Богатство часто служит препятствием христианину при восхождении в царство небесное: Иисус сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царство небесное ( Мф.19:23 ). Обольщение богатством заглушает в сердце человека глас слова Божия: Посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно ( Мф.13:22 ; Мк.4:18–19 ). Любовь к богатству есть корень всех зол: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:10 ). Богатство часто ведет: а) к гордости и забвению Бога: Ум твой возгордился богатством ( Иез.28:5 ). Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего ( Втор.8:14 ); б) к оставлению Бога: Утучнел Израиль, отолстел и разжирел, и оставил он Бога, создавшего его ( Втор.32:15 ); в) к заботам: Пресыщение богатого не дает ему уснуть ( Еккл.5:11 ). Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога ( Притч.15:16 ); г) к притеснению: Не богатые ли притесняют вас? ( Иак.2:6 ); д) к роскоши и обману: Вы роскошествовали на земле и наслаждались: напитали сердца ваши как бы на день заклания. Вот плата, удержанная вами у работников, вопиет ( Иак.5:4–5 ). Удовольствия приводят богатого к бедности: Кто любит веселье, обеднеет, а кто любит вино и тук, не разбогатеет ( Притч.21:17 ). Богатство от суетности истощается ( Притч.13:11 ). Жизнь человека зависит не от изобилия богатства: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.11:15 ). Алчущий богатства а) навлекает несчастие на свой дом: Корыстолюбивый расстроит дом свой ( Притч.15:27 ); б) впадает в искушения и похоти: Желающие обогатиться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу ( 1Тим.6:9 ). Богатство не может избавить в день гнева: Серебро их [Иудеев] и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа ( Иез.7:19 ; Соф.1:18 ). Не поможет богатство в день гнева ( Притч.11:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пред иудейским синедрионом ап. Павел свидетельствует, что он «всею совестию благою жительствовах пред Богом даже до сего дне» ( Деян. 23:1 ). Ап. Петр увещевает христиан " совесть имейте благу, да о немже клевещут вас аки злодеев, постыдятся злословящии ваше благое о Христе житие» ( 1Пет. 3:16, 21 ). В послании к евреям ап. Павел выражает уверенность «яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити» ( Евр. 13:18 ; ср. 1Тим. 1:5 ). А в послании к Тимофею он заповедует священнослужителям иметь «таинство веры в чистей совести» ( 1Тим. 3:9 ; ср. 2Тим. 1:3 ). Порочною же или злою называется совесть в послании к евреям, где апостол призывает приступить с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести ( Евр. 10:22 ). Оскверненною называется совесть в послании к Титу, в котором апостол говорит о людях, «ихже осквернися ум и совесть: Бога исповедуют ведети, а делы его отмещутся, мерзцы суще и непокориви и на всякое дело благое неискусни» ( Тит. 1:15 ). По силе или энергии совесть называют решительною, или скрупулезною. С скрупулезною сродна совесть мнительная. Она свойственна лицам, склонным к унынию и недоверяющим средствам очищения от грехов. Под влиянием страстей и шума мира совесть часто недослышивается человеком и становится оглушенною. Если голос совести часто заглушается и недослышивается, то он становится все тише; совесть, так сказать, болеет или вымирает. Этот процесс оканчивается смертию совести, т. е. состоянием бессовестности. Но говоря, впрочем, о состоянии бессовестности, мы разумеем не отсутствие в человеке карательной силы совести, а только отсутствие совестливости, т. е. попрание всех божеских и человеческих законов и прав, опустошение всякого нравственного чувства. Конечно, буря страстей и шум мира сего могут заглушить и карательный или судящий голос совести. Но и в этом случае судящая совесть связывается в человеке. Она сказывается тогда в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности. А когда затихают голоса мира сего и проносится шум страстей (это случается и в течение всей жизни, но в особенности пред смертию), тогда злая или наказующая совесть сказывается со всею ясностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как и все пророки, Амос подвергает критике идолопоклонство и социальную несправедливость, столь характерные для Израильского царства. Ложная религиозность народа, при которой принималась лишь внешняя сторона религии, стала нормой. При этом израильтяне не только старались сохранить требования закона относительно ритуала, но даже усложнили их (4,4.5). Идолопоклонство было таким же обычным явлением ( 4Цар. 17,14–17 ; Ам. 5,26 ), как царившие повсюду жестокость, насилие и несправедливость (2,6–8; 4,1). Для пророка Амоса Бог это именно Тот Бог-Творец, Который создал человека по Своему образу и подобию. Он -Господь, и нет никаких других богов. Как Творец Бог является верховным и единоличным Господом всего созданного Им мира (4,13; 5,8; 9,5.6). Он в силах по Своему волеизъявлению возвысить один народ над другим (1,3 