Чисто иудейско-языческими глазами врагов Спасителя они смотрят на физический крест Его, как на позор и посрамление, тогда как Он Сам принял и «претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр.12:2 ) и именем креста, этого орудия казни Своей, Сам назвал страдания и скорби жизни человека, которые надлежит ему принять, а не отвергать ( Мф.16:24; 10:38 ). Если наши телесные страдания, как мы говорили, избавляют от грехов ( 1Петр.4:1 ) и их надо принимать с радостью и терпением, то и физический крест телесных страданий и смерти Спасителя или изображение Его деревянного креста достойно внимания, любви, почитания и прославления, как знамя нашего спасения, жертвы Его для нас, и пример и напоминание нам. Кому нужно отнятие сего креста от нас, как не диаволу, который-то и посрамлен именно этим крестом страданий и смерти Спасителя? Еще более неразумно и бессмысленно отрицание сектантами икон, которые они называют даже идолами. «Идол в мире ничто» ( 1Кор.8:4 ), изображение ложных, совсем не существующих в мире существ-богов. Назвать иконы, изображающие Спасителя и святых Его, идолами, это назвать Христа – Ваалом, Деву Марию, Которую ангел назвал благодатною, – Астартой и апостолов – такими же вымышленными и нечестивыми именами, тогда как и в древности изображение херувимов в скинии ( Исх.25:18 ) было изображением действительных существ ( Быт.3:24 ). Иконы также не идолы, как Христос не Ваал и Дева Мария не Астарта, и слепое богохульство это да обратится к осуждению невежд. Прежде «Бога не видел никто никогда», а потому и изображать Его было невозможно ( Втор.4:15–16 ), но потом «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» Бога ( Ин.1:18 ) и «Бог явился во плоти», «сделавшись подобным человекам и по виду, став, как человек» ( 1Тим.3:16 ; Флп.2:7 ). Поэтому изображение Бога в виде человека есть исповедание Его воплощения. Икона есть вещественный предмет, освященый благодатной силой и могущий подавать людям помощь. И такие предметы в Новом Завете есть. Одна женщина «прикоснулась к одежде» Спасителя и Он «почувствовал Сам в Себе, что вышла от Него сила» и женщина тотчас исцелела от болезни ( Мк.5:25–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Возрождение человека начинается и совершается через познание Бога. Кто не имеет расположения познавать Бога, тот остается невозрожденным и разве только по внешнему виду сходен с теми, кто действительно принадлежит Церкви Христовой. «Называющие себя христианами, организованные в общество, не являются Церковью Христовой, если не срослись с Христом, если не пребывают в Нем и Он в них ( Ин. 15:4 ), если не пребывают в Его любви, если не любят друг друга, как Христос возлюбил всех ( Ин. 15:4–17 ), если они не друзья Христа, если не исполняют всего того, что Он заповедал ( Ин.15:14 ), если не вошли, как живые камни, в стройное здание – Церковь Христову ( 1Пет.2:5 ; Еф.2:20–22 )» (проф. Д. Дюлгеров Единство Церкви. «ЖМП», 1960. с. 42). Евангелие возвещает спасение всем людям, Христос каждого призывает в Свою Церковь , каждый может стать ее членом и наследовать жизнь вечную. Но чтобы войти в Церковь , стать членом Тела Христова, необходимо выполнить условия: «Если кто не родился от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», – говорит Спаситель ( Ин.3:5 ). И еще: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Приобщение человека к Телу Христову совершается через Таинства, которые преподает верующим святая Православная Церковь . Такова, коротко, сущность православного учения о Церкви. Теперь определим основные расхожения этого учения и учения протестантов, следуя доброму завещанию святого апостола Петра: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». ( 1Петр.3:15 ). Протестанты утверждают, что церковью может быть любое собрание верующих во Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». ( Мф.18:20 ). А где Христос, там и Церковь , – считают протестанты. Как мы видим из слов Евангелия от Матфея, Господь говорит здесь совсем не о том, что двое или трое, собравшись во имя Его, могут составить Церковь , а о том, что Он скорее исполнит желание нескольких человек, единодушно молящихся, чем множества разномыслящих. То, что