Кол. 2:11–13 . Быв погребены с Ним в крещении.. оживил вместе с Ним, простив нам все грехи. Рим. 6:2–4 . Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... 1Петр. 3:21 . Крещение... спасает воскресением Иисуса Христа. Гал. З:27. Во Христа крестившееся во Христа облеклись. д) Оправдывается и освящается Кор. 6:9–11. ... но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа Нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Рим. 6:18–24 . Но ныне, когда вы освободились от греха... плод ваш есть святость, а конец жизни, жизнь вечная... з) Господне повеление на совершение крещения Мф. 28:19 . Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа. и) Крещение должно быть водное 1) По пророчеству: Ис. 1:16 . Омойтесь, очиститесь... Ис. 44:3 . Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее.. Иезек. 36:25–26. Окроплю вас чистою водою, – и вы очиститесь от всех скверн ваших... Мих. 7:19 . Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Зах. 13:1 . В тот день откроется источник дому Давидову... для омытия греха и нечистоты. 2) По примеру Спасителя и апостолов: Мф. 3:16 . Крестившись, Иисус вышел из воды… Иоан. 10:27 . Овцы Мои идут за Мной и слушаются голоса Моего... – 13:26. Кто Мне служит, Мне да последует. – 3:22–23. Иисус там жил... и крестил (чрез учеников). – 4:2. Хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его. – 13:4–11. Омытому нужно только ноги умыть, а то весь чист. И вы чисты, но не все. Деян. 2:38–39 . Покайтесь, и да крестится каждый из вас... – 16:15. Крестилась она (Лидия) и домашние ее... – 16:33. Взяв их в тот час ночи, он... (темничный) страж немедленно крестился сам и все домашние его... 1Кор. 1:14–16 . Крестил я также Стефанов дом... Деян. 8:36–39 . Они (Филипп и евнух) приехали к воде... и сошли оба в воду... и крестил его. – 10:47. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? 1Кор. 11:1 . Подражайте мне, как я – Христу. л) Основания для обрядов при крещении 1) Оглашение: Мф. 28:19 . Идите, научите все народы, крестя их...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Приведем еще один стих из книги Бытие: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19, 24 ). Здесь написано о том, что одновременно действовали два Господа. Ветхий Завет: Быт.1:1 – сотворил Бог… (Элохим – переводится, как «Боги», множественное число); Быт.1:26 – сотворим... по ...Нашему... (множественное число); Быт.2:4–3:23 – Господь Бог… (Яхве-Элохим – переводится как «Сущий – Боги», первое слово – единственное число, второе – множественное число); Быт.3:22 – как один из Нас... (множественное число); Быт.11:6–7 – сойдем же и смешаем... (множественное число глаголов); Быт.18:1–3 – (Три ангела, но одно обращение Авраама); Быт.19:24 – …пролил Господь… от Господа с неба… (действуют два Господа); Числ.6:24–26 – (Тройное благословение); Ис.6:3 – (Тройное славословие); Пс.32:6 – (Слово и Дух); Пс.2:7 – (Сын); Пс.109:3 – Прежде денницы...; Пс.142:10 – (Дух); Ис.48:16 – (Дух); Иер.10:10 – А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Тройное упоминание); Ис.43:14 – Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев... (Тройное упоминание); Ис.46.9–11 .– Мой совет состоится... (совет может быть только между несколькими лицами). Новый Завет: Мф.28:19 – Во имя (одно имя ко Всем трем, а не имена!) Отца и Сына и Святаго Духа... (Трое); 2Кор.13:13 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами... (Трое); 1Петр.1:2 – по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа... (Трое); 1Ин.5:7 – (Трое, но только в латинских рукописях); Ефес.4:6 – Над всеми, чрез всех, во всех... (Трое); Ин.1:14;1:18;3:16 и др.– Единородный... (единый по природе с Отцом); Евр.1:1–14;5:5 – Сын мой, ...родил я... (единый по природе с Отцом); Ин.14:16–17 – Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... (Трое); Ин.14:26 – Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Трое); Ин.15:26 – Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

