Время и место написания . Что касается времени и места написания 1-го послания к Ф-м, то вышесказанное приводит к следующему выводу. Послание было, несомненно, написано в Коринфе, после возвращения сюда Тимофея и Силы, а не в Афинах, как это мы читаем в Textus Receptus ( γρφη π Αθηνν). Относить написание этого послания к моменту пребывания Апостола Павла в Афинах не позволяет самая краткость промежутка времени между уходом Апостола из Ф-ки и приходом его в Афины. События в Ф-кой церкви требовали несколько более времени для своего развития, чем позволяет это вышеуказанное предположение о месте написания. Притом если послание относить к афинскому пребыванию Апостола Павла, то тогда будет трудно понять, как Апостол Павел мог написать стихи 7–8 первой главы. Относить же написание послания ко времени после пребывания Апостола Павла в Коринфе не позволяют два соображения; во-первых – та живость разлуки, которая чувствуется во всем послании ( 1Сол.1:5, 2:1–20 ; и особенно 1Сол.2:17 ), и во-вторых тот факт, что, насколько мы можем судить по книге Деяний, Тимофей и Сила были вместе с Апостолом Павлом только во втором его Апостольском путешествии, и никогда после, так что надписание послания именами трех благовестников Евангелия в Ф-ке, и почти постоянное употребление в послании ( μες) первого лица множ. числа будут понятны только при том предположении, что 1-е посл. к Ф-м было написано из Коринфа, где были и Тимофей и Сила в начале 51-го, или же в конце 50-го года. Содержание послания Послание начинается очень теплым выражением пожелания мира и благодати Ф-ской церкви ( 1Сол.1:1 ). Затем автор переходит к изъявлению своей благодарности Богу за благосостояние и процветание церкви в Ф-ке ( 1Сол.1:2–10 ) и тотчас же переходит к апологии своего Апостольства среди Ф-цев, подвергшегося клевете и очернению со стороны врагов Евангелия – Иудеев ( 1Сол.2:1–12 ). Затем автор вновь возвращается к выражению благодарности Богу за твердость гонимой церкви в Ф-ке, и делает резкое нападение на неверующих Иудеев ( 1Сол.2:13–16 ). Продолжая свою апологию, автор послания описывает свои намерения касательно обратного возвращения в Ф-ку, и свои сношения с церковью через посредство Тимофея ( 1Сол.3:10 ). Весь отдел заканчивается молитвою о церкви в Ф-ке ( 1Сол.3:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Написано Послание в 53 г. из Коринфа. Это хронологически первое из сохранившихся посланий ап. Павла и одна из первых книг Нового Завета. 3. Содержание и разделение Послания По своему содержанию Послание делится на две части: историческую (гл. 1–3) и нравоучительную (гл. 4–5). В первой части Апостол воспоминает обстоятельства своей проповеди в Фессалониках и благодарит Бога за то, что солуняне держат Евангелие в чистоте, хвалит их за веру и утешает в страданиях. Во второй части Апостол призывает к чистой и святой жизни, к братолюбию; опровергает ложное представление солунян о судьбе умерших; раскрывает им тайну воскресения мертвых и тайну второго пришествия Иисуса Христа. По причине неизвестности этого дня Господня Апостол призывает к непрестанному бодрствованию и трезвению, а также дает различные наставления к благочестивой жизни. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (гл. 1–3) 1. Благодарность за веру и стойкость фессалоникийцев (1Сол.1:1–10) Начинается Послание обычным приветствием от имени Павла, Силуана и Тимофея. Апостол Павел благодарит Бога за великое чудо Его милости – основание церквей, в частности, в Фессалониках, и молится непрестанно об их усовершенствовании. Он благодарит Бога за веру, любовь и упование солунян, радуясь, что проповедь его была не напрасна ( 1Сол.1:1–5 ). Эти три главные христианские добродетели составляют основу духовной жизни. У солунян была деятельная вера, почему она и названа «делом веры»; любовь есть подвиг, поэтому названа «трудом любви», а надежду Апостол назвал терпением «упования на Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол.1:3 ). Апостол благодарит Бога за чистое, дивное призвание солунян ко Христу, почему и его благовестие у них подтверждалось многими чудесами: «не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» ( 1Сол.1:5 ). Ап. Павел свидетельствует о вере солунян и следовании их за Христом, несмотря на многие скорби, которые они принимали в «радости Святого Духа» ( 1Сол.1:6 ), подражая в этом св. Павлу и Самому Христу, а через это и сами стали образцом для других: «вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» ( 1Сол.1:7 ). Без слов, без самовосхваления, но самой своей жизнью, твердостью в вере солуняне стали образцом для подражания и возбудителями веры для соседних народов. 2. Воспоминание Апостолом своей проповеди среди солунян и ее плоды (1Сол.2:1–20)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

