С явлением Спасителя мира, ангелы изображаются принимающими самое живое участие в совершении Им дела искупление и усвоении людьми плодов искупления, вообще в судьбах царства Божия. Радостное событие рождения Искупителя они приветствовали песней: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). В самом начале Своего служения миру Спаситель говорил: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ). Это значило, что с явлением Сына Божия во плоти связь и общение мира ангельского с миром человеческим имели стать теснее и ощутительнее, небожители должны явиться служителями Сына человеческого. История общественного служения И. Христа представляет постоянное подтверждение этого: Ангелы приступили и служили Ему после искушения ( Мф.4:11 ), Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его в предсмертной молитве ( Лк.22:43 ), ангел отвалил камень от двери гроба при Его воскресении ( Мф.28:2 ), ангелы возвестили мироносицам о Его воскресении ( Мф.28:5–7 ; Лк.24:4–6 ; Ин.20:12–13 ), а апостолам – о вознесении на небо и о втором Его пришествии ( Деян.1:10–11 ). Служение ангелов Искупителю мира есть и служение роду человеческому, ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Зная евангелие и проразумевая тайну искупления ( 1Тим.3:16 ; 1Пет.1:12 ), они радуются спасению человека: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, говорит Спаситель в заключении притчи о заблудшей овце и потерянной драхме ( Лк.15:10 ). Посему они содействуют устроению и распространению церкви Христовой на земле. Так, ангелы освобождали неоднократно апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7 ), ангел внушал Корнилию призвать к себе ап. Петра и принять от него крещение ( Деян.10:3 ). Ангелы возносят молитвы верных к Богу ( Откр.8:3–4 ). При такой близости к Спасителю и спасаемым, они явятся при последнем откровении Сына человеческого во второе славное Его пришествие и исполнителями, и участниками последних судов Божиих ( Мф.13:39–43, 49; 25:3 ; Лк.9:26 ; 2Фес.1:7 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

3. В частности о классах или степенях небесной иерархии православная Церковь учит: Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять – на три чина. В первом чине находятся те, кто ближе к Богу, как-то: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во втором чине: Власти, Господства и Силы. В третьем: Ангелы, Архангелы, Начала» (Прав. исп. ч.1, отв. на вопр. 20). Такое разделение – а) Отчасти основывается на Св. Писании, по крайней мере, в том отношении, что в Свящ. книгах встречаются имена всех, исчисленных здесь, Чинов Ангельских, как-то: Херувимов ( Быт. 3:24 ), Серафимов ( Ис. 6:1–8 ), Сил ( Еф. 1:21 ; Рим. 8:38 ), Престолов, Начал, Господств, Властей ( Кол. 1:16 ; Еф . 1:21; 3:10 ), Архангелов ( 1Сол. 4:16 ; Иуд. 9 ) и Ангелов ( 1Пет. 3:22 ; Рим. 8:38 ), и более этих девяти имен Чинов Ангельских не упоминается. б) Но главным образом основывается на свящ. предании. И св. Дионисий Ареопагит производит это предание прямо из уст своего наставника, св. Апостола Павла, говоря: «всех Сил (Чинов) небесных Слово Божие нарекло раздельными именами девять, а наш Божественный священнонаставник разделил их на три тройственныя степени». Потом, такое же разделение Ангелов на девять Чинов, или, по крайней мере, исчисление именно девяти Чинов Ангельских, встречаем – в Постановлениях Апостольских, у св. Игнатия Богоносца , у св. Григория Богослова , у св. Иоанна Златоуста , еще яснее у св. Григория Двоеслова и св. Иоанна Дамаскина . § 46. Бог содействует Ангелам добрым Учение Церкви о содействии Божием Ангелам добрым можно видеть в следующих словах: «они (Чины Ангельские) поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божия чрез высших. Сии Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда так, что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, но по благодати Божией» (Прав. исповед. ч. I отв. на вопр. 20). То есть – I. Бог содействует уму Ангелов в его стремлениях к истине, сообщая ему просвещение и откровения от Себя. Эта мысль имеет для себя основания в тех местах Св. Писания, где говорится: а) что Ангелы обитают на небеси ( Мф. 22:30 ; Мк. 13:32 ), окружают престол Божий ( Ис. 6:2 ), и выну видят лице Отца небеснаго ( Мф. 18:10 ); след. непосредственно познают Бога, а в Нем и все вещи; б) что Бог есть свет духовный ( 1Ин. 1:5 ), свет вечный ( Ис. 60:19, 20 ); след. прежде и более всего освещают премирных духов, окружающих престол Его; наконец, в) что Бог нередко открывает Ангелам волю Свою и особенным образом или по особенным случаям, для сообщения ее людям ( Дан. 9:21, 26 ; Лк. 