" Избавляюще го от истления жизнь твою» ( Пс.102:4 ). Отведенных в Вавилон пленников Он освободил от рабства, но не избавил от тленной жизни; нам же Он даровал надежду воскресения, дал залог Духа и обла­чил нас в одежду нетления. «Ибо благодатью вы спасены через веру, – говорит божественный апостол, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ); и опять: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1Тим.1:15–16 ). Вот венец благо­дати и человеколюбия. Так и божественный Исаия от лица невесты взывает: «радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). И немного спустя: «и будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего» ( Ис.62:3 ). Все это дары жениха, потому что невеста принесла одну только веру. " Исполняюще го благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя» ( Пс.102:5 ). Так как есть худые желания, которые и закон запрещает, то хорошо прибавил он: «благие», потому что испол­няет Господь благие наши желания. »Просите, – говорит Он, – и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). " Обновится, как у орла, юность твоя». Опять и это обновление нам даровал Господь – во святом крещении, когда, очистив старость греха, сделал нас, уже соста­рившихся (грехом), юными. Согласно с этим говорит Бог чрез пророка Исаию: «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы» ( Ис.40:31 ). Так как при создании мы получили божественный и царственный образ, а потом испортили и омрачили его всякого рода грехами, то пророческое слово и обещает нам вос­становление в царском достоинстве. Орел – царственная птица и считается царем птиц. Этим указывает нам и образ божественной славы, что она обновляется в нас отложением ветхого человека и облечением в нового, обновляемого в познании Творца. Так, гово­рит, будет обновлена твоя юность, что она всегда и впредь будет обновляться в нетленной жизни. Так как орел из всех птиц самая царственная и достигает в своем полете наибольшей высоты, а с другой стороны – из всех животных единственное способное смотреть на сияние солнечного света и выдерживать его, не закрывая глаз, то вполне справедливо обновление души, полет ее от земли на небо, и будущую жизнь ее в высочайшем свете, пророк срав­нил с природой орла. " Господь – творящий милостыни и судь бу всем обижаемым» ( Пс.102:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Итак, в древнегреческом языке слово «ставрос» может иметь значения кол, шест, свая, крест, однако для понятия «крест» в греческом языке нет другого термина, кроме «ставрос», тогда как слову столб соответствует греческое слово «στιλος» (стилос), а слову «кол» «σκολοψ» (сколопс). Тем не менее, из всех перечисленных терминов, новозаветные авторы используют по отношению ко Кресту Христову только слово «ставрос», когда же речь идёт о столбе, употребляют слово стилос, например, Гал. 2:9 , 1Тим. 4:15 , Откр. 3:12 и Откр. 10:1 . В Септуагинте 2 слово «ставрос» вообще не употребляется, а слова со значением «столб» передаются словом «стилос», например, Быт. 19:26 , Исх. 13:21-22 и др. В качестве ещё одного аргумента в защиту своего взгляда на форму Креста СИ пытаются представить тот факт, что в некоторых местах Нового Завета по отношению ко Кресту употреблено слово «ξυλον» (ксилон), намекая на то, что дерево чаще всего имеет форму столба. Однако для обозначения дерева как растения в греческом языке используется другое слово – «δενδρον» (дендрон), а «ксилон» употребляется, когда речь идёт о дереве как о материале. В Новозаветных текстах это хорошо видно. Там слово «ксилон», помимо обозначения Креста Христова, употреблено применительно к кольям, с которыми вышли иудеи на Иисуса ( Мф.26:47,55 ; Мк.14:46,48 ; Лк.22:52 ), колодкам, в которые были закреплены ноги апостолов ( Деян.16:24 ) 3 , строительном материале ( 1Кор.3:12 ), товарам из дерева ( Откр.18:12 ). В Апокалипсисе словом «ксилон» названо древо жизни, однако здесь явно присутствует аллюзия на Крест Христов. Понимание Креста как древа жизни содержится и в послании Игнатия Богоносца († 107) к траллийцам: «Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это, то являлись ветвями креста, и плод их был бы нетленен» (Трал.11). Отдельного рассмотрения требует Лк.23:31: «Ибо если с зеленеющим деревом (ксилон) это делают, то с сухим что будет?». На первый взгляд кажется, что в этом стихе употреблено слово «ксилон» по отношению к растению, однако в греческом тексте речь идёт не о «зеленеющем» дереве, а о влажном. Таким образом, в Новом Завете нет ни единого случая употребления слова «ксилон» по отношению к дереву как растению.

