Евхаристия, совершаемая в Церкви, является ее средоточием и местом осуществления. Нет необходимости подробно излагать здесь новозаветное учение о Евхаристии. Наша цель – показать пневматологическое и троичное измерение Церкви. Напомним евхаристическую направленность посланий апостола Павла 34 : «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих» ( Еф.1:16 ); «Непрестанно благодарю Бога моего за вас» ( 1Кор.1:4 ); «Всегда благодарим Бога за всех вас» ( 1Сол.1:2 ); «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда, во всякой молитве моей за всех вас, принося с радостью молитву мою» ( Флп.1:3–4 ); «Благодарю всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.5:20 ); «За все благодарите... Духа не угашайте» ( 1Сол.5:18–19 ; см. также Кол.1:3 ; 1Сол.2:13 ; 2Сол.1:3; 2:13 ). Этот призыв апостола Павла к необходимости внутреннего непрестанного благодарения за все возвращает нас к библейскому понятию духовного служения ( Рим.12:1 ), или жертвы духовной ( Рим.12:1 ; Еф.5:2 ; Флп.4:18 ; Евр.13:15 ). Тут те же понятия: жизнь и апостольское служение апостола Павла целиком включены в приношение, которое совершается Духом Христовым. Это служение объемлет целые церкви, которые в своём служении, в своей внутренней «литургии» в Духе он «приносит» Богу через Иисуса Христа. Духовное служение в чистоте сердца возможно благодаря тому, что изначала человеку дано было задание в цельности его психофизического бытия стать членом Христовым и храмом Святого Духа. «Разве не знаете, что тела ваши члены Христовы... Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеем все от Бога» ( 1Кор.6:15, 19 ). Апостол находит выражение дерзновенное и труднопредаваемое нашими современными категориями, чтобы выразить способ и полноту единения человека со Христом: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ). Как понимать слова «один дух»: как архаическую и двусмысленную формулировку или, наоборот, как выражение величия Дара Божьего? «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Никто намеренно не разглашал. Свет Божественной славы на вере их узрен, потому что он есть и не мог не быть виден способными. Как и в чем обнаружилось, что они стали образцом, Апостол раскрывает далее в 1Сол.1:8.     «Яко быти вам образ верующим». Святой Златоуст говорит: «Не сказал: быти вам образ имеющим уверовать, но уже верующим, то есть вы, вступив с самого начала в борьбу, научили этим, как должно веровать в Бога. Видишь ли, как много значит усердие? При усердии не нужно много ни времени, ни промедления, ни отлагательства, а следует только приняться за дело, и все будет приведено в исполнение. От того-то они, приняв проповедь после других, сделались учителями принявших ее прежде». г) Благотворное действие славы их обращения и веры на всех других христиан (1Сол.1:8—10) 1Сол.1:8. От вас бо промчеся слово Господне не токмо в Македонии и Ахаии, но и во всяко место вера ваша, яже к Богу, изыде, яко не требовати нам глаголати что.    В последних трех стихах — 1Сол.1:8, 9, 10, святой Павел изображает третью сторону светлого состояния солунян, именно их славу между всеми тогдашними христианами в Македонии и Ахаии и во всяком другом месте. Это не была какая-нибудь неопределенная, глухая молва. Слух об их вере распространялся с точною определенностию, с указанием, кто и как у них проповедовал, как они уверовали и чему именно. Это была будто проповедь апостольская без Апостолов, оглашавшая все страны.    В 8 стихе Апостол указывает, что огласилось, пространство оглашения, образ его распространения и полноту. Что огласилось? — «Слово Господне» промчеся... «Вера ваша» изыде. Расходился слух о вере солунян; но как вера от слова, то вместе с тем распространялось и самое слово Господне, — или промчеся слово Господне, как оно проповедано Апостолами и уверовано солунянами. Слово Господне текущее (2 Сол. 3:1) — не особое какое, но то же, что слово Христово, богатно вселяющееся в сердцах (Кол. 3:16).    Как это оглашалось? «Промчеся... изыде..». Не посылали они нарочитых глашателей и проповедников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

