3. Откровенное учение о Св. Предании I. В Ев. Матфея сказано: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» ( Мф. 28:19, 20 ). Обратите внимание на слова Христовы: «научите вся языки», и: «учаще их блюсти вся». Не устное ли учение нужно разуметь здесь в словах. Христовых? II. «Еще многое имам глаголати к вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину», – говорит Господь ученикам Своим ( Ин. 16:12 ). Смотрите и исполнение слов Христовых, когда апостолы, принявшие Духа Святого, давали церквам различные установления, например: язычникам, обращающимся к Христу, не обрезываться ( Деян. 15 ). Этого не видно в Свящ. Писании. III. Св. ап. и св. Иоанн Богослов о Христе Спасителе говорит: «Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще по единому писана быша, ни самому мню [всему] миру вместити пишемых книг» ( Ин. 21:25 ). IV. В книге «Деяния апостолов» написано: «пред нимиже (апостолами) и постави себе (Христос) жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являяся им и глаголя яже о царствии Божии» ( Деян. 1:3 ). А что именно Христос, являясь по воскресении Своем ученикам, говорил, сего в Писаниях нигде не находим; следовательно апостолы возвестили об этом верующим устно одним Преданием, как и таинства установили и прочее, относящееся к бескровной жертве учредили, по устному научению Христову. V. Ап. Павел говорит: «Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас» ( Деян. 20:31 ). Какое же было учение, или о чем? Об этом нигде не читается; следовательно верные многое приняли от апостола чрез Предание. «Вся сказах вам, – продолжает апостол, – яко тако труждающимся подобает заступати немощные, поминати же слова Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати» ( Деян. 20:35 ). В Евангелии этих слов нет: следовательно апостолы иного приняли от Христа Предания – устным учением. VI. «Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» ( 1Кор. 11:2 ); «Аз... приях от Господа, еже и предах вам» ( 1Кор. 11:23 ); «О прочих же, егда прииду, устрою» ( 1Кор. 11:34 ), – говорит св. ап. Павел. Без сомнения апостол многое устроил, но что именно? Из Писания неизвестно. «Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ). На эти слова ап. Павла св. Златоуст говорит: «Отсюда явно, что не все он передал посланием, но многое без Писания; но то и другое достойно веры» (Из кн.: «Догмат о преданиях по Стефану Яворскому ». Изд. 2-е Афон, рус. Пантелейм. монастыря. Москва. 1887 г., стр. 10–12).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь взял один хлеб на вечери, освятил его и потом раздробил его Сам. Св. апостол Павел написал Коринфянам: едино тело есмы мнози, вси бо от единого хлеба причащаемся ( 1Кор.10:17 ). До десятого столетия и на западе причащались от единого хлеба 141 . в) В-третьих, миряне в римской церкви причащаются под одним видом хлеба, и только священнослужащие причащаются под обоими видами, не только телом, но и кровью Христовой, дети совсем не причащаются. Спаситель в беседе своей в Капернауме не об одних апостолах, но обо всех своих последователях сказал: аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе ( Ин.6:3 ). Св. апостол Павел всем Коринфским христианам написал: да искушает себе человек и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). Сами римские богословы сознаются, что причащение мирян одним телом Христовым введено в римской церкви с XII века, равно и обычай не причащать детей утвердился не ранее конца XII я начала XIII столетия. Св. Иоанн Креститель еще в утробе матери своей взыграл, сретая зачатого в утробе Марии Господа Иисуса. Почему же лишать младенцев христианских высочайшего блага – общения с Христом, благотворнейшего и для души и тела. В таинстве исповеди, по учению римской церкви, отпускаются грехи, но для удовлетворения правды Божьей грешник должен понести наказания, – в здешней жизни епитимии, а в будущей муки в