Иероним свидетельствует, что он сию книгу видел на еврейском языке, то есть, на том диалекте, которой в то время у Иудеев принят, и был сиро-халдейский. Сие же издание до наших времен не дошло, и есть перевод сирский. IV. Содержание Описывается история 34 лет, представляющая дела, от Иуды и его братьев при царях Сирских учиненные. V. Конец Чтоб научить, что Бог не оставляет уповающих на Него, но во всех несчастьях и притеснениях им вспомоществует, и что Он малым числом великое множество неприятелей победить может. VI. Разделение На две части разделяется сия книга: В первой части содержатся славные дела Александра, могущество его и смерть, жестокость в рассуждении Иудеев. 1Мак.1 . Во второй самая история о Маккавеях во время предводительства Маттафии, Иуды Маккавея, Ионафана и Симона – 1Мак.2 до конца кн. где: 1) Маттафия священник: где его поколение, благочестие, ревность и смерть. 1Мак.2 . 2) Иуды – 1Мак.3–9:28 , где его а. Войны. 1Мак.3 . б. Победы. 1Мак.4 . в. Войны Иудеев против разных народов. 1Мак.3 . г. Тщетное Антиохово осаждение Елимаиса, смерть его, предприятия Иудеев против смежных народов. 1Мак.6 . д. Война против Димитрия. 1Мак.7 . е. Союз Иудеев с Римлянами, 1Мак.8 . ж. Иуда на войне против Вакхида убит. 1Мак.9:1–28 . 3) Ионафана. – 1Мак.9 :28с; 10–13, где его а. Преемство. Гл. 9, ст. 28 до 32 ( 1Мак.9:28–31 ). б. Продолжение войны против Вакхида. 1Мак.9 :32с до конца. в. Дружество с Александром. 1Мак.10 . г. Птоломеево тиранство в рассуждении Александра своего зятя. 1Мак.11 . д. Союз с Спартанцами и Римлянами; Ионафаново приуготовление против Димитрия. 1Мак.12 . 4) Симона. От гл. 13 до конца (1Мак.13с), где его а. Преемничество и очищение крепости. 1Мак.13 . б. Спокойное правление и мир с соседями. 1Мак.14 . в. Дружество с Антиохом вскоре нарушенное. 1Мак.15 . г. Смерть. 1Мак.16 . § 50. О книге третьей Маккавейской I. Надписание Оно есть Μακκαβαιν γ, то есть, книга Маккавейская третья. Именуется сия книга Маккавейскою единственно от сходства содержания, находящегося в книгах Маккавейских, или потому, что храбрые мужи, о коих в сей книг упоминается, не менее твердыми и непоколебимыми в защищении Богопочитания, как Иуда и братия его, себя оказали: ибо повествуются дела, произведенные за пятьдесят почти лет прежде времен Иуды Маккавейского; и потому сию книгу третью должно положить на первом, вторую на втором, а первую на третьем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Что касается исторического авторитета первой книги Маккавейской, то его высоко ценят все исследователи. Автор цитирует очень много официальных письменных памятников. Таковых памятников, дословно им приводимых, 13: 1) письмо израильтян к Иуде Маккавею ( 1Мак.5:10–13 ); 2) письмо римлян к Иуде ( 1Мак.8:22–28 ); 3) письмо царя Александра к Ионафану ( 1Мак.10:17–20 ); 4) письмо царя Димитрия к нему же ( 1Мак.10:25–45 ); 5) письмо царя Димитрия 2-го к нему же и Ласфену ( 1Мак.11:30–37 ); 6) письмо Антиоха Младшего к Ионафану ( 1Мак.1:57 ); 7) письмо Ионафана к спартанцам ( 1Мак.12:6–18 ); 8) письмо спартанского царя Арея к первосвященнику Онии ( 1Мак.12:20–23 ); 9) письмо Димитрия 2-го к Симону ( 1Мак.13:36–40 ); 10) письмо спартанцев к Симону ( 1Мак.14:20–23 ); 11) письмо царя Антиоха к Симону ( 1Мак.15:2–9 ); 12) письмо римского консула Левкия к Птоломею ( 1Мак.15:18–21 ); и 13) летопись первосвященства Иоанна Гиркана ( 1Мак.16:24 ). Это множество письменных памятников, обычно приводимых дословно, заставляет думать, что автор был исторически очень осторожен в своем повествовании. Новое критическое исследование цитируемых автором «писем» заставляет относиться к ним с надлежащим доверием. Их форма показывает подлинность, а естественные отступления могли произойти от двоякого их перевода: с греческого и