. II). и другие отцы Церкви. 75 Орег. Сург.р. 148. Epist. ad Сург. Кроме сих свидетельств в III веке указания на благодатную власть вязать и решить можно видеть еще у Оригена в слове о молитве гл. 28; в бесед. 2. на Лев. Во 2-й Бес. на 37 Псалом и в других местах. 82 Орег. chris. edit. Montfaucon t. I p. 383. Подобным образом говорит о сем Златоуст в IV Беседе на слова Исаии IV, I: Видех Господа седяща на престоле. t. VI. р. 12 ч. и блаж. Августин Lib. 20 de civil Dei с. 9. 83 Орр. Chris. t. I. р. 384. Объясняя слова Евангелия Иоанна 20:22 св. Златоуст говорит, что Апостолам дается не другая какая-либо благодать, но именно благодать отпущения грехов t. 8. р. 517, Нот. in toh. 86. 92 Potestas peccatorum reiniltendorum Aposmolis data est ct Ecclesiis, quas illi a Christo missi constituerunt, et Episcopis, qui eis ordinatione vicaria sucesserunt. Epist. 75 pag. 107. 96 Com. in cap. IV Lucae: Ubiqne ordo mysterii seruatur, lit prius per remissionem peccatorum vulneribns medicina tribuatur, post alimonia mensa coelestis exuberet. 107 Таковы были заблуждения Албигенсов и Валденсов (в XII в), Виклефитов (в XIV и Гусситов в XV). Лютер со своими последователями, не имея правильного понятия о благодатной власти, хотя не усвоял ее всем, но полагал, что ею могут пользоваться получившие на то полномочие от Магистрата или Императора. Осуждение на все сии заблуждения произнесено на соборе Тридентском. пр. 10. 109 Фирмиллиан Epist. ad Cypr. Oper. Cypr. pag. 148. Блаж Августин. in Enchiridio de fide, spe et caritate. Cap. 17. t. XI. p. 598. так же sermo 71. t. XII. p. 403. 110 Бл. Августин говорит, что в Таинстве должно различать три предмета: а quo datur, cui datur, per quem datur, – и присовокупляет: non timeamus oleum peccatoris, quia non intercipit medius minister beneficium largitoris. Serm. 266. t. VII pag. 1065. сл. его же под. место de Baptismo t. III. c. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

И в христианской церкви возникало не мало недоумений и разногласий о вере: уже во времена Апостолов был между христианами спор об обрезании язычников; в последующие века являлись в церкви Христовой разные еретики, неправо рассуждавшие о догматах веры, напр., Новат, Савелий, Павел самосатский, Арий, Македоний, Несторий, Евтихий, Диоскор, монофелиты, иконоборцы и др. И все споры о вере решались не св. Писанием, а вселенскими и поместными соборами, которые в своих суждениях руководствовались, кроме св. Писания, и преданием церковным и особенно благодатным просвещением от Духа Св. (723 а –729 а ). (Гл. VI). В последней (шестой) главе положительной части трактата о предании «Камень веры» излагает учение о вселенских соборах: в частности, – здесь идет речь: о непогрешимости соборов, о значении их в отношении к св. Писанию, о необходимости их, о членах соборов и о власти, имеющей право к созыванию их. 1) В доказательство непогрешимости соборов приводятся места св. Писания, которые свидетельствуют о присутствии Господа Иисуса Христа между верующими, собранными во имя Его ( Мф.18:20 ), и о благодати Духа Св., наставляющего пастырей церкви ( Ин.16:13, 14:6 ; Деян.15:28 ). При этом указывается на то, что последние во время соборов представляют в своем лице всю церковь Христову, которая не подлежит заблуждению ( Мф.16:18, 28:30 ; 1Тим. 3:15 ). К этому же заключению приводит нас и повеление Господа верующим слушать и повиноваться пастырям церкви ( Лк.10:16 ; Евр.13:17 ; Деян.20:28 ; Еф.4:11 ) (729 б –732 б ). 2) По отношению к св. Писанию соборы церковные имеют значение подчиненное, так как первое есть Слово Божие, Самим Богом открытое людям и записанное святыми мужами при непосредственном просвещении от Духа Св. ( 2Пет.1:21 ; 2Тим.3:16 ), а вторые – только изъяснители и истолкователи св. Писания (732 б –733 б ). 3) Вселенские соборы необходимы как для управления церковию, так и для утверждения христиан в благочестии и искоренения ересей (733 б ). 4) Присутствовать на соборах могут многие лица, но не с одинаковыми целями и намерениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Наше деление впервые введено на западе Ferd. Walter ’ом в его учебнике церковного права (первое издание напечатано в 1822 г.), а после него это деление было усвоено большинством западных канонистов. См. Lehrlmch Вальтера (XIV Ausg.), стр. 29, прим. 5. 