2. И не только это, но Господь показал, что некоторые заповеди им даны Моисеем по грубости их и не покорности. Когда они спросили Его: «почему же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою», то Он сказал: «он по жестокосердию вашему позволил вам это; а сначала не было так» ( Мф.19:7–8 ), – извиняя Моиеее, как верного раба, но исповедая Единого Бога, изначала создавшего мужа и женщину, а их обличая за грубость и непокорность. И посему они получив от Моисея сообразную с их жестокосердием заповедь о разводе. Но зачем я говорю это о Ветхом Завете, когда и в Новом Апостолы оказываются точно также поступающими по вышеупомянутой причине? Так Павел говорит: «это впрочем я говорю, не Господь» ( 1Кор.7:12 ); и еще: «это говорю как позволение, а не как заповедь» ( 1Кор.7:6 ); и еще: «относительно дев я не имею заповеди Господней, а даю совет, как получивший от Господа милость быть верным» ( 1Кор.7:25 ); и в другом месте говорит: «чтобы не искушал вас сатана по причине невоздержания вашего» ( 1Кор.7:5 ). Итак, если в Новом Завете Апостолы, как оказывается, дают некоторые заповеди из снисхождения, по причине невоздержания некоторых, чтобы такие люди, ожесточившись, не отчаялись совсем в своем спасении и не сделались отступниками от Бога; то не должно удивляться, если и в Ветхом Завете Бог допустил нечто такое для пользы народа и посредством вышеупомянутых обрядов привлекал к тому, чтобы они чрез них получили спасение, соблюдая Десятословие, и удержанные Им не возвращались к идолослужению и не отпали от Бога, но научились всем сердцем любить Его. Бсли же некоторые, из-за непокорных и развратных израильтян называют слабым Учителя Закона, то найдут в призвании относительно нас, что «много званных, мало же избранных» ( Мф.20:16 ), что есть такие, которые внутри волки, а снаружи одеты в кожи овец ( Мф.7:15 ), и что Бог в Своем увещании всегда соблюдал свободу и самовластие в человеке, дабы по справедливости неповинующиеся Ему были наказаны за то, что не повиновались, а послушные и верующие Ему были почтены нетлением. Глава XVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

7 Сводку относящихся сюда святоотеческих свидетельств см. у Taille, op. cit. Elund. XIII, 153–165. См. у него же сопоставление текстов Откровения, где Христос стоит перед Отцом во образе жертвы: 5: 8, 9, 10, 12, ср. I, 5, 6. Алтарь воздвигается пред престолом Божиим: VI, 9; VIII, 3, 5; ср. XI, 1; XIV, 18, – живой и горящий: XVI, 7, 17. 8 Вопрос этот особо рассматривается в очерке «Христос в мире» в главе «Первосвященническое служение». Чтобы не повторяться, отсылаем к этому очерку, ограничиваясь здесь кратким изложением основных идей, необходимых для связи с дальнейшим. 9 Даже блаж. Августин оказывается не свободен от окказионализма в понимании Первосвященства Христова по чину Мелхиседекову: «nam secundam it quod natus de Patre Deus apud Deum, coaeternus gignenti, non sacerdos, sed sacerdos propter carnem assumptam, propter victimam quam pro nobis offeret a nobis acceptam» (Enar. in Ps 109 , n. 17. P.h 37, 1460). Такое понимание Первосвященства противоречит его определению как вечного, то есть по изначально Божественному определению. 11 Эта же мысль далее выражается и в еще более смелых и многозначительных сопоставлениях: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор. 15: 47–49 ). 12 Апостол различает прежде всего «тела небесные и тела земные» ( 1Кор. 15: 40 ). Не давая прямого определения небесным, он поясняет их чрез сопоставление с земными, которые определяются как разные виды семян и плотских тел: «когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случается, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но... иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (37–39). Общая черта этих земных тел есть та, что все они являются плотью, которая, однако, не есть синоним телесности вообще как единственный ее образ. Напротив, могут быть тела и не-плотские, превосходящие плоть, и наоборот, плотский характер тела, его чрезмерное оплотянение, есть греховное извращение плоти, ее недолжное состояние: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть» ( Быт. 6: 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