1:26–38 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Апостолы, облеченные свыше благодатию Духа Святого, в точности исполняли заповедь Иисуса Христа и возложенные на них обязанно­сти, и были, таким образом, первыми после самого Иисуса Христа Пастырями Церкви Его. б) Служение Пастырское Божественно и по своему всегдашнему продолжению. Ибо, послав Апостолов учить и крестить вся языки, Господь Иисус Христос вместе с тем изъявил свою во­лю, чтобы дело сие продолжалось и после них непрерывно, почему в след за приведенными словами прибавил: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Для сего Он установил в Церкви своей Таинство Священства, дал Апостолам власть, по которой они, проходя различные страны, повсюду сообщали через рукоположение избранным от них лицам благодать, дарованную им Иисусом Христом – поставляли Пастырей ( Деян. 14:23 ), заповедая им па­сти стадо Христово или Церковь ( Деян. 20:22 ; 1Пет. 5:2 ). Ближайшие их преемники, по их повелению ( Тит. 1:5 ), передали сие своим преемникам; а, та­ким образом, служение их, как некое драгоценное наследие, посредством непрерывного преемственного рукоположения от Иисуса Христа и Апостолов дошло друг-друго-приимательно и до нас, сообщаясь через Таинство Священства избранным и призываемым свыше лицам, и тем же порядком будет продолжаться до сконча­ния века. Посему-то Апостол Павел говорит: Той, т. е. Иисус Христос , дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники. овы же пастыри и учители... дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:11–13 ). Здесь указывается и Божественность происхожде­ния Пастырского служения: Той дал есть, и Божественность всегдашнего продолжения оного: дондеже достигнем вси, и различ­ные виды сего служения: овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители. § 11. Цель и предмет Пастырского служения Установивши в Церкви Своей Пастырское служение, Господь Иисус Христос предназначил ему высокую цель и указал важнейший предмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В христианстве только исполнились совершенно глаголы Господни: «вы будете у Меня царством священников» ( Исх. 19:6 ), ибо св. Апостол Петр восклицает к христианам: «но вы род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет. 2:9 ), ибо Господь молился о нас: «Отче, освяти их истиною Твоею» ( Ин. 17:17 ). Вследствие сего мы, «освященные во Христе Иисусе» ( 1Кор. 1:2 ) 378 как бы священники Бога вышнего, ибо, как сказал св. Апостол Павел 379 : «И освящающий и освящаемые все от Единого; по сей причине Он не стыдится называть их братиями, говоря: «Возвещу имя Твое братиям Моим» ( Пс. 21:23 ). А потому перед сим важнейшим и торжественнейшим нравственным событием в жизни человечества, возводимого Господом во священство, требовалось предварительное омовение (как перед священством Аароновым), – которое и было тем крещением, которым крестил Иоанн и ученики Господа. Самое же священство возлагалось на человека крещением Духа Святого, которое сопровождает крещение во имя Господа Иисуса ( Деян. 19:5–6 ), ибо в нем полнота Божества, во святой Троице поклоняемого, которое Господь Иисус являет на земле, Отца и Слово со Святым Духом. Господь по ст. 22 предыдущей главы после беседы с Никодимом выходит из Иерусалима, но пребывает несколько времени в Иудее. Где именно находился Господь мы не знаем но можем предполагать, что Он пошел по направлению к северу и может быть жил временно в северной Иудее около Иерихона, ибо в сказании о пути Его в Галилею чрез Самарию не сказано, чтобы Он проходил опять через Иерусалим. Евангелист Иоанн, упоминая об отшествии Господа из Иудеи, связывает это событие со слухом, дошедшим до фарисеев о том, что ученики Господа умножаются. Из всего Евангелия от Иоанна видно, что особенно злобную роль в преследовании Господа играли фарисеи. Евангелист Иоанн никогда не называет Саддукеев и Иродиан 380 этими именами, которые дают им другие Евангелисты, но упоминает о них под общим названием начальников или первосвященников 381 . В сущности они и не были фанатиками, а были политиками. Но фарисеи были истинными представителями фанатически злобного и подозрительного Иудейства: они-то зорко следили сначала за каждым шагом Крестителя Иоанна и по всей вероятности в союзе с Иродианами были причиной заключения в темницу Иоанна тетрархом Иродом Антипою 382 , донеся на Крестителя тетрарху. Но вскоре они с напряженным и злобным вниманием начали следить и за Господом Иисусом. Каждый день учение Господа являлось для них более и более опасным; узкие толкователи закона, державшие своими обрядовыми постановлениями во власти своей весь народ Иудейский, чувствовали, что власть ускользает из их рук и настает царство правды и самоотвержения, в котором им нет места. Господь временно оставляет страну, где фарисеи были полновластными господами: «не у бе пришел час Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Господь являлся ученикам в продолжение 40 дней ( Деян. 1:3 ), но Иоанн ограничивается сказанием только об этих трёх явлениях. 