Четвертая часть. 1Ин.3:24–4:21 : Свидетель и залог богообщения – Дух от Бога, обнаруживающийся в исповедании Иисуса, как во плоти пришедшего Христа, и в людей к братьям. Что мы действительно сподобились богообщения, об этом мы узнаем по данному нам свыше Духу Божию ( 1Ин.3:24 ). Этот Дух и свидетельствует присутствие или отсутствие в нас необходимого и коренного признака богосыновства. Появилось много «духов» и при тем таких, которые ложно толкуют веру в Иисуса Христа Сына Божия. Поэтому Апостол дает отличительный признак Духа Божия и духа заблуждения: Дух, Который исповедует Иисуса, как пришедшего во плоти Христа, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса, как пришедшего во плоти Христа, не есть от Бога, – это – дух антихриста; о котором читатели слышали, что Он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин.4:1–3 ). Последнее замечание дает Апостолу повод предостеречь читателей от могущего произойти из сознания близости и силы антихриста малодушия: в них пребывающий сильнее того, который в мире, и победа их – совершившийся факт. Мы исповедуем эту истину, следовательно, мы от Бога, и знающий Бога слушает нас. По сему-то узнаем Духа истины и духа заблуждения ( 1Ин.4:4–6 ). Другим обнаружением Духа от Бога является любовь, которая здесь возводится к своему первоисточнику. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог любовь» ( 1Ин.4:7–8 ). А что Бог действительно любовь, это видно из того, что Он послал в мир Единородного Своего Сына, чтобы мы получили жизнь чрез Него, и при том так, что не мы возлюбили Бога, но Он прежде возлюбил нас грешных. Если Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Если мы так поступаем, то Бог пребывает в нас и дает нам знать это чрез Духа Своего. Сами Апостолы были свидетелями этого обнаружения любви божественной; и кто верует в этот факт, кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге пребывает ( 1Ин.4:9–16 ). Любовь к Богу должна достигнуть такого совершенства, чтобы мы имели дерзновение в день суда, чтобы в нас не было никакого страха, потому что совершенная любовь изгоняет страх. Но если любовь Божия к нам обязывает нас взаимно любить Его, то нужно помнить, что мы только тогда действительно любим Бога, когда любим ближних, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит ( 1Ин.4:17–21 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

«Молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «Прошу совершать молитвы, прошения, моления... за всех человеков» ( 1Тим.2:2 ). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф.6:18 ). В молитве нуждаются все люди: живые и умершие. Смерть не разрывает духовного союза между живыми и умершими ( Лк.20:38 ; Рим 14:8–9 ), а потому и молитвы за умерших так же действительны пред Богом, как и за живых. Господь не хочет смерти (духовной, вечной погибели) грешника (ср. Иез 18:23, 33:11 ; 2Пет.3:9 ), а желает ему спасения, и поэтому молитва усердная не может быть бесплодной для умерших. Он Сам дал обетование верующим «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 ). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Ин.14:13–14 ; ср. 15:7; 16:23). «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас... во всем, чего бы мы ни просили» ( 1Ин.5:14–15 ). Призывая христиан к взаимной любви ( 1Ин.2:9–11, 3:14–15, 23 ; 1Ин.4:11, 20–21, 5:2 ), тот же апостол повелевает: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти» ( 1Ин.5:16 ). Грех не к смерти, это – грех, совершенный по немощи, неведению, вследствие случайности (ср. Лев.4:2 ; Чис.15:29 ), грех, очищаемый искренним сокрушением и покаянием и потому не подвергающий грешника смерти духовной ( 1Ин.3:14 ). «Жизнь» заключается в общении с Богом ( 1Ин.1:6, 3:14; 5:11–13 ), «смерть» состоит в отчуждении от Бога. «Грех не к смерти», хотя и нарушает общение христианина с Богом, но не разрывает союза его со Христом и Церковью, почему молитвенное заступничество за такого грешника бывает успешно: «Бог даст ему жизнь», – т.е. восстановляется богообщение, ослабленное или нарушенное грехом. Эта молитва является свидетельством любви христианской «не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы молился».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

