Но, возвещая учение о Боге как о любви, Апостол имеет дело не с отвлеченною доктриною, а с действительным событием величайшей всемирно-исторической важности: с неизмеримым в своем значении событием посольства Богом в мир Единородного Сына Своего и принесенными Им на землю неоцененными благами жизни вечной (ст. 9). В этом именно открылась недомыслимая Любовь Божия к миру и человечеству (ст. 9; ср. 1Ин.3:16 ), и особенное величие этой любви видно из того, что она дарована была грешным людям без всякой с их стороны заслуги, напротив, при наличности тяжкой и многоразличной виновности их пред Богом (ст. 10; см. Рим 5:8, 8:32 ). Таким образом, источник любви заключается не в человеке, а в Боге. «Как благостью называется потому, что по благости создал мир мысленный и чувственный, так из любви к нам послав Единородного Сына Своего в мир, показал через сие, что Он есть и любовь» (блаж. Феофил.). 1Ин.4:11 .  Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. 1Ин.4:12 .  Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Если таким образом любовь по своему существу происходит от Бога и, следовательно, наша любовь есть пламя от Божественного пламени; если через любовь Божию из врагов сделались детьми Божиими, то любить наших ближних, даже наших врагов (ср. Мф 18:33 ), – наш святейший долг (ст. 11). Кроме того, если любовь по сущности своей от Бога, то наша любовь к ближним заменяет нам недостаток непосредственного созерцания Бога. Бог совершенно недоступен чувственному созерцанию, и никто никогда не видел Бога (ст. 12, сл. Ин 1:18, 6:46 ) в Его существе (см. 1Тим 6:16 ), лишь в будущей жизни праведники « узрят Его, яко же есть» ( 1Ин 3:2 ; Мф 5:8 ). Но если любить Бога для нас первейший долг, то возможное наше с Ним общение совершеннейшим образом отражается в нашей любви к ближним: любовь к братьям показывает, что Бог пребывает в нас, и любовь Божия во всей ее полноте и совершенстве имеет в нас свое обитание (ст. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Ин.4:13 .  Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. 1Ин.4:14 .  И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Благодатное теснейшее общение христиан с Богом, составляющее цель человеческой жизни, есть действительный факт, удостоверяемый непосредственным христианским сознанием: христианин внутренне убежден в действительности обладания им дарованиями Св. Духа (ст. 13). Но корень и этого благодатного общения нашего с Богом и любви нашей к ближним заключается в событии послания Богом Сына Своего на спасение мира (ст. 14, см. ст. 9), что Апостол от себя и других самовидцев Слова воплощенного и свидетельствует (ср. 1Ин.1:1, 2 ). Блаж. Феофилакт дает такой перифраз и такое толкование слов Апостола в ст. 11–14: «Говоря о любви к братьям, Апостол в пример любви указал Бога, Который по любви к нам предал Единородного Сына Своего на смерть. Иной, выслушав сие, мог спросить: на каком же основании говоришь ты о предметах невидимых? В ответ на такой вопрос он говорит: я и сам говорю то же, что Бога никто никогда не видал, но из любви друг к другу мы знаем, что Бог есть в нас. И говорит это справедливо, потому что многие невидимые для нас предметы мы познаем из их действий. Например, души никто не видал, но из действий и движений мы убеждаемся, что она в нас есть и действует. Так и любовь Божию к нам мы узнаем через некоторое движение и действие… И сей божественный муж прилично от действия доказывает, что Бог есть в нас. Какое же это действие? Чистая любовь к ближним нашим. Она есть признак нашего пребывания в Нем и Его в нас и потому еще, что Он дал нам от Духа Своего. Ибо чистый рождает чистое и непорочное. И как чрез чистую любовь мы имеем общение с Ним, то отсюда мы, видевшие Его по плоти, познали и свидетельствуем, что Отец послал Его, Спасителя миру». Итак, мы и сами видели, и от Единородного, Сущего в недре Отчем ( Ин 1:18 ), слышали, и из действия – взаимной любви познаем, что Бог в нас, и дал нам Духа Своего, и мы в общении с Ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ангелы могут предстать в облике человека (как посланные в Содом для возмездия грешникам и спасения праведников), и тогда само повествование наполняется житейскими деталями: «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих… чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, Ангелы, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города» ( Быт.19:15–16 ). Они являются и как существа сверхъестественные, таков Ангел у Гроба Господня: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег…» ( Мф.28:2–3 ). Наряду с этим текст Б. содержит примеры образного использования понятия «ангел». В этих случаях оно служит знаком, указывающим на совокупность определенных качеств. Так, приютивший преследуемого Давида царь Гефский говорит ему: «…будь уверен, что в моих глазах ты хорош, как Ангел Божий…» ( 1Цар. 29:9 ). О нем же сказано: «…мудр, как мудр Ангел Божий…» ( 2Цар. 14:20 , см. также 19:27, ср. Суд.13:6 ). Обвинители первомученика Стефана, «сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» ( Деян.6:15 ). Апостол Павел, пишет братьям во Христе: «Вы ничем не обидели меня… а приняли меня как Ангела Божия, как Христа Иисуса» ( Гал.4:12, 14 ). Антихрист АНТИХРИСТ: ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; ЛЕВИАФАН Образное употребление выражения, в значении «богопротивный человек», «творящий зло», т.е. поступающий против заповедей Бога, впрямую основывалось на источнике. В дальнейшем выражение стало использоваться как самостоятельное, относящееся к разряду бранных и означающее дурного, жестокого человека вообще. Слово «антихрист» встречается только в посланиях Иоанна: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» ( 1Ин.2:18 ); «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин.2:22 ); «…всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин.4:3 ); «…многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» ( 2Ин.1:7 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

книга не пылилась. Часть вторая Любовь к ближним Любовь к Богу и любовь к ближним соединены между собою тесно, неразрывно. Авва Дорофей говорит, что насколько мы приближаемся к Богу, настолько становимся ближе (дороже) друг другу и, наоборот, чуждаясь, разобщаясь духом с ближними удаляемся от Бога (Дoбpom.II, 617). Сам «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ), и все отношения христианина к ближним, т.е. ко всем людям ( Лк.10:30–37 ), должны быть основаны на любви, ею согреты и освещены. Ап. Павел говорит, что все заповеди Божии можно заключить в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ; Гал.5:14 ). Это и понятно: любовь свою к Богу мы и можем доказать, и проявить только посредством любви к ближним, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Но нужно сказать, что любовь бывает двоякая: любовь земная (естественная) и любовь небесная (благодатная) – и смешивать их между собою никак нельзя: насколько небо выше и чище земли, настолько и любовь благодатная выше любви земной; земная любовь присуща и грешникам, и язычникам, и даже животным, а любовь благодатная – только у христиан. Эта любовь «есть союз совершенства» ( Кол.3:14 ) – или венец христианских добродетелей – и направляется она не на одних людей близких, но и на врагов, и на преступников в сознании того, что и в последних есть образ Божий, хотя и потемненный, и что «разбойник благоразумный» вошел первым в рай. Любовь благодатная выше всех подвигов, выше дара пророчеств и чудотворений; она никогда не перестает, ибо она сильнее смерти, она превосходит всякое звание, так как приводит к Самому Источнику Истины и блаженства ( 1Кор.13 ). Любовь эта – высока, как небо, широка и глубока, как море: она всех достигает, всех вмещает. Кто имеет подобную любовь – тот подлинный ученик Христа ( Ин.13:35 ), а кто ее совсем не имеет, тот – ходячий труп, «облако безводное» и пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Проявляется любовь, как указал Господь Иисус Христос, в делах милосердия ( Мф.25:32–46 ), – в том, чтобы алчущего накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, бездомного приютить, больного посетить и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Все утверждающиеся на делах закона, под клятвою, ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона ( Гал.3:10 ). Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры ( Гал.5:5 ). Благодатию вы спасены чрез веру и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф.2:8–9 ). Катих. стр. 91. 2) Быть искреннею, нелицемерною. См. выше (перв. полов., глав. V). Катих. стр. 95. 