Собеседование 41 на псалом 93 1. Говорится о благополучии мимолетном. Пророк сказал это, как бы негодуя и скорбя о том, что продолжается время долготерпения Божия к грешникам, вслед­ствие чего они и хвалятся тем, чего должны были бы страшиться и стыдиться. Чем же они хвалятся? «Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие?» ( Пс.93:4 ). Те, кто не воз­держивается от злых дел, как воздержатся от злых речей? Потому они и будут всегда говорить их и других склонять к по­гибели. То они говорят: «не делать ли нам зло, чтобы вышло добро» ( Римл.3:8 ), то: «станем есть и пить, ибо завтра умрем» ( 1Кор.15:32 ), то: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию» ( Иез.8:12 ), и другие подобные нечестивые слова, порицаемые пророками. «Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели» ( Пс.93:5 ). То и другое грешники делают и делом и сло­вом, потому что уничижает народ Божий и угнетает его наследие, т.е. вообще человека, не только тот, кто грабит, причиняет побои, злословит и неправедно судит, но и тот, кто внушает дурные мы­сли и представляет беззакония, как дело полезное, о чем сказал апостол: «худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Не привели ли к уничижению, например, народ Божий соглядатаи, посланные из пустыни, когда они советовали возвратиться в Египет? «Вдову и сироту умертвили и пришельца убили» ( Пс.93:6 ). Это говорится не в том смысле, что они употребляют против последних меч и другие военные оружия; убивает пришельца и вдовицу тот, кто отнимает у них последнее поле, которым они владеют, кто лишает их дневного пропитания, расхищает последний дом, в котором они укрываются, обижает их на суде; много подобного этому делают многие и теперь. Как велико их преступление, узнай из дальнейшего. " И сказали : не увидит Господь и не узнает Бог Иакова» ( Пс.93:7 ). Хотя грабители и беззаконники устами этого и не говорят, но гово­рят это в мыслях, потому что они не осмелились бы грабить и убивать ни сирот, которых отцом является Бог, ни вдовиц, для которых Он сам является судиею, ни пришельцев, которых Он любит, как сказал законодатель Моисей ( Втор.10:18 ), если бы они не дошли до такой безумной мысли, будто могут укрыться от Творца будто Бог оставил мир без своего попечения, будто Судия не над­зирает дел человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Посему, братия моя и чада, восстаньте, по слову Господню, идем отсюду ( Ин. 14:31 ), приступим, как сказано в Священном Писании , к горам святым ( Евр. 12:22 ), восстанем душевно из земли страстей, поднимемся, как на небо, на высоту добродетелей, воспарим вместе с Ангелами, возблистаем, подобно звездам, заповедями Господними. Звезда от звезды, по божественному апостолу, разнится в славе: и ина слава солнцу, и ина слава луне ( 1Кор. 15:41 ). Прославимся же и мы пред Богом и людьми. Обогащаясь заповедями и никогда не достигая полного в них совершенства, явимся наследниками Божиими ( Гал. 4:7 ), сонаследниками Христовыми. То великая заслуга, братия мои искренние, если мы сохраним себя в полной упорядоченности, в совершенной жизни. Будем желать, чего хочет только Бог, и отвергать то, от чего Он отвращается. Не явимся неразумными рабами, равно как не окажемся злыми в отношении к своим товарищам, чтобы за это не понести, по Евангелию, наказания. Не будем скрывать своих талантов, дабы не услышать: отымется от вас и дастся другому ( Мф. 21:43 ); Божественные дарования передаются другим, если вы обладаете ими недостойным образом. Ибо что имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися яко не прием? ( 1Кор. 4:7 ). Это относится и к слову утешения, и к братолюбивому вразумлению, и к чтению, и ко всякому другому особенно дарованию. Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтесь обновлением ума вашего ( Рим. 12:2 ). Не уязвляйте друг друга, не задевайте, не возбуждайте разными вредными вещами. Преуспеяние твоего брата да веселит тебя. А если тебя охватит страсть, то побеждай ее совершением противоположного. Ибо нужно радоваться преуспеянию. Не услаждайтесь сердцем и не заноситесь друг над другом из-за того, что вы обладаете даром слова, что вы умны, умеете красиво писать, я уже не стану говорить о чисто внешних преимуществах – что вы красивы, обладаете хорошим голосом, высоким ростом, длинной бородой. Тайна нашей смерти уже деется ( 2Фес. 2:7 ) ежедневно, и мы пойдем в путь отцов наших, и кто тогда окажется достойным сказать: грядет сего мира князь и во Мне не найдет ничесоже ( Ин. 14:30 )? Но я желал бы тогда сказать, что Он найдет в нас лишь немного и малую часть: мы все согрешаем, так как непорочность принадлежит одному только Богу. В сих, сказано, разумевай ( 1Тим. 4:15 ), а я прибавлю: в сих работайте, сия созерцайте и ложась спать, и вставая, да получите неувядаемый венец правды ( 2Тим. 4:8 ) во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 2

