Тем не менее, в Евангелиях всё же есть некоторые цитаты, которые так или иначе раскрывают Божественность Христа. Подобные цитаты либо указывают на равенство Бога Отца и Иисуса Христа, либо же раскрывают некоторые свойства Сына Божьего, указывающие на Его предмирное существование. «Прежде, нежели был Авраам, Я есть» ( Ин. 8:58 ). «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мк. 2:10 ). «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10:15 ). «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ). «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). По словам святого апостола Павла, «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). Таким образом, действия, которые свойственны только Богу Отцу, но при этом совершаются Сыном, свидетельствуют о том, что Сын имеет ту же власть и силу, что и Бог Отец. Следует уточнить, что наряду с цитатами в пользу Божественного равенства Отца и Сына в Евангелии имеются также и «уничижительные места», которые якобы умаляют достоинство Сына по сравнению с достоинством Отца. Например: «Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ). Данные слова понимались святыми отцами в том смысле, что любая причина выше того, причиной чего является. Свое Божество Сын получает в акте предвечного рождения от Отца, таким образом, Бог Сын и может назвать Отца большим Себя. Это евангельское выражение было подробно рассмотрено на одном из Константинопольских Соборов XII в. 215 . «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ). В этих словах Господь Иисус Христос называет Бога Отца Своим Богом, что якобы говорит о неравном достоинстве Отца и Сына. Преподобный Иоанн Дамаскин , объясняя вышеприведенную цитату, пишет: «Христос Отцом называет Бога потому, что... нам Бог – по естеству, а Ему соделался по благодати, поскольку Сам сделался человеком» 216 . Учение о Святой Троице, как уже говорилось об этом выше, в большей степени было сформулировано и защищено от всевозможных нападок только в IV в. Святые отцы немало потрудились для того, чтобы отстоять православную доктрину и опровергнуть еретические мнения. Большая часть дискуссий была сосредоточена на теме Божественности Господа Иисуса Христа. По словам прот. Иоанна Мейендорфа , большая часть богословских дебатов эпохи Вселенских Соборов имела христологическое измерение 217 . И это неслучайно, ведь именно от ответа на вопрос: «Кто такой Христос?» – зависит спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Толкование на Евангелие от Иоанна, XI, 10: «Связывает нас и как бы соединяет с Богом Дух Святой» [Он же. Творения. Кн. 3. М., 2002. С. 746]. 523 См. об этом нашу книгу «La Vie après la mort selon la Tradition orthodoxe». P.: Cerf, 2001.2-е изд. – P.: Cerf, 2008. 524 О том, как Дух Святой открывает загробную жизнь, см.: Кирилл Иерусалимский , свт. Огласительное слово XVI, 16, 20; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические, 85 («[Энергией Духа Святого] душа чувствует духовные вещи будущего века, превосходящие мысль человека. Эти вещи можно понять только силой Святого Духа»). 535 Ср.: 1Кор. 2:12–13 : Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. 538 Ср.: Гал. 5:22 ; Авва Аммон, прп. Послания, VII, 2; IX, 4; XII, 1; Василии Великий , свт, О Святом Духе, IX, 23; Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, XVIII, 7 (души, которые получили благодать Святого Духа, «бывают обвеселены, как бы на царской вечери, и радуются радостию и весельем неизглаголанным»), 8; Диадох Фотики йский , блж. Подвижническое слово, 33 (когда душа находится под действием Святого Духа, «будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной неистошимоею некоей радостию» [Указ. соч. С. 24]), 34; Симеон Новый Богослов , прп. Богословские слова, VII, 52–53 («Дух, подающий радость, веселье»); Гимны, молитва предначальная («Бесконечное блаженство... вечная радость... моя радость, моя бесконечная отрада»); XLVII,15. 