латинского (письма спартанцев и римлян) на арамейский (язык Маккавейской книги), а потом снова с арамейского на греческий, язык нынешнего перевода книги. Заметна у автора точность в описании событий, например тщательное вычисление войск сражавшихся ( 1Мак.15:13 ), павших на войне ( 1Мак.4:34; 7:32; 11:47 ); сокровищ и даров (15:31); вооружение слонов (6:37); описание местностей ( 1Мак.7:45 ); тщательная хронология по эре Селевкидов. Писатель рассматриваемой книги имеет также себе близкого по времени жизни к описываемой им эпохе ученого тогдашнего историка Иосифа Флавия, пользующегося очень часто его книгой в описании событий Маккавейского периода (Древн. XII и XIII кн.). Как исторический достоверный памятник первую Маккавейскую книгу цитируют: Киприан ( 1Мак.2 ­­ Testim. III, 4, 15, 54), Ипполит ( 1Мак.2 ­­ Толк. на Дан.9:24 ), Ориген (Com. Ер. ad Rom. VIII ­­ 1Мак.2:24 ), Августин (De doctr. christ. II, 8. De civit. Dei. XVIII, 36, 45), Феодорит (Толк. на Дан.8:10; 11:25 ); Ефрем Сирин (Толк. на Дан.8 гл.); Амвросий Медиоланский (Epist. 40 ­­ 1Мак.1:7 ; De offlc. 40 ­­ 2:38, 41; 6:43–46; 9:4–10) и другие христианские писатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Он потерпел поражение, но чрез 13 лет усилился. Некоторые иудеи поддерживали Антиоха. И «мышци юга» т. е. полководцы Египта не могли противостоять ему. 17–19 ст. Антиох обручил дочь свою Клеопатру за царя юга, надеясь взять Египет хитростью, но замысел его не удался. Антиох Великий погиб, будучи пред тем побежден некиим вождем (Луцием Сципионом, братом Сципиона Африканскаго). 20 ст. Селевк Филопатор послал в Палестину Илиодора с попыткой ограбить храм. 21. Презренный брат Филопатора – Антиох Епифан. 22 etc. Антиох Епифан хитростью устранил сына Селевка Димитрия. Он – потом – поднял руку свою на вождя завета, на представителей богоизбранного народа. Он действовал лестью и коварством. 25–27 ст. смотрите 1Мак.1:16 . 28 ст. – 2Мак.1:20–24 . 29–30 Антиох пошел в Египет, но – по рассказу Ливия и Юстина – Попилий Лен угрозой вернул его в Сирию. Корабли Киттимские – корабли римские (землею Киттим обозначаются Македония и Италия). 30–31 ст. С досады Антиох осквернил Палестину, при содействии отступников, он прекратил богослужение и поставил статую Юпитера 35 . 32–35 – см. 1Мак.1:11–15 ; 1Мак.1:24–32 ; 1Мак.1:54 ; 1Мак.2:16–48 ; 2Мак.5:13 . 2Мак.6:2 ; 2Мак.6:7–11 ; 2Мак.9 главу. Антиох, как известно, скончался пораженный от Бога страшною болезнью. 31-й и 36-й стихи 11-й главы Даниила подтверждают понимание 9–14 и 23–26 стихов 8-й главы непосредственно по отношению к Антиоху Епифану. 12-я глава книги прор. Даниила Как уже мы говорили выше, апокалиптическое пророчество книги пророка Даниила имеет типологический характер. Подобно тому, как Господь Спаситель в 24-й главе евангелия от Матфея говоря о разрушении Иерусалима, предсказывает имеющее быть при кончине мира, так и пророк Даниил, созерцая откровение о последних временах Еврейского народа, видит и то, что имеет быть при кончине мира 36 . 1 ст. Михаил – один из покровителей дорогого для пророка народа Еврейского. По связи с предыдущей главой речь идет о тяжком периоде времен Антиоха Епифана и скорби при конце мира (ср. Мф.24:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Любимой книгой этого времени, как подтверждает и иудейский историк Иосиф Флавий 103 , у иудейского народа была книга пророка Даниила. И вот, согласно с находящимися в ней пророческими указаниями, иудеи ожидали, что языческие царства, которые представлены в книге пророка Даниила под образами сильных животных (7:2–27), будут совершенно истреблены и разрушены, а вместо них будет учреждено Царствие Божие, которое останется уже вечным (ср. 2:44). Святые Всевышнего примут это Царство, станут его членами и будут