2Кор.3:17 . «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Объясн. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например: от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: Евр.7:18 ; Деян.15:24–28 , и вовсе не говорит о свободе от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы: Лк.4:1–2 ; Деян.13:1–3 . Свобода дарована нам не для угождения плоти, но любовью служить друг другу. Гал.5:1:13 . «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу». Объясн. Апостол и здесь говорит о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона: Кол.2:10–12 ; Евр.10:4–9 , но ни слова не говорит здесь об освобождении, например, от постов, освящённых примерами Христа: Мф.4:2:6:16–18 , и апостолов: 2Кор.6:4–5 . Возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему закону – закону жизни во Христе, и на соучастии в страданиях Его, чрез распятие плоти со страстями и похотями: ст.24. 28) О христианской надежде Евр.13:5 . «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ). Объясн. «Не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ), – сказал Сам Бог, хотя и чрез другое лицо, именно чрез святого пророка Давида: 1Пар.18:20 . Слова Богоносных мужей, которым Бог открывал волю Свою, мы справедливо считаем словесами Божиими, и потому мы должны вполне надеяться, что Бог не покинет нас: Ин.16:28:17:13 ; Мф.7:7 . 29) О радостях христианина Ин.16:22 . «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Объясн. Здесь разумеется и радость учеников о воскресении Христа, имевшая место во время явлений Воскресшего: Ин.20:20 , и радость о соединении с Ним: Ин.14:23 , особенно чрез таинство Плоти и Крови: Ин.6:51:56 , и тогда, и особенно по смерти, для истинных последователей Христа не будет притчи, не будет гадания: 1Кор.13:12:2:9–10:31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.6:53,10:9,11:25–26,15:4–6 ; Мк.16:16 ; Кол.1:13–14 ). Такая печальная участь постигает одинаково и взрослых, и младенцев. – Что вы говорите? – возмутился Авдей. Да дети и без крещения подучают благодать Божию. Получили же её спутники Корнилия до водного погружения?.. Я обратил внимание слушателей на взаимное противоречие сектантов. Раньше Поликарп настойчиво утверждал, что младенцы не способны принимать благодать Божию: они бесчувственны будто бы, как кусок мяса. Теперь Авдей отвергает эту опровергнутую нами мысль и говорит, что младенцы без крещения получают Духа Божия. Можно ли ему верить? Нет: и он ошибается. Пример спутников Корнилия, получивших дар Духа Святого до крещения, не должен служить для него основанием. Там был исключительный случай, – было «чудо, нужное для того, чтобы убедить Ап. Петра не пренебрегать язычниками и приводить их в Церковь Христову ( Деян.11:15–18 ). Обычный же порядок при Апостолах был таков, что Дух Божий сходил лишь на крещёных христиан ( Деян.2:38,8:14–16 сн. ст. 38:39; 19:5–5 и др.). Этот порядок и для нас остаётся неизменным правилом веры. Кроме того, из указания на чудесное событие в доме Корнилия Авдей не извлекает для себя пользы и по другим соображениям. – Допустим, что спутники Корнилия получили Духа Св. до крещения. Что из того? Мы знаем, что дары Духа Божия различны ( 1Кор.12:4–11 ). Дар «сказания языком» Бог посылал, напр., ослице Валаамовой ( Числ.22:28–30 ; 2Пет.2:16 ; Иуд.1:11 ). У нас же речь не о таких дарах, а о благодати усыновления и примирения нас с Богом ( Рим.8:3,15 ; 2Кор.5:21 : Евр.7:18 ). Пусть покажут нам из свящ. Писания, что эти дары Господь посылает людям без крещения (Сн. Гал.3:27 ). В школе водворилась замечательная тишина. Глаза всех устремились на сектантов. Но ни Авдей, ни Поликарп не могли найти в Писании