Перейдем к библейскому анализу идеи апокатастасиса и остановимся на тех евангельских местах, которые с достаточной очевидностью говорят против учения апокатастасиса: «И ксли соблазнякт тебя рука твоя, отсеки се. Лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:43-46 ); «но кто будет худить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» ( Мк.3:29 ); «Тогда скажет (Царь. — Ю. 3. ) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ); из слов Авраама к богачу, находящемуся в аду; «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ); «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фесс.1:9). Существует точка зрения, что слово «вечный» (греч. αινιον) в этих случаях означает «вековой», т. е. длящийся нынешний век, «эон», но не переходящий в жизнь будущего века 9 . Но и по смыслу, и по букве такое понимание не является верным, что можно увидеть из других многочисленных случаев употребления этого слова: — вечные обители: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ); — вечные времена: «Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано» ( Рим.14:24 ); — вечный день; «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный» ( 2Петр.3:18 ); — вечная слава; «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ); «Посему я все терплю ради из разных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» ( 2Тим.2:10 ); «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит да соделает непоколебимыми» ( 1Петр.5:10 );

http://azbyka.ru/o-posmertnoj-uchasti-lu...

к сожалению, подобен тому, кто уже никого не слушает. 67. «…Ибо Он знает тайны сердца.» (Пс. 43:22). Узкий и широкий путь У лестницы, ведущей вверх, есть множество ступеней, На узком пути, ведущем внутрь, есть множество дверей, У пропасти нет ступеней, На широком пути нет ворот. 68. «…Ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.» (1Петр. 4:1-2). Жить не по плоти Тот, кто вышел из темницы, удивляется обилию света, Тот, кто выбрался из непроходимого ущелья, облегченно вздыхает, Тот, кто переплыл опасную реку, любуется землей, Тот, кто убежал от разбойников, радуется жизни. 69. «…Дорожа временем, потому что дни лукавы.» (Еф. 5:16). Дни лукавы Успей обернуться – ты такого не знал, – и узнаешь, Успей прикоснуться – ты такого не чувствовал, – и почувствуешь, Успей прислушаться – ты такого не слышал, и услышишь. Успей приглядеться – ты такого не видел, и увидишь. Неизвестно только, успеешь ли? 70. «Он вывел меня на пространное место…» (Пс. 18:20). Апория Не падаешь, а ухватиться не за что, Летишь, а ничего не движется, Стоишь неподвижно, а от скорости захватывает дух, Не живешь, а умереть невозможно. 71. «Остановитесь и познайте, что Я - Бог» (Пс. 45:11). Тормозной путь Кораблю, чтобы остановиться, нужно несколько миль, Поезду – несколько километров, Автомашине – несколько десятков метров, Человеку, чтобы остановиться, нужна целая жизнь. 72. «…Чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.» (Рим. 7:6). Пользоваться и дрежаться По лестнице – отражению в воде подняться нельзя, но упасть в воду можно, Слова в книге прочитать можно, но сразу все понять – нельзя. За сами слова держаться нельзя, а за их смысл – можно, Пользоваться представлениями можно, но держаться за них нельзя. 73. «…В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.» (Пс. 47:11). Работа Вызывает улыбку слово «работает», когда: Сторож сторожит, Музыкант играет,

http://isihazm.ru/?id=116

Увидел его друг, пожалел, посоветовал: «Попробуй коров пасти – они поспокойнее будут». Стал парень пасти коров. А с ними – новые напасти: непослушные они, упрямые. Молодой пастух весь вымотался с коровами: в лес убегут – не соберешь. И хозяйки ругаются, где молоко? Встретил парня его друг, и спрашивает: «Ну как работа, спокойная?» – «Хуже не придумать, – ответил расстроенный пастух. – И вообще, мне кажется, что не моя это работа». – «А раз не твоя, займись тогда своим полем». Вышел парень на свое поле, стал сорняки полоть, камни выбрасывать. Видит – тоже нелегко. «Ничего, – утешал он себя, – зато свобода! Ни коз, ни коров. И свежего воздуха полно». 17. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху…» (2Тим. 4:3). Два любителя книг Встретились два любителя книг, остановились поговорить. «Что нового?» – спрашивает один. «Есть одна хорошая книга, мне очень понравилась», – отвечает другой. «А о чем?» – «Вообще, о жизни». – «Тогда принеси и мне почитать». Через несколько дней, выбрав свободное время, владелец книги пришел к своему другу. Смотрит, а тот занят своей собакой – обучает ее палку приносить. «А, здравствуй! Я, вот, собаку купил. Каждый день с ней занимаюсь», – приветствовал его товарищ. «А я тебе книгу принес почитать, как обещал», – сказал гость. Но счастливый владелец собаки был до того увлечен дрессировкой, что уже не слышал своего друга. «Да оставь ты свою собаку в покое! – не выдержал тот. – Вот – книга новая, посмотри!» – «А, книга…? – обернулся хозяин собаки. – А про собак у тебя ничего нет?» 18. «(Сарра повиновалась Аврааму…) Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Петр. 3:6). Монах должен быть бесстрашным Дрессировщик тигров должен быть смелым, Объездчик лошадей должен быть ловким, Ловец ядовитых змей должен быть отважным, Тот, кто укрощает в себе злые помыслы, должен быть бесстрашным. 19. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.» (Ин.

