Держась этого, вы избежите вожделения к миру, а не имея вожделения к миру, вы не покоритесь ни похоти плоти, ни похоти очей, ни гордости житейской, и приготовите место грядущей любви, чтобы любить Бога. Потому что если в сердце вашем будет любовь к миру, не будет там любви к Богу. Держитесь лучше любви к Богу, чтобы, как Бог вечен, так и вы пребывали вовеки, потому что всякий человек таков, какова его любовь. Любишь землю – будешь землей. Любишь Бога – что мне сказать? Что будешь богом? Не смею сказать это от себя, послушаем Писания: Я сказал: вы боги и сыновья Вышнего все ( Пс 81:6 ) 112 . Итак, если вы хотите быть богами и сынами Вышнего, не любите мира и того что в мире, ибо все, что в мире – похоть плоти, и похоть очей, и гордость житейская, которые не от Отца, но от мира, то есть от людей, возлюбивших мир. И мир прейдет, и похоти его, но кто творит волю Божию, пребывает вовеки, как и Бог пребывает вовеки. Рассуждения на послание Иоанна к парфянам, рассуждение пятое. На 1 ин 3:9–17 От переводчика. Накануне Августин произносил четвертое “Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам”, в конце которого определил тему следующего рассмотрения – противоречие между 1Ин. 1 и 1Ин. 3:9 : «Есть вопрос, над разрешением которого нам предстоит потрудиться, так как мы называем себя грешниками, ведь если кто скажет, что он без греха, он лжец. Но в послании того же Иоанна мы находим слова: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем. Вы ведь должны помнить из ранее читанного: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет ( 1Ин 1:8 ) 113 . А дальше, напротив, слышишь: Кто рожден от Бога, не грешит; согрешающий не видел Его и не познал Его; всякий, кто творит грех , от диавола ( 1Ин 3:9, 3:6, 3:8 ) 114 . Не бывает греха от Бога. Снова нам страшно от слов Иоанна. Как это мы рождены от Бога – и при этом признаем себя грешниками? Сказать ли нам, что мы не рождены от Бога? Но тогда каково действие этих таинств во “младенцах” (то есть крещения в новокрещенных – С. С.)? Что сказал Иоанн? Кто рожден от Бога, тот не грешит. И сам же Иоанн сказал: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет. Вопрос большой и трудный, и я призываю ваши силы, возлюбленные, к его решению» (Ep. Io. tr. 4, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Небесные дарования святых есть продолжение, усиление и расширение их земных дарований. Так, святым людям на земле присущ дар ведения всего сокровенного и тайного. Св. пророк Ахия, хотя был слеп, но узнал пришедшую к нему жену Иеровоама. Пророк Елисей знал, что далеко от него делали слуга Гиезий и сирияне. Св. ап. Петр раскрыл утаенное Ананией и Сапфирой ( 3Цар.14:4–6 ; 4Цар.5:25, 6:8 ; Деян.5:1–11 ). И совершенно понятно, что это свойство святых на небесах безмерно расширяется и делается присущим всем святым с момента отделения их душ от тел. Исключительное значение имеет молитва за других со стороны людей праведных. «Много может усиленная молитва праведного. Или я был человек, подобный нам, и молитвою своею прекратил дождь и испросил дождь». Об Иове праведном Господь сказал: «раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иак.5:16–18 ; Иов.42:8 ). И это потому, что «если сердце наше не осуждает нас, – говорит св. апостол, – то мы имеем дерзновение к Богу и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Ин.3:21–22 ). Таковы молитвы святых Апостолов за людей: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания», «не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнились познанием воли Его», «о сем-то и молимся, о вашем совершенстве» ( 2Фес.1:11 ; Кол.1:9 ; 2Кор.13:9 ). Св. апостол говорит христианам: «не перестанем молиться о вас». Если молитва Апостолов была на земле непрестанна, то, как она может перестать после того, как они «вышли из тела и водворились у Господа?» Ведь, «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( Кол.1:9 ; 1Кор.13:8 ). Если святые люди имели на земле любовь к людям и в этой любви стяжали самый залог жизни вечной, то, очевидно, что, перейдя через любовь «от смерти в жизнь» ( 1Ин.3:14 ), они не лишились этой любви к людям, но продолжают ее иметь, иначе бы они лишились самого Царства Божия и перестали бы его чувствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Тайну божественного посланничества Сына Божия раскрыли апостолы с большею подробностью, чем