97 Chag. 11.б, Berakh. 17. a, Erub. 13.б др. см. Wünsche, Neue Beiträge S. 328 и 404, Schoettgen, Horae ad Math. 26. 24. Cp. Мф. 18:16 и парал. или: «лучше умереть, чем лечиться у кудесника» Schabb. XIV, 4 ср. Ier. Bar: 1, 2 у Delitzsch» a, Harae ad h. I. 99 Пасхальная вечеря продолжалась только до полуночи. « Кусок» обычно хлеба, но возможно и мяса. Если это был заключительный кусок, размером в оливу, пасхи или опреснока, то надо будет призвать, что Иуда ушел, не дождавшись не только четвертой, но и третьей чаши (благословения). А в таком случае он участвовал во вкушении только евхаристийного хлеба, но не вина, что догматически безразлично, ибо как в крови (вине) вся жизнь физиологическая, так и тело (хлеб) заключает в себе и кровь. Возможно, что под этим куском Иоанн Богослов разумеет евхаристический хлеб (как думает Кирилл Ал.). Выражение «после куска вошел в него сатана» предполагает, что Иуда съел данный ему Господом кусок хлеба или пасхального мяса. Хлебу более соответствует «обмакнув», так как горькие травы, обмакнутые в харосет, елись вместе с кусками опресноков. Но, конечно, возможно и соединение трав, обмакнутых в соус с куском мяса. 100 Богословский вестник 1907. Т. 3. 12. С. 723–754 (2-я пагин.). Сбой нумерации отделов в тексте. 103 Ср. Горайот III, 8 Пер. 4, 518 сл. Sanh. 60 a Gold. 7, 256 Moed katon 26 a Gold. 3, 763–769. Разумеется обычная одежда, а не священное облачение, в котором совершали богослужение в храме, но не ходили вне храма, – тем менее великолепные и драгоценные первосвященнические ризы, в коих первосвященник совершал богослужение в три великие праздника и в день очищения и кои тогда, с 6 по 36 г. по Р. X., хранились Римлянами в башне Антония и выдавалась на праздники только за семь дней (Иос. Antiq XVIII, 4, 3 и XV, 11, 4 N. IV р. 156 сл. и III p 406 сл.). Запрещение первосвященнику разрывать одежды относится только к обычному трауру по покойникам ( Лев. 10:6 и 21:10). Напротив, см. 1Мак. 2:14 и 11:71 Иос. Фл. Bell. II, 15, 4 N. § 322 р. 215. Примеры разрывания одежд вообще в Библии см. Быт. 37:34 ср Чис. 14:6 ; Иов.1:20 ; 2Цар. 13:19 ; 4Цар 18:37 и 19:1; Ис. 37:1 ; Деян. 14:14 . Церемония разрывания одежд, по описанию Маймонида, была такая: «разрывание делается стоя, – длина разрыва – ладонь, не разрывается исподняя одежда (хитон–рубашка) и верхний плащ, а остальные – все, хотя бы их было десять» (у Buxtorfius " a Lexicon Chaldaicum, Talmudicum et Rabbinicum, col. 2146). Что вне богослужения и храма архиерея носили общееврейские одежды, об этом свидетельствуют: Деян. 23:5 – ап. Павел не мог отличить архиерея от других синедристов, – и Ios. Antq. XVIII, 4. 3 N. § 91: выходя в город, надевал τν διωτικν.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В то же время, Захария предвозвестил торжественно радостное, но вместе кроткое и смиренное вшествие Искупителя, как Царя праведнаго и спасающаго, во Иерусалим ( Зах. 9:9 ), предание Его за тридесять сребренников ( Зах. 11:12 ), – предсказал, как с поражением сего Пастыря душ, расточатся овцы стада, рассеются Его ученики ( Зах. 13:7 ), но впоследствии – и самые Иудеи обращенные воззрят с верой на Того, егоже прободоша ( Зах. 12:10 ), – которого пронзили копием. Наконец, Малахия (за 412 л. до Р.