228 См. выше, стр. 52. Этот аргумент мы находим у Келера и Негельсбаха. (Kohler, S. 21. Nagelsbach, S. 753). 234 Допускаемая здесь ошибка, что обличаются у Малахии в женитьбе на язычницах священники, а не весь вообще народ, – для нас, в настоящем случае безразлична. 245 «И встал Иисус сын Иоседеков, и братья его, священники, и Зоровавель, сын Салафиилев, и братья его; и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея ( ), человека Божия». 246 Мнение, будто до Ездры в Палестине никто не знал Моисеева закона или, по крайней мере, постановлений его о браках, почему-то разделяет и проф. Лопухин (Библ. ист. 1890 т. II. Стр. 821). 256 Кроме, впрочем, первосвященника Елияшива (13:4 сл. 13:28–29). Относительно этих случаев, не решаясь утверждать, что-либо категорически, мы все-таки полагаем, что Малахия легко мог бы их упомянуть, если бы был их свидетелем. 264 А. Kuenen, Ueber die Manner der grossen Synagoge, SS. 125–160. Один только раз упоминаются в Мишне «мужи великой синагоги (  ). Это упоминание находится в начале известного трактата Pirke Aboth и гласит следующее: «Моисей получил Тору на Синае и передал ее Иисусу. Иисус – старейшинам, старейшины – пророкам, а пророки передали ее мужам великой синагоги. Последние изрекли три слова: будьте осторожны в суде, приобретайте многих учеников, создавайте ограду для (или вокруг) Торы». В следующем § говорится, что Симон Праведный был «из остатков великой синагоги». Отсюда следует, что деятельность мужей великой синагоги мы должны полагать после деятельности пророков и до деятельности учителей, имена которых известны из предания (S. 126–127). Но это уже слишком позднее известие (3 в. по Р. Хр.). И другие талмудические известия о составе, устройстве и продолжительности существования «великой синагоги» (во главе ее ставится Ездра, к ней причисляются Неемия и ветхозаветные лица раннейшего времени. – Зоровавель, Иисус, Мардохей, Бнлшан, – число ее членов определяется то в 120. то в 85 человек и т. п.) не имеют большого значения, потому что они, – как это теперь всеми признается, – скудны, непонятны и противоречивы (S. 128) Древнейшее упоминание о ней и вообще не может быть возводимо ко времени ранее 2-го в. по Р. Хр. и, так. обр., оно лет на 600 позднее предполагаемого времени великой синагоги (S. 139). Ни Ветхий Завет , ни Новый, ни Иосиф Флавий ничего о ней не упоминают; Неем.5:7 и συναγωγ μεγλη 1Мак.14:28 (ср. еще 1Мак.2:42; 3:44; 7:12 ) не имеют ничего общего с (S. 139–140).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Это поругание Слова Божия израильтяне и представили теперь пред лицом Господа, раскрыв в своем молитвенном собрании одну из этих оскверненных и поруганных книг, чтобы сама книга самим делом и своим печальным видом – безмолвно вопияла к Господу об этом беззаконии, и чтобы Господь этим поруганием Его Слова подвигся гневом и Своим праведным мщением на беззаконников. – Нечто подобное и с той же целью сделал некогда Езекия, принеся в храм пред Лице Иеговы богохульное письмо Сеннахирима (Санхерива) – 4Цар.19:14 и д. 1Мак.3:49 . и принесли священнические облачения и первородных и десятины; и созвали назореев, исполнивших дни свои, «Принесли… первородных и десятины…». Первые ( πρωτογεννματα) – выкупались при храме принесением особой жертвы, вторые – поступали на содержание храма и священников, Исх.23:19 ; Лев.23:10 и д.; Чис.18:12 и д.; Втор.26:2 и д. Лев.27:30 и д.; Чис.18:20 и д. – Назореи, исполнившие дни обетов своих, разрешались от них также при храме, принесением особо установленных жертв, Чис.9:5,13 ; Чис.6:13 и д. – Все эти установленные от Бога священнодействия оставались без возможности совершения, ввиду осквернения и полного опустошения храма, и теперь выставлялись на вид, как одно из сильнейших средств преклонить Господа Бога на помощь и сострадание к бедствующему Израилю. 