Христос. Но мы не будем приводить здесь все места об этом из Писаний Апостольских, а ограничимся двумя-тремя, чтобы читатель видел тождество учения апостолов и Христа вопреки ложному взгляду Толстого. «Любовь Божия к нам открылась в том, говорит Иоанн Богослов, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» ( 1Ин.4:9 ). Посольство это совершилось чрез воплощение Сына Божия, как говорит ап. Павел: «Бог послал Сына своего (единородного), Который родился от жены (без мужа), подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:4–5 ). Самое воплощение представляется как восприятие действительной человеческой природы, со всеми ее свойствами и немощами, кроме греха. «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной, в жертву за грех , и осудил грех во плоти» ( Рим.8:3 ). И в истинности всего этого апостолы убедились чрез непосредственное соприкосновение с личностью Иисуса, в Котором они признали Спасителя мира. «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына, Спасителя миру». А потому, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1Ин.4:14–15 ). Христианское учение о том, что Иисус Христос есть Второе Лицо Святой Троицы. Сын Божий, воплотившийся по воле Бога Отца, от Девы Марии для спасения человечества от греха, смерти и диавола. Толстой называет «кощунством», «клеветою на Бога», «мошенничеством, вызвавшим всевозможные злодейства» (I, 20). Но на все подобные хулы Толстого дал ответ Сам Спаситель неверующим современникам, предвидя в лице их всех последующих хулителей, и Своим ответом Он запечатлел истину о Себе как Сыне Божием так, что невозможно как-либо изменить или перетолковать Его учение. Неверующим иудеям, обвинявшим Его в богохульстве, Он сказал: «Тому ли, которого Отец освятил (γιασε – назначил, определил на дело спасения мира), и послал в мир, вы говорите, богохульствуешь, потому что Я сказал, Я Сын Божий» ( Ин.10:36 ). Насколько ясно Христос раскрывал учение о Себе как Сыне Божием, видно уже из того, как понимали это учение враги Его, несколько раз даже покушавшиеся побить Его камнями. «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, сказали Ему иудеи, но за богохульство», за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом» ( Ин.10:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

В этом случае, скажем словами этого же Апостола: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ). И потому «имеющий сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:12 ). Следовательно, пока на земле есть христианские народы, исповедующие воистину, что Христос есть Сын Божий, до тех пор об умалении Царства Божия на земле и речи быть не может. Частные падения в Церкви врачуются средствами самой же Церкви. Судить о состоянии Царства Божия на земле по этим частным падениям незаконно, и подлежит даже величайшему сомнению – справедливо ли иметь решительный суд даже о частной падающей воле? «Ты кто еси судяй чуждему рабу? – говорит Апостол Павел. – Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его» ( Рим.14:4 ). Воля человеческая есть больная воля, и не в том ли обнаруживается наибольшая сила жизни Церкви, и благоухающий цвет ее, и высокое достоинство ее, и слава ее, и торжество ее, что она, имея объектом своим больную волю человека, творит ее наивозможно здоровою, настолько здоровою, что нравственный идеал христианства остается для нее свойственным, родным и собственным? «Не здоровые имеют нужду во враче, – говорит Иисус Христос, – но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:12–13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31 ), и Церковь христианская, верная своему призванию, в духе и силе своего Верховного Вождя и Божественного Главы, не святых только и праведных блюдет в ограде своей, но и падших, обращающихся к ней, возводит в святость и непорочность. Пример обращения Закхея-мытаря ( Лк.19:5–9 ), образ евангельской грешницы, облившей ноги Иисуса Христа слезами, отиравшей их своими волосами, целовавшей и намощавшей их драгоценным миром ( Лк.7:37–48 ), история обращения Савла, дышащего «угрозами и убийством» ( Деян. 9:1–18 ), даже образ разбойника, исповедавшего Иисуса Христа Господом с креста своего ( Лк.23:42 ), живы до сегодняшнего дня в Церкви Христовой, и это явление, несомненно, свидетельствует собой об особенной и чрезвычайной жизненности Церкви Божией