того, чего там нет. Они молчали...» Тогда я сказал: – Итак, без крещения никто не имеет Духа Христа. Следовательно, сектантские дети, оставаясь, по вине родителей, некрещёнными, находятся не у Христа ( Рим.8:9 ), не в Его Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог теперь принимает человечество (примирение), со Христом, дает ему воскресение. Наконец, через Христа человечество теперь оказывается достойным сошествия на него Св. Духа, примирившись с Богом (освящение). Сын Божий, таким образом, приобретает, так сказать, в Свою собственность, как Свое наследие, человечество, приобретает его дорогой ценой, ценой всей Своей жизни. Примирившееся с Богом, заслужившее вечную жизнь, освященное и очищенное благодатью Св. Духа, человечество, словом – „новая тварь» ( Гал. 6:15 ), делается неотъемлемым достоянием И. Христа по праву. Последним словом, испускавшего на кресте дух, Спасителя совершен был торжественный ввод в права этого наследия: „Совершилось!» Бесконечно возлюбивший человечество, Сын Божий получил его в Свое законное владение: цель достигнута, дело сделано! (см. Еф. 1:4 ; Кол. 1:12–14, 18–22 ; 1Пет. 2:9–10 ; Тим. 2:14; 1Сол. 5:9–10 ; Рим. 14:6–9 ; 1Кор. 6:19–20 ср. 3:16–17 и 7:23; 1Пет. 1:14–22 ср. 1Ин. 3:1–5, 9 и др). Итак, жизнь Христа была искупительной Жертвой за человечество, той ценой, которою ему было приобретено право жизни. Жертва эта имеет все свойства действительной, вполне удовлетворительной жертвы. Она – любовь, страдающее добро; поэтому ею удовлетворяется то требование от истинной жертвы, по которому жертва есть действительное наказание греха (усл. 1-е). Так как И. Христос был абсолютно безгрешен, праведен, то понесенное Им страдание (наказание) тоже было абсолютно. Как абсолютно совершенный Человек, Спаситель имел абсолютную чувствительность к боли греха, его следствиям во внешней и человеческой природе (а). Как самый совершенный Человек, Спаситель сделался самым ненавистным Человеком для мира, и испытал на Себе всю тяжесть мирской неправды в бесконечной степени (в). Его жизнь, как безусловно совершенное добро, была безусловно совершенным отрицанием и уничтожением греха и соединением жизни и смерти (т. е. смертью греха). Спаситель потерпел и видимо смерть на кресте. И так как Его страдания и смерть были делом добровольным ( Ин. 10:18 ), то Жертва Христова с совершеннейшею полнотой удовлетворяет тому требованию действительной жертвы, по которому истинная жертва есть добровольная действительная смерть (усл.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Далее: «Едва-ли правильно было бы понимать рассказ ( Деян.1:15–26 ) в том смысле, что Апостол предлагает собранию (но Апостол не предлагает, а только сообщает собранию) только указать, кто сопутствовал Христу во всё время служения Его. Ведь это лучше других было известно самим апостолам, и обращаться в таком случае к собранию было не за чем» и пр. – оказывается размышлением совсем ненужным, в виду вышесказанного. Наконец замечание: «собравшиеся по всей вероятности из нескольких известных им лиц назвали тех двух, которым, по общему мнению, наиболее «надлежало прияти жребий апостольства», – и «поставили» названных лиц по средине». О нескольких лицах ничего не говорится в тексте, как и о том, что собрание назвало тех двух, «надлежало» и пр. Получается непререкаемый и великой идейно-богословской важности вывод: апостольство в собственном смысле есть дело избрания Самого Господа, Сердцеведца всех, – поэтому Павел был «апостол не человеков и не чрез человека, но чрез Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившего Его из мертвых» ( Гал.1:1 , –ср. 1Кор.9:1 , –15:8–9, – Деян.9:3 сл., 22:6 сл., 26:12 