15. Ин. 21:15 . Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Ин. 21:17, 13:37 ; Мф. 26:33 ; Лк. 22д.; Лк. 10:11 ; Деян. 20:28 ; 1Пет. 5:2, 4 ; Ис. 40:11 . 16. Ин. 21:16 . Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 17. Ин. 21:17 . Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 1Кор. 16:22 ; Ин. 16:30, 2:25 . Когда они обедали: примечательны обстоятельства этой беседы Господа с Петром; с одной стороны, чудная ловитва рыбы, напоминающая ту, после которой Пётр призван был к апостольскому служению ( Лк. 5 и далее), с другой – разведённый огонь, напоминающий тот, около которого он отрёкся от Господа во дворе Каиафы. Трижды Пётр отрёкся, трижды спрашивает Господь Петра о любви к Себе, трижды слышит его исповедание, трижды поручает ему пасти овец духовного стада. Всё это показывает, что эта беседа Господа с Петром имеет прямое отношение к отречению Петра от Господа, и можно полагать, что она имеет целью – торжественное восстановление падшего Петра в чине апостольства. «Троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словами исправляет падение, бывшее на словах» (Феофил., ср. Злат.). Троекратное название Петра прежним полным именем – Симон сын Ионин (1:42) имеет целью, вероятно, напомнить ему о его природном характере. – Любишь ли Меня больше, нежели они, т. е. прочие апостолы; в этих словах очевидное указание на заявление Петра, что если все ученики соблазнятся о Христе, то он, Пётр, никогда не соблазнится ( Мф. 26:33 ), после какового заявления Господь предрёк ему отречение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Здесь идет речь о царстве, противоположном четырем помянутым царствам. Все они были земные и идолопоклоннические. Все они, как идолопоклоннические, находились под властью князя мира, диавола. И этой-то власти нанесен будет удар камнем, имеющим отторгнуться от горы, т.е. Христом, Который и в других местах ветхозаветного Писания называется камнем и притом краеугольным ( Пс. 117:22 ; Ис. 28:16 ). Сам Христос ветхозаветное пророчество о краеугольном камне относит к Себе, выражая сожаление, что сим камнем пренебрегли неверующие Иудеи ( Мф. 21:42 ). Равно и Апостолы относили то же пророчество ко Христу ( Деян. 4:11 ; 1Пет. 2:6 ; Рим. 9:39 ), разумея Его под камнем в том смысле, что на Христе, как на краеугольном камне, основана Церковь ( Еф. 2:20 ). Камень, имеющий сокрушить царство князя мира сего, отторгнется от горы без содействия рук человеческих, т.е., Христос, по разумению Церкви, родится от Пресвятой Девы Марии безмужно, по наитии на нее Духа Святого. «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый разстоящаяся естества». Горою в сем случае Пресвятая Дева именуется по высоте Ее достоинства, ибо, как Матерь Сына Божия по плоти, Она соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим, – и по высоте ее нравственных качеств. Камень Христос разобьет в дребезги глину, железо, медь, серебро, золото, из которых состоял истукан. Это значит, что Он вконец сокрушит царство диавола, уничтожит господствовавшее в земных царствах идолопоклонство, и покорит Своей духовной власти царей и народы. В подобных образных чертах торжество Христово над царством диавола изображается в псалмах. Дам ти языки достояние твое, говорит Бог Отец Сыну Своему, и одержание твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я ( Пс. 2:8–9 . Сл. Пс. 109:1–2 ). Сила истины, сила благодати, действующей в сердцах, сила внешних знамений и чудес, – вот этот железный жезл, грозный для всякого заблуждения и нечестия. – На развалинах царства диавола, сокрушенного Христом, царства лжи и заблуждений, Бог небесный восставит царство, еже во веки не рассыплется, людем иным не подчинится и станет во веки. Это значит, что царствию Христову не будет конца. Основанная Христом Церковь пребудет до скончания века, неодолимая, по Его обетованию, вратами ада, – адскими силами. В противоположность земным царствам, в которых цари и царские династии сменяются, царство Христа будет вечно под властью Его (не подчинится иным людям), ибо Христос царь – вчера и днесь, тойже и во веки. – Сначала царство Христово, царство истины, будет мало, незначительно по размерам, но затем постепенно распространится по всему лицу земли, подобно тому, как