Женщине же первой Он открыл и тайну Своего Божественного посланничества ( Ин.4:7 дал.). Его первое чудо было совершено по вере и просьбе Его Пречистой Матери ( Ин.2:4 дал.). Женщина, из чувства благоговения ко Христу возлиявшая на Него драгоценное миро, есть единственная личность в Евангелии, которой обещано бессмертие в истории ( Мк.14:9 ). Многие из женщин оставляли все для Христа, постоянно следуя за Ним и служа Ему своими имениями ( Лк.8:2–4 ). Евангелие сохранило для нас те дышащие любовью и вниманием слова Спасителя, которыми Он под тяжестью несомого Им креста утешал Своих верных последовательниц и ревностных учениц, «плакавших и рыдавших о Нем» и не оставлявших Его даже на пути к вольным страданиям ( Лк.23:27–31 ). Последние Его слова со Креста относились к Матери Его Марии, которую Он поручил попечению Своего любимейшего ученика ( Ин.19:26–27 ) 49 . Женщина первая явилась к Его гробу ( Мф.28:1 ; Мк.16:1 ; Ин.20:1 ), первая удостоилась видеть Его воскресшим ( Мф.28:9 ; Ин.20:11 ), первая (в противоположность сомневавшимся ученикам) поверила в воскресение Христово, и первая принесла радостную весть об Его восстании из гроба ( Ин.20:18 ). Подобно Спасителю, апостолы и св. отцы не только сами не пренебрегали усердием и услугами благочестивых жен, но и мужей учили любви, чести и уважению к их жёнам ( Еф.5:25,28 ; Кол.3:19 ; 1Петр.3:7 ). А ап. Иоанн так проникся уважением к одной благочестивой женщине, что даже пишет послание ей и называет её «избранной (по-слав. – «возлюбленной») госпожей» ( 2Ин.1:1 ). «Хочешь ли, – наставляет мужа св. Иоанн Златоуст , – чтобы жена повиновалась тебе? Заботься о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за неё жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассечённым или потерпеть что бы то ни было, не отказывайся» 50 . В древней Церкви важность женщин едва ли может быть оспариваема; их ценили как силу миссионерскую, и охотно заботились об их нуждах 51 . Итак, христианство придало женщинам новое высокое достоинство, вывело их из праха уничижения и поставило рядом с мужчинами, и, во всяком случае, слишком далеко от того, что хотят навязать ему Бебель, Геккель и др., будто бы оно учит презирать женщину, ставить её в один разряд с прислугой и домашними животными 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Так как нельзя представить примера, где целая речь Спасителя состояла бы из повторений сказанного прежде, без всякой новой мысли, как это видно в ст. 44–50, и такое извлечение мыслей из поучений Спасителя вполне прилично ученику Христову, то в ст. 44–50 надобно признать продолжение размышления Иоаннова. Связь с предшествовавшим такая: словами Христа Иисуса показывается виновность неверия иудеев. Иисус же воззва и рече: аорист κεκραξε και ειπεν, не может значить давнопрошедшего, но выражает повторявшееся действие. Иисус возвещал вслух и говорил: Веруяй в Мя не верует в Мя, но в пославшего Мя. И видяй Мя видит пославшего Мя. То и другое показывает во Христе не одну человеческую личность, которая была бы отдельна от божества. Потом учит, что вера переходит через Него к Богу, через посланного к пославшему, через Сына к Отцу. Те же мысли Ин.8:19–42, 5:24–38 . Так учили и апостолы Петр ( 1Петр.1:21 ) и Павел ( Евр.7:25 .) Видяй, по слову евангелиста, то же, что веруяй, а не то, что холодно размышляющий; видяй – в том же состоянии, как видел Исаия в явившемся Господе славу Христову (ст. 38). Ст. 46. Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет. Мысль предложена была Ин.8:12 . Только здесь в резком виде представлено печальное состояние человека, остающегося без веры во Христа. Кто остается без веры в Иисуса, тот останется во тьме, какие бы меры ни брал он выйти из тьмы. Ст. 47–48. И аще кто услышит глаголы Моя и не верует: Аз не сужду ему... Слыша хулы иудеев на Иисуса, могли смущаться тем, что Иисус Христос оставляет их ненаказанными. В успокоение таким объясняется, что Сын Божий пришел спасать мир, для произнесения же осуждения миру будет свое время. На это указано было Ин.3:17–18 . Особенность здесь – состояние неверия. Это не то, что одна небрежность, невнимание, а то состояние, когда понимают достоинство наставления и однако отвергают его с презрением гордым, видят истину и стараются не допустить ее до души ( Евр.3:12–19 ). Ст. 49–50. Аз не от Себе глаголах... Упорное презрение, оказываемое к Иисусу Христу, относится и к Отцу, которого поручения исполняет Он. Об этом говорено было не раз, Ин.5:24–30, 6:39–40, 7:16, 8:38 . 