11 . Одна природа после единения, о которой вы говорите, братья, либо та же по числу, что и одна из природ до единения, из которых, как вы говорите, она [составлена], либо нет. Если она не та же, то Бог до воплощения и во плоти, или же после и до единения – не один и тот же, один числом, но разный в Слове и во Христе. Если же она та же по числу, что и природа Слова, то, значит, Слово было бесплотным и после единения, или сложенным с плотью 1777В и до единения. 12 . Все существующее либо тварно, либо нетварно. Ведь «чего-либо среднего», как говорит [святой] отец, «не опишут даже вымышляющие козлооленей» 36 . [Допустим, что] во Христе одна природа. Если она нетварна, то какая природа от святой Девы? Если же она тварна, то какая единосущна нетварному Отцу? Подобным образом, если она нерожденная и вневременная, то какая [природа] «рождена от жены» (ср. Гал. 4, 4 ) и, при этом, когда «пришла полнота времени» ( Гал. 4, 4 ), «в последние времена» ( 1Тим. 4,1 )? Если же она – рожденная и подвластная времени, то какая [это природа], «чрез» которую «все начало быть» ( Ин. 1,4 ), и «чрез» которую «Отец веки сотворил» ( Евр. 1,2 )? И как Христос есть «не имеющий ни начала жизни, ни конца дней», уподобляясь» в этом отношении Мелхиседеку (ср. Евр. 7,3 )? Ведь, как многократно говорилось, 1777С одно и то же в одно и то же время в одном и том же отношении не воспримет определения противоположных [вещей]. 13 . Полагаете ли вы, что «посредник между Богом и человеками» ( 1Тим. 2,5 ) является средним между ними и по логосу природы 37 , или только в отношении намерения ( κατ γνωμικν σχσιν) и по согласию [относительно] цели? Если только по намерению ( κατ γνμην), то по природе Он есть либо одно из двух, либо нечто иное, отличное от обоих; а если все же не только, то необходимо, чтобы Он был средним и по природе – а среднее, по необходимости, либо не причастно ни одной из двух сторон, либо [причастно] каждой отчасти, либо [причастно] каждой во всех отношениях. Ответьте нам, как вы полагаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

Если же Спаситель, вручая апостолам пастырское дело, выразился так, как будто бы это говорило об одной частной функции, то в этом нет ничего странного. Сущность всех священнодействий и самого учительства сводится к освобождению людей от грехов и воспитанию их в святости. В этом и состоит христианское спасение, созидать которое призваны пастыри и на которое посылает Христос своих учеников. Он говорит: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». А «Христос пришел в мир грешников спасти» ( 1Тим. 1:15 ). Еще ангел Господень, явившийся во сне Иосифу, сказал ему, что Мария «родит Сына и наречет имя ему Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их» ( Мф. 1:21 ). Это спасение, как пророчествовал Захария, отец Иоанна Крестителя, заключается «в прощении грехов» (ν φσει μαρτιν, Лк. 1:77 ). И Сам Спаситель говорил о Себе: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9:13 ); «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (во грехах, Мф. 18:11 ; Лк. 19:10 ). И вся деятельность Спасителя, начиная с самого воплощения: и жизнь, и учение, и смерть, и воскресение направлена к тому, чтобы освободить человека от рабства греху и его последствий. Поэтому, если «Бог послал Сына своего в мире, чтобы мир спасен был чрез Него» (να σωϑ σμος δι ατο, Ин. 3:17 ; ср. 1Ин. 4:9–10, 14 ); то значит и апостолы, первые представители пастырского сословия, посланы Христом Спасителем для того же, т.е. для спасения грешников. Вся деятельность христианского Пастырства: и учительство, и руководство, и священнодействия, подобно Пастырству Христову, направлена к тому, чтобы освобождать людей от греха и приучать их к новой духовной жизни. Но достигают этого пастыри не самостоятельно своей силой, а чрез посредство Христа и благодати. В этом и заключается отличие христианского Пастырства от единственного и беспримерного Пастырства Христова. Христос есть Совершитель спасения и «единственный посредник между Богом и человеками» (ες μεστης Θεο α νϑρπων, 1Тим. 2:5 ), а пастыри суть посредники между Христом и миром. Кто благоразумно подчиняется этому пастырскому посредству, тот усвояет себе христианское спасение, – получает прощение грехов и достигает святости. А кто отвергает это посредство, тот остается при своих грехах и не получает прощения от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