1Сол.1:3.   Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпе­ние упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим. «Непрестанно поминающе ваше дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа, пред Богом и Отцем нашим» . Дело веры — твердость в опасностях. Ибо не только во время мира и тишины надлежит показывать веру, но должно держаться ее и во время волнения и бури. Так и любовь заключает в себе не только самое приятное наслаждение, но и все превосходящий труд. Ибо надлежит переносить прегрешения брата, хотя бы он ненавиствовал, или гневался, или превозносился, или страдал неблагодарностию. Посему-то Апостол с любовию сочетал труд и с упованием сопоставил терпение. Владыка же Христос даровал нам упование воскресения мертвых, бессмертной жизни, Царства Небесного. Но приявшему сие упование надлежит терпеливо ждать и мужественно переносить встречающиеся горести. Над всем этим, говорит Апостол, надзирает Бог всяческих. Ибо сие выражается словами: «пред Богом и Отцем нашим» . 1Сол.1:4.   Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия. 1Сол.1:5.   Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. «Ведяще, братие возлюбленная, от Бога избрание ваше» : «яко благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе, и во извещении мнозе, якоже и весте, какови быхом в вас ради вас» . Вы сами свидетели силы Евангелия. Ибо не только предложили мы вам поучительное слово, но и чудесами доказали истину слов. Сообщили же вам и благодать, которой сами причастны; ибо сие означают слова: и «в Дусе Святе» . Да и великость опасностей, которым не уступили мы, убедила вас в том, что предлагаемое нами Божественно. Ибо слова: «какови быхом в вас ради вас» , указывают на опасности, каким подвергались за них, предлагая им спасительную проповедь. 1Сол.1:6.   И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2900...

б) Образ действия Апостола у Солунян был насколько бесстрашен и прям, настолько нежен и тих. «Прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, – пишет Апостол, – мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом, … никогда не было у нас пред вами ни слов ласкательства, … ни видов корысти… Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы; но были тихи среди вас, подобно как кормилицы нежно обходится с детьми своими, … ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы… каждого из вас, как отец детей своих, просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога» ( 1Сол. 2:2,5,7,9,11–12 ). в) Страдания Солунян за Христа не должны быть искушением для веры их, а напротив должны их веру и умножать терпение, ибо они в этом случае «сделались подражателями церквам Божиим, во Христе Иисусе, находящимся в Иудее», потому что Солуняне «тоже претерпели от своих единоплеменников, что и те от иудеев» ( 1Сол. 2:14–15 ). г) Сочувствие Ап. Павла к Солунянам так искренне и глубоко, что никто не должен колебать их уверенности в этом сочувствии и соболезновании. «Мы братие … разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, – писал Апостол, – и раз и два хотели мы прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана… Не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, … чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей; … теперь же когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть, … мы … утешились вами, … ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лицо ваше, и дополнить чего не доставало вере вашей ( 1Сол. 2:17; 3:1, 2, 6–7, 10 ). III. В нравственно-догматической части Св. Ап. Павел предлагает Солунянам различные наставления соответственно донесению Тимофея о нравственном их состоянии, потом рассуждает с ними об участии умерших до второго пришествия Господня, и наконец, предотвращает возможные и врачует действительные нравственные погрешности Солунян. а) Наставления предлагает Апостол о том, что воля Божия есть освящение наше, и что посему Солуняне должны воздерживаться от блуда, умея соблюдать свой сосуд (тела) в святости и чести, а также о том, чтобы Солуняне ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво, а напротив – чтобы жили тихо и делали свое дело, работая своими собственными руками и ни в чем не нуждаясь ( 1Сол. 4:1–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Апостольское путешествие св. Павла в Солунь могло быть делом его мудрого предусмотрения благоприятных условий для насаждения здесь и распространения отсюда христианства в отдаленные места. Но Апостол языков имел на сие и особливое призвание, чрез особое повеление от Ангела Македонии ( Деян. 16:9 ). Св. Ап. Павел прибыл в Солунь с Ап. Силою, оставивши Тимофея в Филиппах. По обычаю Ап. Павел начал свою проповедь в синагоге, где слушателями его были по преимуществу Евреи, а также и прозелиты, т.