владеть им всегда (7:18). В высшей степени скорбное и тяжелое время будет предшествовать спасению, но, в конце концов, все благочестивые, испив чашу страданий, примут участие в спасении (12:1); праведники, давно умершие и находящиеся в земле, снова пробудятся для вечной жизни, а люди злые и нечестивые подвергнутся вечному поруганию и посрамлению (12:2). Что писатель книги пророка Даниила вовсе не думал, что этому Царству будет дарован только политический, а не мессианский царь в нравственно-религиозном отношении, – в этом не может быть никакого сомнения. Вот почему и многие толковники с древнейших времен под «Сыном человеческим» (7:13 и далее) здесь разумеют только Владыку Царства Божия, и Сам Христос называл Себя «Сыном человеческим» также, быть может, имея в виду эту именно священную книгу Ветхого Завета (Ср. Мф.8:20; 26:64 ; Лк.21:27 ). В апокрифических книгах Ветхого Завета, написанных в историческом духе, хотя и в немногих указаниях, также высказывается твердая надежда иудейского народа на имеющее скоро наступить спасение и личного Спасителя. Отведенные в плен и затем рассеянные по всему свету израильтяне снова возвратятся в свое отечество ( Вар.4:36 и далее; Ср. 2Мак.2:18 ); народы из самых отдаленных стран будут приходить в Иерусалим молиться Богу ( Тов.13:10 и далее); потомкам Давида царская власть над всей обетованной землей будет принадлежать вечно (ср. 1Мак.2:57 ). Особенно достойно внимания высказанное в 1Мак.4:46 , – что Иуда Маккавей и его единомышленники совершали только подготовительные работы (камни на горе храма), предоставляя окончание своего дела мессианскому времени: «разориша (оскверненный язычниками) жертвенник и положиша камение на горе храма, на месте приличнем, дóндеже приидет пророк отвещати о них», и в 1Мак.14:41 , что «иудеи и их священники постановили – быть Симону, брату Иуды Маккавея, народоначальником и первосвященником во веки, пока не восстанет пророк верный».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Не случайно древнехристианская гностическая секта Каинитов сближала Каина с Иудой, превращая этих отчаянных эгоистов самоправды и самосуда в своих героев. В ряд с ними можно бы поставить и „Вечного Жида“, если бы это не было легендой, только продолжившею и развившей идею самоправды и самосуда Предателя, обратив —540— его в типического выразителя измены Иегове со стороны всего иудейского народа. I. Имя: Иуда . В лучших греческих кадексах пишется οδας, латинских iudas, Сирском иерусалимском соответственно греческой орфографии и , а во всех прочих соответственно еврейско-библейскому (по Быт.29:35, 49:8 – от восхвалять, т. е. Иегову), в Ассир. клинообр. ia-u-da. Первый такое имя получил четвёртый сын Иакова от Лии, – родоначальник царственного колена Иудина, где находилась столица иудейского царства Иерусалим и единственный для всего народа и целой страны храм, – от этого Иуды весь народ получил своё название, – колено Иудино составляло и главное зерно после-пленного иудейства. До Езры и Неемии, кроме патриарха, лица с таким именем не встречается в ветхозаветной Библии 1345 . Но по возвращении Иудеев из плена, в эпоху сильного патриотического и религиозного одушевления, евреи предпочитали имена славных лиц национальной истории: Иакова, Иосифа, Симеона, Иисуса, Марии др. Особенно любили имена славных предков своего колена: Еласавета из дочерей Аароновых, Савл из колена Вениаминова и под. Иуда было одним из самых распространённых имён. В Ветхом Завете: 1) Неем.11:9 , – 2) Езр.3:9 и Неем.12:8 , – 3) Неем.12:34 , – 4) Неем.12:36 , – 5) Езр. 9 (10), 23, – 6) третий сын Матфия по прозванию Маккавей 1Мак.2:4 Ios. Antiq. XII, 6 до конца книги и нач. XIII, Niese III. 117 sq. §§ 266–434 и Bell. 1, 3–4, Niese VI, 10 sq. §§ 37–59. 