Если кто скажет слово на Сына человеческого, – учит Сам Христос, – простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). «Кто скажет брату своему: рака (т.е. пустой человек) подлежит синедриону (т.е. верховному судилищу); a кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ). Так строго судит о слове человеческом воплощенное Слово Божие, Господь наш Иисус Христос ( Ин.1:14 ). Сообразное с этим судом учение это находим мы во всём, не только Новом, но и Ветхом Завете. «Никакое гнилое слово, – учит Апостол Христов, – да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол.4:6 ). Мы должны «удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Петр.3:10 ) и «говорить истину», одну только истину «каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). Если «всякий человек должен быть медлен на слово» ( Иак.1:19 ), то тем более христианин, знающий, что он «от своих слов или оправдается, или осудится» ( Мф.12:37 ). К нему, поэтому, вполне приложимо изречение Премудрого: «слова твои да будут не многи» ( Еккл.5:1 ), потому что сила и действенность речи заключаются не в количестве слов, a в качестве их. При свете христианства мы можем оценить теперь, как следует, и ту свободу слова, которой злоупотребляют люди, не имеющие в себе совсем духа христианского. Скажите по совести, разве это истинная свобода слова, когда некоторые из нас, носящие на себе, по-видимому, звание христианское, на самом же деле давно уже отвергшиеся его, люди ни во что неверующие в своем уме и сердце, позволяют себе своими «нечестивыми устами изрыгать всякое «зло» ( Притч.15:28 ), когда слова их являются не только «не со смыслом» ( Иов.34:35, 38:2 ) и потому «невразумительными» ( 1Кор.14:9 ), но и прямо таки «неистовыми» ( Иов.6:3 ) и «безумными» ( Пс.13:1 ; Ек.10:13 ), когда «слова их, как рак, распространяются» ( 2Тим.2:17 ) и заражают собою многие простые души? Разве в этом состоит свобода слова этих людей, что они, «будучи поборниками неправды» ( Ис.29:20 ), «самих себя опутывают словами уст своих» ( Притч.6:2 ), как какими-либо тенетами, a также и других людей стараются «запутать в словах» своих ( Ис.29:21 ), что они, помимо запрещения не вступать в словопрения» ( 2Тим.2:14 ), будучи заражены страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины» ( 1Тим.6:4–5 ), стараются заводить теперь всё это именно у себя? Нет, нет и нет! Суд Божий изречен таким людям ещё в Ветхом Завете: «дерзостны предо Мною слова ваши – говорит Господь устами пророка Малахии, вы – прогневляете Господа словами вашими» ( Мал.3:18, 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

11 . На чем основывается священный обычай ношения на себе креста Господня? Выйдем к Нему за стань, нося Его поругание ( Евр.13:13 ). Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест ( Мк.10:21 ). Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною ( Мк.8:34 ). Примечание. Здесь не сказано, какой именно крест нужно взять и носить – внутренний ли (т.е. страдания) или наружный. Но так как внутренний крест Спасителя неотделим от наружного Его креста, и так как Он Сам нес на Себе наружный крест на Голгофу, то очевидно, что Спаситель, повелевая Своим последователям взять крест, имел ввиду тот и другой кресты. – Так и апостол Петр говорит: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Петр.2:21 ). Посему, кто называешь себя христианином, но отвергает и не носит наружного креста, тот не вполне следует Его примеру: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» ( Мф.10:38 ). 12 . Откуда видно, что Иисус Христос действительно нес на Себе наружный крест? И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа ( Ин.19:16–19 ). …И повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. ( Мф.27:31–32 ). 13 . Внутренний смысл ношения на себе креста. Я сораспялся Христу. ( Гал.2:19 ). Чтобы познать Его, и силу воскресение Его, и участие в страданиях Его сообразуясь смерти Его. ( Флп.3:10 ). Зная то, что наш ветхий человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху ( Рим.6:6 ). Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми ( Гал.5:27 ). Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание ( Евр.13:13 ). 14 . Первые христиане почитали крест. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия. ( 1Кор.1:18 ). Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира. ( Гал.6:12–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А преимущественно в доказательство своих мнений указывают они на бесноватых. Указывают на то, что Ап. Павел сказал о себе самом, что ангел сатаны был для него жалом во плоть, чтобы мучить его ( 2Кор.12:7 ), под чем разумеют они телесную болезнь. Кто не перетолковывая сих и других мест Священного Писания , может отрицать влияние демонов? Не должно также упускать из виду, что в то время против этих могущественных демонских сил ясно открылись силы Духа Божия, с которыми соединены были чудесные дары различения и изгнания злых духов. Это впрочем не ведет к той мысли, будто в наше время, когда открывается такое сильное и в таком ужасающем размере возрастающее нравственное зло, не должно допускать влияния темных демонских сил, и будто рыкающий лев не ходит более, ища, кого бы поглотить ( 1Петр.5:6–9 ). И конечно, и в наше время когда, кто либо к несчастью впадает в сети искусителя, следствием греха является зло, и как зло, оно выражается и в телесных болезнях. Но верно то, что диавол не имеет никакой разрушительной власти как над душами тех, кои во Христе, так равно и над телами, которые соделались храмом Святого Духа ( 1Ин.5:18 , 1Кор.6:19–20 ). Если мы, как чада Божии, совершенно освобождены от господства тьмы ( Кол.1:13 ), то конечно столь значительная часть нашего существа, каково тело, не может находиться во власти диавола. Он, по свидетельству Ап.Павла, делает свое дело телесно и духовно в сынах противления и неверия ( Еф.2:2 , 2Кор.4:4 ). Диавол есть только тварь, и хотя князь мира сего, но, как клеветник и обвинитель, уже осужденный и побежденный Тем, в Котором он не имел ничего, теперь может быть побеждаем одним словом веры ( Иак.4:7 ; 1Петр.5:8–9 ; Ин.16:11–33 ). Все Божеские попущения ему действовать условны и ограничены, так что он не может ни разрушить чистых оснований природы, ни противиться всемогуществу Промыслителя и Правителя всех вещей. Эти попущения имеют в виду истощить и посрамить коварство и силу диавола, и потому нужно только о Христе предать себя Богу, Его Слову и Духу, чтобы еще здесь иметь право считать себя неприкосновенными от диавола, не смотря на то, что мы остаемся способными к страданию и смерти ( 1Петр. 3:13 ; 2Сол.3:3 ; Римл.16:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

о Вере 59 об.; 39 апост.; Евр. 13:17 ) заботятся и лечат больных людей, – «Паси овцы Моя» ( Иоан 21:15–17 ), сказал Господь ап. Петру, апостолы в свою очередь приказывали поставленным ими пастырям: «пасите еже в вас стадо Божие» ( 1Петр. 5:2 ; Деян. 20:28 ), и пастыри пасут и будут пасти до явления Пастыреначальника, чтобы получить неувядаемый венец. ( 1Петр. 5:4 ) – Христос повелевает ученикам: «шедше убо научите вся языки» и проч. ( Мф. 28:19 ), и ещё: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся». ( Иоан. 20:23 , Мф. 18:18), и пастыри это повеление исполняли всегда и исполняют, потому что распространяют веру Христову между всеми народами, и отпускают грехи кающимся, а непокорных связывают. – Христос, живя на земле, сказал, что без причащения невозможно спастись ( Иоан. 6:53 ), а через ап. Павла говорит, что оно будет совершаться до его пришествия ( 1Кор. 11:23, 26 ). О необходимости т. миропомазания для получения Св. Духа через запечатление, говорит ап. Павел ( 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 4:30 ), а о необходимости принимать больным т. елеосвящения для выздоровления и оставления грехов говорит ап. Иаков ( Иак. 5:14–15 ). Строителями сих тайн ап. Павел называет апостолов ( 1Кор. 4:1 ) и говорит, что Христос дал пастырей и учителей к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, т. е. церкви. ( Еф. 4:11–14 ). Исполняют ли эти все заповеди Христа и апостолов старообрядцы? Конечно, нет, да и не могут, не только безпоповцы, у которых за неимением священства некому совершать тайны, строить которые