Рассуждение шестнадцатое. Об Адаме § I Адам так назван от земли, как пишется в Бытейской книге: и созда Бог человека, персть (взем) от земли ( Быт.2:7 ). Он есть главная причина падения всех человеков. Пал Адам – и все в нём пали. Согрешил Адам – и все в нём согрешили. § II Адама и Христа различие. 1) В рассуждении начала. Адам из земли без семени мужеского сотворён: Христос зачался от Духа Святаго, как говорит Ангел к Марии у Луки Евангелиста: Дух святый найдет на тя и сила вышняго осенит тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий ( Лк.1:35 ). Оба Адамы удивительное рождение имеют. 2) В рассуждении деяния. Ибо Адам нас лишил древа жизни, как пишется: се, Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. И ныне да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и снест, и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть ( Быт.3:22–23 ): Христос же сам сделался для нас древом и хлебом, потому-то и говорит у Иоанна: аз есмь хлеб животный ( Ин.6:51 ); и в Апокалипсисе говорится изрядно на сию вещь о Христе: посреди стогны его и по оба полы реки древо животное, еже творит плодов дванадесяте, на кийждо месяц воздая плод свой: и листвие древа во исцеление языком. И всяка анафема не будет ктому; и престол Божий и агнечь будет в нем, и раби его послужат ему ( Откр.22:2–3 ). 3) Адам скотам подобных нас сделал, как говорит Давид: и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им ( Пс.48:21 ); Христос же нас Ангелоподобных сделал, как говорит о блаженных Лука: ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божии, воскресения сынове суще ( Лк.20:36 ). 4) В Адаме телесно мы умираем, как говорит Павел: якоже единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша ( Рим.5:12 ): во Христе же духовное воскресение получаем, как выражает тот же Апостол: звезда от звезды разнствует во славе: такожде и воскресение мертвых. Сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное, востает тело духовное ( 1Кор.15:41–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: вступл. – гл. 1 (Ин.1:29–32)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 3. 12. С. 177–192 (1-я пагин.). (Продолжение) —177— всех, в Нем и с Ним и извергла всех: все мы были во Христе, ради нас и за нас умершем и воскресшем. А с упразднением греха разве не необходимо принять, что упразднена и явившаяся из него и по причине его смерть? Со смертью корня разве уже могла бы уцелеть отрасль из него? По какой причине мы должны будем умирать, когда уже уничтожен грех ? Посему мы торжествуем заклание Агнца Божия и говорим: где пря твоя, смерте? где остен твой, аде ( Ос.13:14 ; 1Кор.15:55 ); ибо всякое беззаконие, как сказал в одном месте Псалмопевец, заградит уста своя ( Пс.106:42 ), будучи уже не в силах обвинять согрешивших по своей немощи. Ведь Бог оправдаяй, кто осуждаяй ( Рим.8:33–34 )? – Христос ны искупил от клятвы законныя, быв за нас клятва ( Гал.3:13 ), дабы все мы избегли проклятия греха. ( Ин.1:30 ). Сей есть, о Немже (аз) рех Приводит слушателям на память свои слова и уступает Христу первенство в славе, совершая дело не любви, но более истины или даже необходимости; ибо должно подчиняться Творцу, даже если бы и не желало сего, творение, – Владыке – рабы, Подателю – получающие. А каким образом позади был Иоанна Христос, но впереди стал, потому что первый был, как он исповедует, – о сем мы уже достаточно сказали в предшествовавшем рассуждении. ( Ин.1:31 ). И аз не ведех Его: но да явится Израилеви, сего ради приидох аз водою крестя В утробе матери своей взыгравший при гласе Святой Девы, еще чревоносившей Господа ( Лк.1:41 ), – —178— пророк прежде своего рождения, – ученик (находясь еще) в состоянии зародыша – говорит о Спасителе, что он не знал Его, – и истину говорит, не лжет. Бог знает все Сам по Себе и без научения, тварь же – чрез научение. Вселяющийся во святых людей Дух восполняет в них недостающее и дарует человеческой природе Собственное благо, разумею ведение будущего и знание сокровенных тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

V. Откуда видно, что таинство причащения совершалось Апостолами в первенствующей Церкви? В ответ на это укажем на 1Кор. 10:15–16 . Деян. 2:41–42, 20:7 . В священном писании есть свидетельство и о том, что таинство св. причащения должно совершаться в Церкви Христовой во все времена до скончания века? ( 1Кор. 11:23–25 ). VI. Как должно приступать к принятию святого причащения? Да так же, как учил ап. Павел: 1Кор. 11:26–30 . VII. На возражение сектантов, что в православной Церкви только одни священнослужители причащаются отдельно Тела и отдельно Крови Христовой – следует ответить, что священнослужители причащаются по тому примеру, как при чащались Апостолы на тайной вечере, ибо они (священнослужители) заступили в Христовой Церкви место Апостолов. Что касается мирян, то для спасения не важно то, вместе ли они будут причащаться Тела и