7) Сын Халфи 1Мак.13:8 (?), – Хапсая у Флавия Antiq. XIII, 5. 7. Niese III р. 179. § 161, – 8) сын Симона Маккавея 1Макк.16:2 ср. 2Мак.1:10 , Флав. Bell. 1, 3. 5 Niese VΙ р. 19. § 78. В Новом Завете: 9) предок Господа у Луки Лк.3:30 , – 10) Иуда Алфеев, брат Иакова Алфеева – братья Господа и Апостолы из Двенадцати (некоторые считают Апостолов Иуду и Иакова, и братьев Господа за разных лиц) Мф.13:55 ; Мк.6:3 ; Лк.6:16 Деян.1:13 ; Иуд.1:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2–3 стихи, несомненно относятся ко времени всеобщего воскресения (ср. Ин.5:29 ; 1Кор.15:51–53 ; 1Сол.4:16 ). 4–9. Мужи, которых видит Даниил суть ангелы: Бог клялся бы Собою. В 7 стихе дается указание на продолжительность царства антихриста: время, времен и полвремени суть три с половиною года. Рассеяние иудеев (по смыслу перевода LXX-mu) к тому времени окончится и «остаток Израиля спасется» ( Рим.11:25–26 ). С 10 стиха пророк, повидимому, снова излагает откровение о гонении времен Антиоха. Как понимать 1290 дней и 1335 дней? Прекращение жертв в гонении Антиоха Епифана было 15 Хаслева 145 года ( 1Мак.1:54 ), возобновление их 25 Хаслева 148 года; промежуток этого времени равен 3 годам 10 дням, или 1105–1102 дням. Лишних дней в дате 1290–185–8 дней, а в 1335 еще 45. Предполагают, что 185 дней прошло до момента, когда Антиох «встревожился» ( 1Мак.6:5–13 ), а 45 дней длилась его предсмертная болезнь, после которой он умер в 149 году. Правильность такого толкования подтверждается тем, что в 1335 днях около 4-х лет; прибавляя эту сумму к 145 годам, получаем год смерти Антиоха – 149-й. Смерть эта для народа Божия является счастливым событием (ст. 12) 37 . 13 ст. Время Антиоха – прототип по отношению ко времени антихриста и в 13 стихе разумеется участие пророка во всеобщем воскресении мертвых 38 . В тексте 12-й главы книги пророка Даниила адвентисты останавливают свое внимание на 2-м и 13-м стихах: «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной»... «А ты иди к твоему концу, и успокоишься и возстанешь для получения твоего жребия в конце дней». На этих стихах в учении адвентистов обосновывается отрицание ими жизни людей на пространстве времени: от смерти до всеобщего воскресения. Как известно, адвентисты учат: жизнь души не возможна вне тела; живет тело – жива душа; умер человек – и все, вся его психическая жизнь исчезает; мертвые непробудно спят во прахе земли, они покоятся там и пробудятся тогда, когда настанет конец мира. Это учение изложено специально в адвентистской брошюрке «Состояние мертвых при свете Библии» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Иуда Маккавей из Первой книги не может быть в хороших отношениях с Никанором, пускай даже на короткое время. Для Иуды Маккавея из второй книги – это возможно, и даже, в контексте всего текста книги, выглядит органично. Различаются книги в отношении к Богу. Неправильно будет сказать, что в 1-й книге Маккавеев присутствует идея Богооставленности иудейского народа. Но там постоянно встречаются указания на то, что время пророков прошло и теперь связь человека с Богом осуществляется только через молитву: «и была великая скорбь в Израиле, какой не бывало с того дня, как не видно стало у них пророка» ( 1Мак.9:27 ), или: «иудеи и священники согласились, чтобы Симон был у них начальником и первосвященником навек, доколе восстанет Пророк верный» ( 1Мак.14:41 ). Защищать от язычников нужно тору, храм, отеческие обычаи. О защите Бога напрямую, не через защиту храма, ничего не говорится. Для 2-й книги Маккавеев участие Бога в судьбе его народа не подлежит сомнению, и иудеи борются именно за Бога. Поражает также количество вариантов наименований Бога, используемое в книге: Повелитель, Владыка, Властелин мира, Царь царей, Святой всякого освящения, Господь Живой и т. д. Во 2-й книге Маккавейской говорится о сотворении мира из ничего, о вере иудеев издревле в воскресение мёртвых ( 2Мак.7:12,44–25,14:44–46 ) и о загробном воздаянии ( 2Мак.6:26 ). Описываются молитвы умерших святых за живых ( 2Мак.15:12–17 ) и живых за умерших ( 2Мак.12:39–45 ). Кроме того, в книге объясняется значение мученических подвигов ( 2Мак.6:18–7:41 ), приводятся примеры непоколебимой веры и надежды на Бога ( 2Мак.1:8–29, 2:17, 3:15, 22, 33–35, 8:18, 27 ) и явного наказания беззаконников ( 2Мак.5:7–10, 9:5–28, 13:6–8, 15:32–35 ). 