чистилище, но он может освободиться от этих наказаний чрез индульгенции или снисхождения, которые раздает папа римский сам или через других. По учению православной Церкви, епитимии употребляются для исправления человека, а не для удовлетворения за грехи. Грехи прощаются единственно по заслугам Иисуса Христа. Таинство священства в римской церкви совершается только над безбрачными; это ведет ко многим падениям священных лиц и соблазнам. Ha первом вселенском соборе некоторые хотели ввести в закон, чтобы священники и диаконы и иподиаконы были безбрачные; но отцы собора не согласились на это, последуя мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

203 Златоуст часто жалуется на небрежность своих слушателей. Многие христиане оставляют свои обязанности и проповедь и устремляются на различные представления. Во время больших праздников, таких как Пасха или Пятидесятница, церковь не могла вместить множество верующих, а в последующие дни она становилась слишком большой для скромного числа ревностно верующих. См. также horn. VII Contra Anomaeos (PG 48, 755), horn. VII De Lazaro (PG 48, 1043–1046), sermo IV De Anna (PG 54, 660–662). 204 Пасха, изначально называемая πσχα, затем Воскресение, ναστασις, здесь называется днем Воскресения, ναστσιμος  μρα 205 Выражение κρωτηριξεσθαι τ τς εφροσνης буквально означает «подрезать» или «искалечить [крылья] радости». Оно часто встречается у Златоуста, причем почти всегда в одном и том же контексте. См, например, horn. XII in Gen. (PG 53, 98) или hom. LXII in Matth. (PG 58, 599). 206 Так же как добродетельный человек получает двойную награду: за доброе дело и добрый пример для подражания, так, наоборот, нерадивый христианин заслуживает двойного наказания: за само дело и за дурной пример. Особенно сильна вина стариков, которые вместо примера добродетельной жизни своим поведением подают молодежи соблазн. Ср. sermo IV De Anna (PG 54, 661В). 207 1Кор.10:32 . Начиная с этого места, Златоуст цитирует 1Кор.10:31–32 . Это место у Павла является частью смыслового отрывка о вкушении идоложертвенного. Вряд ли комментарий на эти стихи входил в первоначальные замыслы автора как тема проповеди . У Златоуста стих 10:32, требующий не подавать никому соблазна, служит естественным заключением инвективы против тех, кто подает дурной пример. Он, видимо, влечет за собой и предыдущий 31-й стих («едите ли, пьете ли...»), который становится темой новой проповеди. Таким образом, Златоуст, начиная с цитаты Павла, отклоняется от своего первоначального плана и начинает другую проповедь . В контексте толкования на Послание к Коринфянам, hom. XXV (PG 61, 208) стих 10 относится по смыслу к рассуждению об идоложертвенных трапезах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Я уже достиг чистоты!» Во-вторых, если кто будет откладывать и ждать, – сознание своего недостоинства может у него увеличиваться, и соответственно, он будет отходить все дальше и дальше. День же ухода в мир иной будет становиться все ближе и ближе! Может прийти и внезапно! Вывод один: причащаться Святых Христовых Таин надо как можно чаще! Святитель Иоанн Златоуст необходимость достойного приготовления к принятию Святых Таин и само «непрестанное приступление» к ним рассматривает как единое, неделимое целое: «Говорю это… чтобы вы непрестанно приступали к Святым Таинам… чтобы никто не приступал неприготовленным» (Творения. Т. XII. Ч. 1. С. 154). Отец Понтий по теме о том, сколько раз в году должно причащаться Тела и Крови Христовых, заявляет прямо: «Принимать Святые Таины Христовы нужно как можно чаще» (II:257; 1:366). Да будет в нашей жизни по слову богомудрых святых отцов и михновского подвижника: «Со страхом Божиим и верою приступите»! 