б) Апостолы Христовы повсюду проповедали спасение чрез веру во Иисуса Христа, как величайшее благодеяние Божие, древле Патриархам обетованное и чрез пророков многократно предвозвещённое. Возвещая евангелие, они как перед иудеями, так и перед язычниками доказывали истину своей проповеди ветхозаветными пророчествами. α) По сошествии Святого Духа на апостолов, Св. Пётр, в беседе ко множеству разноплемённого народа, объяснял сие событие прежде всего ветхозаветным пророчеством: сие есть, говорил он, реченное Пророком Иоилем: и будет в последняя дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и пр. ( Деян.2:16–17 ). Апостол о предшествовавших событиях, – смерти, воскресении и вознесении Спасителя на небо так же говорит, как о происшествиях свыше предопределённых и давно предсказанных пророками ( Деян.2:23–35 ). В другой беседе, произнесённой к народу по исцелении хромого от рождения, при так называемых Красных дверях Храма, объясняя совершенное им чудо, опять доказывает, что все бывшее с Иисусом Христом совершилось в исполнение древних пророчеств ( Деян.3:18, 23–24 ), и самые противодействия неверия изъясняет также из предсказаний, как древле предуведенные ( Деян.4:11 ; слч. Пс.117:22, 26 ; слич. Пс.2:12 ). То же видим и в Посланиях апостольских: ученики Христовы, быв сами апостолами, помазанные на служение сие Духом Святым, для убеждения и утверждения христиан в истинах веры и добродетели, утверждали своё учение на основании пророков, и таким образом, верующие во Иисуса Христа, как святой храм Его, созидались на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 . слич. 1Петр. гл. 2; Рим. гл. 9, 10; Гал. гл.3:4). β) Апостолы пользовались учением пророческим, проповедуя евангелие не только иудеям, но и язычникам. Апостол Пётр, проповедуя слово спасения в доме сотника римского собравшимся язычникам, так учил об Иисусе Христе: Той есть нареченный от Бога Судия живым, и мертвым. О Сем еси Пророцы свидетельствуют, остаеление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь ( Деян.10:42–43 . слич. 1Кор.15:3 ; 2Кор.1:20). Вообще, послания апостольские, – напр., к римлянам и галатам, в которых особенно много указаний на пророчества, – писаны для христиан как из иудеев, так и язычников. Таким образом, Пророческое слово, как для иудеев, так и для язычников, служило светильником, сияющим в темном месте, дóндеже день озарял и деница возсиявала в сердцах человеческих ( 2Пет.1:19 ). III. Какую важность имеют ветхозаветные пророчества в настоящее время?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О неизменяемости Божией Бл. Иероним так разсуждает: «тогда, как Сам Он неизменен, изменяется по нашей переменчивости; не в том отношении, как будто подвергается этим смущениям Тот, кто погашает их в нас, но в том, что расположение Божие к нам изучаем мы не иначе, как на нашем языке» 92 . Для подтверждения: неизменяемости в Боге, Иаков выставляет свободу Божию относительно спасения человека: Восхоте бо, т. е., Бог, породи ( πεχησεν – genuit) нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его (ст. 18). Падший человек, как лишившийся света жизни Божией не мог иметь; сам по себе какия-либо заслуги у Бога, который бы возвратили ему свет жизни Божией. И вот Бог безсилие и слабость человека заменяет в этом отношении своею милостию и благостию (Ефес. 2, 4–5). Бог восхотел спасти человека и этого достаточно. Он определяет в предвечном совете своем спасение человеку, и человек искуплен от греха, спасен благодатию: восхотев Бог породи нас. Породи – πεχησεν – значит более, нежели просто роди – γννσε; но возроди, или лучше, дал новую жизнь, которая не получается от плоти и крови, ни от хотения мужа, но от Бога ( Иоан. 1, 13 ), т. е., дал ту жизнь, которая даруется в духовном возрождении – в крещении, и о которой говорится, что если человек не возродится вновь, то не увидит и царствия Божия ( Иоан. 3, 3. 