Спаситель благовествует о том, что всякий верующий в Него придет и сядет за трапезой с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном ( Мф.8:11 ). Ангелы и праведники на небесах составляют единую Церковь – небесный Сион, град Бога Живаго ( Евр.12:22–23 ). Блаженство праведных душ начинается еще здесь, на земле, в их благодатно-добродетельном облечении во Христа и отроичении, продолжается в загробной жизни и после Страшного Суда достигает полноты со всеми святыми. Впрочем, блаженство праведных душ в загробной жизни не только неполно, но и неодинаково, ибо оно соразмерно их благодатно-добродетельному совершенству (см. Ин.14:2 ). На это особенно указывает благовестие святого апостола Павла: Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Место, в котором пребывают праведные души в загробной жизни, именуется в Священном Писании раем ( Лк.23:43 ; 2Кор.12:4 ), Царством Божиим ( Лк.13:28–29 ; Мф.6:33 ; 1Кор.15:50 ), Царством Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:11 ), Царством Небесным ( Мф.8:11, 5:3 ; 2Тим.4:18 ), лоном Авраамовым ( Лк.16:23 ), домом Отца Небесного ( Ин.14:2 ), горой Сион, градом Бога живого, Иерусалимом небесным ( Евр.12:22 ), Иерусалимом вышним ( Гал.4:26 ), небесами ( Лк.12:33 ; Евр.10:34 ). Учение Священного Писания четко говорит и свидетельствует о подлинности мучений грешных душ за гробом, но природу этого мучения покрывает известная неясность. В основном, это мучение заключается в удаленности грешных душ от Бога как Источника блаженства, радости и света. Они чувствуют скорбь, проводя жизнь без радости, без света, без блаженства. Эта скорбь нарочито усиливается от осознания того, что она бессмертна неумерщвляемым и неистребимым бессмертием (см. Мф.7:23, 25:12, 46 ; Лк.13:25, 27 ; Мф.8:12, 22:13 ). Грешные души находятся в темнице духов ( 1Пет.3:19 ), в аду (εν τ δ), Лк.16:23 ; Откр.20:13 ), где несгораемо сгорают в огне своего диавольского самолюбия и эгоизма (см. Мф.25:41 ; Лк.13:27–28 ) и в сознании всех своих грехов, будучи разъедаемы огненными червями отчаяния и угрызения совести, и причем такого угрызения совести, которое никогда не может, вследствие отсутствия психофизических благодатно-добродетельных условий, привести к спасительному покаянию, как и Иуду привело оно не к истинному покаянию, а к самоубийству, которым увенчивается грех и в котором грех достигает своего триумфа (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Неполно покаяние его, Приведшее к самоубийству, Но сребролюбие его влекло, По крайней степени постыдства. Апостол Пётр, отрекшийся Христа, Омыл свой грех слезою горькой, Побеждены отчаянье, тоска, Тревога, страх тотчас исторглись. Предателей здесь два открыты нам: Души продажа в интересе. Наградой Пётр, взывая к Небесам Бежал, кричал - Христос Воскресе! 15.04.17г. Христолюбов Иота 2017/04/16, 19:35:47 Пророк и царь Давид в Псалтири Взывает: - " Да, воскреснет Бог! " Вторим ему в сем бренном мире: - " Сей день благослови, Господь! " Пророки Ветхого Завета Приход Мессии прорекли. Не узнан бысть Христос, советом Старейшин предан и убит. Распят Христос на месте лобном, В саду, в гробу положен новом, Печать и камень - знак для всех. Звенит псалтирь, Давид играет, К нам " Да воскреснет БОГ! " - взывает. Днесь мы поем:Христос воскрес! Иота Христолюбов 2017/04/16, 14:55:02 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! раба Божия Виктория 2017/04/16, 00:06:47 +++Пасха-торжество Солнца над Землёй+++ " Иная слава солнца,иная слава луны, иная звёзд;и звезда от звезды разнится в славе " (1Кор.15:41) . Слава Пасхе Иисуса Христа- Это Праздник Его Креста, На котором прошло затмение И свершилось Всеоткровение! Две планеты на нём висят И о Млечном Пути говорят! В лету канула звезда Земля Просияла же лишь одна: Солнце Правды Иисуса Христа Воскресенско-Фаворского! Смерть в Себе победившего И безсмертие всем возвратившего! Nemo Nihil 2016/05/05, 14:06:27 Когда уйдут все пасмурные дни И вновь взыграют солнца краски. Споёт гимн птица радостной весны - Приход жаланной святой Пасхи. За птицей вся природа воспоёт И дол, и лес, река и веси. Как слово свыше послано снейдёт: За смертью жизнь - Христос Воскресе! С небес всё громче слышно голоса Не птиц, но ангельские словеса, Блаженной, радостной сей вести. Дыханье затаив ждёт мир земной, Отныне будет радость и покой: Христос Воскрес - во истину Воскресе! 31.03.06г. Иота Христолюбов 2016/05/05, 13:54:35 Слава Тебе что Ты пришел,и пострадал за нас,и Воскрес! Христос Воскресе! Воистину Воскрес Христос!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=608