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. ( 1Кор. 15:40-41 ) О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были. В. А. Жуковский Отец (1909-1983) Детство. Моршанск Наш отец, Павел Игнатьевич Чиняков, родился 7/21 января 1909 года в Барашеве – тихой слободе среднего русского уездного города Моршанска, Тамбовской губернии. История города начинается 16 сентября 1779 года, когда по повелению императрицы Екатерины Алексеевны древнее село Морша, – центр хлебной торговли на Цне, стало именоваться городом. В 1786 году знаменитый писатель Гавриил Романович Державин был назначен наместником Тамбовской губернии и, проезжая через Моршанск, хорошенько проучил местных чиновников: вместо того, чтобы отметить наградой одного из них, встретившего Гавриила Романовича колокольным звоном, Державин снял услужливого чиновника с должности. Во время своего наместничества Г. Р. Державин пытался образовать в Моршанске несколько училищ, но его начинание не сразу прижилось, поскольку местные жители с крайней неохотой отдавали в обучение своих детей. Вследствие придворных интриг Гавриил Романович был отозван со своей должности и вынужден давать объяснения императрице Екатерине II: «Возрадовались все его гонители, и вместо того, чтоб справедливый Сенат и истинный защитник невинности должен был сказать и войти с докладом, что ответы уже Державиным присланы, и как в них не находится никакой вины его, то предать ее величества благосоизволению; напротив, тотчас препроводили в Москву, опасаясь допустить оклеветанного в Петербург, чтоб как-либо присутствием своим в сем городе не открыл своей невинности, ибо письменных жалоб его не боялись, потому что они, преходя чрез руки статс-секретарей и почт-директора, приятелей и приверженцев их, не могли никак проникнуть до императрицы. Словом, Державин был в крайнем со всех сторон утеснении, ибо Вяземского и Безбород — кина партия, то есть Сенат, генерал-прокурор, генерал-губернатор и статс-секретари, – все были против него. 

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

составитель К.В. Гриценко Смерть Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время. Ек.7,17 Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 1Кор.15,54 О, смерть! как горько воспоминание о тебе для человека, который спокойно живёт в своих владениях, для человека, который ничем не озабочен и во всем счастлив и еще в силах принимать пищу. Сир.41,1 Итак, для чего ты отвращаешься от того( ред.смерти), что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, -в аде нет исследования о времени жизни. Сир.41,6–7 О, смерть! отраден твой приговор для человека, нуждающегося и изнемогающего в силах,для престарелого и обремененного заботами обо всем, для не имеющего надежды и потерявшего терпение. Сир.41,3–4 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. Пс.48,16 Не бойся смертного приговора: вспомни о предках твоих и потомках. Это приговор от Господа над всякою плотью. Сир.41,5 ..во власти Господа Вседержителя врата смерти. Пс.67,21 Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них( ред. Людях) размышления и страх сердца. Сир.40,2 Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Сир.11,26 Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрём. Сир.8,8 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Екк.7,1–2 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. Откр.2,11 Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его. Прем.2–23,24 Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Иов.14,14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Рим.5,14

