притч. Соломона и 2 ст. 9 гл. кн. прор. Осии. Посмотрим, насколько справедливы эти ссылки. В первой из них – под блудницей разумеется город Рим (см. Откр.17:7–18 ), а под чашей с мерзостями – гордость и разврат, царившие в Риме. У древних пророков великие города нередко сравнивались с блудницами (см. Ис.23:15–17 ; Наум.3:4 и др.) 589 . Во второй ссылке под «неразумными» и «скудоумными» сектанты разумеют православных. Такое толкование неверно. Чтобы правильно понять указанное место, нужно толковать его не отрывочно, а в связи с предшествующими стихами той же главы. Под премудростью, построившей себе дом, разумеется второе Лицо Св. Троицы – Иисус Христос ( 1Кор.1:23–24 ), под домом – Церковь ( 1Тим.3:15 ), под трапезой – таинство св. причащения и вообще все блага Христовой Церкви ( Лк.22:30 ). Под слугами – распространители учения Христова. Неразумные и скудоумные – это люди непросвещенные верою и не вкусившие благодати Христовой. Люди эти могут быть очень умными и сведущими в делах житейских, но по отношению к тайнам и средствам спасения, которые открыты Христом, они должны быть признаны положительными невеждами. «Мудрость мира сего, говорит ап. Павел, есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3:19 ) 590 . Что касается третьей ссылки, то в ней ничего не говорится о таинстве св. причащения. Пророк Осия, обличая евреев (1 ст., 9 гл.) в идолопоклонстве, во 2 стихе говорит о том, что у евреев не будет ни хлеба, ни вина за их жертвоприношения идолам 591 . – Сектанты признают причащение духовное. Учение свое о духовном причащении они думают основать на следующих местах Свящ. Писания: Ин. 1:1–2; 5:24; 6:27,33,36,47–49 ; 1Пет.1:18–24 . Под «Словом» ( Ин.1:1–2 ) сектанты разумеют учение Иисуса Христа; но это не верно. Словом евангелист Иоанн называет Сына Божия (см. ст. 14 той же главы). В 24 ст., 5 гл. Иоан. под «словом Моим» разумеется вообще учение Иисуса Христа о спасении и – в частности – учение о средствах для этого спасения, т е. о таинствах. В 27 ст. 6 гл. Иоан. под «пищей пребывающей в жизнь вечную», разумеются все духовные блага, какие Господь дарует людям для спасения и особенно – тело и кровь Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Pyr kamharmerion). «Знаю, — говорит он, — огонь очистительный, который воврещи на землю ( Лк. 12:49 ) пришел Христос, и Сам применительно именуемый огнем ( Евр. 12, 29 ). Он истребляет вещество и злые навыки; почему Христос и хочет, чтобы он скорее возгорелся ( Лк. 12:49 ); ибо желает ускорить благодеяние, когда и углие огненное дает нам в помощь ( Ис. 47:14, 15 ). Знаю огонь и неочистительный, но карательный или Содомский…уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф. 25:41 ) ( 32 ). «Это изречение святителя Григория, — пишет митрополит Макарий (Оксиюк), — для Ульмана, специального исследователя его учения, послужило основанием к утверждению, что святой Богослов не чужд был оригенистических мыслей. Конечно, данное утверждение Ульмана, по крайней мере, в полном объеме не может быть принято… Самым справедливым, по нашему мнению, будет допустить, что святитель Григорий Богослов в своем учении о загробной участи умерших грешников… допускал двойственность… Мы… не можем вполне согласиться ни с Ульманом, полагающим, что святитель Богослов в своих воззрениях на адский огонь согласен с Оригеном, ни с Н. Виноградовым , утверждавшим, что святитель Григорий учил только о карательном характере адского огня» ( 33 ). Он же о воззрениях святителя Василия Великого на адский огонь, утверждает, что «святитель Василий Великий в приписываемом ему комментарии на книгу пророка Исайи говорит согласно с воззрениями Оригена и святителя Григория Нисского, что адский огонь на том свете не истребляет грешников, но только их очищает» ( 34 ). Приведем это место из толкования на девятую главу Исаии: «…Потом Пророк присовокупляет, что «за ярость гнева Господня сгоре вся земля». Чем показывает, что земное предается карательному огню в благодеяние душе, как и Сам Господь дает разуметь, говоря: огня приидох воврещи на землю, и хотел бы видеть, «аще уже возгореся». «И будут людие яко огнем пожженный человек». Не уничтожением угрожает, но разумеет очищение, по сказанному у Апостола: «а егоже дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем» ( 1Кор.