1Мак.3:50–54 . и громко возопили к небу: что нам делать с ними и куда отвести их? Святилище Твое попрано и осквернено, и священники Твои в скорби и уничижении. И вот, собрались против нас язычники, чтобы истребить нас. Ты знаешь, что умышляют они против нас. Как можем мы устоять пред лицем их, если Ты не поможешь нам? И вострубили трубами и воскликнули громким голосом. «Вострубили трубами и воскликнули громким голосом…», чтобы выразить высшую силу молитвы и надежду на ее услышание Богом. Такой прием имел свое основание в особом предписании Слова Божия ( Чис.10:7,10 ), где Господь повелел пользоваться трубными звуками для созыва собраний, для поднятия тревоги при нападении врагов и при выступлении в поход, для выражения праздничной радости во время жертвоприношений и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 . Аммонитяне. Они происходили от Бен-Амми, или Аммона, сына Лотова ( Быт.19:38 ), и жили в Перее, за Иавоком. Они были постоянными врагами Израильтян ( Суд.3:13, 11 и 12; 1Цар.11 ; 4Цар.24:2 ; Соф.2:8 ; Неем.4:7 ; 1Мак.5:6 ). 2 . Моавитяне. Они происходили от Моава, сына Лотова ( Быт.19:37 ), и жили на востоке Иордана и Мертвого моря. Подобно Аммонитянам, они постоянно враждовали против Израильтян. Давид покорил их ( 2Цар.8:2 ), и они платили дань ему и его преемнику. После отделения 10 колен, они состояли под властью царей Израильских. Столицею Моавитян был Равваф-Моав. 3 . Идумеяне. Они происходили от Исава, прозванного Эдомом ( Быт.25:25, 30 ). Сначала они утвердились на горах Сеир, которые простираются на юго-востоке Мертвого моря до Еланитского залива; позже они распространились на северо-восток до границ Моава. Идумеяне были покорены Давидом, но очень неохотно сносили иго Иуды и часто восставали. Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, они подстрекали Халдеев к разрушению этого города. Во время изгнания Иудеев, они захватили южную часть Палестины и даже заняли Хеврон, откуда были изгнаны только во времена Маккавеев ( 1Мак.5:65 ). Иоанн Гиркан покорил их окончательно, принудив обрезаться и исполнять все обряды закона Моисеева; с тех пор они составили с Иудеями один народ. 4 . Амаликитяне. Они происходили от Амалика, сипа Елифаза, первенца Исавова ( Быт.36:12–16 ), и жили в Каменистой Аравии между Чермным морем и Мертвым морем, то в одной области, то в другой. Как только Израильтяне перешли Чермное море, Амаликитяне напали на них и убили тех, которые от усталости отстали назади. Они были разбиты Иисусом Навином в пустыне Рефидим ( Втор.25:17 ; Исх.17:8–14 ). Во времена Судей они неоднократно нападали на Евреев в союзе с другими народами ( Суд.3:13; 6:3 ). Саул, истребивши Амаликитян, пощадил царя их Агага ( 1Цар.15 ). Позже в Библии о них только упоминается ( 2Цар.8:12 ; 1Пар.4:43 ). 5 . Мадианитяне. Они происходили от Мадиана, четвертого сына Авраамова от Хеттуры ( Быт.25:1–4 ). Уже во времена Иакова это племя производило караванную торговлю между Азией и Египтом ( Быт.37:28, 36 ). Главное местопребывание Мадианитян было при Еланитском заливе Чермного моря, по восточной стороне. Из главы 2-й и 3-й книги Исход должно заключить, что часть этого племени обитала некоторое время и на западной стороне Еланитского залива. Мадианитяне были истреблены Гедеоном ( Суд.6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Этот глагол в евр. языке неупотребителен 428 , но в сродном ему эфиопском диалекте имеет значение „странствовал“, „путешествовал“. Поэтому означает – земля странствующих, чужестранных, чужих. Вследствие этого и LXX-mь , филистимлянин, обыкновенно, переводят λλφυλος, славян: иноплеменникъ. Филистимляне были древним воинственным народом, постоянно беспокоившим евреев. При Иисусе Навине неприязненных столкновений между теми и другими еще не было 429 . Но слишком часты они в периоде Судей, причем филистимляне время от