Руфф. Expos. Symboli р. 557). Касательно Свящ. Книг Нового Завета предварительно необходимо заметить здесь, что как Сам Господь проповедовал Евангелие устно, живым словом, так и апостолы сначала распространяли учение Его устно, посредством живой проповеди, а не посредством книги или писания. Посылая их на всемирную проповедь , Он сказал им только: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари... утешитель же, Дух Святой... Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам» ( Мк. 16:15 ; Ин. 14:26 ), и ни о каком письменном распространении своего учения не говорил им. Письменные наставления они стали преподавать верующим после, по требованию разных частных обстоятельств и нужд церкви. И письменные наставления оставили нам только немногие из них. Тем не менее Писания эти имеют для нас чрезвычайную важность. Всех книг Нового Завета 27; они принадлежат осьми боговдохновенным писателям: свв. Матфею, Иоанну, Петру, Иакову, Иуде, Павлу, Марк и Луке. Из них Матфей, Иоанн и Петр принадлежали к числу Верховных Апостолов Иисуса Христа, предъизбранных свидетелей Его ( Деян. 10:41 ); Иаков, Иуда и Павел, хотя не принадлежали к этому избранному лику, однако ж находились в столь же близких отношениях к Господу – Иаков и Иуда, как Его братья по плоти, – Павел же, хотя и наименьший по времени призвания своего, однако же, подобно прочим Апостолам, призван непосредственно Самим Господом, чтобы возвещать имя Его пред народами и царями и сынами израилевыми ( Деян. 9:15 ); наконец, Марк и Лука преимущественно известны, как деятельные сотрудники апостолов в благовестии Христовом. Наибольшее число сих Писаний принадлежит ап. Павлу, который более всех потрудился в благовестии Христовом ( 1Кор. 15:10 ). Книги эти в славянской нашей Библии представляются в следующем порядке: первое место занимают четыре Евангелия; за ними следуют: книга Деяний Апостольских, семь соборных посланий, 14 посланий ап. Павла и Апокалипсис Иоанна Богослова. Так исчисляются они в древнейших манускриптах, александрийском и ватиканском; также в правилах апостольских (прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Исходя из этого, аксиологически оправданным будет следующее иерархическое построение принципов: христоцентричность , экклезиоцентричность и педоцентричность , соотносящихся как Богочеловек, богочеловечество и богоподобная личность. а) О христоцентричности Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, ибо Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Господь наш Иисус Христос, как Спаситель людей, есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жиэни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: … без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе с тем Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет « Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Господь служит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его в Евангелии сказано мало, но ёмко: « Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполнялся премудрости; и благодать Божия была на Нём» ( Лк.2:40 ). Отрок « Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Своим детством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренномудренным послушанием родителям ( Лк.2:51 ) Он признал покорность сыновней любви и власть родителей над чадами. Посещением храма ( Лк.2:41-46 ) – явил воспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями ( Лк.2:46 ) – почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая, – указал путь, по которому может идти усвоение всякой Истины ( Лк.2:46-47 ). Термин «христоцентричность» чаще всего употребляется в богословии, философии, истории, аскетике, а в последнее время и в трудах православных педагогов. Именно при христоцентричном подходе, когда за основу берется Боговоплощение и Евангельское благовестие о Христе в духе вероучения Православной Церкви, обретается истинное понимание богословия, истории, философии, аскетики и педагогики.

