«Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 ). «Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, и не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:20–21 ). Итак, всё дозволенное не есть в нравственном отношении что-либо безразличное – не добро и не зло; напротив, оно есть всегда вид осуществления нравственного добра, но такой, который безусловно зависит от личной свободы каждого и потому нравственным законом ни запрещается, ни повелевается. Можно даже сказать, что так как сам закон освящает собой эту область действий, предоставленных свободе человека, то она сама по себе есть добро и посягать на неё значило бы идти против закона, совершать зло. Первая определённая заповедь Божия человеку, кроме известного запрещения, указывает уже и на дозволенное: «От всякого дерева в саду ты будешь есть» (т. е. можешь есть); какое бы из этих деревьев невинный человек ни избрал для себя, во всяком случае его действие будет доброе. Ещё обширнее область дозволенного открывается заповедью о господстве человека над безличной природой: «Наполняйте землю, обладайте ею, владычествуйте над рыбами морскими» и пр. Как человек должен достигнуть этого обладания и в каких формах осуществлять это обладание – закон не определяет, а предоставляет личному самоопределению каждого. В состоянии невинности область дозволенного была шире, чем в состоянии подзаконном, потому что «чистому всё чисто». Ветхий Завет в воспитательных целях повреждённого грехом человечества ограничил эту область многочисленными законами, например, о том, как праздновать субботу и другие праздники, о разных родах пищи, об осквернении и проч. Но с искуплением от силы греха очищенная от него и освящённая личность снова становится свободнее, и область дозволенного снова расширяется. Весь закон относительно Бога и ближнего, вместо многочисленных отдельных предписаний, теперь уже может быть выражен в одном слове ( Гал.5:14 ). Вместо всех законов о пище и об осквернении выставляется одно общее положение: «Слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст, оскверняет человека» ( Мф.15:10–11 ); а св. апостол Павел выражает это положение в ещё более общей форме: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим.4:4 ); высшую же степень свободы в области дозволенного выражает он в этих словах: «Для чистых всё чисто» ( 1Тим.1:15 ). Для нравственно совершенного, воля которого есть едино с волей Божией, нет более никаких границ со стороны закона: что бы он ни избрал, что бы ни полюбил, – всё это будет то самое, чего хочет и что любит сам Бог: всё, что он ни делает, делает только «во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ) 15 . 13. Номизм и антиномизм

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам ( Флп. 2:24 ), А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам ( Флм. 22 ). Можно предположить, что вскоре после написания Послания к Филиппийцам Павел был освобожден и направился в Филиппы. On мог также посетить Филимона в Колоссах. 652 В какой-то момент Павел вновь посетил Эфес, где оставил Тимофея, а сам проследовал в Македонию (1Тим.. 1:3). В ходе дальнейших путешествий Павел посетил Крит, где после себя оставил Тита, чтобы он «довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1:5 ). Павел также вновь посетил Милет, a по пути, возможно, и Коринф ( 2Тим. 4:20 ). Из Милета Павел мог вернуться в Эфес ( 1Тим. 3:14–15 ) и оттуда проследовать в Троаду, где оставил некоторые вещи ( 2Тим. 4:13 ). Наконец Павел прибыл в Никополь, где провел зиму и откуда написал Послание к Титу ( Тит. 3:12 ). 653 Это лишь одна из гипотез, позволяющая восстановить траекторию передвижения Павла после его предполагаемого освобождения из первого римского заключения. Гипотеза исходит из того, что упомянутые послания из уз были написаны в Риме. Если какие-нибудь из них были написаны из кесарийского заключения, тогда возможны альтернативные варианты датировки указанных посещений, за исключением визита на Крит. Он не вписывается ни в одно из миссионерских путешествий Павла, обозначенных в Деяниях, 654 и, следовательно, мог произойти только после того периода, который в этой книге описан. В Послании к Римлянам Павел упоминал о своем намерении предпринять путь в Испанию ( Рим. 15:24:28 ). О том, что он посещал Испанию, говорится в каноне Муратори, 655 в раннехристианских апокрифах 656 и у целого ряда древних авторов. 