539 Ср.: Макарий Египетский , прп. Духовные беседы, IX, 12; Кирилл Александрийский , свт. Тезаурус, XI//PG 75, col. 173d («Мы говорим, что Царствие Небесное есть дар Духа, по слову Христа: Царствие Небесное внутри вас есть [ср. Лк. 17:21 ]»); Диалог о Троице, VII («То, что Матфей называет Царствием Божиим, как раз и есть эта энергия в Духе Святом, которая совершенным образом пребывает в Боге»); Симеон Новый Богослов , прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   (54, 1) «Не вразумленный учением заблуждается» (Притч. 10:17), «раны и обличения дают наставление премуд­рости» (Притч. 29:15). Разумеется, подразумеваются обличения, проникнутые любовью. «Сердце правое ищет знания» (Притч. 15:14), поэтому «ищущий Бога обретет знание с правдою; искавшие же его надле­жащим образом обретут мир» (Притч. 16:18). (2) «И испытаю, — говорит апостол, — не слова возгордившихся, а силу» (1Кор. 4:19). Он пишет это в порицание тем, которые считают себя мудрыми, не будучи таковыми на самом деле. (3) «Не в слове Царство Божие» (имеются в виду, разумеется, лишь убедительные слова и гипотезы, а не истинное слово), «а в силе» (1Кор. 4:20), ибо только истина могущественна. (4) И опять: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать (1Кор. 8:2) Истина не есть частное мнение, и всяческие гипотезы об истинном знании лишь пыхтят и раздуваются от гордости. Назидает же любовь, пребывающая не во мнени­ях, но в истине. Потому и говорится: «Кто любит, тот познан» (1Кор. 8:1—3). XII. О необходимости скрывать истину от непосвященных    (55, 1) Поскольку наше предание не предназначено для всех подряд, как это становится ясно тем, кто проникся величием слова, следовательно, нам надлежит хорошо хранить «возвещаемую в тайне премудрость» (Ср. 1Кор. 2:7), открытую сыном Бога. (2) Именно поэтому уже и у Исаии пророка язык очищается огнем (Ис. 6:6—7), дабы он мог рассказать видение. И не только уста, но и слух свой нам следует очищать, если хотим стать участниками истины. (3) Эти соображения до сих пор удерживали меня от написания этой книги. Но и теперь я опасаюсь «метать бисер перед свиньями, чтобы они не попрали его своими ногами и, обратившись, не растерзали нас» (Мф. 7:6). (4) Трудно говорить об истинном свете в выражениях искренних и ясных людям, подобным свиньям в своем невежестве. Для толпы нет ничего смешнее подобных вещей, для слушателей же благородных нет ничего удивительнее их и боговдохновеннее.    (56, 1) «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор. 2:14). «Мудрые не разглашают того, о чем рассуждают в совете» (Ср. Прем. 24:7). (2) «Что на ухо слышите, — говорит Господь, — проповедуйте на кровлях» (Мф. 10:27). Здесь говорит он о тайных преданиях, касающихся истинного знания, превосходно и возвышенно им изъяс­ненных. Нам прошептали их на ухо, именно так же и мы должны передавать их тем, кто достоин, не разглашая их всем остальным, удостоенных слышать только притчи. (3) Вот почему в этих заметках для памяти мы рассеяли истину повсеместно, подобно семенам, дабы она могла легко ускользнуть от внимания пустословов, всегда готовых, подобно воронам, каркать о ней. Если же этот труд встретит доброго земледельца, то каждое зернышко истины даст всходы, а затем и урожай.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

То отмечаются в издании, то опускаются из Охридского Апостола древние формы слов. Гал.1:3, 6; 6:18 в изд. блгть, между тем в Охр. и Шишат. благодть. Эту форму автор отметил для А 1 (Охрид.) только в Гал.1:15 . Гал.3:13 в изд. писано, без всякого варианта. Между тем Охр., Шишат. – ано. Тоже и Гал.4:27 . 1Кор.8:9 в изд. власть без вар., Охр. властъ. Не отмечаются нередко автором и смысловые варианты из Охридского Апостола. Так не отмечены пропуски следующих чтений: Рим.10:6–7 сирчь ха съвести, или кто снидеть въ бездьну. Рим.13:1 вска дша. Рим.13:1 суща же влдчьстви от ба. Рим.13:4 бжии бо слуга въ благое есть. Рим.13:8 ничимьже. Рим.14:22 веру имаши. 1Кор.1:27 премдра, и немощна мира изъбра бь да. 1Кор.11:24 прломи. Из рядовых вариантов Охридского Апостола опущены, например, в 1Кор. следующие: 2:6 не. 2:7 гломъ. 4:3 не члка нъ себе. 5:2 да не възметьс. 