http://azbyka.ru/deti/o-kontseptsii-prav...

Канонизация, т.-е. причисление к лику святых, производится на основании установленных Церковью правил. Главным основанием для причтения усопших подвижников к лику святых, или канонизация, служил в нашей Церкви дар чудотворений. В числе чудес, которыми прославляет Господь святых, одно из самых поразительных – нетление св. останков или мощей. В нетлении святых мощей Господь являет нам один из признаков возвращения человеческого тела, силою Божественной благодати, из тления в нетление. Божественная благодать проницает собою самое тело подвижника Христова и уготовляет в нем Себе благоуханный сосуд для источения чудес верующим и просящим чрез св. угодника милости Божией. Сила благоухания так велика, что действие ее простирается иногда на одежды, в которые облачено было нетленное тело угодника Божия, и на другие останки от него. Однако не все святые прославляются нетлением св. останков, или мощей. От многих святых мощей не сохранилось: тела их подверглись тлению, подобно телам обыкновенных людей, как видело истление тело величайшего из ветхозаветных святых царя и пророка Давида ( Деян.13:36 ). По неисповедимым судьбам Божиим, телесные останки одних святых прославляются нетлением, другие же нет. Тела умерших людей могут долгое время не предаваться тлению, вследствие каких-либо благоприятствующих сему климатических и других местных условий, и это не относится к действиям благодати и не означает какого-либо нравственного достоинства того умершего человека, тело которого не истлевает. Сила благодати Божией познается тогда, когда оставшиеся нетленные части тела или одни только кости его не только пребывают в целости, но источают исцеления. Вот как смотрит на это Митрополит Московский Филарет. «Что значит это видимое неравенство видимой награды, даруемой святым? …Оно некоторым образом соответствует степеням внутреннего их освещения, по которому, – как говорит Апостол Павел, – «звезда от звезды разнствует во славе, такожде и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:41-42 ), и последнее [т.-е.

http://azbyka.ru/pochitanie-svyatyx-lebe...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании храмов Божиих О храмах вообще Мк.13:1–2 . «И когда выходил Он (Иисус Христос) из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». Объясн. Это пророчество относилось до храма евреев, не уверовавших во Христа, и исполнилось в 70 году по Рождестве Христове. Храмы же христианские есть и будут во вселенной домами молитвы у всех народов: Мк.11:17 ; Мал.1:11 ; Деян.15:16–17 , и до второго пришествия Христа: 2Фес.2:4 . Деян.3:1 . «Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый». Объясн. Храмом для христиан первого времени служил Иерусалимский древний храм; пока он не был разрушен, в него стекались христиане, как в место особенного присутствия Божия: Мф.21:13 ; когда христианство распространилось по другим городам и селениям, стали устраиваться особые места для священных собраний, или церкви: Деян.11:26 , следовательно, кто отрицает необходимость храмов, тот отрицает и слова Спасителя, сказавшего: «домом молитвы наречётся для всех народов»: Мк.11:17 . Деян.16:13:16 . «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, севши, разговаривали с собравшимися там женщинами. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим». Объясн. Но этот молитвенный дом принадлежал не верующим во Христа филиппским иудеям, просветить которых было видение апостолу Павлу: ст.9–10; неверующим иудеям подобны и те, кто собирается в своих незаконных собраниях: Откр.3:9 , а не в домах молитвы: Мк.11:17 , 1Тим.2:8 . «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Объясн. Слова «на всяком месте» не должно понимать в смысле отрицания храмов: Мк.11:17 . Эти слова как бы дополняют и объясняют другую заповедь апостола: непрестанно молитесь: 1Фес.5:17 . Христианин не мог бы непрестанно молиться, если бы молился только в храме. Слова «воздевая чистые руки» ясно предписывают телесное богопочитание: 1Кор.6:20 . Утверждающие, что молиться Богу должно только духом, забывают пример, данный Самим Господом и апостолами: Лк.22:41 ; Деян.20:36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О Предании О кресте О вере и добрых делах О властях О священстве и даре чудотворений Лк.9:49 . Отсюда видно одно, что дар чудотворений могут иметь и верующие, а не только Апостолы: Ин.14:12 ; но этот дар не есть дар священства: «Дары различны... и служения различны... ( 1Кор.12:4–5 ). Ученик Ап. Павла епископ Тимофей имел дар священства, но не видно из свящ. Писания, чтобы он обладал и даром чудотворений. О лжеучетелях О войнах О семейных отношениях О праве пастырей на пропитание Лк.10:4 . Иисус Христос потому запретил ученикам Своим брать С собою В дорогу золото и лишнюю одежду, что «трудящийся достоин пропитания». Поэтому Спаситель и говорит далее Апостолам: «в доме том (куда они прейдут с проповедью) оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труд свой«. О пастырях Об учености О любви к Богу и ближнему О служении Богу О молитве О раздаче имения Кто не со Христом? О прославлении Богоматери О священстве Об обрядах О милостыне О жертвоприношениях О почтении к пастырям О пастырстве О церковном учительстве О богатстве О сущности сектантства О богатстве О крещении О разделениях О церкви О спасении О царстве Божием О семейных отношениях О кресте О правах на собственность Об исповеди О заблуждающихся О покаянии Об обрядах О покаянии О милостыне О богатстве Лк.16:13, 19, 25 . Притча о богатом и Лазаре заключает в себе осуждение не богатства, а беспечного веселья, в котором богатый забывает о нуждающихся собратьях своих и не заботится о вечном крове. Не богатство само по себе гибельно, а злоупотребление им (ст. 19): Лк.8:3; 19:8 . О молитве за умерших О ходатайстве св. угодн. Божиих О свящ. Писании Об исповеди О благодарности Богу О царстве Божием О самообольщении О крестном знамении О крещении младенцев О царстве Божием О крещении О любви к отечеству и вере православной Лк.19:41–44 . Вот яркий пример любви к своему отечеству, Христос, зная будущность Иерусалима, пролил о нем слезы. Так ли поступают те, кто и родину и веру православную променяли на веру немецкую – лютеранскую, протестантскую, которая основана не на мудрости И. Христа, а на мудрости земной: Иак.3:13–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Патрология. История, методология и литература жанра § 1. Отцы церкви 1.1. Смысл понятия «отец церкви» Поскольку термины «патрология» и «патристика» генетически связаны с термином «отец церкви», в первую очередь необходимо установить значение этого последнего. В широком и нестрогом смысле почти все христианские авторы первых веков могут быть названы «отцами»; такая норма распространена и в современной западной литературе (напр., A.Benoim, B.Smuder). Однако значение термина внутри самой патристики имело некоторые особенности и складывалось на протяжении без малого пяти веков. Истоки традиции мы находим уже в Новом Завете: «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Итак, «отец» – прежде всего наставник своих учеников («Верные люди, которые способны и других научить» – 2Тим.2:2 ), однако не всякий, но обладающий признанным авторитетом. На протяжении II–III веков традиция стремилась не отспупать от положений Нового Завета, но вместе с тем мало-помалу становилась предметом осмысления. «Если кто-нибудь научен другим, он называется сыном своего наставника, а тот – его отцом» (Ириней. Против ересей IV 41,2). «Тех, кто нас учил, мы называем просто – отцами... а всякий наставляемый по подчиненному положению своему есть сын своего наставника» ( Климент Александрийский . Строматы I 1, 1–2, 1). Понятно, что соответственно духу традиции «отцами» должны были называться главным образом преемники апостольского авторитета, то есть в первую очередь пресвитеры и епископы, учительское достоинство которых подтверждалось иерархическим статусом. Это обстоятельство на первых порах должно было казаться совершенно естественным, ибо ни у кого никогда не возникало сомнения, что корпоративным хранителем истины, «залога веры» (depositum fidei – Викентий Леринский. Назидание 22; tradux fidei – Тертуллиан. О прескрипции 20) могла быть только церковь в лице своих предстоятелей. Иерархический критерий, на первый