А чтобы ты узнал, что и грешник, порицая свои грехи, через самое порицание их становится праведником, для этого и говорится: «Первый в тяжбе своей прав». Что значит: «первый»? Слушай внимательно. В судилищах бывают две стороны: одна – доносчиков, другая – тех, на которых доносят; одна – обвинителей, другая – обвиняемых; одна – виновных, другая – невинных; и начало речи предоставляется обвинителю, невинному. Но здесь – напротив. Ты, виновный, предвосхить начало речи, чтобы тебе сделаться невиновным; не дожидайся обвинителя. Хотя бы ты принадлежал и к виновным, но прежде, нежели услышишь что-нибудь подобное от обвинителя, сам обвини свои прегрешения. Язык есть меч изощренный; но им мы не станем ранить других, а будем вырезать собственные гнилые язвы. Хочешь ли узнать, что праведники обыкновенно порицали не других, а самих себя? Послушай Павла, который взывает: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик» ( 1Тим.1:12–13 ). Видишь ли, как он порицает самого себя? И еще: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ). И еще в другом месте: «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» ( 1Кор.15:9 ). 9 . Видишь ли, как везде он порицает самого себя? Он знал пользу этого порицания, знал, что оно доставляет оправдание. Так, когда нужно было ему порицать самого себя, он порицал беспощадно; а когда видел, что кто-нибудь осуждал чужие пороки, то, смотри, с какой строгостью заграждал ему уста, говоря так: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор.4:5 ). Предоставь суд Тому, Кто знает тайны сердечные. Хотя бы ты, по твоему мнению, точно знал дела ближнего, суд твой ошибочен: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем» ( 1Кор.2:11 )? Сколь многие из презираемых и ничтожных просияют светлее солнца? Сколь многие из великих и славных окажутся прахом и гробом повапленным? Слышал ли ты, как Павел порицает самого себя, с силою и даже преувеличенно непрестанно вспоминая о грехах, за которые он не имел подвергнуться осуждению? Он был хульником, и гонителем, и досадителем прежде своего крещения, а крещение изгладило те грехи; однако он вспоминает о них, не потому, чтобы должен был отдать за них отчет, а чтобы показать человеколюбие Божие, и каким его, бывшего таким, устроил Бог , сделав из гонителя апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Христианская надежда есть ожидание тоже будущих благ: спасения и вечного блаженства. Человек уверовал в Господа Иисуса Христа, сподобился святого крещения и стал полноправным членом Святой Церкви. Для чего он все это сделал? Что бы спастись. Успокоение сердца на том основании, что Господь Бог ради заслуг Спасителя дарует верующим членам Церкви Святой обещанные спасение и вечное блаженство, и есть христианская надежда. Основания ее весьма тверды и непоколебимы. Они все находятся в Боге. Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Если же Господь желает спасения всем, то как я могу отчаиваться в своем опасении? Божии обетования непреложны. Он не пощадил Сына Своего единородного, но, возлюбив мир, предал Его в жертву Себе, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» ( Рим.8:31–32 ). Посему то Господь наш Иисус Христос и стал основанием нашей надежды, упованием нашим. Един есть Бог , и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5–6 ). Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян.4:12 ). Теперь соедините вместе основы христианской надежды: Бог Отец возлюбил людей и желает им спасения. Бог всеблагой, Он нашел и средство к спасению их. Сын Божий, воплотившись, совершил это спасение Своими учением, жизнью, страданиями, смертью , воскресением и вознесением на небо. Бог Отец принял жертву Сына, как совершенно достаточную для примирения с родом человеческим. Заслуги же Спасителя пред Отцом люди должны усвоять себе чрез веру в Него. Иного пути ко спасению нет. Верующий только получает надежду на спасение по ходатайству Господа Иисуса Христа. На сих основаниях христианская надежда является твердою и непоколебимою. Таковою она и должна быть в душе верующего члена Церкви Святой. Так учит сему св. апостол Петр. «Совершенно уповайте, говорит он, на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» ( 1Петр.1:13 ). Однако совершенное упование на спасение благодатью и на наследие царства небесного не является в душе верующего само собою. Как и вера, христианская надежда есть дар Божий. Против воли и желания человека сей дар никому не дается... От верующего христианина требуется, чтобы он искал этого дара, желал бы его и с усилиями домогался получить. Толкущему и Бог отверзает двери милосердия и ищущему дарует.