43. «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу…» (1Ин. 3:21). Дерзновение к Богу Грабитель в чужой квартире пугается собственной тени, Заяц в лесу страшится и падающего листа, Дикий зверь боится дневного света, Одинокий человек боится самого себя. 44. «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.» (Пс. 24:5). Истину ищи в своем сердце Затерявшиеся очки ищи у себя на лбу, Потерянное ведро найдешь в колодце, Исчезнувшую со стола рыбу увидишь в когтях у кошки, Если ты ищешь Истину, ищи Ее в своем сердце. 45. «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.» (1Ин. 3:24). Узнаем по духу Когда мать берет плачущего младенца на руки, он сразу замолкает, Когда доносится аромат розы, нет нужды говорить, что она расцвела, Когда ребенок заснул, ему не нужно объяснять, что он спит, Когда человек находит Бога, это понятно ему самому. 46. «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:4). Научись чуткости Если столяра толкать под руку, работа будет испорчена, Если водителя поучать в дороге, не миновать аварии, Если кузнецу показывать куда ему бить, можно лишиться пальца, Если только говорить и не слушать, не найдешь собеседника. 47. «…Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иак. 4:4). Опьянение миром Когда собака гонится за зайцем, ее не собьешь со следа, Когда кот играет с пойманной мышью, его не подманишь рыбой, Когда медведь добирается до меда, он теряет всякий страх, Когда богач видит деньги, он забывает обо всем на свете. 48. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иак. 3:18). Плод правды Если не хочешь ничего терять – ничем не владей, Если не хочешь блуждать, не выходи из дома, Если не любишь шума, не броди по базарам, Если ищешь покой, не имей никаких забот. 49. «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6:22).

http://isihazm.ru/?id=104

Но неистинным человек может быть не только в речах, но также и в мыслях, и в делах своих. Есть люди, которые представляются расположенными к ближним своим, но на самом деле далеко не таковы. Ирод, например, говорил добрые речи волхвам, но в действительности был злой и лживый человек, потому что имел при этом недобрый замысел. Равным образом лица, подосланные фарисеями и саддукеями к Господу с вопросом, следует ли давать дань Кесарю или нет, были лживы, поскольку хотели при этом не истину узнать, а уловить Господа в слове. При мысли о них невольно припоминается изречение псалмопевца: «и если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, вышедши вон, толкует». Фарисеи не были истинными даже в молитвах своих, ибо молились лицемерно. Они были виновны в этом грехе настолько, насколько старались при этом выставить себя благочестивыми, не имея благочестия в сердце. А лицемерие есть ложь и притом – самого позорного вида. Удалим же далеко от своего сердца низкую лживость и лицемерие и никогда не допустим в него этих презренных пороков. К этому да побудит нас учение об истинности и верности Божией. Что мы выражаем, когда называем Бога истинным? Что мы выражаем, когда называем Бога верным? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог истинный и верный? К чему побуждает нас сия истина? 14. Бог есть совершеннейшая любовь и потому – Дух всеблагий, премилосердый, многомилостивый и долготерпеливый Бог есть любовь. 1Ин.4:16 . Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Пс.144:9 . Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.135:1 . Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Пс.102:8 . Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Иез.33:11 . Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:19 . Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Рим.2:4 . В первом послании к коринфянам апостол Павел пишет: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Слово κολασς в 1-м послании Иоанна никак не может иметь значения «отрезанности»: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение [κολασιν – наказание]». ( 1Ин.4:18 ). Поэтому Свидетели Иеговы необоснованно и вольно подставляют другое слово, с оригинальным значением не связанное: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх сковывает». ( 1Ин.4:18 , ПНМ). Таким образом, Свидетели Иеговы одно и тоже слово κολασς, в случаях, когда правильный перевод противоречит их учению, переводят двумя другими различными по смыслу словами «отрезанность» и «сковывает», ни одно из которых не соответствует лингвистическому смыслу греческого. Это опять подтверждает, что Свидетели Иеговы руководствуются прежде всего собственным пониманием, а не греческим оригиналом и принципами толкования. Следовательно, их вариант перевода не имеет под собой оснований и не может быть принят для установления истинности собственного вероучения. В Септуагинте также употребляется слово κολασις со значением «наказание»: «они понесут наказание [κολασν] за вину свою» ( Иез.44:12 ); «чем Господь воздал ему заслуженное наказание [κολασιν]». ( 2Мак.4:38 ). То, что в Мф.25:46 и 2Пет.2:9 идет речь именно о наказании, подтверждают и прямые аналогии в Библии:«и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую». ( Мф.25:33 ); «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения [κρσεως]». ( Ин.5:29 ); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание – поношение, посрамление, поругание, посмеяние, стыд, позор, срам] и посрамление [ – мерзость]». ( Дан.12:2 ). Совершенно очевидно, что с одной стороны Библия предлагает воскресение к жизни вечной и наследование Царства ( Мф.25:34 ), а с другой – воскресение осуждения, тождественное вечному наказанию, поруганию и посрамлению в вечном огне ( Мф.25:41 ), что совершенно не похоже на бессознательную смерть, предлагаемую Свидетелями Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Ясно поэтому, что и вера, и рождение от Бога, и всякий отдельный дар Святого Духа имеют степени, а слова Апостола Иоанна о том, что рожденный от Бога не грешит, относятся только к высшей степени одухотворения, но и степень эта должна «возгреваться подвигами» ( 2Тим.1:6 ), ибо Господь сказал, что «изгоняющие Его именем бесов не могут вскоре злословить Его» ( Мк.9:39 ), а Апостол Павел выразился так: «некоторые, отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). Возвращаемся к рассмотрению даров Святого Духа. – Пока мы остановились на одном – на духе премудрости, который даётся облагодатствованному верующему, особенно при засвидетельствовании его веры пред гонителями. Впрочем, прежде, чем продолжать рассмотрение отдельных дарований Духа Святого, должно остановиться на словах Св. Писания, в частности Св. Апостола Иоанна: «возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:1–3 ). – Первый признак, отличающий истинного Духа от ложного, от самообмана, поддерживаемого диаволом, есть, следовательно, правильное исповедание веры. Второй признак указывается далее через 4 стиха. «Мы от Бога; знающий Бога послушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» ( 1Ин.4:6 ). По какому признаку? По признаку послушания церковной власти и церковному учению. Там нет Святого Духа, где упрямство и разделение. Все ереси начинаются именно с такого признака – гордого разделения и непослушания. И отступление Адама началось отсюда же. Напротив Дух Святой есть дух единения и мира. Вспомните кондак Св. Пятидесятницы: «егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва». По сему спасительному свойству Святого Духа первое Его дарование выразилось в научении верующих говорить всеми языками, дабы уничтожить лукавое деление людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Это значение крестной смерти Иисуса Христа, как искупительной жертвы за грехи мира, представляет собою основной догмат апостольского вероучения. Вся сущность апостольской проповеди заключается в изложении веры апостолов, что кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха, потому что в Своей крестной смерти, именно как Сын Божий, Он явился действительным умилостивлением за грехи наши, и не только за наши грехи, но и за грехи всего мира ( 1Ин.1:7, 2:2 ). По учению апостолов, смерть Иисуса Христа потому именно и совершилась, что она еще прежде создания мира была назначена Богом для искупления человека от преступлений его суетной жизни ( 1Пет.1:18–20 ; Еф.1:3–7 ; Откр.13:8 ). Именно еще прежде создания мира Богу подлинно было ведомо, что в мир войдет грех , и что вследствие этого мир сделается недостойным своего Творца, и даже бросит тень несовершенства на благую и премудрую творческую деятельность Его; и