двое или трое не составляют Церкви, видно из предыдущих слов Спасителя: «Если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф.18:16–17 ). Если бы два или три свидетеля уже составляли церковь , Спаситель не добавил бы: «если не послушает их, скажи церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Кроме того, формы с очень близким значением могут пониматься по-разному в разных языках. Например, в 1Петр. 4:18 сказано: праведник едва спасается. Греческая форма σζεται может быть и пассивной и медиальной, то есть ‘бывает спасаем’ и ‘спасает сам себя’. В принципе русская возвратная форма спасается тоже может подразумевать и то и другое, а ведь эта разница имеет догматическое значение. Потому НЗК переводит эти слова как праведник с трудом может быть спасен, исключая идею «самоспасения». Еще одна разновидность ошибок – стилистическая. Например, переводчик слепо копирует грамматические показатели оригинала просто потому, что они есть в тексте, даже если на ЯП это звучит неуклюже и тяжеловесно. Например, в Быт. 46:7 мы читаем в СП: «Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет» – и все это только потому, что в древнееврейском притяжательные суффиксы употребляются в таких случаях обязательно, равно как и форма ‘с собой’. БСР обходится без них: «сыновей, внуков, дочерей, внучек – весь свой род он привел в Египет». Подобное излишнее употребление притяжательных местоимений возникло и в тувинском, где притяжательность может быть выражена и местоименным суффиксом, и отдельным словом. В первых черновиках слишком часто употреблялись сразу оба способа: мээ алым, букв. ‘мой дом – мой’, а в дальнейшем они заменялись просто на аалым там, где не было эмфазы (ср. франц. Ma maison à moi – ma maison). С другой стороны, может потребоваться добавление притяжательного суффикса даже там, где его нет в оригинале. Так, в Мф. 28:18 приводится формула во имя Отца и Сына и Святаго Духа, которая на тувинский была переведена как Аданы, Оглуну болгаш Ыдыктыг Слдени ады-биле ‘Отца, Его Сына и Святаго Духа именем’ просто потому, что по-тувински нельзя говорить об «Отце и Сыне» вообще, местоименный суффикс должен указывать на отношения между ними. 4.5.4. Указание на действующих лиц Разговор о притяжательных местоимениях подводит нас к следующему вопросу: а как вообще идентифицируются действующие лица в тексте? В любом языке существует несколько способов указать на них с разной степенью эксплицитности:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Изречений Писания о том, что Иисус Христос Своим воплощением, страданиями и смертью исполнял только волю Отца и что Он чрез это действительно воссоздал тварь, трудно и перечислить – столь их много. Иисус Христос постоянно говорил, что Бог Отец послал Его в мир и что Он творит Его волю, исполняет Его слова или заповеди, и что заповедь Отца состояла в том, чтобы Сын добровольно отдал Свою душу ( Ин. 10:17–18 . Сн. ). Вот сколько подобных изречений находился в одном только Евангелии от Иоанна, хотя мы не ручаемся, что они и отсюда все выписаны! И воля Отца была исполнена Сыном, о чем Он Сам торжественно засвидетельствовал в молитве к Отцу: Я прославил Тебя на земле, говорил Он Отцу, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Иоан.17:4 ); а это дело состояло в том, что Он даст жизнь вечную всему, что дал Ему Отец ( Ин. 17, 2 ). И апостолы свидетельствуют, что Сыном Божиим действительно совершено то, для чего Бог послал Его в мир. Так, напр., Иоанн Богослов говорит, что Иисус Христос есть ходатай наш пред Богом и Он есть умилостивление за грехи всего мира ( 1Иоан 2:1–2 . Ср. Римл. 8:34 ); а умилостивление за грехи составляет начало воссоздания твари. Апостол Павел прямо говорит, что мы примирились с Богом смертью Сына Его ( Рим. 5:1, 10 ), оправдались чрез веру в Него (5:1, 18–19) и будем царствовать в жизни посредством Него (5:17), что ветхий наш человек распят с Ним, (6:6), что чрез воскресение Его мы ходим в обновленной жизни (6:4), что во Христе Иисусе мы живы для Бога (6:11), что чрез праведность благодать воцарилась к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (5:21; 6:23), что Он создал нового человека ( Еф. 2:15 ). Апостол Петр говорит, что Бог Отец возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому ( 1Петр. 1:3 ). – Мы привели далеко не все изречения из апостольских посланий о том, что Иисус Христос действительно исполнил предвечную волю и мысль пославшего Его Отца касательно воссоздания рода человеческого и действительно совершил это воссоздание, но довольно и приведенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