могут только святители хиротонисанные, – но и поповцы сих заповедей не исполняют и по той же причине, т. е. по не имению священства, потому что у них не было и нет священства. Если же у них и были священники, то они были беглые, как и Амвросий, а беглые, по словам писания, приносят не благословение, а проклятие (6 пр. Гангр.; толк. ап. л. 548) и погибель (Номок. л. 57). Так. обр. церковь старообрядческая не может быть названа ни единой, так как разделилась на много частей; ни святой, так как не имеет Духа Св.; ни соборной, так как не распространена между народами; ни апостольской, так как не соблюдает вполне учения и заповедей Христа и апостолов, чем колеблет учение евангельское (Б.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Примечание: Итак, братии принадлежало, право только выбирать и предоставлять кандидатов на священные должности; а рукополагать братия не имели права. Когда после проповеди диакона Филиппа уверовали самаряне, то для рукоположения были посланы в Самарию апостолы Петр и Иоанн потому, очевидно, что кроме апостолов никто не имел права возлагать рук. (Чит. Деян.8:5–7 ). б) Апостолы передали это право и своим преемникам – епископам, которых они ставили на свое место: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). 11 . Сила этого рукоположения. Чрез рукоположение сообщается поставляемому лицу особый дар Духа Святого для священного служения: по сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ). Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ).Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес им деньги ( Деян.8:17–18 ). 12 . Власть, данная апостолам и их преемникам: И Я говорю: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царствия небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 . Ср. Мф.18:18 , Ин.20:21–23 ). Из Милита же послав в Ефес, он [апостол Павел] призвал пресвитеров Церкви. И когда они пришли к нему, он сказал им: …внимайте себе и всему стаду, котором Дух Святой поставил вас пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:17–28 . Ср. 1Петр.5:1 ). Для того я и пишу, сие в отсутствии, чтобы не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению ( 2Кор.13:10 . Ср. 2Кор.10:8 ). В частности только апостолам и их преемникам Иисус Христос вручил право:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:53-57 ) Так что Бог действительно не дал нам иного пути спасения, кроме как через искупительную жертву Сына Своего, для принятия которой от нас требуется только вера и покаяние. И того, кто поверил, Сам Сын Божий освобождает от рабства греху и сатане. Так было с древними праведниками, которых Сын Божий спас Своим сошествием во ад, так происходит и с нами, которых Тот же Христос Сам лично спасает в Крещении. Он и «есть крестящий Духом Святым» ( Ин.1:33 ). Большинство проблем с пониманием того, зачем необходимо для спасения Крещение, связано с тем, что это таинство Божьего вмешательства воспринимается как исключительно человеческое дело. Тогда действительно, становится непонятным, зачем Богу надо обращать внимание искупал ли в купели один человек другого или нет. Другое дело, что на самом деле именно Триединый Бог возрождает нас в Крещении. И отказ от Таинства или любая другая попытка самоспасения есть просто мятеж против Творца. В связи с догматом сошествия во ад находится еще одно своеобразное учение, пытающееся ввести возможность спасения без Крещения. Утверждается, что преисподняя находится вне времени и сошествие Христа во ад охватывает все времена. Поэтому, говорят, каждый умерший без Крещения после смерти сходит во ад, где его встречает Христос, и если человек поверит в Него, Тот отправляет его на небо. В этом учении декларируется и то, что Иисус Христос – Единственный Спаситель, но при этом Церковь для спасения становится необязательной. Тут необходимо заметить, что все дела Господа уникальны и неповторимы. Ни Писание, ни Предание не дают нам права отрицать уникальность событий Страстной Седмицы. Апостол Петр прямо утверждает уникальность и единовременность сошествия во ад: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Петр.3:18-19 ).

