Для духовно-учебных заведений может быть установлено «Управление духовно-учебным округом» при митрополите области, подчинённое советам духовных академий. Советы и правления миссионерские должны быть в непосредственном заведовании епископа, как первого миссионера епархии. Братства, с развитием церковно-приходской жизни в её общине, потеряют значение и по силе вещей придут к вымиранию. Вспомогательные и эмеритальные кассы духовенства, как их собственность, должны находиться в бесконтрольном ведении духовенства, и дела их не должны иметь никакого отношения к епископу; ими должны ведать уполномоченные от участников этих касс. Епархиальные свечные заводы должны находиться в ведении и под контролем пресвитериума и епархиальных съездов духовенства. Е. Суд церковный В предложении г. обер-прокурора Святейшему Синоду от 28 июля сего года указывается на необходимость пересмотра епархиального суда согласно с каноническими соборными началами. Тут же сказано, что 30 лет назад был учреждён Комитет, работавший над выделением из консистории церковного суда и об организации его в соответствии с канонами церковными и началами гражданской судебной реформы, завершившейся изданием Судебных Уставов 20 ноября 1864 года. Можно привести целый облак свидетельств непререкаемой важности о том, что судебная (а не административная только) власть в Церкви принадлежит епископу епархии: слово Божие ( Мф.18:15–19 ; 1Тим.5:19–20 ); правила апостольские и соборные (Апост. 12-е, 13-е, 32-е; I Всел. Соб. 5-е; IV Всел. Соб. 9-е; VI Всел. Соб. 102-е; VII Всел. Соб. 4-е; Антиох. 4-е, 6-е, 9-е, 12-е, 20-е; Сард. 13-е, 14-е; Карф. 9–12-е, 14–16-е, 29-е, 37-е, 38-е, 52-е, 73-е, 117-е, 121-е, 139-е, 141-е, 142-е и др.); догматико-символические книги, догматические писания и др. Нельзя не усматривать ошибки вышеупомянутого Комитета в том, что он руководился главным образом желанием провести безусловное отделение администрации от суда в церковном управлении, даже с полным устранением епархиального архиерея от епархиального суда, – и затем стремлением реформировать духовно-судебную часть, выходя не из понятия о Церкви и её задачах, а из тех начал, на которых совершено было в 60-х годах преобразование суда по гражданскому, военному и морскому ведомствам. Результат деятельности этого Комитета – «Проект основных положений преобразования духовно-судебной части», – как известно, не получил и не мог получить Высочайшего утверждения, как несообразный ни с историей церковного суда, ни с принципами церковного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имея в виду, что власть суда и наказания, по церковным правилам ( 1Тим.5:19–21 ; Апост. пр. 32-е; I Всел. Соб. пр. 5-е; VI Всел. Соб. пр. 102-е; Антиох, пр. 6-е, 12-е, 20-е; IV Всел. Соб. пр. 9-е), принадлежит епископу и лицам пресвитерского сана может быть поручаема только от имени епископа (Апост. пр. 39-е; Лаод. пр. 57-е), совещание постановило принять особый проект, составленный преосвященным Алексием, архиепископом Литовским, за исключением и изменением некоторых его пунктов, а именно: П. 5: должность судебного следователя с должностью духовного судьи совещание признаёт несовместимой и полагает, что в целях лучшего производства следствий должны быть назначаемы особые лица на должности следователей. П. 10: вместо «пятью членами от местного земства» духовные судьи избираются «и представителями от приходов по одному». П. 16: члены епархиального суда избираются епархиальным собором. П. 30: охранение порядка в заседании суда возлагается на одного из членов. Пункты 32 и 33 (судебные заседания происходят публично, и каждое решение духовного суда, состоявшееся публично, может быть напечатано и обсуждаемо) совещание не находит возможным принять по следующим основаниям: публика и пресса могут быть полезны для духовных судов при непременном условии – веры и преданности православной