времени господствовали над израильтянами ( Суд.10:7, 11, 13:1, 14:4, 15:11 ). При первосвященнике Илие они захватили Ковчег Завета (1Цар. гл. 4), но при Самуиле потерпели поражение, которое положило предел их 40-летнему господству над евреями (1Цар. гл. 7). Однако Саул все время своего царствования вел с ними войны, причем счастье было то на той, то на другой стороне ( 1Цар.13:14 и сл., 23:28, 24:2; 31). В царствование Давида филистимляне продолжали делать нападения, но были побеждаемы ( 2Цар.5:17 и сл., 8:1, 21:18). Давид даже завоевал их город Геф ( 1Пар.18:1 ). При Иосафате они сделались данниками евреев ( 2Пар.17:11 ), но при Иораме, в союзе с аравитянами, напали на Иерусалим и не только разграбили его, но и увели с собою жен и детей царя ( 2Пар.21:16 ). Это событие, вероятно, и имеет в виду пророк Иоиль. В царствование Иоаса, царь сирийский Азаил взял у филистимлян Геф ( 4Цар.12:18 ). При Озии они были побеждены воевавшими с ними евреями ( 2Пар.26:6 и сл.), но при Ахазе завоевали себе часть западной Иудеи ( 2Пар.28:18 , ср. Ис.14:29 ). Езекия в первые годы своего царствования имел успех против них ( 4Цар.18:8 ); но скоро явились и другие завоеватели земли филистимской – ассирияне, которые захватили крепость Азот ( Ис.20:1 ). С того времени филистимлянам пришлось много страдать, так как земля их служила для завоевателей дорогой в Египет, на который последние делали свои нападения. В Маккавейское время филистимляне подпали под власть Сирии, а иногда им приходилось терпеть и от иудеев ( 1Мак.10:86, 11:60 и сл.). Царь Александр Валас присоединил к Иудее часть земли филистимской ( 1Мак.10:89 ). Царь Ианней завоевал и разорил Газу. Наконец, при Помпее Азот, Ямния и Газа присоединены были к римской провинции – Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

1070 Прибавка эта вошла в большую часть латинских кодексов (Scr S curs compl T 15. P. 879–880), равно как и в наш. Славян. перев. 1071 Ср. Пс.74:3–4 с 75:9; 75:10 с 74:8; 75:7 с 74:10; 74:9 с 75:10 и др. См. Symbolae Делича стр. 58. Близкое соотношение обоих псалмов и единство их писателя бесспорно признается почти всеми толкователями их, не исключая и рационалистов. 1072 1Мак.3:10–24 . Как напр. Lengerke (Die 5 Bd d Psalmen Bd 2 S 382 и 386) в других случаях усердный последователь Hitzig a, которому принадлежит приведенное мнение о Маккавейском происхождении псалмов (См. его Die Psalmen nusgelegt). У других последнее мнение несколько видоизменяется. Так по Rudingery псалмы относятся к победам Иуды Маккавея над Лисием и Горгием ( 1Мак.4 ) (см. Comment Rosenmull ad h Ps и Scr S curs T 15 стр. 570 и 581). 1085 Относительно Пс. 75 такого мнения держались уже бл. Феодорит и Евсевий Зигабен; из древних иудейских ученых Ярхи, у нас: Преосв. Ириней Псковский (Толк. Псалт. Ч. 1, стр. 997 М. 1823 г.) и Х. Орда (в Руков. к послед. чт. уч. кн. В. З.). Оба псалма относят ко времени Езекии: Calmet, Toluck, O v Gerlach, Hengstenberg, Bunsen, Delitzsch, Moll и др., также иудейские новейшие ученые. См. Ист. Евр. народа Сегаля стр. 145 и 176 изд. 2. 1087 Delitzsch (zu d Ps) полагает, что надписание это есть перевод еврейского и след. по своему происхождению древнее перевода 70-ти. 1092 Колено Вениаминово во многих местах Свящ. Писания представляется составною частью царства Иудейского ( 3Цар.12:21 , 2Пар.11:3, 23, 15:8 и дал.), но оно принадлежало ему не в полном своем составе, так что за домом Давидовым, по выражению 3Цар.11:13, 32, 36 , оставалось собственно одно только колено, именно Иудино; другою же своею частью. Где напр. лежали города Вефиль, Галгалы, Иерихон и проч., оно принадлежало царству Израильскому (ср. Ewald s Gesch 3 S 439–441 Ausg 3). Поэтому в сопоставлении с коленами Иосифова дома его следует считать представителем Израильского царства; а в сопоставлении с Иудиным коленом – царства Иудейского, и