1Сол.1:2 .  Всегда благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших, Апостол благодарит Бога за хорошее состояние церкви в Фес. 1Сол.1:3 .  непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, Здесь (и в 1Сол.5:8 ) Ап. перечисляет три главных христианских добродетели – «веру, как источник всех христианских добродетелей, любовь, как зиждительный и поддерживающий принцип христианской жизни, и упование, как путеводную звезду, ведущую нас к будущей жизни» (Lightfoot op. cit. стр. 10). Тот же порядок поименования добродетелей мы находим в Кол 1:4, 5 и в Гал 5:5, 6 ; но в 1Кор.13:13 , любовь поставлена на последнем месте. «Важное значение, приданное здесь надежде, вполне согласно с преобладающим построением посланий к Ф-м, так как в них Апостол все время старается направить все внимание своих читателей к великому дню воздаяния». 1Сол.1:4 .  зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; 1Сол.1:5 .  потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. « Наше благовествование, – говорит Ап. Павел, – было не в слове только, не в одной пустой и бессердечной риторике, но в силе и во Св. Духе, и со многим удостоверением» – πληροφορα – убежденностью и уверенностью со стороны Апостола и его сотрудников. 1Сол.1:6 .  И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, « При многих скорбях» – гонениях, сначала со стороны Евреев ( Деян.17:5 и д.), а потом и со стороны своих единоплеменников, не оставшихся глухими к еврейской клевете на Апостола ( 1Фес 2:14 ). 1Сол.1:7 .  так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Прогресс Фессалоникийцев в христианской жизни был так велик, что они стали τπον (образцом) христианской общины для верующих Македонии и Ахаии. Ап. Павел писал из Коринфа, а потому имел все основания оценить силу влияния их примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ужас, имеющий постигнуть их, будет по обычаю виновных видеть гневным Судию и кротко изрекающего определение правды вечной. Избавляет от сего суда Господь Иисус Христос верующих в Него. Во Христе Иисусе суд над миром уже совершен (Ин. 12:31). Только тот, кто бросает мир и прилепляется ко Христу верою, изъемлется из области, пораженной сим судом, уклоняется под сень креста, сквозь который не пройдут удары гнева Божия, когда будет приводиться в исполнение приговор суда, произнесенный уже над миром. Кто верует, не будет осужден (Ин.3:14—18, 5:24). «Не положи нас Бог в гнев, но в получение спасения Господом нашим Иисусом Христом» (1 Сол. 5:9). 2. Пребывание Апостола Павла у солунян (1Сол.2:1—16) Во втором отделении 1-й части послания, исторической, святой Павел описывает свое с сотрудниками своими пребывание в Солуни (1Сол.2:1—16), касаясь двух преимущественно пунктов: а) характерических черт своего проповедания и действования (1Сол.2:1—12); и б) уверования и мужественного пребывания в вере солунян (1Сол.2:13—16). Приступая к объяснению сего отделения, неизбежный встречаем вопрос: что заставило святого Павла коснуться сего предмета и так подробно его изображать? — Святой Павел так начинает свою речь: «сами бо весте» . Частица «бо» — γαρ — ибо указывает в последующей речи причину на предыдущую, — как бы так: вот что рассказывают о моей у вас проповеди и вашем обращении. Оно так и есть, ибо сами знаете, как что было. Две половины этого отделения точно отвечают тому, что слышал святой Павел (1Сол.1:9), именно, «каков вход имехом к вам» (1Сол.2:1—12) и «како обратистеся» (1Сол.2:13—16). — Но если б у святого Павла в самом деле было в намерении только подтвердить и разъяснить рассказываемое сторонними лицами; то, как все это известно уже солунянам, довольно было намекнуть о том, а не изображать с такою подробностию. Речи сторонних христиан можно считать поводом к тому, что святой Апостол заговорил о сем предмете, но что он говорит о нем так широко, на это, верно, была другая причина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