сл.). б) Два места в толкуемых автором речах Ап. Петра: Деян.4:19–20 и 5:29: Петр и Иоанн ответили им: «право —770— (справедливо) ли пред Богом вас слушать более, чем Бога, судите (сами), – не можем ведь мы (о том), что видели и слышали, не говорить», – Петр и апостолы ответили: «повиноваться должно Богу, а не (более чем) людям», – ставили на решение автора весьма трудный вопрос об отношении христиан к внешней власти, когда она принуждает к действиям, противным духу христианства. Автор (стр. 218–224) совершенно правильно отвечает на этот вопрос во 1-х: указанием на особое и исключительное положение Апостолов, как непосредственно и лично самим Господом уполномоченных на служение Ему и Евангелию, ибо только они одни имели право на дерзновение говорить: «что мы слышали и видели», – и во 2-х, ограничением личной совести христианина (протестантизм) «Церковью или общецерковным сознанием, как свидетелем достоверности и истолкователем Божественного Откровения (св. Писания и Предания)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Келли указывает еще на двух ученых, Кинана Осборна и Дэвида Пауэра 217 , которые в своих книгах по богословию таинств обнаруживают блестящие познания, но о воскресении, странным образом, тоже молчат. Поскольку Осборн опубликовал о воскресении книгу 218 , его молчание о воскресении в контексте богословия таинств выглядит еще более загадочно. Лишь один современный автор, Герман Мартинес, исследующий феномен таинств с точки зрения свободы, включает в пастырский рассказ о семи таинствах тему воскресения 219 . Не случайно на обложке его книги мы видим изображение воскресшего Иисуса, сама же книга кончается размышлением о «знаках освобождающего присутствия воскресшего Господа» 220 . Однако Мартинес, не пренебрегающий темой воскресения в богословии таинств, остается единственным, хоть и приятным исключением. Итак, чего же можно было бы ожидать от богословия таинств, не забывающего о Христе, распятом и воскресшем из мертвых? Воскресение в богословии таинств Необходимо решительно возразить против любого подхода к таинствам, уводящего нас от пасхальной тайны. Ни жизни Иисуса, ни Его смерти самих по себе было бы не достаточно для того, чтобы установить таинственную жизнь церкви. Взглянем для начала на основные таинства – крещение и евхаристию. Крещение в воскресшего Христа Ввиду того, что воскресение тесно связано с крещением, совсем не случайно у Матфея крещальная формула «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ) звучит во время торжественного явления воскресшего Иисуса, которым завершается все евангельское повествование. Павел уверяет нас, что новообращенные входили в христианскую общину именно через крещение в распятого и воскресшего Иисуса ( Рим. 6:3–12 ; Гал. 3:27 ; Кол 2:12–13 ). Сам Иисус называл свою грядущую смерть «крещением» ( Мк. 10:38–39 ; Лк. 12:50 ). Крещаемые знают, что теперь навечно становятся одним целым с вечно умирающим и воскресающим Христом. В крещении они «возрождаются», становясь причастны «воскресению из мертвых Иисуса Христа» ( 1Петр 1:3 ; см. Ин. 3:5 ; Тит 3:5 ). Они погружаются в реальность смерти Христа, Его погребения и воскресения к новой жизни. Во время крещения они исповедуют веру в Иисуса как восставшего из мертвых ( Рим. 10:9 ) 221 . Новая жизнь означает для них бытие «в» воскресшем Христе, всеобъемлющей личности, частью которой считают себя верующие (см., например, Рим. 8:1; 16:7 ; 1Кор.15:22 ; Флп. 3:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