2,3). Он также является Судьею над принявшим завет народом Израиля, оставляя за Собой право воздвигнуть против израильтян другой народ (6,14). Но, несмотря на все это, Он остается любящим Богом, Который прежде всего желает, чтобы люди «взыскивали Его и были живы» (5,4; ср. 1Тим. 2,3.4 ). Господь посылал предостережения Израилю в виде голода, засухи, различных бедствий и военных поражений, но Его народ отказывался видеть в этом руку Божию (4,6–11). Божия кара не могла не последовать (4,12 5,20), и прообраз ее нашел отражение в пророчествах, предвещавших массовое разорение и изгнание. Только Господь подвергает наказанию тех, кого любит. Отдаленное будущее Его народа предстает в заключительной части книги, рисующей новое царство, которое станет царством мира и социальной справедливости (9,13–15). Содержание I. Введение (1,1.2) II. Пророчество о суде Господнем (1,3 2,16): А. Суд над врагами Израиля (1,3 2,3) Б. Суд над Иудеею и Израилем (2,4–16) III. Слово Господа на сынов Израиля (3,1 6,14) А. Господь изрекает слово на сынов Израиля (3,1–15) 1 . Исторические предпосылки и изречение пророчества (3,1–8) 2 . Господь призывает в свидетели язычников (3,9.10) 3 . Суд оглашен (3,11–15)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Краткое объяснение мест Священного Писания, приводимых сектантами в оправдание своего лжеучения Мф.6:22–23 . «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?». Объясн. Здесь разумеется око духовное, могущее светить тогда, когда оно пребывает в Боге: Ин.15:4 , и творить мир, а не религиозное разделение: Мф.5:8 ; Рим.16:17 ; Ис.6:10 . Лк.12:32 . «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Объясн. Малым стадом названо небольшое общество ближайших учеников (апостолов) Господа, в противоположность великому множеству народа: Лк.12:1 ; могут составлять «малое стадо» и люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19 , но этому стаду Писание не Царство обещает, а погибель: 2Пет.2:1–3 . Лк.21:14–15 . «Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам». Объясн. Эти слова сказаны истинным последователям Христа и Его учения: Ин.15:4–5 , пребывающим в Церкви: Мф.16:18 , а не тем, кто «учит иному»: 1Тим.6:3–4 ; к последним более всего подходящи слова апостола: 2Тим.3:7 ; 1Кор.8:2 . Деян.5:38–39 . «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». Объясн. Христос сказал апостолам: «кто не против вас, тот за вас»: Мк.9:40 , и, руководясь этим, Гамалиила, советующего «отстать от людей сих» (апостолов), можно прямо считать защитником апостолов, но никак не защитником тех людей, которые будут говорить превратно: Деян.20:30 , или тех, которые по своим прихотям избирают себе учителей: 2Тим.4:3 . Деян.17:28 . «Ибо мы Им живём, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Апостол Павел, сподобившийся особенной благодати Святого Духа ( 2Кор.12:1–5 ), хотя и был праведен пред Богом и людьми ( Евр.13:18 ; Флп.1:20 ), но признавал необходимыми для себя молитвы верующих и неоднократно просил своих благочестивых учеников молиться за него. «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу», – писал он римским христианам ( Рим.15:30 ). «Братия! молитесь о нас», – просит он и других христиан ( 1Сол.5:25 ; чит. Еф.6:18–19 ; 1Тим.2:1–3 ). Апостол и сам молится о верующих: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах своих ( Еф.1:16 ; чит. Флп.1:3–4 ; 2Сол.1:11–12 ). Но если молитвы праведников сильны пред Богом и спасительны для обращающихся к ним ещё при жизни праведников на земле, то тем более молитвы их должны быть плодотворны и угодны Богу, когда они (праведники), по переселении на небо, приходят в ближайшее общение со Христом и когда, следовательно, их предстательство пред Богом за людей может быть сильнее. На чём, однако, основывается вера, что святые могут ходатайствовать пред Богом и по отшествии своём на Небо? Да на том, что для Бога все (и умершие) живы: Лк.20:18 ; Рим.14:8 . На том ещё, что и по отшествии на небо святые состоят в общении с нами: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет.1:13–15 ). Нельзя забывать, конечно, того, что содействие святых угодников состоит не в том, будто они уделяют нам от своей праведности, но в том, что своими молитвами они умилостивляют Бога к нашим грехам и оказывают нам помощь в скорбях и нуждах: «Правда (же) праведного при нём и остаётся». А для успеха ходатайства святых за нас пред Богом с нашей стороны необходимо искреннее раскаяние в грехах. Пока «беззаконие беззаконного» будет оставаться с ним, – он не получит просимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.2:9 . «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( Ис.64:4 ). Объясн. Господь говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, любит Меня: Ин.14:21 , а в числе заповедей Господних есть повеление и о том, чтобы слушать тех, кого Он послал на дело проповеди: Лк.10:16 ; Мф.10:40 . Отвергающих