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Отметим, что в богослужебном последовании Великой Субботы и Воскресения образ Христа, открывшего вход в небесный мир, повторяется неоднократно. Присутствует он в каноне «Волною морскою», который является надгробной песней Спасителю, «отверзшему врата жизни своим погребением» 761 : «Господи Боже мой! Исходное пение и надгробную песнь воспою Тебе, погребением Твоим жизни входы ми отверзшему и смертью смерть и ад оумертвившему» 762 . В стихарах на хвалитех (глас б): «подержаву смерти и отверзый врата райская человекомъ» 763 , в последовании часов: «иже в рай путесотворилъ сси вход, и смертию смерть разрушилъ еси...» 764 . Рана от копья на теле Христа, из которой изливалась кровь при Распятии, также сравнивается со спасительным входом: «пронзенное ребро сделалось для мира дверью таинственной, и тридневный гроб стал обителью для жизни» 765 . Наконец, образ отверстых дверей, на которые указывает ангел пришедшим ко гробу Христа женам-мироносицам, становится самым доступным и емким символом непостижимого по существу воскресения Спасителя ( Мф. 28:1–10 ). Открытие райских дверей постоянно соотносится в богослужебных текстах с порушенными вратами ада: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба» (песнь 6 канона на Пасху Св. Иоанна Дамаскина ) 766 . В стихирах на вечерни: «Отверзошася Тсбс, Господи, страхом врата смертная, вратницы же адовы видсвше Тя убояшася: врата бо медная сокрушил еси, и вереи железная стерл еси, и извел еси нас от тмы и сени смертныя, и узы наша растерзал еси». Поэтому на псковских иконах Христос как отверстая дверь небесная («Вот врата Господа, праведные войдут в них» – Пс. 117:20 ) попирает и разрушает врата преисподней. Причем красный цвст одеяния Иисуса соответствует догматическим воззрениям на сошествие Его во ад 767 , так как отражает главную богословскую мысль о схождении туда Божественной души Спасителя в те время, когда мсртвое тсло Его находилось во гробе: «умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом: о нам же и судым в темнице духовом сошед проповеда» ( 1Петр. 3:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

23 . Бедный ( народ израильский горит в огне постигшего бедствия ( возгараетс – по прямому значению евр. ; ср. Пс.7:14 ; Авд.18 =сирск., вульг., Ак., Сими. и бл. Иерон.), т. е. тяжко страдает от насилия и жестокостей (русск.: преследования=халд.; ср. Ис.42:25; 47:14 ; 1Петр.4:12 ) высокомерных врагов своих, подвергаясь бедствиям и ужасам войны. Древние восточные войны обыкновенно отличались крайнею жестокостью. Города и селения неприятельской страны подвергались разграблению, разрушению и опустошению; все имевшее цену в глазах неприятеля или расхищалось ими, или истреблялось; плодовые деревья вырубались и сжигались; поля закидывались камнями и посыпались солью; источники и потоки зарывались, и вся страна превращалась в бесплодную пустыню ( Втор.20:19 ; Суд.6:3–5; 9:45 ; 4Ц.3:19 и 25; Ис.14:17 и 23; 16:7–10 и др.). Самих побеждённых уводили из родной земли, продавали и обращали в рабство, подвергали всевозможным насилиям и истязаниям, уродовали, умерщвляли, истребляя иногда поголовно целые города и не давая пощады ни женщинам, ни грудным детям, и даже зверски разрубая утробы беременных матерей ( Суд.1:6; 8:7 и 16; 9:44; 2Ц. 12:31; 4Ц. 8:12; 15:16; 2Пар.25:12 ; Пс.136:9 ; Ис.13:15–16 и 18; Иоил.3:5–8 и др.). Подобные опустошения и жестокости неприятельского набега на израильский народ и разумеются в словах псалмопевца под возгоранием нищего и ухищрениями врагов его. Враги эти, вероятно, были идумеи, которые и впоследствии известны были своим высокомерием и гордостью и набеги которых отличались наибольшею жестокостью ( Иер.49:16 ; Иез.35:11–13; 25:12 ; Ам.1:11 ; Авд. 3 ), почему Идумея из всех соседних с Иудеей языческих стран по преимуществу называлась областью нечестивою ( Мал.1:4 ). О страшной опустошительности набега их во времена Давида можно судить уже по глубоко скорбному характеру относящихся к этому несчастному событию псалмов 59 и 43, с которыми близко сходится и 2-я половина изъясняемого 9-го Пс., а также из того, что, по свидетельству истории (3Ц.11:15), после этого набега потребовалось отправить в подвергшуюся ему страну целое войско для погребения убитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ст. 11. И посещу за зло мир и нечестивых за беззакония их. Когда Бог посещает и потрясает, то потрясает для того, чтобы исправить. Затем, когда Он сильно гневается на не приносящих покаяния, то говорит: не присещу на дщери вашя, егда соблудят, и на невесты вашя, егда возлюбодеют ( Ос. 4:14 ). Напротив об имеющих уверовать во Христа говорится: «посещу жезлом беззакония их и ударами грехи их; милости же Моей не отниму от них» ( Пс. 88:33, 34 ). И положу конец высокомерию неверных и гордость сильных смирю. LXX: И погублю своеволие беззаконных и своеволие гордых смирю. Еврейское слово gaon , которое ясно выражает высокомерие и гордость, Феодотион и Семьдесят всегда переводили своеволие, следуя более смыслу, чем букве, потому что всякий гордый готов на своеволие. Итак, для того Господь посещает зло мира и нечестивых за беззакония их, чтобы обуздать надменность гордых и усмирить гордость сильных. Зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( 1Петр. 5:5 ). И в Притчах читаем: «прежде сокрушения надмевается сердце мужа и прежде славы смиряется» ( Притч. 