тем не менее Бог все-таки осуществил Свою мысль о создании мира, потому что единородный Сын Божий также еще прежде создания мира благоволил принять на Себя будущий грех его ( Евр.10:5–10 ), и потому в определенное время Он действительно явился в мире для уничтожения греха Своею жертвенною кровию ( Евр.1:2–3 ). В силу особой цели Его явления в мире, оно естественно было не каким-нибудь чудесным откровением Его в полноте Его Божественной славы, а, напротив, явным самоуничижением Его в человеческом рождении от Девы Марии; потому что рожденный от Нее младенец Иисус и есть именно Спаситель мира – единородный Сын Божий ( Гал.4:4–5 ; 1Ин.4:9–15 ), Который предал Себя за нас в приношение и жертву Богу ( Еф.5:2 ), чтобы избавить нас от всякого беззакония ( Тит.2:14 ). Предупреждая возможные возражения против веры в Иисуса от Назарета, как в обетованного Божия Христа, как в собственного и единородного Божия Сына, апостолы указывали на откровение Иисусом от Назарета неведомой миру тайны действительного спасения мира от зла и на фактическое осуществление этого спасения в собственном лице Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

В других местах Священного Писания говорится о назначении человека по отношению к себе как о возрастании в любви, посредством которой человек соединяется с Богом и обретает вечное блаженство. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Это возрастание в любви невозможно без любви людей между собой, без любви к ближнему. По словам апостола Иоанна Богослова, кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин.4:20–21 ). 4.3. Назначение человека по отношению к остальному творению Из Божественного Откровения известно, что человек, созданный после прочих тварей, был введен Богом в мир, для того чтобы владычествовать над всем сотворенным (см.: Быт.1:28 ), а также возделывать и хранить его (см.: Быт.2:15 ). Таким образом, в отношении мира человек предназначен прежде всего к тому, чтобы быть в нем заботливым хозяином и управителем. Однако назначение человека не ограничивается только такими «хозяйственными» функциями. Замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения. Ап. Павел говорит, что в конце времен будет Бог все во всем ( 1Кор.15:28 ). Поскольку Бог есть полнота жизни, Он желает, чтобы все творение приобщилось к этой полноте и стало выражением Божественной жизни, единением в любви, которая составляет образ бытия Бога. Но приобщение тварной природы к жизни Божества не может быть следствием необходимости, оно совершается свободно. Единственным в видимом мире тварным существом, которое способно реализовать свою жизнь как свободу, является человек. X. Яннарас отмечает, что «между тем, чем мир является актуально, и тем, чем он призван быть, стоит человеческая свобода, которая только и может преодолеть разрыв между существованием мира и целью этого существования» 830 . «На пути своего соединения с Богом, – говорит В. Н. Лосский , – человек не отстраняет от себя тварного, но собирает в своей любви весь космос... чтобы был он в конце преображен благодатью» 831 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Таким образом, означенное обличение относится не к пастырям Св. Православной Церкви, а скорее к сектантским наставникам и руководителям, которые без всякого права восхитили власть учить других и, подобно Иудейским книжникам и фарисеям, присвоили себе первые места в сектантских собраниях (об учительстве см. след. ст.). Ст. 8. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель Христос; все же вы братья». Означенными словами Спаситель не запрещает называть учителями людей, наставляющих других в Слове Божием, так как Он Сам, по слову апостола, «поставил в Церкви (иных) одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ); а не позволяет лишь, называться учителями в том смысле, в каком прилагали к себе это название Иудейские книжники и фарисеи. Последние же добивались этого названия не столько из желания учением других принести пользу ближним, сколько из тщеславия и гордости. В этом отношении православные пастыри нисколько не походят на обличаемых Христом книжников и фарисеев, так как не только не добиваются приятного для последних названия «учитель», но и по большей части совершенно не носят звания «учитель», заменяя его наименованием пастырь, священник, пресвитер и т. п. Ст. 9. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Означенными словами Спасителя сектанты обличают православных за то, что они имеют обыкновение называть своих пастырей «отцами и батюшками». В ответ сектантам можно сказать следующее, православные называют своих пастырей отцами совершенно не в том смысле, в каком это запрещает Господь, и каковое приличествует одному Богу. Православные пастыри называются отцами в том смысле, что они своим учением и руководством воспитывают верующих в духовной жизни и посредством св. Таинств как бы возрождают нас для вечной жизни. Что Господь не запрещает называть в этом смысле пастырей отцами, видно из того, что в данном смысле называли себя отцами сами святые апостолы. Так, ап. Павел писал в послании к Коринфянам: «хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Известно также из Слова Божия, что апостолы часто в своих посланиях называли христиан детьми. Так, например, ап. Иоанн Богослов в первом своем Послании пишет: «Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не согрешали» ( 1Ин.2:1 ; см. 1Ин.2:18 ; Гал.4:19 ). А если так, то естественно, что апостолы ставили себя по отношению к христианам на положение отцов. Вышеприведенными словами Господь запрещает называть кого-либо отцом в том смысле, в каком это наименование принадлежит к одному Богу. В самом деле, только один Господь в собственном смысле является источником нашего бытия, а потому только Ему одному и приличествует собственно наименование Отца в строгом значении слова. «Для сего пишет апостол, преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах, и на земле» ( Еф.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Каких сынов Божиих? Членов [тела] Сына Божия. И посредством любви такой человек сам станет членом, вступит через любовь в единство тела Христова, и будет единый Христос, любящий Самого Себя. Ибо когда члены любят друг друга, тело любит само себя. Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). И что говорится далее? И вы – тело Христово и члены ( 1Кор.12:27 ). [Иоанн] чуть ранее говорил о братской любви: Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин.4:20 ). Если же ты любишь брата, то, быть может, ты любишь брата, но не любишь Христа? Как это может быть, если ты любишь члена [тела] Христова? Когда ты любишь членов [тела] Христова, ты любишь Христа; когда ты любишь Христа, ты любишь Сына Божия; когда ты любишь Сына Божия, ты любишь также Отца. Поэтому любовь не может быть разделена на части. Выбери для себя то, что любишь, и остальное последует за этим. Допустим, ты скажешь: «Я люблю только Бога, Бога Отца». Ты солжешь! Если ты любишь, то любишь не Его одного; но если ты любишь Отца, то любишь и Сына. Да, говоришь ты, я люблю [P. 416] Отца и люблю Сына, но только это: Бога Отца, Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который вознесся на небо и сидит одесную Отца, то Слово, через Которое все было сотворено, и Слово стало плотию, и обитало с нами (ср. Ин.1:14 ). Ты лжешь, ибо если ты любишь Главу, то любишь и члены; если же ты не любишь члены, то не любишь и Главу. Разве не слышишь ты гласа Главы, произносящего с небес от имени Своих членов: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? ( Деян.9:4 ). Он назвал Своим гонителем гонителя членов [тела] Своего. Он назвал возлюбленного Своего возлюбленным членов [тела] Своего. Что такое члены [тела] Его, вы уже знаете, братья, это – Церковь Божия. 4 . Откуда мы узнаём, что любим сынов Божиих? Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Мы вздыхаем здесь из-за того, что исполнять заповеди Божии тяжко.