1.9.2. Авторство. Имя автора книги неизвестно, но есть несколько версий, кем и откуда он был. По одной из версий, он был александрийским иудеем, на что указывает изящество его греческого языка. По другой, он был из Палестины и даже из Иерусалима. Об этом свидетельствует связь автора с иерусалимским храмом, восторженные выражения о нем: «Святейший во всей земле храм» ( 2Мак.5:15 ). Так не мог писать о храме иудей из Египта, привыкший жить без храмового культа. Также свидетельствует о палестинском происхождении автора его хорошее знакомство с историей Палестины и отношениями евреев с соседними народами (см.: 2Мак.13:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

предания и отечественные православные полемисты. Так, они утверждали, что Библия сама по себе не есть полный и совершенный источник религиозной истины: она сама свидетельствует нам о некоторых священных книгах, не дошедших до нашего времени ( Иуд.1:14 ; Чис.21:14 ; 3Цар.15:7, 16:5, 22:39 ; 2Пар.12:15, 28:26 ; 3Ездр.14:44 ; 3Цар.15:23, 31 ; 1Пар.29:29 ; 4Цар.24:5 ; 1Мак.16:24 ). По причине господствовавшего по временам идолопоклонства между Евреями, войн их с соседними народами, а также благодаря злому умыслу самих Евреев, отступников от отеческой веры ( 1Мак.1:41–57 ), многие древнейшие свящ. книги погибли 292 . Поэтому-то о многих Ветхозаветных лицах и событиях в Библии мы не находим более или менее подробных повествований. Так, не все сказано о Мелхиседеке, праведном Иове, о произведениях мудрости Соломона, о некоторых событиях во времена судей и пророков 293 . Точно также и в Евангелии мало записано о родителях Божией Матери, Иоанне Крестителе, Симеоне Богоприимце; не писано о жизни Божией Матери в храме Иерусалимском, о пребывании Ее с младенцем Иисусом в Египте, о жизни Спасителя до крещения; не указано о статире, «откуду бысть» ( Мф.17:27 ); не написано о сооружении кровоточивою женою статуи Христу; не обозначены имена праведников, воскресших после смерти Господа ( Мф.27:52–53 ); не сказано о имени отрока, которого поставил И. Христос посреди учеников ( Мф.18:3 ), о юноше, одетом в плащаницу ( Мк.14:51–52 ), об именах многих учеников Христовых, о ризах Господа, о том, кто жена, сказавшая: «блаженно чрево, носившее тя...» ( Лк.11:27 ); что писал Христос на земле, когда была приведена к Нему жена прелюбодейная ( Ин.8:6, 8 ) 294 . Вообще – не все дела и слова нашего Спасителя записаны в Евангелии ( Ин.21:25 ; Деян.1:3 ; Ин.16:12–13 ) 295 , равно как не все учение св. Апостолов нашло себе изложение в их посланиях, а многое выражено устно ( Деян.20:31 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; 1Кор.11:2, 3:1–2, 11:34, 12:28 ; Тит.1:5 ) 296 . Поэтому-то св. Апостол Павел внушает христианам одинаково хранить как писанные, так и устные его наставления ( 2Сол.2:15 ) 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Елена, уничтожив языческий храм, воздвигла св. церковь . С тех пор, как Турки овладели Палестиною, Вифлеем сделался маленьким селением, в котором живут несколько семейств бедных христиан, зарабатывающих пропитание деланием для продажи крестиков, четок и т. п. Макед , некогда столичный хананейский город. Он был взят и разрушен Иисусом Навином. В пещере близ Македа скрылись пять