http://azbyka.ru/uchenie-ob-apokatastasi...

Вернемся к «Толкованию на Послание к евреям». Свт. Кирилл рассматривает как образ более низкого положения Ветхого Завета тот факт, что Моисей говорил тяжело и был косноязычен ( Исх.4:10; 395:22 ). Святитель приводит следующие доказательства более низкого статуса Ветхого Завета. Во-первых, в Ветхом Завете Бог был известен лишь в одной стране (395:23–24) и одном народе (396:3–4). Во-вторых, наградой за праведность под законом являлась земля обетованная (396:7), что, согласно святителю, является «кратковременным и быстро увядающим» (πρσκαιρα κα εμραντα – 396,6; 397:21). Свт. Кирилл называет также воздаяние в законе подобающим положению рабов (τς οκετικς γνησιτητος … γρα – 404:8). Напротив, награда в Новом Завете не временна, а это «надежда живая и пребывающая» (λπδα ζσαν κα μνουσαν – 397:15–16), она «простирается в жизнь вечную и имеет на- следие нерушимое» (ες μακραωνα βον συνεκτενεται κα ναπβλητον χει τν κτσιν – 397:23–24). Таким образом, в то время как награда в Ветхом Завете была временной и непостоянной, воздаяние Нового Завета вечно и незыблемо. Но не только обещанное христианам является небесным, но они и сами таковы. Для доказательства этого свт. Кирилл цитирует стихи 1Кор.15:47–49 , в которых автор развивает учение о земном Адаме, поскольку он произошел от земли, и небесном Христе, поскольку Он сошел с неба. Человечество носило образ Адама и было земным, но после спасительно го деяния Христа люди обретают Его образ и становятся небесными. Святитель, однако, уточняет, что мы небесны не в той же мере, как Христос, но иначе (τρως), поскольку Христос является небесным в собственном смысле, а люди обретают Его образ и становятся небесными посредством причастия Ему через Святого Духа. Христиане являются гражданами неба, хотя и продолжают жить на земле (ср. Флп.3:20 ). Кроме того, свт. Кирилл сравнивает два Завета, используя образ двух гор – земного Синая, на котором Бог даровал заповеди Моисею, и небесного Сиона. Святитель иллюстрирует это сопоставление соответственно цитатами Евр.12:18 и Евр.12:22–24 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И таким образом сказать по-моему почитает послушание Тот, Кто по естеству Владыка, и навыкает ему в страдании, не только, чтобы спасти Своими [действиями] все естество, очистив от худшего, но и чтобы наше послушание испытать, изучив опытом нашего наше (хотя по естеству и содержит в Себе все знание): сколько с нас требовать и сколько прощать, [приводя] к совершенной покорности, которой свойственно Ему приводить спасаемых ко Отцу, являя их подобными Себе силою благодати. Ибо действительно велико и страшно таинство нашего спасения. От нас требуется столько, насколько Он [стал] естеством как мы; нам прощается столько, насколько Он ради нас единством [Своей ипостаси соединил Себе] то, что свойственно нам. Εсли только привычка грехолюбивой воли (οο ) не делает немощь естества веществом злобы Такой мысли явно придерживается и великий сей учитель, подтверждая это нам нижеследующим. Ибо он говорит: " Ибо если и свет, светящий во тьме жизни сей, гоним был по причине покрова иною тьмой (разумею лукавого и искусителя); то кольми паче тьма, как более немощная? И что удивительного, если при том, что Он избежал совершенно, мы бываем несколько настигаемы? Ибо по правому о сем рассуждению, для Него быть гонимым больше, нежели для нас настигаемыми " Примечания: 44. Фил.2:7. 45. Ср. Евр.5:8. 46. Слово 30,6 (р.п., стр.432). 47. Рим.7:23. 48. Слово 30,3 (р.п., стр. 430). 49. Ср. 2Пет.1:3-4. 50. Пс.73:12. 51. Ср. 1Кор.15:45. 52. В дальнейшем мы безразлично переводим греческое " εε " русским " энергия " или " действие " . 53. Когда, например, спасался от гнева Ирода бегством в Египет (Мф.2:14-15) или когда, чтобы не быть побитым камнями, скрыся и изыде из церкви (Ио.8:59). В греческом тексте для " сохраняющий " и " спасаемый " употреблены однокоренные слова: " υ υου εο " . 54. Ср. Евр.5:8. 55. Т.е. если не считать, что влечение ко греху стало частью человеческой природы. 56. Ио.1:5. 57. Григорий Богослов, Слово 30,6. (ср. р.п., т.2, стр.432). Смысл данного места в том, что если диавол, по причине покрова плоти, не увидел света Христова Божества и потому гнал Его, как если бы Он был простым человеком, то тем более он преследует простого человека, который, будучи лишен славы божественного света по причине грехопадения, является тьмою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/948/...

