82–83). – При печатании настоящей статьи вместе с другими отдельным изданием приложены будут образцы гиератического и древнего финикийского письма; в настоящее же время мы можем указать на Essai... Ленормана t. I, p. 1. IX. Сходство древнееврейского письма с финикийским. Ещё исследования Гезениуса (Geschichte d. hebr. Sprache, 1815, 137–171), и затем Коппа (Bilder u. Schriften d. Vorzeit) привели к тому вероятнейшему мнению, что в древности употреблялось у евреев не теперешнее квадратное письмо, но так называемое древнееврейское или самаритянское, носящее у раввинов ещё имя раац=„ломаное” по Ленорману. Доказательствами этого (по Lenormant. Essai sur la propagation de l’alphab. phénic. I, 176 и далее, и Vogue. Melanges d’archeol. 154 и далее) служат: 1) Постоянное иудейское предание; так в Вавилонском талмуде сказано: „в начале закон дан был Израилю в еврейском письмени и на языке святом, а после в дни Ездры он дан был им в письмени ассирийском (ашурит) и на языке арамейском”; отголоском этого предания служит и замечание Оригена в толковании на Иезекииля IX, 4 о начертании в древних письменах буквы „тав” в виде креста, что приложимо только к древнееврейскому алфавиту. 2) Большое сходство архаического еврейского письма с древним финикийским, указывающее на происхождение первого из последнего 44 . 3) Встречающиеся в некоторых местах ветхозаветных книг разности в названии одних и тех же предметов, зависящие, очевидно, от смешения таких букв, которые по начертанию действительно были сходны в архаическом еврейском письме, и различны в теперешнем квадратном письме; так по теперешнему еврейскому тексту в 2Цар. 23:29 сын Бааны назван =Хелев, а в 1Пар. 11:30 имя того же лица пишется =Хелед, и такое различие в начертании этого имени существует и в александрийском списке греческого перевода (см. у Тишендорфа Vet. Test, graece разночтения к означенным местам, из которых в первом пишется: αλαφ υς Βαανααι, во втором: ελαδ υς Βαανα) смешение здесь букв и всего естественнее объясняется действительно существующим сходством начертания этих букв в архаическом еврейском или финикийском алфавите (Lenormant. Essai sur la propag, alphabet. p. I. VII). Такую же разность по теперешнему еврейскому тексту в названии одного из священнических городов представляет Нав. 21:16 , где этот город пишется (по ватик. списку: σ, по Александрийскому: αν) и 1Пар. 6:44 (в русском переводе стих 59), где вместо этого находится (по обоим спискам греческий перевод – σ);

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Богодухновенный царь и пророк Давид исповедует Господа единым Вышним по всей земли ( Пс. 82, 19 ); он же взывает к Нему: Господи, мой Господи! Несть ин, яко же Ты, и несть Бога разве Тебе во всех, яже слышахом ушима нашима ( 2Цар. 7, 22 ; ср. 1Пар. 17, 20 ). Вси бози языков идоли (ничто); Господь же наш небеса сотвори ( 1Пар. 16, 26 ). Соломон в молитве при освящении храма говорил: да разумеют вси людие земли, яко Господь Бог, той есть Бог, и несть инаго ( 3Цар. 8, 60 ; ср. 23 ст.). Тому же учили и пророки ( Иер. 2, 5; 8, 19; 10, 6–10 ; посл. Иер. 7. 58 ст.; Ис. 10, 10 ; Ос. 13, 2 ; Мих. 5, 13 и др.). А чрез пр. Исаию Сам Бог, называя языческих богов пылью (44, 20), говорит о Себе: Аз первый, и Аз по сих, кроме Мене несть Бога (44, 6; ср. 7–8 ст.; 46, 9). Да увесте и веруете Ми, и уразумеете, яко Аз есмь прежде Мене не быть ин Бог, и по Мне не будет (43, 10). Вообще весь ветхий завет проникнут идеею о единстве Божием; во всех книгах ветхозаветных эта идея составляла основную мысль, с которою приводились в разнообразные связи все прочие важнейшие истины ветхого завета, напр., мессианская идея, идея о завете между Богом и народом и пр. Эта же идея лежала в основании государственного, общественного и церковного строя жизни: еврейский народ был обществом Иеговы и никто не мог сделаться членом этого общества, не уверовавши в Иегову; царем в нем должен был быть Иегова (теократия); для всего народа был один только храм (первоначально одна скиния), и в нем совершалось служение одному только Иегове. Уклонения от узаконенной веры в единого Бога, правда, были часты среди евреев, но лучшими из них она всегда сохранялась, а в конце исторической жизни этого народа и окончательно укоренилась. Как понималась эта истина благочестивыми иудеями, кроме посланников Божиих, и как они смотрели на богов языческих, можно видеть из молитвы царя Езекии ( 4Цар. 19, 15–19 ; Ис. 37, 16–20 ). II. Исповедание евреями единства Божия в то время, когда у всех других народов господствовало многобожие, представляет чрезвычайную загадку для тех, которые, допуская только одно естественное развитие в человечестве и отрицая всякое сверхъестественное вмешательство Божества в судьбы его, утверждают, что единобожие как высшая форма религии является только на высших ступенях развития и что у всех народов монотеизм развивается на почве политеизма и сменяет этот последний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Псалом был написан в условиях тяжелого кризиса (30). А 1 (2–4) Молитва в крайне бедственном положении Б 1 (6–13) Те, кто нуждается в защите А 2 (14–19) В молитве открывается характер Бога Б 2 (20–30) Те, кто заслуживает воздаяния за свои дела А 3 (31–37) Молитва переходит в славословие Псалом не вызывает прямых ассоциаций с какими–то конкретными событиями в жизни Давида, однако хорошо вписывается в историю его жизни, а потому нет оснований сочинять какой–то новый сценарий. Давид был серьезно озабочен планами ( 1Пар. 28:11–21 ) и финансовым обеспечением строительства Храма ( 1Пар. 29:2–5 ). Богатство вызывает зависть, и, вероятно, в стране было немало людей, которые считали, что поглощенность царя идеей Храма приносит в жертву нужды бедных и другие национальные интересы. Необоснованные обвинения обычно гораздо легче выдвинуть, чем опровергнуть, и часто они носят убийственный характер, что и подразумевается в псалме. Это один из наиболее часто цитируемых в Новом Завете псалмов, особенно часто его упоминает Иисус: ст. 5 ( Ин. 15:25 ); ст. 10 ( Ин. 2:17 ; Рим. 15:3 ); ст. 22 ( Ин. 19:28 ; ср.: Мф. 27:34,48 ); ст. 23 ( Рим. 11:9 ); ст. 26 ( Деян. 1:20 ). Другие стихи псалма (13, 21) тоже прекрасно отражают дикую ненависть врагов, которую испытывал Господь ( Мф. 27:27–31,39–44 ; Мк. 14:50 ). 2–5 Молитва в крайне бедственном положении. Весь ужас положения Давида передается яркими метафорами: «погряз в… болоте» (ср.: Пс. 39:3 ), опустился «во глубину вод» (3). Он так долго не получал ответа на молитву, что «изнемог от вопля» и выплакал глаза (4), в то время как множество его недоброжелателей и врагов несправедливо преследуют его за проступки, которых он не совершал (5). 6–13 Нуждающиеся в защите. Грехи здесь упоминаются в связи с обстоятельствами, которые требовали принесения жертвы повинности ( Лев. 5 ). Тем самым ст. 6 возвращает нас к ситуации, описанной в ст. 5. Когда Господь исследует сердце Давида, Он обнаруживает безумие (т. е. глупость), что он поддается давлению со стороны других, но не находит в нем вины (греха).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