пастырство, по словам Библии, постигла страшная кара от Бога: Чис.16:1–3:32 ; 2Тим.3:8–9 . Кол.3:14 . «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Объясн. Оканчивая Свою заповедь о любви к ближним, возвышающейся до любви к врагам, Иисус Христос прибавил: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»: Мф.5:48 , показывая тем, что любовь есть ближайший путь достигнуть богоподобного совершенства. Апостолы с достаточной ясностью показали силу и важность любви – христианской добродетели, в которой сокращается весь закон: 1Ин.3:23:4:21 ; Рим.8:10 ; из этой же любви вытекают все добрые дела: Иак.2:22 ; 1Кор.13:4 . Об исповедании имени Божьего Мф.10:32 . «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным». Объясн. Не всякий исповедующий или призывающий Сына Божия будет исповедан перед Богом: Мф.7:21 , а только подвизающийся в истинной вере: Рим.10:9–10:15 ; 1Тим.6:12 . О служении Богу Лк.1:74–75 . «Небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». Объясн. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14 ; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22–24 , а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28 . Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26:17:24–26 ; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4–6 . Лк.7:42:47 . «Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?.. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Всего мира, т. е. всего человечества, всех народов ( Мк.16:15 , Мф.28:19 ). Так, мы должны молиться за всех на свете людей, не только соотечественников и единоплеменников, но и чуждых нам по отечеству и народности, не только единоверных с нами, но и разноверных и даже неверных. Мы должны помнить, что все люди, несмотря на эти и другие разности, происходят от единой крови ( Деян.17:26 ), следственно все – дети одного Отца небесного и между собой братья, что Господь промышляет о всех народах, «не переставая (даже не ведущим Его) свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая им с неба дожди и времена плодоносные» ( Деян.14:17 ), что самое искупление совершено для всех людей, для всего мира, хотя не все еще уверовали в Искупителя: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Соответственно сему мы должны любить всех людей, к какому бы народу они ни принадлежали и какую бы веру ни исповедовали, и эту любовь должны выражать в молитве за всех без различия, как это заповедует св. ап. Павел: «молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки» ( 1Тим.2:1 ). О чем же, по руководству ектении, мы должны молить Бога, молясь за всех людей, за весь мир? – О мире всею мира. Под миром здесь разумеется, в противоположность свышнему миру (о котором говорится в предшествующем возглашении) внешнее, земное мирное, или благополучное состояние. Для него требуется, чтобы нигде не было вражды, междоусобных и международных браней, моровых язв, голода, землетрясений, пожаров, наводнений и других физических и общественных бедствий, разрушающих мир, или спокойное наслаждение земными благами. Молясь о внешнем благополучии всех людей на свете, мы поступаем согласно с намерением самого Господа, желающего через внешние благодеяния обратить к Себе неведущих Его. Мы можем надеяться, что они, взысканные милостями Божиими, сами наконец будут искать Того, Которым живут, движутся и существуют ( Деян.17:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Для прочих степеней церковного служения лета определены на соборах следующим образом: для иподиаконов – не менее 20 лет, для диаконисс – 40, чтецам и певцам дозволено быть и менее 20 лет (VI всел. 15. IV всел. 15. VII всел. 14). В древних правилах нашей отечественной Церкви эти же лета назначены для священнослужителей: а для епископов не менее 40 4 . Относительно других физических качеств, именно телесных, или наружных, в Церкви христианской нет такого правила, какое было постановлено в Церкви ветхозаветной, чтобы священные лица были без всякого порока на теле, или повреждения в членах ( Лев.21:16 и след.). Однако же правила апостольские запрещают поставлять епископа с такими телесными недостатками, которые могут препятствовать надлежащему исполнению обязанностей и трудов епископского звания. Так правила эти говорят: «глухий, и слепый да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных» (пр.78). Но, продолжают правила апостольские, «кто лишен одного ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна» (пр.77). Сюда относятся правила, воспрещающие поставлять в священнослужители скопцев, и именно произвольно себя скопивших; но оскопленных насильственно другими, также от болезни, или от природы так поврежденных, правила не возбраняют производить во священство, даже в епископы ( Дeяh.21:22, I всел. 1). Одержимые беснованием, и тому подобными страданиями и немощами, лишающими не только сил телесных, но и умственных и нравственных, не допускаются в клир церковный. Что касается до качеств духовных, необходимых для священного сана: то правила прежде всего требуют, а) чтобы в этот сан не были поспешно возводимы новообращенные, или недавно крестившиеся в христианскую веру из язычества, иудейства, и пр. Так сам апостол Павел писал: подобает епископу быти не новокрещену ( 1Тим.3:6 ); и вообще апостольские правила говорят: «от языческого жития пришедшего и крещенного, или от порочного образа жизни обратившегося, несть праведно вдруг производи во епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

