Но учителями, как видно из евангелия, Христос поставил только апостолов, которым сказал: «шедше убо научи те вся языки». ( Мф. 28:19 ), и ещё: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари» ( Мр. 16:15 ), какого повеления не дал 70 ученикам, хотя они при сем и были (см. ниже прим. 189). Апостолы своё право учить передали своим преемникам – епископам. Апостол Павел так писал епископам Тимофею и Титу. «Завещай сия и учи» ( 1Тим. 4:11, 16 ). Ещё: «проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением». ( 2Тим 4:2 ). И ещё: «Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю... держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати в здравом учении и противящияся обличати... Обличай их нещадно, да здрави будут в вере». ( Титу 1:7, 9, 13 ; Титу 2:15 ). Затем апостол Павел заповедывал Тимофею, чтобы он приготовлял и научал вере и будущих учителей ( 2Тим. 2:2 ); чтобы он наблюдал, как они проходят своё служение и подвивающихся с ревностью награждал бы ( 1Тим. 5:17 ) 19 . Что только епископы могут поучать клир и народ, это заповедуют и правила соборные. «Предстоятели церквей должны по вся дни, говорят отцы VI всел. соб., наипаче в дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия». (19 пр.; срав. 58 апост.). Учителями церквей поставлены, епископы, толкуя это 19 пр., говорит Вальсамон... Заметь из настоящего правила, что право учить народ дано одним епископам«. Он же говорит в толковании 64 пр. VI соб. »Учить народ Господень и истолковывать божественные догматы благодатью Всевышнего Духа дано одним архиереям и тем, кому они поручат«. «Смежила уста свои церковь », писал св. Василий В. Неокесарийцам, разумея под устами церкви умершего епископа, (ч. 6, п. 28, стр. 72). «Мы нуждаемся в руководстве и советах учителей, т. е, архиереев, которые имеют великую силу», говорит св. Феодор Студит . (Оглас. поуч. 61, стр. 221). Но не могут ли учить народ и пресвитеры? Могут, но не самовластно, где и как захотят, а по поручению епископов и не иначе, как под их надзором, будучи ими рукоположены и посланы, потому что дело учительства пресвитерам одним не доверяется.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Требуя от кандидата священства нравственной безукоризненности его жизни, Церковь , в тех же целях, охраняет и чистоту его супружества. Именно: апостольские правила не допускают до рукоположения: а) двоебрачных (апост. 17), б) вступивших в брак в близких степенях родства (апост. 19) и в) имеющих в супружестве вдову или женившихся на женщине, отверженной первым ее мужем, а равно женившихся на блуднице или актрисе (апост. 18, срав. Лев. 21:7, 13:14 ). Постановление относительно двоеженства со всею строгостью подтверждено на всел. соб. (3 пр.). Исключение делается только для церковнослужителей; но и они, вступая во второй брак, лишаются права на священство. Строгость церковных правил относительно нравственной чистоты брака священнослужителей простирается до того, что если бы неправильность их брака, (служащая препятствием к получению священства), открылась уже после рукоположения, то повелевается вступившим в такие браки по неведению – запрещать священнослужение (VI всел. соб. 26; срав. неок. 8; Вас. Вел. 27). Даже в случае нарушения супружеской верности женою священнослужителя, правила повелевают ему развестись с нею, а иначе запрещают ему священнослужение (неок. 8). Все эти требования относительно супружества священнослужителей объясняются исключительно тем высоким взглядом христианства на Таинство брака, по которому муж и жена составляют одну плоть ( Ефес.5:31 ; срав. Быт.2:24 ; 1Кор.6:16 ). Таким образом, нечистота супружества не может не оскорблять достоинства священного звания. Апостол Павел семейство христианского пастыря представляет образцом нравственной чистоты для других семейств ( 1Тим.3:2–5, 7:11 ). Впрочем, православная Церковь брачную жизнь никогда не ставила непременным условием для получения священства (апост. 26, неок. 1; 1 всел. 3; Вас. Вел. 88; анкир. 10; карфаг. 4:81; VI всел. 3. 6; VII всел. 22); равно как и наоборот: – древняя Церковь никогда не принуждала священнослужителей к безбрачию, и не только не расторгала их брака по рукоположении, но положительно запрещала им разводиться с своими женами под видом благочестия, угрожая им в противном случае лишением сана (апост. пр. 5; срав. ганр. (376г.) пр. 4; 1 всел. 3; VI всел. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