5 ). Это-то новое возрождение и усыновляет человека Богу и благодати, или, как говорится в Евангелии, человеку дается честь быть чадом Божиим ( Иоан. 1, 12 ). И этого духовнаго возрождения Бог сподобил человека посредством слова истины, или слова благовестия, которое для его падшаго впервые роздалось в Галилеи ( Мар. 1, 14 . Лук, 4, 14–15) и вполне совершилось на все веки и роды на Голгофе ( Иоан. 19, 30 ), проповеданное всей твари поднебесной ( Колос. 1, 23 ), да яко же воста Христосе от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем ( Рим. 6, 4 ). Таким-то образом слово истины, или слово благовестия, пригвожденное небесным правосудием в устах самой истины ( Иоан. 14, 6 ) на Голгофе, не умерло, но раздалось в поднебесной на все времена ( 1Петр. 1, 23 ), как слово жизни вечной, и положило основание новому царству благодати, во еже нам быти начаток некий созданием Его, т. е. Бога. Яко же бо о Адаме вси умирают; такожде и о Христе вси оживут. Начаток Христос, потом же Христу веровавшии ( 1Кор. 15, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Моисей говорил Богу: » и ныне, аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси» ( Исх. 32, 32 ). Павел говорит: " молил бых ся бо сам, аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти: иже суть исраилите» ( Рим. 9, 3 ). Так и вам подобает ревновать о спасении людей Божиих. Добрые пастыри были таковы, что готовы были души свои положить за овцы. Так и вы устрояйте себя. " Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно» ( 1Петр. 5, 2 ). Христос Спаситель, когда вручил святому апостолу Петру пасение овец Своих, трижды говорил ему: «паси». Это очевидно для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо: словом учения, молитвою и силою святых таинств, наконец, образом жизни. Эти три вида пасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, старайтесь преподавать им святые таинства, то есть просвещайте неверующих святым крещением, согрешивших после крещения старайтесь приводить к покаянию и исправлению жизни, достойных сподобляйте пречистых Тайн Тела и Крови Христовых, заботьтесь о больных, особенно, чтобы не отходили из этой жизни без Святых Тайн и не лишались последнего елеосвящения. Вместе с божественным Павлом " засвидетельствую убо аз пред Богом и Господем Иисус Христом, хотящим судити живым и мертвым в явлении Его и царствии Его: проповедуйте слово, настойте благовременне и безвременне, обличайте, запрещайте, умоляйте со всяким долготерпением и учением» ( 2Тим. 4, 1–2 ). «И молю вас братие, вразумляйте безчинные, утешайте малодушные, заступайте немощные, долготерпите ко всем, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» ( 1Сол. 5, 14 и 4, 17–18). " Образ будите верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» ( 1Тим. 4, 12 ). » Ни едино, ни в чем же дающе претыкание, да служение беспорочно будет: но во всем представляйте себе, яко Божия слуги» ( 2Кор. 6, 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

8–13 стихи Благочестие Ноя, о котором свидетельствует бытописатель, тем более удивительно, что он был 58 благочестив «в роде своем», то есть среди всеобщего развращения своих современников. Этому праведнику Господь и открывает Свое определение об истреблении первого мира. 14–16 стихи Ной, по указанию Господа, должен был построить ковчег из трех ярусов, со многими отделениями, которые предназначались для Ноя и его семейства (18 стих), животных (19–20 стихи) и для запасов пищи (21 стих). 