и камень, отторгшийся от горы, не казался великим, но потом разросся в гору, покрывшую всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иисус Христос есть истинный человек: Единородный Сын Божий, Иисус Христос стал человеком с того времени, как, действием Духа Святого, воплотился Он от пресвятой Девы Марии, и воспринял естество человеческое. Евангельская история подробно описывает земную жизнь Иисуса Христа, как истинного человека. Иисус родился в вертепе Вифлеемском, возлежал в яслях, был обрезан по закону, возрастал, странствовал, ел, пил, терпел голод, жажду, изнеможение сил, чувствовал скорби, как – плакал над умершим Лазарем, плакал о предстоящих Иерусалиму бедствиях, ( Лк. 19:41 ), в саду Гефсиманском говорил: прискорбна есть душа моя до смерти ( Мф. 26:38 ), и на кресте взывал к Отцу Своему: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил ( Мф. 27:46 ). Среди страданий на кресте Он умер; святое тело снял со креста Иосиф с Никодимом, и положил его в новом своем гробе. Все это ясно показывает, что Иисус Христос, будучи истинным Богом, есть вместе истинный человек. Иисус Христос сам называл себя человеком, и свидетельствовал, что Он также, как и другие люди, подвержен нуждам человеческого естества и самой смерти. Лиси язвины имут, говорил Он, и птицы небесныя гнезда; Сын же человеческий не имать, где главы подклонити ( Мф. 8:20 ). При другом случае говорил: ныне ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога ( Ин. 8:40 ). Но исповедуя Иисуса Христа истинным человеком, мы веруем, что человечество Иисуса Христа не причастно греху: ибо Иисус Христос воспринял наше человечество наитием Святого Духа. Как свято было зачатие Его человечества, так свято оно и в рождении; ибо родился Сын Божий, восприявший человечество, и Он, как всесовершенный Бог, не был причастен греху, как говорил ангел: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и рождаемое Свято, наречется Сын Божий ( Лк. 1:35 ). И вся земная жизнь Господа Иисуса была свята и чужда всякой нравственной нечистоты; никто не мог Его обличить во грехе ( Ин. 8:46 ). Апостол Петр говорит: Иже греха несотвори, ни обретеся лесть во устех Его ( 1Пет. 2:22 ). Апостол Павел пишет: неведевшаго бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия в Нем ( 2Кор. 5:19, 21 ). «Незнавшего греха Господа Иисуса Бог Отец сделал для нас жертвою греха, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». 2) В Иисусе Христе одно Лицо – Божеское

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ин.16:16 .  Вмале, и ктому не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя, яко иду ко Отцу 1016 Сказав прежде о том, что Он будет открывать им чрез Своего Духа все для них необходимое и полезное, повествует и о страданиях, после которых вскоре следует и вознесение чрез восшествие на небо, ведущее за собою необходимое наитие Духа. Это потому, что невозможно было уже сожительствовать с плотью среди святых Апостолов Тому, Кто восшел на небо к Отцу. Речь же ведет весьма сокращенно, благодаря этому отнимая от нее остроту печали. Ясно видел Он, что ученики опять подвергнутся немалому страху и будут ожидать мучений от острой печали и подпадения ужасным и невыносимым бедствиям, когда им придется оставаться одним, с восшествием Спасителя «к Отцу». По этой, думаю, причине не говорит открыто, что умрет, так как иудейское неистовство призывало Его дойти и до этого, но строит речь с весьма великим искусством и тонкостью и вместе с страданием сообщает и радость воскресения, говоря: «Мало, и уже не узрите Меня, и опять мало, и увидите Меня». Уже при дверях было время смерти, делавшее Господа невидимым для учеников на весьма малое время, пока Он, разрушив ад и открыв для находившихся там врата мрака, должен был снова восставить Свой храм ( Ин.2:19–22 ). И по совершении этого снова воссиял Своим ученикам и обещал быть с ними «все дни века», по написанному ( Мф.28:20 ). Ведь Он хотя и отсутствует плотью, представив Себя за нас Отцу и воссев одесную Родителя, но обитает в достойных чрез Духа и всегда пребывает со святыми, ибо обещал Он, что не оставит нас сиротами ( Ин.14:18 ). Итак, ввиду весьма малого остававшегося до начала страдания, времени говорит: «Мало, и не узрите Меня», ибо смертью как бы должен был покрыться недолго. «И опять», говорит, «мало, и увидите Меня», ибо на третий день ожил, проповедав и сущим в темнице духам ( 1Пет.3:19 ). Таким образом, было полнейшим доказательством Его человеколюбия то, разумею, что Он не только спас еще живущих на земле, но и проповедал освобождение уже умершим и находившимся в глубинах преисподней во мраке, по написанному ( Ис.42:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ин.16:16 . Вмале, и ктому не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя, яко иду ко Отцу. 1124 Сказав прежде о том, что Он будет открывать им чрез Своего Духа всё для них необходимое и полезное, повествует и о страданиях, после которых вскоре следует и вознесение чрез восшествие на небо, ведущее за собою необходимое наитие Духа. Это потому, что невозможно было уже сожительствовать с плотью среди святых апостолов —10— Тому, Кто восшел на небо к Отцу. Речь же ведет весьма сокращенно, благодаря этому отнимая от неё остроту печали. Ясно видел Он, что ученики опять подвергнутся не малому страху и будут ожидать мучений от острой печали и подпадения ужасным и невыносимым бедствиям, когда им придется оставаться одним, с восшествием Спасителя к Отцу. По этой, думаю, причине не говорит открыто, что умрет, так как иудейское неистовство призывало Его дойти и до этого, но строит речь с весьма великим искусством и тонкостью и вместе со страданием сообщает и радость воскресения, говоря: «мало, и уже не узрите Меня, и опять мало, и увидите Меня». Уже при дверях было время смерти, делавшее Господа невидимым для учеников на весьма малое время, пока Он, разрушив ад и открыв для находившихся там врата мрака, должен был снова восставить Свой храм ( Ин.2:19–22 ). И по совершении этого снова воссиял Своим ученикам и обещался быть с ними «все дни века», по написанному ( Мф.28:20 ). Ведь Он хотя и отсутствует плотью, представив Себя за нас Отцу и воссев одесную Родителя, но обитает в достойных чрез Духа и всегда пребывает со святыми, ибо обещал Он, что не оставит нас сиротами ( Ин.14:18 ). Итак, ввиду весьма малого остававшегося до начала страдания, времени говорит: «мало, и не узрите Меня», ибо смертью как бы должен был покрыться недолго. «И опять, говорит, мало, и увидите Меня», ибо на третий день ожил, проповедав «и сущим в темнице духам» ( 1Пет.3:19 ). Таким образом, было полнейшим доказательством Его человеколюбия то, разумею, что Он не только спас еще —11— живущих на земле, но и проповедал освобождение уже умершим и находившимся в глубинах преисподней во мраке, по написанному ( Ис.42:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каким же по существу своему должен быть союз Церкви и государства? Историческая жизнь христиан разных стран явила нам разные формы союза Церкви с государством. Было так, что Церковь всецело подчиняла себе государство и первосвященник становился светским государем, – так было в римско-католических странах, особенно в Средние века. Бывает так, что Церковь становится частью и органом государства, а государь является в положении первосвященника, – так ныне обстоит дело в протестантских странах. Бывает и так, что Церковь и государство сохраняют между собой свободный и независимый союз. При таком порядке Церковь, существуя в государстве как внешний союз, подчиняет это государство своему нравственному влиянию. Государство же, находясь под нравственным воздействием Церкви, сохраняет всю полноту и независимость своих прав внешних. Государь в сем случае является первородным и полновластным сыном родной Церкви. Такую форму взаимных отношений Церкви и государства завещала нашей стране древняя Византия. Которая из этих форм наиболее соответствует евангельской основе? Обратимся к словам Спасителя и апостола. Господь Христос сказал: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Апостол говорит: Бога бойтесь, царя чтите ( 1Пет.2:17 ). В обоих наставлениях обязанности наши религиозные и гражданские поставлены вместе и рядом, однако они не сливаются в одно дело. Разнохарактерность их достаточно определяет апостол, когда в отношении к Господу Богу требует именно страха, а в отношении к царю только почитания. В основу обязанностей наших религиозных полагается глубокое и охватывающее всё наше существо чувство, каково чувство благоговейного страха. В отношениях к царю основой поставляется, как применимое к человеку, чувство с более внешним характером, каково чувство почитания по сравнению его с чувством страха. Недаром в складе религиозно-церковной жизни лежат исключительно внутренние нравственные основания, тогда как в складе жизни государства лежат исключительно внешние правовые требования. Существеннейшее требование церковно-религиозной жизни есть искренность, которая часто не предполагается в политической или государственной жизни. Потому-то совершенно чужды христианского духа те лица, которые совершение церковных молений обращают в средство исключительно для выражения своих политических стремлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010