взгляд несомненный, но вместе с тем и наиболее формальный, продолжал использоваться и на протяжении первой половины IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Принимается вера родителей и при крещении, как и при обрезании: “Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море” ( 1Кор.10:1-6 ; Быт.17:12-14 ). “Верою перешли они Чермное море, как по суше” ( Евр.11:29 ). Младенцы достойнее нас получить Святого Духа и принять Царствие Божие: “Кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него”. “когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем… и Елисавета исполнилась Святаго Духа” ( Лк.1:44, 41 ). (Младенец Иоанн еще во чреве почувствовал приближение Господа и радостно взыграл. Это было особенное играние, потому что Елизавета исполнилась Духа Святаго). “Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: “осанна Сыну Давидову!”, вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”. ( Пс.8:3 ; Мф.21:15-16 ). Значит, младенцы должны креститься потому: а) Что их научает Сам Господь, а после крещения это научение восполняется родителями. б) Они веруют и вера их восполняется верою родителей. в) Они имеют право на получение Духа Святого. г) Они должны быть очищены от первородного греха, ибо: “Не войдет в него (в Царство Христово) ничто нечистое” ( Откр.21:27 ). д) По прообразам. е) По обетованию. ж) По заповеди: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (кто, т.е. все без исключения, взрослые и младенцы). “Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим…” ( Деян. 2:39 ). Сектанты отвергают крещение детей на том основании, что они, будто бы, не веруют и в доказательство этой мысли приводят текст из Мк.16:16: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”. В ответ на это следует дочитать 16 стих: “а кто не будет веровать осужден будет” — и спросить их: так значит младенцы осуждены? Тогда ясно будет, что эти слова евангелия относятся ко взрослым, а не к младенцам.

http://azbyka.ru/o-kreshhenii-mladencev-...

Пс.2:1–5 ), о чем и свидетельствует история Церкви, повествуя о том, какой каре небесной нередко подвергались гонители и другие враги христианства. Поражая главные антимессианские силы (нечестивых царей), Господь сил будет побеждать и целые народы, которые окажутся враждебными Царству Сына Его, праведно осуждая их, еще в настоящей жизни, на истребление, подобно тому, как это совершилось уже с целыми царствами, оказавшимися враждебными духу Царства Божия в Ветхом Завете ( Дан.2:6–45 ), и как будет совершаться до времени Страшного суда Христова ( Дан.7:9–27 ) с теми, которые окажутся также враждебными Сыну Божию. Сокрушит Он и главу диавола, главнейшего виновника восстания царей и народов против Него и Сына Его. Начало победы над ним уже положено твердое. Апостолы с радостию заявили своему Учителю: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем». И Спаситель, находясь еще на земле, сказал: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша» ( Лк.10:17–18 ), т.е. потерявшего власть. Окончательная победа над ним не дремлет: «Бог мира», по слову апостола, «сокрушит сатану вскоре» ( Рим.16:20 ). Она совершится над ним и над его клевретами тогда, когда истребится и последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ), в тот, следовательно, день, в который закончится существование Церкви воинствующей и начнется существование Церкви торжествующей – Царства славы. К этому моменту все враги Мессии и Господа сил, и оставшиеся в живых, и восставшие из мертвых для «смерти второй» ( Апок.20:14 ), сознают себя побежденными; земля обширная наполнена будет их трупами (исполнит падения). Сыну Человеческому, Мессии-Иисусу, Который явится тогда «с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ), «в славе Отца Своего» ( Мк.8:38 ), останется воздать возмездие благочестивым и нечестивым ( Мф.25:34,41 ). Пс.109:7 От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу. По-видимому, о маловажном случае в жизни Мессии-Иисуса здесь упоминается, именно, о том, как Он, идя на страдания в Гефсиманский сад, чрез поток Кедрон, от потока на пути пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010