на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Иначе говоря, христианину-баптисту или лютеранину следует признать, что и православные и католики имеют такие же возможности вечного спасения, как и его собратья по церковной принадлежности. Точно так же православному христианину следует согласиться, что и в протестантизме, равно как и в католичестве спасение возможно. Такое признание означает, что христиане разных Церквей получают возможность надеяться на спасение всех крещеных людей, искренно исповедующих Иисуса Христа своим Господом и Спасителем во исполнение апостольских слов: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его мертвых, то спасешься» ( Рим. 10:9 ). Если эта радость о возможности спасения всякого христианина станет общехристианским достоянием, то ни один крещеный человек не станет приговаривать других крещеных к вечной гибели только потому, что они принадлежат другой церковной организации, отличающейся одна от другой никому не понятной, состоящей из двух слов вставкой в Символе веры (католики), или иными формами почитания прославленных святых (протестанты). Слово Божие дает многочисленные основания для такого взаимного признания христиан, хотя бы и разномыслящих по отдельным вопросам вероучения, но единых в главном. Мы находим в апостольских писаниях множество указаний на те условия, при которых христианин может и должен признаваться таковым, т. е. истинным и полноправным членом спасающей Церкви Христовой. Так Иоанн Богослов, любимый ученик Христов, провозглашает: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ). В той же главе своего послания он преподает указание: «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:2–3 ). Иоанну вторит великий учитель народов, святой апостол Павел: «Никто говорящий Духом Божиим не произнесет анафемы на Иисуса и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ) и потому, как мы видели в приведенном уже выше тексте, достаточно для спасения, если кто устами исповедует Иисуса Христа Господом, а сердцем верует в Его воскресение ( Рим.10:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Это те, которые «насаждены в доме Господнем, и во дворах Бога нашего процветут» ( Пс.91:14 ). Это приметы и доказательства истинных христиан – в том, что они делают правду, по учению апостола: «Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него» ( 1Ин.2:29 ), – как и ложных христиан доказательство в том, что они не делают правды: «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога» ( 1Ин. 3:10 ). Рассудив об этих приметах истинных христиан, осмотримся, христианин, находимся ли мы среди них, и постараемся принести плоды достойные покаяния, да не услышим от Господа в день Его: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк.13:27 ). Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп.4:8 ). § 392. Христианам должно горних, то есть небесных и вечных, благ искать с усердием, а не временных и мирских, по учению апостола: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:1–2 ). 1) Поскольку христиане воскресли духовно, и вновь возродились, и из плотских сделались духовными, то и искать должны не плотского и мирского, но духовного и небесного. 2) Требует того от них вера их, которая очищает сердце от мирских похотей и обращает к Богу и желанию небесного. Ибо вера есть дар Божий духовный, и учит нас духовного искать, если ее имеем, и поскольку от неба приходит к нам, то к небу восхищает и влечет сердце наше. 3) Христиане в мире этом – пришельцы и странники ( Пс.38:13, 118:19 ; Евр.11:13 ). Поэтому не должны примешиваться сынам века сего, которых «бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» ( Флп.3:19 ). 4) Христиане позваны в жизнь вечную ( 1Тим.6:12 ), которая одна только и нужна; и это есть «благая часть, которая не отнимется» у нас ( Лк.10:42 ). Итак, ее одну избирать и искать со всяким прилежанием должно. 5) «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти», и прочее ( 1Тим.6:7–9 и след.). Посему не должно нам сокровищ скрывать на земле, но – на небе ( Мф.6:19–20 ). 