16 . Рассуждено также и сие: если от каких бы то ни было судей церковных судное дело перенесено будет к другим судьям церковным, имеющим высшую власть, то да не будет никакого нарекания тем, коих, приговор отменен будет, если не могут быть обличены, что или по вражде, или по пристрастию осудили, или неким угождением прельщены были. «Некиим угождением прельщены были» надо понимать как разного рода подкуп. 17 . Если же по согласию обеих сторон судящихся избраны будут судьи, то хотя бы число их было менее определенного в правилах, да не будет позволено переносить суд к другим. 9 прав. IV Всел. Собора допускает обращение к третейскому суду, т.е. избранным по соглашению обеими спорящими сторонами судьям. В этом случае настоящее правило не допускает апелляции. 18 . Детям священников не представлять мирских зрелищ и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления. Ср. IV Всел. 14; VI Всел. Собора 24 и 51. Настоящее правило требует от детей священников такого поведения, которое не вызывало бы ни у кого соблазна и нарекания на их отца согласно наставлению ап. Павла ( 1Тим. 3:4 ; Тит. 1:6 ). 19 . Рассуждено, да не бывают епископы и пресвитеры, и диаконы откупателями ради корысти или управителями, и да не приобретают пропитания занятием бесчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирать на написанное: никто, воинствуя Богу, не обязуется куплями житейскими ( 2Тим. 2:4 ). Ср. Ап. 81; IV Всел. 3. Часть 2 20 . Чтецов, приходящих в совершенный возраст, побуждать или ко вступлению в супружество, или к обету целомудрия. По 26 пр. Апост. чтецы могут вступать в брак, что не дозволено другим членам клира. 21 . Рассуждено также, чтобы клирик, давший в займы деньги, столько же денег и получал, а давший вещи получал, сколько дал. Ср. Ап. 44; I Всел. 17; VI Всел. 10; Лаод. 4; Карф. 5; Василия Вел. 14; Григория Нисск. 6. 22 . Диаконы да не будут поставляемы ранее двадцати пяти лет возраста. Ср. VI Всел. 14. 23 . Чтецы во время Богослужения да не кланяются народу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

пр. 33; IV Всел. Соб. пр. 13 и др.). Особенно строго предписывалось, чтобы клирики и монашествующие без настоятельной нужды и без дозволения епископа не приходили в столичные города; относительно таких клириков даже было постановлено, чтобы их удалять из города чрез особых должностных лиц, называвшихся экдиками, которым между прочим поручался надзор за благочинием местного духовенства (IV Всел. соб. пр. 23). б) по учению Правилами Церкви от всех пастырей одинаково требуется, чтобы они были учительны, т. е. чтобы учили паству, причем для неверных своей обязанности определяются достойные наказания (Ап. пр. 58; VI Всел. Соб. пр. 19). Но, как помощники епископа – главного учителя, пресвитеры пользуются правом учительства с некоторыми ограничениями. Так пресвитерами но дозволяется проповедовать в епископской церкви в присутствии епископа и без его позволения. Там же, где пресвитеры заступают место епископа, они являются первыми и непременными проповедниками, хотя само собою понятно, что и в приходах, и в отдельных от главной кафедральной церкви храмах городских, не иначе могут учить, как с соизволения епископа и всегда в учении своем подлежат его надзору и суду ( 1Тим.5:17 ; Ап. пр. 39). Посему епископ в случае нужды имеет право и вовсе запретить пресвитеру проповедовать. Так и поступил, по свидетельству Сократа и Созомена , епископ Александрийский, запретив пресвитерам своей паствы толковать Св. Писание, по случаю ереси ариевой (Сокр. церк. ист. кн. 4 гл. 22; Созом. церк. ист. кн. 3 гл. 19). в) по священнодействию Вместе с правом учительства пресвитеры получают от епископа чрез таинственное рукоположение и право священнодействия. Как в обязанности учительства, так и в праве священнодействия пресвитер подлежит надзору, власти и суду своего архипастыря. Кроме того, при совершении священнодействий пресвитер зависит от своего епископа. Зависимость эта выражается прежде всего в том, что пресвитер может совершать богослужение только в церкви, устроенной и освященной епископом, как было сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Глава VI О рабах (1–2). Против стремления к обогащению (3–16). Увещания к богатым (17–19). Заключение послания (20–21). 