657 В испанском городе Таррагона бережно хранится предание о том, что Павел посетил его. 658 Тем не менее многие ученые считают, что свидетельства древних авторов о посещении Павлом Испании недостоверны и базируются исключительно на упоминаниях о его намерении пойти туда в Послании к Римлянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Св. Ангелы молятся на небесах о живущих на земле людях. ( Зах. 1:12–13 ; Дан. 10:11–21 ). Для любви и молитвы нет, следовательно, преград ни во времени, ни в расстоянии. Нужно притом заметить, что наши молитвы об умерших направляются к Богу, для Которого нет ничего невозможного. ( Мф. 19:26 ). 14) Если по молитвам живых спасаются умершие грешники, тогда все усопшие o которых молятся, должны спастись? 14) Сам Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим. 2:4 ), «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Об этом же и мы должны молиться, хотя и не знаем, кого Он спасет. Наше дело – молиться об умерших с верой, а дело Бога – миловать и спасать того, кого Он хочет, по Его же слову: «кого миловать, помилую, кого жалеть, пожалею. Итак, помилование зависит не от желающего, и не от подвизающегося, но от Бога милующего». ( Рим. 9:15–16 ). И о живых, когда мы молимся, не знаем о ком из них Господь услышит нашу молитву и кого по ней помилует; но молимся о всех, исполняя повеление слова Божия: «молитесь друг за друга». ( Иак. 5:16 ), «молитесь о всех святых» ( Еф. 6:18 ), «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ). Нужно, следовательно, молиться и о всех умерших, которые «у Бога все живы» ( Лк. 20:38 ), а Бог Сам знает, кого, ради молитв и милостыни, помиловать и спасти для вечной жизни. 15) Что могут помочь приношения за умерших, в виде вынимаемых частиц из просфоры? 15) Несравненно более того, что помогали израильтянам двенадцать хлебов, полагавшихся в храме «на чистом столе для Господа», которые были «великой святыней... в память, в жертву Господу» за грехи двенадцати колен израилевых ( Лев. 24:5–8 ). Вынимаемые из особой просфоры, во время совершения бескровной жертвы, частицы за умерших опускаются в Кровь Христову, с молитвой священнослужителя алтаря: «омой, Господи, грехи поминавшихся здесь честной Кровью Твоей», т. е. эти частицы приносятся «в память и в жертву Господу «за грехи тех умерших, за которых пролита Кровь Спасителя мира и о помиловании которых молится Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Писание и словами, и примерами. Так, напр., патриарх Иаков, не смотря на замечание Иосифа, крестообразно руками благословил сыновей его – Ефрема и Манасию ( Быт. 48:14 ). Израильтяне однажды одержали победу над Амаликитянами только потому, что Моисей молился о победе с воздетыми к Богу руками, о чем читаем следующее: «Когда Моисей подымал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой, с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика острием меча» ( Исх. 17:11–13 ). И псалмопевец говорит: «во имя Твое вознесу руки мои» ( Пс. 62:5 ) и молится: «да направится молитва моя, как фимиам перед лицо Твое; воздеяние рук моих, –как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). В Новом Завете мы видим, что Сам Христос благословляет детей и Апостолов руками ( Мр. 10:16  и Лк. 24:50–51 ), и что св. Апостолы ставят избранных людей на священническое служение через молитву с возложением рук ( Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22 ). А ап. Павел прямо велит нам употреблять при молитве и руки: «желаю, говорит он, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ), только не говорит, как воздавать; Священное же Предание учит нас, что мы должны во время молитвы совершать на себе крестное знамение. О почитании св. креста Христова и о крестном знамении учили многие отцы и учители Церкви Христовой, начиная с первых веков христианства. Св. Варнава, один из 70 Апостолов Христовых и спутник ап. Павла, так пишет в сохранившемся в Церкви его послании (гл. 12–я) о молитве Моисея во время битвы Израильтян с Амаликитянами: «Моисей, ставши выше всех, простер руки, и тогда Израиль одерживал победу; а когда опускал руки вниз, Израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест». Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

8) Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? ( 1Тим. 3:1–5 . Тит. 1:6 ). Епископы должны быть женатые, а ваши архиереи –монахи. 8) Слова «одной жены муж», конечно, говорят не о том, что у епископа должна быть одна только жена, ибо многоженство вообще в христианстве не допускается. Не означают эти слова и того, что епископ непременно должен быть женатым, ибо и Христос ( Мф. 19:12 ) и сам ап. Павел ставит девство выше брака. Ап. Павел не был женат и говорил: «желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю, хорошо им оставаться, как я» ( 1Кор. 7:7–8 ). Будучи сам неженатый, ставивший девство выше брака (ст. 37–38), ап. Павел не мог требовать от епископов, чтобы они непременно были женаты и имели детей. Очевидно, что слова: «епископ должен быть одной жены муж» означают то, что епископ может быть только один раз женат и по смерти жены не должен вступать во второй брак, как и то, что вторично женатый не может быть епископом. 9) Мы не признаем ваших пастырей, ибо истинный пастырь «должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» ( Тит. 1:7–9 и 1Тим. 3:3–13 ). А ваши пастыри подвержены всяким порокам. 9) Несправедливо, на основании отдельных случаев, огульно приписывать порочность целому сословию людей. Ведь пастыри не с неба нам посылаются, а избираются из подобных нам людей, облеченных плотью, а потому и подверженных грехам. Один Бог без греха ( Откр. 15:4 . Евр. 4:15 ). В приведенном месте из послания ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Бог, создавший человека, не хотел, чтобы Его создание окончательно погибло. От века в Совете Живоначальной Троицы постановлено было спасти падшего человека и на Второе Лицо Святой Троицы, – Сына Божия, – возложено было великое дело воссоздания человека. Во исполнение этого предвечного постановления Триединого Бога, Сын Божий сошел с небес, от Пренепорочной Девы принял плоть первого Адама; в этой плоти, непричастной греху, Он пострадал, умер на кресте, воскрес из мертвых; вознесшись на небо, Он воссел одесную Бога Отца. А на землю, умоливши Отца Своего ( Ин.14:16 ), Он послал исходящего от Отца Духа Святаго. А Дух Святый через Апостолов благоустроил на земле Дом Божий, «который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение Истины» ( 1Тим.3:15 ). В этой-то Церкви, Святой, Единой, Апостольской, истинной, которую (Второй Адам) «приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ), верующие, представленные к вечной жизни ( Деян.13:48 ), причащаются благодати, освящаются и очищаются; становятся святыми и непорочными пред Богом в любви ( Еф.1:4 ). Все вступающие в это дневное небесное учреждение являются возлюбленными Богу. Другого пути ко спасению, как через Церковь , нет: все во Христе и чрез Христа. Новый Адам, создавший Церковь ( Мф.16:18 ), является единым посредником между Богом и человеками ( 1Тим.2:5 ). И Он вечно ходатайствует о нас. Он, по словам Святого Апостола Павла, «милостивый и верный первосвященник пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ). В Церкви полнота благодати, в Церковь , как в великую сокровищницу, влил Господь несказанную любовь Свою. В ней Дух Святый ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). В Церкви Христовой и можно только получить вечное спасение. В ней непрерывное преемство благодати священства; в ней все Таинства. Ей обещано, что и врата адовы Ее не одолеют. Но чтобы каждому человеку воспользоваться неисчислимыми благами, «для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ), надо приложить каждому свое усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