17–21 стихи Определяя наказание развратившемуся человечеству через потоп, Господь открывает Ною, что Он поставит с Ним Завет Свой. Завет между Богом и человеком есть религиозный союз, условиями которого являются благодатные обетования со стороны Бога и вера со стороны человека. В силу этого завета в настоящем случае праведник ( Евр. 11:7 ) Ной со своим семейством и представителями животного мира спасается от гибели. Но это спасение было прообразом того благодатного спасения, которое имело получить все человечество через искупительную смерть Иисуса Христа; завет с Ноем был, таким образом, предъизображением того Завета, который выразился в явлении Искупителя. Отсюда ковчег является символом Церкви Христовой, в которой верующие находят себе спасение, а воды потопа прообразовали очистительную воду крещения ( 1Петр. 3:21 ). 10. Всемирный потоп (Быт. 7) По окончании постройки ковчега Господь повелел Ною войти в ковчег и взять с собою чистых животных по семи, а нечистых по два (1–4 стихи). Когда Ной исполнил повеление Божие (5–10 стихи) в шестисотый год, во второй месяц, в 27 день жизни патриарха раскрылись «источницы бездны» и полился дождь (11 стих). Через 40 дней Ноев ковчег со всеми бывшими в нем поднялся и плавал на поверхности вод, которые покрывали самые высокие горы на 15 локтей (12–20 стихи). Все земные обитатели погибли в волнах потопа (21–23 стихи), воды которого поднимались все выше и выше в продолжение 150 дней (24 стих). 11. Окончание потопа ( Быт. 8 ) Ной выпускает птиц – ворона и голубя, чтобы узнать состояние земли. В шестьсот первом году, в первый день первого месяца жизни Ноя, земля осушилась (13 стих), а в 27 день второго месяца, по повелению Господа, Ной вышел из ковчега (14–18 стихи). В благодарность за спасение Ной устроил жертвенник Господу и принес на нем жертву (20 стих). Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое определение, что Он не будет более поражать землю за грехи человека, что в будущем строй и порядок мира не будет нарушаться явлениями, подобными потопу (21–22 стихи). 12. Возобновление Богом благословений и обетований после потопа. Пророчество Ноя о судьбе своих сыновей (Быт. 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

3, 3. 7. 16. 17. 18. 4, 11. 17. см. 1Петр. 2, 21 . Иоан. 13, 15 ). [Зач.] з. Возлюбленнїи, не заповдь нов пиш вамъ, но заповдь ветх, юже имсте исперва. заповдь ветха есть слово, еже слышасте исперва. (2, 26. 3, 11. 2 Іоан, 5. И д. Мф. 5, 43 , и д. 22, 39). 7. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. 7 . Возлюбленные! пишу вам и пр.: как видно из 9–11 стихов, равно и из 5-го и 6-го, здесь учение о любви, как заповеди. Заповедь эта называется не новою, древнею. Несколько разных толкований существует на это место: одни видят здесь указание на заповедь о любви, данную чрез Моисея ( Лев. 19, 18 . (16); другие – на внутренний прирожденный закон любви, который заменял язычникам письменную заповедь Божию (17); третьи разумеют и письменный закон и внутренне открытый Богом, вместе, «так как послание это соборное, писано обще ко всем, к иудеям и к язычникам» (18); четвертые, наконец, утверждают, что Апостол здесь указываете только на время обращения в христианство читателей его послания (19). Основанием первых трех объяснений служит следующий 8-й стих, где эта древняя заповедь о любви называется новою, по изречению Самого Спасителя: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как, Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Иоан. 13, 34 ). Называя свою заповедь о любви новою, Спаситель, очевидно, указывает на отличие её от известной всем и древней заповеди о любви: «как же Он называет эту заповедь новою, когда она была и в Ветхом Завете? Он сделал ее новою по образу любви (τ τρπω); поэтому присовокупил: как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (3лат.) (20). Держащиеся последнего толкования основываются на самом послании – на связи речи и параллельных (подобных) местах послания. – Апостол в 7-м же стихе говорит: пишу вам о той заповеди, которую вы, т. е. читатели послания, имели, или получили; слова: вы имели отожествляются в конце стиха с словами вы слышали – Выражение от начала, в приложении к заповеди о любви, употребляется Иоанном еще три раза: (в стихе 24-м этой же главы, в 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Любовь к Господу необходимо предполагается в учениках Его – верных Ему, как естественный долг – заповедь веры в божественного Учителя; но любовь эта необходимо должна обнаруживаться и свидетельствоваться братскою любовию, по заповеди Евангелия. Глава 5 Любовь верующего к Богу и братьям (1–3), сила веры в Сына Божия (3–5). Свидетельства об Иисус Христос, как истинном Богочеловеке: внешнее (6–9) и внутреннее (10–15). Ходатайство верующего за братьев (16–17). Заключение послания (18–20). Приписка Апостола (21). а. Вскъ врй, к Іисъ есть Хртосъ, Бга рожденъ есть: и вскъ любй рождшаго, любитъ и рожденнаго нег. ( 2, 23. 4, 15 и д. Іоан. 1, 12 и д. 8, 42) 1. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий родившего, любит и рожденного от Него. 1 . Всякий верующий, что Иисус есть Христос: в 5 ст. при повторении этого выражения слово Христос заменено словом Сын Божий (1). – От Бога рожден: прошедшее время – рожден (γεγνγται) в непосредственном сопоставлении с словом верующий (πιστυωυ – прич. настоящ. вр.) ясно указывает в рождении от Бога источник и основание веры; спасительная вера, следовательно дар Божий получаемый человеком при его возрождении – при его причастии Божескому естеству ( 1Петр. 1, 4 ), и верующими в Сына Божия могут быть только дети Божии. Апостол Павел прямо говорит, что мы спасены благодатию чрез веру и сие не от нас. Божий дар (Эфес. 2, 8.). (2). – И всякий любящий Родившего, любит и рожденного от Него: настоящим стихом Апостол объясняет положение предыдущего стиха (4, 21), каким образом любящий Бога не может не любить брата своего: любовь Бога состоит в вере в Сына Божия, а вера эта возможна только в рожденных от Бога; если же имеющий спасительную веру любит Бога, как Родившего его, то он не может не любить ближних, как происшедших от одного с ним Отца – как братьев своих. Некоторые толковники (3) под рожденным от Него разумеют Сына Божия и второю половиною стиха объясняют первую: потому рожденный от Бога верит в Иисуса как Христа, что любя Бога как Отца своего, не может не любить Единородного Сына Его. Но начальные слова следующего 2-го стиха прямо указывают, что здесь Апостол говорит о детях Божиих. в. семъ вмы, к любимъ чада Бжї, егда Бга любимъ, и заповди ег соблюдаемъ. (3, 19. 22–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

2 . Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение: помяни Матерь Господа, стоявшую при кресте Его (Филар., м. Москов.). 3 . Если и Христос, не сотворив греха, пострадал: можно ли нам грешным роптать на страдание? (Он же). 4 . Если Христос, безвинный, за наши вины соизволил перенести скорбь и тугу смертную: ты ли не покоришься перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения за некие вины твои перед Богом, хотя может быть и безвинно перед человеками? (Филар., м. Москов.). 5 . Терпи до конца со Христом и Христа ради, если хочешь со Христом царствовать (Фома Кемп). 17. C пасени e души 1 . Как зло делать, так и добра не делать – грех есть. (Св. Тихон Задон.). 2 . Не делать добра потому только, что от того может произойти нечто неблагоприятное, значит отказываться всегда делать добро (Иннокен. Архиеп. Херсон.). 