1 1 Главы XIII-XIX евангелия Иоаннова объяснены в беседах о страданиях Спасителя ч. 1. 2. Спб. 1859. Потому здесь не предлагается объяснение им. Читать далее Источник: Учение евангелиста Иоанна о Слове/Соч. преосвящ. Филарета Гумилевского (архиеп. Черниг.). – Чернигов: Ильин. тип., 1869. – 247 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ветхозаветные жертвы были прообразованием великой, всемирной, новозаветной жертвы, какою был Иисус Христос , Спаситель мира ( 2Кор.5:21 ). Всяк первосвященник, во еже приносити дары и жертвы, поставляем бывает: темже потреба имети что и Сему (Христу), Который есть также священник ( Евр.9:11 ), еже принесет ( Евр.8:3 ). Действительно, Он и принес едину о гресех жертву (10:12). Эта жертва была Он Сам: Он предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания ( Еф.5:2 ), или частнее – Его тело: освящени есмы принесением тела Иисус Христова единою ( Евр.10:10 ); или кровь Его: вы избавистеся от суетного вашего жития, отцы преданного, честною кровью, яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Петр.1:18, 19 ). Ветхозаветная жертва долженствовала быть без порока: это значило, что и Христос, жертва всемирная, был безгрешен ( 2Кор.5:21 ). На жертву возлагал приноситель руки свои, как на Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира ( Ин.1:29 . Евр.9:14 ). Некоторые части жертвы о грехе священных лиц и всего общества износимы были из стана и сжигаемы: это было прообразованием искупительной крестной жертвы Сына Божия, принесенной вне Иерусалима ( Евр.13:11–12 ). Жертвы, приносимые израильтянами чрез своих священников, очищали грехи приносящих: так жертва Христова очищает наши: кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). В ветхозаветной, прообразовавшей крестную жертву Иисуса Христа, и в крестной можно примечать духовную связь и последовательность. Жертвенное животное во всесожжении сжигалось все, в знак готовности приносившего жертвовать собою всецело Господу: Иисус Христос всецело принес Себя в жертву для спасения человеков. Се иду, говорил Он, сотворити волю Твою, Боже ( Евр.10:9 ). Жертва о грехе и преступлении принимала на себя вину человека и снова восстановляла союз его с Богом: И. Христос также принял на Себя грехи всего мира ( Ин.1:29 . Евр.9:28 ), сделался жертвою за грех ( 2Кор.5:21 ) и очищением о гресех наших ( 1Ин.11:2 ) и вводит верующих в радостное примирение и общение с Богом ( 2Кор.5:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

142 Златоуст святой в 6-й беседе на 1Посл. к Тимофею: якоже общий некий Отец вселенныей всей священник есть: о всех убо достоит ему промышляти. Сего ради глаголет: молю убо прежде всех творити моления, и проч. 143 Василий великий в нравоучительных правилах, из Нового Завета сочиненных, в отделении 70, гл.14: Пастырю и учителю евангельскому подобает молитися о людях, чтоб от проповеди успех имели в вере и святом житии, и за то благодарить Господеви. Посему каждый свящзенник долженствует молитися о прихожанах своих, да не оскудевает вера их. Лк.22:32 . 144 Господь в своем слове требует, чтоб поставлении от Бога над людьми и правители. 1) В рассуждении самих себя были бы они мужи благочестивы, Богобоящийся, мужи праведны, ненавидящий гордости: Исход.18: 21, были бы мудры и смысленны, Второзакон.1:13, 15. 2) В рассуждении народа и всех подчиненных, были тщательны о общем добре, и всегда бы старалися о сохранении тишины и доброго порядка в народе: притом благоразумно укрощали бы злых, а неповинных защищали, и тем бы законопреступления и всякие пороки умалялися, а добродетель везде бы в людех процветала. Римл.13:3–4 . 1Петр. 2:14. 3 ) В рассуждении производимых судов, были бы беспристрастны, справедливы. Расслушайте, рече, посреде братии ваших, и судите праведно посреде мужа, и посреде брата его, и посреде пришельца его. Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши: и не устыдишися лица человеча, яко суд Божий есть. Второзакон.1:16–17. Притом запрещает Господь между прочим, дары принимать: да не уклонять, рече, суда, ниже да возмут даров: дары бо ослепляют очи мудрых, и отмещут словеса прведных. Второзак. 16:19. Сюда надлежит изрядное увещание во 2-й книге Паралип. 19:6–7, 9–10. 