е. Греки и Римляне, признававшие ветхозаветное учение. Возвещая, на основании пророчеств, о том, что Иисус был Мессия (Христос), пострадавший за нас, умерший и воскресший, Апостол столь же сильно и настойчиво проповедовал о воскресении мертвых и жизни будущего века, что могло иметь особо великое значение для прозелитов. Утешая всех надеждою на второе пришествие Господа, для устроения Его вечного Царства, Апостол вместе с тем заповедовал Солунянам быть готовыми к сретению Господа, для чего изменить прежние языческие нравы и очиститься от прежней порочной жизни ( 1Сол. 4:5–6 ). Апостол проповедовал день и ночь, заботясь об убеждении каждого, как отец ( 1Сол. 2:9–12 ). В три субботы закоснелые Евреи состязались с Апостолом, однако многие уверовали, как из Евреев, так и особенно из прозелитов и женщин, даже знатных ( Деян. 17:4 ). Из числа обращенных здесь известен Аристарх, который с истинно Македонскою ревностию сделался самым искренним последователем Апостола языков и потом в числе немногих других разделял с Апостолом последние узы ( Кол. 4:10 . Флм. 23 ). Известен еще Секунд, который потом сопровождал Апостола во время его последнего проповеднического путешествия ( Деян. 20:4 ). Ревность новообращенных была необычайная, а потому и успех проповеди поистине носил очевидное действие особой благодатной силы ( 1Сол. 1:4–6 ). Они вскоре же сплотились в тесный союз и прониклись великою духовною радостию о спасении (5:16). Однако Апостол предостерегал их, что вскоре постигнут их многие опасности от врагов веры и спасения ( 1Сол. 3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ночью Апостол Павел оставил пределы Ф-ки и сопутствуемый Силою, и вероятно Тимофеем, ушел в Верию. Здесь его проповедь в синагоге встретила более благосклонный прием, и имела большие успехи. Но Евреи из Ф-ки, услышав об этом, явились и в Верию и подняли возмущение и здесь. Апостолу Павлу ничего не оставалось, как удалиться. Он, в сопровождении « братьев», морем двинулся в Афины. Сила и Тимофей остались в Верии, но получили через проводников Апостола Павла приказание – прибыть к нему в Афины ς τχιστα. Если мы будем следовать тексту кн. Деяний, то у нас здесь может получиться то впечатление, что Сила и Тимофей пришли к Апостолу Павлу не в Афины, а прямо в Коринф ( Деян.18:5 ). Но если мы обратимся к первому посланию к Ф-м то мы найдем, что Тимофей и Сила возвратились к Апостолу в Афины (см. 1Сол.3:1 εδοκσαμεν πμψαμεν), отсюда первый послан был по поручению в Ф-ку ( 1Сол.3:1, 2 ). Далее когда Тимофей возвратился назад в Коринф к Апостолу Павлу, чтобы сообщить ему о состоянии церкви в Ф-ке, он, по выражению послания, пришел « προς ημς» – что, вероятно, указывает на то, что Сила в это время был уже с Апостолом Павлом в Коринфе, что опять не совсем согласно с Деян.18:5 . (В этих разногласиях Baur усматривает сильный аргумент против подлинности вашего послания). Но, не смотря на все это, следует думать, что кн. Деяний и послание до известной степени примиримы. Здесь прав английский ученый Paley, который в своих Horae Paulinae замечает по поводу вышесказанного следующее: «послание открывает факт, который не был сохранен в истории, но который придает всему тому, что сказано в истории, более смысла, вероятности и согласованности. Здесь в истории заметно опущение; послание путем ссылки как раз и указывает то обстоятельство, которое заполняет это опущение» (стр. 474. Complete works of w. Paley. London. 1825. т. III). Что Тимофей пришел к Апостолу Павлу в Афины, это едва ли может подлежать сомнению ( 1Сол.3:1, 2 ). Нужно думать (по ηδοκσαμεν в 1Сол.3:1 ), что и Сила пришел к Апостолу, повинуясь его εντολ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6:4).    Святой Златоуст говорит: «Благодарение Бога за солунян есть свидетельство о великом их преуспеянии; потому что Апостол не только хвалит их, но и благодарит Бога, как совершителя всего их преспеяния. Притом он научает их смирению, как бы говоря, что все это есть дело силы Божией. Итак, он говорит о благодарении по причине их добрых дел, а о воспоминании о них в молитвах — по своей любви к ним».    