48 Там же, стр. 10–11. 49 1Петр.1:16 . См. Coeus Н., Во свободу призванные, Автономия и Разнообразие в этике, изд. А. Стамулис, Афины 2004, стр. 136–137. 50 Пападопулос Ан., Агиология 1, изд. Пурнарас, Салоники 1996, стр. 25. 51 Эдуард Виллигер в труде “Hagios” делит страх человека перед Богом на три категории, означающие: а) боязнь перед сверхъестественной силой, б) природный страх перед мифическим Богом и в) уважение. См. Пападопулос Ан., Агиология 1, стр. 25. 52 Скарлату Византиу, Греческий словарь, стр. 43. 53 Пасху В. П., Святые – друзья Божии, изд. Армос, Афины 1997, стр. 30. См. также, Пападопулос., Агиология 1, стр. 26. 54 Пападопулос Ан. Агиология 1, стр. 26–27. 55 Пасху В.П., Святые – друзья Божии, стр. 30. 56 Там же, стр. 30–31. 57 См. Лампе A. Святоотеческий греческий лексикон, Оксфорд 1961, стр. 18. См. также P. Евдокимов, Молитва Восточной Церкви, (пер. М. ПапазахуД. Цербу), изд. Апостольской Диаконии, Афины 1980, стр. 44. 58 Цами Д., Агиология Православной Церкви, изд. Пурнара, Фес-ки 1999, стр. 163–167. 59 Василий Великий , Термины в ширину. 60 1 Ио 4, 16. См. Мадзаридис Г., Христианская этика, изд. Пурнара, Салоники, 2000, стр. 227. 61 1 Ио 4, 18. См. Симеон Новый Богослов , Любви божественные гимны, SC 147, стр. 194. 62 Н. Coeus, Во свободе призванные, Автономия и Разнообразие в этике, стр. 138. 63 Цами Д., Агиология Православной Церкви, стр. 168–176. 64 Симеон Новый Богослов, сотни 1, 23, 29, 32, 35, 49, 60 (стр. 46, 48–50, 53, 56), Л. Дарузен, SC 51, Париж 1957, и 60, 53, 56. Слово 4, На Покаяния и … и что без слез невозможно к чистоте прийти, SC 96, стр. 312–372, изд. Б. Кривошейный, Париж 1963, сотни 3, 8, 12 и 21 (стр. 82, 83 и 86). Симеон опирается на Григория Богослова . Видит причин 29 (3, стр. 180–182) и Григория Богослова, Проповедь 19, 7 PG 35, 1049D – 1052a. 65 Об образе см. Каланзаки Е.Ф., “В начале сотворил Бог”, Анализ толкования на создание описательной части Бытия, Пурнарас, Салоники 2001, стр. 231–285. См. также Зиси Феод. (преподобный ), Спасение человека и мира, под ред. Вриеннием, Салоники 1997, стр. 67–74.

http://azbyka.ru/hrista-radi-yurodivye-o...

Он паки явится с Иисусом с небес». (§§ 36, 38, 40 и 41).             1) Св. Писание говорит о двух крестах – о кресте духовном: Мр. 8:34 ; Мф. 10:38 и о кресте вещественном, на котором был распят Христос: Иоан. 19:17 ; Мф. 27:32; Мр. 15:21,30 ; Иоан. 19:25 . 2) О вещественном кресте Христовом были прообразования еще в Ветхом Завете: Исх. 12:7  и 13; 17:11–13; Числ. 21:9 ; и Иоан. 3:14–15 ; Прем. 16:7 , – были и пророчества: Пс. 59:6  и Иоан. 14:6 ; Иса. 62:10 и Иоан. 1:23 ; Мф. 24:30. 3) Основания к почитанию св. Креста: он святой жертвенник: Исх. 29:37 ; и Евр. 9:28 ; Рим. 8:3; 3:25 ; Иис. Нав. 5:15  и 1Петр. 1:19; 2:24 ; он слава Христа: Иоан. 17:1 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ; Иоан. 16:7 ; он – орудие нашего спасения: Кол. 1:19–20; 2:14 ; Еф. 2:16 ; Прем. 14:7 ; он печать Божия на челах Его рабов: Иез. 9:4–5 и От. 7:2–3; 9:4; От. 14:1; 22:4; – победное знамя Христа и христиан: Пс. 59:6 ; Иса. 62:10; Мф. 24:30. 4) Св. Апостолы чтили крест и хвалились им: 1Кор. 1:18 ; Гал. 6:14 . 5) Можно молиться руками: Пс. 62:5; 140:2 ; Мр. 10:16 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22  и 2:8. 6) Прообраз крестного знамения: Быт. 48:13–14 . 