145 Молитвы святого Василия великого , по шестом и девятом часах положенные, к сему предложению служат. Суть же и другие молитвы в рассуждении различных надобностей по других часах и междучасиях: да и в служебнике вечерние некоторые и некоторые и утренние, коими можно, да и должно священником не токмо в церкви, но и в доме, с благоговением благость Божию молить и благодарить. Суть же и псалмы Давидовы в различных нуждах нам служащие, кои тщательный и о спасении пекущийся пресвитер не преминет употреблять. Но при всем том молитва Господня да предшествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признаёт и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращённость своих современников: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5,20 ). В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах ещё более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мк.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал.3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечёт их порочное сердце ( Рим.7:14,19,20,23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк.24:47 ; Ин.20:23 ср. Деян.2:38 ; Рим.6:6 ; Гал.5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим.6:19 ; Тит.3:3 ) и живём под благодатью ( Рим.6:14 ). –Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ), Ап. Иоанн ещё сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности перед Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). И в Откровении написано: «кто не убоится тебя, Господи, и не прославит Имени Твоею? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф.27:24 ; Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15 ; 1Петр.2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов.9:30,31,15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховного?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путём плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ср. 1Кор.15:21,22,48,49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее ( 1Петр. 2, 11–4, 6 ) автор послания прилагает эти общие наставления к различным частным обстоятельствам жизни. Христиане должны отвечать на клевету язычников своей святой жизнью и добрыми делами (2, 11–12), подчиняться мирским властям (2, 13–17); рабы должны слушаться своих господ (2, 18–25), а жёны своих мужей, «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были», чтобы также украшали себя более добродетельной жизнью, а не внешним убранством (3, 1–6); мужья должны относиться к женам с нежностью, как «сонаследницам благодатной жизни» (3, 7). Вообще, христиане должны показывать любовь ко всем (3, 8–12) и на дурную молву отвечать доброделанием (3, 13–17), имея для себя примером Иисуса Христа, Который, хотя Сам есть Праведник, пострадал за неправедных (3, 18–22); должны жить духом новой жизни, совершенно оставив свои прежние обычаи (4, 1–6). После напоминания о Суде Божием, который приближается (4, 7–11), апостол возвращается к теме искушений и скорбей, чтобы подчеркнуть, что для христианина страдание за имя Христово является наградой и честью, и чтобы еще раз напомнить, что единственным ответом христианина на все притеснения может быть только доброделание (4, 12–19). В конце писатель послания дает ряд советов пресвитерам относительно их пастырских обязанностей, юных склоняет к послушанию, всем вообще верным советует иметь смирение и бодрствовать (5, 1–11). Упоминает Силуана, с помощью которого и было написано это послание, и заканчивает приветствиями и благословением (5, 12–14). 26.2. Автор, место и время написания Первого Соборного послания Петра   Апостолу Петру приписывается немало текстов христианской древности: кроме двух Соборных посланий одно евангелие (от Петра, которое посвящено преимущественно описанию крестных страданий Христа), многочисленные деяния и один апокалипсис, который в некоторых древних канонах причисляется к книгам Нового Завета и стоит сразу после Апокалипсиса Иоанна. Из современных исследователей большинство полагают, что все эти писания подложные (псевдоэпиграфы), в том числе и Первое Соборное Петра, которое относят к концу I века, времени, когда начинаются гонения на христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Ев. 2:10,12), как и, будучи первенец из умерших ( 1Кор. 15:20,23 ), в воскресении сделался залогом нашего будущего воскресения и для царства славы в вечную жизнь 142 . – Вместе с тем, как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа сверхъестественное, благодатное возрождение ( Иоан. 3:3,5,7,8 – срав. 1:12–13; 1Иоан. 3:9  и др. Рим. 6 г. и др. Еф. 2:1  и дал. Колос. 