протоиерей Илия Соколов Предварительные сведения о первом послании св. Иоанна Богослова Писатель послания Древние Церковные писатели, по свидетельству Евсевия (Ист. кн. 3 гл. 24), безспорно усвояют послание сие Св. Апостолу Иоанну Богослову. И действительно, в нем повсюду виден тот свет учения о Божественности Иисуса Христа, которым озарены п другие сему Апостолу принадлежащие писания, и тот дух любви, который свойственен наперснику вечной любви Богочеловека. Общества, к которым писано послание Седьмой стих второй и двадцать первый последней главы рассматриваемого послания дает видеть, что Иоанн писал оное к обществам Христиан, обращенных из Иудеев и язычников, по всей вероятности Малоазийских. Ибо эта часть света, по свидетельству Климента Александрийского (Ист. Евс. кн. 8 гл. 23), была главным поприщем, на котором Св. Апостол Иоанн подвизался по отбытии из Палестины. Время и место написания В памятниках древности не находим прямого указания, где и когда написано послание сие. Впрочем, принимая в соображение свидетельство Евсевия (Истор. кн. 3 гл. 24) и соглашаясь с мыслью Амвросия Медиоланскаго (Зап. на 36 псал.), должно полагать, что послание писал Св.Апостол в глубокой старости, т.е. после заточения, претерпенного им на острове Патмосе. В это время, живя в Ефесе, он и лично посещал верующих и писанием назидал их, как то видно из второго и третьего послания ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ). Повод к написанию В исходе первого века юная Христова Церковь имела уже многих врагов. Между ними Св.Иоанн видел сеятелей всякой лжи и неправды, истых клевретов Антихриста ( 1Ин.2:19, 22, 26 ). И видев это, признал за благо обличить таковых, изложив в письмени лжемудрие их, а вместе с тем начертать для верующих правило, по которому могли бы они различать проповедников истины от лживых учителей, водимых духом лести и приводящих в погибель. Содержание и ход послания Послание, при поверхностном на него взгляде, не дает замечать ни главного предмета, ни составных своих частей. Углубляясь же в оное, скоро усматриваем и то и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Разделы портала «Азбука веры» Я еще только на пути к вере. По образованию юрист. Хочу спросить, как церковь относится к преамбуле закона “О религиозных объединениях”… “Признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России…” Из такой формулировки следует, что православие в России имеет особую роль, а христианство “просто уважают”, как ислам, буддизм или другие религии. Хотя с точки зрения теологической это полный абсурд, насколько я понимаю, потому что православие — это одна из ветвей христианства и есть. Эта путаница приводит к тому, что от людей я слышу, что православные — не христиане, они славят то ли правь, то ли навь, да и вообще православие — это просто “почитание традиций”, “предков” и так далее. Почему законодатели допустили столь грубую ошибку, если они считают себя христианами? Спасибо. Похожие вопросы 6 Ответов Анна, существует православное христианство, иногда для краткости говорят “я православный” или “я христианин”. Что касается составителей обсуждаемого текста, то невозможно быть христианином и уважать, например, религию ислам, которая отвергает Святую Троицу и богочеловечество Христа. Ведь апостолом ясно сказано: Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. ( 1Ин.2:22–23 ) Хотя, Вы верно написали: “ если они считают себя христианами ”. Закон особо и оправданно выделяет Православие, поскольку Россия состоялась в современном виде именно под сенью Православной Церкви. Для огромного числа князей, царей и императоров, полководцев, чиновников облечённых государственной властью на территории России, Христос, Церковь, вера, Православие являются внутренней личностной ценностью, определяющей их взгляды на мир, жизнь и принимаемые решения. Политика привела к включению многих неправославных (христианских и не совсем) народов в состав Российской Империи.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-zakon-pr...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вечеря Господня Вечеря Господня была установлена в ночь, предшествующую смерти Иисуса. Согл. синоптич. Евангелиям, это произошло в канун празднования Пасхи, т.