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Потому что Христос говорит: «Иже воззрит на жену, во еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ). Называются же эти грехи – «ведущими к смерти», потому что является невозможным, чтобы священник, плененный некоей из таковых страстей и таковым прегрешением, мог бы достойно обладать священническим саном, хотя бы он и мертвых воскрешал. И это все относится вообще и ко всем священникам и ко всем прочим, удостоенным служения Престолу Божиему. Потому что и для них является целью достичь совершенной степени священства. И посему им надо потами и трудами наравне с пресвитерами стойко держаться добродетели и вместе с ними усиленно подвизаться. «Ибо служивши добре, – говорит Апостол Павел, – степень себе добр снискают, и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иисусе» ( 1Тим.3:13 ). Те же, кто сверх благодати священства, получили, в свой удел лечить человеческие мысли и душевные недуги, и прияли от Христа власть разрешать и связывать грехи, чем в большем нуждаются старании и в потах и трудах для стяжания добродетели, тем и большего удостоятся дара и славы 41 . И поэтому они должны проявлять постоянный тщательный интерес к изучению священных и божественных канонов, так чтобы не дерзать предпринимать что-либо вопреки или помимо их, но старались бы заботиться о душах человеческих согласно их предписаниям. Прежде же всего, священник должен быть безупречный труженик, представляющий собою добрый пример для других, готовый научить, страннолюбивый, приветливый 42 , утешитель скорбящих, всегда готовый найти слово утешения, помогающий нуждающимся, обуздывающий богатых, не пьяница, т.е. – не буян – согласно увещанию божественного Павла – не задорный, не корыстолюбивый, но тихий, миролюбивый, с кротостью наставляющий противников: не дает ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( 1Тим.3:4 ; 2Тим.2:25 ). Так во всем поступая, возлюбленные, вы спасете и самих себя и слушающих вас. Молитесь же и о нас, дабы изо дня в день шли вперед наши дела в преуспеянии (проповеди) Евангелия Христова, и как это приличествует, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя Веры Иисуса Христа ( Евр.12:1 ), чтобы мы, и пастыри и паства, удостоились райской обитали в Самом Христе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_III/pos...

Вся деятельность евангелиста заключается в том, чтобы «право править слово истины», 2 Тим. 2:15. Еще в настоящее время распространено воззрение, что получатели пастырских посланий, Тимофей и Тит, пользуются своим властным положением только в силу апостольских (полученных от апостола) полномочий, до известной степени в качестве апостольских легатов. Так полагают Holzmann. Pastoralbr. S. 223; Kuhl. Gemeindeordn. S. 36– 37; Weizsäcker. Apost. ZA. S. 645. Но такое воззрение опровергается содержанием посланий. Правда, евангелист получает от апостола указания и поручения (напр., Тит. 1:5: «Как я тебе приказывал»), и апостол упоминает о своем скором приходе, чтобы освободить его (1Тим. 4:13: «Доколе не приду, занимайся... учением»). Но нигде ни одним словом не указано, что евангелист действует и пользуется властью от имени апостола, таким образом, в качестве его заместителя. То, что ставит евангелиста в возможность действовать, не есть юридический момент (полномочия), но его харизма (см. только что приведенные места), и он действует в качестве не помощника апостола, но «мужа Божия» и «служителя Христова» (см. прим. 77). В силу сообщенного ему Богом дара он действует от имени Бога, а не апостола. (Возложение рук апостолами, о котором упоминается в 1Тим. 4:15, есть только утверждение харизмы, а не сообщение полномочий, а в 2Тим. 1:6 говорится о рукоположении не апостола, но только «пресвитерия», действовавшего вместе с апостолом.) Положение Тимофея и Тита по пастырским посланиям совершенно такое же, как и по несомненно подлинным Павловым посланиям, ср.: 1Фес. 3:2: «И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить». 