Lengerke izu d Ps), ошибается, полагая, что в приведенном месте Вениамин означает Иудино царство, а Ефрем и Манассия – Израильское, вместе же эти три колена – весь народ еврейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Пророк этим хочет сказать, что лучшие жители земли мало-по-малу истребляются, погибают от всеобщих бедствий; или расхищаются, лишаются имения, отводятся в рабство; в этой земле остаются только немногие, и притом бедные, и вся опустошенная земля как бы исчахла, подобно тому, как больной чахнет, сожигается и постепенно истаивает от гнилой горячки или чахотки. В таком виде Иудея представилась во время гонений за религию и опустошений, производимых Антиохом Епифаном. Член пятый Ст. 7. Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все, веселившиеся сердцем. Ст. 8. Прекратилось веселие с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей. Ст. 9. Уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее. После того, как Антиох стал нападать на Иерусалим, потом на всех Иудеев – исповедников истинной религии, вся Иудея, подобно вдове, находилась в печали и слезах; все возмутилось и (Превратилось; с осквернением храма и расстройством царства прекратилось всякое веселие Иудеев ( 1Мак. 1, 26, 3, 45, 51 ). Член шестой Ст. 10. Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти. Ст. 11. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли. Ст. 12. В городе осталось запустение, и ворота развалились. Эти несчастия описываются в 1Мак. 3, 45. 1, 40 , 2Мак. 5, 5 и сл. Конец суда Божия Ст. 13. А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка. Ст. 14. Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. Ст. 15. И так славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева. Ст. 16. От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» В этих стихах излагается ограничение суда Божия, – описывается участь и состояние тех, которые избежали Ангиохова гонения и бедствий, и особенно состояние Маккавеев. Исполнение этого пророчества относится к тому времени, когда вся Иудея была опустошаема Сириянами, жители ее были убиваемы и отводимы в рабство, или разбегались по островам Средиземного моря, в Египет, или в южных пределах Иудеи скрывались в скалах и пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

12:10,11. Иудейские учителя признавали, что наказание Божье временно, как и те страдания, которые испытывают мученики. Они говорили, что им на смену должна прийти великая награда праведного (см., напр., в апокрифах: Прем. 3:5 ; ср.: 2Мак. 6:13–17; 7:18,32,33 ). Они также верили в то, что нечестивых Бог заставляет страдать гораздо больше, что это происходит либо ныне ( Прем. 12:22 ), либо произойдет в будущем (большинство раввинов, апокалиптические писатели и др.). 12:12. Выражение «опустившиеся руки и ослабевшие колена» характеризует человека в состоянии слабости и апатии (ср.: Ис. 13:7; 35:3 ; Иер. 47:3; 50:43 ; Иез. 7:17; 21:7 ; Соф. 3:16 ). В Свитках Мертвого моря, в Сир. 25и в других источниках этот образ несет на себе нравственную или религиозную окраску. Он может также соотноситься с метафорой атлетических состязаний в Евр. 12:1–3 . 12:13. Выражение «ходите прямо ногами вашими» предполагает самый быстрый путь к победе в соревнованиях; эта лексика заимствована из Септуагинты, Прит. 4:26 с небольшими изменениями. 12:14–29 Отвергая самое великое откровение Отступление от Иисуса было хуже, чем недальновидный отказ Исава от своего первородства (12:16,17), и более серьезным прегрешением, чем отказ от откровения Бога на Синае (12:18–21), поскольку Иисус превыше Моисея и превыше Авеля (12:24) – Он истинный и верный вождь народа израильского (12:23). Подавляющее большинство древних иудеев стремились соблюдать закон и были огорчены поведением своих предков в пустыне; автор Евр. призывает своих читателей не отступать от Иисуса, иначе они совершат еще больший грех, чем их предки в пустыне. 