714 ερατικα λειτουργαι – кан. 1 Анкирского собора, ερατικ φροντς – послание Ефесского собора (Аф. Cuhm.,II, 207). ρατικ ξα – кан. 81 трул. соб., Геннадия окружное послание (Аф. Синт., IV, 371), ρατικ διοκησις – апост. 83 кан. Ср. «О должн. пресв. прих.» Ч. III, стр. 107 и сл. 721 Ради этого установлено, что ежегодно в каждой поместной церкви должен быть собор всех епископов. Ап. кан. 37; I Всел. соб. 5, IV Всел. 19, Трул. 8, VII Всел. 6, Ант. 20, Карф. 95. 722 ρος ι′ Иерусалимск. собора 1672 г. (Harduin., XI, 241). Послан. восточн. патриархов о прав. вере., чл. 10. 725 Мф. 18:20. Ср. послание Халкид. собора папе Льву в Harduin, Аста concil, II. 658, а также записи 18 заседания VI Всел. собора (ib. III, 1397). 727 Πρεσβυτριον упоминается и в апостольских посланиях ( 1Тим. 4:14 ), а как собрание пресвитеров для совместного действования упоминается в Деян. (21:18). О пресвитерском совете в первые времена церкви мы будем говорить в рубрике о консисториях. 728 Многочисленные соборы в первые века церкви по поводу вопросов: о дне празднования пасхи, о монтанистах, о значении крещения, совершенного еретиком, и по другим подобным вопросам всего яснее свидетельствуют нам об этом. Ср. С. J. Hefele, Conciliengeschichte. I, 83 fg., 86 fg., 117 fg. 730 Деян. 13:3 . Иероним (De viris illust., с. 5) упоминает об ап. Петре, Иакове и Иоанне, что они посвятили Павла на апостольское служение. Ср. Евсевий, Церк. ист. 2, 1, где он описывает деяния апостолов после вознесения Христова. 733 Кроме канонических постановлений, приведенных нами до сих пор, и других, которые мы будем приводить далее, чтобы показать, что только соборно и никак не иначе могут решаться самые важные дела церкви, об этом свидетельствует нам и практика церкви древнейших времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

558  Theodoretus. Haer. fab. IV, 8; PG LXXXIII, col. 425. Ср. S. Epiphanius. Haer. LXXIII, 25. PG XLII, col. 676; русский перевод S. Basilii Epist. 261, PG XXXII, col. 985; VII, V, 211, 212. Acacius. Epist. ad Cyril-Mansi IV, col. 1055–1056. Ср. Sozom. VI, 22. PG LXVII, col. 1348; русский перевод 420 стр. 561  К.  μ.  π. 19, 37. Lietzmann. SS. 173, 181. Григорий Богослов и характеризует учение Аполлинария о Троице тем, что он составлял Троицу из Духа, Сына и Отца, как великого, большего и величайшего, делая этим, как бы некоторую лестницу – κλμαζ причём κλμαζ, οκ ες ορανν γοντα, λλ’ ξ ο ρανο καταγοσα (Epist. ad Cled. I. PG XXXVII, col. 197; русский перевод IV, 70). Таким образом, по мысли св. отца, Аполлинарию можно сделать упрёк в субординационизме. Ср. Dorner Eutwickelungeshichte d. Lehre von der Person Christi. Stuttgart, 1845 I. S. 1018. Проф. Спасский A. A. Стр. 160. 564  Ср. фрагмент Диодора на сир. яз. – Lagarde. Analecta Syriaca. Lips. et. Lend. 1858. 97, 24–25. 566  Ср. Gennadius Mas. De viris illustribus XII. Ed. Richardson (Texte und Untersuch. XIV B., H. 1 Leipzig, 1896). S. 65. 568  Fragm. 150. Lietzmann S. 247; fragm. 152. S. 248. Ср. Athan. M. C. Apollin. I, 2. PG XXVI, col. 1096; русский перевод III, 316. 572  Socr. H. Eccl. II, 46 . PG LXVII, col. 361–366; русский перевод 249–250. Rufinus. XI, 20. Mommsen. S. 1024. Athan. M. Tom. ad antioch. PG XXVI, col. 804; русский перевод III, 171. Ср. Loofs. 267 S; Лященко T. И. свящ. Стр. 205–206. Правда, и на языке Иоанна Богослова ( Ин. 1:1 ) и Ап. Павла ( 1Тим. 3:16 ), слово σρξ понималось не в том узком смысле, по которому оно означало только плотскую сторону человеческого существа и в котором оно отождествлялось с σμα; оно обнимало собой в некоторых случаях всю природу человека в том её состоянии, в каком она находится под господством греха. Поэтому и термин σρκωσις включал в себя νανθρπησις и выражал мысль о том, что Слово сделалось совершенным человеком (Iren. PG, VII col. 933; Athan. Al. XXVI, col. 805, 808). Аполлинарий придал этому термину буквальное значение, исключивши из слова σρκωσις момент νανθρπησις. (Подробнее см. Novi Testam. cit. Lexicon Graecorum. Zorell. S. 513. Sophocles. Cit. Lexicon. 980 p.; Спасский проф. Стр. 305–306).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