При именословном священническом благословении, вытянутый указательный палец принимает форму И, согнутый средний – форму С, большой, скрещенный с безымянным, форму X, согнутый мизинец форму С; таким образом, при благословении производится начертание креста именем Господа нашего Иисуса Христа: Сир. 45, 19 . Посему, кто благословение христианского священника или крестное знамение приравнивает к начертанию диавольского имени, тот страшно богохульствует и, как отступник от веры, уклоняется в пустословие: 1Тим. 1, 6–7 . Ис. 44, 20 . «Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей». Объясн. Под «обманом» в правой руке разумеется кусок дерева, из которого язычник правой рукой делает себе идола или ложного бога, сравн. – ст. 11–19. Слова этого места к совершению крестного знамения правой рукой не могут относиться точно так же, как не могут отнестись они и к совершению милостыни той же правой рукой; Мф. 6, 3 . Апостол требует, чтобы мы воздевали руки во время молитвы: 1Тим. 2, 8 , Надлежащая, полная молитва представляет собой лучшее утешение и успокоение во всех жизненных обстоятельствах: Ефес. 6, 18 . О крестных ходах Иер. 10, 2–5 . «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. Покрывают серебром и золотом, и прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят, их носят, потому что ходить не могут». Объясн. Здесь говорится об идолах, кумирах, т. е. ложных богах, которых из металла и дерева делали себе язычники. Поступая таким образом, последние считали за божество самый материал, из которого сделаны были идолы: Исх. 44, 17 ; Иер. 2, 27 . Церковные же хоругви означают то, что Церковь Христова на земле шествует к небу по пути крестному и воинствует с плотью, миром и диаволом под знаменем креста: Евр. 13 13. В Священном Писании хоругви именуются знаменами: Числ. 2, 2; 10, 4 . Как ветхозаветные хоругви находились при всяком колене и племени сынов избранного народа Божия, как ополчения Его, – так и у нас ныне при каждой приходской церкви и храме имеются хоругви. При виде торжественного крестного хода, дух христианина невольно воспламеняется любовью к Богу и возгорается готовностью служить одному Ему, подобно тому, как у воинов в сражении при виде знамени возгорается с большей силой храбрость и преданность царю и отечеству. О царской власти и о повиновении Богом установленным властям

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Столько уничижив себя и сказав только об одной своей заслуге, он и ее не называет своей, всячески ослабляя величие сказанного выражения как предыдущими, так и последующими словами, и притом тогда, как высказал это по необходимости. Смотри, как он изобилует словами смиренномудрия: «а после всех, – говорит, – явился и мне», – таким образом ни с кем другим не равняет себя, и: «как некоему извергу», – признает себя последним из апостолов и даже недостойным такого наименования. Не довольствуясь этим, но желал показать, что он смиренномудрствует не на словах только, приводит причины и доказательства: изверг – потому, что после всех видел Иисуса; недостоин наименования апостола – потому, что гнал церковь . Кто смиряется только на словах, тот не так поступает; а кто приводит и причины, тот говорит все от сокрушенного сердца. Он упоминает о том же и в другом месте: «благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик» ( 1Тим.1:12–13 ). Почему же он произнес те высокие слова: «более всех их потрудился»? Обстоятельства побуждали его к тому. Если бы он не сказал этого, а только уничижил бы себя, то как он мог бы с дерзновением приводить себя в свидетели, ставить себя наряду с другими и сказать: «по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено» ( 1Тим.1:11 )? Свидетелю нужно быть человеком достоверным и великим. А как он потрудился более их, это он объяснил выше, когда говорил: «или мы не имеем власти есть и пить... как и прочие Апостолы?» И еще: «для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона» ( 1Кор.9:4–5, 21 ). Где надлежало показать ревность, там он превзошел всех; и где надлежало оказать снисхождение, там он опять был превосходен. Впрочем некоторые говорят, что он послан был к язычникам и обошел большую часть вселенной; потому и получил большую благодать. Подлинно, если он более потрудился, то благодать была больше; а большую получил он благодать потому, что показал более ревности. Видишь ли, как то самое, чем он старается и усиливается прикрыть свои дела, доказывает, что он был первый из всех?