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-forme-krest...

Мы всегда руководились тем убеждением, что одно благочестивое чувство, не находящее для себя поддержки в разуме, не в состоянии твердо стоять против бурь неверия настоящего времени, что для правильного понимания истин православной христианской религии и доказательства их истинности, должно пользоваться всеми человеческими знаниями, избегая только ложного знания. Содействовать, по мере сил, уяснению и утверждению в умах и сердцах главнейших истин православной христианской религии, показать несостоятельность высказываемых против этих истин возражений – вот главная цель и побуждение к составлению настоящей книги. Первая часть Глава I § 1. Высокое звание православного христианина и обязанности, соединенные с этим званием Величайшее счастье, величайшая честь и радость быть православным христианином. Православный христианин принадлежит к Церкви, основанной Господом Иисусом Христом, в которой до скончания века будет пребывать Сам Божественный Основатель, при постоянном животворном действии Святого Духа, к Церкви, составляющей таинственное единое тело, Глава которого Сам Иисус Христос , к Церкви, которая называется у св. апостола Павла столпом и утверждением истины ( 1Тим.3:15 ), к Церкви, которую врата адовы не одолеют (Мф.16:18), к Церкви, которая имеет своей главной и высшей задачей и целью просвещать души человеческие светом Божественного учения, спасать их и приводить ко Христу, соделывая участниками вечного блаженства. Призванные, по милости Божией, к обществу православных христиан, соделавшись членами св. Православной Церкви, мы обязаны, за все получаемые нами великие благодеяния, по чувству сердечной благодарности и для своей пользы, исполнять и те требования, какие возлагаются на нас нашим высоким званием православных христиан. Прежде всего, мы должны любить и хранить нашу православную христианскую религию, как величайшую святыню и драгоценность, любить и хранить столь искренно и твердо, чтобы ни преследования, ни злословия, ни даже самая смерть не могли заставить нас изменить нашей вере и отречься от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Мы, православные, не ждем окончания истории и времен, но устремлены к нему через жизнь во Христе, и таким образом уже сейчас переживаем то, чему предстоит произойти в грядущей после Второго Пришествия жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что тот, кто видел нетварный свет и соединился с Богом, не ждет второго пришествия Господня, но живет в нем. Вот почему в христианском учении существует представление не о линейном, но о циклическом или крестообразном времени. Именно поэтому прошлое, настоящее и будущее действительно воспринимаются как некое неразрывное единство. Это и есть так называемое «сжатое время». Именно потому, что Православие не откладывает разрешения проблемы, оно не может быть охарактеризовано как «опиум для народа». Оно приносит жизнь, преображает жизнь биологическую, освящает и преображает общество. Православие, если мы воспринимаем его правильно и живем в Духе Святом, представляет собою общение Бога и человека, небесных и земных, живых и усопших. И в этом общении действительно разрешаются все проблемы, возникающие в нашей жизни. Однако среди членов Церкви имеются и духовно нездоровые, и неопытные люди, поэтому можно предположить, что некоторые будут воспринимать христианство как религию в вышеуказанном смысле. Кроме того, духовная жизнь – это динамический процесс. Она начинается с крещения, которое есть очищение образа Божия, и продолжается в подвижнической жизни, направленной к достижению подобия Богу, то есть общения с Богом. Во всяком случае необходимо разъяснить, что, даже говоря о христианстве как о религии, мы должны учитывать несколько непременных условий. Первое из них заключается в том, что христианство – это прежде всего Церковь . Церковь же означает тело Христово. В Новом Завете во многих местах говорится о том, что христианство есть Церковь . Достаточно указать на слова Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» ( Мф.16:18 ) и слова апостола Павла, обращенные к колоссянам: «...