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Господь милосердыми внушениями Своими, при свидетельстве недостоинства моего, склонил тебя к тому, чтобы ты пожелав избрать безопаснейшую стезю спасения, на которой легче было бы для тебя не грязь прибавлять к грязи, но в силе Божией восходить от веры в веру ( Рим.1:17 ), от нечистоты в чистоту ( Деян.15:9 ), и от славы в славу (2 Kop.3:18) уподобления Господу Иисусу Христу. Дабы стяжав чистое сердце, ты узрела Его на небе, как Он есть, и таким образом подобною Ему сделалась ( Мф.5:8 ; 1Ин.3:2 −3), дабы и здесь еще исполнилось в тебе сие слово апостольское: вы ныне свет в Господе, поступайте как чада света ( Еф.5:8 ), и как лучи единого солнца правды – Христа, общею верою ( Рим.1:12 ) сосредоточиваясь в сердце Его, и святою любовью соединяясь друг с другом, составляйте единый свет для сего и в тебе. Как в других, должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, уничижил Себя самого, приняв образ раба, соделавшись подобным человекам. И по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог Его превознес ( Флп.2:5 −12). Часто освящайте молитвенным воспоминанием сих богодухновенных словес воображение и память, разум и сердце, и уста (ибо все освящается словом Божьим и молитвой ( 1Тим.1:5 ). Со страхом и трепетом старайся о своем спасении, и все делай без ропота и сомнения, чтоб и тебе быть чистою и неповинною, и в единстве с чадами Божьими непорочными посреди нечестивого и развращенного рода (так называется мир – Ин.17:16 −15; 1Ин.5:19 ; Иак.4:4 −10), в котором они сияют, как светила в мире ( Флп.4:14 −15). И как всякой луч вещественного света идет от солнца видимого, так и всякой луч умного света посылается невечерним солнцем – Иисусом Христом. И один луч, может быть, оставляет многие сообразные во многом души, но все сии лучи –суть одно во Христе Иисусе ( Гал.3:28 ), и все составляют единый свет Христов, который есть единая, святая, соборная и Апостольская Церковь . Сам же Господь Иисус Христос есть сияние славы Отца Своего, и образ существа Его ( Евр.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Путь чистоты. Без веры и смирения человек не замечает своих грехов или считает их несущественными. Но признание своей греховности еще недостаточно. Недостаточно знать, что ты болен: нужно сделать усилие вылечиться. Первым условием исцеления от греха Св. Писание считает покаяние. Для человека, осознавшего свой грех , естественно сожалеть о нем; но истинное покаяние есть «печаль ради Бога», производящая спасение и, следовательно, дающая вечную жизнь в Боге. Всякий грех есть грех против Бога, потому грех есть нарушение богоустановленного закона бытия ( 1Ин. 3:4 ), и противление воле Божьей ( Пс. 39:9, 106:11 ). Мы часто не замечаем, что грешим против Бога. Но вера должна была бы открыть нам глаза. «Не всякий говорящий Мне – Господи! Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). «Моя пища – творить волю Пославшего Меня» ( Ин. 4:34 ). Грех разрушает в нас образ Божий, но богообщение невозможно без богоподобия: «будем подобны Ему (Богу), потому что увидим Его, как Он есть!» ( 1Ин. 3:2 ). Всех, кого Бог предопределил к вечной жизни, Он предопределил также быть «подобными образу Сына Его» ( Рим. 8:29–30 ). Поэтому, если Бог свят, то и человек должен быть свят, если он хочет жить с Богом. Тот, кто не покаяется, не может восстановить своих отношений с Богом и быть в Его Царстве. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» ( Мф. 3:2 ). Бог дарует «покаяние в жизнь» ( Деян. 11:18 ) и готов ждать и долготерпеть, пока не покаятся возможно большее число людей ( 2Пет. 3:9 ). Бог радуется всякой кающейся душе более, чем о «не имеющих нужды в покаянии» (или почитающих себя таковыми)! ( Лк. 15:7 ). Эта радость Божия, о которой неоднократно говорит Христос, свидетельствует о желании Бога быть в единении с людьми. Блудный сын не менее дорог Богу, чем оставшийся Ему верным, не за то, конечно, что он «блудный», но за то, что он – сын, который «нашелся» для Бога, чтобы участвовать вместе с Ним в пире вечной жизни… Во Христе открыта людям возможность жизни в Боге. Но если они сознательно пренебрегают ею, им уже не остается более возможности покаяния, ибо «они снова распинают в себе Сына Божия и насмехаются над Ним»; они «близки к проклятию» ( Евр. 6:6–8 ). Поэтому Христос с негодованием и печалью говорит о людях, которые неспособны были поверить в Него, несмотря на Его чудеса и проповедь ( Мф. 11:20–24 ). «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, – не поверят!» ( Лк. 16:31 ). Неспособные внять голосу Истины отвергнут всякий дар Божий и Самого Бога, предпочитая оставаться в своих грехах и в своих земных наслаждениях подобно богачу в притче о Лазаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010