1) «Как прежде мы слышали, так и теперь еще говорим: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). В этих словах св. ап. Павла слышится и грозное, и чрезвычайно важное внушение. Смысл его таков: кто проповедует учение не так, как возвестили св. Апостолы, кто изменяет его, искажает, да будет отлучен от общества верующих во Христа Спасителя, да не признает его Церковь своим сыном. И когда ставится вопрос о проявлении Апостольской веры в жизни Церкви, то естественно, предполагается возможность разных ответов на него: один ответ, – это свидетельство о полном, непогрешимом воплощении ее, второй, – указание на усвоение частичное, ущербное. Первое, – истинное, правое, православное; второе, – отступление от правой веры, искажение ее, ересь. Отсюда следует: критерием, для определения истинности Церкви, православному христианину служит сопоставление (в древне-церковной литературе «прескрипцио») Апостольской веры, Апостольского исповедания с исповеданием исторически оформлявшимся, на протяжении веков воплощавшимся в жизни Церкви, – короче: констатация проявления Апостольской веры в жизни его Церкви. Чему же учили св. Апостолы и что из их учения усвоено Православной Церковью ? – Отвечая одним словом, надо сказать: все. Потому, она и есть Православная или Правоверующая, что «непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение» (Митрополит Московский Филарет. Катехизис. M., 1894, с. 49). 2) Основная черта Апостольского свидетельства, – это Христос Распятый и Воскресший. Мы проповедуем Христа распятого… Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). «Слово о кресте… для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ). «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь… что Христос умер за грехи наши… и воскрес в третий день» ( 1Кор.15:1–4 ). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ), (Ср.: Деян.2:23–24 ; Деян.3:25 ; 1Петр.3:18 ; Еф.1:7 ; Евр.2:14–25 …). – В этих кратких апостольских словах выражена главнейшая истина Апостольской веры, – победа над вечной смертью . В ней св. Апостолы видят знак и основание будущего воскресения из мертвых, возрождения и обновления мира. Факт воскресения Спасителя, они ставят в тесную связь с судьбой всего мира. Без Христова Воскресения надежды и ожидания человечества, относительно будущей его судьбы и всего мира, не имели бы настоящей основы. «Если Христос не воскрес, то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша… и мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор.15:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Статья 2: О святой Церкви и Крещении От Евангелия начинается вера, а от веры – христианин, как сказано в предыдущей статье. Собрание же христиан составляет Церковь , в которую вход бывает не через что иное, как только через веру и святое Крещение. Поэтому в сей статье вкратце предлагается рассуждение о Церкви и святом Крещении. Глава 1: О святой Церкви «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святую Церковь в Господе " ( Еф.2:19–21 ). § 289. Под Церковью здесь подразумевается не храм Божий, как называют его особенно простые люди, хотя и храм Божий может назваться церковью, потому что в нем собираются верные на общую молитву, славословие Божие, благодарение, слушание Божия Слова, приобщение святых Таин, и т.д., но подразумевается Церковь – собрание верных, по всему миру живущих, в Бога и Христа, Сына Божия, право и истинно верующих, проповедью Божия Слова просвещаемых и святые Тайны право содержащих. Из греческого языка: «Екклесиа» – Церковь , т.е. «вызвание», потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны из сатанинской области в царство Христово, из тьмы – в чудный Его свет, как учит апостол: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ; Деян.26:18 ). § 290. Святая Церковь имеет различные именования и уподобления, которые ей дает святое Божие Слово. 