3 . Хочешь ли без труда творить добродетель? Рассуждай о труде, что он временный, а о награде, что она вечная (Св. Нил Синайский ). 4 . Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным ( Авва Дорофей ). 5 . Пока человек не предстанет на суд Божий, не услышит решительного о себе определения и не увидит присужденного ему места, до тех пор он не может знать, угоден ли он Богу, или нет (Авва Исаия). 6 . Забвение добрых своих дел есть самое безопасное их хранилище (Златоуст). 7 . Добрые дела ценятся по намерению(Св. Амвр. Медиолан.). 8 . Глава и сущность (можно сказать, душа) всех доброде-телей есть любовь, без которой ни пост, ни бдение, ни труды ничего не значат. Дьявол всему может подражать в человеке: назовем ли пост? и он ничего не ест; бдение, но и он никогда не спит и всегда, рыкая, ходит ( 1Петр.5:8 ). Только одна любовь и смирение не подражаемы для него (Блажен. Августин). 18. Изречения о грехе 1 . О! грех самое ужасное зло в мире. Бегите греха по крайней мере для того, чтобы как можно менее тяготели над вами бедствия земные (Филар., архиеп. Черниг.). 2 . Лучше избирай умереть, когда того нужда требует, нежели со грешить (Св. Тихон Задон.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Я христианин. Мало того, я пресвитер Церкви и монах – т.е. вся моя жизнь посвящена Богу. Говорю это, не хвалясь, но чтобы вы поверили свидетельству моему. Я знаю Святого Духа. Он всегда пребывает во мне. Им я всегда исповедую перед собою (и перед другими, если к тому есть потребность) Иисуса Христа, пришедшего во плоти ( 1Ин.2:2 ), и называю Его Господом и Богом моим ( 1Кор.12:3 ). Им я ежесекундно взываю: Авва Отче ( Рим.8:15 ; Гал.4:6 ), – взываю не телесными устами, но всею внутренностью моею ( Пс.102:1 ). Он свидетельствует мне, что я – дитя Божие ( Рим.8:16 ), возлюбленное чадо Его. Скажу сразу, что такое состояние моей души не есть чувство, в смысле человеческих эмоций; оно есть некое ощущение, подобно непосредственному восприятию, например, зрения, дыхания, движения, – ощущение глубокого «твердого камня», на который, как на фундамент, опирается душа ( Мф.16:18 ; 1Петр.2:5 ). – Иногда же Дух чувственно касается моего сердца, и тогда я эмоционально ощущаю, переживаю Его. Он приносит в душу мир, тишину, радость, чистоту, некую крепость и силу, которая позволяет мне быть хозяином самого себя, – быть благим, милосердным, долготерпеливым, кротким, воздержным. Он укрепляет меня в вере. Он дает мне любовь к Богу и к людям – всем, до единого человека. Он утешает меня, Он наставляет меня на всякую истину, вразумляет, просвещает, животворит меня. – Это все не ново и не необычно – все это написано в  Гал.5:22-23 . Но одно дело – читать про это, и совсем другое – вкусить делом ( Пс.33:9 ). Но это не все, что я мог бы сказать про Святого Духа. Еще вот: Он чужд экзальтации, тусовочности, примитивного «попсового» аффектированного выражения эмоций. Он – Дух мудрости, порядка, устройства ( 1Кор.14:33 ), совершенства, полноты, я бы сказал – подлинной культуры. Он понуждает меня хранить Его в некоторой тайне – про это сказал Господь в Мф.13:44: Он – то Сокровище, которое, нашедши, человек утаил. Он делает человека внимательным, деликатным и тактичным. Он скромен: Ему не хочется публично «выворачиваться наружу», рекламировать, «пиариться». Он – со мною, но Он не понуждает меня совершать внутреннее разоблачение: «глядите, вот у меня – Дух Святой!» Он, наоборот, вразумляет меня подумать: метать ли мне бисер? ( Мф.7:6 ). Он хочет больше, чтобы я вошел в комнату свою и затворил дверь свою ( Мф.6:6 ), чем говорил о Нем всем подряд. Так, во всяком случае, Он открыл Себя мне. И вот, я свидетельствую: я знаком со Св. Духом.

http://azbyka.ru/o-svyatom-duxe

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010