3) Живою , выражающеюся в делах. – Что должно думать о такой любви, которая не сопровождается добрыми делами? Такая любовь не есть истинная. Ибо истинная любовь естественно оказывает себя добрыми делами. Иисус Христос говорит: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое ( Ин.14:21, 23 ). Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Станем любить не словом ни языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). Катих. стр. 92. 4) Высочайшею. См. выше (Полов. перв., глав. V.) Катих. стр. 95. Виды и действия любви к Богу. 1) Страх Божий. – Он должен быть подобен тому страху, какой имеют дети к своим родителям, а не такой, какой имеют рабы к своим господам. О первом говорит Псалмопевец: бойтесь Господа, все святии Его; ибо нет скудости у боящихся Его ( Пс.33:10 ). О втором говорит Апостол: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви ( 1Ин.4:18 ). Бояться Бога сим образом, т.е., из любви, повелевает Писание, когда говорит: боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его! Да благоговеет перед Ним все семя Израиля! ( Пс.21:24 ). Кто имеет таковой страх к Господу, тот сохраняет заповеди Его, как сказано: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ( Ин.14:23 ). Испов., отв. на вопр. 80. 2) Благодарность к Богу – См. выше (Понятие о внутрен. богопочтении). Катих. стр. 97. 3) Повиновение Богу. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. 3-е прошение молитвы Господней. (В этом прошении) просим, чтобы ни мы сами, ни другие люди не оказывали никакой непокорности или противления воле Его, и чтобы как Ангелы на небесах беспрекословно во всем покоряются воле Божией, так и все люди на земле безропотно покорялись Богу со всякой благодарностью... Испов., II., отв. на вопр. 16 и 17. Старайтесь, сыны Божии, все делать по послушанию Божию и во всем будьте угодны Христу, Господу нашему; ибо кто преуспевает в беззаконии и делает противное воле Божией, тот сочтен будет от Бога как беззаконный язычник. Апост. Постановления кн. 1-я. Введ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Людей же печально ползающих по земле, преданных плотским удовольствиям, рабски служащих чреву и подчревию и всех тех, кои будучи преданы мирским пожеланиям, отсекают друг у друга головы 524 , Господь назвал порождениями ехидниными ( Мф. 3:7 ). Дети, не любим словом, ниже языком, говорит Иоанн, уча нас быть совершенными, но делом и истиною; чрез это познаны будем, что состоим чадами истины ( 1Ин. 3:18,19 ). Но если Бог есть любовь, а любовь если есть вместе с тем и благочестие, то страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх ( 1Ин. 4:16,18 ). Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали Его заповеди ( 1Ин. 5:3 ). В другом месте для тех, кои страшатся быть истинными мудрецами (гностиками), написано: Будь образцом для верных в слове, в своем обращении с ближними, в любви, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4:12 ). По моему мнению совершенство веры (милосердие) отличается от всеобщей веры. Божественный Апостол в таких словах передает правила истинного мудреца: Я научился быть довольным положением, в котором нахожусь. Я умею жить и в бедности и в богатстве. Испытав все, я способен ко всему, быть в сытости и голодать, изобиловать и недостатки терпеть; могу все ο Укрепляющем меня ( Флп. 4:11,12,13 ). С другими же рассуждая, чтобы побудить их к скромности, Апостол не колеблется стыдить их ( 1Кор. 6:5; 15:34 ) в таких выражениях: Вспомните первые дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди обезчещения и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в скорбях тех, которые находились в подобном же состоянии. Ибо вы и моим цепям сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостию, зная что есть у вас имущество лучшее и непреходящее. Итак, не оставляйте упования, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы исполнив волю Божию, получить обещанное. Ибо еще немного и Грядущий приидет и не замедлит. Праведный Мой верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Авв. 2:3,4 ). Мы же не из колеблющихся на погибель, но остаемся тверды в вере ко обретению души ( Евр. 10:32–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