Х.) заключил пророчества ветхого Завета, явным указанием на Предтечу Завета нового. Он предвидел, как в след сего Предтечи, облеченного духом Илии ( Мал. 3:1; 4:5 ), внезапу приидет в церковь свою Господь, и Ангел Завета ( Мал.3:1 ). Столь ясные предсказания о Христе Спасителе делали Его для душ истинно верующих уже довольно близким; а тяжкие бедствия, которыми испытывал Бог, в продолжение уже многих веков, род человеческий, и особенно избранный народ Свой, – при свете заповедей Божиих, возбуждая в людях живое сознание своей греховности и гнева Божия, постепенно усиливали в них желание скорее видеть обетованного Избавителя от зол внешних и внутренних. Это желание ясно выражали Пророки. Так Иеремия, в живом ощущении душевных и телесных болезней, и многоразличных скорбей, постигающих человека, взывал ко Господу Спасителю: чаяние Израилево! Исцели мя Господи, и исцелею; спаси мя, и спасен буду ( Иер. 17:13,14 ). Ожидание Израилево Господи, Спасителю наш во время скорби! – не забуди нас ( Иер. 14:8,9 )! И могло ли быть для всех вообще людей избранного народа Божия какое-либо утешение большее того, что Желанный ими уже скоро придет? О, как памятны были всем чадам Церкви ветхозаветной слова последнего из Пророков: внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел Завета, егоже вы хощете: се грядет ( Мал. 3:1 )! Посему-то во времена Маккавеев все ожидали Мессию в непродолжительном времени; и вот, по свидетельству книги Маккавейской, благоволиша Иудеи и жерцы быти Симону вождем и архиереем в век, дóндеже востанет Пророк верен ( 1Мак. 14:41 ), то есть, Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Подкрепление четвертое Немало туманного в Священном Писании и потому, что многие книги Библии пропали либо по нерадивости Иудеев, либо из-за их частого переселения, либо же из-за их гибели в битвах и разорения их царства. 1 . Книга воинства Господнего ( Чис. 10 ). 2 . Книга праведнаго Навина ( Нав. 10 ). 3 . Книга дел Соломоновых ( 3Цар. 11 ). 4 . Книга летописи Царей Израилевых ( 3Цар. 14 ). 5 . Книга прозорливца Самуила ( 1Пар. 29 ). 6 . Книга Нафана Пророка. Книга Ахии Силонита. Книга прозорливца Иоиля ( 2Пар. 9 ). 7 . Книга Царей Израилевых, записи Ииуя, сына Ананиева ( 2Пар. 20 ). 8 . Деяния царя Озии, записанные Пророком Исаией, сыном Аммоса ( 2Пар. 26 ). 9 . Книга записей царей Израилевых о делах царя Манассии ( 2Пар. 33 ). 10 . Плач Иеремии при погребении царя Иосии (2 Пар., 35). 11 . Книга Иеремии о разорении Иерусалима и о взятии в плен людей ( Иер. 36 ). 12 . Книга Иеремии о разорении Вавилона ( Иер. 51 ). 13 . Книга дней первосвященства Иоанна ( 1Мак. 16 ). 14 . Записи Пророка Иеремии ( 2Мак. 2 ). 15 . Книга Еноха ( Иуд.1:14 ). Все эти книги пропали. Относительно Книги Еноха имеются сомнения, поскольку неизвестны писатели, которые создавали книги до Моисея. Вероятнее всего, Енох не писал, а поучал устно о пришествии Господнем на Страшный Суд. Из этого ясно, что Апостол Иуда в своем Послании вспомнил о давнем Предании. Если же и Апостол в Догмате веры пользуется Преданием, то что препятствует и нам делать это, утверждая член нашей веры и Писанием, и Преданием. Из всего, написанного в этом доказательстве, каждый может ясно видеть, что Священное Писание и по своей букве (поскольку буква убивает, по слову Апостола), и по своему смыслу (хотя и он часто бывает скрытым, неявным, неясным, неудоборазумительным, более того, состоящим из многих частей, может казаться противоречивым, что и показано выше), не может быть судьей, разрешающим сомнения и споры, и вносить определенность в Догматы веры. Одна только Святая Соборная Апостольская Церковь , благодаря Соборам и богодухновенным Отцам, мирно приходящим к согласию в Догматах веры, их истинному толкованию Священного Писания, и Преданиям Апостолов и силой Святого Духа, это Божественное дело управляет, устанавливает, определяет, совершает.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