1Тим.6:1 .  Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. 1Тим.6:2 .  Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай. Апостол не идет против сложившихся в обществе отношений, по которым все общество разделялось на господ и рабов. Он увещевает рабов-христиан повиноваться господам показывать им почтение, чтобы не опорочивалось в глазах язычников христианское учение, как будто ведущее своих последователей к уничтожению признанных законами государства отношений. Еще с большим усердием имеют основание служить рабы-христиане своим господам – христианам, потому что эти последние, конечно, относятся к своим рабам с любовью. Ср. 1Кор 7:21–22 . 1Тим.6:3 .  Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, 1Тим.6:4 .  тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. 1Тим.6:5 .  Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Есть люди, которые иначе себе представляют задачу христианства. Они думают, что Христос пришел изменить социально-экономические порядки жизни, ( «будто благочестие служит для прибытка» ст.5). Но говорить так о христианстве – значит вовсе не понимать его. Отчего же иные высказывают подобные мысли? Оттого, что сошли с истинного пути и повредились умом. Здесь мы имеем ясное опровержение той мысли, будто бы христианство и социализм – одно и то же. 1Тим.6:6 .  Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. 1Тим.6:7 .  Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Действительно Апостолы еще при жизни своей сообщали это право избранным лицам в Церкви, и хотя признавали полезными и частные взаимные назидания Христиан, и общие поучения в христианских собраниях, но когда рассуждали об учительстве, как праве в Церкви, то почитали нужными для этого: а) особенное призвание свыше ( Рим. 10: 14 ); б) нарочитое служение Слову ( Деян. 4:4 ); в) степени иерархические ( 1Тим. 4:13 ; 2Тим. 1:6 ); г) особые дары духовные ( 1Кор. 12:28 – 50 ), и наконец д) преимущественные личные достоинства в людях, избираемых на учительство, как по чистоте веры, так и по нравственным качествам души и по всему образу жизни ( 1Тим. 3:2 ; – след. Тит. 1:6 – след.). На этом основании утвердилось в Церкви постоянное учительство, через непрерывное преемство от Апостолов, в лицах, нарочито избираемых, приготовляемых и освящаемых Церковью на служение Слову. Таковы пастыри и священнослужители Православной Церкви. Непосредственное призвание свыше и преимущество дарований чрезвычайных, принадлежавшее Апостолам, заменяется действием преемственной от Апостолов благодати, в церковном освящении на это служение. Лица, с таким преимуществом учительства, составляют, так называемую, Церковь учащую. Что касается до степени, в какой учительство принадлежит пастырям Церкви, то оно а) принадлежит им как право в отношении к их паствам, которые должны от них поучаться; но для них самих оно есть непременная обязанность их в отношении к Церкви, которая возлагает на них это служение и требует в нем строгого отчета ( Деян. 20:24–33 ; 2Тим. 4:2–5 ). Апостольское правило 58-е говорит: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен». б) Первое и высшее преимущество учительства принадлежит предстоятелям Церкви, как прямым преемникам Апостолов, а за ними и по данной от них власти – и другим служителям Церкви ( 2Тим. 4:2 ; 1Тим. 5:17 ). VI-ro вселенского Собора правило 19-е говорит: «Предстоятели Церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