32 Воскресных, Евангелий 11 (одно от Матфея, два от Марка, 3 от Луки и 5 от Иоанна). Начинаясь от недели всех святых, ряд их продолжается в следующие недели, потом повторяется несколько раз в продолжение года. 33 Неделя 32 (о Закхее) должна непосрадственно предшествовать недели о мытаре и Фарисее, относящейся уже к постной Триоди. Если после недели, следующей за Богоявлением, до начала Триоди останется несколько недель, то Еванг. чтения недель 31, 30, а иногда и 29-й, повторяются. 34 В Малороссии есть древний обычай, во дни великого поста закрывать местные иконы другими, изображающими страсти Господни и скорбь Богоматери. 35 В синаксаре на сей день пишется, что для молитв Церкви, совершенных к 1-й седмице в. Поста, прощен был и бывший гонитель икон Имп. Феофил, пред смертию раскаявшийся в своем заблуждении. 36 Кроме повечерия против понедельника, на коем читается особенный канон Пророкам–древним подвижникам, на прочих читаются каноны тем святым, коих память приходит в субботу Лазареву и следующие за нею дни; (до нед. Фоминой). 38 В первых двух днях – на богослужении 1-го часа, и в последнем – по окончании всех часов дневных; после чего крест взимается и относится в алтарь. 41 Каждый день бывает три великих чтения (на 3, 6 и 9 часу), и все четыре Евангелия прочитываются в девять чтений. 42 В В понедельник, в церк. песнях, есть еще воспоминание Иосифа, проданного своими братьями, как прообраза Христова. 45 В древности, пред литургиею вел. субботы, были крещаемы оглашенные, потому, вместо трисвятого, поется на ней «Елицы во Христа креститеся» и пр. 47 Читаются канон Иисусу Христу, Богоматери, Ангелу Хранителю и канон дневной (напр. Предтече – во вторник, Апостолам – в четверг). Для больных есть кратчайшие молитвы. 48 По сей причине Диакон посвящается и на литургии преждеосвященной, но Пресвитер и Архиерей – только на совершенной литургии. 51 Апостол: 2-й. Римл. 15:1–7. 3-й. 1Кор. 12:27–13:8. 4-й. 2Кор. 6:16–7:1. 5-й. 2Кор 1:8–11. 6-й. Гал. 5:22–6:2. 7-й. 1Сол. 5:14–23. 52

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

3) Но для ожесточённых и упорно остающихся в неповиновении Ему, как Царю и Богу, Он является Царём правосудия и грозным, как и Пророки предсказывали ( Пс.2:8–9 ): «И дам Ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (слч. ст. 12. Пс.109:2, 5–6 ; Ис.11:4 ). Иисус Христос Сам в притче к Иудеям изобразил гнев Свой на тех, которые не хотели покоряться Ему, как Царю: «обаче враги Моя оны, иже не восхотеша Мене, да Царь бых был над ними, приведите семо, и изсецыте предо Мною» ( Лк.19:27 ). Такой суд нередко постигает нечестивых, отвергающих Господа, и в настоящей жизни, как это сбылось, по предсказанию Иисуса Христа ( Лк.19:43–44 ), над Иудеями, распявшими своего Царя и Господа. Иисусу-Царю принадлежит также и окончательный суд над всеми, как Сам Он учит: «Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца» ( Ин.5:22–23 ). «Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда» ( Ин.5:28–29 . слич. Мф.25:31 и сл. Лк.19:27 ). «Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, пишет Апостол, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» ( 2Кор.5:10 ). Учение Церкви о царской власти Иисуса Христа Св. Григорий Богослов учит: «подобает бо Ему царствовати, Дóндеже и пр. ( 1Кор.15:25 ), небеси прияти до лет устроения ( Деян.3:21 ), и иметь седение одесную до покорения врагов ( Евр.1:13 ). Что же после того? перестанет царствовать? сойдёт с небес? Кто ж, и по какой причине, положит конец Его царствию?.. Ты знаешь, что царствию Его не будет конца ( Лк.1:33 ). Но впадаешь в заблуждение по незнанию, что слово: дондеже, не всегда противополагается будущему времени, а напротив того, означая время до известного предела, не исключает и последующего за сим пределом. Иначе, как будешь разуметь слова: буду с вами до скончания века ( Мф.28:20 )? Ужели так, что после сего не будет Он с нами?.. Сын именуется царствующим, – в одном смысле, как Вседержитель и Царь хотящих и нехотящих, а в другом, как приводящий нас к покорности, и подчиняющий Своему царствию тех, которые добровольно признаем Его Царём ... Разве Сын не покорен теперь?.. Возьми во внимание следующее. Как за меня назван клятвою ( Гал.3:13 ). Разрешающий мою клятву, и грехом ( 2Кор.5:21 ) Вземляй, грех мира ( Ин.1:29 ), и Адам из ветхого делается новым: так и мою непокорность, как Глава целого тела, делает Он Своею непокорностью. Посему доколе я непокорен и мятежен своими страстями и тем, что отрекаюсь от Бога, дотоле и Христос, единственно по мне, называется непокорным. А когда все будет покорено Ему (покорится же, поколику познает Его, и переменится); тогда и Он, приведя меня спасённого, исполнит Свою покорность. Ибо в сем именно, по моему, по крайней мере, рассуждению, состоит покорность Христова – в исполнении воли Отчей» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В тот же день Преосвященный приехал на Улалу, и когда вошел в мою комнату, тогда осмотрел библиотеку, как общую, принадлежащую миссии, так и частную, мою. Июля 8-го Преосвященный совершал литургию в Улалинской походной церкви, и мне было там хорошо, по милости Божией, не по достоинству. После обеда Преосвященному было угодно путешествовать на высочайшую из ближайших к Улале гор. Пешком шел и вверх в вниз, и будучи на самой вершине горы, благословил Алтай наш. А я то следовал за ним, то опережал его, но только на лошади. Пешешествовать на такую крутизну не позволяла слабость груди и ног. В тот же день Преосвященный отправился в селение Алтайское. Я проводил святителя за Катунь, чрез которую переправлялись на пароме, нарочно устроенном. Там я принял благословение его, и мы простились. «Помяните меня у гроба Господня», – говорил Преосвященный. Итак, есть надежда, что меня пустят в Иерусалим? О, да исполнит ее, пострадавший там за весь мир, Иисус Христос! Народу собралось, судя по сельскому быту, великое множество на Майме, к приезду Преосвященного. Он был доволен и весьма весел. Шт. лекарь П. 654 рассказывал об одном примечательном случае в своей практике, о котором и вам звать не будет лишнее. Некто в продолжении нынешнего лета, был поражен громовым ударом, и когда были все обыкновенные средства к тому, чтобы возвратить пораженного к жизни, И. П. по наставлению служанки своей, приказал обливать его молоком всего, с головы до ног. Пораженный начал дышать, открыл глаза и потом выздоровел. Будьте благополучны. Сего желает, и желать не перестанет преданный Вам слуга, А. М. 30 июля 1843 г. Бийск. 229 655 Иисус Христос, и распятый притом ( 1Кор.2:2 ; Деян.4:12 ; Рим.10:9 −10; Деян.16:30 −31; Гал.5:6 ; 1Ин.4:10 −11, 16−18; 1Ин.3:18 ) – Слово Божье и молитва ( Кол.3:16 −17; 1Тим.4:5 ), смирение и любовь ( Мф.5:3 −12; Флп.4:8, 2:4 −11; 1Пет.1:22 −25), терпение и послушание, послушание ( 2Пет.1:3 −8, 11; Мф.11:28 −30; Ин.15:1 −8; Рим.6:21 −23). Иисус Христос и распятый притом. Ибо я положил, будучи у нас, ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Kop.2:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Вспомним из Откровения ободряющую нас благую весть о том, что Собезначальный Отцу Логос есть тот «истинный Свет, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир» ( Ин.1:9 ). Больше того: мы не должны забывать, что во Христе мы воистину получаем крещение Духом Святым и огнем. Однако воздержимся и от преувеличенного вывода, сознавая параллельно, что полнота совершенства на земле не достигается, что наш внутренний слух и наше духовное