10. «Служить людям, их нуждам мы должны: Рим. 15, 2; 1 Кор. 10, 33; но угождать им, то есть делать угодное их страстям, мы не должны: Гал. 1, 10» Отец Понтий. II:249; 1:368 Отец Понтий, напомнив наставление святого апостола Павла о том, что нужно, даже должно, заботиться о ближних, помогать им, служить для их блага, думая не столько о себе, сколько о них, как это делал сам святой апостол ( Рим. 15, 2 ; 1Кор. 10, 33 ), но не поощрять их страстей, не содействовать развитию и укреплению зла ( Гал. 1, 10 ), утверждает и продолжает: «Служить людям, их нуждам мы должны: Рим. 15, 2 ; 1Кор. 10, 33 ; но угождать им, то есть делать угодное их страстям, мы не должны: Гал. 1, 10 . На насмешки над собой не обращай внимания, это диавол, видя твое усердие к благочестию и целомудрию, через послушных ему людей нападает на тебя, но ты этим не смущайся» (II:249; 1:368). Очень важно в жизни любого человека, а тем более христианина, иметь глубоко – в своем сердце – любовь и, естественно, являть ее в делах. Ту любовь, о которой Господь наш Иисус Христос сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе» ( Ин. 13, 35 )! Ту превосходную, долготерпеливую, нерушимую любовь, которую воспел святой апостол Павел в тринадцатой главе Первого послания к Коринфянам!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Как повествуют евангелисты, на Тайной Вечери Господь сначала воздал благодарение, затем благословил предложение хлеба и вина и уже после произнес слова — «примите, ядите…». Из этого становится ясным, что пресуществление было совершено молитвой и благословением, а слова «примите, ядите…» означают простое обращение к апостолам приступить к принятию св. Даров и указывают на таинственное значение евхаристии. Существенное отступление от Православия заключается также и в том, что миряне лишены святой Чаши, то есть лишены причащения пречистой Крови Христовой, вопреки прямым словам Господа: «пиите от нея ВСИ». Впервые это нововведение было допущено на Западе в XII веке, с целью показать в самом причащении превосходство духовенства над мирянами, — потом оно было закреплено на Тридентском соборе. В оправдание своего отступления римско-католические богословы придумали несколько отговорок, вроде того, что «мирянам нет надобности причащаться отдельно Св. Кровью потому, что где дается Тело, там дается Кровь», или что «Св. Чашу легко при множестве причащающихся толкнуть и пролить». Правильность православного способа совершения таинства — под обоими видами — подтверждают слова Господа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Учение о необходимости для всех причащаться под двумя видами ясно высказано и в апостольских посланиях (см. например 1Кор. 10:16-17 и гл. 11:26–30). И святоотеческие творения свидетельствуют против римской практики. Св. Иоанн Златоуст (IV век) говорит — «все мы одинаково удостаиваемся Тела и Крови Христовых — не так, как бывало в Ветхом Завете: иное из жертвы вкушал священник, иное народ. Ныне не так, но всем предлагается единое Тело и единая Чаша…». Так как малые дети не могут принимать твердой пищи, то католики, отняв у мирян Чашу, тем самым вовсе лишили св. причащения младенцев. Это отступление явилось не ранее XII века. Римские богословы приводят следующие основания: к причащению надо приступать с сознанием важности и значения этого таинства и после надлежащей подготовки; в Священном Писании нет повеления причащать младенцев; для спасения детей достаточно одного крещения. Но причащение Тела и Крови Христовой служит для нас средством к соединению с Христом, Источником нашей духовной жизни, полученной в таинстве крещения. Католики заградили младенцам путь к теснейшему общению с Тем, Кто некогда говорил «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» ( Мк. 10:14 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