7 . И всякий, имеющий сию надежду на Него ( 1Ин.3:3 ). Вы видите, что Он дал нам надежду. Вы видите, как апостол Павел соглашается со своим собратом-апостолом: Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, которая видна, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении ( Рим.8:24–25 ). Терпение укрепляет наше желание. Жди, потому что ждет Он, будь тверд в [P. 234] достижении цели, чтобы достичь ее, ибо Тот, к Кому ты стремишься, не удалится. Смотрите: и всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист ( 1Ин.3:3 ). Смотрите, как Он не лишает нас свободного произволения и говорит: очищает себя. Кто нас очищает, кроме Бога? Но Бог не очищает тебя без твоего желания. Стало быть, тем, что ты соединяешь волю свою с Богом, ты очищаешь себя. Ты очищаешь себя, но не сам по себе, но посредством Того, Кто пришел, чтобы пребывать в тебе. Однако поскольку что-то ты делаешь при этом по собственной воле, то что-то принадлежит и тебе. Настолько же сие принадлежит тебе, что ты можешь сказать, как в псалме: «Будь помощником мне, не отвергай меня» (ср. Пс.26:9 ). Если же ты говоришь: «Будь помощником мне», то ты сам что-то делаешь. Ведь если ты ничего не делаешь, как Он тебе поможет? 8 . Всякий, делающий грех, делает и беззаконие ( 1Ин.3:4 ). Пусть никто не говорит, что одно дело – грех, а другое – беззаконие: я, дескать, грешник, но я не беззаконник. Ибо всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ). Что же нам делить с грехами нашими и беззакониями? Послушай, что говорит [апостол]: И вы знаете, что Он явился для того, чтобы снять грех, и в Нем нет греха ( 1Ин.3:5 ). Тот, в Ком нет греха, Сам пришел снять грех . Ведь если бы и в Нем был грех, то следовало бы снимать [грех] с Него, а не Он снимал бы. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает ( 1Ин.3:6 ). Насколько он в Нем пребывает, настолько не грешил. Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его ( 1Ин.3:6 ). Важный момент: Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. И неудивительно. Ведь мы не видим Его, но надеемся увидеть; мы не познали Его, но намереваемся познать. Мы верим в Того, Кого еще не познали. Значит ли это, [P. 236] что мы познали Его через веру, а не познали еще через видение? Но тогда в вере мы Его и видели, и познали. Ибо если вера еще не видит, почему мы называемся просветленными? Есть просветление через веру, и есть просветление через видение. Сейчас, пока мы еще скитальцы, мы ходим верою, а не видением ( 2Кор.5:7 ). Поэтому и праведность наша – через веру, а не через видение. Совершенной наша праведность станет, когда мы увидим через видение. Мы не должны отказываться от этой праведности, которая от веры, потому что праведный верою жив ( Рим.1:17 ), как сказано у апостола. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает. Ибо всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. И не верует тот, кто грешит; если же человек верит, то, насколько это зависит от его веры, он не грешит.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Что касается до внешнего изложения послания, то о сем уже было сказано, что оно носит печать того же возлюбленного ученика Христова и имеет тот же возвышенный язык, со множеством повторений и противоположений, какие замечаются в Евангелии Иоанна. Беседуя с христианами, как отец с детьми, Апостол Иоанн говорит о самых высоких предметах просто, и когда он охуждает что-либо, то говорит с великою силою (авторитетно), а когда он похваляет и возбуждает к любви, то речь его произносится нежно, отечески и пастырски. «Иоанн пишет, движимый горячею любовью к верующим и искренним попечением об их спасении; потому говорит не по мысли об излагаемом предмете, а по внушению и влечению своего сердца. Потому он повторяет свои слова многократно, желая тем утвердить и углубить их в душах читателей» 732 . Он, например, говорит. «Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:5:8 ). Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху – любяй брата своего во свете пребывает ( 1Ин.2:7:10 ). Не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очима, и гордость житейская, несть от Отца ( 1Ин.2:15–16 ). Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет… Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос ( 1Ин.2:18:22 ). Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем; вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть ( 1Ин.3:2 ). Творяй грех от диавола есть (8). Всяк ненавидяй брата человекоубийца есть (15). И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть ( 1Ин.4:3 ). О сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир (9). Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог и мы должны есмы друг друга любити (11). Бог любы есть, пребываяй в любви, в Бозе пребывает (16). Всяк веруяй, яко Иисус есть Христос, от Бога рожден есть ( 1Ин.5:1 ). Всяк рожденный от Бога не согрешает, и лукавый не прикасается ему (18). Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (20)». Церковное употребление второго послания Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Так как в то время появились еретики, которые отвергали явление Христа во плоти, то апостол Иоанн предостерегает верующих от такого лжеучения и говорит, что только «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин. 4:2). Затем и в посланиях своих он повторяет, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16), а потому и люди должны любить Бога. Только «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16). Но что такое любовь к Богу? — «любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1:6). А заповеди Господа сводятся к заповеди любви (1Ин. 4:7-8). Любить же нужно не «словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18). «Кто говорит: «я познал Его» (т.е. Бога), но заповедей его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:4), как нет истины и в том, кто «говорит «я люблю Бога», А брата своего ненавидит» (1Ин. 4:20). «Любящий бога любит и брата своего» (1Ин. 4:21). Апокалипсис, или книга откровений, изображает будущую судьбу Церкви Христовой, борьбу Христа с антихристом и поражение антихриста. Будущие судьбы Церкви Христовой изображены здесь наиболее полно, чем где бы то ни было в другой книге Св. Писания. 11. В память сего чудесного события установлено ежегодное празднование св. Ап. Иоанну 8 мая. 1. Т.е. разумных существ — людей, которых Христос охраняет, как пастырь охраняет овец. 2. Церковь воинствующая — это Церковь, заключающая в себе христиан, живущих на земле, а торжествующая — это общество прославленных верующих, обитающих на небе. 3. Карфаген — город в северной Африке. 4. Здесь следует разуметь Византию, которая, сделавшись восточною столицею римского царства, стала именоваться Новым Римом. В старом Риме почитание св. Каллистрата не имело места. Кроме того, упоминаемый здесь Рим, как видно из последующего, стоял на самом берегу моря, тогда как от старого Рима море находилось в далеком расстоянии (около 4-х верст). 5. Познать имя Божие — значит познать Божественные свойства и совершенства, открывающиеся в управлении миром и жизнью человека. 6. Т.е. храм, в котором мученики — воины будут почитаемы верующими. 7. Дельфины — хищные морские млекопитающие. 8. Солнце язычники почитали за бога, именуя его Аполлоном. 9. Указывается на крещение, которое совершалось с древности в особых купелях или купальнях. — В крещении человек возрождается в новую, святую жизнь и делается чадом Божиим. 10. Ветхий человек — человек, не получивший христианского крещения и состоящий еще под грехом Адамовым. (См. Кол.1:12). 11. Св. Каллистрат и дружина его пострадали около 304 года по Р.Х. 12. Т.е. Господь Иисус Христос. 1. Митрополит Фотий, родом грек из Мореи, занимал кафедру с 1408 по 1431г. 2. Кирилло-Белозерский монастырь в г. Кириллове Новгородской губернии, к югу от Белого озера, основан в 1397 г. преподобным Кириллом († 9 июня 1427 г.). 3. Первоначальное название Ладожского озера, из которого вытекает река Нева, носящая названии по древнему имени Ладожского озера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Давайте посмотрим, поступает ли он так и в данном случае. Послушайте: всякий,рожденный от Бога, не делает греха ( 1Ин.3:9 ). Мы спрашиваем: «Какого греха?» Ибо если [P. 260] ты станешь понимать тут всякий грех, это будет противоречить сказанному в другом месте: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Пусть тогда он скажет, что это за грех, пусть научит нас, а то вдруг я по недоразумению сказал, что грех сей – отсутствие любви, ибо выше он сказал: кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин.2:11 ). Но, может быть, он сказал что-то в дальнейшем и упомянул любовь? Смотрите, весь этот ряд слов имеет такой конец, такой исход: всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем ( 1Ин.3:9 ). Семя Божие – значит слово Божие. Отчего и говорит апостол: я родил вас благовествованием ( 1Кор.4:15 ). И он не может грешить, потому что рожден от Бога ( 1Ин.3:9 ). Пусть он скажет об этом, давайте посмотрим, в чем он не может грешить. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего ( 1Ин.3:10 ). Уже достаточно ясно, почему он говорит: и не любящий брата своего. Любовь – единственное, что различает детей Божиих и детей диавола. Пусть все осеняют себя знамением креста Христова; пусть все вторят «Аминь»; пусть все поют «Аллилуйя»; пусть все принимают Крещение; пусть все посещают церкви, пусть все воздвигают стены базилик; но не иначе различаются дети Божии и дети диавола, как посредством любви. Имеющие любовь рождены от Бога; не имеющие любви не рождены от Бога. Великий признак, великое отличие! Имей всё, что хочешь, но если не имеешь этого, ничего тебе не поможет. Если не имеешь прочего, имей это и ты исполнишь закон. Ибо любящий другого исполнил закон, – говорит апостол, – любовь есть исполнение закона ( Рим.13:8,10 ). 