и Он есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ) и к Тимофею: «...чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Это значит, что Христос не просто пребывает на небесах, управляя оттуда историей и человеческой жизнью, но соединен с нами. Он воспринял человеческое естество, обожил его, и потому обоженная во Христе человеческая природа находится одесную Отца. Таким образом, Христос – это наша жизнь, а мы – «члены Христовы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

- Что делать, чтобы молитва не была формальной, а достигала небес? - Однокоренное слово к «молитве» «мольба». А это значит, что по-настоящему может молиться лишь тот человек, который чувствует, что он погибает и умоляет (страстно просит) о помощи и пощаде. - Не потому ли в храме так много безрадостных и скорбных лиц? А как же тогда быть с заповедью святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16)? - Христианин должен всегда быть жизнерадостным. Но нужно осознавать, что подлинная радость наступает лишь тогда, когда мы освобождаемся от греха. Этот процесс довольно непростой. Мир, плоть и диавол этому всячески препятствуют - отсюда скорбные лица. - Но что такое подлинная радость? Как ее ощутить? Когда человек веселится на вечеринке, на пикнике, в ночном клубе или просто в компании друзей, неужели там нет радости? - Возможно, радость присутствует, но в большинстве случаев она носит искусственный характер. Одной из причин этого является то, что, как правило, такие веселья почти никогда не обходятся без употребления спиртного. - Разве это плохо? Ведь в наше время практически любое праздничное застолье без выпивки не обходится. - В умеренных дозах хорошее вино, действительно, может действовать благотворно и веселить наше сердце. Об этом пишет псалмопевец Давид: «Вино... веселит сердце человека»(Пс. 103:15).Не случайно красное вино используется при совершении Таинства Евхаристии. А святой апостол Павел советует употреблять вино при болезни желудка (1Тим. 5:23). Проблема возникает тогда, когда человек теряет чувство меры при его употреблении. Лучшая мера вина при праздничных застольях - не более 150 грамм. А детям и юношам лучше совсем удержаться от него. У них и без вина предостаточно веселости и энергии. - Почему одни люди могут контролировать меру выпивки, а другие нет. - В большинстве случаев чувство меры теряется от неумения строить отношения с другими. Вместо того чтобы попытаться разобраться в ситуации, помолиться, обговорить, разрешить ее, слабые духом люди уходят от ответственности и находят самый простой для них выход - в спиртном. К сожалению, намного чаще это случается с мужчинами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Но в обоих этих случаях, если люди имеют право жить без совести совсем или же заглушать ее в себе настолько, что голос её становится им почти не слышным, бывает на самом деле не отсутствие совести, как известного психического и физиологического явления, но извращение естественного и вполне нормального её отправления. Совесть в каждом человеке, здоровом душевно и физически, проявляем себя непременно так или иначе. Присутствие её вызывается в нас иногда помимо нашей воли. Не то замечается в человеке больном, как душевно, так и физически. Здесь уже нельзя видеть функционирования совести нормальным образом. Здесь она притупляется и как бы совершенно отсутствует в человеке. Между тем, на самом деле этого, конечно, не бывает. Совесть в каждом из нас присутствует постоянно. Только она получает различные оттенки и направления в душе нашей. Вопрос