44:10–14 Хотя в прошлом иноплеменники занимали некоторые должности при храме (напр., были телохранителями и скороходами), теперь, согласно Иезекиилю, для них вход вообще запрещен. Их должности переходят к левитам, которые осквернили себя идолопоклонством ( Чис. 1,50–53 ; 2Пар. 8,14.15 ). Те священнические семьи, которые впадали в идолопоклонство до вавилонского плена (8,6), теперь будут исполнять лишь второстепенные и вспомогательные функции. Само же священство будет ограничено лишь потомками сынов Садока (ст. 15; 40,46). 44 священники из колена Левиина, сыны Садока. Садок был первосвященником вместе с Авиафаром во время царствования Давида ( 2Цар. 8,17; 15,24–29 ). В дальнейшем, когда Авиафар поддержал притязания на престол Адонии ( 3Цар. 1,7 ), Садок остался единственным первосвященником, потому что он принял сторону Соломона. Священство и раньше было ограничено только сыновьями Аарона среди левитов ( Исх. 28,1 ; Лев. 8,2–7 ; 1Пар. 6,48–53 ), но Иезекииль провидит и дальнейшее ограничение вплоть до единственной семьи уже среди потомков Аарона. 44 К мертвому человеку никто... не должен подходить. Прикосновение к покойнику делало человека ритуально нечистым. Священники, и особенно первосвященники, были обязаны избегать подобных контактов ( Лев. 21,1–12 ). 44 Я их удел. Ср. Чис. 18,20–24 ; Втор. 10,9; 18,1–5 ; Нав. 13,33; 18,7 . 44 Никакой мертвечины... не должны есть священники. Запрещение есть мясо животного, найденного мертвым, распространялось на всех израильтян ( Лев. 11,39.40 ; Втор. 14,21 ). Глава 45 45:1–8 Разделение страны на уделы будет подробно изложено далее, в гл. 47; 48; сейчас же речь идет только о выделении священного участка земли. Иезекииль провидит священный участок в центре страны, длиной примерно в тринадцать км (25 тысяч локтей) по каждой стороне, причем он еще должен быть разделен на три части (ср. Откр. 21,16 ). Северная зона (около двадцати пяти квадратных миль английская квадратная миля составляет 259 гектаров) выделяется левитам. Центральная часть предназначена для святилища и священников. Южная зона, половинного размера по сравнению с двумя другими, отводится самому городу. Территория на восток и на запад в шестьдесят четыре квадратных мили выделяется князю, а вся остальная площадь страны к северу и к югу должна быть поделена между другими коленами. Интересно, что в видении Иезекииля сам храм находится за пределами города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И нет особенных препятствий к признанию справедливости такой мысли; нужно допустить только два положения, которые имеют за себя достаточно оснований. Первое положение будет состоять в том, что не все псалмы исполнялись одинаково, на одних и тех же инструментах, что музыкальные мелодии были различные. Но это несомненно для всякого, кто имел усердие внимательно проследить разнообразие наименований орудий и прочих музыкальных замечаний в надписаниях псалмов. Второе положение необходимо требует, чтобы в самом хоре были такие или иные подразделения. Но неоспоримо, что весь певческо-музыкальный хор распадался на три группы по роду инструментов, каковы: кимвалы, гусли и цитры (1 Парал 25:1; ср. 15:19, 20 и 21). Может быть, даже каждому из трех начальников поручено было только одно орудие; по крайней мере, усвоение цитр Идифуну ( 1Пар. 25:3 ) показывает, что не все они играли исключительно на медных кимвалах. Замечательно также, что весь состав певцов и музыкантов подразделялся на три хора; один из них (сыны Каафовы) становился на службе с Еманом, другой (потомки Гирсона) – по правую сторону его с Асафом и третий (представители рода Мерари) – по левую руку с Ефаном ( 1Пар. 6:33, 39 и 44); не невероятно, что и в этих группах были какие-нибудь специфические отличия и при том не по одним только именам глав, но и в музыкальном отношении. Если высказанные нами соображения справедливы, тогда вполне естественно объяснится нам и надписание пс. 77 (по Евр.). Очевидно, по мысли Асафа, этот псалом должен был принять такой музыкальный характер, что уже выходил из компетенции его составителя и поступал в сферу ведения Ефана. Точно также и Давид, опытный в священной музыке не менее избранных им непосредственных помощников, находил, что его песнь (пс. 61, по Рус. 60) может найти исполнение только в хоре Идифуновом. – Все сказанное дает нам основание к ближайшему выяснению термина menazzeach. Он поставляет известный псалом в число долженствующих быть исполненными при богослужении, для чего предварительно подвергался музыкальной обработке и потом разучивался в левитских хорах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