Глава IV Увещания Апостолом читателей к христианскому преуспеянию (1) согласно заповедям Господа Иисуса (2) чрез сохранение чистоты, братолюбие и трудолюбие (3–12). Воскресение умерших и соучастие их вместе с (прославленными) живыми при втором пришествии Христовом (13–18). С IV главы начинается часть увещательная. Апостол, кратко указав в 1Сол.3:10 , на недостатки ( υστερματα) в вере Ф., о которых Тимофей сообщил ему, переходит теперь к детальному обсуждению этих недостатков « Το λοιπν» – показывает, что вся суть послания дана в 1Сол.1–3 содержащих апологию отношений Ап. Павла к Ф-ским христианам. С 1Сол.4 начинается дополнение к первым трем. Yστερματα θ. касались глав. образом двух предметов – христианской морали ( 1Сол.4:1–12 ), и второго пришествия Христа ( 1Сол.4:13–5:11 ). Конец послания занят краткими, но глубоко содержательными афоризмами, касающимися и общей жизни церкви, и личного поведения. 1Сол.4:1 .  За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали; 1Сол.4:2 .  ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ап. указывает здесь основу своих ρωτμεν και παρακαλομεν – они зиждутся на основе божественного авторитета Христа ( ν Κυρφ ησο), признаваемого и Ф-ми. Как служитель Христа, во имя Его, и исполняя Его повеление, обращается Ап. к своим последователям в Ф. с настойчивым, проникновенным и авторитетным увещанием, чтобы они, получив от него указание на то, как должно угождать Богу, преуспевали в этом более и более. Δει здесь указывает на моральную необходимость. « Αρεσκαν Θεφ – главная у Ап. Павла, и вообще библейская концепция истинной жизни для человека, в которой объединяются и религия, и мораль, как они возникают из личных отношений верующего к Богу» (Zindlay op. с. 81). Но Апостол напоминает, что все это увещание зиждется на том, что уже известно им, и что было передано им, как повеления Господни, раскрытые им во имя Его ( δια – указывает на имя и авторитет И. Христа, как на санкцию их).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Часть вторая нравственно-догматическая (главы 4 и 5) Главы 4 и 5 по преимуществу содержат нравственные уроки, в среду которых вставлено учение о втором пришествии Христовом и воскресении всех — 1Сол.4:13—18, так, однако ж, что и оно тоже направлено к возбуждению и укреплению нравственной бодренности и трезвения — 1Сол.5:1—11. От этого содержание сих глав представляет три отделения: 1) сначала даются уроки о целомудрии, братолюбии и трудолюбии. Думать надобно, что это такие уроки, которые вызывались нравственным состоянием солунян, как оно узнано и сказано Апостолу святым Тимофеем, 1Сол.4:1—12. 2) Затем идет изложение учения о втором пришествии Христовом, с нравоучительным извлечением из него, 1Сол.4:13—5, 11. И здесь, верно, решается недоумение, томившее солунян. 3) Наконец, делается перечень нравственных уроков, которые определяют нравственный строй христианских обществ и всякого христианина во все времена и во всех местах, — 1Сол.5:12—24. 1. Уроки по особенным нравственным нуждам солунян (1Сол.4:1—12) Хвалил Апостол Павел солунян. Но как совершенных нет и ни от какого общества нельзя ожидать, чтобы все были, как один, то пишет им уроки жизни, исправным — в утверждение их в добрых правилах, а неисправным — в исправление. Нет сомнения, что уроки эти идут в сообразность с тем, что Апостол Павел слышал от святого Тимофея; но в течение речи Апостола они стоят как прямое следствие из предыдущего. Молился он, чтобы Бог более и более исполнял сердца солунян любовию друг ко другу и утверждал их в целомудрии и чистоте. Но как образование христианской жизни не от одной благодати зависит, но есть плод и собственных усилий человека; то он приглашает их и самих позаботиться о том же. И на первом месте поставляет а) увещание о целомудрии, ограждая его самыми сильными побуждениями. Недостаток его был общ всем язычникам; между тем он заграждал вход благодати Божией и полагал решительную преграду всякому успеху в христианской жизни. Потому и говорит о нем святой Павел в начале и с таким напряжением. А может быть, этот порок обнаруживался у солунян с большою несдержанностию, 1Сол.4:1—8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