4 Прем.12:1 , Прем. 1:7 . 5 Преподобный Петр Дамаскин . Творения. Книга вторая – 24 Слова. Слово 9. 6 Преподобный Иоанн Дамаскин . Третье защитительное слово против порицающих святые иконы. 7 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 8 Там же. 9 Святитель Григорий Богослов . PG (Patrologiae cursus completus, series graeca. Ed. J.-P. Migne). 37,1325–1327=2.97. Преподобный Максим Исповедник . Различные богословские и домостроительные главы. 10 Преподобный Никита Студийский. Третья сотница умозрительных глав сотница о любви и совершенстве жизни. Добр. Т. 5. 11 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 12 1Тим. 6:16 . 13 Ин. 1:14 14 Кол. 2:9 15 Св. Феофил Антиохийский . Цит.: А. И. Сидоров . Курс патрологии. 16 Св. Григорий Палама . Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. 17 Митрополит Макарий (Булгаков) . Догматическое богословие. 18 Исаия 44:9–20 19 Исаия 44:20 20 Марк. 12:29 21 Св. Григорий Палама. Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. 22 Св. Игнатий Брянчанинов . Слово о чувственном и духовном видении духов 23 Ин. 1:18 24 1Тим. 1:17 25 Второзаконие 4:15–19 26 Рим. 1:23 27 Дионисий Ареопагит . О Мистическом богословии. Глава 4. Что ничем из чувственного не является, превосходя его, Причина всего чувственного. 28 Рудра: Русский толковый словарь Махабхараты. Составлен на основании: Махабхарата II. – Бхагавадгита (часть II) (книга VI, гл. 25–42). Санскритский текст, симфонический словарь академика АН ТССР Б.Л. Смирнова. 29 Дионисий Ареопагит. О Мистическом богословии. Глава 4. Что ничем из чувственного не является, превосходя его, Причина всего чувственного. 30 Гимн Шаторудрия Яджурведы. 31 Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. VII. Божественная природа и образ Святой Троицы в человеке. 32 Максим Исповедник. Комментарии к Дионисию Ареопагиту . О Божественных именах. Глава 4. 33 Ниларудра Упанишада. 34 Шветашватара Упанишада. 35 Там же. 36 Дионисий Ареопагит. О Мистическом богословии. Глава 7,9. 37 Евр. 4, 13 38 Шива Махапурана. Глава 5. Величие лингама Шивы.

http://azbyka.ru/misticheskoe-bogoslovie...

Москва, 1871 г., книга 3, гл. 3, стр. 275). О епископской степени, как отличной от пресвитерской, свидетельствуют еще: св. Иустин мученик , Тертуллиан , св. Климент александрийский , Ориген , св. Киприан и другие. А Тертуллиан , как и Ириней, в непрерывном от Апостолов порядке преемства епископской степени в каждой церкви, основанной апостолами, видит главный довод к обличению еретиков. Обращаясь к еретикам, Тертуллиан пишет: «пусть объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником и предшественником кого-либо из апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: Смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская Климента, рукоположенного Петром; равно прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самых Апостолов, имели у себя они – отрасли апостольского семени» (Praescript. haeres cap. 32). Св. Климент александрийский пишет: «в Церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов суть подражания ангельских чинов» (Какой богач спасется. Христ. Чтение 1836 года, ч. III, стр. 275. Стромат. кн. VI, стр. 667). Таким образом, от времени Самого Иисуса Христа и апостолов в Церкви Христовой существует два разряда людей: иерархия и паства, клир и миряне. Иерархии в Церкви Христовой принадлежит право учительства, священнодействования и управления ( Мф.28:19–20 ; Ин.20:22–23 ; Мф.18:17, 18 ; 1Кор.12:27–30 ; 1Тим.3:15 ). Иерархию составляют лица, избранные из общества верующих, возведенные на свою степень Духом Святым чрез священное рукоположение преемников апостольского служения ( Еф.4:11–14 . 1Тим.4:14, 5:22 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 . 1Кор.12:29–30 ) и передающие другим избранным лицам благодатный дар священства, или право на учительство, священнодействие и управление в Церкви. Первыми иерархами в Церкви Христовой на земле, после вознесения на небо Христа, остающегося вечною невидимою Главою земной Церкви ( Евр.7:24, 25, 28 ), были Апостолы, получившие от Него право вязать и решить ( Ин.20:21–24 ; Мф.28:19–20, 9:37–38 ; 2Кор.5:18 ; Гал.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

