И не превозносись, брат, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). Смотри, брат, чтобы, надеясь на покаяние и собрав множество зол, не пожать тебе греха, и не остаться не помилованным. Как сказано: Бог поругаем не бывает ( Гал. 6:7 ). Потому что сделанное невольно заглаживается искренним покаянием, а сделанное по произволению лишено всякого извинения. Чадо, бегай сластолюбия. Пойми, что плод его – покаяние будет для тебя горче желчи и меча обоюдоострого: ибо, кто кем побежден, тот тому и раб ( 2Пет. 2:19 ). Если даже за праздное слово мы дадим ответ Богу, то тем более за сластолюбие. Написано: Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы ( 1Кор. 3:17 ), и: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор. 6:15 ). Бегай, брат, сластолюбия – матери погибели и смерти, не слушайся его, потому что оно как волк, ласкающий овец. Избегай всякого развлечения, всякой забавы, праздности, роскоши, красоты лица и соблазна очей. Сладкая речь как стрела для слуха, она предаёт члены сладострастию. Душа такого человека – приятное место для лукавых духов, а тело – сохранение нечистых помыслов, которые утаивает он от себя самого. Почитай, брат, Ангела Хранителя твоего, не печаль святых Ангелов и не радуй демонов. Помни о зловонии жён и о том, что нет от этого никакой пользы, кроме огня неугасимого, червя неумирающего и скрежета зубов, потому что сластолюбие – вражда против Бога. Помни о неусыпном Оке, наблюдающем за твоими поступками, приникающем в сердце, знающем помыслы и обнаруживающем мысли. Как сказано: а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф. 10:28 ). Испытай себя самого. Познай природу свою, познай, что тело твоё смертно, а душа бессмертна. Презирай плоть, потому что она преходяща. Пекись о добродетели бессмертного духа. Велик и тяжёл грех – поэтому ты нуждаешься в исповеди, в горьких слезах, в усиленной молитве, в непрестанном бдении и непрерывном посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Подробнее:  Библиологический словарь. Лев Толстой «Богодухновенность» означает, что через человеческих авторов Священного Писания действует сам Бог, открывая нам истины, необходимые для нашего спасения. Как говорит святой Апостол Петр, «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ) Через Пророков говорил Святой Дух, например, «Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию» ( Деян.28:25 ) Как говорит о боговдохновенности св.Апостол Павел, «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ) Почитаемые тексты различных религий очевидно и явно расходятся в своем учении, и поэтому нельзя согласиться, что все они вдохновлены Богом. Подробнее:  Богодухновенность Библия говорит, что в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на Апостолов ( Деян. 2 ). Апостолы совершали свое служение под прямым водительством Святого Духа и ясно слышали Его голос: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Таким образом Апостолы, которых Христос избрал лично, занимали совершенно особенное место в ранней Церкви — являясь прообразом церковной Иерархии. Но мы читаем и о том, как дары Святого Духа передавались через Апостолов другим верующим, например: «когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый» ( Деян.19:6 ). Таким образом, круг людей, в которых пребывает святой Дух, не ограничен Апостолами. Подробнее:  Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия В великих подвижниках, прославленных Церковью, Святой Дух проявляет Себя особенным образом — через чудеса и знамения, пророчество и другие духовные дары. Однако Священное Писание говорит, что Святой Дух пребывает во всех вообще членах Церкви. Как говорит святой Апостол Павел, «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ) Более того, никто вообще не может иметь спасительной веры во Христа без Святого Духа: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ) Каждый Христианин, вступая в Церковь, получает дары Святого Духа а Таинствах Крещения и миропомазания.