о совести освещен в христианстве в достаточной степени. По учению христианскому, люди бывают не с одинаковой совестью. Так, одни бывают с совестью доброю ( Деян.23:1 ; 1Пет.3:16, 21 ; 1Тим.1:5, 19 ; Евр. 13:18 ), чистою ( 1Тим.3:9 ; 2Тим.1:3 ), спокойною ( 1Кор.10:25: 27 ), непорочною ( Деян.24:16 ), одним словом, с совестью совершенною ( Евр.9:9 ). Другие же бывают с совестью немощною ( 1Кор.8:7, 10:12 ), порочною ( Евр.10:22 ), сожженною ( 1Тим.4:2 ), оскверненною ( 1Кор.8:7 ; Тит.1:15 ) с совестью, признающею идолов ( 1Кор.8:7 ). И если у людей первой категории совесть должна быть свидетелем и показателем их доброго вообще поведения пред Богом и другими людьми ( Рим.2:15, 9:1 , 2Кор.4:2 ): то совесть людей, принадлежащих ко второй категории, должна быть, наоборот, свидетелем и показателем их дурного поведения в том же отношении. Если для одних совесть должна служить похвалою ( 2Кор.1:12 ) и оправданием ( Рим.2:15 ), залогом «сохранения таинства веры» ( 1Тим.3:9 ) и «спасения воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет.3:21 ): то для других совесть должна служить обличением ( Ин.8:9 ) и обвинением ( Рим.2:15 ) в их дурных поступках и потому должна быть предметом тщательного с их стороны очищения, исправления и приведения её в надлежащий вид. Апостол Христов, сказав, что «кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» ( Евр.9:14 ), призывает далее христиан «приступить» к Нему «с искренним сердцем, с полною верою, кроплением, очистив сердца от порочной совести» ( Евр.10:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Вопрос о совести освещен в христианстве в достаточной степени. По учению христианскому, люди бывают не с одинаковою совестью. Так, одни бывают с совестью доброю ( Деян.23:1 ; 1Пет.3:16, 21 ; 1Тим.1:5, 19 ; Евр.13:18 ), чистою ( 1Тим.3:9 ; 2Тим.1:3 ), спокойною ( 1Кор.10:25:27 ), непорочною ( Деян.24:16 ), одним словом, с совестью совершенною ( Евр.9:9 ). Другие бывают с совестью немощною ( 1Кор.8:7, 10:12 ), порочною ( Евр.10:22 ), сожженною ( 1Тим.4:2 ), оскверненною ( 1Кор.8:7 ; Тим.1:15), с совестью, признающею идолов ( 1Кор.8:7 ). И если y людей первой категории совесть должна быть свидетелем и показателем их доброго вообще поведения пред Богом и другими людьми ( Рим.2;15, 9:1 ; 2Кор.4:2 ); то совесть людей, принадлежащих ко второй категории, должна быть, наоборот, свидетелем и показателем их дурного поведения в том же отношении. Если для одних совесть должна служить похвалою ( 2Кор.1:12 ) и оправданием ( Рим.2:15 ), залогом «сохранения таинства веры» ( 1Тим.3:9 ) и «спасения воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет.3:21 ); то для других совесть должна служить обличением ( Ин.8:9 ) и обвинением ( Рим.2:15 ) в их дурных поступках и потому должна быть предметом тщательного с их стороны очищения, исправления и приведения её в надлежащий вид. Апостол Христов сказал, что кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному» ( Евр.9:14 ), призывает далее христиан «приступить» к Нему «с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести» ( Евр.10:22 ). Если же так, то какое значение имеет вопрос того же Апостола: «для чего моей свободе быть судимою чужою совестью» ( 1Кор.10:29 )? По контексту речи в приведенных словах трактуется именно о том, как обходиться христианину с пищею, чтобы не согрешить употреблением идоложертвенного. В этом случае христианин действительно имеет свободу совести. «Он говорит как бы: совесть другого для меня не закон. Своему убеждению должен я следовать, а не чужому. По своему убеждению я имею свободу, полную, относительно всякого рода пищи, другие судят иначе... Этим суждением моя совесть и моя свобода не связывается. И я без смущения мог бы есть, несмотря на указание, что предлагаемое идоложертвенное; но я воздерживаюсь не по этому слову, оно меня не вяжет, я и при нём по-прежнему свободен. Вяжет меня другой закон моей же совести, a не чужой».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