7) Непочитающие св. Крест и крестное знамение – враги креста Христова. Фил. 3:18 . О святых постах православной церкви «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). «Сей же род (диавол) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21). «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Мар. 2:20 ; Мф. 9:15). «Во всем являем себя, как служители Божьи... В трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:5 ).                         Пост так же стар по времени, как и само человечество, ибо он установлен еще в раю, когда «заповедал Господь человеку в раю говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16 ). Нарушение райского поста повлекло за собой великие для человека последствия: изгнание его из рая, проклятие его и произраставшей ему плоды земли, лишения, болезни, борьба плоти с духом, отчуждение от Бога, рабство диаволу и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

на сердцах наших ( Иер. 31:33 ,  Евр. 8:8–11 ). Разум не может не признавать в Боге законодателя своего: совесть – внутренний судья наш – так неумолкаемо говорить о Том, чьи заповеди нарушаем мы. Откровение ясно показывает в Боге и праведного мздовоздаятеля. Оно говорит, что а) мздовоздаятельная правда Божия аа) простирает дейсвия свои на все существа нравственные ( Еф. 6:8, 9 ), бб) ни к кому не оказывает лицеприятия ( Иов. 34:19 , Кол. 3:25, 4 , 1Петр. 1:17 ), вв) действует согласно с мыслями высочайшего ума и потому сображает награды и наказания с целью дейстий, с мерою сил и средств действовавшего ( Ис. 28:29, 30 . Лук. 18:16–19 , Мат. 22:24,  2Кор. 9:6 ). б) Награждает за все доброе, даже за чашу студеной воды (Мат. 10:42). Не обижает никого, чтобы забыть труды любви ( Евр. 6:10 ). Венец правды воздает Господь всем возлюбившим явление Его ( 2Тим. 4:7, 8 ). в) Наказывает или накажет грешников за все злодеяния их: аа) опыты тому показаны уже в судьбе Адама и Каина, в судьбе допотопного мира, в судьбе Содома и Гоморры. бб) Нельститеся, Бог поругаем не бывает. Сеяй в плоть свою от плоти пожнете истление, учит апостол (Галаг. 6:7, 8). Ветхозаветное откровение, для пробуждения людей чувственных и своевольных, представляет карательную правду Божию в образах устрашающих: человекообразно называет Бога мстителем Θες νδικσεων ( Втор. 32:25 , Пс. 93:1 , Рим. 12:19 ), уподобляет Его огню губительному: Бог наш огнь поядаяй есть (Евр.12Втор. 4:24), приписывает Ему грозный гнев ( Исх. 20:5, 32:10 . Числ. 11:10 . Псал 2:5, 12, 87:17 , Рим. 1:18 ). Изображения принадлежат времени, но мысль их – вечна. Ветхозаветное откровение всего чаще возвещало людям о наградах и наказаниях земных, так как чувственные люди способны страшиться более бедствий видимых, чем духовных. Оно поражало порок проклятиями на всех путях земной жизни и обещало добродетели все благословения земныя ( Втор. 11: 26–29, 27:29 . Псал. 36:72 , Мал. 3:13, 4 ). Новозаветное откровение в особенном свете показало людям вечность, грозную для грешных и отрадную для праведных. Оно говорит, что придет день, когда откроется суд и люди грешные услышат страшный приговор правды Божией: идите от Меня проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мат. 25:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Православный христианин! Помни всегда о последнем дне твоей жизни и загробном твоем существовании до всеобщего суда над всем миром и тобой! Приобретай здесь, на земле, таких себе друзей, которые после смерти твоей облегчили бы твою участь милостынями и молитвами за твою грешную душу. Но и сам, если ты имеешь в себе Бога и христианскую любовь к твоим умершим ближним, не забывай их и после их смерти, помня, что какой мерой ты будешь мерить свою любовь к ним, такой мерой возмерят и тебе верующие на земле и на небе после твоей кончины. Возблагодари Бога, что, скончавшись в вере православной, ты не останешься забытым