Крови, или же раздельно,– будут ли причащаться сначала Тела, а потом Крови, или же наоборот, лишь бы только причастились того и другого. VIII. На вопрос: почему в православной Церкви св. тайны преподаются посредством лжицы – следует ответить, что спасает нас не лжица, а св. тайны, каким бы способом мы ни принимали их; спасает не способ и не порядок причащения, а самое причащение св. тайн. Можно и посредством лжицы причащаться «достойно», и без лжицы можно причаститься «недостойно», «в осуждение себе» ( 1Кор. 11:29 ). Что установила Церковь , тому и должно подчиняться 19 ) ( Мф. 18, 17 ). IX. На вопрос: почему в православной Церкви св. Агнец на проскомидии прободается копием? – нужно сказать, что Церковь поступает при этом согласно с евангельской верой: Апостол Павел говорит: Мы проповедуем Христа распятого ( 1Кор. 1:23 ). Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (2:2). Посему и причащаться должно Христа Распятого. На этом основании и прободается св. Агнец. Если не прободать Агнца, то мы стали бы причащаться не того Тела Христова, которое было распято, страдало и прободено копием на кресте. Священнослужители, прободая Агнец, ничуть не уподобляются распинателяй Христа, но делают то, что повелел Иисус Христос: сие творите в Мое воспоминание, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объясн. Отсюда видно, что любовь ко Христу должна выражаться в подвигах служения Ему, в жертвах: кредитор прощает долг, а женщина миром помазала Христу ноги; стало быть, напрасно говорят, что Бог не требует Себе служения от рук человеческих: Лк.6:35 ; 1Кор.6:20 ; 1Ин.3:18 ; Лк.22:41 . Лк.19:41–42 . «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Объясн. На основании этих слов нельзя отвергать необходимости других разнообразных подвигов и жертв в служении Богу, как, напр.: Лк.6:35:8:3 ; Мк.12:41 ; на страшном суде не ради одного слышания слова Божия будет дано всепрощение: Мф.25:35 , стало быть, вся христианская жизнь должна истекать из стремления ко всему Христову учению: Мф.28:20 ; Иак.2:10 . Евр.13:20–21 . «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь». Объясн. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь пастырь добрый»: Ин.10:11 . Этот Пастыреначальник во время земной жизни Своей избрал Себе помощников апостолов: Мф.10:1–5 ; Лк.10:1 , а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и др.: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 . Бог и в Ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21 , и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16 ; Пс.102:2–6 . О благодарности к Богу Лк.17:18–19 . «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». Объясн. Иноплеменник, кроме веры, показал ещё высокую добродетель – благодарность к Исцелившему, и Господь восхваляет такое душевное расположение, как, например, похвалил женщину, излившую миро на главу Его: Мф.26:12–13 , или бедную вдовицу, пожертвовавшую последние лепты: Мк.12:43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В дальнейшем описании (ст. 16) явившегося Господа мы встречаем нечто такое, что не может быть представлено нашим воображением. Христос держал в Своей руке семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (ρομφαα δστομος ξεα κπορευομνη). Что такое звезды, объясняет в 20 ст. Сам Иисус Христос; что же касается меча, то понять этот символ могут помочь следующие слова ап. Павла: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр. 4:12 ). Это же означает и меч, исходящий из уст Иисуса Христа (2:12, 16; 19:15, 21). Очевидно, он есть то самое откровение, которое намерен сообщить Иисус Христос через св. Иоанна в Апокалипсисе 152 . Но так как действие слова Божия, подобное действию меча, умеряется и облегчается для нашей души всесогревающею Божиею любовию, то и в видении лицо (вид) 153 Иисуса Христа изображается подобным солнцу, сияющему в силе своей ( Мф. 17:2 ). А солнце ли не благодетельно для нас и для всей природы, все оживляя, все возращая?! Это – указание не на свет славы и величия ( 1Кор. 15:41 ) 154 , но на теплоту и свет Божия слова. Стихи 17–20 содержат в себе заключительные объяснения по поводу видения. Св. Иоанн, видя Господа, пал к Его ногам, как мертвый, обнаружив тем самым свое ничтожество и свой благоговейный страх пред явившимся, но услыхал успокоительные слова: не бойся, Я первый и последний и живый; и был мертв и се жив во веки веков. И имею ключи ада и смерти. Это значило: Я – твой всемогущий и вечный Творец и всеблагой и премудрый Промыслитель, твой первообраз, и ты должен стремиться к соединению со Мною. Я вечен ( ζν) по Своему Божеству. Я жил на земле вместе с людьми в человеческой плоти, разделяя все их немощи, слезы и страдания и даже искушение от дьявола; Я испытал и общую всем людям участь смерти. Но Я воскрес Своею Божиею силою и тем самым подаю то неизреченное утешение, что они все воскреснут в последний день. Ради Своих добровольных страданий, ради Своей крестной смерти Я имею ключи ада и смерти, т.е. имею власть над тем и другою, ибо победил дьявола ( Евр. 2:14, 15 ). И человек может воскликнуть теперь: где, ад, твоя победа; где, смерть, твое жало? ( 1Кор. 15:55 ). Верою в искупительные заслуги Христа и своею добродетельною жизнью всякий может перейти через временную смерть к вечной жизни и избегнуть вечных адских мучений, уготованных дьяволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