Церкви. Между тем наиболее религиозный, трудящийся православный народ не будет посещать судебных заседаний, ибо для этого у него нет времени. В суд скорее придёт праздная городская публика и, конечно, не с целью назидания, а из праздного любопытства и ради интереса к скандальным подробностям процесса. Верующий же человек, помня поступок Хама, не пожелает из праздного любопытства видеть наготу своих духовных отцов. Пункты 88, 92, 96 и 97 относительно обвинителей (прокуроров) и защитников (адвокатов) в суде духовном совещание не считает возможным принять по следующим основаниям: суд духовный и по настоящему проекту предполагается без участия присяжных заседателей. Если же отвергается суд присяжных, то нет надобности принимать прокуратуру и адвокатуру, которые назначены исключительно для выяснения дела перед присяжными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта же мысль применяется и к donum perseverantiae, дару устойчивости до конца. «Бог судил за наилучшее к определенному числу святых примешать некоторых, которые не устоят. Своею волею падает, кто падает, и волею Божией стоит, кто стоит... следов, не самим собою, но силою Божией» (ib. 19, 1003). Отсюда проистекает самоочевидный вывод о предопределенном числе спасенных, которое не может быть ни увеличено, ни уменьшено (позднее Кальвин эту же мысль выразил с такою последовательностью, на которую не отваживался и бл. Августин, именно, утверждая, что Христос и приходил в мир для спасения только избранных). Quod ergo pauci in comparatione rereuntium, in suo vero numero multi liberantur, gratia fit, gratis fit, gratiae sunt agendae, quia fit, ne quis veilut de suis meritis extollatur (De corr. et gr. X, 28, 933). Установление числа спасенных делается со ссылкой на Мф 3, 8–9 и (что еще слабее) на Откр. 3, 11 ). «Определено число (спасенных), так что никто из них не может прибавиться или убавиться» (XIII. 39, 340) Текст 1Тим. 2, 4 (о том, что Бог хочет всем человекам спастись), бл. Августин толкует в ограничительном смысле в применении ко «всем предопределенным» (De corr. et gr. XIV, 44, 933). Бл. Августин следующим образом истолковывает Рим. Х, 32 : Quid est omnium? Et eorum scilicet quos ex Gentibus, et eorum quos ek Judaeis praedestinavit, vocavit, iustificavit, glorificavit non omnium hominum, sed istorum omnium reminem damnaturus (De civ. Dei, 1. XXI. c. XXIV, 6 P. L. XCI, 740), – произвольное толкование. Все предопределено, и «ничто не происходит, кроме того, что Сам (Бог) делает, либо чему допускает совершиться. Ибо Он властен и злую волю склонить ко добру, и обратить к падению (in lapsam pronas convertere) (ib. c. VI. 12. 1000), ибо «после падения человек не может устоять в добре своими силами, но обречен на принадлежность kmassa perditionis» (c. VII, 13, 100). 377 «Почему не всех учит, чтобы пришли ко Христу, а кого не учит, по справедливости (iudicio) не учит? Бог всех учит прийти ко Христу, не потому, что все приходят, но потому, что никто не приходит иначе. Но почему не всех учит, открыл апостол: Рим. 9, 18–23 » (о разных сосудах гнева и милосердия, низкого и почетного употребления (De praed. sanct. C. VII, 14, 971). Избранность одних и неизбранность других остается secretum, для того, чтобы не возгордились первые и не ослабевали духом лишенные -donum perseverantiae» (c. XIII, 40, 940–1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