не допускала касаться их птицам небесным. У евреев считалось величайшим позором допустить, чтобы тела убитых стали пищей для птиц и зверей ( Втор. 28,26 ; 1Цар. 17,44.46 ; Пс. 78,2 ; Ис. 18,6 ; Иер. 7,33; 16,4 ). Рицпа была намерена стеречь тела до тех пор, пока не удастся похоронить их надлежащим образом (ст. 11–14). 21:11–14 Неусыпное бдение Рицпы побудило Давида собрать не только останки недавно погибших, но и кости Саула и Ионафана, и предать их погребению в усыпальнице Киса, отца Саула. 21 и умилостивился Бог над страною после того. Точно такие же слова звучат в конце книги (24,25), после прекращения моровой язвы, которую навлекла предпринятая Давидом перепись. 21:15–22 Данные стихи описывают победы Давида и его воинов над филистимлянами. Даже приблизительную хронологию этих событий установить затруднительно. 21 один из потомков Рефаимов. Слово «Рефаимы» в данном контексте следует, по всей видимости, связывать с народом, населявшим Ханаан до прихода туда израильтян ( Быт. 14,5; 15,20 ; Втор. 2,20 ; Нав. 17,15 ) и славившимся огромным ростом (см., напр., Втор. 3,11 ). «Рефаимами» иногда называли и другие народы, отмеченные особой силой и статью (такие как эмимы, замзумимы и енакимы, Втор. 2,10.11.20.21 ). Иисус Навин поразил енакимов и на горе Иудиной, и на горе Израилевой ( Нав. 11,21.22 ), однако те могли уцелеть в Газе, Гефе и Азоте т.е. на территории, о которой идет речь в следующих стихах. триста сиклей. Т.е. около трех килограммов. Наконечник копья Голиафа весил вдвое больше ( 1Цар. 17,7 ). 21 Авесса. См. ком. к 2,18. светильник Израиля. В этой метафоре находит отражение то обстоятельство, что обетование благословения и все упования Израиля были сосредоточены исключительно на личности Давида и на его доме (см. ком. к 1Цар. 3,3 ). 21 Рефаимов. См. ком. к ст. 16. 21 убил Елханан... Голиафа. Т.е. данный стих приписывает победу над Голиафом не Давиду, а другому человеку. Соответствующий ему стих 1Пар. 20,5 однозначно разрешает это недоразумение, ибо в нем говорится, что Елханан поразил «Лахмия, брата Голиафова». Однако именно по этой причине названное место книги Паралипоменон вызывает сомнения у большинства комментаторов. Некоторые из них склонны объяснять текст книги Царств, исходя из предположения, что Елханан второе имя Давида (ср. 12,25, где Соломон наречен вторым именем Иедидиа). Но такое объяснение создает некоторые трудности для объяснения 1Пар. 20,5 , разве что победы над Голиафом и Лахмией были одержаны действительно одним человеком Давидом-Елхананом. Неоспоримым, однако, является факт победы Давида над Голиафом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«1 и 2 книги Паралипоменон также являются богословской историей избранного народа, начиная с Адама и заканчивая указом Кира об освобождении Иудеев. Поскольку синоптические повествования книги о Давидовой монархии добавляют сведения «отсутствующие» в 34 книгах Царств, поколения историков избирательно использовали ее, чтобы создать объединенный или согласованный образ «священной истории». В большей степени, чем девтерономист, автор Паралипоменона переработал свои источники и представил мидрашим, чтобы «исправить» исторические данные в соответствии с требованиями его богословской программы. Историческая ценность книги Паралипоменон незначительна, и потому при исторической реконструкции событий, книгой следует пользоваться с большой осторожностью». 