12:14,15. Образ «горького корня» восходит, по мнению многих, к Втор. 29:18 , хотя некоторые исследователи отмечали, что он встречается и во многих других текстах ( 1Мак. 1:10 ; кумранский гимн; раввины). Текст во Второзаконии вполне адекватно отражает мысль об отступничестве, которую подчеркивает здесь автор Евр. 12:16. Здесь автор ссылается на Быт. 25:31 – 34. Филон считал, что Исав был в плену своей плотской натуры, потворствовал своим временным желаниям и капризам, как в данном случае. Исав проявил полное отсутствие дальновидности, вовсе не размышляя о перспективе вечности (раввины на основании этого текста сделали вывод, что он отрицал будущее воскресение из мертвых). «Блудник» здесь, несомненно, указывает на сексуальную распущенность, что, в согласии с иудейскими преданиями, несомненно, основывалось на предпочтении, которое он первоначально отдавал языческим женам ( Быт. 26:34,35; 28:8,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

6:11. Казалось бы, лучше, если бы их судили люди, равные им по статусу (судья в местном суде); критика со стороны собратьев эллинистов может быть более весомой, чем со стороны тех, кто меньше знал Стефана. «Богохульство» здесь не означает непочтительное произнесение имени Бога, но, в более общем смысле – намеренно неуважительное отношение к Богу. 6:12. Маловероятно, что «синедрион мог благосклонно отнестись к Стефану; еврейский закон предписывал в подобных случаях строгое предупреждение, но синедрион уже предупреждал лидеров этого движения (5:40), и потому считал себя вправе перейти к действиям. 6:13–15. Древние рассматривали лжесвидетельство как оскорбление божества, чьим именем клялся лжесвидетель. Лжесвидетельство о преступлениях, требующих смертного приговора, каралось смертью ( Втор. 19:18,19 ; как и в римском законе), но в данном случае Стефан практически подтвердит половину предъявленных ему обвинений, отвечая на вопрос первосвященника (7:1). Он не против закона (как явствует из множества цитат в гл. 7), но в некотором смысле – против храма (гл. 7). Иудаистская традиция восхваляла тех, кто страдал во имя сохранения древних преданий, основанных на Писании; вероятно, ее защитники считали Стефана отступником. Обвинители всегда выступали первыми на процессе. 7:1. Первосвященник начинает допрос обвиняемого; его вопрос, поставленный в общей форме, дает Стефану возможность опровергнуть предъявленное ему обвинение. 7:2–7 Экскурс в историю: Авраам Краткий пересказ ключевых моментов истории Израиля встречается как в Ветхом Завете, так и в других источниках (напр. 1Цар. 12:7–12 ; 1Мак. 2:49–69 ; Сир. 44–50 ), и не требуется долго изучать Деян. 7:2–53 , " чтобы понять: Стефан возражает на обвинения (6:11,13,14) и опровергает представление о том, что в обозримой исторической перспективе деяния Бога сосредоточены только на храме или даже только на Израиле. Хотя ветхозаветные пророки говорили о том же самом (напр.: Иер. 7 ; Ион.), Стефан обязанпоказать, – по меньшей мере, так же ясно, как они, – что Израиль по-прежнему противится Богу. Там, где его формулировки не совпадают с нормативным древнееврейским текстом, они согласуются с самарийским текстом или с Септуагинтой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