1Мак.10:1 . И в сто шестидесятом году выступил Александр, сын Антиоха, Епифан, и взял Птолемаиду, где и приняли его, и воцарился там. 1Мак.10:2 . И услышал это Димитрий царь, и собрал весьма многия рати, и вышел против него на войну. 1Мак.10:3 . И послал к Ионафану Димитрий письма с предложениями мирными, так что величал его. 1Мак.10:4 . Ибо говорил: поспешим заключить с ним мир, прежде нежели он заключит его с Александром против нас: 1Мак.10:5 . Тогда он припомнит все озлобления, какия мы причинили ему, и братьям его, и народу его: 1Мак.10:6 . И дал ему власть собирать рати, и готовить оружия, чтобы быть ему споборником его, и велел отдать ему заложников, что в Акре. 1Мак.10:7 . И пришел Ионафан в Иерусалим, и прочел письма в слух всех людей и Акрян. 1Мак.10:8 . И устрашились страхом великим, когда услышали, что царь дал ему власть собирать рати; 1Мак.10:9 . и выдали Акряне Ионафану заложников: а он отдал их родителям их. 1Мак.10:10 . И водворился Ионафан в Иерусалиме, и начал устроять и обновлять сей город. 1Мак.10:11 . И сказал производителям работ, чтобы они строили стены вокруг горы Сионской для твердости из камней четвероугольных; и они делали так. 1Мак.10:12 . Тогда ушли инородцы, бывшие в крепостях, кои построил Вакхид. 1Мак.10:13 . И оставил каждый место свое, и ушел в землю свою. 1Мак.10:14 . Только в Вефсуре остались некоторые из покинувших закон и повеление Божие, ибо он служил им убежищем. 1Мак.10:15 . И услышал царь Александр о тех обещаниях, какия Димитрий послал Ионафану; при том разсказали ему о битве и доблестях, кои он совершил с братьями своими, и о трудах понесенных ими, 1Мак.10:16 . и сказал: не найти нам такого мужа! сделаем же его ныне другом и споборником нашим. 1Мак.10:17 . И написал ему письма, и отправил их к нему, высказавшись сими словами: 1Мак.10:18 . «Царь Александр брату Ионафану обрадование. 1Мак.10:19 . Услышали мы о тебе, что ты муж крепкий силою и способный быть нам другом. 1Мак.10:20 . Посему мы теперь поставили тебя сего дня первосвященником народа твоего, так чтобы ты назывался и другом царя, (и послал ему порфиру и золотой венец), и помышлял о наших выгодах, и хранил дружбу с нами»,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.3:54 . И затрубили в трубы, и закричали громким голосом. 1Мак.3:55 . А после сего Иуда поставил вождей для народа, тысяченачальников и стоначальников и пятидесятоначальников и десятоначальников. 1Мак.3:56 . И сказал строющим домы, и женящимся, и насаждающим виноградники, и боязливым, чтобы каждый из них возвратился в дом свой по закону. 1Мак.3:57 . И двинулось ополчение его, и остановилось на юг от Аммаума. 1Мак.3:58 . И сказал Иуда: опояштесь, и станьте как сыны храбрые, и будьте готовы завтра сразиться с этими язычниками, которые сошлись к нам, чтобы истребить нас и святыни наши. 1Мак.3:59 . Ибо лучше нам умереть в битве, нежели видеть бедствия народа нашего и святынь его. 1Мак.3:60 . А какая будет воля на небе, так и сделает она. Глава 4 1Мак.4:1 . И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников; и двинулось это ополчение ночью, 1Мак.4:2 . чтобы напасть на ополчение Иудеев, и поразить их внезапно: а сыны Акры служили ему проводниками. 1Мак.4:3 . И услышал Иуда, и двинулся сам и храбрецы его поразить войско царя в Еммауме, 1Мак.4:4 . пока рати неприятеля отделены были от стана его. 1Мак.4:5 . И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел: и искал их в горах, ибо говорил: они бегут от нас. 1Мак.4:6 . Но с разсветом явился Иуда на равнине с тремя тысячами мужей, которые однако не имели щитов и мечей, сколько желали. 1Мак.4:7 . И увидели они могучее ополчение язычников в бронях, и окружающую его конницу, обученных войне. 1Мак.4:8 . Тогда, сказал Иуда сущим с ним мужам: не бойтесь множества их, и стремительности их не страшитесь. 1Мак.4:9 . Вспомните, как спасены были отцы наши в море чермном, когда преследовал их фараон с войском. 1Мак.4:10 . И теперь возопием на небо. Ежели мы угодны Ему, то он помянет завет с отцами нашими, и истребит это ополчение пред лицем нашим, сегодня. 1Мак.4:11 . И узнают все народы, что есть Избавляющий и спасающий Израиля. 