1) Святая Церковь называется духовным Христовым Телом, сыны ее святые – члены духовные, преблагословенную Главу – Христа – имеющие и признающие, и верой и любовью с этой Главой соединенные. Так именует ее святой апостол: «Как в одном теле естественном у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно Тело во Христе, а порознь один для другого члены» ( Рим. 12:4–5 см. еще: 1Кор.10:17, 12:27 ; Еф.1:22–23, 4:12, 16, 5:23, 30 ; Кол. 1:18, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Подлинность этих посланий обнаруживается из образа выражения и прочего строя речи. Ибо и здесь писатель часто повторяет свою речь, говоря одно и то же об одном и том же, при малом к тому поводе, чтоб утвердить речь. О двух предметах просит апостол избранную ту: о том, чтобы она ходила в любви, и о том, чтобы отвращалась еретиков. Называет ее избранной ( κλεκτη) или по имени, или по любви к добродетели. Говорит, что любит ее по истине, и не только ее, но и всех единонравных ей, имеющих истину, утвержденную в самих себе. Говорит, что любит по истине, ибо можно любить притворно, одними устами, как сам он в первом послании ( 1Ин.3:18 ) обличил некоторых верующих, но лицемерных. Сказав: «которая пребывает в нас», прибавил: «и будет с нами вовек». К этому опять присовокупил, что будет с нами благодать и милость, показывая, какие блага произрастают от совершенной любви. 2Ин.1:3 .  Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. К словам: «от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа», прибавил еще: «Сына Отчего». Ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Ефес. 3,15 ). В истине и любви. Этими словами придает достоверность речи и указывает признак любви, о которой говорит. «Мир» – то есть мир истинный и твердый, а не по одному только виду. 2Ин.1:4 .  Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. Поистине дело весьма радостное – найти человека, непреткновенно идущего поприщем веры во Христа по Его заповеди. Какая же это заповедь? Та, о которой Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдет заповеди Мои» ( Ин. 14,23 ). Отцом называет здесь Христа, потому что Он есть и отец тех сыновей, которые по домостроительству даны Ему Отцом, как сказано: «вот я и дети, которых дал мне Бог " ( Ис. 8,18 ). Примечай и здесь подлинность настоящего послания. В этом случае оно согласно со сказанным в первом послании ( 1Ин.5,2–3 ): знаем, что любящий Бога соблюдает «заповеди Его». Ибо поступать по заповедям – то же, что соблюдать их. Добродетели деятельны, и бытие имеют тогда, когда совершаются. Посему, кто перестал ходить в добродетелях, тот и не хранит их. «Ходящих» сказано с мыслью указать на преуспеяние. Ибо чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больший приобретает навык к добру. Посему, думаю, сказано и сие: «во что желают проникнуть Ангелы» ( 1Петр. 1,12 ). Ибо блага, дарованные нам вочеловечившимся Словом, столь велики, что и ангелам желательно получить хотя некоторое понятие о них. Ибо так нужно понимать «проникнуть» ( παρακψαι). Всякий благоразумный желает того, что не прекратится, но продолжится навсегда. И как неисчерпаемое нельзя всецело обнять, то желательно по крайней мере, насколько возможно, сделаться участником в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще во дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла… Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим. 4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую, некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим. 1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Филип. 1:16 ; ср. 1Тим. 6:35 ; 2Тим. 3:5 ). 3) О возникновении последующих ересей и заблуждений апостолы многократно и ясно предсказывали ( 2Петр. 2:1–2 ; 1Кор. 11:19 ; 1Тим. 4:1 ; 1Иоан. 2:18–19 ; Деян. 20:30 ; 2Тим. 4:3 ). Первыми, на ком исполнилось печальное предсказание апостолов, являются еретики первых веков христианства, таковы: Ариане – нечестиво мыслившие о Сыне Божием, Македониане – нечестиво учившие о Св. Духе, Несториане, Евтихиане, Монофелиты и мног. другие. 