1Кор.16:10–11: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я; посему никто не пренебрегай его». 2Кор. 7:15: Тит вспоминает «о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом». Тимофей и Тит делают то же дело, что и апостол, дело Господне, и, как служители Божии (в благовествовании), требуют от общин послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Сколько пользы видеть только воздержника, который едва и слегка прикасается к необходимому для жизни, как бы совершает тяжкое служение природе, скучает временем, употребляемым на это, и тотчас убегает из-за стола к занятию делами! Думаю, что душу не привыкшего воздерживать чрево не может никакое слово так тронуть и привести к исправлению, как одна встреча с воздержным. И сие-то, кажется, значит есть и пить во славу Божию (см. 1Кор. 10, 31 ), так чтобы и за трапезой светились добрые дела наши к прославлению " Отца нашего, Иже на небесех» (см. Мф. 5, 16 ). Вопрос 18. О том, что должно вкушать все предлагаемое нам Ответ. И это пусть будет необходимым правилом, что, хотя, для измождения плоти, подвижникам благочестия необходимо воздержание, потому что «Все подвижники воздерживаются от всего» ( 1Кор. 9, 25 ); но чтобы не сойтись с врагами Божиими, сожженными своею совестью, и потому удаляющимися от брашен, «что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» ( 1Тим. 4, 2–3 ), – должны мы, когда представится случай, ко всему прикасаться, чтобы показать смотрящим, что «для чистых все чисто» ( Тит.1,15 ), что «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим. 4, 4–5 ). Впрочем и в этом случае надобно иметь в виду воздержание, употребляя не сверх потребностей одно малоценное и необходимое для поддержания жизни, и в том избегая вредного пресыщения, а от служащего к удовольствию вовсе удерживаясь. Ибо таким образом отсечем страсть в сластолюбивых и, сколько от нас зависит, сожженных своею совестью уврачуем, и себя с обоих сторон избавим от подозрения. Сказано: «Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью» ( 1Кор. 10, 29 )? Воздержание показывает, что человек умер со Христом и умертвил уды свои, «земные члены» ( Кол. 3, 5 ). И мы знаем, что оно матерь целомудрия, снабдительница здравия и достаточно устраняет препятствия к плодоношению добрых дел о Христе: так как, по слову Господню, «печали века сего…, удовольствия жизни и другие вожделения, заглушает слово, и оно бывает бесплодно» ( Мф.13,22 ). От него бегут и демоны, как научил нас сам Господь, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17, 21 ). Вопрос 19. Какая мера воздержания?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел ( Деян.9:38 ). Явление Христа апостолу было явлением в ослепительном сиянии небесного света, поразившем слабое человеческое зрение. Во свете узрел Савл Иисуса, небесного человека, и в его сознании был запечатлен образ Христа, как сияние, как отблеск ( απαγασμα) славы Бога Отца ( Евр.1:3 ). Сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его ( 2Кор.3:7 ). Тем большей славы пред Моисеем достоин Христос, Сын в доме Отца небесного ( Евр.3:36 ). Лице же Моисея сияло лучами от того, что Бог говорил с ним ( Исх. 34, 29 ). Тем в большем блеске лучей божественного света должно открыться лицо Спасителя, ибо в нем сконцентрирована слава Божия, озаряющая нас своим светом ( 2Кор.4:6 ). Отец славы Бог ( Еф.1:17 ), и Он живет в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). Он не есть свет в существе Своем, но живет ( οκν) в свете, подобно тому, как Дух Божий живет ( οκε) в нас ( Рим.8:9 ; 1Кор3:16 ), т. е. являет себя в той или другой форме. Бог живет в свете, т. е. являет в свете Свое присутствие, Свою силу, ибо все являемое ( φανερομενον) свет есть ( Евр.5:13 ). Бог живет в свете неприступном, т. е. не воспринимаемом человеческим зрением. В таком именно свете, ослепившем Савла и незримом его спутниками, предстал ему Христос на пути в Дамаск. Таким образом, существует откровение божественного в сфере небесного света, отличного от земного, неопределимого топологически и не воспринимаемого человеком в его обычном состоянии, и когда земные объекты попадают в сферу влияния этого света, они преображаются в новое славное состояние. Христос, природою человек, вошел в славу Бога Отца ( Флп.2:7, 11 ). И, вот, Он сияние Отчей славы ( Евр.1:3 ). В ореоле этой славы Он вознесся на небо ( 1Тим. 3:16 ), и телом славы стало Его человеческое тело ( Флп.3:21 ). В ореоле этой славы Он явится в последний день ( Кол.3:4 ). И тогда человек и природа все, что окажется в сфере влияния небесного света, изменит свой образ: тело нашего смирения станет телом славы, сообразным телу Христову ( Флп.3:21 ), и сама природа будет природою славы ( Рим.8:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