Благодарение в других посланиях стоит в виде вводной речи, за которою следует указание на другие предметы. Здесь же благодарение тесно связано с последующим, и составляет предмет первой главы. Благодарит святой Павел Бога за солунян, помышляя о совершенстве их христианского характера и о Божием их избрании. Сии побуждения, или предметы благодарения, оттенены и в сочетании речи словами: «непрестанно поминающе» (1Сол.1:3) и «ведяще» (1Сол.1:4). б) Совершенство в них основных христианских добродетелей (1Сол.1:3) 1Сол.1:3. Непрестанно поминающе ваше дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа, пред Богом и Отцем нашим.    Вот первая сторона светлого состояния солунян. Апостол, «желая показать, что воспоминает о солунянах не только в молитвах, но и кроме молитвы, говорит: «непрестанно поминающе» (святой Златоуст). Сказал Апостол, что как только вспомнит о них в молитвах, всегда благодарит Бога. Чего ради? — Того ради, что у него в душе постоянно стоит образ их христианского совершенства. Это непрестанное памятование об их хорошем состоянии, которое от Бога, и заставляет его благодарить всегда за них Бога в молитвах.    Поминает святой Павел о тех совершенствах, которые сам видел и о которых сказал ему святой Тимофей, и говорит об них с такою выразительностию ради того, что после намерен говорить о своей среди них деятельности с хорошей стороны. «Прежде говорит о их подвигах, а потом о своих, чтоб не показалось, что он превозносится» (Златоуст). Говорит же так не ради того, чтоб подкупить тем их внимание к своему последующему слову, а как отец, радующийся о совершенстве чад своих. При всем том, однако ж, можно допустить, что Апостол имел вместе в виду — обрисовать то, что они должны являть в жизни своей в большем и большем совершенстве. Изображая начатки совершенной жизни, как совершенства, он раздражает ревность достигать указуемого предела совершенства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

Оказалось, что слышанное от Апостола слово Божие не слабея действует в верующих Солунянанх. Оказалось также, что Солуняне всегда имеют добрую память об Апостоле Павле, как о своем просветителе, желая видеть его, как и он их ( 1Сол. 3:6 ). Такие вести ободрили и оживили Апостола. «Мы живы, когда вы стоите в Господе», – писал он Солунянам ( 1Сол. 3:7–8 ). Но не умолчал Тиомфей и о несовершенных членах церкви Солунской, а равно и об некоторых недоумениях, которые почти всю ее волновали. Оказалось, что закваска плотской языческой жизни не у всех Солунян исчезла, и что некоторые не умели «соблюдать свой сосуд (телесный) в святости и чести»; иные же «поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» ( 1Сол. 4:3–11 ). Недоумение же и беспокойство Солунян относилось к участи умерших их родственников. Ожидая скорого пришествия Христова на землю и открытия царства славы, они полагали, что участие в нем могут принять только оставшиеся живые, а потому умершие представлялись им несчастными и обездоленными существами 107 , а смерть наводила ужас, как на язычников, не имеющих упования. Все это дало повод Апостолу Павлу немедленно писать Солунянам, чтобы, во-первых, излить им свою радость о вере их и еще прочнее утвердить в ней на будущее время; во-вторых, предложить врачевание против тех недугов нравственных, которыми болели некоторые члены церкви Солунской, и, в-третьих, успокоить их насчет судьбы умерших и предложить истинное учение о втором пришествии Христовом. Время и место написания послания При указании книги Деяний Апостольских можно по самому посланию к Солунянам определить и время, и место написания послания сего. Не терпя более «неизвестности о вашем положении, я, оставшись в Афинах один, послал узнать в вере вашей «Тимофея брата нашего … и сотрудника нашего в благовествовании Христовом», – пишет Ап. Павел к Солунянам, – «теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес добрую весть о вере и любви вашей …, то мы … утешились вами, братие» ( 1Сол. 3:2, 6, 7 ). Очевидно, что Апостол пишет к Солунянам тотчас же по возвращении к нему Тимофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Можете судить по этому одному, что