и всеми оставленным, подобно отступившим от Церкви сектантам. У сектантов хуже, чем у язычников: умер человек, его без всяких молитв отнесли к могиле, зарыли, как животное, и забыли, ибо его любили только при жизни. Страшно подумать, что над каждым умершим в нераскаянии сектантом сбываются грозные слова пророка Иеремии: «ослинным погребением будет он погребен» ( Иер. 22:19 ), т. е. как животное: без милостыни, без вздоха и молитвы за него к Богу, без христианской к нему любви, без всякой заботы о загробной его жизни! Зарыли и забыли!.. От всей полноты твоего сердца возблагодари, православный христианин, милостивого Бога, что ты имеешь великое счастье принадлежать к Христовой Церкви, которая и после смерти твоей, вместе с Ангелами и святыми угодниками Божьими, будет молиться о твоей грешной душе! Она и о тебе грешном будет ходатайствовать перед Богом, когда будет молиться «о здесь лежащих и повсюду православных христианах». Веруй, что молитва всей Церкви дойдет до престола Царя славы, что она облегчит твои страдания за гробом и испросит у Господа прощение твоих грехов и дарования тебе вечной жизни в обителях Отца Небесного!                         1) Умершие мертвы телом, но живы душой и живут они за гробом сознательно–разумной жизнью: Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9 ; Лк. 16:19–31 ; 1Петр. 3:18–19 ; От. 4:10–11; 7:9–10; 5:9; 14:3; 15:3. 2) Умершие вместе с живыми принадлежат к единой Церкви Божьей, возглавляемой Христом: Евр. 12:22–23 ; Рим. 14:8–9 ; Еф. 1:10 ; Фил. 2:9–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Апостол Иаков говорит, что по молитве пророка Илии не было дождя три лета и месяц шесть. Так именно читается и в евангелии Луки (4, 25). В третьей же книге царств говорится, что дождя не было три лета (18, 1). Но известно, что в Палестине дождь бывает только дважды в год: в Апреле и Октябре; и, если пред временем дождя, по молитве пророка, не стало дождя на три года; то к этим трем годам, присовокупив предшествующие шесть месяцев бездождия, выдет полных три лета и месяц шесть, как говорит Иаков. И недоразумение само собой уничтожится. Далее замечаем из ст. 18, что земля без орошения ея дождем делается неспособною к произращению плода. Не тоже ли бывает и с человеком, хотя бы и христианином, который а) без благодати Божией неспособен к добрым делам ( 1Кор. 15, 10 ); и б) все могущим о укрепляющем его Иисусе ( Филип. 4, 13 )? Так именно учат и отцы церкви «Будучи сухим древом, говорит Св. Ириней, мы никогда не плодоносили бы без небеснаго свободнаго дождя. Посему необходима нам роса Божия, чтобы мы не были сожжены и не стали бесплодными 200 . Не твое сии успехи, поучал Св. Златоуст, а Божией благодати: скажешь ли о вере? но и она от призывания... 201 Благодать в своих благодеяниях всегда идет вопреди нас 202 . Отделение XIX Иак. 5:19–20 Апостол побуждает заботиться об обращении заблуждающих на путь истины, показывая великую пользу, от сего происходящую, как для себя, так и для обращенных. Ст. 19. Братие, аще кто в вас заблудит ( πλανηθ) от пути истины, и обратит кто его, (20) Да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыает множество грехов. Этими словами Апостол побеждает христиан к высокому подвигу – заботы о спасении ближняго. Христианину нельзя быть равнодушным к собрату, заблуждающему от пути истины. Равнодушие в этом случае навлечет грех на равнодушнаго ( Лев. 19, 17 ). Если обещается награда за любовь к ближнему, выражаемую попечением о материальной стороне его ( Матф. 25, 34–37 ); равным образом угрожается и наказанием за небрежение о материальной стороне его ( Матф. 25, 41–43 ): то тем более достойно награды попечение о душе ближняго, которая оценена ценою крови Иисуса Христа ( 1Петр. 1, 19 ) и которой по сему не стоит весь мир ( Мар. 8, 36 ), – попечение, выражающееся в заботе об обращении грешника, от заблуждения пути его. Успех, от сего происходящий, – спасение души ближняго от смерти, так торжествен, что даже ангелы на небе ликуют об этом торжестве ( Лук. 15, 10 ). Он есть подражение высокому примеру Иисуса Христа, Который нашего ради спасения сшел с небес, дабы взыскать своим примером и учением грешника ( Матф. 9, 13 . Мар. 2, 18 . Лук. 5, 33. 