зрение не непогрешимы. Самый Свет истины своим пришествием свидетельствует, что мы не свободны от тьмы греха и страстей. Святые апостолы и отцы наши были научены Духом Святым отличать исходящее от Бога от своих домыслов и соображений, как бы ни казались сии последние высокими и даже святыми (ср. Деян.16:6–10 , 1Кор.7:10, 12, 25, 40 , и др.). Ведение «сокровенной Тайны Божией» (ср. Еф.3:3–5 ) они сообщали способным воспринять ее (ср. 2Тим.2:2 ); и так происходит в Церкви до наших дней. Мы же должны помнить, что с каким бы усердием ни молился человек, боязнь ошибки никогда не должна покинуть его (ср. Гал.2:2 ), как и стремление все к большему приближению к Единой, вечно неизменной Истине не должно умалиться (ср. Флп.3:12–14 ). Сказанное выше порождено не колебаниями в вере (ср. Рим.12:6 ), но трезвенным исканием верного пути и ответственным самоконтролем (ср. Еф.5:15 ). Когда Нетварный свет Божества объемлет человека, тогда он бытийно пребывает в Истине, и в духе его не остается места вопросам: «вы теперь имеете печаль; по Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем»: ( Ин.16:22–23 ). Но если из этого плана совершенства мы выпадаем, и нам необходимо преодолевать в себе страсти, чтобы очистить внутри нас место для благодати Духа Святого, то порождаются в душе многие вопросы, и чем ниже духовно спускаемся мы, тем обширнее становится проблематика с неразрешимыми недоумениями. В Боге беспредельное величие чудным образом сочетается с крайним смирением, вносящим совершенно особую сладость в любовь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Дифференциация есть самоопределение: за или против Иисуса. Но частичная дифференциация возможна и в среде учеников. Об этой дифференциации и будет речь в последующих стихах (ст. 13–19). Они говорят о поставлении Двенадцати. Мк.3:13–19 Поставление есть выделение. Господь уединяется на гору и зовет к Себе, кого Сам хочет (ст. 13). Поставление Двенадцати предполагает противоположение их более широкому кругу, тоже среди учеников. Поэтому русский перевод: «из них» (ст. 14), восполняющий подразумевающееся в греческом тексте, должен быть признан правильным. Число Двенадцати, очевидно, отвечает числу колен Израилевых. Господь думает об Израиле духовном, который призваны пасти Его ученики. Название «апостол» тут не встречается, но в Мк.6:30 оно предполагается известным (о πστολοι). Евангелист Лука говорит о наименовании Двенадцати апостолами при самом поставлении (Лк. Мк.6:13 ). Имя πστολος, происходящее от глагола ποστλλω, имеющего, по сравнению с более общим глаголом πμπω, значение «посылать с определенным поручением» предполагает особое служение, на апостолов возлагаемое. Список Двенадцати совпадает со списком, который дает Матфей, причем в обоих списках наблюдается в древних рукописях колебание в передаче имени апостола, названного в русском переводе Мк. Фаддеем (ст. 18), а в русском переводе Мф. – Леввеем, прозванным Фаддеем (Мф. Мк.10:3 ). Сомнения в тексте обоих апостолов не возникает. Труднее согласование в том же пункте с Лк. У Луки ( Лк. 6:16 =Деян. Мк.1:13 ), вместо имени Леввея-Фаддея стоит имя Иуды Иаковлева. Тожество предполагается и тут. Ап. Иуда, не Искариот, упоминается у Иоанна ( Мк.14:22 ). Еще в древности блаж. Иероним называл этого апостола треименным: trinominus. Поставление Двенадцати Иисус сопровождает переименованием некоторых из них. Имя «Петр» (ст. 16) есть греческий перевод с арамейского «Кифа», которое встречается в Ин. ( Мк.1:42 ) и у ап. Павла ( 1Кор. 1:12 ; Мк.9:5 ; Мк.15:5 ; Гал. Мк.2:9, 11, 14 ) и означает как камень (=греч. πτρος), так и скалу (=греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010