Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за Царя и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте: ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу ( 1Тим.2:3 ). Всякая душа да будет покорна высшим властям ( Рим.13:1 ). Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: Царю-ли, как верховной власти, правителям-ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Такова есть воля Божия ( 1Пет.2:13–15 ). Противящийся власти, противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. ( Рим.13:2–5 ). Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело ( Тит.3:1 ). Повинуйтеся не только благим и кротким, но и строптивым ( 2Пет.2:18 ), с уважением в простоте сердца, как Господу, а не человекам . ( Еф.6:5, 7 ). Если же кто имеет жалобу на кого-нибудь, (из них), то есть судебные собрания: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищите чего-нибудь другого, то это решено в законном собрании ( Деян.19:38, 39 ). Для сего и подати платите: ибо они Божии служители, – сим самим постоянно занятые. Отдавайте каждому должное: кому подать – подать, кому честь – честь ( Рим.13:1–7 ). 6) Какие главнейшие заповеди закона Божия об отношениях подданных к Царю и поставленным Им властям? 1) Благоговейное почитание помазанников Божиих, так как имя помазанника Божия представляет лицо, запечатленное от Самого Бога печатью сыновства и божественной власти, как священное, превознесенное, достойное благоговения и потому неприкосновенное. (Читай Пс.104:15 ; 1Пет.2:17 ; Мк.12:17 ; Исх.22:18 и др.). 2) Самоотверженная любовь и верная преданность Ему ( Ин.15:13 ; 1Цар.26:15 ; Апок.2:10 ; Лк.16:10 ). « Не прикасайтесь к Царям, ибо они суть Мои , – говорит Вседержитель, не прикасайтесь , ибо они суть помазанные от Меня. Благоверные Россияне! храните же внимательно и благоговейно зеницу ока Господня. Не прикасайтесь к святыне царского Величества даже и так, как прикасаются к чему-либо священному без злого намерения, по легкомыслию, по неосторожности. Душа христианская! Ты призвана повиноваться за совесть ( Рим.13:5 ). А потому, не прикасайся к царской власти ни словом ропота, ни мыслью осуждения и веруй, что яко возвеличится душа помазанных во очию твоею, тако возвеличишься ты пред Господом и покрыет тя, и измет тя от всякия печали ( 1Цар.26:10, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ин.13:14 .  Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ин.13:15 .  Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Разъясняя ближайший смысл омовения ног, Господь говорит, что Он этим дал пример того, как Его последователи должны поступать в отношении друг к другу. «Вы должны умывать...». Это повеление, конечно, нужно понимать не в буквальном, а в символическом смысле. Так, в 1Тим.5:10 омовение ног упоминается как проявление или синоним деятельной христианской любви к ближнему. Господь здесь говорит не о том, что именно должны делать Его ученики, а о том, как они должны, с какими мыслями и чувствами совершать служение ближним. Нужно делать это не только в силу обязанности, но из любви, как сделал это Сам Христос. «Господь и Учитель». Эти названия соответствуют тогдашним еврейским титулам, какими величали раввинов их ученики: «мара» и «равви». Но Христос, конечно, придает этим наименованиям, с которыми апостолы обращались к Нему, реальное значение. Его апостолы, конечно, видят в Нем единого истинного Учителя и истинного Владыку, и они вполне правы, потому что Он в самом деле таков. А отсюда следует, что они обязаны во всей точности исполнять Его повеления. Ин.13:16 .  Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Ин.13:17 .  Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. То, что для апостолов необходимо идти на всякое самопожертвование, Господь обосновывает тем же соображением, какое было высказано Им, когда Он в первый раз посылал апостолов на проповедь. См. комментарии к Мф.10:24 . «Блаженны вы...». См. Мф.5:3 . Ин.13:18 .  Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Ин.13:19 .  Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. С грустью опять Христос замечает, что не все Его ученики могут назваться «блаженными». «Я знаю, которых избрал», – прибавляет Христос. Ученики еще не знают, что среди них есть предатель, а Христос уже давно это знает. Но, подчиняясь воле Отца, выраженной в Священном Писании, Он не принял никаких мер к удалению предателя из среды окружавших Его апостолов. Псалом 40, из которого здесь приводится один стих ( Пс.40:10 ), понимается евангелистом, несомненно, как псалом пророчественный, предрекающий тяжкую участь Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объясн. Здесь с величайшей ясностью излагается учение святого апостола об отношении христиан к высшим властям. «Нет власти не от Бога»: – Бог, давший человеку в обладание всю землю со всеми животными на ней: Быт.1:28 , потом дал мужу господство над женой: Быт.3:16 , родителям власть над детьми: Еф.6:1–7 ; Моисей избран вождём народа: Исх.3:4–7 . В судии призваны Гедеон и Самуил, а история избрания и помазания Саула и Давида уясняет нам, откуда явилась царская власть: 2Цар.3:18 . Разумея власти римского кесаря, начальников и судей (проконсулов, преторов и др.), кесарем поставленных, апостол говорит: существующие власти от Бога установлены. А Сам Спаситель что сказал Пилату? «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше»: Ин.19:11 . Рим.13:4 . «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Объясн. Можно ли противиться этому попечению Божию о нас, отводящему нас от вечной казни страхом казни временной: Иуд.1:23 , желающему нам проводить тихую и безмятежную жизнь: 1Тим.2:1–3 , приводящему нас к небесной награде с пожеланием награды земной: ст.3 и 11. Рим.13:5 . «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Объясн. Почему надобно повиноваться земной власти не только из страха, но и по совести? Да потому, что Богу мы должны повиноваться по совести, следовательно, и слугам Его должны повиноваться также по совести: Ин.13:20 ; 1Пет.2:13 . Непокорность к законным властям Бог строго наказывает: 2Пет.2:9–10 ; Иуд.1:7 . 1Кор.7:23 . «Вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами человеков». Объясн. Здесь говорится не об обыкновенном рабстве, так как апостол только что сказал, чтобы призванный ко Христу в рабстве не смущался этим состоянием и оставался в том звании, в каком призван: ст.20–22. По объяснению блаженного Феодорита , апостол здесь повелевает не иметь раболепного образа мыслей. Нисколько здесь не отрицается и подчинение, повиновение богоучреждённым властям земным: Рим.13:1–5 ; 1Пет.2:13 ; Тит.3:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Слово Божие повелевает нам царя бояться и почитать, быть верными ему и хранить тайну его ( Тов.12:7 ; Притч.24:21 ; 1Пет.2:17 ); оно повелевает даже нечестивого царя почитать ( Вар.1:11 ; 1Цар.21:11–13 ; 4Цар.9:34 ; Мф.22:21 ) и объявляет личность царя, помазанника, неприкосновенной ( 2Цар.1:14–15 ; Пс.104:15 ). На нас, христианах, по учению православной церкви, основанному на Слове Божием, лежит священный долг молиться за царя и начальников ( 1Тим.2:1–4 ) и повиноваться им ( Рим.13:1–5 ; ср. Тит.3:1–2 ). Для нас должны быть непреложны наставления святых апостолов Петра и Павла: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» ( 1Пет.2:13 ), «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.3:1 ). Непокорные же строго осуждаются. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.1:7–8 ; ср. Рим.13:4 ). Будем же твёрдо помнить учение Слова Божия: Воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови ( Мф.22:21 ). Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя, с мятежниками не собирайся ( Притч.24:21 ). Царь – Божий слуга, тебе же на добро ( Рим.13:1–4 ). Слово царское храни ( Еккл.8:2 ), начальников, судей не злословь и князя (верховной власти) народа твоего не поноси ( Исх.22:28 ). Будь верен до смерти и дам тебе венец живота ( Откр.2:10 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании царской власти и Богом установленного повиновения властям О царской власти Ин.18:36 . «Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но Царство Моё не отсюда». Объясн. Господь, говоря о царстве «не от мира сего», не отрицал земных царств, которые сами по себе не опасны