338 Эсхатологическая речь Христа находится у Мф. 24:3-42 ; Мк 13,3-32 ; Лк. 21:7-36 . По мнению многих современных экзегетов, она входила в отдельный сборник (“Малый Апокалипсис”), из которого черпали сведения евангелисты. 339 Напомним, что в Кн.Даниила (12,11) “мерзостью запустения” назван языческий алтарь, поставленный в иерусалимском Храме царем Антиохом IV. Ср. 1Мак. 1:54 . 340 См.: 1Фес. 5:1-6 . В первые века христианства было множество эсхатологических движений (напр., монтанисты). В Средние века конец света ожидали в 1000, 1033, 1260 гг. Многие бедствия (эпидемии, междоусобицы) воспринимались как знамения Конца. Эсхатологичными были при своем возникновении анабаптизм, русское старообрядчество, адвентизм, иеговизм и др. Несколько раз сроки Второго пришествия “назначались” в XIX и XX вв. 341 См.: еп.Кассиан. Христос и первое христианское поколение, с.85. 342 “Чем глубже мы вникаем в притчи, тем яснее чувствуем, что Христос не мог бы их говорить, если бы Он был уверен в наступлении конца мира при Его современниках” (Олдгам Г. Учение Иисуса Христа. Пер. с англ. СПб., 1912, с.189). 343 Мф 24,14 . 344 Эту мысль впервые четко сформулировал Чарлз Додд. “День Сына Человеческого, – говорит он, – означает вневременной факт. Он связан с историей, поскольку укоренен в историческом кризисе приходом Иисуса” (Dodd Ch. The Parables of the Kingdom, p.81). 345 Ин 9,39; 12,31 ; ср.3,19. 346 Мф 24,37-42 ; Лк. 17:26-30 . 347 Мф 24,43-51; 25,1-46 ; Мк. 13:32-37 ; Лк. 12:35-48; 19,12-27; 21,34-36 . Притча о минах у Лк, очевидно, есть лишь вариант притчи о талантах. 348 Христос много раз говорил ученикам о страданиях и славе, которые ждут Его в Иерусалиме на Пасху. Апостолы, как это видно из просьбы Саломеи, ожидали лишь Его торжества. Иуда мог сообщить членам Синедриона о том, что Учитель хочет “провозгласить Царство Божие” именно в день праздника. Этим, вероятно, объясняется неожиданное изменение их планов в отношении Иисуса. 349 Мф 26,3-5; 14-16 ; Мк. 14:1-2; 10-11 ; Лк. 22:1-6 . Согласно Мф, цена, которую заплатили Иуде, равнялась тридцати сребреникам. В дохристианские времена это считалось стоимостью раба ( Исх. 21:32 ). По мнению одних толкователей, архиереи назначили такую цену в знак презрения к Иисусу; по предположению других – это символическая цифра, означающая религиозное отступничество (ср. Зах. 11:12-13 ). (См.: прот. Булгаков С. Иуда Искариот Апостол Предатель. — Путь, 1932, N 26, с.30–31.)

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/5

И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» ( Быт.25:57–58 ). Древние Евреи ограничивались при сватовстве только устным договором, подтвержденным клятвою ( Иез.16:8 ; Мал.2:14 ); но впоследствии начали заключать договор письменно: «И взял свиток, нарисовал договор и запечатал» ( Тов.7:13 ). Обыкновенно, после обручения, день брака откладывался на 12 месяцев. После обручения жених и невеста могли свободно видеться; Иаков, напр., жил в одном доме с невестою 7 лет. Когда наступал день брака, невеста надевала на себя лучшие уборы. О свадебном наряде невесты дают понятие следующие слова пророка Иезекииля: «И надел на тебя узорчатое платье и обул тебя в сафьянные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим, и на голову твою прекрасный венец» ( Иез.16:10–13 ). Окруженная родственниками и подругами, невеста ждала заката солнца. Жених, также одевшийся в лучшие платья и увенчанный ( Ис.61:10 ; Песн.3:2 ) и окруженный сверстниками, приходил вечером в дом своего тестя. Прежде чем оставить родительский дом, невеста получала благословение своих родителей и приличные наставления: «И, благословив их, отпустил и сказал: да благопоспешит вам Бог небесный... Потом сказал дочери своей: почитай своего свекра и свекровь: теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:11–12 ; Быт.24:60 ). Сопровождаемые родными и друзьями при свете факелов и звуках тимпана и других музыкальных инструментов, с пением, жених и невеста шли в дом жениха, где их точно также торжественно встречали. В доме жениха их ожидал пир ( Иер.7:34; 16:9; 25:10 ; 1Мак.9:37–39 ; Мф.25 ). Родные и друзья высказывали молодым различные пожелания счастья: «Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих» ( Быт.24:60 ). Брачное торжество продолжалось 7 дней за девицею ( Быт.29:37 ; Суд.14:12 ) и три дня за вдовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010