2:13  и д., Иак. 1:18 ; 1Петр. 1:23 143 ). Далее св. апостол проводит соотношение и между потомством перстного т. е. Адама и потомством небесного т. е. – Христа ( 1Кор. 15:48,49 ). И, таким образом, «Адам есть естественно глава всего человечества, которое составляет одно с ним по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатью соделался новой, всемогущей главой человеков, которых соединяет с Собой посредством веры», по исповеданию нашей православной церкви, (смотр. Простр. Кат. 4 чл. Симв. вер. стр. 54 144 ). Наконец, первозданного человека Господь поместил в раю, среди которого росло дерево жизни ( Быт. 2:8,9,15 ), которого плодами питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен» 145 . Св. тайновидец Иоанн, под раем разумея царство небесное, под вкушением от древа жизни ( Апок. 2:7  сн. 22:12,14) разумеет таинственное общение верующих в царстве славы со Христом, Который Сам называет Себя жизнью и источником жизни ( Ин. 11:25 , срав. 1, 4, 5, 26 и 10:10,28 и др.). 2) Во втором отношении т. е. в истолковании св. апостолом истины Богоучрежденного союза между первым мужем и женой ( Быт. 1:27; 2:18,21 и дал. Мф. 19:4–5 и парал.) во образ тайны союза Христа с церковью, мы главное учение этого апостола находим в послании к Ефесеям 5 главе. Нам уже раньше приходилось упоминать об этом. Теперь мы раскроем лишь самое преобразовательное отношение по апостолу, которое не есть нечто «субъективное», как полагают многие западные ученые, основываясь лишь на неправильном толковании выражения св. апостола: «γ δε λγω» ( Еф. 5:32 146 ), а лежит в существе дела и подтверждается еще ветхозаветными отношениями Иеговы к церкви Своей – ветхозаветной – Израилю как мужа к своей жене или жениха к своей невесте, смотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Изречений Писания о том, что Иисус Христос Своим воплощением, страданиями и смертью исполнял только волю Отца и что Он чрез это действительно воссоздал тварь, трудно и перечислить – столь их много. Иисус Христос постоянно говорил, что Бог Отец послал Его в мир и что Он творит Его волю, исполняет Его слова или заповеди, и что заповедь Отца состояла в том, чтобы Сын добровольно отдал Свою душу ( Ин. 10:17–18 . Сн. ). Вот сколько подобных изречений находился в одном только Евангелии от Иоанна, хотя мы не ручаемся, что они и отсюда все выписаны! И воля Отца была исполнена Сыном, о чем Он Сам торжественно засвидетельствовал в молитве к Отцу: Я прославил Тебя на земле, говорил Он Отцу, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить ( Иоан.17:4 ); а это дело состояло в том, что Он даст жизнь вечную всему, что дал Ему Отец ( Ин. 17, 2 ). И апостолы свидетельствуют, что Сыном Божиим действительно совершено то, для чего Бог послал Его в мир. Так, напр., Иоанн Богослов говорит, что Иисус Христос есть ходатай наш пред Богом и Он есть умилостивление за грехи всего мира ( 1Иоан 2:1–2 . Ср. Римл. 8:34 ); а умилостивление за грехи составляет начало воссоздания твари. Апостол Павел прямо говорит, что мы примирились с Богом смертью Сына Его ( Рим. 5:1, 10 ), оправдались чрез веру в Него (5:1, 18–19) и будем царствовать в жизни посредством Него (5:17), что ветхий наш человек распят с Ним, (6:6), что чрез воскресение Его мы ходим в обновленной жизни (6:4), что во Христе Иисусе мы живы для Бога (6:11), что чрез праведность благодать воцарилась к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (5:21; 6:23), что Он создал нового человека ( Еф. 2:15 ). Апостол Петр говорит, что Бог Отец возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому ( 1Петр. 1:3 ). – Мы привели далеко не все изречения из апостольских посланий о том, что Иисус Христос действительно исполнил предвечную волю и мысль пославшего Его Отца касательно воссоздания рода человеческого и действительно совершил это воссоздание, но довольно и приведенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Итак, святые поминаются на проскомидии, во-первых, для воздания чести их блаженной памяти и, во-вторых, для того, чтобы их молитвами Господь принял уготовляемую жертву; наконец, для того, чтобы молитвами святых посетил нас Бог Своею милостию. б) Ту же самую цель имеет, братия, и поминовение святых на литургии верных по освящении св. даров. Жертва, приносимая на литургии верных, хотя и отличается от жертвы Голгофской по образу приношения, но по существу и Евхаристическая и Голгофская – тождественны. На жертвеннике приносится Тотже самый Агнец, Который был принесен за грехи мира на Кресте; та же самая Пречистая Плоть, которая страдала на Кресте, та же самая Пречистая Кровь, которая излилась тогда. И ныне совершает это Тот же самый Вечный Первосвященник, Который совершал и