Часть вторая нравственно-догматическая (главы 4 и 5)...    Главы 4 и 5 по преимуществу содержат нравственные уроки, в среду которых вставлено учение о втором пришествии Христовом и воскресении всех — 1Сол.4:13—18, так, однако ж, что и оно тоже направлено к возбуждению и укреплению нравственной бодренности и трезвения — 1Сол.5:1—11. От этого содержание сих глав представляет три отделения: 1) сначала даются уроки о целомудрии, братолюбии и трудолюбии. Думать надобно, что это такие уроки, которые вызывались нравственным состоянием солунян, как оно узнано и сказано Апостолу святым Тимофеем, 1Сол.4:1—12.    2) Затем идет изложение учения о втором пришествии Христовом, с нравоучительным извлечением из него, 1Сол.4:13—5, 11. И здесь, верно, решается недоумение, томившее солунян.    3) Наконец, делается перечень нравственных уроков, которые определяют нравственный строй христианских обществ и всякого христианина во все времена и во всех местах, — 1Сол.5:12—24. 1. Уроки по особенным нравственным нуждам солунян (1Сол.4:1—12)    Хвалил Апостол Павел солунян. Но как совершенных нет и ни от какого общества нельзя ожидать, чтобы все были, как один, то пишет им уроки жизни, исправным — в утверждение их в добрых правилах, а неисправным — в исправление.    Нет сомнения, что уроки эти идут в сообразность с тем, что Апостол Павел слышал от святого Тимофея; но в течение речи Апостола они стоят как прямое следствие из предыдущего. Молился он, чтобы Бог более и более исполнял сердца солунян любовию друг ко другу и утверждал их в целомудрии и чистоте. Но как образование христианской жизни не от одной благодати зависит, но есть плод и собственных усилий человека; то он приглашает их и самих позаботиться о том же. И на первом месте поставляет а) увещание о целомудрии, ограждая его самыми сильными побуждениями. Недостаток его был общ всем язычникам; между тем он заграждал вход благодати Божией и полагал решительную преграду всякому успеху в христианской жизни. Потому и говорит о нем святой Павел в начале и с таким напряжением. А может быть, этот порок обнаруживался у солунян с большою несдержанностию, 1Сол.4:1—8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2947...

Относительно времени наступления этого дня (парусии) Апостол утверждает только его: 1) неожиданность, внезапность и 2) неотвратимость. 1) Неожиданность: «День Господень так придет, как тать ночью» ( 1Сол.5:2 ), т. е. тайну этого дня Бог положил в Своей власти и никто не знает времени пришествия его ( Мф.24:36 ). Поэтому надлежит постоянно бодрствовать, всегда быть готовым предстать на суд. «Последний день сокрыт, дабы лучше соблюдать все остальные дни» (Блаж. Августин). Кто будет проводить жизнь беспечно, думая, что день тот придет не скоро, тот уже не успеет покаяться, когда он наступит. Во время полной духовной беспечности, прекращения всякой духовной брани, «когда будут говорить «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» ( 1Сол.5:3 , ср. притчу о безумном богаче, Лк.12:16–20 ), Но кто «хорошо подготовится к своей кончине, тот от всеобщей не потерпит никакого вреда» (св. И. Златоуст) (цит. по еп. Феофану, Толк. посл. к Флп.и к Солун., изд. 2-е, М., 1895, стр. 367). 2) Неотвратимость дня Господня сравнивается с беременностью женщины, которая, хотя и знает, что ей неминуемо придется родить, но не знает срока, и если будет в беспечности, то роды могут случиться в неподходящей обстановке» ( 1Сол.5:3 ) (муки чаяния родов есть также образ христианского чаяния парусии. Для истинно христианского сознания продолжительность ожидания не имеет значения. Это дело не исследования, а веры и совести, которые приобщают христианина уже теперь к Царству славы. Оно – день, но заря его уже занялась в душе христианина, и его дело – раскрывать душу для встречи этого дня). Апостол призывает верующих, как сынов света и дня, бодрствовать и трезвиться, облекшись в духовное оружие: «броню веры и любви и шлем надежды спасения», а не спать или упиваться вином ( 1Сол.5:7–8 ), т. е. не проводить время в беспечности. Особо призывает Апостол «уважать трудящихся у вас предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Сол.5:12–13 ), т. е. оказывать повиновение священнослужителям. Необходимость этого увещания объясняется тем, что в первом веке богатство харизматических даров и ожидание парусии давало некоторым повод отрицать иерархию. Предстоятелей ап. Павел научает разборчиво относиться к пастве: бесчинных вразумлять, малодушных утешать, слабых поддерживать, ко всем относиться с терпением и любовью ( 1Сол.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