1262 Эта гипотеза выдвинута Февром: Faivre A. Naissance d " une hierarchie. Paris, 1977. P. 232. Он высказывается, однако, с осторожностью. Древняя дисциплина Вселенской Церкви более основывалась на сходстве, нежели на различии. Так, чтобы считать неслучайным совпадение некоторых положений, следует быть уверенным, что определенный канонический сборник был известен тем, которые издали правило, сходное с имеющимся в данном сборнике. Однако в отношении правил Карфагенского Собора вплоть до VI в. это представляется весьма сомнительным. 1263 См.: Ritzer K. Le manage dans les Eglises chretiennes. Paris, 1970. P. 140–141. Относительно значения связи между браком и евхаристией см.: Meyendorff J. Marriage, an Orthodox perspective. Crestwood, 1975. P. 22–26. 1264 Бенешевич-1906. С. 269, 273. Относительно наличия правил Лаодикийского Собора в сборнике, который был использован и официально утвержден на IV Вселенском Соборе, см. выше наш комментарий на 1 прав. Халкидонского Собора. 1268 Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству Православного Исповедания. СПб., 1870. Т. 1. С. 623. 1269 Hispanä АСО II, II, 2. P. 90 (182); Priscä Ibid. P. 37 (129); Dionysius: Ibid. P. 58 (150); Acta Graecä ACO II, I, 2. P. 161 (357). 1272 Vogel С. L " imposition des mains dans les rites d " ordination en Orient et en Occident//La Maison-Dieu, 102. 1970. P. 57–72, особ. 63. 1273 По-латыни это передано следующим образом: ...quae est in ministerio Ecclesiae, quae est in Cenchris. Согласно мнению большинства древних и новых экзегетов, в 1Тим. 3, 11 речь также идет о женщинах-диаконах. 1276 Novella III, prol.//CJC III. P. 19 ( διακνους, #> ενς τε και θηλεας); Novella III, 1//CJC III. P. 21; Novella III, 2//CJCIII. P. 22. 1277 . См.: Turner С. Н. Catholic and Apostolic. London; Oxford, 1931. Chap. 11: Ministries of Women in the Primitive Church. P. 316–351, особ. 328–343; Lafontaine P. H. Les conditions positives de l " accession aux ordres dans la premiere legislation ecclesiastique. Ottawa, 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

То же самое определяет и 20-е соб. Лаодикийского – диакону не сидеть в присутствии пресвитера, разве с его позволения, ту же честь иметь иподиаконам 97 от низших служителей и прочих причетников. Ищи и в 9-й гл. буквы Ε правило 22-е соб. Лаодикийского. Глава 6-я – о второбрачных Ищи 4-ю гл. буквы Γ. Глава 7-я – как епископам и пресвитерам должно учить народ 58-е пр. св. Апостол епископам и пресвитерам повелевает учить подчиненных им догматам, приводящим к православию и честной жизни. Ибо Бог через пророка Иезекииля взывает к ним: если не возвестиши, не соглаголеши, беззаконик той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу (Иезек. 3, 18). А великий Павел не только епископу, но пресвитеру повелевает быть трезвенным, т.е. бодрствующим и неленивым, держащимся верного словесе по учению, да силен будет и утешати в здравом учении и противящыяся обличати ( 1Тим. 1, 9 ). Ибо он назван надзирателем потому, что тщательно смотрит как бы с наблюдательного и возвышенного места за народом; посему в алтаре, на возвышенном месте, символически поставляется для архиерея кафедра, и пресвитерам дано право стоять там вместе с ним и вместе сидеть. Ибо у тех и других общее дело – усовершенствование народа. А тех, которые нерадиво относятся к учению народа, отлучать, остающихся же в сем нерадении наказывать и извержением повелевает правило. 98 То же повелевает и 19-е правило VI Соб., которое и ищи в 11-й гл. буквы Κ. А Карфагенского 121-е (135-е) говорит, что епископы, не радеющие о своих наставах и не учащие спасительным истинам, должны быть увещаваемы от соседних епископов, дабы оставили леность и приложили подобающее усердие, – по прошествии же шестимесячного срока, если продолжают оставаться в лености, страну и народ присоединять к ближайшему епископу, могущему и заботящемуся о направлении их через научение к лучшему; а если молчание предпочтено по какому-нибудь благоусмотрению, говорит (правило), дабы таким образом удобнее привлечь некоторых из еретиков и не поощрять их в упорстве, то должно избрать трех епископов из области первенствующего епископа, для рассуждения о сем; и если будет доказано, что это действительно так, то страна опять должна быть возвращена к тому же самому (епископу). 99