6:18 все тло (вместо в сво тло). 9:10 връ жи (вместо вьрхни). 14:2 аще дхомъ глъ прорицаи таина. В издании отмечено только общее чтение редакции – аще дхомъ глть тайна 16:22 иже би га. В издании соответствующее место – иже не любить га – оставлено без варианта. Всё-таки и при таких приёмах использования рукописного материала (подробно об этом будет сказано ниже) первая редакция в издании Г.А. Воскресенского, в особенности в последних выпусках, представляет весьма ценный, незаменимый, совершенно исключительный по подбору материал. Можно сказать, материал говорит здесь сам за себя. Так, вопреки довольно равнодушному отношению автора к древнейшим спискам с глаголического текста, списки эти властно заявляют о своей особенной связи с древнейшею традицией перевода, неизвестной уже русским спискам. Даже в сравнительно недревнем Хваловом списке 1404 г. встречаются такие древние слова, как балии, жаль (гроб), догма, терь, искрь, рснота, рснотивьнъ, сцыгло и т. п. По таким особенностям в ногу с ним идёт А 13–Шишатовацкий Апостол. При их общем редакционном сходстве отдельные, индивидуальные чтения их часто своей особенностью от других списков редакции говорят об их одинаковой общей судьбе (ср. Еф.1:1, 3, 8 , где к ним присоединяется и А 34 – Христипопольский Ап., Еф.2:6 ; Гал.5:4; 3:13 и др.). Дальнейшая последовательность списков, кажется, А 2 (Слепченский, болг. XII в., ср. 1Кор.1:23 , где А 2, 5, 21, 27 – особая группа, Еф.5:2, 4, 5 ; Гал.2:10; 3:1; 5:11 , 2Кор.7:14; 13:8:9 ), А 18, 5 (сербские XIV в., ср. Еф.5:2, 4, 5; 4:17 ), но уже с наклоном, по-видимому, в сп. А 18 в сторону нового исправления. Список А 1 – Охридский Апостол – должен занять место в ряду этих же первых свидетелей текста редакции, но отметка его чтений в издании Г.А. Воскресенского скрадывает впечатление от этого списка, и поэтому дать ему определённое место в этом ряду мы, покамест, затрудняемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/ot...

Презрительное отношение к состоящим в законном браке ( Евр.13:4 ; 10 канон Гангрского собора) – полностью лишает членства в Церкви до покаяния! Умышленное воззрение с сексуальным желанием на кого-либо, кто не является законным супругом ( Мф.5:28 ), намеренное развитие сексуальных фантазий и наслаждение ими Просмотр и распространение порнографии ( Мф.5:28 ) Кокетство – поведение, направленное на умышленное разжигание сексуального желания по отношению к себе ( Мф.5:28 ; Прав. исповедание. Ч. 3, вопр. 66). Кокетство (как и любое украшение внешности) по отношению к супругу грехом не является ( 1Кор.7:33-34 ). Совращение – незаконное нарушение девства, не соединенное с насилием ( Втор.22:23-29 ). Отличается от блуда тем, что это преступление совершается в отношении невинного лица. Совершение любых действий и потребление/распространение плодов творчества, направленных на разжигание сексуального желания (соблазнительные песни, рассказы, шутки, непристойные пляски, нескромные игры и т. п.) ( Мф.18:6; 5:28 ) Непристойный смех ( Еф.5:4 ) Сквернословие (матерная брань) ( Кол.3:8 ) Противоестественные половые связи, их поддержка и пропаганда (ЛГБТ, зоофилия, педофилия) ( 1Кор. 6:9 ) ( данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника ). Само по себе наличие противоестественного влечения грехом не является, если человек не дает внешнего и/или внутреннего согласия на это. Осуществление «смены пола» (ОСК РПЦ. XII.9) Переодевание в одежду противоположного пола из-за греховных мотивов (языческие практики, сексуальные извращения и т.п.) ( Втор.22:5 ; 62 канон Трулльского собора) Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушающие исключительность брачных отношений через вторжение в них третьей стороны (ОСК РПЦ. XII.4). Практика «суррогатного материнства» (Там же). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений ( Быт.1:28 ; 1Тим.5:14 ; Тит.2:4 ; ОСК РПЦ. XII.3) Сексуальное насилие ( Втор.22:23-29 ). Аутоэротизм и самоудовлетворение ( 1Кор.7:4 ; Кол.3:5 )

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