В оправдание непогрешимости каждого члена своей общины сектанты приводят следующие места: “И так извергните развращенного из среды своей”.... “Всякий рожденный от Бога не делает греха”. Грешники были и у Апостольской Церкви. Лживое сектантское понимание сего места, в полной безгрешности всякого верующего в Бога, изобличается следующим. “Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние”... Если этот же св. Апостол называет людей, скрывающих грехи и отрицающих их, лжецами и Богообманщиками, то ясно, что сектанты, огораживая свою святость этим текстом, страшно лгут на св. Апостола, который с особенной ясностью говорит в своих посланиях о грехах двух степеней, так как в 1Ин. 1:8,10 он говорит о грехах общих, которые строго велит исповедовать; в 1Ин.3:9 , упоминает о страшном грехе к смерти, от которого и предупреждает верующих, так как начало этой главы относится к людям отвергающим Христа, именно 1Ин.3:7 говорит против обольстителей. Апостолы также каялись во грехах. “Верно и всякого понятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый”... Только Богообманщики не признают греха. “Если говорим, что не имеем греха, то истины нет в нас”.... 2) Обольщая себя мнимой святостью, сектанты таким образом отвергли таинство покаяния и против повторимости его приводят следующее место. ( Евр.6:4 ). “Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. Истинный смысл: напротив, здесь именно и говорится о повторимости покаяния, которое существовало в Апостольской Церкви для очищения согрешающих и находящихся в Церкви, но здесь Апостол говорит о совершенно отпадших людях и пренебрегших совершенно спасением во Христе и даже ругающихся Ему; для таковых разумеется не может быть никакого средства, если они отвергают веру во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Прежде всего, чтобы сделаться достойным вечного блаженства, человек должен достигнуть совершенства: образ же этого совершенства показав вам в лице самого Господа Бога: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»,– говорил Спаситель людям ( Мф.5:48 ). Кто же из людей может сказать, что он достиг этого совершенства? Никто, так как нет человека безгрешного на земле, а «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). И сколько бы человек ни совершил добрых дел, как бы ни был он свят и праведен, он не может считать себя совершенным и безгрешным, так как по учению святого апостола Иоанна: «если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). А если так, то нет человека на земле, который мог бы считать себя вполне заслуживающим Царство Небесное, но всякий должен смотреть на получение этого Царства как на дар великой к нему милости Божией. Отсюда понятно, что мнение католиков, будто для получения Царства Небесного достаточно только сотворить известное количество добрых дел и что можно совершить этих дел даже более, чем требуется, есть мнение не только неправильное, но и в высшей степени греховное. Нельзя оценивать количеством добрых дел того, о чем сказал св. апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ; Ис.64:4 ). Нельзя оценивать еще и потому, что мы даже не знаем, в чем и в какой силе будет заключаться вечное блаженство. «Возлюбленные, – пишет святой Иоанн Богослов,– мы теперь дети Божии; но еще не открылось то, что будет. Знаем только, что когда откроется будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Горе католикам, которые еще не зная вечного блаженства, уже оценивают его на известное количество добрых дел. Горе им, так как, думая, что добрых дел можно совершить даже более, чем требуется для получения вечного блаженства, они унижают тем самым великое Царство Божие и безмерно оскорбляют Самого Господа Бога! С другой стороны, как мы сказали, нельзя смотреть на вечное блаженство, как на нечто такое, что можно заслужить известным количеством добрых дел еще и потому, что последние творятся не одними силами человеческими, а при помощи Бога и Его спасительной Благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Ибо кто ближний мой? Тот же человек, как и я, от того же праотца всех, от которого происхожу и я; в нем та же плоть и кровь, та же бессмертная и разумная душа, как и во мне; и он носит на себе тот же образ Божий, который напечатлен и на мне. По этому – не любить ближнего своего, не значит ли не любить собственной своей природы, вооружаться против собственного своего естества, восставать против образа Божия, который в нас? Что же буду я, как не чудовище, отвергшееся человечества и