к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол.4:12–13 ), 21) Архипп, епископ колосский ( Кол.4:17 ), 22) Сила, епископ коринфский ( Деян.15:40–41 ), 23) Силуан, епископ солунский ( 1Пет.5:12 ; 2Кор.1:19 ), 24) Крискент, епископ галатийский ( 2Тим.4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян.18:8 ), 26) Епинет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руфъ, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Эрмий, о которых упоминает апостол Павел в послании к римлянам ( Рим.16:13–14 ), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян.21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сосипатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл. к римлянам ( Рим.16:15–23 ), 53) Онисифор ( 2Тим.1:16 ), 54) Климент, епископ римский ( Флп.4:3 ), 55) Сосфен ( Деян.18:17 ), 56) Аполлос ( Деян.18:24–25 ), 57) Тихик ( Ефес.6:21–22 ). 58) Епафродит (Филипис. XI, 25), 59) Карп ( 2Тим.4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян.12:25 ), 62) Зина (Тимоф. III, 13), 63) Аристарх ( Деян.19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим4:21 ), 65) Трофим ( Деян.20:4 ), 66) Марко ( Кол.4:10 ), 67) Артема (Тимоф. III, 12), 68) Ахила ( Деян.18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 посл. к коринфянам ( 1Кор.16:17 ). Все почти они, как мы отчасти уже указали, были епископами в разных новоустроенных церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой; например, Дионисия Ареопагита ( Деян.17:34 ), Симеона Нигера (там же Деян.13:1 ), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем, и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия и других. О всех подобных благовестниках выше упомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братий единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, как он писал это».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ее обрученик, Иосиф, скончался, но его дети, известные под именем братьев Иисуса Христа и не веровавшие прежде в Него ( Ин.7:5 ), теперь были в числе верующих. Это были: Иаков, Иосия, Симон и Иуда ( Мф.12:47 ); ( Мк.6:3 ). 49 Жизнь первенствующей Церкви Божией, несомненно, выражалась во множестве явлении, но Дееписатель останавливается на особенно выдающихся обстоятельствах, имевших особенное значение. Таково, напр., избрание 12-го Апостола, вместо Иуды, предателя Господня. Святой Петр Апостол первый возбуждает этот вопрос, ибо он был старше других возрастом и был живее других, как это сказалось в первом исповедании Господа Спасителя – Христом, т. е. Мессиею, равно как и в отречении от Него. Поднимает он этот вопрос в один из дней, когда верующие собрались (конечно, не в храме Иерусалимском, а в своей христианской горнице Сионской) на молитву, причем даже точно определяется число собравшихся – 120. Если к 11 Апостолам и 70 ученикам Господним присовокупить Богородицу, вышеуказанных жен и братьев Господних, то окажется немного лиц неизвестных из числа первенствующей Церкви. Святой Иоанн Златоуст (как впрочем и другие толковники) особенное внимание обращает при сем на то, что Апостолы такие важные дела, как избрание нового Апостола, делали не одни своею властью и силою, но при общем участии верующих. Он говорит: «смотри, как Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ничем самовластно и как начальник. Что же касается до тех 500 братьев, о явлении которым воскресшего Иисуса Христа говорит святой Апостол Павел ( 1Кор.15:6 ), то, очевидно, большая часть их оставалась в Галилее ( Мф.28:16 ). Здесь же находились только бывшие в Иерусалиме, которые очевидно все единодушно собрались здесь, чем и воспользовался Апостол Петр для предложения этому общему собранию христиан своего слова об избрании 12-го Апостола, вместо Иуды, предателя Господня, отвечая несомненно общим запросам на сие дело, требовавшее выяснения и само по себе. 50 Речь Апостола Петра пред избранием 12-го Апостола замечательна во многих отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 9–10 (Ин.1:14–18)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 3. 