( 1Кор.13:7–8 ). Таким образом, имущество и дом святых «никогда не перестают», никогда не отделяются от их прав. Ибо как можно забрать у священников дом, построенный «на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:20 )? Но о том, что этот дом иногда может быть продан, то есть что это строение может грех апостола Павла: «Я, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы» ( 1Кор.3:10–12 ). Итак, ты видишь, что на основании – Христе можно строить «из дерева, сена, соломы», то есть из дел греховных. Но кто строит из этого, тот, без сомнения, продает свой дом худшему из покупателей – дьяволу , от которого каждый согрешающий получает цену греха, удовлетворение своих желаний. И если совершим нечто неправедное, то поспешим скорее выкупить, скорее вернуть себе утраченное, пока есть время, пока есть возможность покаяться, чтобы обманом лишиться жительства в вечном доме, но стать достойными того, чтобы «приняли [нас] в вечные обители» (ср. Лк.16:9 ) через Христа Господа нашего, «Которому слава и держава в веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия XVI О благословениях книги Левит 1 . В состязаниях атлетов, как правило, соблюдаются некоторые степени и различия отдельных категорий, чтобы каждый получил приз за победу в определенном виде соревнований. Например, если кто-то состязается среди мальчиков, среди юношей или среди мужчин, предписано, каким установлениям необходимо следовать для каждой возрастной группы, что разрешается и что не разрешается и какие правила борьбы должно соблюдать. И то, какую награду заслуживает рука победителя после окончания состязаний, также установлено самими правилами соревнований. Так и Всемогущий Бог, Который в этом мире устраивает для смертных состязание в соблюдении Его закона, впоследствии сообщает, сколько всего необходимо соблюдать, что следует делать и чего не следует, и соответственно предписывает в конце книги Левит, где приведено каждое отдельное установление, какая награда тем, кто исполняет их, и какое наказание тем, кто их не соблюдает.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

296 Подобает убо всякому християнину ведати... – Первые главы Домостроя (см. главы 2–5 и 7) содержат выписки из «Стословца» Геннадия, патриарха Константинопольского (в греческом оригинале – сто стихотворных строк). В свою очередь и эти стихи основаны на цитатах из учительных «слов» Иоанна Златоуста . Первые стихи излагают христианский « Символ веры », и сравнение с древнейшим славянским переводом этого греческого текста в Изборнике 1076 года помогает понять, насколько «бытовое христианство» Руси в XVI в. отошло уже от исходных позиций христианской веры (ср. соответствующие места по изданию: Изборник 1076 года. М., 1964, с. 207–209, 237–239, 214, 271–273, 241–244, 257–260, 266–267). 297 ...дора и просфира... – Просвира – белый круглый хлебец из крутого теста, употребляется в православном богослужении; дора, точнее, антидор – часть просвиры. 298 ...с кутьею... с кануном... – Кутья и канун – кушанья при поминовении умерших, особым образом приготовленные из круп. 299 ...«В чем тя застану, в том и сужу»... – Распространенный в древнерусской литературе перифраз, составленный на основе многих текстов Писания, прежде всего – книг пророков и евангельской притчи о неправедном домоправителе: судить человека станет Бог по делам его. 302 «Егда нечто имать брат твой на тя...» – Краткое переложение («напоминание») из Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и прежде пойди помирись с братом твоим, а потом вернись и принеси дар твой» ( Мф.5:23:24 ). 305 Егда зван будеши ким на брак... – Притча из Евангелия от Луки (14, 8–11) приводится по древнеславянскому переводу, в котором слово брак значит «пир»; здесь же добавления и комментарии, заимствованные из «Слов» Иоанна Златоуста по Измарагду, своего рода «преддомострой». 307 Егда жидове седоша ясти в пустыни и пити... – Напоминание о библейских текстах, говорящих о неизбежности наказания идолопоклонникам: «...народ сел есть и пить и стал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, так что в один день погибло их двадцать три тысячи» ( 1Кор.10:78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