http://azbyka.ru/quiz/svyatoj-duh/

3 Обращение возлюбленные отражает пастырскую любовь Иуды к своим читателям, а упоминание общего спасения уравнивает его с читателями в положении перед Богом (см., как это же слово использовано в Тит. 1:4 ). Кроме того, этим подчеркивается доступность спасения для всех. Подвизаться означает «прилагать все силы». Обычно это слово используется по отношению к участникам спортивных состязаний. Понимание и правильное преподавание Божьего слова требуют умственных усилий, а применение этих знаний в повседневной жизни требует нравственных усилий ( 1Пет. 1:13–16 ; 2Пет. 1:5–9 ). Под верой здесь подразумевается признанная церковью основа христианского учения, заложенная в первых проповедях Петра и оформившаяся в такие положения, как 1Кор. 11:23–26; 15:3–8 ; 1Тим. 1:15 и 3:16. Однажды указывает на неповторимость явления Бога во Христе. 4 Говоря о некоторых людях… предназначенных осуждению, Иуда, возможно, опирается на представление о небесных книгах, в которых записаны их имена ( Лк. 10:20 ; Отк. 20:12 ). Издревле может означать «уже» (как в Мк. 15:44 ), в каковом случае Иуда, вероятно, ссылается на 2Пет. 2:3 . С другой стороны, здесь может подразумеваться общее осуждение грешников в Ветхом Завете. Тех, чье учение дает повод к распутству, ожидает конец, описанный в 2Пет. 2 ; доводы, которые они будут приводить, Павел опровергает в Рим. 6 и 7. Принять христианство и отрицать это собственным поведением – значит отвергать Иисуса, единого Владыку и Господа нашего (ср.: 1Кор. 6:19,20 ). Слово «Владыка» (греч. despotes) обычно относится к Богу–Отцу. Единственное исключение, встречающееся в 2Пет. 2:1 (где оно относится к Сыну), может служить здесь подтверждением сходного употребления. Если оно относится к Отцу, то из 1Пет. 1:17 явствует, что вера в Бога–Отца требует праведности. 5– 7 Напоминание о Божьем суде над нечестивцами в прошлом Иуда подкрепляет свои доводы тремя примерами, показывающими, что никакой статус сам по себе не обеспечивает спасения. Израиль был избавлен от рабства в Египте, но неверующие погибли в пустыне. Ангелы получили особое призвание от Бога, но те из них, кто проявил непокорность, подверглись наказанию. Расположенные на земле обетованной города Содом и Гоморра (см.: 2Пет. 2:6–8 ), в которых жили не только нечестивцы, но и рабы Божьи, были разрушены в наказание за царившую в них распущенность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1:11 Здесь, как и в ст. 12,13, говорится о людях, которые вовлекают других в грех. идут путем Каиновым. См. Быт. 4,3.4 ; 1Ин. 3,12 ; Евр. 11,4 . Согласно иудейскому преданию, на которое ссылается, по-видимому, апостол, Каин был прообразом всех грешников. предаются обольщению мзды, как Валаам. См. ком. к 2Пет. 2,15 . в упорстве погибают, как Корей. Корей вместе с Дафаном и Авироном возглавил мятеж 250 именитых мужей Израиля против власти Моисея и Аарона ( Чис. 16 ). Восстание Корея и постигший его суд Божий представляли собой параллель неповиновению лжеучителей авторитету Церкви и их опасному искусству совращать других с пути истинного, так же как и наглядным примером суда Божия, ожидающего лжеучителей ( Чис. 16,31–33 ). 1 бывают соблазном. Стоящее в греческом оригинале слово, переведенное как «соблазн», означает рифы или подводные скалы, реже порчу или вред. Иуда, используя игру слов, подчеркивает, какую опасность представляют лжеучители, развращая и вводя в заблуждение других. на ваших вечерях любви. См. ком. к 2Пет. 2,13 ; ср. 1Кор. 11,20–34 . пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Лжеучители превращали вечери любви в повод для распутства (ср. 2Пет. 2,13 ), и их дурное влияние на участников таких собраний несомненно очень беспокоило апостола. Поскольку на вечерях любви было принято произносить поучения или речи ( Деян. 20,7.11 ), лжеучители распространяли здесь свои идеи. безводные облака. Образ обманутой надежды (ср. 2Пет. 2,17 и ком.). бесплодные, дважды умершие. Подобно деревьям, не приносящим плодов и потому вырубленным, жизнь таких людей напрасна, и они предстанут пред судом Божиим ( Мф. 7,16–20 ). 1 звезды блуждающие. Метеориты, падающие звезды, кометы или, вероятнее всего, планеты. Учение противников апостола либо недолговечно, как свет падающей звезды, либо непредсказуемо, как движение этих небесных тел. 1 пророчествовал. Говоря о том, что «о них пророчествовал и Енох», Иуда не подтверждает и не отрицает распространенного в его дни мнения, что автором этого апокрифического произведения был именно упоминаемый в книге Бытия Енох. Цитата из «Книги Еноха» находится в полном согласии со многими ветхозаветными пророчествами (напр., Дан. 7,9.10 ; Зах. 14,5 ), что Господь явится со всем воинством небесным произвести суд над нечестивыми. Поэтому обращение Иуды к этому апокрифическому тексту является совершенно оправданным в данной ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Как видно из этого примера, для уразумения истинного смысла Св. Писания, необходимо основательное знание всего Св. Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении св. текста, для избежания ошибки, обязательно проверять свое понимание объяснениями людей от Господа поставленных ( 1Кор.8:2, 10:12 ); если же чего-нибудь из «заповедей Господних» человек не разумеет, «пусть не разумеет» ( 1Кор.14:37–38 ), ибо он совсем не должен браться за то, что выше его разумения и сил ( Сир.3:21–24 ср. 38:24–25). 1Кор.8:2, 10:12, 14:38 . Сир.3:21–24, 38:24–25 . В Мк.13:37 говорится собственно об обязательности для всех духовного «бодрствования». Утверждающие на основании того места, что все в Св. Писании относится непосредственно к каждому человеку и к текущей современности, забывают тот факт, что в Св. Писании иное говорится прямо к св. апостолам (Мф. гл. 10) и пастырям ( 1Пет.5:1–4 ), иное супругам и родителям ( Еф.5:22–25, 6:4 ), иное детям ( 1Ин.2:12 . Еф.6:1 ), иное слугам ( 1Пет.2:18 . Еф.6:5–8 ), иное господам ( Еф.6:9 ). Сказанное в Св. Писании действительно относится ко всем людям, но только так, что одно к одному человеку, другое – к другому и т. д. В Иак.1:5 говорится не о той мудрости, которая есть разумение Св. Писания (ср. 1Кор.14:38 . Сир.3:21–24 . 2Пет.3:16 ), а о той, которая есть доброе поведение, скромность и послушание (ср. Иак.3:13–17 ). В 1Кор.4:6 ап. Павел. увещевает предававшихся спорам и пересудам Коринфских христиан (1:11, 12, 3:3, 4:3, 4), чтобы они «от них (т. е. ап. Павла и Аполлоса) научились не мудрствовать сверх того, что написано». В предшествующих ст. 3 и 4 Апостол написал, что при всей правоте своей он не оправдывается, а предоставляет суд Господу; в ст. 5 он пишет, что сердечные тайны каждого человека доступны только для Господа, и потому суд над людьми принадлежит Господу. Следовательно, в этом месте Апостол нисколько не запрещает христианам пользование мудростью из разных наук, помимо сказанного в Св. Писании, как то утверждают сектанты, а предостерегает только от пересуд и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим». Своим примером ап. Павел, напротив, научает нас благоразумно пользоваться ненаписанными в Св. Писании мудрыми изречениями и сведениями ( 1Фес.5:21 ), приводя слова языческих писателей Арата ( Деян.17:28 ) и Эпименида ( Тит.1:12 ); ап. Петр для выяснения предметов веры употреблял простые житейские пословицы ( 2Пет.2:22 ). Во 2Кор.3:14–16 говорится о том ослеплении ума и покрывале сердца «сынов Израиля», которое, при чтении ими Ветхого Завета, закрывало для них соответствие между ветхозаветными пророчествами и событиями из жизни Господа Иисуса Христа, и которое у сынов Израиля снимается верою в Господа Иисуса Христа (ср. Лк.24:25–27 ). Таким образом ст. 16 совсем не дает признаваемой сектантами мысли о том, будто всякому обращающемуся ко Господу открывается полный и истинный смысл Св. Писания ( 1Кор.14:38 ср. Сир.38:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Изложенное в слове Божием дело нашего спасения составляет собою тайну не только для нас, смертных людей, но даже для Ангелов ( 1Пет.1:12 ),для самих апостолов представляет много неудобовразумительного. Апостол Павел говорит об этом во всех посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ; ср. 1Пет.1:12 ; 1Тим.3:16 ; 1Кор.2:4 ). Неудивительно после этого, что сам человек не в силах изъяснить в Слове Божием никакого пророчества ( 2Пет.1:20–21 ). Даже ученикам Спаситель открывал ум «к уразумению Писаний» только после того, когда Сам всё изъяснял им ( Лк.24:45 ). Кроме того, Слово Божие называется «живым и действенным и острее меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ; ср. Еф.4:17 ; 1Кор.10:4 ), а потому неумелое и неправильное обращение с Словом Божиим может принести человеку не спасение, а гибель, как и сказано в Евангелии, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит» ( Мф.21:44 ). Поэтому-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного» ( Мф.13611 ; Мк.4:14:34 ; Ин.17:8–9 ), чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писаное и неписаное учение Христово ( 2Тим.1:13 ; 2Тим.2:15 ; Тит.1:9:2:1 ). И без этих высших истолкователей мы никак не можем понять Слово Божие ( Деян.8:30–31:35 ; Рим.10:14 ), а такими истолкователями для нас являются святые отцы Церкви, сохранившие писанное апостольское наставление (Священное Писание) и записавшие неписанное (Священное Предание). Это те «верные люди», о коих говорит апостол Павел во 2 Послании к Тимофею: 2Тим.2:2 , а также поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов пастыри Церкви ( Тит.1:5 ), пользуясь наставлениями коих мы доверяемся не им, а действующему в них Духу Святому ( Деян.20:28 ). Люди же, не поставленные на проповедь и служение, отнюдь не должны принимать на себя права истолковывать Священное Писание. Как такие люди могут «проповедовать, если не будут посланы»? ( Рим.10:15 ; ср. 1Кор.12:28–29 ). Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то такие толкователи, на погибель себе и другим, превращают и повреждают Слово Божие ( 2Пет.3:16 ; 2Кор.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В-четвертых, Христос учил, что Закон не прейдет, пока все не исполнится ( Мф.5:17–20 ), и что Писание не может нарушиться ( Ин.10:35 ). Подобным же образом и апостолы подтверждали истинность всех частей Писания. Например, в посланиях упоминаются следующие моменты: Авраам уверовал и обрел обетование до того, как был обрезан ( Рим.4:10 ); Аврааму было около ста лет ( Рим.4:19 ); Бог казал Ревекке, что ее старший сын будет служить младшему, еще до того, как они родились ( Рим.9:10–12 ); Илия говорил с Богом ( Рим.11:2–4 ); народ израильский прошел через море, он ел и пил духовную пищу и духовное питие, стремился к злу, садился пить, вставал играть, был похотлив, роптал, был поражен ( 1Кор.10:11 ); Авраам отдал десятую часть всего Мелхиседеку ( Евр.7:1–2 ); ветхозаветная скиния была тщательно устроена совершенно особым образом ( Евр.9:1–5 ); Моисей окропил народ и сосуды скинии кровью и водой, используя червленую шерсть и иссоп ( Евр.9:19–21 ); мир был сотворен Словом Бога ( Евр.11:3 ); многое в жизни Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Моисея, Раав и др. действительно произошло ( Евр.11 гл.); Раав приняла соглядатаев и отпустила их другим путем ( Иак.2:25 ); в ковчеге спаслось восемь человек ( 1Пет.3:20 ; 2Пет.2:5 ); Бог обратил Содом и Гоморру в пепел, но спас Лота ( 2Пет.2:6:7 ); Валаамова ослица заговорила ( 2Пет.2:16 ). Апостол Павел пишет, что он поклоняется Богу, «веруя всему написанному в законе и пророках» ( Деян.24:14 ), и что «все, что писано было» в Ветхом Завете, «написано нам в наставление» ( Рим.15:4 ). В этих текстах нет и намека на то, что какой-то части Писания не следует доверять целиком и полностью. Даже в связи с относительно малозначимыми подробностями Ветхого Завета («народ сел есть и пить, и встал играть») апостол Павел говорит: «Все это происходило» (подразумевая тем самым историческую достоверность) и «описано в наставление нам» ( 1Кор.10:11 ). Судя по всему, Господь Иисус Христос и апостолы не делали разграничения по степени точности и достоверности между текстами, в которых излагается откровение по важнейшим вопросам, и отрывками, в которых сообщаются второстепенные сведениями. Они относились к Писанию с полным доверием 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

« Вси бо не успнем ( не все мы умрём ), вси же изменимся, вскоре (вдруг), во мгновении ока, в последнеи трубе: вострубит бо, и мертвии восстанут (воскреснут), нетленни, и мы изме- нимся» ( 1Кор.15:51-52 ). Этот тленныи мир окончится тем, что преобразится в нетленныи. « Яко и сама тварь свободится от работы истления (от рабства тлению), в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем), в нихже правда живет (обитает)» ( 2Пет.3:13 .) Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (то есть Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день Суда и погибели нечестивых человек ( 2Пет.3:7 ). Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, Апостол Павел говорит: « Прочее убо соблюдается (а теперь готовится) мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он (тот), Праведныи Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим (возлюбившим) явление Его » ( 2Тим.4:8 ). И еще: « Всем бо явитися нам подобает (должно) пред Судищем Христовым, да приимет кииждо (каждыи), яже с телом содела (что он делал, живя в теле), или блага или зла » ( 2Кор.5:10 ). О двенадцатом члене Символа веры И жизни будущаго века. Аминь. Жизнь Будущего Века: « Не у явися (еще не открылось), что будем ( 1Ин.3:2 ). « Вем (знаю) человека о Христе , — говорит Апостол Павел, — …восхищен бысть в раи и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (которые человеку нельзя пересказать)» ( 2Кор.12:2,4 ). Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании (как бы сквозь тусклое стекло, гадательно), тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, яко- же и познан бых ( 1Кор.13:12 ). Тогда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Будет Бог всяческая во всех (все во всем)» ( 1Кор.15:28 .) Тело также будет участвовать в блаженстве души: « Сеется не в честь, востает в славе ( 1Кор.15:43 ). Якоже облекохомся во образ перстнаго (и как мы носим образ земного, то есть Адама), да облечемся и во образ Небеснаго (то есть Господа нашего Иисуса Христа)» ( 1Кор.15:49 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010