1Мак.4:12 . И воззрели иноплеменники очами своими и увидели, что они идут против них. 1Мак.4:13 . И вышли из стана на сражение: а бывшие с Иудою затрубили.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.11:75 . И пали из иноплеменников в тот день три тысячи мужей; и возвратился Ионафан в Иерусалим. Глава 12 1Мак.12:1 . И видел Ионафан, что время содействует ему, и избрал мужей, и послал в Рим возстановить и обновить дружбу с ними. 1Мак.12:2 . И к Спартанцам, и в другия места послал письма о том же. 1Мак.12:3 . И отправились они в Рим, и вошли в Совет и сказали: Ионафан первосвященник и народ иудейский прислал нас возобновить дружбу с ними и споборничество по прежнему. 1Мак.12:4 . И дали (Римляне) им письма к своим местоначальникам, чтобы препровождали их в землю Иудейскую с миром. 1Мак.12:5 . И вот список писем, кои написал Ионафан Спартанцам: 1Мак.12:6 . «Ионафан первосвященник, и старейшинство народное, и священники, и прочий люд иудейский Спартанцам братьям обрадование. 1Мак.12:7 . Еще прежде присланы были письма к Онии первосвященнику от Дария, царствовавшаго у вас, что вы братья нам, как это доказывает список. 1Мак.12:8 . И принял Ония посланнаго мужа знатно, и взял письма, в которых ясно говорилось о споборничестве и дружбе. 1Мак.12:9 . Итак и мы, хотя и не нуждаемся в сем, находя себе утешение в священных книгах, что в руках наших, 1Мак.12:10 . попытались отправить посольство для возобновления братства и дружбы с нами, дабы не отчуждиться от вас; ибо много времени прошло после того, как вы прислали к нам посольство. 1Мак.12:11 . Мы во всякое время неопустительно в праздники и в прочие уставные дни воспоминаем вас у жертв, кои приносим, и в молитвах, как должно и прилично воспоминать братьев. 1Мак.12:12 . Мы радуемся о славе вашей. 1Мак.12:13 . Нас же окружили многия скорби и многия войны, ибо воевали с нами цари окрестные. 1Мак.12:14 . Но мы не хотели докучать вам и прочим споборникам и друзьям нашим в этих войнах. 1Мак.12:15 . Ибо имеем с неба помощь, помогающую нам, и избавились от врагов наших, и смирены враги наши. 1Мак.12:16 . А так как мы избрали Нуминия Антиохова в Антипатра Иасонова, и послали их в Рим возобновить дружбу с ними и прежнее споборничество;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Так, собрание при Ездре было „законопринимательным«, автор Мишны делает его „законодательным», – и вообще будто бы автор Мишны в частностях допускает большие противоречия (стр. 149). Сильная передержка, натяжка здесь слишком очевидна, чтобы долго останавливаться на выяснении ее. Как бы заставить автора думать то, что он на самом деле не думает, и затем обличать его в том, что он думает неправильно, если думает так, как его заставляют – этот прием полемики по меньшей мере не научен. Результат, достигнутый критикой Кюнена, не бесспорен. Он утверждает, что после Ездры не было учреждения, называвшегося „Великой Синагогой» и объединявшего власть юридическую-законодательную и нравственно-учительную, так что свидетельство Мишны противоречит истории. Но, во 1-х, если в других источниках не встречается совершенно такого же названия („Великая Синагога»), как в Мишне, то во всяком случае другие подобные названия для обозначения народных представительных собраний встречаются в достаточном количестве 111 : даже (из греческого периода) встречается однозвучное название „συναγωγ μεγλη» ( 1Мак.14:28 ). Да вообще дело не в названиях; названия могли быть и действительно были – разные. Думается, несравненно важнее вопрос о том, сродни ли еврейскому духу и государственному устройству народные представительства, притом действующие не временно, не преходящие только, но постоянные, так сказать, хронические. Ответ должен последовать утвердительный. Юридическое представительство старейшин проходит