отверженное человечеством? Но этого мало. Ближние наши суть те именно люди, которых именует Он Своими чадами, за которых пролил Святейшую кровь Свою Единородный Сын Божий, не постыдившийся нарицать их Своими братьями и друзьями, в которых обитает всесвятый Дух Божий, именуя их Своими храмами. По этому – не любить ближних, не значит ли восставать против Отца Небесного, который есть их Отец, попирать кровь Сына Божия, которой они освящены, уничижать Всесвятого Духа Божия, которым они знаменались в день избавления своего? Наконец, ближние наши суть те именно члены таинственного тела Христова, от плоти Его и от костей Его, которых именуют Апостолы Царским священием, языком святым, людьми обновления ( 2Пет. 2:9 ), наследниками Царствия ( Иак. 2:5 ) Божия и сонаследниками Христу ( Рим. 8:17 ). По этому, не любя братий моих, не отсекаю ли я самого себя от таинственного Тела Христова; не делаюсь ли мертвым, отпадшим членом, – сухой, отвалившейся ветвью, которую собирают и в огонь кладут, и сгорает ( Ин. 15:6 )? Если кто скажет, что любит Бога, а брата своего ненавидит, лжет ( 1Ин.4:20 ): ненавидящий брата своего во тьме находится и во тьме ходит и не ведает куда идет, потому что тьма ослепила ему очи ( 1Ин.2:11 ). Об этом знайте, что перешел от смерти в жизнь, так как любим братьями: не любящий брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Так рассуждает об этом возлюбленный ученик Христов! После этого нужно нам, братья, прилежнее осмотреться: пребываем ли мы во свете, или во тьме, – в жизни или в смерти? – Исполняем ли, как должно, святую заповедь Господню о любви, которая одна ведет к вечному животу?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас ( 1Ин.1:9–10 ). Если ты скажешь: «Я не согрешил», то представишь Его лживым, желая представить себя правдивым. Но разве возможно, чтобы Бог оказался лживым, а человек правдивым, если такое противоречит Писанию: только Бог верен, а всякий человек лжив ( Рим.3:4 )? Значит, Бог верен Сам по Себе, ты же верен через Бога, ведь сам по себе ты – лжец. 7 . И чтобы не показалось, будто [апостол] оставил грехи безнаказанными, потому что сказал, что верен и праведен Тот, Кто очищает нас от всякой неправды, и чтобы люди не говорили себе: «Мы согрешили, давайте спокойно будем делать то, что пожелаем, нас очистит Христос, верный и праведный, Он очистит нас от всякой неправды», – он устраняет [чувство] ложной безопасности и внушает полезный страх. Ты хочешь притвориться, что ты в безопасности, будь внимателен. Ибо Он верен и праведен, чтобы прощать грехи наши, если только ты постоянно будешь недоволен собой и будешь исправлять себя, пока не достигнешь совершенства. Поэтому что следует далее? Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали ( 1Ин.2:1 ). Но, быть может, грех рождается из человеческой жизни? Что же тогда делать? Что? Наступит полное отчаяние? Послушай: а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; [P. 130] Он есть умилостивление за грехи наши ( 1Ин.2:1–2 ). Итак, Он – ходатай; старайся не грешить. Если от немощи сей жизни родится грех , будь бдителен, пусть он тотчас же вызовет неприязнь у тебя, тотчас же осуди его; и когда ты осудишь его, то спокойным придешь к Судии. Там будет у тебя ходатай; не бойся, что проиграешь свое дело в результате исповедания своего. Ибо если порой в этой жизни человек доверяется красноречивому языку и не погибает, то неужели ты погибнешь, доверившись Слову? Воскликни: мы имеем ходатая пред Отцем! 8 . Посмотрите на смирение самого Иоанна. Несомненно, он был праведным и великим мужем, который пил из Господней груди сокровенные тайны 115 (ср. Ин.13:23 ). Он – тот, кто, испивши из Господней груди Божественное [питие], изрек 116 : В начале было Слово, и Слово было у Бога ( Ин.1:1 ). И этот муж не сказал: «Вы имеете ходатая пред Отцем». Но сказал: а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Он не сказал: «Вы имеете». И не сказал: «Вы меня имеете». И не сказал: «Вы имеете Христа». Но он, с одной стороны, указал на Христа, а не на себя, а с другой – сказал «мы имеем», а не «вы имеете». Он предпочел себя включить в число грешников, чтобы иметь в качестве ходатая Христа, нежели вместо Христа назвать себя ходатаем и таким образом оказаться в числе достойных осуждения гордецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010