180 . Итак, посмотри, как апостол учит презрению к человеческим делам тех, кто принимает на себя церковные обязанности: Если вы со Христом умерли для стихий этого мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений? Не прикасайся, не дотрагивайся, не вкушай – это все истлевает от употребления ( Кол.2:20–21 ). И ниже: Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего ( Кол.3:1 ). И далее: Итак, умертвите земные члены ваши ( Кол.3:5 ). Это обращено ко всем верующим. Тебя же, сын мой, Павел призывает презирать богатство, уклоняться от нечестивых бабьих басен ( 1Тим.4:7 ), позволяя лишь то, что увеличивает благочестие, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно ( 1Тим.4:8 ). 185. Благочестие же пусть развивает в тебе справедливость, сдержанность, кротость, чтобы ты избегал юношеских забав 260 , и, укрепившись и укоренившись в благодати 261 , состязался за веру, не связывая себя мирскими делами, ибо ты Божий воин. Воинам императора человеческими законами запрещено принимать участие в судебных процессах, заниматься судебными делами, торговлей. Тем более тому, кто сражается за веру, следует воздерживаться от всяких торговых дел, довольствуясь плодами своего маленького поля, если он имеет, а если не имеет, то вознаграждением за свое служение. Надежен свидетель, сказавший: Ябыл молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомство его просящим хлеба ( Пс.36:25 ). Вот спокойствие духа, вот сдержанность, не подвластная жажде наживы и не испытывающая страха перед бедностью. 37. 186. Это также называется свободой духа от тревог, благодаря которой мы не становимся слабее в горестях и не зазнаёмся при удачах 262 . Если такие советы дает человек, побуждающий к занятиям государственной деятельностью, тем более мы, призванные служить Церкви, должны усердствовать в том, что приятно Богу, чтобы господствовала в нас сила Христова и чтобы мы были угодны нашему Царю, и тело наше стало орудием праведности, орудием не материальным, в котором господствует грех 263 , но мощным оружием Бога, которым уничтожается грех. Пусть умрет наша плоть, чтобы в ней умер весь наш грех и как ожившие из мертвых ( Рим.6:13 ) мы воскресли для новых деяний и нравов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Для нас же, православных христиан, должны быть непреложны наставления святых апостолов относительно начальства: 1Пет.2:13 . О повиновении властям Деян.4:19 . «Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» Объясн. Не слушающий поставленных Богом людей не слушает и Самого Господа: Лк.10:16 . Признаки истинного христианина: покорность, мир, любовь, братолюбие: Рим.13:1–7 ; Евр.13:2:16 . Если сказано, что сердце царя в руке Господа: Притч.21:1 , то противящийся царю или власти, от него поставленной, противится Богу: Рим.13:2 ; много есть и таких людей, которые следуют указаниям не воли Божией, но своей развращённой воли: 2Тим.4:3 ; 1Тим.1:7 ; Тит.1:10–11 . Деян.5:29 . «Пётр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Объясн. Если требования людей противоречат требованиям божественного закона, то, конечно, должно повиноваться Богу, а не человекам беззаконнующим, но на этом тексте нельзя обосновывать всякое неповиновение законной, от Бога установленной власти, ибо тогда можно оказаться противником Богу: Рим.13:1–7 ; 2Пет.2:9–10 ; 1Пет.2:13 ; Тит.3:1–2 . Деян.17:7 . «Иасон принял их; и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царём, Иисуса». Объясн. Словами «все они» возводится обвинение чисто политическое на всех христиан того времени, такое же обвинение возводили и на Самого Господа Иисуса: Ин.19:12 ; но городские начальники получили удостоверение в невиновности христиан в возводимой на них клевете (ст.9), не восставал никогда против властей гражданских и Сам Господь: Мк.12:17 , а апостол Павел учил: – Рим.13:1–3 . «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010