красной нитью 112 , а иногда и черной полосой 113 через всю историю израильского народа 114 . Возьмем время ближайшее к нашему периоду. Из книг Ездры-Неемии известно, что во главе возвращающихся из плена стояли старейшины ( 1Ездр.2:2 ; Неем.7:7 ); они под главенством наместника заправляют всеми делами ( 1Ездр.4:2–3 ; 1Ездр.5:5 ). Ездру встречают те же представительствующие от народа „начальствующие» ( 1Ездр.9 , ). Есть несомненные данные для утверждения, что и после Ездры продолжали существовать начальствующие народа, или представители, старейшины ( Иудиф.4:8 ; 1Мак.2:42 ; 1Мак.3:44 ; 1Мак.7:12 ; 1Мак.14:28 ; 1Мак.12:6 ; 1Мак.13:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

По мысли Божественного установления, эти трубные звуки должны были быть напоминанием о народе пред Богом Израиля, и это напоминание теперь особенно желал сделать сильным народ, чувствовавший себя как бы оставленным и забытым от Бога. 1Мак.3:55 . После сего Иуда поставил вождей для народа – тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников. Установление Иудою мелких вождей для народа – тысяченачальников, стоначальников, пятьдесятиначальников и десятиначальников – воскрешало древний строй народа, введенный еще Моисеем ( Чис.31:43,52 ; 1Цар.8:12 ; 4Цар.1:9 и д.), причем этот строй имел ввиду облегчать не только военные действия, но и вообще управление народом в мирное время. 1Мак.3:56 . И сказали тем, которые строили дома, обручились с женами, насадили виноградники, и людям боязливым, чтобы каждый из них, по закону, возвратился в свой дом. Следуя точно постановлению закона во Втор.20:5–8 , – Иуда отпускает из ополчения всех, которые только что – или построили дома, или обручились с женами, или насадили виноградники – и не успели еще воспользоваться всем этим, а также всех малодушных, боязливых, «дабы – как говорится в указанном месте – он, т. е. боязливый, не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце». 1Мак.3:57 . Тогда двинулось ополчение и расположилось станом на юге от Еммаума. Составив отборное войско, Иуда идет и располагается станом «на юге от Еммаума», т. е. вблизи врага ( 1Мак.3:40 ), воодушевляя всех горячим призывом «умереть» в сражении за «святыню нашу». 1Мак.3:58 . И сказал Иуда: опояшьтесь и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу. «Опояшьтесь…» При всяком важном деле евреи приступали к нему с «поясом на чреслах своих». – «И будьте мужественны…» – κα γνεοθ ες υιος δυνατος (ср. 2Цар.2:7,13:28 ); слав. точнее: «и будите в сыны сильны…» 1Мак.3:59–60 . Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни. А какая будет воля на небе, так да сотворит! Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Первая книга Маккавейская. 604-740 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К изложенным доводам нужно еще присоединить следующие соображения. В Маккавейскую эпоху знакомство с псалмами было общераспространенно, их воспевали не только за богослужением, но и по другим радостным и горестным обстоятельствам ( 1Мак.4 ­­ Пс.105:1; 117:1; 13 ­­ 102:10, 14; 13:51; 2Мак.2 и др.). Во 2-й Маккавейской книге (2:13) замечено, что еще Неемия собрал в особую «библиотеку» книги царей, пророков и Давида. Под последними книгами естественно разуметь Псалтирь, называвшуюся именем Давида, вероятно, и ранее новозаветных писателей (ср. Евр.4:7 ). Стало быть, в Маккавейскую эпоху псалмы считались очень древним писанием. – А главное, ни в одном из канонических псалмов нет ясного указания ни на одно из лиц и имен Маккавейской эпохи, хотя бы например Антиоха Епифана, или Маккавеев, или сирийцев, или римлян, или Александрию – ничего подобного нет нигде. В числе политических врагов иудеев в псалмах упоминаются египтяне, моавитяне, аммонитяне, идумеи, агаряне, тиряне (43:14; 