В изъяснении V главы – ( Ин.1:14 ; и Лк.3:6 ; 2Кор.6:16 ; Лев.26:12 ; 1Кор.3:16 ; Ин.10:34–35 ) 231 . В изъяснении VII главы – ( Лк.1:30–35 ; Мф.1:18 и 21; Пс.44:7–8 ; Ин.1:16 ) 232 . В изъяснении X главы – ( Евр.3:1 ; Еф.5:2 ; Евр.10:5–11 ) 233 . В изъяснении XI главы – ( Ин.6:51, 57, 63 ) 234 . В изъяснении XII главы – ( 1Кор.15:20–24 ) 235 . В ответ на клевету Нестория, будто Собор Никейский не утверждал, сего учения, св. Кирилл писал: «У нас вера во Святую и Единосущную Троицу. Теперь, когда Отцы сказали, что они веруют во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всему видимому и невидимому, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Его (а у нас нет другого Иисуса Христа, кроме Сего единого и по естеству, и по истине, Сына), Который, родившись от Отца, и будучи Богом Словом, вочеловечился, – без сомнения, чрез рождение от Жены: то как не убедиться (λοεν) что св. Отцы, возвещая догмат о домостроительстве спасения, вместе с сим говорили и о плотском рождении Слова от Жены? Они говорят, что сие самое Слово, Которое от Отца, Единородный из сущности Отца, Которым всё существует, Которое есть Свет истинный, воплотилось и вочеловечилось, пострадало и воскресло, и что Оно придёт некогда судить всех» 236 . Вслед за писаниями св. Кирилла на том же Соборе были приняты в Соображение объяснения и других древнейших отцов. Из них представим те, в которых раскрывается учение о теснейшем и нераздельном соединении естеств во Христе, с определением некоторых частных мыслей. Св. Пётр Александрийский, в приводимом на Соборе изъяснении, доказывает из Писания ту частную мысль, что ипостасное соединение Божества с человечеством совершилось в самом зачатии Иисуса Христа: «Благодать и истина Иисус Христом бысть ( Ин.1:17 ). Посему, как и Апостол учит, мы спасены благодатию, и сие не от нас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится ( Еф.2:8 ). По Божию благоволению, Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ), и образом обретеся якоже человек ( Флп.2:7 ), не отлучившись Божества; ибо богат сый, обнищал ( 2Кор.8:9 ), не так, чтобы Он совершенно оставил свою силу, или славу, но обнищал для того, чтобы за нас, грешников, приять смерть, Праведнику за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же Духом ( 1Пет.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

302 Замечательно, что и слово «коммунист» дает ту же сумму, если написать его греческими буквами: к – 20; о – 70; μ – 40; о – 70; υ – 400; ν – 50; ι – 10 и, наконец, στ – 6 310 А ведь возможно и это; антихристов дух и теперь – дух вызовов, когда поступают «назло»: зная предсказания Откровения, нарочно могут переименовать в Вавилон любой из тогдашних городов, не исключая и Иерусалима, в котором Господь был распят (см.: Откр. 11:8 ). 313 Есть основание думать, что грубо-циническое требование, как бы своего рода мода того времени будет проводить в жизнь эту печать блуда, обязательно и даже насильственно, в противоположность девственникам (144 тыс.), прославляемым за свой подвиг на небе. 329 Толковая Библия, XII, 583. Тип жабы и в обычном представлении – нечто пыжащееся, надувающееся (и – надменное), но ничтожное и жалкое. 346 Священнослужителями она читается на каждой литургии, при опускании частиц в святой Потир – с Телом и Кровью Христовою. 372 Толковая Библия, XII, 599. Полную и отчетливую характеристику древнего грубого и внецерковного хилиазма мы находим у Оригена . «Некоторые, по нему, угождая больше своему удовольствию и похоти, и будучи учениками одной только буквы, думают, что обетования, как нужно ожидать, будут состоять в телесном наслаждении и роскоши; потому-то, главным образом, не следуя учению ап. Павла о воскресении духовного тела ( 1Кор. 15:44 ) после воскресения, они желают таких тел, которые никогда бы не были лишены способности есть, пить и делать все, что свойственно плоти и крови. К этому они вполне последовательно прибавляют, что после воскресения будут и брак, и даже рождение детей. Они воображают себе, что земной город Иерусалим тогда будет восстановлен... Они даже думают, что для служения их удовольствиям им даны будут иноплеменники, которые будут у них пахарями, строителями