вход наш к вам — дело наше, в вас совершенное, — не есть дело праздности, пустое, бесцельное, обманчивое. Подобное сему значение имеет сие слово в 1 Кор. 15:14, где святой Павел говорит, что если Христос не воскрес, то «тще проповедание наше, тща же и вера ваша» . Такая мысль вполне соответствует тому, что говорится в 1Сол.2и далее в 1Сол.2:3; «не от прелести» . Святой Златоуст толкует: ουκ ανθρωπινη , ουδε η τυχουσα не человеческий (вход), по обычным житейским целям бывающий, и не случайный, не кое-какой, не бесцельный, не ничтожный. Экумений Златоустову мысль разъясняет, говоря: «не вотще» , то есть наши проповеднические беседы были не ложные басни или сонные мечтания, пусторечия или праздноречия — ου μυθοι ψευδεις και ληροι . Откуда это видно? — Видно из того, что, только избежавши опасностей, мы опять дерзнули подвергнуть себя новым опасностям, на что, конечно, не решились бы, если б не были уверены, что проповедь наша Божественна. Ибо, по Феодориту, «пускающиеся в обман только до опасностей носят личину, а как скоро увидят их, тотчас обнаруживают себя, — и ложь обличается». Если поставить это слово «не вотще» в соответствие с тем, что сказано в 1Сол.1:5: «не в слове точию, но в силе» , — то оно будет означать: вход наш к вам не был обыкновенный, не одним словом действовали мы среди вас, но слово наше, по особенной к вам милости Божией, было сопровождаемо знамениями и чудесами. Такая мысль будет стоять в соответствии и с предыдущим, показывая в знамениях Божиих, сопровождавших проповедь Апостола, причину, почему повсюду говорили о солунянах. На нее наводит и святой Златоуст, когда, приступая к толкованию второй главы, говорит вообще о содержании ее: «Здесь (Апостол) хочет выразить то, что и выше говорил, именно — показывает свойства (христианской) проповеди как со стороны чудес и решимости проповедников, так и со стороны ревности и усердия принявших проповедь». Применительно к тому, что ниже говорит святой Павел, 1Сол.3:5: «да не како всуе будет труд наш» , — можно и в настоящем месте дать сему слову такой смысл, — что вход Апостола к солунянам не был бесполезен, но принес плод мног, обращение столького числа и столь ревностных христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

1Сол.2:15 .  которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, Здесь словами « πσιν νθρποις εναντων» прекрасно обрисован богоборческий и враждебный человечеству характер иудейства. Всюду, где только был Ап. Павел, последнее гнало его. С другой стороны, великий Апостол, странствуя по языческим городам, мог прекрасно заметить то чувство, с которым относились всюду к иудейству. Слова Ап. Павла находят прекрасное подтверждение в истории Тацита, который говорил, что Иудеи имеют «adversus omnes alios hostile odium» (V:5). He лучше о них отзывается и римский сатирик Ювенал; «Romanas autem soliti contemnere leges, Iudaicum ediscunt et servant ac metuunt jus… Non monstrare vias eadem nisi sacra colenti, Quaesitum ad fontem solos deducere verpos». XIV:100–104. «Св. Павел видит образчик их вражды к человечеству в их оппозиции распространению Евангелия среди язычников. Но и та и другая их характеристика и их исключительность в вопросе о духовных привилегиях, и их себялюбивая замкнутость в житейских отношениях вообще – были обязаны своим существованием одному и тому же чуждому любви и свободы духу, тем более ненавистному, что он был карикатурой и неестественным наростом на исключительной чистоте их старого монотеизма» (Lightfoot, op. cit. стр. 34). 1Сол.2:16 .  которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца. « Приближается на них гнев до конца» – нет никаких оснований относить эти слова к факту разрушения Иерусалима. Если бы это было так, ссылки на такое чрезвычайное событие были бы и в других местах послания, да и здесь это событие описывалось бы более определенно. Ап. Павел здесь читал, так сказать, знамения времен, грядущую судьбу богоборного и жестоковыйного жидовства. 1Сол.2:17 .  Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше. 1Сол.2:17–3:10 . Беспокойство Ап. Павла относительно христианской церкви в Ф-ке, посещение Ф-ки Тимофеем, и радость благовестника при виде благосостояния их церкви и роста их веры и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010