103 . Что же означает то, что огонь сделался водой и из воды появился огонь (et aqua ignem excitavit), как не то, что божественная благодать наши грехи огнем сожигает, (а) водой очищает. Ибо грех и омывается, и сожигается. Почему и апостол говорит: «Каждого дело, каково оно, огонь испытает» ( 1Кор.3:13 ); и ниже: «Если у кого дело сгорит, тот потерпит урон, впрочем сам спасется, однако так, как бы чрез огонь» ( 1Кор.3:15 ). 104 . Это мы привели для доказательства того, что грехи сожигаются огнем. Известно, что этот огонь есть действительно священный огонь, который тогда сошел на жертву, знаменуя будущее отпущение грехов. 105 . Итак, этот огонь во время пленения, когда царствует грех (culpa), скрывается, во время же освобождения открывается. И хотя он изменился по виду в воду, однако сохранил свойство огня (ignis naturam), так как сожег жертву. Не удивляйся же словам Бога Отца, когда читаешь: «Я есмь огонь поядающий» ( Втор.4:24 ) 679 , и в другом месте: «Меня оставили, источник воды живой» ( Иер.2:13 ). И Сам Господь Иисус, подобно огню, воспламенял сердца слушателей (Лук. XII, 49) и, как источник, прохлаждал 680 их; ибо сам Он говорит в своем евангелии, что Он затем и пришел, чтобы ниспослать на землю огонь и жаждущим дать питье воды живой ( Ин.7:37 и сл.). 106 . Огонь сошел также и во времена Илии, когда он предлагал языческим пророкам возжечь жертву без огня. И после того, как они не смогли этого сделать, он, трижды полив свою жертву водой, так что вода текла вокруг жертвенника, воззвал (к Богу), и упал с неба 681 огонь Господень и пожрал всесожжение ( 3Цар.18:38 ). 107 . Жертва эта – ты. Поразмысли молчаливо о каждом (предмете) в отдельности. На тебя нисходит огонь Духа Святого и (вот) кажется, что он сжигает тебя, когда он поядает твои грехи. И во времена Моисея та жертва, которая сожигалась (вся целиком), была жертвой за грех. Поэтому Моисей и говорит, как это написано в книге Маккавейской ( 2Мак.2:11 ), что не съедалась, а сожигалась (consumptum est) (вся целиком та) жертва, которая приносилась за грех. Не кажется ли тебе, что и ты попаляешься, когда в таинстве крещения умирает ветхий человек? Ветхий наш человек, – взывает апостол, – пригвожден ко кресту ( Рим.6:6 ). В этом таинстве (illic), как научают тебя примеры отцов, египтянин погружается, восстает же обновленный Духом Святым еврей, который немокрыми ногами (inoffenso vestigio) перешел Красное море, когда отцы были крещены в облаке и в море ( 1Кор.10:1 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Лукой в десяти несомнительных случаях, т. е. в значении союза, выражающего следствие, а не цель. Перевод поэтому Лк.4:29 : στε κατακρημνσαι может быть такой: „и отвели Его (даже) до вершины горы, на коей город их был построен, так что и (даже) свергли Его, – Он же, пройдя посреди их, удалялся“ (imperfectum), т. е. медленно уходил от них и они это видели, не быв в состоянии предпринять что-либо против Него. —103— Обращаясь затем к употреблению στε с неопределённым наклонением у других новозаветных писателей, мы находим, что из тридцати девяти случаев (кроме рассматриваемых тринадцати у Луки) этот союз выражает следствие, а не цель, и должен быть переводим русским „так что“, а не „что бы“: а) у Ап. Павла во всех пятнадцати случаях, именно: Рим.7:6 (так что мы служим), Рим.15:19 , 1Кор.1:7, 5:1 (так что некто имеет), 1Кор.13:2 , 2Кор.1:8, 2:7, 3:7, 7:7 , Флп.1:13 , 1Фес.1:7–8 , 2Фес.1:4, 2:4 , Евр.13:6 , – б) в 1Пет.1:21 единственный случай („так что вера ваша и надежда есть в Бога“, а не в кого-либо другого – подразумевается); в) во всех одиннадцати случаях у еванг. Марка, именно: Мк.1:27, 45, 2:2, 12, 3:10, 20 (нек. немн. и неавторит. чит. ς), Мк.4:1, 32, 37, 9:26, 15:5 ; и г) в восьми из двенадцати случаях у еванг. Матфея, именно: Мф.8:24, 28, 12:22, 13:2, 32, 54, 15:31, 27:14 . Остаются только четыре случая (из пятидесяти двух) и притом у одного евангелиста Матфея, когда этот оборот допускает перевод русским союзом цели „чтобы“, именно: Мф.10:1, 24:24, 