503 Однако другие исследователи выявили значительно больше достоверности в исторической реконструкции и представлении событий, чем это допускают многие скептически настроенные ученые. Кляйн бьется с этими взглядами в своей статье, но, похоже, что он не желает полностью признавать, что книга достовернее, чем принято традиционно считать. 504 Археологические работы, особенно те, что были проведены под руководством Олбрайта, сильно подвинули общее мнение в сторону достоверности повествования. Однако, через некоторое время, академическими кругами вновь завладел скептицизм. Часто выводы делаются исходя из предположений, которые современные авторы привносят в текст, а также в результате полного нежелания обратиться к проверенным методикам, с помощью которых можно согласовать повествования. Большинство ученых, скорее всего, согласятся с тем, что вопросы особой важности должны определять богословские воззрения. Это должно быть первостепенным принципом любого научного спора. Структура I.Poдocлobuя израильтян – 1Пар.1:19:44 II. Объединенная монархия – 1Пар.10:1 2Пар.9:31 A. Саул и его сыновья погибают в сражении – 10:114 B. Давид правит Иудеей и Израилем – 11:129:30 1 . Армия Давида покоряет землю – 11:112:40 2 . Давид привозит ковчег завета в Иерусалим – 13:116:43

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Происхождение квадратного письма нельзя объяснить без допущения посредства более древних алфавитов арамейской ветви, которые, развиваясь постепенно из финикийского алфавита, достигли до изображения знаков, существующего в квадратном письме; напротив, еврейский алфавит, употребленный на асмонейских монетах... прямо происходит из финикийского и именно из более древней его формы» 348 (слова Ленормана). 3) В некоторых местах ветхозаветных книг встречаются разности в названии одних и тех же предметов, зависящая от смешения таких букв, которые по начертанию были действительно сходны в древнем еврейском письме, но различны в позднейшем квадратном; так например, по масоретскому тексту во 2Цар.23:20 , сын Бааны назван Хелев, а в 1Пар.11:30 имя этого лица пишется Хелед, и такое различие в начертании этого имени существует и в александрийском списке греческого перевода (см. у Тишендорфа в Vetus Testamentum graece разиочтевия к означенным местам, из которых в первом пишется αλαφ υιος βααvααι, во втором: ελαδ uι. βαανα): смешение здесь букв и всего естественнее объясняется действительно существующим сходством начертания их в архаическом еврейском алфавите. Такую же разность по масоретскому тексту в названии одного из священнических городов представляет Нав.21:16 , где этот город пишется (по ватик. списку: σ, по александрийскому: αν и 1Пар.4:44 (в рус. пер. ст. 59), где вместо этого находится (по обоим спискам греч. пер. σ); и здесь разность имени вполне объясняется существующим действительным сходством в архаическом еврейском письме начертания букв и 349 . 4) Преимущественная древность еврейско-самаританского письма видна из самых названий еврейских букв (см. выше), данных им, по общему пониманию, вследствие сходства начертания букв с предметами, по именам которых они названы. Такое сходство с формой соответствующих предметов имеют письменные еврейские знаки именно в финикийском или древнееврейском алфавите, а не в позднейшем квадратном. Религиозное состояние израильтян в Егииитии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Писания. 