1. Беспредельность. Называя Бога беспредельным (ριστος), мы разумеем, что Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка, но вместе обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры (περτελς). Св. Писание изображает это свойство Божие, когда – а) Называет Бога совершенным и чуждым всякого недостатка: Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя ( 1Ин. 1:5 ). Будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф. 5:48 ). б) Называет великим, и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца ( Пс. 144:3 ); велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа ( Пс. 146:5 ); се, Крепкий, Великий, и не увемы: число лет Его бесконечное ( Иов. 36:26 ). в) Называет не только сильным, но и единым сильным ( 1Тим. 6:15 ), не только благим, но и единым благим ( Мк. 10:18 ), не только святым, но и единым святым ( 1Цар. 2:2 ), не только премудрым, но и единым премудрым ( 1Тим. 1:17 ), не только бессмертным, но и единым безсмертным ( 1Тим. 6:16 ), представляя таким образом, что совершенства всех других существ как бы исчезают перед бесконечным величием Божиим. г) Называет славным, даже и царем и Богом славы, Господь силы, той есть царь славы ( Пс. 23:10 ); Бог славы возгреме, Господь на водах многих ( Пс. 28:3 ). А величие и слава в Боге не что иное суть, как самые Его совершенства, или нераздельное следствие и проявление этих совершенств. д) Называет вседовольным и блаженным ( 1Тим. 1:11; 6:15 ), который не нуждается ни в чем ( Деян. 17:24–25 ), и всегда имеет веселие пред лицем Своим и сладость в деснице Своей ( Пс. 15:11 ). А такое полное довольство и блаженство необходимо предполагают в Боге полноту совершенств, при сознании которых только Он и может быть вседовольным и блаженным. Примеч. Должно помнить, что беспредельность и всесовершенство в Боге не есть, как мы уже заметили, какое либо частное свойство Божие, а общее, объемлющее собою все прочие: «Бог, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – совершен во всем..., совершен в ведении, совершен в силе, совершен в величии, совершен в предведении, совершен в благости, совершен в правосудии, совершен в человеколюбии». Теперь перейдем к свойствам существа Божия частным, каковы:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1Тим.1:15 . Чадо Тимофее, верно слово, и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз. Какое то есть слово верное и всякого приятия достойное? « Яко Христос прииде в мир грешники спасти ». Сие есть слово Иисуса Христа истинного Бога. Он первый проповедал сие слово. « Не приидох », сказал, « призвати праведных, но грешныя в покаяние » ( Лк.5:32 ). Потом повторил оное Павел. И верно, то есть истинно и твердо сие слово, поелику есть слово Самого Бога. Достойно также всякого приятия, потому что прогоняет отчаяние от грехов происходящее, и производит обращение и покаяние, которое доставляет вечное спасение. Посмотри же, как он утверждая истину сего Божественного слова собственным своим примером, великое дерзновение влагает в сердце всех отчаивающихся, по причине множества и тяжести грехов своих, и не приходящих ко Иисусу Христу, который для того пришел в мир, чтобы грешных спасти. Я, говорит, есмь первый из грешных, то есть, всех грешников грешнейший, потому что хулил имя Иисуса Христа, гнал верующих в Него, и поносил веру в Него. 1Тим.1:16 . Но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную. Для сего, говорит, Иисус Христос помиловал меня паче других согрешившего, чтобы показать на мне все Божественное Свое долготерпение, и поставить меня образцом и примером для всех грешных, кои имеют уверовать в Него, и по вере имеют наследовать жизнь вечную. Двумя же образами Иисус Христос показал на нем