19, 9–10 ) и, взыскавши, спасти бывшаго в погибели ( Матф. 18, 11 ). Эта забота о спасении души человека превосходно выражена в притче о заблудшей овце ( Матф. 18, 12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Имже примирение (τν χαταλλαγν) ныне прияхом (11 ст.). Бог бе во Христе мир примиряя Себе (καταλλσσων αυτ), не вменяя им согрешений их, и положив в нас слово примирения (τν λγον καταλλαγς – 2Кор. 5:19 ) 268 ). Примирение (καταλλαγ), о котором говорит апостол и которое совершается смертью Иисуса Христа, состоит не в том лишь только, что Бог снимает Свой гнев и осуждение с человека, не вменяет людям грехи их, но в перемене отношений к Богу со стороны человека вследствие преобразования его нравственного состояния, очищения его от грехов 269 ). Об этом примирении, по сопоставлению с апостольскими изречениями, можно думать, говорил и Сам Спаситель пред Своими страданиями: мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не якоже мир дает, Аз даю вам ( Иоан. 14:27 ). Вследствие совершившегося по силе крестных страданий Спасителя примирения с Богом все люди получили возможность приближаться к святейшему Богу, вступать в Его святое царство. Иисус Христос, учит апостол языков, благовести мир дальным (язычникам, которые были безбожниками в мире, чужды заветов обетования, далеки от Бога) и ближним (иудеям). Через Него все имеют приведение (προσαγωγν: словом προσαγογες назывался при восточных дворах приводивший к царю врагов или чужеземцев) во едином Дусе ко Отцу ( Еф. 2:17–18 ; сн. 3:12; Рим. 5:2 ; Евр. 2:10 ; 1Петр. 3:18 ), и из врагов и отчужденных ( Кол. 1:21 ), из чужих и пришельцев, становимся сожителями (πολται – согражданами) святых и присными (оχεοι – своими, домашними) Богу ( Еф. 2:19 ), сынами Божиими (1:5; Рим. 8:14–15 ). Примирить Бога с людьми и людей с Богом значит тоже, что восстановить союз между Богом и человеком, разрушенный грехом. И Иисус Христос действительно установил Своею кровью новый завет ( 1Кор. 11:25 ), воссоединил людей с Богом союзом теснейшей любви, и Сам есть ходатай нового завета ( Евр. 9:15 ) и вместе глава искупленного Им человечества, глава церкви, за которую предал Себя на смерть ( Еф. 5:25–27 ). Как в Нем Самом божество и человечество соединились столь тесно и неразрывно, что составило одно лице Богочеловека, так по образу и в силу этого союза, и прочие люди, как имеющие одинаковую с человечеством Иисуса Христа природу, получили возможность быть в тесном нравственном общении с Богом, быть в неразрывном святом союзе любви с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Какое чудное было это моление! Сама природа содрогнулась при ликовании узников, задрожали основания темницы, и все в ней пришло в сотрясение, причем двери соскочили со своих петель, и даже ослабли всякого рода связи, которыми многоразлично завязывались темничные отделения и сами узники. Так дивно подкрепляет Бог славящих Его в узах страдальцев за благовестие о Нем. «Что может сравниться с думами Павла и Силы? (восклицал некогда святой Иоанн Златоуст ). Они претерпели биение, получили множество ран и оскорблении, находились в крайней опасности, были в кандалах, содержались во внутренней темнице; но при этом не позволяли себе спать, а