Его царству, а при благочестивых государях способствуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни; поэтому-то и сказано в Писании: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу: Мф.22:21 ; 1Пет.2:17 ; Рим.13:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф.13:42 ), «. не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ). Для большинства людей Пришествие Христово будет неожиданным, день Господень «придет, как тать ночью» ( 1Сол.1:2 ), «в который час не думаете» ( Мф.13:44 ; Лк.13:36 ). Внезапность Второго пришествия будет подобна пришествию потопа во дни Ноя ( Мф.13:37–39 ). Однако если время второго пришествия Сына Человеческого сокрыто для нас, то признаки его приближения открыты нам в Евангелии и апостольских Посланиях. Так, Господь Иисус Христос говорит, что прежде Его пришествия «проповедано будет... Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» ( Мф.13:14 ). Он также указывает, что «многие лжепророки восстанут и прельстят многих, и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.13:11–12 ). На обилие лжеучителей, а также оскудение веры и сильное падение нравов в последние времена указывает также и апостол Павел ( 1Тим.1:1–3 ; 2Тим.1:1–5 ). Появление таких лжеучителей будет свидетельствовать об упадке нравственного состояния человеческого общества последних времен. Ибо если общество безразлично к истине, то наравне с нею оно готово принять и то, что ей враждебно. При этом общество, пребывающее в нравственном оскудении, будет считать своим долгом защиту любого, даже заведомо ошибочного и опасного, учения, любой разрушительной доктрины. Но нравственно здоровое общество отвергает ложь. Может ли человек, постоянно лгущий, делающий гадости ближним или иным способом вносящий дисгармонию в жизнь окружающих, найти свое место в нравственно здоровой среде? Конфликты с ним будут происходить прежде всего потому, что нравственно здоровая среда отторгает морально уродливое, ущербное, нечистое. То же и в обществе. Здоровое общество способно оттолкнуть от себя порочное начало, а нравственно больное принимает заведомые ложь и обман. Будут иметь место общественные бедствия и войны: «Также услышите о войнах и военных слухах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В первом послании к Тимофею Апостол пишет так: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в своей совести ( 1Тим.4:1–2 ). А во втором послании тот же Апостол рисует ещё более мрачную картину последнего времени. Знай, – говорит он своему любимому ученику и сотруднику, – что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:1–5 ). Из этих слов апостола видно, что «пред кончиною мира часть людей ниспадёт до такой степени нравственного растления и нечестия, что будет представлять собою самую мрачную картину всех видов нечестия и порока, напоминая собою тех безбожников, которые жили во дни Ноя и своим нечестием привлекли на себя грозный суд Божий». Это ещё не все признаки второго пришествия Господа, какие можно найти в слове Божием. Наиболее явственным и в высокой степени бедственным и для мира, и для рода человеческого будет явление антихриста или последнего богопротивника, имеющего явиться пред вторым пришествием Христовым. Об этом признаке ясно пишет апостол Павел во втором послании к солунянам. «Да не обольстит вас никто никак, – говорит апостол, – ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:3–4 ). Тайновидец в своём откровении представляет этого последнего противника Христа под образом зверя, которому дракон даст силу свою, престол свой и великую власть. И который отверзет уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе ( Откр.13:2, 6 ). Слово Божие ясно учит об антихристе как об определённой (индивидуальной) личности ( 1Ин.2:18 ; 2Фес.2:3 ), о времени его явления пред вторым пришествием Господа ( 2Фес.2:8 ), о народе, к которому он придёт ( Ин.5:43 ), об его учении ( 2Фес.3:4 ), о печати, какой он запечатлеет своих последователей ( Откр.13:16–18 ), о знамениях и чудесах, какие он совершит «на погубление неутверждённых» ( Мф.24:24 ; Откр.13:13 ), о бедственном состоянии мира и рода человеческого ( Мф.24:21–22 ; Мк.13:19–20 ), об определённом времени царствования антихриста ( Дан.7:25 ; снеси 12, 7 и 11; Откр.11:2–3, 12:6, 14, 13:5 ). Таким образом, из свидетельств слова Божия ясно видно, что пред вторым пришествием явится последний противник Христа, которого верующие узнают и потому могут познать близость дня Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