все свое долготерпение, долготерпение то есть великое и превысочайшее: во-первых, тем, что презрев согрешения его, призвал его с небеси к покаянию и к вере в Него, сказав: « Савле, Савле, что Мя гониши? Аз есмь Иисус, егоже ты гониши: жестоко ти есть противу рожну прати » ( Деян.9:4–5 ). Во-вторых, что удостоил его Апостольской благодати, и возвел его до третиего небеси, где « слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати » ( 2Кор.12:4 ): и открыв ему таинства веры, препоручил ему проповедывать Евангелие. Благословно убо сказал, что помиловал его Христос, дабы наставить его примером для всех верующих в Него, примером научающим и показывающим, что верующие во Христа удостаиваются не только оставления грехов, но и великих и превышеестественных Божиих дарований. А поелику воспомянул преблаженный Апостол, колико помиловал его Бог, то обратил слово свое к славословию помиловавшего его, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Церкви, как внешнему божественному учреждению, принадлежат известные права и прежде всего право власти законодательной. Первый Законодатель и судия христианской Церкви есть Сам Господь наш Иисус Христос ( Иак.4:12 ). Он, впрочем, не давал законов в смысл строго-юридическом, но, будучи божественным учителем религии и нравственности, Он в Своем евангельском учении указал только нравственные начала, как основное руководство для всего поведения христианина и, вообще, для устройства церковного порядка. Применение же этих начал к жизни, сообразно с внешними ее условиями, или устройство общества верующих на основании преподанного Им учения ( Мф.28:20 ), Спаситель поручил Своим апостолам, облекши их властью законодательною: слушаяй вас, сказал Он, Мене слушает ( Лк.10:16 ). Таким образом, в христианской Церкви первыми законодателями в более строгом (церковно-юридическом) смысле этого слова, были апостолы, которые определяли как общие законы всей церкви, так и частные положительные правила относительно, например: избрания, постановления и служения священных лиц в церкви ( 1Тим.3:1 ; Тит.1:5 ), священных действий ( 1Кор.11:20–34; 14:26 ), церковного управления ( 1Пет.1:12 ) , христианских браков ( Еф.5:22–23 ; 1Кор.7:1–17; 10:11 ), судных дел церкви ( 1Кор. 6:1 ), повиновения власти ( Рим.13:1, 6, 7 ; 1Пет.2:13; 3:1 ) и др. Сила законодательной власти апостолов выражалась в том, что они, требуя от верующих во Христа безусловного послушания своим постановлениям, подвергали непослушных отлучению от Церкви ( 1Кор.5:2,5 ; 2Кор.10:5, 8, 11 ; 2Сол.3:14 ) и лишали их через то благодатных средств ко спасению во Христе. Апостолы, в свою очередь, передали богодарованную им власть церковного управления своим ближайшим преемникам – пастырям церкви, уполномочив их благоустроять общество верующих так, как подобает в дому Божию жити ( 1Тим.3:15 ); верующих они обязывали к послушанию пастырям ( 1Пет.5:5 ; Евр.13:17 ), и церковным правилам навсегда усвояли силу закона ( Гал.6:16 ; Флп.3:16 ). Но как апостолы, так и их ближайшие преемники, давая те или другие церковные законы, действовали не прямо от своего лица, a во имя Св. Духа и авторитета св. вселенской соборной Церкви. Так, апостолы, отменяя на иерусалимском (апостольском) соборе ветхозаветный обрядовый закон, говорили: изволися Духу Святому и нам ( Деян.15:28 ); a отцы вселенских соборов говорили: «все они (отцы Церкви) от единаго и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили» Притом, законодательная власть в Церкви всегда приписывалась только высшим иерархам, епископам (Апост. пр.37; IV всел. 19; VI всел. 2, 8; VII всел. 6; Вас. Вел. 47), не приурочиваясь ни к одному из них в частности, как видимой главе Церкви (Апост. пр. 34), но принадлежа исключительно собору иерархов, представляющему собою высший орган управления церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010