810 Антиох. соб. кан. 22 и сравн. толк. вальсамона на этот канон и соответствующие цитаты в этом толковании (Аф. Синт., III, 165). 817 Ср. Апост. постановления, кн. UII, гл. 20 (Pitra, I, 243); Феодорит, Церк. ист. 5, 23; Сократ, Церк. ист. 5, 15; Созомен, Церк. ист. 7, 15. В римско-католической церкви касательно рукоположения пресвитеров и низших членов клира, имеют значение те же постановления, что и в православной церкви (Walter, ed. cit. S. 472); для рукоположения же епископа, папа посылает особого епископа, который должен совершить рукоположение, при содействии еще двух епископов, но от этого (содействия двух епископов) не зависит действительность самого акта (Walter, S. 510). 820 Ант. соб. пр. 10, Анкир. 13 и толкование архим. Иоанна на этот последний канон (Курс церк. законов. I, 340–341). 821 О некоторых епископах-помощниках ( πιοκπων βοηθν) см. в Церк. истории Евсевия, VI, 11; VII, 72. 824 χων εχν γουμνον, πρεσβτερος ν, χειροτονε ναγνστην κα ποδικονον ν τ δ μον. Кан. 6 Никифора Испов. (Аф. Синт., ΙV, 422). 826 Так первый Всел. собор 8 каноном своим признал действительность рукоположения Новациана (Ср. 7 кан. II Всел. собора); Карфагенский собор 68 каноном признал рукоположение донатистов; VII Всел. собор признал тоже за иконоборцами. Об этих последних велись рассуждения на I заседании собора, и после продолжительного обсуждения предмета, на основании канонов и практики древней церкви, установлена на будущее время норма, как должно поступать с клиром, принадлежавшим ранее к какой-нибудь еретической секте. См. Harduin., IV, 39–75. 828 1Кор. 14и 35; 1Тим. 2и сл. Ср. 70 кан. Трул. Соб. Апост. постановления называют языческим обычаем священнослужение женщин: ε δ ν τος προλαβοσι διδσκειν ατας οκ πετρψαμεν, πς ερατεσαι ταταις παρ φσιν τις συγχωρσε; τοτο γρ τς τν λλνων θοτητος τ γνημα, θηλεαις θεας ερεας χειροτονεν, λλ’ ο τς το X ριστο διατξεως, кн. III, гл. 9 (Pitra, I, 234). Ср. Tertull., Do praescript. haeres.; c. 44; De bapt. o. 17; Epiphan. haeres. LXIX, c. 2, haer. LXXIX, c. 3, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» — греческое и означает благовестие, ибо учение Христово — примирение людей с Богом и вечное блаженство — есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Выборное начало при назначении на должность приходских священника и диакона существовало и в древней Руси. Обычно прихожане намечали известное лицо для указанных служений и о своем желании извещали епископа, который и посвящал избранного. С течением времени в виду разного рода злоупотреблений, связанных с выборным началом, указанный порядок при назначении на упомянутые должности получает в русской церкви все большие и большие ограничения. Указом 1739-го года прихожанам лишь усвоено было право избирать двух или трех кандидатов на пресвитерское и диаконское служения, из коих епископ в свою очередь избирал одного. Не много позднее, в 1745-м году, от мирян было отобрано и это право: вместо того епископам было дано право назначать на священнические и диаконские места лиц, учившихся при архиерейских школах. За прихожанами в отношении к этим лицам было сохранено лишь право выражать свое одобрение; но затем и это право прихожан было уничтожено 556 . Говоря о существующих в американско-епископальной церкви постановлениях относительно церковного клира, нельзя, наконец, не упомянуть еще об одном постановлении, касающемся брачной жизни клириков. Американско-епископальная церковь , как мы уже видели, допускает брак для духовных лиц и этим, резко отличаясь от римско-католической церкви, приближается к церкви православно-восточной, а чрез нее и к древне-вселенской. Известно то, что древняя христианская церковь , согласно заповеди апостольской ( 1Тим. 3:2 ; сравн. Тит. 1:6, 16 ), допускала брачную жизнь клириков на всех ступенях церковной иерархии и даже осуждала в клириках пренебрежительное отношение к браку, как к чему-то нечистому (Апост. пр. 51), и потому неодобрительно относилась к тем клирикам, которые, руководясь ложно аскетическими побуждениями, бросали своих жен (Апост. пр. 5). Эти апостольские постановления получили за сим для себя санкцию на соборах Гангрском (21 пр.) и Карфагенском 419 г. (20 пр.). Тоже самое, наконец, было утверждено