жертвоприношение Крестное. Как тогда, так и теперь один и Тот же и приносяй и приносимый, и Жертва и Архиерей; Голгофскую жертву можно сравнить с семенем, а Евхаристическую – с древом, происшедшим из этого семени: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ), говорит Спаситель: обе жертвы нераздельны. Евхаристическая жертва есть хвалебная и благодарственная. Эти свойства её указал Сам Господь при установлении её, когда, прияв хлеб, прежде всего, хвалу воздав и благодарив, преломил и затем преподал ученикам Своим, говоря: «Сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ). Отсюда и поминовение святых в это время имеет характер хвалебно-благодарственный. Мы выражаем свою благодарность Богу за блаженство праведников и за данную им возможность ходатайствовать за нас пред Богом. С другой стороны, поминовение святых на литургии верных имеет цель просительно-умилостивительную. Это видно из следующего: несомненно, что крестная жертва есть умилостивительная за грехи всех людей, живых и мертвых, и примиряющая нас с Богом; так как Бог благоизволил, по учению ап. Павла, Тем (т. е. Сыном Своим) «примирить Собою всё, умиротворив чрез Него Кровию Креста Его, и земное, и небесное» ( Кол.1:20 ); «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных…» ( 1Петр.3:18 ). После этой жертвы Христос приобрел власть над живыми и мертвыми, взял Себе ключи ада: Бог «всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф.1:22 ). «Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:9 ). «И был мертв и се жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

31, – «квасу» ст. 33, – «человеку купцу», «сокровищу», «неводу» ст. 44–47; или: оно еще только «уподобится, μοωθσεχαι, десяти девам» Мф.25и т.д. Но подобие и тождество суть два далеко неодинаковых предмета. Если Царство небесное только подобно вышеозначенным предметам, то свойственные последним признаки, как это очевидно, можно переносить на понятие Царства небесного в таком ограничении, которое требуется самою природою подобия, – не больше: «сравнение – не доказательство». Это с одной стороны. А, с другой, когда Апостол учит о Церкви, то он прямо именует ее телом Христовым: «яже есть тело Его» Еф.1:23 , есть, στ, а не подобна только телу Христову 96 ср. Рим.12:5 ; 1Кор.10:17; 12:12. 13. 27 ; Еф.4:15. 16 ; Кол.1:18. 22; 2:19 . Обратимся к притчам Христовым. Вот, например, притча Христова о Царстве небесном, «подобном закваске, которую женщина взяв положила в три меры муки, доколе не вскисло все» Мф.13:33 . Аллегорическое толкование Оригена 97 взяло от этой притчи решительно все, что только можно взять. Именем жены, по Оригену , в притче 98 называется Церковь ; под закваской разумеется Св. Дух; три меры муки означают тело, душу и дух, освящаемые закваской Св. Духа. Св. Златоуст под закваской разумеет проповедь Апостолов, преобразовавшую целый мир, что вполне согласно с Оригеновым толкованием, ибо, по словам Господа, проповедники говорят не от себя, но «Дух Отца» говорит чрез них Мф.10:20 . Так же толкует притчу и бл. Августин 99 . Сравним притчу, так истолкованную, с учением о Церкви, как теле Христовом. По учению Ап. Павла, мужья должны любить жен, как свои тела Еф.5:28 ; наши тела суть храм живущего в нас Св. Духа 1Кор.6:19 ; Церковь состоит из тела Еф.1и души 1Кор.12:13 . Изъясняя слова Апостола 1Кор.6:15 : «не веете ли, яко телеса ваша удове Христовы суть», бл. Феодорит пишет: «не так ли соединились вы со Христом, как с женихом невеста» 100 . Но брак, по словам Пр. Катехизиса, есть таинство, установленное «во образ духовного союза Христа с Церковью», именно, как с телом Христовым Еф.5:28.29 . Слова Пр. Иеремии 16:16: «послю многи ловцы», по толкованию св. Кирилла Александрийского 101 , содержат предсказание о евангельской проповеди , уловляющей в Церковь Христову все народы. Сам Господь учил словами: «подобно есть Царство небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу» Мф.13:47 . О призвании в Церковь всех народов Ап. Петр узнал из видения «сосуда некоего», «в немже бяху вся четвероногая земли и зверие и гади и птицы небесные» Деян.10:11.12 . Но, по словам Ап. Павла Еф.2:16 , «в одном теле» Христос благоволил примирить «обоих», иудеев и язычников, т.е. все народы мира. В толковании 1Петр.2бл. Феодорит 102 под «камнями живыми» разумеет христиан, называемых так «по причине тесной связи и соединения их друг с другом». Но тоже мы читаем и у Апостола в 1Кор.6о теле, как храме Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010