329 Иоанн Златоуст. Беседа, сказанная в старой церкви... 2–4 (PG 51, 373–375). Рус. пер. С. 385–387. 339 Комментарий Оригена на Послание к Галатам не сохранился, за исключением небольших фрагментов. Сравнение этих фрагментов с толкованиями Иеронима позволяет сделать вывод о близости обоих толкователей и о том, что Иероним многое заимствовал у Оригена . См.: Pollman Κ., Elliott М. W. Galatians in the Early Church. P. 48. 345 Первое послание к Коринфянам, как считается, было написано в 54 или 55 году. См.: Пономарев А. В. Коринфянам послания. С. 32. 348 См., в частности: Евсевий. Церковная история 2, 25, 8. С. 76–77 (со ссылкой на Дионисия Коринфского, жившего во II веке). 351 Там же 3, 30, 1. С. 107. О четырех дочерях Филиппа упоминается в Деян. 21:9 . Относительно семейного статуса Павла Климент делает выводы, противоположные тем, которые впоследствии утвердятся в церковной традиции: слова «или не имеем власти иметь спутницею сестру жену» он понимает в том смысле, что жена у Павла была, но он не брал ее в путешествия. Мнение о безбрачии Павла основывается главным образом на 1Кор. 7:1–9 («А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины... Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак...»). 353 Феодорит. Толкования на Послание к Римлянам 1 (PG 82, 56). Рус. пер. Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т. 6. С. 36–37. 355 Климент Римский . Первое послание к Коринфянам 5 (Die Apostolischen Väter. S. 35–36). Рус. пер. C. 114–115. В своем послании Климент демонстрирует знание богословского учения Павла. См.: Pervo R. I. The Making of Paul. P. 129. 358 См.: Никифоров М. В. и др. Ириней, еп. Лионский. С. 422. Указание на казнь в 202 году впервые встречается в XVI в. у Цезаря Барония (там же. С. 445). 374 Возможен также перевод «выдающемся вперед, торчащем». Очевидно, эта двусмысленность у Пруденция намеренная. Ср. ниже слова о «возвышенной смерти» (celsae mortis), которые можно понимать также как намек на способ совершения распятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

3) Нередко, также, в подтверждение догмата о всеобщем священстве протестанты приводят слова Христа: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья » ( Мф.23:8 ). Раз все мы друг другу братья, говорят протестанты, то значит, все мы равны; значит, никакого разделения верующих на клир и прихожан быть не должно. II. У православных священство разделяется на три чина – епископ, пресвитер и диакон. Баптисты же, как и большинство протестантов других течений, признают только два чина 420 – пресвитерский и диаконский. III. Для Православия существенно важна преемственность священства. То есть православные признают только тех епископов, пресвитеров и диаконов, которые были рукоположены законными епископами, которые, в свою очередь, были рукоположены таким же образом, и так до времён апостольских. Вне этой преемственности, по вере православных, нет и не может быть истинного священства, а значит – и самой Церкви. Протестантские же пресвитеры не имеют апостольской преемственности, а могут говорить о какой-то преемственности в лучшем случае только до реформаторов XVI века, или своих ещё более поздних основателей. Но чаще всего наличию или отсутствию у пасторов своей церкви какой-либо преемственности протестанты не придают никакого значения. Пожалуй, самое лучшее (и согласное духу реформации), что протестанты могут ответить на вопрос о наличии у них преемственности, следующее: «для нашего спасения и нахождения в Церкви важна не формальная апостольская преемственность, а преемственность духовная, то есть живая апостольская вера; и спасаемся мы не благодаря пресвитерам и апостольской преемственности их рукоположения, а сердечной вере во Христа как своего личного Спасителя». IV. У протестантов есть ещё несколько известных и часто выдвигаемых претензий к православным относительно священства 421 . Протестанты осуждают православных за то, что они: 1) называют своих священников «отцами», вопреки заповеди Христа «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ); 2) целуют руки епископам и священникам, воздавая им тем самим чрезмерную честь; 3) носят