http://isihazm.ru/?id=131

Разговор теней Отец с мальчиком шел по улице и им повстречался давний знакомый. Мужчины разговорились, оживленно жестикулируя. Мальчик, скучая, посмотрел вниз и увидел, что тени взрослых повторяют их жесты. Он потянул отца за руку, показал на тени и спросил: «Папа, а они тоже разговаривают?» 21. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Мф. 7:6). Выступление на ученом симпозиуме Как-то раз на один симпозиум приехал ученый с научным докладом. Там собралось много любителей острых дискуссий. Как только коллега вышел на трибуну и открыл рот, из зала раздались возгласы ученых мужей: «Неверно! Неправильно!» Докладчик поспешил закрыть рот, и снова раздались крики: «Это тоже неправильно!» Тогда докладчик не удержался и воскликнул: «Так я же еще ничего не сказал!» – «Вот это правильно!» – услышал он из зала. 22. «Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать…» (Лк. 21:14). Не обдумывать заранее Будет гораздо лучше, если: Не представлять заранее того, чего не знаешь, Не гадать заранее о том, чего не случилось, Не придумывать заранее разговора, который еще не состоялся, Не обдумывать заранее встречи с тем, кто еще не явился. 23. «Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои…» (Пс. 118:43). Разговор двух мам Встретились на прогулке две молодые матери с детскими колясками и разговорились. «Мой малыш, – сказала первая мама, – уже знает меня и мужа, и даже бабушку и дедушку». – «А мой, когда мы с ним приезжаем в детский магазин, – ответила вторая мама, – всегда мне сам говорит, какую соску ему купить». 24. «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1Петр. 4:18). Привязь Отвязавшись от привязи, даже осел стремится убежать подальше. Давно бы свинья убежала от ножа, да отруби не пускают. Давно бы пьяница бросил пить, да вино не дает. Никогда бы птичка не попалась в сети, если бы там не было зернышек. 25. «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем…» (Пс. 14:2).