10. С. 145–160 (1-я пагин.). (Продолжение) —145— высоцыи к тебе преидут, и тебе будут раби, и в след тебе поидут связани узами ручными 2424 , и поклонятся тебе, и в тебе помолятся, яко в тебе Бог есть, и 2425 несть Бог разве тебе ( Ис.45:14 ). Вот говорят, что и Бог в нем есть, не отделяя плоть от Слова, и с другой стороны утверждают, что нет другого Бога кроме Него, объединяя со Словом носимое (Им), как собственное Его, то есть храм от Девы, ибо Един из обоих Христос. ( Ин.1:14 ). И вселися в ны. Для нашей пользы Евангелист подробно изъясняет сказанное им и яснее раскрывает смысл своего рассуждения. Поскольку сказал, что плотью стало Слово Бога, то, дабы кто по великому невежеству своему не предположил, что Оно вышло из собственной своей природы и превратилось в плоть, претерпев то, что было (для Него) невозможно, ибо Божество чуждо всякого изменения и превращения во что-либо другое, в отношении образа бытия, – весьма хорошо Евангелист тотчас же присоединил, что и обитало в нас, дабы, разумея два обозначаемые предмета – того, кто обитает, и то, в чем обитание, – ты не подумал, что Оно (Слово) превратилось в плоть, но Оно только обитало во плоти, пользуясь, как собственным телом, воспринятым от Святой Девы храмов. В Нем вселилась вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ), как говорит Павел. Весьма, однако же благополезно утверждает, что обитало Слово в нас, открывая и здесь нам весьма глубокую тайну. Ведь все мы были во Христе, и общее —146— лицо человечества восходит к Его лицу 2426 , почему Он и назван последним Адамом , как обогащающий все к благополучию и славе общностью Своей природы (с людьми), подобно тому как и первый Адам – к тлению и бесславию ( 1Кор.15:47–49 ). Итак, во всех (нас) Слово обитало чрез Одного, дабы достоинство Одного нареченного (определенного) Сына Божия в силе по духу святыни ( Рим.1:4 ) переходило на все человечество, – таким образом и на нас благодаря Одному из нас простиралось сказанное: Аз рех: бози есте и сыны Вышняго вси ( Пс.81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобные примеры не только наводят на мысль, но и доказывают со всей очевидностью, что нет и не было никакого спора между дихотомистами и трихотомистами. 45 И очевидно прав, сказавший, что «в святоотеческой литературе никогда не было такого искусственного деления или противопоставления: все древнехристианские авторы признавали, что в человеке есть ум, но одни считали его отдельным самостоятельным началом, другие – частью души». 46 И хотя «трихотомическое описание человеческого состава... встречается в святоотеческой традиции реже, чем дихотомическое; однако и оно вполне традиционно для восточной патристики». 47 В конце концов, «принимать ли три или две части в человеке, различие не важное… Оно было бы важно тогда, если бы одна из сих частей не участвовала в повреждении прочих. Но после того, как и душа и дух и тело грешны – весь состав поврежден, принимать ли две части или три, все равно». 48 Если и считать этот предмет спорным, то спорным лишь терминологически. И «тем, кои не хотят различать духа и души, можно предложить, чтобы под словом – дух они понимали высшую сторону нашей нетелесной стороны, а словом – душа означали низшие действия и направления». 49 Именно так естественней всего понимать и слова св. ап. Павла, когда он «в двух случаях ( 1Сол. 5:23 , Евр. 4:12 ), по-видимому, различает в человеке дух, душу и тело, но душею и духом означаются у него не две части человеческого состава, а две стороны жизни душевной». 50 Другими словами, «слово – дух и душа, в отношении к природе человека означают не различные начала, а только высшую и низшую сторону одного и того же начала; отсюда и выражения его – духовный и душевный человек ( 1Кор. 2:14–15 )». 51 По словам преп. Иоанна Дамаскина : «Ум (дух) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой». 52 Вообще святые Отцы предпочитали делить человеческое естество по более простому делению, 53 в виду возникавших разных ересей и заблуждений. 54 Во всяком случае, «с тех пор, как явились аполлинаристы и манихеи, которые, между прочим, проповедовали трехчастность человека...