стен и которые восстановят разрушенный и падший их город. Они думают, что получат имения народов для своего употребления и будут владеть их богатствами» (Оксиюк, 159–160): таковы Керинф, евиониты, монтанисты и позднее Аполлинарий Лаодикийский (см.: Тихомиров, 378). Напротив, хилиасты церковного типа утверждали, что «блаженство праведников во время тысячелетнего царства Христова будет состоять только в удовольствиях невинных, чистых, духовных, и вовсе не проповедовали ни о возобновлении тогда Иерусалима, ни о восстановлении обрядового закона Моисеева». Таковы: ап. Варнава, Папий Иерапольский , еще заставший апостолов (Оксиюк, 14), муч. Иустин философ (Оксиюк, 27), особенно свм. Ириней (Оксиюк, 73–78), Мефодий Олимпийский (Оксиюк, 204–205).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

3 . О вере Авраама и многих других ветхозаветных иудеев апостол Павел свидетельствует, что она и для них была спасительна, и для нас может служить примером истинной веры ( Рим.4:3 ; Евр.11:1–40 ). Но вера в Бога спасительною для человека, в то или другое время, не может быть, если не основана на краеугольном камне спасения – Господе и Спасителе ( Деян.4:11–12 . Слич. 1Кор.10:4 ). Достигать Сего основания спасительной веры и утверждаться на Нём не иначе возможно, как по благодати Духа Святого ( 1Кор.12:3 ). Соображая всё сие заключаем, что апостол признаёт в древних праведниках необходимые для спасительной веры понятия о Лице грядущего Спасителя и более или менее раскрытые благодатью начатки разумения и благоговейного исповедания коренной тайны Божества Триипостасного, дарующего грешникам спасение и жизнь вечную. 13. Жизнь святого Саввы, первого архиепископа сербского Жизнь святого Саввы 272 , первого архиепископа сербского, достойна особенного внимания не только потому, что представляет пример пламенной любви к Господу, высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю горы афонской – хранилища и рассадника иноческой жизни между племенами славянскими, и на состояние Церкви сербской в XII и XIII веках. Мы будем излагать жизнь Саввы, главным образом руководствуясь жизнеописанием его, составленным учеником его Дометианом в 1264 г. 273 . Святой Савва родился в то время, когда Сербия, дотоле униженная в политическом и церковном состоянии, начала возвышаться под твёрдым и мудрым правлением его отца Великого Жупана Стефана Немани. Сделавшись в 1149 г. Великим Жупаном Раским, а с 1165 г. возведённый на престол своего отца Теши, сверженного императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре успел расширить свои владения покорением всей Сербии, не исключая и Боснии, и по смерти императора Мануила (около 1180 г.) совершенно освободился от зависимости греческой, отняв у самих греков некоторые области 274 . Утверждая своё политическое могущество Стефан старался вместе о распространении и утверждении в своём отечестве православной веры, уничтожал оставшиеся идольские капища, воздвигал храмы и монастыри, с особенною ревностью противодействовал распространению ложных мнений новых Манихеев (Павликиан, Кафаров, Патаренов), появившихся в большем числе в Болгарии и Боснии 275 . Стефан был кроток, справедлив и милостив; его супруга Анна 276 не уступала мужу в добродетелях. С начала супружества они имели детей, но после Бог заключил утробу Анны. Желая иметь ещё сына, они обратились с молитвою к Богу, и молитву свою подкрепили обетом, по рождении просимого сына, отлучиться навсегда от ложа супружеского. Молитва была услышана, и благословенным её плодом был св. Савва, названный при рождении Растко (в 1169 г.) 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13. Сын Человеческий. Опыт истолкования. Еп. Антоний. 1903, III, 11, 361–370. 14. Афонский список Грузинской Библии 987 г. и значение его для исправления печатного текста. (Доклад на XII Археологиче- —6— ском Съезде в Харькове). А.С. Хаханов. 