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Също така и патриарх Енох чрез вярата си се издигнал не само по-високо от окръжаващия го свят, но израсъл духом до необходимостта да разбере какво точно иска Господ, за да постъпва именно така. Очевидно е, че на Енох и мисъл не му е идвала в главата да извлича ползата от двата свята – земния и небесния, както това правят някои наши съвременници. За него реално съществувал само един свят – небесният. Ходенето пред Бога не означава живот, съгласно определени догми и изповед на буквата на закона. Ходенето пред Бога е да се извършва безконечно повече, отколкото обикновен живот по правила. Ходенето пред лицето на всесилния Бог довежда човека до истинско, реално могъщество в духовния свят, до победа над всякакви козни и вражии набези. За това е нужно сърцето да не е обременено с нищо друго, а да бъде водено от пълна всеотдайност на Бога. Ако духовният ни градеж се основава на плътта, то ние ще сме далече да ходим пред Бога, а подвигът ни ще е пред човеците. Ходенето пред Бога е най-старателна трезвост и предпазване от всичко, което се навява от врага на душеспасението ни ( 1Ин. 5:18 ), за да не отворим нито една пролука в своята личност – в духа, душата и тялото – за пагубните сили на греха, злото и оногова, който стои зад тях. Хозевски манастир (the monastery of Hozeva) – древен манастир в дива местност в пустинята Хузив или Хозева, между Йерусалим и Йерихон, вдясно от голям път, по който обикновено преминават поклонници от Светия град за Йордан. Възникнал през V век. През VI-VIII в. монашеството тук процъфтявало особено много. Манастирът бил вече наречен Лавра и се славил със строгия живот на подвижниците в него. През XII в. манастирът все още съществувал, но след кръстоносните походи опустял и бил разрушен. В края на XIX в. манастирът бил възстановен, в памет на св. Георги Хозевит (8 януари), и е действащ и до днес. Извън речника: св. Георги Хозевит. Хомосексуализъм – Грях, който води към вечна погибел, ако не бъде изповядан и изкоренен. Св. Писание говори за него в Бит. 18:20–22, 19:1–29; Левит 18:22, 20:13 ; Второзак. 22:5; 1Кор. 6:9 ; Римл. 1:26–28 ; 1Тим. 1:8–10 ; Божият съд над Содом и Гомора. Св. ап. Павел разглежда хомосексуализма като една от формите на идолопоклонство на душата, забравила Бога ( Римл. 1:21–27 ). Ето защо, за да помогне на своя ближен да се излекува от това тежко заболяване на душата, православният християнин е длъжен с молитва и с човешка топлота да го накара да се почувства част от новото човечество, преобразено и обновено след саможертвата и Възкресението на Спасителя. Хиляди хора в наши дни стават жертва на тази страст, затова отхвърлянето и заклеймяването не могат да бъдат достойна християнска позиция. Ако презираме тези хора и страним от тях, с това само увеличаваме страданието им, допринасяме за по-нататъшното им затъване в бездната на греха и осъждаме себе си.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Самое же лучшее средство вспомнить общий ход мыслей, и если не вспомнятся подробности той части проповеди, на которой проповедник остановился, то переходить прямо к следующей части. Во всяком случае, если и придется даже проповеднику не докончить проповедь вследствие нарушенного во время ее произнесения хода мыслей, если это событие вызовет даже насмешки со стороны присутствующих, смущаться слишком не нужно. Если виновен сам проповедник в случившемся (например, поленился обдумать как следует), то нужно приложить лишь большее усердие к подготовке. Если остановка произошла по случайному забвению, болезни и т. п., то не следует очень смущаться, поддаваться внушениям тщеславия, необходимо бороться с ложной мнительностью, с преувеличенной боязнью посрамления в следующий раз: дело Божие не должно быть прекращаемо по внушениям немощей человеческих. Пусть проповедник тогда усиленнее призывает благодать Духа Святого, способствующего в немощах его ( Рим. 8, 26 )! Пусть же все пресвитеры усиленнее «труждаются в слове и учении» ( 1Тим. 5, 17 ) и таким образом надлежаще исполняют 19-е правило VI Вселенского Собора о том, чтобы предстоятели церквей непрестанно, особенно каждый день воскресный, «поучали весь клир и народ словесам благочестия». В труде своем они не будут оставлены без помощи Духа Святого, Которого обещал Господь Иисус Христос послать ученикам Своим на помощь в деле проповеди Евангелия; пусть помнят и то, что по мере упражнения в живом слове и подвигах духовных они будут достигать все большей и большей свободы слова. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 9 Ввиду столь серьезных требований от проповеди становится понятным, почему даже знаменитые проповедники (например, пр. Род. Путятин) на обдумывание своих, хотя бы и кратких, слов очень много полагали труда. Прим. автора. Читать далее Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Именно непорочности требует от иереев как настоящее правило, так и 9-е правило этого же Собора. А если требует от простых иереев, то насколько более от архиереев? 64 Обрати внимание: ясно, что диакониссу рукополагали в более зрелом возрасте, чем пресвитера и диакона (по VI Всел. 14), и что она исполняет определенное служение (IV Всел. 15), однако из «Апостольских постановлений» явствует, что она не совершала, как диакон, служение Божественных Таин в алтаре, но несла служение вне алтаря. Ибо «Постановления» говорят (кн. 3, гл. 9): «Если мы не позволяем женщинам учить в церкви (потому что учить жене не позволяю, – ясно говорит ап. Павел ( 1Тим. 2:12 )), то как позволить им священнодействовать? Поставлять священниц при богинях есть заблуждение эллинского безбожия, а не Христово законоположение» (PG l, 781B–785A). Итак, диаконисса рукополагалась (Там же. Гл. 15 и 16), во-первых, для просвещаемых, т. е. крещаемых, женщин: после того, как епископ святым елеем помазывал крещаемым главу, а диакон только чело, подходила диаконисса и помазывала все тело, ибо неприлично мужчинам видеть нагое женское тело. Во-вторых, для прочих служений женщинам (PG 1, 796A–797B): поскольку в те дома, где жены жили вместе с неверующими мужьями, из-за дурных подозрений неприлично было посылать диакона-мужчину, то посылалась женщина-диаконисса, согласно кн. 3, гл. 15. Диаконисса охраняла двери церкви, чтобы не вошла какая-либо оглашенная или неверующая женщина (кн. 2, гл. 57) (PG 1, 732A). Она испытывала тех женщин, которые с представительными грамотами приходили из одного города в другой: являются ли они православными христианками или осквернены какой-либо ересью, замужние они или вдовицы, – и после испытания, сообразно с обстоятельствами и положением каждой, назначала им место для стояния в церкви. Еще от диакониссы требовалось служить тем вдовицам, которые были занесены в церковный список. Она приносила им милостыню, поданную христианами, а также занималась и другими служениями (кн. 3, гл. 14 и 19) (PG 1, 792А, 801А).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

IV. Особенности 1) Представляет прообразование доброго епископа, или пастыря, образ церковного правления и наставление пастырям. – 2) Научает, что всем во Христа верующим надобно о сем не высокомудрствовать, и от других научишися желать: ибо нет толь совершенного человека, который бы не требовал наставления; и что тому, кто поставлен других научать, надобно и самому от совершеннейших научаться. – 3) Показывает различие между наемниками и истинными Божиими слугами, и как в зеркале представляет учителям, по Божескому ли постановлению свою исправляют должность, или нет. V. Разделение Содержит в 5 главах 1) Приступ, или общее увещание о исполнение должности на себя принятой. 1Тим.1 . 2) Наставления различные: 1. О учреждении общенародного собрания в рассуждении молитве, одеяния и служения жен. 1Тим.2 . 2. О установлении общественных церковных должностей. 