царей, осаждавших Гаваон. Они были выведены из пещеры, убиты и повешены на пяти деревьях ( Нав.10:10, 17, 26 ). Везек , древний хананейский город, в небольшом расстоянии от Иордана. По смерти Иисуса Навина, колена Иуды и Симеона победили здесь Хананеев и Ферезеев. «В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним, и разбили Хананеев и Ферезеев. Адони-Везек побежал; но они погнались за ним, и поймали его, и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог» ( Суд.1:5–7 ). В Везеке Саул собрал 330,000 войска для освобождения Иависа Галаадского, осажденного Аммонитянами ( 1Цар.11:8 ). Еглон , столичный хананейский город, царь которого, Девир, был убит Иисусом Навином при Гаваоне ( Нав.10:3–12 ). Вефсура ; этот город сделался особенно известен во времена Маккавеев. Лисий, военачальник Сирийский, осадил его, но Иуда Маккавей принудил Лисия снять осаду. Чрез несколько времени Лисий снова напал на Вефсуру и овладел ею; после чего Вефсура оставалась во власти Сирийцев до Ионафана Маккавея, который обратно отнял ее у Сирийцев ( 1Мак.4 и 6). Вефваси , город в пустыне, где Симон и Ионафан разбили армию Вакхида, осадившего этот город, и принудили его заключить мир ( 1Мак.9:62–73 ). Ен-Геди ( Нав.15:62 ), город в пустыне, близ Мертвого моря. Его почва была чрезвычайно плодородна, об его виноградниках Соломон говорит с большою похвалою ( Песн.1:13 ). В пещере пустыни Ен-Гади скрывался Давид ( 1Цар.24:2 ). Ештемо и Ливна , города, отданные левитам, потомкам Каафовым ( Нав.21:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствуют вышеприведенные многочисленные ветхозаветные ( Иез.14:14–20, 28:3 , 1Мак.1:54, 2:39–60 ) и новозаветные ( Мф.24:15–16 ) цитаты. Ряд последних можно увеличить множеством цитат из книги Даниила, хотя без имени последнего. Таково, напр., по общему мнению часто употребляемое у Иисуса Христа, в ясно мессианском смысле, название «Сын человеческий» ( Мф.10:23, 16:27–28, 19:28, 24:30, 25:31 и мн. др.).·Это наименование в ясно мессианском смысле употребляется в Ветхом Завете исключительно лишь у одного пророка Даниила (7 глава). Употребляя, таким образом, без особых пояснений это наименование, Иисус Христос очевидно утверждал мессианское богодухновенное учение книги пророка Дании-ла И замечательно, некоторые образы в учении о Сыне человеческом очень сходны в книге Даниила и в пророчествах Иисуса Христа. Напр. явление на облаках, с силою и славою ( Дан.7:13 = Мф.24:30, 25:31–32 , Лк.21:27 ; Ин.3:13 ); сидение Его на престоле, окруженном сонмом Ангелов ( Дан.7:10, 14 =Мф.25:31, Лк.22:69 ). Особенно нельзя оставить без внимания употребление Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Я, и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк.14:61–62). Ясно, что Христос как бы так говорил: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (7:13–14). В том же пророчестве Даниила заключается объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына человеческого ( Деян.7:56 ). Ап. Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня, заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно напоминал о лицах, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.). В его же пророчестве об антихристе ( 2Сол.2:4 ) есть черты из пророчеств Даниила (11:36–39). В Апокалипсисе находится очень много образов и символов, объясняемых из книги Даниила, особенно из 7 главы (напр. Откр.13:1 = Дан.7:3 ; Откр.11:7, 13 = Дан. 7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 ; Откр.14:4 = Дан.7:18 ; Откр.17:12 = Дан.7:20–21 ). Отцы Церкви, несмотря на уверения еретиков, всегда были единодушны в признании каноничности и богодухновенности книги пр. Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она помещается в числе пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010