10) Община христианская должна прощать или не прощать грехи ( 1Кор.5:1–13 ; 2Кор.2:5–10 ), а не священники. Нигде в Священном Писании нет свидетельства о том, будто община, а не пастыри Церкви, имела власть вязать или разрешать грехи. Приведенные сектантами места не дают никаких оснований к такому выводу. В указанном ( 1Кор.5:1–13 ) событии из жизни коринфских христиан видно, что сам апостол, как имеющий власть от Господа ( 2Кор.10:4, 8, 13:10 ), без ведома и согласия коринфян («вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» – 5:2), решил бесповоротно отлучить тяжкого грешника от Церкви и повелел им привести его определение в исполнение, прервав с отлученным всякое общение. Когда же покаялся отлученный, то апостол просит коринфян восстановить с ним братское общение ( 2Кор.2:7–8 ). Так поступает апостол, желая испытать послушание коринфян: «чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны» ( 2Кор.2:9 ). В 1 Послании к Тимофею ( 1Тим.1:20 ) тот же апостол пишет, что он, а не община, «предал сатане» Именея и Александра. 11) Покаяние для грешника бесполезно: Исав «не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» ( Евр.12:17 ). У Исава было сожаление об утраченном первенстве, но это не есть покаяние. Слезы Исава не были показателем раскаяния, так как происходили от зависти, что и обнаружилось: «сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем: и я убью Иакова, брата моего» ( Быт.27:41 ). «Исав плакал», – объясняет блаженный Феодорит , – «не покаяние принося, но завидуя благополучию брата... Не о том проливал слезы, что умыслил худое, и сетовал не о грехе, но о доброй участи Иакова. Об этом свидетельствуют слова его” 238 ( Быт.27:41 ). 12) «Даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ), а священники берут деньги за отпущение грехов. Священники получают деньги не за отпущение грехов, а за свой пастырский труд, «ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ; ср. 1Кор.9:13–14 ). 13) Покаяние пред первосвященником бесполезно, как бесполезно было для Иуды покаяние пред первосвященниками: «согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему, что нам до того? смотри сам» ( Мф.27:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Целомудрие. (стр. 237) а) заповедано: Не прелюбодействуй. Не желай жены ближняго твоего, ни рабыни его ( Исх.2:14,17 ). Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству ( Рим.13:13 ). Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела ( 1Кор.6:13,18 ). Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть ( Кол.3:5 ). Храни себя чистым ( 1Тим.5:22 ). б) заповедуется и во взглядах: Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ); в) заповедуется в речах: сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение ( Еф.5:4 ). Отложите сквернословие уст ваших ( Кол.3:8 ); г) заповедуется сердцу: не пожелай красоты чужой женщины в сердце твоем ( Прит.6:25 ). Юношеских похотей убегай, а держись правды со всеми призывающими Господа от чистаго сердца ( 2Тим.2:22 ). Соблюдайте ваше тело в целомудрии: как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте: так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святыя ( Рим.6:19 ). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор.6:15 ). Бог хранит верующих в целомудрии: добрый пред Богом спасется от женщины, а грешник уловлен будет ею ( Еккл.7:26 ). Мудрость соблюдает в целомудрии: когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя, дабы спасти тебя от жены другого, от чужой. Дом ея ведет к смерти ( Прит.2:10-11 ). Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои (- 7,4,5). Пьянство вредит целомудрию: не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии как змей оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное ( Прит.23,31-33 ).