8 . Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви ( 3Ин. 9–11 ), свидетельствуя в то же время о высокой добродетели некоего Димитрия, верного ученика Иисуса Христова, Апостол заключает послание приветствием мира: «мир тебе, приветствуют тебя друзья, приветствуй друзей поименно» Аминь ( 3Ин. 12–15 ). Экзегетический анализ первого послания Иоаннова В своем первом послании Св. Апостол беседует с верующими как отец с детьми совершено безыскусственно, не следуя строгому порядку в расположении своих мыслей и часто повторяя одни и те же выражения. А потому были бы напрасны и повели бы лишь к натяжкам все усилия разделить содержание его послания на какие-либо самостоятельные отделы по каким-либо руководящим мыслям. Для облегчения памяти, при усвоении содержания послания, достаточно обозначить по порядку глав некоторые выдающиеся в них мысли, к которым прочие сопутствующие относятся как соподчиненные. Глава первая Сначала предпосылает Апостол краткое извещение о главном предмете своего благословения ( 1Ин. 1–4 ), т. е. о воплощенном Боге Слове, изъясняя основания для веры в Него и свои побуждения для проповеди о Нем. «О том, что было от начала (как в евангелии: в начале бе слово и проч.), что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши (значит, о самом достоверном), о Слове жизни… возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами (Апостолами), а наше общение с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом». Затем изъясняются условия и законы, на которых зиждется общение с Богом: а) Хождение во свете ( 1Ин. 5–10 ). «Если мы говорим, что имеем общение с Ним (т. е. с Богом), а ходим во тьме (т. е. в нечестии и пороках), то мы лжем» ( 1Ин. 1:6 ). б) Общение друг с другом. «Если же ходим во свете (добродетелей), подобно как Он (всесвятый) во свете, то мы имеем общение (любви) друг с другом», так как один у нас, долженствующий всех нас братски объединять, источник спасения, это кровь Иисуса Христа, которая очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1:7 ). в) Исповедование грехов. «Если исповедуем грехи наши», не сознаем только их или раскаиваемся, а именно исповедуемся в них открыто пред Богом и пред свидетелем Его, уполномоченным вязать и решить ( Ин. 20:22, 23 ), «то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» ( 1Ин. 1:9 ). Блаженный Феофилакт, толкуя эти слова Апостола, говорит: «сколько велико благо рождается от исповеди, видно из следующих слов: “скажи ты прежде грехи твои, чтобы оправдаться” ( Пс. 63:26 )». «Если говорим, – продолжает Апостол, усиливая свою предыдущую мысль об исповедании грехов, – что мы не согрешили (по самомнительности, или быть может даже по болезни исповедаться), то представляем Его (Бога) лживым (как бы отвергая все учение откровенное об искупительной жертве Христа за грехи людей) и слова Его (т. е. истины Его) нет в нас» ( 1Ин. 1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Ин.4:19 .  Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:20 .  Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 1Ин.4:21 .  И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Устранив несовершенство любви в виде страха ( 1Ин.4:18 ), Апостол переходит к заключению своей речи о любви к Богу и ближним во взаимных отношениях этих двух сторон любви, с указанием необходимости обоснования любви к ближним на любви к Богу. Первым предметом любви христианина должен быть Бог (ст. 19), Тот, Кто Своею любовью, проявленною прежде, чем мы узнали Его, и даже тогда, когда мы еще были враждебны Ему ( 1Ин.4:9–10 ), возжег в душе нашей пламень истинной любви. Но любовь к Богу, если она действительно существует, должна отражаться в действиях человека и главным образом – в его любви к ближнему; недостаток, а тем более полное отсутствие любви к ближним говорит непременно и о недостатке любви к Богу, о любви лишь мнимой, – так что любовью к ближним может быть измеряема наша любовь к Богу (ст. 20). «Любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством» (Феофил.). Речь свою Апостол заключает указанием на то, что тесная, неразрывная связь любви к ближним с любовью к Богу составляет прямую, положительную заповедь Божию ( τν εντολν αυτο), ст. 21. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В христианстве достигло полноты откровения и нераздельного соединения все божеское и все истинно-человеческое; в нем – вершина религиозно-нравственного развития человечества. В лице Христа мир обрел истину, путь и жизнь, и под живыми и непрерывными воздействиями Его мы только и можем, постепенно восходя от силы в силу, возвыситься до обителей Отца небесного: образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите ( Ин.13:15 ). Христианское учение о Боге есть то самое, которого искали, но которого не могли открыть все дохристианские религии; это – учение о высшем Существе, как об Отце всех людей и бесконечной любви: когда молитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах... ( Лк.11:2 ); Бог есть любовь и любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин.4:8 ). Но Бог есть первообраз нашего духа, следовательно, и существо нашего духа должна составлять также любовь: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Ясное дело, что в человеке прежде и больше всего должна быть любовь к Богу, как ответное чувство на любовь Божию к нам: возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь ( Мф.22:37 ). Б чем же должна выразиться эта любовь к Богу? В исполнении Его воли, Его заповедей: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:21 ); это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Но в ряду этих заповедей, в исполнении которых должна проявляться наша любовь к Богу, самое первое и главное место занимает любовь к ближним: вторая же (заповедь) подобная ей (любви к Богу) – возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:39 ). Эта заповедь о любви к ближнему так важна, что чрез нее собственно выражается и наша любовь к Богу; поэтому, кто не любит ближнего, тот не любит и Бога: кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот – лжец... мы имеем от Него заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин.4:20–21 ). В силу такого значения своего, как наисущественнейшего и непосредственного проявления любви к Богу, любовь к ближнему в Слове Божием изображается в таких чертах, по которым нет и ничего не может быть выше её в нравственной жизни человека; она есть совмещение всех добродетелей: все другие заповеди заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя ( Рим.13:9 . Ср. Гал.5:14 ); она есть закон царский ( 1Ин.2:8 ); она есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ); она ценнее всех необычайных даров – дара языков человеческих и ангельских, дара пророчества и познания тайн, выше веры способной даже горы переставлять, выше отречения от всякой собственности и даже мученичества ( 1Кор.13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. 19–21. Настоящую речь свою о любви к Богу и ближним апостол заключает сильным словом о любви к Богу и ближним не только в их взаимном сопоставлении или связи, но и в необходимости основать учение о любви к ближним на любви к Богу. – Будем любить Его: это – увещание, в том смысле, что мы должны, мы обязаны любить Бога; при сем апостол опять указывает на ту черту любви Божией к нам, что не мы прежде возлюбили Его, а Он нас (ст. 10); Он даровал нам любовь Свою не по заслугам нашим, но туне, даром, без всякой с нашей стороны заслуги. Кто говорит и проч.: мы должны любить Бога, но любить Его поистине возможно только тогда, когда мы любим друг друга. Поэтому, кто говорит словом, или языком, или даже в сердце своем, заблуждаясь в совести своей, что любит Бога в сердце своем, и считает себя христианином, исполняющим заповедь Божию и Христову, а брата своего ненавидит ( 1Ин. 2:9, 11 ; 1Ин. 3:15 и прим.) в сердце своем и показывает это делами, тот лжец, иное думает и говорит, и иное показывает на деле ( 1Ин. 2:4 ). Из того видно, что он лжец, что кто не любит брата своего, или ненавидит его ( 1Ин. 2:9 ), хотя бы он был враг его ( 1Ин. 3:15 ), брата своего, которого видит своими глазами (увидел, в подлиннике прошедшее время, для выражения состояния несомненно одинаково всегда продолжающегося; ср. с. 12), Бога, Которого не видит (ст. 12), как может любить? То есть это дело невозможное, чтобы таковой любил Бога. Кто неспособен к более легкому, тот не в силах исполнить более трудное; любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое. Брату своему, которого видит, тем или другим добрым делом всегда может показать любовь; а Бога, Которого не видит и, следовательно, непосредственно не может ничего сделать для Него, – как может любить? Дело это невозможное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010