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

5. Необходимость добрых дел для спасения человека Одна вера без добрых дел недостаточна для спасения. Верующему необходимы для оправдания еще добрые дела. «От дел оправдается человек, а не от веры единой» ( Иак. 2:24 ), Под добрыми делами разумеются нравственные действия человека, оправданного в Иисусе Христе, плоды любви, водимой верою в Иисуса Христа и совершаемой для Иисуса Христа. Добрых дел требует от верующих Господь Иисус Христос . «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» ( Мф. 5:16, 7:19, 25:27 ). И апостолы свидетельствуют: «яко ходити вам достойне Богу во всяком угождении, [и] всяком деле блазе плодоносяще и возрастающе в разуме Божии» ( Кол. 1:10 ), «да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел» ( Евр. 10:24 ; 1Кор.15:28 ; Тим. 6:12; Тит. 2:11 и след.; Евр. 6:10, 12, 14 ). На суде Божием будет оправдание не по вере только, но и по делам каждого. «Тогда воздаст комуждо по деяниям его» ( Мф. 16:27 и сл.; Мф. 25:34 ; Рим. 2:6 ; Еф. 6:8 ; 1Пет. 1:17 ; 2Кор. 5:10, 9:6 ; Гал. 6:6, 9 ). Те, которые не делают добрых дел, будут осуждены, а исполнившие закон Божий получат вечное блаженство. «Иже воздаст коемуждо по делом его: овым убо, но терпению дела благого, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный: а иже по рвению противляются истине, повинуются же неправде, ярость и гнев» ( Рим. 2:6–8 ). Добрым делам человека Господь Бог , по Своей милости, дарует достоинство заслуги и в награду за них вечную жизнь. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф. 5:12 ). Таким образом Бог увенчивает Свои дары в угодивших Ему и то, что совершается действием благодати Его, усвояет людям и за сие награждает их ( 2Тим. 3:8, 4:7 ; 1Кор. 9:24, 3:8, 15:41 ). «Когда благодать, сообщенная человеку, – говорит св. Ефрем Сирин , – собственным его старанием обращается на произведение святых и благих дел, то сии дела, по милосердию Божию, уже не ей принадлежат, но усвояются тому, чрез кого они видимо производятся, так как бы он производил их своими силами». Допуская, что дела праведных имеют цену заслуги, мы не унижаем заслуг ходатая нашего Иисуса Христа. Ибо все заслуги людей получают значение от Его же заслуг. Вечная жизнь даруется и как благодать, и как награда; как благодать потому, что Бог без всякой нашей заслуги предопределил нас к вечной жизни; как награда потому, что, предопределяя нас к вечной жизни, благоволил обещать оную как награду исполняющим закон Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Степени блаженства праведных будут различны 28 августа (10 сентября) (Повесть от старчества) Блаженство праведных будет иметь свои степени. Это открывают нам слово Божие, св. отцы и примеры. Апостол говорит: кийждо свою мзду приимет по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ); сеяй скудостью, скудостью и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет ( 2Кор. 9, 6 ). Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых ( 1Кор. 15:41–42 ). Св. Ефрем Сирин говорит: «Господь наименовал многие обители, не по разности мест, но по степени дарования... Каждый в своей мере озаряется единым мысленным солнцем и по степени достоинства почерпает радость и веселие» (Ефр. Сир. твор. ч. 3, ел. 68). Примеры, наконец, говорят то же; возьмем один из них. Некоторый великий старец имел двоих, не всегда послушных ему, учеников. Так как они часто смущали его, то он и решился оставить их и ушел от них в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели, и там в это время ничего не делал по своей воле и исполнял беспрекословно все поведанное ему. Через три недели он увидел пришедшего к нему некоего в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один – наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил в оный малое количество масла. Старец сказал: «Отдай мне сосуд, полный масла». Явившийся отвечал: «Нет, этого сделать нельзя; но насколько ты потрудился, настолько я и влил тебе масла..». И сказал старец: «Если и малое добро сделал человек, то и за оное воздаяние от Бога примет, но только по достоинству, что и справедливо». Итак, степени блаженства праведных будут различны, но есть ли в том что-либо для нас поучительное? Есть – и именно то, что мы должны более и более соревновать друг другу в добродетели, чтобы чрез то и большее получить блаженство. Чтобы больше приобрести богатства земного, мы не жалеем самих себя, трудимся часто до пота, до изнеможения, до слез, почему же не заботимся хотя настолько же и для получения богатства Небесного? Первое и червь, и тля тлит, и татие подкапывают и крадут, и оно остается по сию сторону гроба; на тот свет мы его с собой не возьмем; а ведь последнее богатство, Небесное, вечно с нами пребудет, и его никтоже возьмет от нас. Поэтому будем заботиться всеми силами души и об умножении сего последнего. «Одно то богатство, – говорит св. Григорий Назианзин , – есть истинное, которое добродетелями нас обогащает. Итак, братие, если вы богатыми быть желаете, истинное богатство любите; если наверх истинной чести взойти хотите, к Небесному Царствию теките; если славу достоинств любите, то хору Ангельскому сопричислены быть спешите. Се есть богатство истинное» (В речи 15, на Ев. Лук.). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ропот – 1) недовольство, возмущение, проявляемое не слишком явно и откровенно; 2) то же, но проявляемое в отношении Бога как Творца и/или Промыслителя. Поводом для проявления ропота может служить недовольство тем, как складываются или сложились те или иные обстоятельства ( Деян.6:1 ), недовольство людьми ( Чис.16:11 ; Нав.9:18 ), наконец, недовольство Самим Богом ( Чис.14:27 ; Лк.15:2 ; Ин.6:41, 60-61 ). Апостол Павел увещевает: «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» ( Флп.2:14-15 ). Роптания иудеев в ветхозаветный период приводятся им как пример действий грешников, вызывающих гнев Божий: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» ( 1Кор.10:10 ). Почему ропот нередко определяется, как грех? Ропот может быть обусловлен разными причинами. С одной стороны он может быть связан с реакцией человека на несправедливость, например, с реакцией подчиненного на явно несправедливые по отношению к нему действия начальника. С другой стороны роптание может быть обусловлено неправильным отношением к чему-либо, кому-либо со стороны самого ропотника. Например, когда развитие той или иной ситуации не соответствует его замыслам или прогнозам, когда кто-то занимает более высокое, чем он социальное положение. В основе такого отношения к действительности могут лежать: недостаток смирения, гордость, зависть, чрезмерная амбициозность, маловерие, наконец, несогласие с замыслом Божьим, с Богом (положим, его желания и представления о том, как должна складываться его жизнь, стоят для него на первом месте; такой человек желает исполнения своей воли, а не воли Божией). Разумеется, если человек восстает против Бога, или против благочестивых, богоугодных действий, соответствующих волеизъявлению Божию, со стороны окружающих, это оценивается как грех. Избавлению от привычки роптать против Бога может способствовать приобретение такого настроя, при котором человек добровольно предает свою жизнь в руки Бога и продолжает благодарить Его в любых обстоятельствах, веря, что Господь устраивает все ко благу души. Поскольку никакой духовный настрой не приобретается одной силой воли, необходимо молиться о том, чтобы Господь даровал его и помог сохранить.