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею»... и «возлюби ближнего твоего, как самого себя», говорит Господь. На этих двух заповедях, по слову Господа, утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37– 40 ); их исполнение «больше всех всесожжений и жертв». ( Мк.12:33 ) «Любящий другого», разъясняет апостол, «исполнил закон», «ибо... все другие заповеди заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя». ( Рим.13:8–9 ) «Любите», говорит Господь, даже «врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас». ( Лук.6:27–28 ) Без любви христианской ни дар пророчества и чудотворения, ни даже раздача всего имения и предание самого тела своего на сожжение, не могут иметь никакого значения ( 1Кор.13:2–3 ) «Кто не любит; тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата пребывает в смерти». «Не любящий брата своего не есть от Бога». ( 1Ин.3:14, 10; 4:8 ). Итак, любовь к ближнему – это основная заповедь христианства, отличительный признак, по которому можно узнать истинных учеников, Христовых. ( Ин.13:35 ). Одним из самых естественных и существеннейших проявлений этой христианской любви к ближнему является молитва за него к Богу, а потому слово Божие настойчиво и многократно внушает верующим этот долг молитвы. «Прежде всего прошу», пишет апостол, совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков». ( 1Тим.2:1 ) «Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного». ( Иак.5:16 ) «Бодрствуйте в молитвах», ( 1Петр.4:7 ) «Непрестанно молитесь» ( 1Сол.5:17 ) «Молитесь» даже «за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ) Люби своего ближнего и молись за него, – вот непреложный завет нам веры Христовой, а так как Бог наш есть Бог и живых и мертвых и «у него все живы» ( Лук.20:38 ; Рим.14:9 ), то и христианская любовь наша «никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ), простираясь и на живых, и на умерших. Вот почему Святая Церковь и внушает нам молиться за наших усопших ближних. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: « мы молимся о всех между нами скончавшихся, веруя, что се приносить великую пользу душам, за которых приносится молитва» 1 . «Должно», по учению Св. Иоанна Златоуста , сколько можно помогать умершему не слезами, но молитвами, и молениями, и милостынею, и приношениями». «Не поленимся подавать помощь умершим и приносить о них молитвы» 2 . «Не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей»; говорить бл. Августин, но постараемся оказывать оную и умершим!» «Всем нам, имеющим прейти от сей жизни, нужно милосердие». «Хочешь ли, чтобы Бог был тебе милостив? Будь сам ближнему таким. Итак, молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе» 3 . Наша святая вера таким образом учит нас: люби своего ближнего и молись за него, как за живого, так и за умершего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Объяснение. Человек не должен хвалиться, что будто он сам приобретает себе спасение, нет, он только удостаивается спасения по милости Божией. Но так как верующие созданы на добрые дела: Еф.2:10 , то они обязаны стараться и трудиться, совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения, чему научаемся из слов того же апостола Павла: 2Тим.4:7 . Оправдание на судилище Христовом будет не по одной только вере, но и по делам: 2Кор.5:10 . А что апостол не отвергает добрых дел, это видно из многих мест его посланий: 1Тим.6:18 ; Гал.6:10 ; Тит.3:1 . Еф.6:13:16–17 . «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолевши, устоять... а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие». Объяснение. Оправданный пред Богом неуязвим от диавола, хотя бы подвергся самым многочисленным и тяжёлым ударам от него; но находящийся ещё под гневом Божиим: Рим.1:18 , легко поражается врагом. Итак оправдание служит для христианина бронёй, которое хотя и даётся даром: Рим.3:24 , но ему должны предшествовать добрые дела: Иак.2:22–24 , и исполнение заповедей: Рим.2:6:13 . Тит.2:11:13–14 . «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Объясн. В этом месте апостол касается того, что соделано для нашего спасения Богом, и того, что требуется для той же цели от нас самих. Под благодатью здесь разумеются не только дары Святого Духа, возрождающие нас и утверждающие в жизни духовной, но и всё вообще домостроительство нашего спасения: вочеловечение Сына Божия, дарование евангельского закона, искупительная смерть, спасительное воскресение: Ин.3:16 ; 1Кор.15:3–5 . Христианство есть также искупление от греха жертвой Христовой, затем таинственное соединение с Христом, Который есть Глава, а мы – члены тела Его: Еф.5:23:30 ; Кол.1:18:2:19 . Об этом и говорится в ст.14. Не одним только учением совершает Христос наше избавление от греха, но и тем, что приносит Себя в жертву за нас и даёт питаться нам Телом и Кровью Его: Ин.6:53–55 ; 1Кор.10:16:11:26 . И при этом нельзя думать, что для нас и за нас сделано всё и что нам остаётся только покоиться, веруя в своё спасение как несомненное и неотъемлемое, нет, апостол отсекает эту мысль, когда говорит: «ревностный (народ) к добрым делам»: ст.14, – показывая этим, что, научившись от Христа, получив искупление от Него, возлагая на Него, как на своего Царя и Главу, «блаженное упование»: ст.13, мы должны ревностно заниматься совершением добрых дел: Иак.2:24–26 . По учению Евангелия, Царство Небесное усилием берётся: Мф.7:12:11:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010