новеллами Юстиниана Великого (Nov. 123. cap. 14. Nov. 6. cap. 5. Nov. 22. cap. 42. Nov. 123. cap. 12) и собором Трулльским (13-е правило). Не составляли в данном случае в древне-христианской церкви исключения и епископы. И они в первые пять веков могли вести брачную жизнь. Особенная духовная высота и трудность, связанные с епископским служением, однако же были причиной того, что уже с VI века в христианской церкви не только запада, но и востока, безбрачная жизнь епископов малу-по-малу становится законом. Сначала (в 528-м г.) Юстинианом было предписано, чтобы на епископские служения избирались и назначались такие женатые пресвитеры, у которых были небольшие семейства; затем, в 531-м году, было запрещено епископам вести брачную жизнь со своими женами и, наконец, в 535-м году, было сделано постановление, чтобы в епископа избирались или монашествующие лица, или те из белого духовенства, которые разлучились со своими женами. Это законоположение Юстиниана было затем сакционировано собором Трулльским (12-е правило).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Если так строго церковное правило в отношении к жене священника, которая должна быть девицей, то вполне естественно, что та же строгость применяется церковными правилами в отношении к самому священнику. 17-ое правило Св. Апостолов гласит: «КТО ПО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ДВУМЯ БРАКАМИ ОБЯЗАН БЫЛ, ИЛИ НАЛОЖНИЦУ ИМЕЛ, ТОТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЕПИСКОП, НИ ПРЕСВИТЕР, НИ ДИАКОН, НИЖЕ ВООБЩЕ В СПИСКЕ СВЯЩЕННАГО ЧИНА». Это значит, что не может быть посвящён в священнослужители тот, кто был женат два раза или состоял в незаконном сожительстве без церковного брака. Это правило также основано на божественном праве и ведёт своё начало также из Ветхого Завета ( Лев.21:7–13 ), а Св. Апостол Павел ясно говорит в своих посланиях, что священнослужителями могут быть только единобрачные ( 1Тим.3:2–13 ; Тит.1:5–6 ). То же мы находим и в Апостольских Постановлениях (VI, 17). Побуждением к подобному предписанию служило всегда господствовавшее в Церкви высокое понятие о воздержании, которое считалось возвышеннее брака; на вторичный брак смотрели как на такую слабость, которая никогда не могла быть терпима у служителя божественного алтаря. С самого начала Церкви предписание этого правила имело большое значение, о чём свидетельствуют нам многие Отцы и Учители Церкви того времени, а затем оно было возобновлено Св. Василием Великим в его 12 правиле и Шестым Вселенским (Трульским) Собором, который в своём 3 правиле приводит его дословно. Если не может быть священнослужителем второбрачный, то ещё более естественно запрещение принимать в клир того кто после крещеная «имел наложницу», то есть, вместо законного церковного брака, жил с женщиной в блудной внебрачной связи (см. Толкования церковных правил Еп. Никодима, т. I, стр. 78–79). 159. ВОПРОС: Как печь просфоры? ОТВЕТ : Для печения десяти просфор берут полкилограмма муки. Часть муки ошпарить полстаканом воды; хорошо её перемешать, чтобы не было комков. Два декаграмма дрожжей распустить в полстакане тепловатой воды, прибавив немного соли, и вылить в остывшее тесто. Хорошо вымесить тесто, обращая внимание на то, чтобы оно было плотное, иначе печать нехорошо отпечатывается (для этого приходится иногда прибавить немного муки). Раскатать до толщины одного сантиметра. Вырезать краями стакана 10 кружков и разложить их на противне, смазанном воском или посыпанном мукою. Потом вырезать другие 10 кружков стаканом меньших размеров; оттиснуть на них печать, придавливая её для того, чтобы печать ясно выступила (тесто должно выступить за края печати). Большие кружки обмочить водою и наложить на них кружки с печатью, прижимая их пальцем, чтобы они хорошо пристали: иначе при вырезывании Агнца просфора расслоится. Потом тонким шилом проколоть в нескольких местах. Противень с готовыми просфорами накрыть влажной кисеей и поставить в тёплое место на 15 минут; и затем уже поставить в не слишком горячую печь на 20–30 минут, накрыв его бумагою, чтобы просфоры не зарумянились. 160. ВОПРОС: Является ли праздник Успения Пресвятой Богородицы постным днём?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010