7. Ин. 10:7 . Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8. Ин. 10:8 . Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Ос. 7:1 ; Иер. 23:2 ; Мф. 7:15, 9:36, 23:1 д. 9. Ин. 10:9 . Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Чис. 27:17 ; 1Тим. 4:16 . Истинно, истинно (уверение в непререкаемой истинности слов Его) говорю: вследствие непонимания фарисеями иносказательной речи Господа, Он поясняет им сущность её. – Я дверь овцам: дверь, которая ведёт к овцам, которою проходит пастырь во двор овчий. Он единственный истинный посредник между Богом и народом избранным, ветхозаветным и новозаветным, единственный путь для пастырей и для пасомых. – Все, сколько их ни приходило и пр.: ворами и разбойниками Господь выше назвал тех, которые не дверью входят, но перелазят инуде, следовательно, если здесь теми же именами называет всех прежде Него пришедших, сколько их ни приходило, то разумеет не тех, которые приходили через дверь, а тех, кои пролазили инуде, т. е. не разумеет истинных, богопоставленных руководителей народа, пророков и иерархию (ср. Злат., и Феофил.), действовавших в истинном духе, а всех ложных руководителей народа, кто бы они ни были, – ложные пророки, лжемессии, в частности же здесь – фарисеи, враги Христа и Его духа, а между тем считавшие себя руководителями народа. Они называются пришедшими прежде Господа, как уже действовавшие ранее Его. – Овцы не послушали их: т. е. истинные члены богоизбранного народа, те, которые составили зерно Царства Мессии, которых, как Он выражался, дал Ему Отец (ст. 29 и парал.), и вообще все истинные члены Царства Божия. Они не послушали голоса ложных руководителей, ибо те, которые слушали их и следовали им, не принадлежали к истинным членам Царства Божия, а только внешне мнились принадлежать к нему. – Я дверь: «повторением усиливает слово» (Евф. Зиг.). – Кто войдёт Мною: речь, по связи с предыдущим, о входящих чрез дверь во двор пастырях, но – как кажется – в конце этого иносказания образ речи берётся шире; и так как дверью входят и выходят не только пастыри, но и овцы, то под входящими и выходящими разумеются и пастыри и пасомые.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

19. Хорошо также знать характерные выражения, присущие Священному Писанию, и насколько возможно представлять их посредством примеров. 20. Следует еще знать, что [какая-нибудь] фраза [Священного Писания], относящаяся к нравственному [любомудрию], не обязательно предполагает нравственное созерцание, так же как фраза, относящаяся к природе, не обязательно предполагает созерцание природы. Наоборот, [места Священного Писания], относящиеся к нравственному любомудрию, [иногда] содержат естественное созерцание и даже богословие. Например, то, что говорится о блудодеяниях и прелюбодеяниях Иерусалима (Иез.16:15-34); о животных, живущих на суше и в воде, и о птицах, чистых и нечистых (Лев.11:2-19); о солнце, которое восходит и заходит и спешит к месту своему (Еккл.1:5), - все это относится, во-первых, к богословию, во-вторых, к нравственному учению, а в-третьих, к естественному [любомудрию]. Или: первое место соотносится с нравственным учением, а два других - с естественным [любомудрием]. 21. Слова [людей], достойных порицания, не делай предметом аллегорического толкования и не ищи в них духовный [смысл], за исключением тех случаев, когда Бог действовал ради Домостроительства, как было с Валаамом (Числ.22:17-19) и Каиафой (Ин.11:49-51), дабы один [пророчески] предсказал о рождении Спасителя нашего, а другой - о смерти Его. 22. Умозритель не должен быть угрюмым и неприступным для людей, ибо первое свойственно человеку, не познавшему логосы тварных вещей, а второе - человеку, не желающему, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4). 23. Часто необходимо притворяться незнающим, ибо вопрошающие не способны воспринять [то, что ты мог бы сказать им]. И ты будешь правдив, поскольку связан с телом и не обладаешь целокупным ведением [всех] вещей. 24. Будь внимателен к себе, дабы ради выгоды, [пустого] удовольствия или преходящей славы не высказаться тебе о чем-либо неизреченном и не быть изверженным из священных притворов (2Макк.6:4), уподобившись продающим в храме птенцов голубей (Мф.21:12-13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/739/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010