15:33, 27:1 . Но Мф.10:1, 24:24 допускают полную возможность и другого, согласного со всеми остальными и притом весьма многочисленными местами Нового Завета, перевода союзом следствия, а не цели, именно такого: Мф.10 ,:1: „дал им власть над духами нечистыми, так что изгоняли и исцеляли всякую болезнь и всякую немощь“. Мф.24:24 : „восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения великие и чудеса, так что прельстят (Слав: якоже прельстити), если (будет) возможно, и избранных“. Остаются только два случая, когда στε с неопределённым можно понимать только в значении цели: Мф.15:33, 27:1 , – относительно коих должно заметить, что в первом случае этот оборот употреблён в речи учеников, а во втором имеются разночтения кодексов: I) – VI века (να ϑανατσουσιν), S – IX–X в. (πως) и 69 – XI–XII в. (на поле ϑανατσουσιν). 978 —104— Таким образом, у потребление рассматриваемого оборота у всех других новозаветных писателей вполне тожественно с употреблением его во всех несомнительных случаях у св. Луки, именно в значении: „так что“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. В чем состояло чудо смешения языка? – Толковники рационалисты не хотят видеть в смешении языка при вавилонском столпотворении никакого чуда, а в сказании Моисея об этом видят только иносказательное изображение происшедшего между строителями раздора и междоусобия (ср. Пс.54:10 ), вследствие чего они должны были разойтись в разные стороны. Нынешнее же различие языков и наречий произошло будто естественным путем. Но такое объяснение противоречит ясному смыслу сказания Моисея, который говорит о смешении языка, как о чуде, совершившемся по непосредственному действию Божию. Другие, наприм. Ориген , понимают смешение языка в Вавилоне в смысле мгновенного чудесного образования нескольких новых языков в различных племенах, совершившегося волею Божиею чрез ангелов хранителей народов. 42 Третьи наконец (см. «Записки на кн. Бытия» митр. Филарета) с большею вероятностью полагают, что смешение языка состояло в чудесно произшедшем в строителях ослаблении памяти и смешении понятий, так что одни и теже прежние слова перестали выражать для разных родов одни и теже понятия об одних и тех же предметах. Выражение: «да не услышит кийждо гласа ближнего своего» не означает лишения дара слова, или глухоту, но означает только лишние способности понимать речь другого (ср. 1Кор.14:2 ). 3. Когда произошло это чудо смешания языка? – По указанию Б. X, 25 чудо смешения языка и рассеяние народов случились около времени рождения Фалека, который и назван был посему Пелег – разделение (гл. X, 25), а рождение Фалека последовало в 531 г. от потопа и в (2262+531) 2793 г. от сотворения мира, а до P. X. за 2715 лет. § 54. Гл. XII:1–9; XIII:14–18; XIV:14–15, 18; XVII:1–27; XVIII:1–21; XXI:9–14, и XXII:1–19: явления Бога Аврааму, обетования ему и заветы с ним. Разделение. – Всех явлений Бога Аврааму было восемь. По характеру и содержанию обетований и заветов, бывших при этом, все богоявления Аврааму можно разделить на два отдела: первый отдел будут составлять первый четыре богоявления (cм.XII:1–9; XIII:14–18 и XIV:14; XV:18), закончившиеся первым заветом Бога с Авраамом (см. XV:1–18); второй отдел – четыре последние богоявления (см. XVII:1–27; XVIII:1–21; XXI:9–14; XXII:1–19), начало которых составляет завет обрезания, а конец – таинство принесения в жертву Исаака. В первых четырех богоявлениях обетования Божии Аврааму и самый завет отличаются характером общности, т. е. они относится вообще к семени Авраамову по плоти и по духу; а в последних четырех – обетования Божии и самый завет отличаются более частным, определенным характером, т. е. они сосредоточиваются на ближайшем семени Авраама, Исааке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