78 Таковы напр. сведения о писателях псалмов, ограничивающиеся голословным и весьма сбивчивым перечнем их по евр. и греч. надписаниям пс., мнениям некоторых Св. Оо и талмудическим преданиям (стр. 42–44), из которого трудно, особенно для учащихся, вывести определенное заключение, какие из свидетельств о писателях Пс. заслуживают вероятия и кого именно следует считать действительными писателями. Недостаток полноты и ясности замечается также в главе о надписаниях над псалмами (стр. 48), где недостает указаний самых надписаний, о которых идет речь, между тем как такие указания тем необходимее, что и после, при обозрении отдельных псалмов, о многих надписаниях вовсе не упоминается, – каковы напр. надписания: Пс.7:1 ; Псал. 46 (Слав. 45, Пс. 60 (59); Пс. 88 (87)). В таком же роде и некоторые из предварительных замечаний при обозрении отдельных псалмов, особенно те, в которых автор в объяснении надписи или происхождении псалма ограничивается лишь недостаточно определенными выписками из толк. Бл. Феодорита, как напр. на Пс. 62, 64, 70, 126, 136, 138 и проч. 79 Так напр. на стр. 43 говорится, будто Ефан, один из начальников хора при Давиде, принадлежал к потомству Корея; на стр. 96–будто сыны Кореевы сделались певцами только во времена Иосафата; на стр. 64, что встречающееся в надп. Пс. 53 и 88 слово махалот (?) – – в Слав Маелеф, по снес с 1Цар.10:5 и Пс.5:12 «несомненно означает музыкальное орудие, по переводу 70 свирель», между тем как в цитированных местах это слово и не встречается; на стр. 42, – что Давиду, по указанию 1Пар.16:23 , принадлежат не надписанные псалмы 95 и 96, между тем как в цит. месте 1Пар. о Пс. 96 вовсе не упоминается, а Пс. 95 на стр. 120 приписывается ко времени после плена. Подобное же противоречие себе во мнении о происхождении Псалмов 104 и 105, ср стр. 43 и 132 по 1-му изд. 80 Более подробный разбор этого обозрения с указанием достоинств и недостатков – в Журнале учебн. комитета при Св. Синоде от 10 ноября 1871 г за 208 (См. Церк. Лет. при Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

12:40–43 Процессии сошлись у храма (ст. 40), перед которым народ пел (ст. 42), приносил жертвы и веселился (ст. 43). 12 Бог дал им великую радость. Народ веселился оттого, что это было угодно его всемогущему Богу. 12:44–47 О том, как народ исполняет обязательства (10,30–39), см. 11,1 и ком. Ср. 12,44–47. 12 приношений начатков и десятин. См. 10,34–37. 12 по установлению Давида... Соломона. См. 1Пар. 25 ; 2Пар. 8,14 . 12 Все Израильтяне. См. ком. к 10,1. Глава 13 13:1–31 Народ выражает свое раскаяние тем, что изгоняет из общины иноплеменников (13,1–3), обеспечивает храм и его служителей всем необходимым (13,4–14), начинает снова соблюдать субботу (13,15–22) и отвергает смешанные браки (13,23–31). 13:1–3 Обязательство подчинения закону Моисея в целом (10,28.29) непременно приводит к необходимости отделения иудеев от прочих народов (13,23–31). 13 В тот день. Очевидно, описываемые события происходили во время второго пребывания Неемии на посту областеначальника (ст. 4–6). 13 Услышав этот закон. Ездра уже сошел со сцены, но сделанное им все еще приносит плоды (см. ком. к 10,1–27). отделили. Отделение происходит в соответствии с данным народом обязательством (10,28.29) и основывается на религиозном, а не расовом или политическом принципе (см. ком. к Езд. 4,3 ). 13–14 Последнее из обязательств, касающееся заботы о доме Божием (10,39), нарушено (13,11), как нарушены были и обязательства, касающиеся содержания кладовых и приношения десятины (10,37–39; 13,8.10). Такое положение дел должно быть исправлено. 13 Елиашив. Этот Елиашив мог быть первосвященником (см. ком. к 3,1), но скорее это просто один из священников, носивший то же имя, поскольку маловероятно, что первосвященнику было поручено лично следить за кладовыми. комнатам при доме Бога. Букв.: «кладовым». Ср. 10,37–39. Товии. См. ком. к 2,10. 13 в которую прежде клали. Вопреки обязательству, принятому народом (10,39), забота о доме Бога была забыта. 13 я не был в Иерусалиме. См. ком. к 5,14. Вавилонского царя. Персидские цари носили этот титул с тех пор, как завоевали Вавилонскую империю ( Езд. 5,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010