http://isihazm.ru/?id=107

Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Апок, гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим,4:14 и т. п,). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия, «Есть лжеапостолы», – предостерегает св. Павел коринфян ( 2Кор.11:13–15 ), – «лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды. Есть люди, смущающие вас», –      предостерегает св. Павел галатийцев ( Гал.1:7–12 ), – «желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа, Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите », –заповедует и Иоанн Богослов (2Ин. ст. 10). «Блюдитеся от псов», – предостерегает св. Павел филиппийцев, – «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения, Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Фил.3:2–17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – всем быть вся, да всяко некие спасут, – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Петр.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«Приимите Дух Свят», сказал Иисус Христос, благословляя Апостолов и дарствуя им, а через них и всей церкви различные дары благодати. Им же могут быть через Духа Святаго подаваемы и особые исключительные дары совета и вразумления, столь необходимые при разборе всяких недоумений. И Он, как Первосвященник вечный Своей церкви, и как Глава всего духовного тела ее, не оставляющий ее никогда, подает ей благодатные дары, которые ей благопотребны на разные времена и обстоятельства. Главенство в Церкви Господь и Спаситель наш, придя в мир грешные спасти, не имел, где главы приклонити. Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, И Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, говорит апостол ( Флп.2:710 ). Возьмите иго Мое на Себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, сказал Сам И. Христос ( Мф.11:28–29 ). Однако и Он говорил о Своем главенстве в Церкви сначала прикровенно, а потом и ясно. Сказавши притчу о злых виноградарях, убивших сына Владыки, И. Христос привел в заключение пророческое о Нем указание, как на краеугольную основу или главу церкви (Ср. Пс.117:22 ; Мф.21:4244 ; Мр.12:10 ; Лук.20:17 ). Воспроизводя это указание Христа на Себя, как Главу Церкви, св. ап. Петр в своей знаменитой речи перед первосвященниками и книжниками еврейскими, сказал: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся Главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:11–12 ). В другой раз он сказал: Приступите к Нему, камню живому, и сами, как живые камни, устройтесь в дом духовный, ибо сказано в Писании: Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится ( Пс.28:16 ). Итак Он для Вас, верующих, драгоценность, камень который сделался Главою угла ( Пс.117:22 ), камень претыкания и соблазна, о который претыкаются непокоряющиеся Слову ( 1Петр.2:47 ). Здесь иносказание об И. Христе как Главе Церкви, берется из образа дома, устрояемого так, что в нем один необыкновенный камень составляет центр, на котором держится все здание (как на фундаментальной скале). В том же сравнительно образе сказано И. Христом еще более ясно о Себе, как Главе: Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Таким образом. И. Христос есть Глава Церкви и потому, что Он основной камень ее, как здания, а еще более потому, что Он и Создатель ее, как совершивший главное дело для нее, а именно пролитие крови Своей, которым (пролитием) положено краеугольное начало спасения, и о котором поется в церкви в день Благовещения: днесь спасения нашего Главизна. И многие другие сравнения указывал И. Христос для Своего главенства в Церкви, напр., то, что Он – Пастырь, а верующие – овцы ( Ин.1:11–14 ), что Он лоза, а они ветви ( Ин.15:5 ). Кроме того Апостолы называли Его Первосвященником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Таким образом, пастырская власть, врученная Иисусом Христом апостолам, была передана ими своим преемникам, которые; в свою очередь передали ее последующим и так далее, и так будет всегда, до скончания века. Христос, облекая апостолов благодатной властью, сказал им: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18–20 ), а еще раньше обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин.14:16 . Апостолы не могли пребывать во плоти до скончания века, поэтому ясно, что обещание Господа относится ко всем их преемникам, на которых так же пребывает Дух Святый: «Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). Истинное священство пребудет в Церкви пока она существует, а она будет существовать до скончания века. Апостол Петр, преподавая наставления пастырям относительно управления Церковью, говорит: «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Петр.5:1–4 ). Это значит, что исполнение пастырской обязанности – пасти стадо Христово – должно продолжаться до Второго пришествия Спасителя и Страшного суда, когда истинные пастыри Христовы получат награду от Бога. «Вопрос о церковной иерархии принадлежит к числу самых больных вопросов сектанства», – справедливо замечает исследователь русского сектанства К. Плотников (К. Плотников. История и обличение русского сектанства. СПб, 1916). Протестанты признают Иисуса Христа единственным посредником между Богом и человеком. Поэтому они считают иерархию совершенно ненужным посредничеством, стесняющим и ограничивающим дарованную христианам свободу. Протестанты полагают, что все верующие во Христа (т.е. все члены их общества) имеют духовное священство, а пресвитеров избирают и поставляют только ради организации и порядка в общине. Избранные и «рукоположенные» лица не получают при этом никаких благодатных даров и являются лишь уполномоченными от общества, чтобы учить, проповедовать и руководить делами общины. В доказательство своего положения, что все верующие во Христа составляют духовное священство, протестанты обычно приводят слова апостола Петра: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы...» ( 1Пет.2:5 ). А также: «вы – царственное священство» ( 1Пет.