120. 64 Правило VI Вселенского собора (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа... Т.1. С.552; PG 137.736). 121. Пс.103:9. 122. 1Кор.7:24. 123. Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем! 124. Resch A. Agrapha. Aussercanonische Schriftfragmente. Leipzig, 1906. S.108. 125. Лк.8:10. 126. Мф.26:26-29. 127. Мф.17:1-7. 128. Преп. Никита Стифат. Сотницы. 3:83... Добротолюбие. Т.5. С.160 (PG 120. 1000А). 129. ο βαθμς - ступень. В аскетической литературе употребляется для обозначения степени подвижнической жизни и церковного или монашеского сана. 130. 1Тим.2:12. 131. 64 Правило VI Вселенского собора: " Не подобает мирянину пред народом произнести слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо принявшим благодать учительского слова, и от них поучатися Божественному " (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М. 1994. Т.1. С.552; PG 137. 736). 132. Преп. Никита Стифат. Письма с возражениями софисту Григорию. 7:5. 133. 69 Правило VI Вселенского собора: " Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу " (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа... Т.1. С.557-558.) " Что этот обычай существовал гораздо раньше этого Собора и что, следовательно, был действительно древний, - свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Вселенского собора: " Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда, однако, входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем - по принесении - оставляем его и занимаем принадлежащее нам место " . То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары (Церк. ист. V:17), подобное свидетельство находим и у Созомена (Церк. ист. VII:25) (Там же. Т.1. С.558-559). 19 Правило Лаодикийского собора (343 г.): " ...И единым токмо освященным позволено входити в алтарь, и тамо приобщаться " (Там же. Т.2. С.94). " Царям всегда дозволено было входить в алтарь и в алтаре - как Божиим помазанникам - причащаться, наравне со священнослужителями " (Там же. Т.1. С.559).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

64 Правило VI Вселенского собора (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа… Т.1. С.552; PG 137.736). 123 Пс.103:9. 124 1Кор.7:24. 125 Последование Божественной Литургии. Возглас диакона перед Символом веры: Двери, двери, премудростию вонмем! 126 Resch A. Agrapha. Aussercanonische Schriftfragmente. Leipzig, 1906. S.108. 127 Лк.8:10. 128 Мф.26:26–29. 129 Мф.17:1–7. 130 Преп. Никита Стифат. Сотницы. 3:83… Добротолюбие. Т.5. С.160 (PG 120. 1000А). 131 ο βαθμς — ступень. В аскетической литературе употребляется для обозначения степени подвижнической жизни и церковного или монашеского сана. 132 1Тим.2:12. 133 64 Правило VI Вселенского собора: «Не подобает мирянину пред народом произнести слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо принявшим благодать учительского слова, и от них поучатися Божественному» (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М. 1994. Т.1. С.552; PG 137. 736). 134 Преп. Никита Стифат. Письма с возражениями софисту Григорию. 7:5. 135 69 Правило VI Вселенского собора: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу» (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа… Т.1. С.557–558.) «Что этот обычай существовал гораздо раньше этого Собора и что, следовательно, был действительно древний, — свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Вселенского собора: «Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда, однако, входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем — по принесении — оставляем его и занимаем принадлежащее нам место». То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары (Церк. ист. V:17), подобное свидетельство находим и у Созомена (Церк. ист. VII:25) (Там же. Т.1. С.558–559). 19 Правило Лаодикийского собора (343 г.): «…И единым токмо освященным позволено входити в алтарь, и тамо приобщаться» (Там же. Т.2. С.94). «Царям всегда дозволено было входить в алтарь и в алтаре — как Божиим помазанникам — причащаться, наравне со священнослужителями» (Там же. Т.1. С.559). 136

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010