82:7–9), ассирийцы, вавилоняне (86:4; 136:3). Даже персов нет, а тем более греков, сирийцев и римлян… Из чего же можно заключать о Маккавейской эпохе? Разве видеть псевдонимы, но это почва очень скользкая, – тогда с таким же правом и русских можно видеть… Далее, если видеть в псалмах Маккавейскую эпоху и ее «нечестивых и праведных» людей, то почему ни в одном из псалмов не говорится о склонности нечестивых к исполнению языческих обычаев, увлечении языческой культурой, театром, гимнастикой и т. п. специальными пороками этого времени (ср. 1Мак.1:11–15 ; 2Мак.4:12–15; 11:24 )? Однако ничего подобного в псалмах не говорится и за склонность к язычеству псалмопевцы совершенно не порицают «нечестивых» своих современников. О языческих богах они лишь однажды говорят ( Пс.113:12–16 ), причем, несомненно, разумеют в числе почитателей их лишь язычников (10 ст.), а не иудеев. В этом отношении пророки произносили более строгие приговоры (ср. Ис.2:8, 18; 17:8 ; Ос.8:4–6; 14:9 ; Иер.2:6–7:27; 5:7 … и мн. др.), однако же к Маккавейской эпохе их речи не относят. О гонениях и мучениях за веру эпохи Маккавеев (напр., 2Мак. 6–7 глл.) ничего в псалмах не говорится. При описании многочисленных войн в Маккавейских книгах постоянно упоминаются слоны ( 1Мак.3:34; 6:34–37:46 ; 2Мак.13:2, 15; 14:12; 15:20 ). В псалмах лишь кони и колесницы ( Пс.19:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

К изложенным доводам нужно еще присоединить следующие соображения. В Маккавейскую эпоху знакомство с псалмами было общераспространенно, их воспевали не только за богослужением, но и по другим радостным и горестным обстоятельствам ( 1Мак.4:24 = Пс.105:1;117:1;13:46 =102:10,14;13:51; 2Мак.2:13 и др.). Во 2 Маккавейской книге (2:13) замечено, что еще Неемия собрал в особую «библиотеку» книги Царей, пророков и Давида. Под последними книгами естественно разуметь Псалтирь, называвшуюся именем Давида, вероятно, и ранее новозаветных писателей (ср. Евр.4:7 ). Стало быть, в Макавейскую эпоху псалмы считались очень древним писанием. А главное, ни в одном из канонических псалмов нет ясного указания ни на одно из лиц и имен Маккавейской эпохи, хотя бы, например, Антиоха Епифана, или Маккавеев, или Сирийцев, или Римлян, или Александрию – ничего подобного нет нигде. В числе политических врагов Иудеев в псалмах упоминаются Египтяне, Моавитяне, Аммонитяне, Идумеи, Агаряне, Тиряне (43:14;82:7–9), Ассирийцы, Вавилоняне (86:4;136:3). Даже Персов нет, а тем более Греков, Сирийцев, и Римлян… Из чего же можно заключать о Маккавейской эпохе? Разве видеть псевдонимы, но это почва очень скользкая, тогда с таким же правом и русских можно видеть… 218 . Далее, если видеть в псалмах Маккавейскую эпоху и ее «нечестивых и праведных» людей, то почему ни в одном из псалмов не говорится о склонности нечестивых к исполнению языческих обычаев, увлечении языческой культурой, театром, гимнастикой и т.п. специальными пороками этого времени (ср. 1Мак.1:11–15 ; 2Мак.4:12–15;11:24 ). Однако, ничего подобного в псалмах не говорится и за склонность к язычеству псалмопевцы совершенно не порицают «нечестивых» своих современников. О языческих богах они лишь говорят ( Пс.113:12–16 ), причем, несомненно, разумеют в числе почитателей их лишь язычников (10ст.), а не Иудеев. В этом отношении пророки произносили более строгие приговоры (ср. Ис.2:8,18;17:8 ; Ос.8:4–6;14:9 ; Иер.2:27,6–7;5:7 … и мн. др.), однако же к Маккавейской эпохе их речи не относят. О гонениях и мучениях за веру эпохи Маккавеев (напр. 2Мак.6 –7гл.) ничего в псалмах не говорится. При описании многочисленных войн в Маккавейских книгах постоянно упоминаются слоны ( 1Мак.3:34;6:34–37,46 ; 2Мак.13:2,15;14:12;15:20 ). В псалмах лишь кони и колесницы ( Пс.19:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010