1Кор.14:23 . Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к нам незнающие или неверующие, – то не скажут ли, что вы беснуетесь? Богослужение православное именно и представляет собою «чины» (см. в Служебниках и Собрании Литургий I. Гоара), сохранившиеся от времен апостольских: «Чин божественной литургии» первоначально устроен или составлен ап. Иаковом, затем в полном виде записан Василием Великим , епископом Кесарийским, а в кратком виде изложен архиеп. Иоанном Златоустом (чит. «Собрание древних литургий» Е. Ловягина ). Богослужение должно быть совершаемо благообразно, блого пристойное ( 1Кор. 14:40 ), со славою и благолепием с сохранением добрыхобычаев: Исх. 28:2 . И сделай священные одеждыАарону, брату твоему, для славы и благолепия. Лк. 2:42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в иерусалим на праздник. Деян. 28:17 . Чрез три дня, Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. 1Кор. 11:16 . А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. III. Для миссионерской полемики с сектантами о богослужении Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Ин. 5:41 . Не принимаю славы от человеков. Примеч . Этими словами сектанты силятся доказать, что богослужение Богом не требуется. Еф. 5:19 . Назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными,поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Кол. 3:16 . Слово Христово да вселяется в нас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями. Евр. 13:15 . Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его. Примеч . Эти места св. Писания сектанты приводят в основание отрицания православ. богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Здесь ясное доказательство того, что святые угодники и по отшествии своём могут за нас ходатайствовать пред Богом и приводить нам на память наши христианские обязанности: 2Мак.15:14 ; Откр.8:3–4:5, 8 . 1Ин.2:1–2 . «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Объяснение. Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и, однако, в несобственном смысле у нас имеется много иных Богом поставленных наставников в лице пастырей Церкви: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 , так и ходатай в собственном смысле один Иисус Христос, а не в собственном, по праву благодати Божией, являются ходатаями и святые люди: 2Кор.1:11 ; 2Пет.1:14–15 ; Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; 2Мак.15:14 . Рим.8:26–27 . «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Объяснение. Ходатайство о нас Духа Святого не исключает ходатайства святых угодников Божиих, так же как не исключает их заступничества и ходатайства Сам Иисус Христос: Еф.2:18 ; Мф.10:41 ; апостол говорит о «ходатайстве многих»: 1Кор.2:11 . Поскольку Православная Церковь имеет потребность в ходатайстве Духа Святого, то каждая служба и моления церковные в ней начинаются молитвой Духу Святому – «Царю Небесный». Но кроме Духа Святого своими молитвами ходатайствуют за нас грешных и угодники Божии: Еф.1:16 ; Кол.1:9 ; Откр.8:4 . Отсюда ясно открывается, что святые как при жизни непрестанно молились (ходатайствовали) за христиан, так и по отшествии продолжают ходатайствовать: 2Мак.15:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объяснение. Здесь повествуется о том, как жители Листры, видевшие чудо исцеления хромого (ст.8–10), сочли Варнаву и Павла за богов и хотели принести им жертву. Убеждая жителей Листры не делать этого, т.е. не считать их богами, апостолы этим не запрещают нам чтить их память: Пс.11:6 ; Сир.44:13 ; также не запрещают они нам прославлять подвиги их и просить себе у них молитвы пред Господом: 1Пет.3:12 . 2Пет.1:3–4 . «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них сделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью». Объяснение. Какие обетования здесь разумеются, апостол не говорит, но они указаны Самим Спасителем: Ин.6:5–6 ; дабы чрез это обетование христиане сделались причастниками Божеского естества (ст.4). Не у всех христиан эта цель достигается, но в православной Церкви, в лице святых угодников – друзей Божиих: Ин.15:14 , эта цель достигалась сонмом людей, прославившихся подвигами добродетелей и чудес, посему-то их, как имеющих судить мир и Ангелов, мы и чтим: 1Кор.6:2–3 ; Пс.111:6 ; Притч.10:7 . Гал.4:14 . «Но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса». Объяснение. Здесь основание для почитания Христовых угодников: они почитаются у нас так, как Павел почтён был Галатами, не ради их подобострастного нам естества, но ради Христа, их избравшего и прославившего, назвавшего их Своими друзьями: Ин.15:14 . Святым предоставлено будет судить мир и Ангелов: 1Кор.6:2–3 . 