1903, III, 11, 418–426. 15. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней». Актовая речь. М.Д. Муретов. 1903, III, 11, 461–499; 12, 559–612. 16. Пророчество и языкоговорение (глоссолалия), как знамения для верующих и неверов. ( 1Кор.14:20–25 ). М.Д. Муратов. 1904, II, 7–8, 496–520. 17. Древнееврейские молитвы с именем Ап. Петра. М.Д. Муретов. 1904, III, 9, 130–186; 10, 213–238. 18. К переводу и истолкованию Пс.14:4 . П.В. Тихомиров. 1904, III, 10, 364–373. 19. К истолкованию Исх.20:14 . (Против В. В. Розанова ). П.В. Тихомиров. 1904, III, 12, 759–780. 20. Содержание и пространство заповеди: «не прелюбодействуй». (По поводу замечаний П.В. Тихомирова ). В.В. Розанов. 1905, I, 3, 518–541. 21. Несколько замечаний по поводу предыдущей статьи. П.В. Тихомиров. 1905, I, 3, 542–566. 22. Знание отчасти и самопознание ( 1Кор.13:12 ). М.Д. Муретов. 1905, I, 2, 296–310. 23. Раб Иеговы ( Ис. 40–66 ). В.Н. Мышцын. 1905, II, 7–8, 425–435. 24. По поводу статьи «Раб Иеговы ( Ис.40–66 )». Архим. Фаддей. 1905, III, 11, 449–457. 25. Ответ Архим. Фаддею. В.Н. Мышцын. 1905, III, 11, 458–462. 26. Иуда Предатель. М.Д. Муретов. 1905, II, 7–8, 539–559; III, 9, 39–68; 1906, I, 1, 32–68; 2, 246–262; 1907, III, 12, 723–754; 1908, I, 1, 1–52. 27. Ветхозаветный профетизм, как основная, типическая черта библейской истории Израиля. Пробная лекция. А.И. Покровский. 1908, I, 4, 764–793. 28. Библейский профетизм и языческая мантика. А И. Покровский. 1909, III, 9, 146–165; 10, 213–228. 29. Из сотериологии Послания к Евреям (II, 11, 14:16). Е.А. Воронцов. 1910, I, 1, 1–19. 30. Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов. Д.И. Введенский. 1910, I, 4, 645–656; II, 5, 99–111. 31. Эсхатологическое учение второй главы второго Послания Св. Ап. Павла к Фессалоникийцам. Свящ. В Н. Страхов. 1911, I, 3, 525–548; 4, 643–670; II, 5, 52–84; 7–8, 451–466; III, 9, 43–66.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как мы установили выше, только с XII века она стала освящать гостию для священника, и более маленькие гостии для верующих. Таким образом, она разрушила самые наглядные черты причащения. Св. Павел указал на них следующими словами: «Чаша благословения, которою благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:16,17 ). Участие в одном евхаристическом хлебе есть символ единства христиан, составляющих одно тело, участвующих в приобщении тела и крови Христа. Своим нововведением маленьких гостий для верующих римская церковь ниспровергла самые наглядные черты таинства причащения; она посмотрела на слова апостола, как на не имеющие значения, хотя они весьма ясно показывают какую важность со времен апостольских придавали причащению единым освященным хлебом; она отстранила пример самого Иисуса Христа, который освятил один хлеб для распределения его между своими апостолами. Может ли церковь оставаться безупречной, когда подобным образом пренебрегает примером Иисуса Христа и первоначальным обыкновением, согласно с которыми апостолы принимали столь очевидное и столь глубокое таинство? Итак мы не колеблемся утверждать, что римская церковь своим изобретением маленьких гостий для верующих сделалась виновной в нововведении, заслуживающем большого порицания. Равным образом, она является преступной, отменивши причащение детей. Когда западные церкви, увлеченные в папскую схизму, отделились от католического востока, они до такой степени потеряли христианский смысл, что их богословы укоряли восточные церкви в приобщении детей, как в крайнем злоупотреблении. Протестанты присоединили свои возгласы к возгласам римлян. Необходимо заметить, что протестанты более заинтересованы, чем эти последние, в деле возражения против восточного злоупотребления; потому что оно разрушает их теорию участия верою в теле и крови Христа. Обычай давать причастие детям прекратился в римской церкви только в XII столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010