4) Возникновение ересей у нас на Руси относится к разным периодам времени: первою по времени ересью-сектою возникло: хлыстовство, в половине 17 века. Из хлыстовства, как протест против безнравственной разнузданности этой секты, возникло скопчество и друг. мистического настроения секты, затем, около половины 18 века, появляется рационалистическая секта духоборцев. В 80-х годах – молоканство и штундо-баптизм со всеми его разветвлениями, далее идут пашковцы, толстовцы адвентисты и прочие крупные и мелкие секты, да и из прежних, старинных сект вырождаются новые, как, напр. из хлыстовства развивается секта «Новый Израиль» с явным и неприкровенным (не как у хлыстов) отвержением православного христианства. 5) Сущность заблуждения сектантского и совращение в сектантство можно выразить следующими словами ап. Петра: «Обещают им (совращаемым) свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди» ( 1Петр. 2:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сияние – символ блаженства и близости св. угодников к Богу, обитающему во свете (Мф. 13:43; 1Тим. 6:16 ; Исх. 34:29 ; 2Кор. 3:7,8 ). Св. крест Учение православной Церкви о почитании св. креста «Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем чтобы святыя и честныя иконы предлагались так же, как и изображение честнаго и животворящаго креста... взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самых первообразах, прибретают более любви к ним и получают более побуждений чествовать их лобызанием, почитанием и поклонением, не тем истинным богопоклонением, которое по вере нашей приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому образу, как воздается честь изображению честнаго и животворящаго креста, св. Евангелию и прочим святыням – фимиамом и поставлением свечей, какой благочестивый обычай был и у древних» (Догмат 367 св. отец седьмого всел. собора) 42 . Из этого соборного определения видно, что св. крест со времен апостольских служил предметом самого глубокого уважения и религиозного почитания среди христиан, и на образ почитания его отцы собора указывают иконоборцам, отвергавшим чествование св. икон, но не св. креста. Крестная смерть Иисуса Христа не есть посрамление для Него Слово Божие учит, что крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа а) были предопределены: «искуплены вы... драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» ( 1Петр. 1:18–20 ; сн. Евр. 10:5–7 ), т. е. когда пришло время. Бог от вечности знал о грехопадении человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его, воплотившись, восстановил человека, искупив его Своею Кровию, пролитой на кресте. «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» ( Деян. 2:23 ). «Богъ же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (– 3:18). «Собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса... Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (– 4:28), «т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

98 С точки зрения библейского подхода к происхождению живых существ, включая человека, их психика появилась в момент их создания, а не постепенно в процессе, так называемой, эволюции. 99 См.: Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972. С. 44. 100 «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» ( 1Петр. 1:24 ). 101 «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор. 4:17, 18 ). «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ). 102 Прп. Серафим Саровский, которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю: «Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, — только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал — сказать тебе невозможно … Ах, если бы ты знал, какая сладость ожидает праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы самая эта келлия была полна червей, и они бы всю жизнь нашу ели нашу плоть, то и тогда надо бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости» (105:53). 103 Здесь использована терминология блж. Августина. 104 «Интеллект — способность решать возникающие в настоящем проблемы на основе прошлого опыта с точки зрения возможных будущих последствий» (Шибутани Т. Социальная психология).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010