6) Жилище христиан – на небесах, по учению апостола ( Флп.3:20 ). Посему, если и притекает к нам богатство, не должно нам прилагать к нему сердца ( Пс.61:11 ), но через руки нищих туда предпосылать, где сокровище наше, «ибо где сокровище наше там будет и сердце наше» (ср. Мф.6:21 ). (Смотри еще главу о презрении мира в первой книге). § 393. Христиане не тело тленное, но душу нетленную украшать должны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Наследуют лицезрение Божие, потому что увидят Его, как Он есть ( 1Ин.3:2 ). Наследуют венец нетленный ( 1Кор.9:25 ), наследуют венец правды ( 2Тим 4:8 ), венец жизни ( Иак.1:12 ; Откр.2:10 ), венец славы ( 1Пет.5:4 ). Наследуют царство и славу Божию ( 1Фес.2:12 ), царство, уготованное им от создания мира ( Мф.25:34 ); будут подобны Богу ( 1Ин.3:2 ). Наследуют, наконец, блага, «которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор.2:9 ). Потому называются истинные христиане наследниками Божиими и сонаследниками Христу ( Рим 8:17 ). Итак, видишь, возлюбленный христианин, что наследие христианское нетленное, чистое, неувядаемое хранится для них на небесах ( 1Пет.1:4 ). А какое оно и как велико, не только описать, но и умом понять не можем, но только верою видим ныне, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор.13:12 ), и с богомудрым Павлом, который «восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова» ( 2Кор.12:2, 4 ), исповедуем и проповедуем, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Примечаем несколько из настоящего будущее, и из видимого невидимое, и из тленного нетленное. Если ради этого тела нашего, тленного и смиренного, сотворил человеколюбивый Бог такие великие блага на небе и на земле, в воздухе и море, которым нет числа, то сколь велики будут те блага, которые наследуют избранные Божии в небесном отечестве, где увидят Его «лицем к лицу» ( 1Кор.13:12 )! Если в странствовании и изгнании, юдоли плачевной, в темнице такое подает им, то каково то, что подаст в доме Своем, где слава Его сияет! Если для добрых и злых, праведных и грешных солнцу Своему повелевает сиять, то каковы будут те блага, которые для одних добрых уготованы! Если такими Его дарами наслаждаются друзья Его и враги, то каковы будут, сколь велики, бесчисленны, славны и чрезвычайны те, которые одним друзьям подаст в наслаждение! Если во дни плача такое утешение, то какое будет во дни брака! «Сколь велико множество благости Твоей, Господи Боже, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя!» – говорит Ему в песне своей Псалмопевец ( Пс.30:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Не стыжуся бо благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасние всякому верующему, Иудеови же прежде и Еллину ( Рим.1:16 ). «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» . Зане Бог бе во Христе мир примиряя Себе, не вменяя им согрешений их и положив в нас слово примирения. По Христе убо молим [посолствуем], яко Богу молящу нами, молим по Христе: примиритеся с Богом ( 2Кор.5:19-20 ). «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. И так мы. – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры и необрезание верою ( Рим.3:30 ). «Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася ( Рим.10:3 ). «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». Мы получаем очищение от греха через смерть Христову ( Рим.3:25 ). Егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его, в явление правды своея, за отпущение прежде бывших грехов ( Рим.3:25 ). «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». Бог Того, Кто не знал греха, «сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ): Не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем ( Рим.3:25 ). Таким образом, только через искупление Христово стала возможной человеческая праведность и восстановлено общение человека с Богом, которое не было возможным для греховного человека. Это – дело не наше, не наших заслуг, а всецело дело Божие, дело Христово ( 1Ин.4:9-10 ). О сем явися любы Божия в нас, яко Сына своего единороднаго посла Бог в мир, да живи будем Им. О сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, но яко Той возлюби нас, и посла Сына своего очищение о гресех наших ( 1Ин.4:9-10 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

«Нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ) и ( 3Цар. 8:46 ), «потому что, говорит Господь, помышление сердца человеческаго – зло от юности его» ( Быт. 8:21 ). «Кто, спрашивает Премудрый, может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего» (20:9)? Так учили о греховности всех людей Сам Бог и ветхозаветные праведники, так об этом учат и св. Апостолы. Все мы, говорит ап. Иаков, много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). «Если говорим, что не имеем греха, учить ап. Иоанн, обманываем самих себя, и истины нет в нас»... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ) и ( 1Ин. 1:10 ). Святою во всех своих членах Церковь может быть только на небе, в будущей жизни, где будет царство святых, ибо здесь, на земле она еще находится в постоянной борьбе со злом и грехом, здесь она еще воинствующая против плоти и мира, «против козней диавольских», «ведет брань против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:10–17 ), ( Гал. 5:17 ); а уже там она будет торжествующая, после окончательной победы над врагом ( Евр. 12:22–23 ). Оттого такой церкви, где бы все члены ее были святы и непорочны, на земле никогда не было, нет и не будет. Только человек, впавший в духовную гордость и самообольщение, может говорить, что он без греха. Сектант: 4) Мы отделились от Православной Церкви потому еще, что в ней грешники не отлучаются от общества верующих, тогда как ап. Павел учит: «Я писал вам не сообщаться с теми, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращеннаго из среды вас» ( 1Кор. 5:11–13 ). Объяснения православного: 4) Это не верно. Церковь в неделю Православия торжественно отлучает от себя всех еретиков, она же и в другое время отлучает тяжких грешников, подвергает и эпитимии, но только в крайних, исключительных случаях, пользуясь этим сильным средством осторожно, с мудрою осмотрительностью, чтобы не оттолкнуть от себя навсегда грешника, еще .могущего прийти к познанию истины и раскаянию в своих грехах. Так, например, наша Церковь еще недавно всенародно отлучила от себя знаменитого писателя и, к несчастью, еретика, – графа Льва Толстого, на днях отлучила бывшего профессора академии архимандрита Михаила, священ. Громова, Г. Петрова и других непокорных сынов своих, открыто восставших против Христа и Его Церкви. Но это, говорим, она делает в редких, исключительных случаях, помня, что Сам Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ). И во времена Спасителя были люди, которые, подобно нашим сектантам, укоряли Его учеников за то, что они «едят и пьют с мытарями и грешниками», и даже Самого Христа обвиняли в том, что он «друг мытарям и грешникам»:, но Христос говорил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк. 5:30–32 ) и ( Лк. 7:34–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

К постоянной борьбе с этим миродержцем призывают чад Христовых и другие Апостолы. «Облекитесь во всеоружие Божие, – наставляет Ефесян ап. Павел, – чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань... против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:11–12 ). Что же требуется для победы над этим миродержательным злом? Кто и при каких условиях может надеяться на успех в этой борьбе? На этот вопрос дает ответ возлюбленный ученик Господа, ап. Иоанн: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий... пришедший водою и кровию и Духом» ( 1Ин.5:4–6 ). Облекшийся во Христа и сочетавшийся с Ним в водах крещения, приявший Св. Духа в тайне миропомазания, углубляющий свое общение со Христом в достойном приятии животворящих Тайн Тела и Крови Христовых и делающийся чрез то обителью Св. Троицы, вот кто является победителем мира и князя его. Основывается же эта победа на предварительной победе Искупителя-Христа, изрекшего в прощальной беседе с учениками: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 )... «мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). Эта победа над миродержательным злом, вполне сказавшаяся после славного Воскресения Христова, сообщилась и тем, кто, отрекшись от отца лжи, сочетался с Победителем Христом и увидел в себе живущим Сына со Отцем и Духом (см. Канон ко св. Причащению, песнь 9, тропарь 2 255 , также 1-ю молитву св. Василия Великого ко св. Причащению 256 ). «Дети! вы от Бога, и победили их ; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире», – удостоверяет тайнозритель ( 1Ин.4:4 ). Борьба тьмы со Светом, отца лжи с Духом Истины, князя мира сего с Царем небесным, Владыкой царства премирного, началась на земле со времени наших праотцов. Тогда же изречено было Божие Слово, предопределившее на тысячелетия эту борьбу, равно как и течение ее: «И сказал Господь Бог змею: ...вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010