длинные волосы (священство и монашество), несмотря на ясные слова ап. Павла: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» ( 1Кор.11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Писании как одно из бедствий, приравниваемое к сильнейшим и великим стихийным бедствиям, как «мор, глад, землетрясения», и потому война для бытия – жизни народа, по Св. Писанию, есть одна «из болезней» ( Мф.24:6–8 – См. наше соч. «Добро и Зло»… XVI-238–240); с другой стороны, война всегда священна для каждого члена своего народа, т. е. для члена каждой воюющей стороны, и потому положить жизнь свою на войне значит принять доблестную смерть «за други своя». Понятно поэтому, почему «имя воин в Св. Писании не только не тождественно с словом «убийца», но и выражает собою почетнейший, славнейший и благороднейший титул для обозначения высоких добродетелей: безусловного повиновения, твердости воли, самозабвения, верности своему долгу, преданности идее служения других и прочее» ( 2Тим.2:3–4 ; 1Тим.1:18 ; 1Кор.9:7 ; ibid), – и почему также в Св. Писании возникновение войн между народами рассматривается не как преступление и не как злодейство в племенах и народах по отношению их друг к другу, а именно как одна «из болезней» бытия и жизни «в веке сем и в мире сем» сынов человеческих, стоящих на «суде» своем в племенах, коленах и народах. Другое дело – «неумеренное и жестокое пользование победителя якобы своим правом над побужденными: здесь Св. Писание прямо и положительно вменяет в преступление такое пользование, считая оное крайним обнаружением злой воли победителя. В сем случае закон общечеловеческой справедливости и долг снисходительного милосердия обязательны и для победителя в его отношении к участи побежденных: «сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона, – говорит Господь, сиди на земле…, сиди молча и уйди в темноту, дочь халдеев: ибо впредь не будут называть тебя госпожею царств. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое, и предал их в руки твои, а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжелое иго твое. И ты говорила: вечно буду госпожею» ( Ис.47:1–7 ; ibid). Но вот и на «Вавилон посылаются веятели, развевают его и опустошают землю его» ( Иер.51:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Разделы портала «Азбука веры» Достаточно ли одной Библии? Вопрос о соотношении Священного Писания и Предания — камень преткновения в многовековых спорах православных христиан с протестантами. Последние уже в XVI веке провозгласили знаменитый тезис: Sola scriptura ( лат. только Писание), утверждая, что для полноценной христианской жизни достаточно одного текста Библии. В нем, говорят они, содержится ровно столько, сколько нужно для спасения человека, а Предание — это какое-то позднее, выдуманное и совершенно лишнее нагромождение, от которого необходимо избавиться. Православные же богословы с таким подходом категорически не согласны. Церковь учит, что Священное Предание — это древнейшая форма передачи Божественного Откровения. Так, из той же книги Бытия мы узнаем, что Бог непосредственно общался с Адамом, Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем. Мы видим, что Авель знает, как приносить жертву Богу от первородных стада своего и от тука их ( Быт.4:4 ). Ной знает какие животные «чистые», а какие «нечистые» ( Быт.7:8 ). Авраам знает, что такое десятина, когда дает ее Мелхиседеку, царю Салима ( Быт.14:20 ). И, заметим, никто из них не читал Писание, которое тогда, очевидно, еще и записано не было. На протяжении многих веков ветхозаветные праведники жили без сакрального текста Писания, так же как, впрочем, и ранние христиане долго обходились без текста Нового Завета, сообразуя свою духовную и повседневную жизнь с устным Преданием Церкви. Таким образом, можно сказать, что Писание — это записанная часть Предания, и именно поэтому они не существуют друг без друга. Сами апостолы неоднократно призывали верующих держаться Предания: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ); Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ); Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ).

http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-svy...