16:18 ). За гордостью всегда следует падение и за смирением слава; яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется ( Лк. 14:11 ). В другом месте читаем: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну ( 1Кор. 1:19 ). Погубляется Господом не истинная мудрость и не истинное знание, а лжеименное знание, – те, кои собирают языком своим ложь, до утомления испытывают испытанием и не находят ничего, говоря нечестие свысока и полагая на небо уста свои. Поэтому собственно гордость еретиков называется оскорблением истины. Ст. 12. Муж будет дороже золота и человек дороже самого чистого золота. LXX: и будут оставленные в большей чести, чем очищенное чрез огонь золото, и человек будет более почитаем, нежели камень Софирский. При кончине мира, когда вселенная будет обращена в пустыню и солнце померкнет при восходе своем и луна не даст света своего, тогда такие будут знамения и чудеса от антихриста, что вследствие усиления беззакония охладеет любовь многих, чтобы, если возможно, прельстить и избранных Божиих ( Мф. 24 ). Тогда муж будет дороже золота, которое по еврейски называется phaz , а Акила перевел κν, которое бывает самого хорошего красноватого цвета, и человек (будет дороже) самого чистого золота, которое по-еврейски называется Ophir и которое Акила перевел σπλωμα φερ, что LXX, не знаю что имея в виду, перевели камень из Софира. Это – местность в Индии, в которой родится самое лучшее золото, как и в Бытии читаем о реке Фисоне: «это та, которая окружает всю землю Евилатскую, в которой есть золото, и золото той страны самое хорошее, и там есть карбункул и камень зеленый» ( Быт. 2:11, 12 ). Более же дорогой понимается в смысле более редкого. Ибо все, что редко, то дорого, как и у Самуила читаем: «и слово Господне было дорого в Израиле» ( 1Цар. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Воскресение Христово Спасительные плоды воскресения Христова Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской, православной. Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой начали свое благовестие после сошествия Святого Духа апостолы. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, не умолкающего ликования, достигающего своей вершины в празднике святой христианской Пасхи. Спасительными плодами воскресения Христова являются: А) победа над адом и смертью; Б) блаженство святых на небесах и начало бытия Небесной Церкви; В) ниспослание Духа Святого и создание Христовой Церкви на земле. Победа над адом и смертью Человеческое существование после потери рая имеет две формы: а) земная – телесная жизнь и б) загробная жизнь. Земная жизнь заканчивается телесной смертью. Душа и после телесной смерти сохраняет свое бытие, но состояние ее за гробом, по слову Божию и по учению Отцов Церкви, бывает разное. До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мертвых – души умерших находились в состоянии отверженности, в удалении от Бога, в мрак, в ад, в преисподней (евр.: шеол, Быт. 37:35 ). Пребывание в аде было подобно духовной смерти, как это выражено в словах ветхозаветного псалма: «Во гробе кто будет славить Тебя?» ( Пс. 6:6 ). В ад заключены были и души ветхозаветных праведников. Эти праведники жили на земле верой в грядущего Спасителя, как это разъясняет ап. Павел в 11 гл. послания к Евреям, и по смерти томились в ожидании искупления их и освобождения. Так продолжалось до воскресения Христова, до наступления Нового Завета: «Все эти свидетельствованные в вере не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.» ( Евр. 11:39–40 , по русск. переводу). Наше избавление было и их избавлением. Христос, после Своей крестной смерти, сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось в гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного (Правосл. Исповедание, ч. 1). Об этом изведении праведников читаем в послании ап. Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал.» ( 1Петр. 3:18–19 ) – «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, – читаем там же далее, – чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом.» ( 1Петр. 4:6 ).– О том же говорит и ап. Павел, а именно: приведя стих псалма: «Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам,» апостол продолжает: Посему и сказано: «Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам.» Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Ефес. 4:8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010