—484— хлеба для рабов Христа, а лучше – для христов“. Сколько знаю, Феофилакт не употребляет этого названия по отношению к христианам (χριστιανο – любимое слово Ф-та). Хотя древние и авторитетные отцы вполне допускали это название, напр. Григ. Бог. Orat. 21. χριστος εδε αλεν γραφ τος ζντας ατ Χριστν, – Феофилакт и вообще позднейшие избегают этого, в чём можно убедиться из тех мест, в коих от Феофилакта всего более можно бы ожидать этого названия, наприм. к Мф.1:1 ; Ин.15:14–15 ; 1Кор.1:2,8,10,12,2:16,3:16 сл. 23,–4, 15,–5, 4,–6, 8,–10, 16–18,–15, 2; 2Кор.1, 5, 9 сл. 10, 7,–13, 3. 5. Во всяком случае явное пристрастие составителя жития к этому названию христиан (ср. наше крестьяне) не в духе Феофилакта, настроенного более практически и рассудочно, чем мистически и богословски. г.) Любопытно место III гл: „Кирилла, этого истинно философа, великий архиерей призывает во Святая Святых, чтобы там, внутри скинии истинной (νδον τς σηνς τς ληϑινς), совершать служение (λειτουργσοντα – литургию) и тайны принимать духовнее и божественнее и чаши новой причащаться“. Археологического затруднения со стороны устройства алтаря для усвоения этих слов Ф-ту нет, но историческое и теологическое есть: какое же служение туг разумеется? И почему духовнее и божественнее принимаются тайны: τν μυστηρων μεταληψμενον πνευματιτερον α ϑειτερον? Едва ли Ф. мог выразиться так. д.) Затруднительно усвоить Феофилакту некоторые лингвистические особенности житийного текста. Явное пристрастие к дательному падежу перед родительным (славянизм). Примеры: VIII Мф.22:32 : τν Θεν τ βραμ α σα α αβ ς ζσιν λλ’ ο νερος πιλγεσϑαι (такого варианта не имеется ни в греч., ни в слав. текстах, – у Феофил. в толк. род. пад. Migne, t. 123. col. 392. а–с.). XV. μνος φϑαλμς τ πατρ... τν μνην μο δεξιν ποβλωμαι... ατους εναι ϑαντου τ σ παιδ. XVI. γιζεται α ζασλβ τ οημα τ πιφοιτσει γγελαρου. XIX. τ λα τς γνμας στηρζων XXV. ντεχε μοι τ σμα... τατην μοι τν τελευτααν ζωσιν πλρωσον... τ λλος ατ δι’ τρων μαιοτρων συντρησον и мн. др. Двойственное число – XII: μφω τ γλττα. Выражение и сочинение XVI. ς διδασλων. Феофилакту более свойственно было бы XVII: Δομτιον и Δομετ греч. вм. слав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ночью, прочитав обыкновенные молитвы, он уснул. Вдруг в сонном видении представилось ему, что, вместе с братией, он стоит на пространном поле, которое заросло густым и колючим тернием; некоторый юноша, подобный Ангелу, понуждал старцев, чтоб пожинали терны. Потом подходит к нему и говорит: «Жни терны!» – Когда затворник начал отговариваться, то юноша грозно воскликнул: «Не имеешь причины стоять праздно! ибо вчера, вместе с братией, ты нанялся и притом взял златницу, между тем как прочие получили только по сребреннику. Как более взявший, ты более других должен и трудиться. Эти терны суть дела того, кто вчера подал тебе милостыню... Трудись в поте лица твоего», – с этим словом затворник проснулся. Он стал размышлять о своем сновидении и сердечно ужаснулся, что при столь непроходимом тернии грехов своих, должен еще исторгать терны чужих прегрешений. Питающиеся милостыней пусть познают свою обязанность из этого видения, которого Небесный Судья удостоил праведного мужа: пусть молятся о грехах благодетелей (Сост. по «Уч. бл.» т. I, изд. 10, стр. 21). XII. Зной, что богатство наше принадлежит Богу, и оно вверено нам для раздачи бедным. «У тебя все не свое, – говорит св. Златоуст, – и богатство, и дар слова, и самая душа; ибо и она от Господа. Посему, когда потребует нужда, отдай и душу свою. Если же любишь ее и не хочешь отдать, когда тебе повелевается, то ты уже не верный домостроитель. Все мы получили от Христа, от Него имеем и самое бытие, и жизнь, и дыхание, и свет, и воздух, и землю. Если мы сами – не свои, то как прочее – наше? Ибо мы в двух отношениях принадлежим Богу – и по сотворению, и по вере. Так Давид говорит: «состав мой от Тебе есть» ( Пс.38:7 ). Также Павел: «о Нем бо живем, и движемся, и есмы » ( Деян.17:28 ); и рассуждая о вере говорит: «несте свои: куплени бо есте ценою» ( 1Кор.6:19 ). Все Божие. Посему когда Он требует и хочет взять обратно, то не будем противоречить, подобно неблагодарным рабам, и присваивать себе принадлежащее Господу (10 б. на 2 п. кор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010