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Крестной смертью Иисуса Христа осуществлено примирение Бога и человека. " Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения " (2Кор.5:19). Человеку стала доступна благодать Божия. Открылись врата рая, которые были закрыты после падения Адама для всех душ. " Ибо глава падших ангелов - сатана вместе с ордами подчиненных ему духов стал на пути от земли к раю, и с того времени до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил по пути тому ни одной человеческой души, разлучившейся с телом. И праведники и грешники нисходили во ад " (святитель Игнатий Брянчанинов. Цит. по 60:79). Господь вернул к жизни (возвел в рай) души ветхозаветных праведников, ибо " сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось во гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного " (Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Часть 1). Этим была завершена полнота победы над адом, местом духовной смерти, и завершена полнота действий, обеспечивающих пребывание в раю всех праведных душ. Господь наш и Спаситель Своей смертью лишил " силы имеющего державу смерти, то есть диавола " (Евр.2:14). Таким образом человеку была дарована возможность Вечной Жизни - жизни с Богом, жизни в Боге. Ибо, как известно, истинной жизнью человека является не то состояние, когда душа соединена с телом, а то состояние, когда душа соединена с Богом. " По разрушении Иисусом Христом ада последовало Его Воскресение из мертвых - воссоединение Его человеческой души с Пречистым Телом, которое лежало во гробе, но восстало прославленным, светоносным и бессмертным " (23:478). (См. также приложение 6). Христос воскрес! И " бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя " , - говорит В.Н. Лосский (20:288). Воскресение Христово, являясь прообразом всеобщего воскресения (1Кор.15:20,47-49,51,52), " служит залогом и удостоверением, что оно совершится " (23:480). (См также приложение 7). " Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века " - сказано в Символе веры, то есть Жизни Вечной в воскресших и нетленных телах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Христос стал Главой и Первенцем этого нового Тела Церкви, с которым Он единосущен по Своей человеческой природе, которая нераздельно соединена с Его Божественной природой. ( Еф. 1:22, 5:23 ; Кол. 1:18, 2:9 ; Евр. 2:11, 14 ). 47 Таким образом, в Богочеловеческой Личности Христа уже существует и Церковь как Богочеловеческое Тело Его. Сын Божий, – говорит святой Иоанн Златоуст , – стал причастником «нашей природы», и мы, то есть Церковь , становимся причастниками «сущности Его» (здесь сущность значит природа – 1Пет. 1:4 ). «И так же, как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в нас». 48 То же самое выражает апостол Павел, когда говорит, что Христос стал Главой и Спасителем Церкви, которая есть Тело и Полнота Его, а мы – члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 1:22–23, 5:23, 30 ). Так, значит, Церковь стала сотелесником ( σσσωμος) Христовым, то есть единым телом со Христом ( Еф. 3:6, 2:14–16 ). 49 Или, ещё более конкретно, стала: Ε ς Χριστς (Один Христос) ( Гал. 3:28 ). 50 Ибо Церковь и Христос – одно. Святой Иоанн, следуя за святым Павлом, говорит: «Ибо так же, как голова и тело – один человек, так и Церковь и Христа апостол называет – одно» ( ν φησεν ε ναι) ( 1Кор. 12:12 ). 51 Иными словами, Христос как Богочеловек и есть сама Церковь в Её Богочеловеческой полноте. 52 Из всего изложенного становится ясно, что согласно апостолу Павлу, христология и экклесиология – неотделимы, 53 ибо представляют собой две стороны одного и того же Богочеловеческого События. И не было бы ошибки в том, если бы обе они назывались одним именем, потому что вся глубина христологии видится и раскрывается в учении о Церкви, так же как в экклесиологии раскрывается вся христология. Это особенно заметно в двух преимущественно христологических и экклесиологических посланиях апостола Павла: в Послании к Ефесянам и в Послании к Колоссянам. Так, в Послании к Колоссянам апостол говорит больше о Христе как о Главе Церкви, но одновременно и о Церкви как о Теле Его ( Кол. 1:15–28, 2:9–19 ), поэтому это Послание можно охарактеризовать как экклесиологическую христологию. В послании же к Ефесянам апостол говорит больше о Церкви как о теле, Глава Которому – Христос ( Еф. 1:22–23, 2:14–16, 4:12–16, 5:23–32 ), и поэтому это Послание можно характеризовать как христологическую экклесиологию. 54

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010