http://azbyka.ru/ropot

Разделы портала «Азбука веры» Соблазн – в христианской аскетике – 1) греховное искушение, то есть прилог , повод ко греху; 2) преткновение. В Септуагинте еврейское понятие (микшол/михшоль), что дословно обозначает препятствие, охотничью петлю или подножку в переносном смысле слова, представлено греческим аналогом «σκνδαλον» (скандалон), что означает, буквально, «сеть», «ловушка», «крючок в западне», «препятствие», «преткновение», «предмет досады». Именно в значении «соблазн» слово «скандалъ»/«скандлъ» присутствует в церковнославянской письменности. Священное Писание о соблазне В Священном Писании Ветхого Завета в качестве одного из аналогов понятия «соблазн» (mišl () представлено понятие «камень преткновения» (в англоязычной библеистике передается понятием «stumbling block»). Другим аналогом выступает слово «силки»: «Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников» ( Пс.140:9 ). В Новом Завете понятие «σκνδαλον» («скандалон») в значении ловушки, силков, сетей («соблазн» в переносном смысле слова) встречается достаточно часто (по некоторым оценкам, порядка 15-ти раз): «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны (σκνδαλα) и делающих беззаконие» ( Мф.13:41 ), в других местах – Мф.16:23 , Мф.18:7 (3 раза), Лк.17:1 , Рим.9:33 , Рим.11:9 , Рим.14:13 , Рим.16:17 , 1Кор.1:23 , Гал.5:11 , 1Петр.2:8 , 1Ин.2:10 и Откр.2:14 . Существительному «σκνδαλον» родственен глагол «σκανδαλζω», который встречается в Новом Завете еще чаще – около 29 раз и означает «соблазнять», «склонять ко греху»/«к противозаконным действиям», «ловить кого-либо»/«подсекать», и др. Любопытно, что в первом послании ап. Петра «камнем преткновения» (λθος προσκμματος) назван Сам Господь Иисус Христос, о котором искушаются неверующие: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих — камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» ( 1Петр.2:7,8 ).

http://azbyka.ru/soblazn

Разделы портала «Азбука веры» Святые – 1) Лик мужей и жен, благоугодивших Богу в том или ином роде жительства и подвига и причисленные Православной Церковью к лику святых, т.е.  канонизированные . К ним относятся праведные, преподобные, святители, патриархи, мученики, пророки, апостолы, благоверные, блаженные, бессребреники, исповедники и др. 2) В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу ( Деян.9:13 ; 1Кор.16:1 ), это название стало применяться к братьям в Иудее ( Деян.9:31-41 ), а затем и ко всем верующим ( Рим.16:2 ; 2Кор.1:1; 13,12 ). Имена канонизированных Церковью святых указаны в Святцах, называемых также Месяцесловом . Следует отличать от подвижников, не прославленных Церковью в лике святых. Святые почитаются Церковью не как боги, а как верные слуги, угодники и друзья Божии, совершившие подвиги и добрые дела при помощи благодати Божией и во славу Его, так что вся честь, воздаваемая святым возносится к величию Божию, прославившемуся в них. Святые – состоявшиеся христиане. Канонизация – не пропуск в Рай, а пример для нас. Почитание святых заключается: Христианское понимание святости Говоря о понимании святости, возможно использовать три слова: один, некоторые, все . В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу ( Деян.9:13 ; 1Кор.16:1 ), это название стало применяться к братьям в Иудее ( Деян.9:31-41 ), а затем и ко всем верующим ( Рим.16:2 ; 2Кор.1:1, 13:12 ). Действительно, через Духа Святого христианин приобщается самой святости Божией. Образуя истинный «святой народ» и «царственное священство», слагая «святой храм» ( 1Пет.2:9 ; Еф.2:21 ), христиане должны воздавать подлинное служение Богу, предавая себя, по образу Христа , «в жертву святую» ( Рим.12:1, 15:16 ; Флп.2:17 ). Святость христиан, происходящая от их призвания ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ), требует от них отказа от греха и языческих обычаев ( 1Тим.4:3 ): они должны поступать не по плотской мудрости, но по благодати Божией ( 2Кор.1:12 ; 1Кор.6:9 ; Еф.4:30-5, 1 ; Тит.3:4-7 ; Рим.6:19 ). Это требование святости жизни лежит в основе христианской аскетической традиции. Оно опирается не на идеал некоторого внешнего закона, но на то, что христианин, «достигнутый Христом», должен участвовать в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых ( Флп.3:10-14 ).

http://azbyka.ru/svyatye

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010