б) Об участии умерших Св. Ап. Павел рассуждает так, что они непременно воскреснут, ибо если умерший Иисус Христос воскрес, то и умерших во Иисусе Христе Бог приведет с Ним; что только уже по воскресении умерших и живые вместе с ними восхищены будут на воздухе в сретение грядущему Господу ( 1Сол. 4:13–18 ). в) Предотвращает беспечность Солунян Ап. Павел тем, что поставляет им на вид неизвестность дня пришествия Господня, и посему умоляет их ревновать о всех добрых делах чтобы: всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить Господа Бога, Духа не угашать, пророчества не унижать, все испытывая хорошего держаться и проч. ( 1Сол. 5:1–24 ). IV. В заключении Апостол просит молитв о себе, приветствует всех братьев лобзанием святым, заклинает прочитать его послание пред всеми и посылает всем благодать Иисус Христову ( 1Сол. 5:25–28 ). 1Сол. 4:13–5:11 . Учение о втором пришествии Христовом и воскресении мертвых Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбете, якоже прочии не имущии упования ( 1Сол. 4:13 ). Какого же именно не имели упования сии прочие, т. е. язычники? Упование или веры в бессмертие человеческое за гробом. Положим, что лучшие из язычников (философы) не лишены были совсем чаяний бессмертия, но и эти лучшие язычники чрезвычайно смутно и безотрадно представляли себе загробную жизнь (в виде какой-то дремоты и вообще связанного и крайне стесненного для деятельности состояния). Масса же языческая чужда была сердечной веры в бессмертие. Вот для примера некоторые характерные изречения языческих писателей о сем предмете: «Надежды – удел живых, умершие же безнадежны» (Феокрит. Идил. 4, 42). «Солнце заходит и восходит; нам же, коль скоро однажды померкнет луч жизни, предлежит непробудно спать вечную ночь» (Катулл. 5, 4). «Никто еще не возвращался из тех, коих однажды охватила хладная пауза жизни» (Лукреций, 3, 942). Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с ним ( 1Сол. 4:14 ). Почему же с людьми умершими во Иисусе неизбежно должно случиться то же, что с умершим и воскресшим Иисусом? По тесной связи их между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Сол.5:4 .  Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Но раз день Господень придет как тать, необходимо всегда бодрствовать, чтобы не быть застигнутыми врасплох. В 4 ст. чтение κλπτης лучше, чем κλπτας ( Α и Β), ибо первое лучшее всего оттеняет внезапность наступления дня Господня на подобие непредусмотренного прихода вора. Вся же сила стиха заключается в словах οκ στ ν σκτει. «Вы не во тьме нравственной, – как бы так говорит Ап. Павел, – чтобы день Г. застал вас неподготовленными. Вы сыны света – вы были некогда тьма, теперь вы свет во Христе. Вы не только просвещены, но вы все время и движетесь в сфере дня. Но если вы живете во свете, вы должны бодрствовать и трезвиться, а не спать духовно, как язычники и иудеи». Фигуральное выражение «свет» в приложении ко Христу широко использовано св. Иоанном Богословом ( Ин.8:12, 9:5–6 ). Первый долг христианина – бодрствование: но оно должно сопровождаться и «трезвлением» – не только умственною пробужденностью, но и нравственною самособранностью, которая делает бодрствующего готовым к великому событию – парусии. 1Сол.5:5 .  Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. 1Сол.5:6 .  Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. 1Сол.5:7 .  Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Ап. Павел намекает здесь на картину полных возлияний, свидетелем которых он мог быть в Ф. и Коринфе. 1Сол.5:8 .  Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, Новое сравнение христианина с воином, готовящимся к битве. Это место интересно сравнить с Еф 6:14–17 . Здесь мы читаем: броня « веры и любви», а в Еф. « броня праведности»; здесь « шлем надежды спасения», там, « шлем спасения». Любовь – здесь – упомянута на втором месте – сравни 1Кор 13:13 ; в Еф. любовь совершенно опущена. « Надежда» – в согласии с общим духом послания к Ф., поставлена на последнем месте (смотри 1Сол.1:3 ). Основой для всего стиха могли служить след. места у Ис.59:17 и Прем. 5:17–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010