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Этим текстом ап. Павел нисколько не отвергает Св. Предание, а только хвалит епископа Тимофея за чтение Ветхозаветных книг. Он говорит: «при том ты из детства знаешь Священные Писания». Ап. Тимофей знал Св. Писание из детства только Ветхозаветное, потому что тогда не было ни одной строки Новозаветного. В этом месте Ап. Павел дает наставление держаться твердо прежде всего устных наставлений (Предания); ибо раньше он говорит в предыдущем стихе: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (14 ст.), а уже Св. Писание считает добавлением к Преданию, говоря: «При том же ты из детства знаешь священные писания» ( 2Тим. 3:15 ). Слово «при том» показывает, что ап. Павел считает Св. Писание только добавлением к Преданию (См. еще 2 Фессал. 2,15; 1 Коринф. 11:2; 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 1:13 ; 2Тим. 1:5 ). Слова же: «все Писание богодухновенно и полезно есть», нисколько не говорят о том, что не нужно Св. Предания. Православная Церковь также учит, что все писание богодухновенно и полезно есть, да и странно было бы это отрицать, но это еще далеко не значит, что Св. Предание не полезно. Для меня полезна одежда, но отсюда нельзя делать вывод, что не нужно пищи. Ап. Павел говорит, что благочестие на все полезно есть ( 1Тим. 4:8 ). Можно ли отсюда заключить, что прочие добродетели не полезны? Милостыня полезна для нашегоспасения; можно ли поэтому сказать, что молитва не нужна для спасения? 8) Апостол евангелист Иоанн Богослов говорит только во первых о своей книге Откровения, что кто прибавит или убавит слова «книги сей», на того наложит Бог язвы. Значит, если рассуждав по сектантски, нельзя принимать все остальные книги св. Библии , ибо они прибавлены к книге «Откровения», во 2) 18 стих 22 главы Апокалипсиса говорит не о предании, а о том, что никто не имеет права искажать тексты этой книги, придавая им иной смысл посредством прибавления или убавления слов «откровения». Св. же Предание не искажает Св. Писания, а разъясняет его, ибо, как говорит апостол Петр, «во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной погибели своей превращают, как и прочие Писания: итак, вы возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Петр. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Живущего законным образом с женой даже до старости никто не станет осуждать; а корыстолюбивого (осуждают) все; и даже из внешних (языческих) философов многие презирали бо­гатство, а женщин – никогда. Так эта страсть сильнее той. Но, так как слово наше обращено к Церкви, то будем приво­дить доказательства не извне, а от Писаний. О любостяжании блаженный (Павел) почти в виде заповеди говорит так: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:8 ); а о женах так: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» ( 1Кор.7:5 ). И часто он преподает правила касательно законного сожития. Он позволяет удовлетворять это пожелание и вступать во второй брак, с великим попечением говорит об этом предмете и нигде не подвергает за это наказанию; а преданных корыстолюбию везде осуждает. Также и Христос каса­тельно богатства многократно заповедал, чтобы мы убегали проистекающего от него вреда; а о воздержании от жены (говорил) не так. О богатстве, послушай, что говорит Он: «кто не отрешится от всего, что имеет» ( Лук.14:33 ); но нигде не сказал: иже не отречется жены, потому что знал, какое Он этим установил бы насилие. И блаженный Павел говорит: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ); между тем попечения о богатстве он нигде не называет честным, а напротив. И Тимофею пишет он: «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим. 6:9 ). Не сказал: хотящие приобретать, но: «обогащаться». Но чтобы вы убедились в этом и на основании общих суждений, необхо­димо привести и такие доказательства. Так, кто однажды ли­шился богатства, тот не будет волноваться страстью к нему, потому что ничто так не возбуждает страсти к богатству, как обладание им. А страсть к телесному наслаждению не такова, но многие, и оскопив себя, не уничтожали мучающего их внутреннего огня, потому что эта страсть, внедренная в нас от природы, остается в прочих членах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010