бодрствовали в течение всей ночи. Ни сила сна не одолела их, ни страдания не изнурили, ни страх не привел в уныние, но все это еще более возбуждало их и исполняло великой радости. Узникам казалось это страшным и необычайным». Еще более удивительно было землетрясение. «Но страж темничный особенно дивился человеколюбию Павла, изумлялся и его мужеству, как он, имея возможность убежать, не убежал». «Описание заключения в Филиппийской тюрьме ( Деян.16:19–40 ) богато детальными подробностями и своим происхождением легко могло быть обязано святому Силе, который вместе с Павлом брошен был в темницу» (см. у Николина, стр.132). Но из этого нельзя выводить больших заключений, т. е. что он был составителем книги Деяний, хотя бы отчасти, как думают некоторые. «Естественнее всего (говорит Николин) ожидать здесь рассказа от лица «мы». Но по какой-то странной случайности он обрывается, как только Павел и Сила арестовываются. Далее везде «мы» заменяется обозначением: «Павел и Сила " ». «В 18:5 сообщается о прибытии Силы в Коринфе, но об отъезде его оттуда не упоминается ( Деян.18:18 ). Нужно думать, что он остался в Коринфе, пока снова не пристал к Апостолу Павлу в Филиппах ( Деян.20:6 ). Имя Силы или Силуана встречается в 1-м послании Петра, который переслал через него свое послание ( 1Петр.5:12 ). Этим косвенно подтверждается свидетельство Деяний, что Сила сопутствовал Павлу во время его второго путешествия и именно прошел большую часть тех стран, куда направлял свое послание Апостол Петр ( Деян.15:40–16:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вот почему, когда явился Иоанн Креститель, к нему тотчас отправлено было посольство с вопросом: не он ли Мессия? Вот почему о скором пришествии Его знают даже самаряне ( Ин.4 ). Одним из обычных, общеупотребительных в это время названий Мессии было Грядый, Ερχμενος, Тот, Который должен прийти, пришествие Которого всеми ожидается (см. Мф.11:3 ; Лк.7:19 ; Ин.6:14 ; Евр.10:37 ). В это-то время всеобщего ожидания Мессии послан был Архангел Гавриил в Назарет к бедной и неизвестной Деве из царского Давидова рода с благовестием о рождении от Нее утехи и Славы Израиля. Но еще прежде, чем Сын Божий родился от Девы Марии и явился на землю в качестве Основателя Нового Завета, Он уже явил Себя в силе и действии во времена Ветхого Завета. Вся ветхозаветная история в сокровеннейшей своей сущности есть история постепенного снисхождения Сына Божия к человечеству. Все Богоявления, о которых рассказывает Ветхий Завет, суть явления Сына Божия; вся ветхозаветная теократия – Его устроение; Он давал законы, руководил судьбами Израиля; Его силою совершались чудеса; Его Духом, Духом Христовым исполнены были пророки ( 1Петр.1:11 ). Прямо о Сыне Божием не говорится в Ветхом Завете в том смысле, в каком о Нем говорится в Новом: это было бы неблаговременно и могло повести к страшным недоразумениям. Напротив, в Ветхом Завете настойчиво проводится мысль о безусловном единстве Бога, равно как о Его невидимости и неприступности. Действующим лицом в период постепенного устроения ветхозаветной теократии от Моисея до Давида, посредником между Богом и людьми, устроителем этой теократии является Ангел Господень – Maleach lehovah, называемый иногда Maleach ha Elohim (евр. – Ангел Иеговы, Ангел Божий). Он многократно уже являлся патриархам еврейского народа( Быт.21:17–19, 22:11–18, 16:7–14, 18:1–33 ), является Моисею, Иисусу Навину, судиям ( Исх.23:20–23, 33:2–16 ; Числ.20:16 ; Суд.2:1–4 ; Нав.5:14; 6:1 ), постоянно руководит избранным народом, поражает врагов Израиля, усвояет Себе заключение завета с народом израильским, прямо называет Себя главою ветхозаветной теократии ( Суд.2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010