1Тим.3–4:1–7 . 3. О благоразумном дел правлении. 1Тим.4:8–5 :1с до конца. 4. О управлении домашними делами. 1Тим.6:1–19 . 3) Заключение. 1Тим.6:20,21 . VI. Места особливого примечания достойные . § 29. О Послании святого апостола Павла к Титу I. Лицо, к которому от Павла писано Оно есть Тит ( Тит.1:4 ), которое имя почтенного означает. Тит был родом грек ( Гал.2:3 ), и как во Христа уверовал, то всегдашний был Павлов спутник ( Гал.2:1,2 ; 2Кор.2:12; 7:6,13,14; 8:23 ), и послан от оного к разным церквам, особливо для собирания милостыни ( 2Кор.8:6,16 ; именуется от Павла общник и поспешник (Кор.8:23), брат ( 2Кор.2:12 ) и присный чадо ( Тит.1:4 ), из коего последнего названия не без причины заключается, что он Павлом к вере приведен. Примечания достойно то, что Павел Тита не обрезал, а причину сего показывает сам ( Гал.2:3–5 ). В то время, когда Павел сие послание к Титу написал, Тит был епископом Критских Церквей, то есть, тех, кои Павел собрал в Крите во имя Христово ( Тит.1:5 ). О сем острове Страбон в кн. 10, стр. 731; известно, говорит, есть сие, что в прежние времена оный был преизрядными снабжен законами; после в весьма худшее пришел состояние; ныне он называется Кандия, и состоит под турецким владением. В которое время сии Церкви от Павла насаждены, о том точно не известно; а вероятно, что между первыми и последними узами, которые Павел претерпел в Риме. Ибо Лука в Деян. о сем острове Крите, от Павла обращенном, нигде не упоминает, и не умолчал бы он, поколику и о меньших делах не опускал писать. Когда же Павел, будучи там, не мог все в порядок привести по причине краткости времени, то Тита оставил, дабы то исправил ( Тит.1:5 ). Сии Церкви не токмо из язычников, но и из иудеев состояли ( Тит.1:10,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Об этом говорит ап. Павел в других местах, где ясно и определенно высказывается за необходимость иерархии. «Сам Господь, – говорит ап. Павел, – поставил пастырей и учителей» ( Ефес. 4:11 ). «Все ли апостолы? – восклицает ап. Павел; все ли пророки? все ли учителя? ( 1Кор. 12:29 ). Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос, не Сам себе присвоил славу быть Первосвященником» ( Евр. 5:4–5 ). Самовольно никто не может называть себя священником, но должен быть призван, законно поставлен, причем апостол ясно различает три степени священства: епископская (Филипп. 1:1; 1Тим. 3:1–2 ), пресвитерская ( Деян. 14:23 , 1Тим. 5:19 ) и диаконская ( 1Тим. 3:8, 12 ). Кандидаты в эти степени поставляются от самих апостолов преемственной благодатью чрез священное рукоположение в таинстве священства (Тим. 4:14; 2Тим. 1:6 ; Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:22 ; 2Тим. 2:2 ; Деян. 14:23 ; Деян. 20:28 ; Еф. 4: 14:11–13 ). 7) Ваши же епископы и священники не поступают согласно Слову Божию и целиком нарушают заповеди апостольские и уже по всему этому не могут называться не только учителями верных, но и вообще верующими людьми. Апостол Павел заповедует, чтобы епископ имел одну жену: " Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен благочинен (честен) страннолюбив, учителен» ( 1Тим. 3:2 ; Тит. 1:6 ). 7) Православная Церковь 12 правилом VI вселенского собора определила рукополагать во епископы неженатых. Это замечание сектантов не догматического характера, а относится к церковному порядку и дисциплине. Что же касается церковного порядка и дисциплины, то Церковь может делать различные изменения в этом отношении. Св. апостол Павел пишет, чтобы все было только «благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ). Сектанты же совершенно ошибочно понимают указанные слова апостола об обязательности брака для епископов: апостол запрещает епископу иметь двух жен, но ничуть не говорит, что епископ должен быть обязательно женат. И сам апостол Павел был женат ( 1Кор. 7:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010