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим.6:4–5 ). Здесь говорится, что мы воскреснем так же, как и Христос; воскресение людей будет таким же, как и воскресение Иисуса Христа. Но вдумайтесь, если, по учению секты, Христос воскрес духом, то и мы в таком случае воскреснем только лишь духом, а не телом! Странно, но «Свидетели Иеговы» внушают, будто люди будут все же воскрешены телесно, в то время как Спаситель – духовно. Налицо еще одно противоречие Слову Божию. Однако нам еще важно все же понять, откуда они взяли это учение. Каковы причины появления такого учения? Ответ объяснит нам многое. Базируется это учение на словах апостола Петра: «(Христос) быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Петр.3:18 ). Обратите внимание, что речь здесь идет, во-первых, о том, что Христос не «воскрес», а «ожил духом» – то есть Его Душа вышла из умершего тела. Речь идет вообще не о воскресении. Здесь говорится о том явлении, которое секта так Настойчиво отрицает – жизнь души человека после смерти. Во-вторых, если мы присмотримся к тексту, то станет очевидным, что во время смерти у Христа вышла Его Душа: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» ( Лк.23:46 ). Потому-то здесь не говорится о воскресении Христовом, а сказано, как Он вышел из смертного тела Своей Душой. Он, ожив духом, и духом же сошел во ад («темница») для проповеди об избавлении находящимся там: «которым... сойдя, проповедал» (там же). Проповедал Он кому? Духам людей, живших во времена Ветхого Завета: «духам, сойдя, проповедал некогда непокорным... во дни Ноя» (3:20). И только лишь на третий день Господь Иисус Христос воскрес телом. Апостол Петр, обращаясь к толпе иудеев, сказал им:«... о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян.2:31 ). Более чем очевидно, что секта, отвергая существование души человека после смерти, не может честно объяснить данные места Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Об этом древнем церковном обычае есть указания в древних литургиях и у святых отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского , Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Августина, И. Дамаскина и др. 2 Вопросы и ответы православного 1) Из каких мест св. Писания видно, что умершие мертвы только телом, но живы душой, и что они живут за гробом сознательно–разумной жизнью? 1) Это видно из слов Самого Спасителя, сказавшего: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» ( Мф. 22:31–32 ), «ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ). И св. ап. Павел говорит: «живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем; и потому живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того и умер, воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ). Об этом же говорит притча о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ) и проповедь Христа находящимся в аду грешникам ( 1Петр. 3:18–19 ), а также те места св. Писания, в которых говорится о праведниках, что они окружают на небе престол Божий, видят Бога, поклоняются Ему и восхваляют Его в песнях и словословиях (От. 4:10–11; 7:9–10; 5:9; 14:3; 15:3). 2) Откуда из св. Писания видно, что умершие вместе с живыми принадлежат единой Церкви Христовой, возглавляемой Христом? 2) Это видно из следующих мест св. Писания: «Вы приступили, говорит христианам ап. Павел, к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22–23 ). Христос, как уже сказано выше, «владычествует и над мертвыми, и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ), «ибо Бог положил в Нем Свое благоволение, дабы все небесное и земное соединить под главой Христом» ( Еф. 1:10 ). «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил. 2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Что они живут сознательной жизнью, а не спят до воскресения из мертвых, как ложно мудрствуют адвентисты, это видно, напр., из первой книги Царств, где говорится о том, как Саул с помощью волшебницы Аендорской, вызвал умершего Самуила, явившегося с того света и предсказавшего смерть Саулу с его сыновьями и гибель всего Израильского войска (28–ая глава). Не спали, а жили сознательной, бодрственной жизнью Авраам, Лазарь и богач ( Лук. 16 гл.), не спали непробудным сном и явившиеся во время преображения Господня Моисей и Илия ( Мф. 17:1–3 ). Наконец, если бы святые и вообще все умершие спали непробудно до второго пришествия, а не жили сознательной жизнью, то не возможна была бы им и проповедь Христова об их избавлении после славного воскресения Христа Спасителя; но в Писании сказано: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши; праведник за неправедных, был умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед проповедал» ( 1Петр. 3:18–19 ). О том, что святые молятся на небе за нас грешных, мы уже видели, а что они покланяются Богу, воспевают и восхваляют Его, это видно из многих мест св. Писания. «Тогда двадцать четыре старца падают перед Сидящим на престоле и покланяются Живущему во веки веков» (От. 4:10–11). «И двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых, и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своей искупил нас Богу из всякого колена, и и языка, и народа, и племени» (От. 5:8–9; См. еще: 7:9–10; 11:16–17). Итак, из вышеизложенного видно, что учение адвентистов о бессознательном состоянии на небе душ святых совершенно ложно, ибо противоречит св. Писанию. 11) Мы знаем, говорят баптисты, молокане, евангельские христиане и другие сектанты, что святые, как и Ангелы, живут на небе сознательной жизнью, но все–таки обращаться к ним с просьбами бесполезно, ибо святые не всеведущи и потому не могут нас услышать на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010