Таким образом в своем послании Ап. идет от внешнего к внутреннему. В конце послания Ап. говорит о том вопросе, какой имел величайшее значение для всей жизни христианина – именно о воскресении мертвых, в котором некоторые коринфяне сомневались. Все содержание послания можно представить поэтому в следующем виде: 1) вопрос о Церкви – или церковном обществе ( 1Кор.1:101Кор.4 ); 2) пять нравственных вопросов и прежде всего вопрос о церковной дисциплине ( 1Кор.5–10 ); 3) три литургических вопроса ( 1Кор.11–14 ) и 4) вопрос из области догмы ( 1Кор.15 ). Гл. I, ст. 1–9 представляет собою введение в послание, а XVI-я глава содержит заключение – поручение, разные известия и приветствия. Подробнее содержание послания можно представить в таком виде: 1) Введение: адрес ( 1Кор.1:1–3 ); благодарение Богу ( 1Кор.1:4–9 ). 2) Партии в Коринфской Церкви ( 1Кор.1:10–17 ). 3) Сущность Евангелия ( 1Кор.1:18–3:4 ). 4) Истинная сущность служения христианского учителя веры ( 1Кор.3:5–4:5 ). 5) Высокомерие как причина неурядиц церковных ( 1Кор.4:6–21 ). 6) Церковная дисциплина ( 1Кор.5 ). 7) Процессы ( 1Кор.6:1–11 ). 8) Невоздержание ( 1Кор.6:12–20 ). 9) Брак и безбрачие ( 1Кор.7 ). 10) Употребление в пищу идоложертвенного мяса и участие в языческих жертвенных трапезах ( 1Кор.8–10 ). 11) Одеяние женщин при богослужении ( 1Кор.11:1–16 ). 12) Беспорядки на вечерях любви ( 1Кор.11:17–34 ). 13) О духовных дарованиях ( 1Кор.12–14 ). 14) О воскресении умерших ( 1Кор.15 ). 15) Заключение послания ( 1Кор.16 ). Характер 1-го послания к Коринфянам 1-е послание к Коринфянам, а также и второе, представляет собою образец того, что называется «посланием». То, что в нем заключается, нельзя представить себе воплощенным в форму рассуждения или трактата: только именно форма послания, понимаемого в смысле письма, и была подходящею для тех излияний, с какими обращается Ап. Павел в основанной им Коринфской Церкви. Здесь мы имеем перед собою все характерные особенности письма: увещания, похвалы и порицания, обращенные к получателям послания – словом, видно, что Ап. пишет так, как он бы говорил с Коринфянами при личном с ними свидании. Наконец, мы находим здесь немало намеков и полунамеков, какие делаются обыкновенно в письмах друзей и какие для других читателей этих писем остаются почти непонятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В местах, не читавшихся в апракосах, в списке Б совершенно не видно следов какой-либо самостоятельной работы, неизвестной тем или иным разновидностям первой редакции. Мы проверили все эти места в 1–5 вып. «Др.-слав. Апостола», и оказалось следующее: 1) Рим.3:27 – чтение в Толстовском списке, взято из редакции, в частности совпадает с поздней разновидностью полных списков и апракоса – А. 17, 20, 16; 2) 1Кор.15:46 – чтение заимствовано из I редакции; 3) 1Кор.5:6 – из I редакции; 4) 2Кор.8:6 – спайка служебных чтений совпадает с I редакцией, в частности с поздней разновидностью А 8, 38, 25; 5) 1Кор.2:3–5 – спайка взята из Т 1 . Естественно напрашивается заключение, что деятельность составителя Толстовского списка им его типа состояла в использовании готового материала – в составлении на основании этого материала (Т, Т 1 и апракосы типа Б им склоняющиеся к Б) сплошного апостольского текста, свободного от загромождения чуждым материалом, свойственного толковым спискам, а также и от разбросанности и неполноты служебных текстов. Таким образом, мы склонны держаться того взгляда, что Толстовский список – мнимая, а не настоящая величина для апракосов второй редакции. Даже более: у нас нет ручательств, что это вообще жизненный тип, а не unicum, не келейное произведение любительского пера. Для роли основного текста такой список не пригоден. Нам не известны условия богослужебного и частного употребления апостольского перевода второй редакции. Всё-таки, кажется, можно видеть, что популярностью эта редакция Апостола не пользовалась. Её постоянно подавляло влияние то первой, то, в более позднее время, четвёртой редакции. Списков этой редакции Г.А. Воскресенскому удалось найти немного. С такой судьбой Апостола этой редакции близко совпадает судьба перевода этой редакции в других библейских книгах – Псалтири, книгах пророков, кн. Бытия: широкого исторического употребления вторая редакция не имела (пророки и кн. Бытия известны почти исключительно в списках XV–XVI вв., и, по-видимому, все эти списки стоят в связи с полемической потребностью в них во время ереси жидовствующих).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/ot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010