1Тим.1:17 . «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». Объяснение. Здесь говорится о той чести и славе, которая свойственна только Богу, но этим не исключается слава и честь... всякому, делающему доброе: Рим.2:10 . Из Священного Писания видно, что и сами святые угодники не отвергали почитания их: 4Цар.2:15 ; для достойного почитания святых, как друзей Божиих ( Ин.15:14 ), имеются ясные указания в самом Евангелии: Мф.10:41 ; Рим.13:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Быт.49:29 , 50:26 . «И заповедал он (Иаков) им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина». Объяснение. Обычай ветхозаветной Церкви погребать останки праведных людей нисколько не говорит против учения Православной Церкви о чествовании останков святых угодников Божиих, и Православная Церковь погребает их во исполнение приговора Божия: Быт.3:19 . В ветхом завете, до совершённого Христом искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 . С явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление: 2Тим.1:10 ср. 1Кор.15:53–54 , явилась возможность почитать святые мощи установленным Церковью порядком, т.е. почитательным, молитвенным поклонением, потому что мощи суть святые и богоугодные Богу: Рим.12:1 (IV Деяние VII Всел. Собора). Чис.9:6:19:11 . «Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мёртвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день... Кто прикоснётся к мёртвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней». Объяснение. Так смотреть, по учению Священного Писания, надобно было только на тела древних Евреев, не искупленных кровью Христовой. Ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 . Наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душою, является обителью Святого Духа. По новозаветному учению, тело является сотрудником и соучастником как в добрых делах ( 1Кор.6:19–20 ), так и в порочных движениях души: Мф.6:22–23 . Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 . Когда Иисус Христос умер, – жёны-мироносицы и Иосиф с Никодимом не возгнушались Его мёртвым телом: Ин.19:40:20:1 (сравн. Ин.11:38–41 ). Также надобно с любовью относиться к телам и угодников – друзей Божиих. Посему Святая Церковь почитает тела праведников-богоносцев: Лк.11:27 , всю жизнь служивших Христу: Ин.12:26 . Сир.17:25 . «От мёртвого, как от несуществующего, нет прославления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Наперед зная, что хлысты в православную беседу не вступают, я обычно обращался со своею речью к православным слушателям. А так как главным, основным и средоточным пунктом хлыстовского учения служит вопрос о перевоплощении Христа Спасителя, то я обычно всегда с этого вопроса и начинал свою беседу. В этих беседах я, на основании текстов св. Писания, старался раскрывать православное учение о том, 1) что второе Лицо Св. Троицы, Сын Божий, воплотившийся Богочеловек, Христос, есть один Спаситель всех людей ( 1Тим.2:5–6, 4:10 ; 1Ин.4:14 ), один наш верховный Учитель ( Мф.23:8 ), один Основатель христианского благочестия ( 1Кор.3:11 ) и одно о Нём благовествование, проповеданное боговдохновенными апостолами, запечатлевшими свою проповедь чудесами, своею мученическою кровию; другого Евангелия нет и не может быть ( Гал.1:8–9 ). Искупление человеческого рода от греха, проклятия и вечной смерти, совершенное Христом Спасителем однажды, простирается на все времена ( Евр.9:26–28 ) и на всех людей ( 1Тим.2:5–6 ). Его страдания и смерть совершенно достаточны для удовлетворения правды Божией за грехи человеческого рода ( Рим.5:13–19 ). Второе Лицо Св. Троицы, Сын Божий воплотился один раз, почему Он называется единородным и по предвечному рождению от Бога Отца и временному рождению от Девы Марии ( Ин.1:14 ; Гал.4:4 ). Во второй раз Он явится на землю со Своим воскресшим и прославленным телом не для искупления человеческого рода от грехов, а для суда над людьми, требования от них отчета, как они воспользовались благодатными дарами, подаваемыми христианину в таинствах для преуспеяния в исполнении Его учения, и как они веровали этому учению. Второе явление Христа во плоти на землю и по самым обстоятельствам, при которых оно будет, совершенно отлично от первого ( Мф.24:27 ; 1Сол.4:15–18 ). Христос вчера, и ныне, и во веки остается одним и тем же ( Евр.13:8 ). Перевоплощение Христа Спасителя евангельского в других людей, или появление Христа на земле во второй, третий и последующие разы в образе человеческом, подобно первому разу, по свидетельству Христа ( Мф.24:4–5, 23–26 ) и апостолов ( 1Кор.8:6 ; 2Кор.5:16 ; Откр.1:11, 17:2, 8, 21:6, 22:13, 16 ; Ис.41:4, 48:12 ), невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010