е. эта трапеза была пасхальной ( Мф. 26:18 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:7 ). Различие в датировке, которое якобы обнаруживает Ев. от Иоанна ( Ин. 13:1–30 ; ср. Ин. 18:28 ), объясняется, вероятно, использованием древнего календаря. (О датировке ⇒ Пасха , VI.) Ап. Павел говорит, что В. установлена Самим Господом ( 1Кор. 11:23 ), и поэтому называет ее «трапезой Господней» ( 1Кор. 10:21 ) или «Вечерей Господней» ( 1Кор. 11:20 ). Следует заметить, что греч. слово дейпнон не имеет значения вечернего времени суток, поэтому перевод «трапеза Господня» более уместен, особенно если принять во внимание, что Павел говорит и о «чаше Господней» ( 1Кор. 10:21 ; 1Кор. 11:27 ). I. ПАСХА КАК ФОН Праздничная трапеза Иисуса (состоявшаяся в канун праздника Пасхи), как и соотв. трапеза в древней Церкви, указывает на ⇒ Пасху Израиля ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:1 ; 1Кор. 5:7 ), которая была установлена Богом перед исходом израильтян из Египта ( Исх. 12:3–24 ). Израил. праздник Пасхи создает фон для понимания В.Г.: 1) Пасха Израиля – когда народ ВЗ после длившегося 430 лет егип. рабства ( Исх. 12:40 ) отправлялся в путь через пустыню в землю обетованную, то в ночь перед исходом в каждом доме надлежало заколоть агнца, не имеющего порока. Кровью агнца нужно было окропить перекладину и косяки дверей. Испеченное на огне мясо агнца следовало есть с пресным хлебом и горькими травами. Когда в ночь исхода Бог поражал губительной язвой первенцев по всей земле егип., то, видя кровь на перекладинах дверей, Он проходил мимо этих домов; 2) Пасха новозаветного Божьего народа: «Пасха наша, Христос, заклан за нас», – пишет Павел ( 1Кор. 5:7 ). Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих НЗ. Христос – пасхальный Агнец НЗ, принесенный в жертву (согл. Ев. от Иоанна) на праздник Пасхи. В соотв. с Ин. 19:30 , можно предположить, что Иисус принял смерть на кресте в час, когда израильтяне заколали в храме пасхальных агнцев (⇒ Пасха , VI). Вместе со Своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь ( Лев. 17:11 ; 1Петр. 1:18 ). Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха ( 1Ин. 1:7 ) и спасает нас ( Евр. 9:13 ; Евр. 13:12 ). Через эту жертв. смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу ( Мф. 27:51 ; Евр. 10:19 ). Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе. ⇒ Жертва . II. СООТНЕСЕНИЕ СО СТРАНСТВОВАНИЕМ ПО ПУСТЫНЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3) исполнение заповедей ( 1Ин. 2:3 – 6 ) – свобода, переходящая в произвол, и т. д. IV. Эсхатология 1 – 3 Ин. Учение об антихристе 1. Конец мира связан с появлением антихриста (в единственном числе) 2. Но уже сейчас действуют многие антихристы (во множественном числе) – лжеучители из церковной же среды ( 1Ин. 2:17 – 19 ) 3. Проповедников и пророков еретиков можно узнать по их отношению к догмату боговоплощения ( 1Ин. 4:1 – 3 ; 2Ин 7 ) V. Comma Iohanneum ( 1Ин. 5:7 – 8 ); свидетельства рукописного предания 1. Свидетельства греческих рукописей (вставка 1Ин. 5:7 – 8 отсутствует). История с эразмовским изданием Нового Завета (см. Приложении 7) 2. Данные святоотеческих творений эпохи триадологических споров ( 1Ин. 5:7 – 8 ни разу не упоминается) 3. Свидетельства латинских рукописей (вставка 1Ин. 5:7 – 8 появляется в Вульгате в IX в., в испанских рукописях – ранее) 4. Возможные истоки появления Comma lohanneum (см. Каравидопулос. Введение в НоВый Завет. § 28:4) Стихи для узнавания 1 Ин. 2:9 – 11 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. 2:18 – 23 Дети! Последнее время. И как вы слыпшали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, (равно как) и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. 4:1 – 3 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава III Дети Божии и дети диавола (1–10). Братская любовь к ближнему и ненависть (11–18). Успокоение сердца в Боге (19–22). Вера и любовь (23–24). 1Ин.3:1 .  Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Установив (в 1Ин.2:29 ) органически тесную связь между праведностью и благодатным рождением христиан от Бога, Апостол теперь далее раскрывает понятие благодатного богосыновства, чтобы яснее оттенить упомянутую связь не только как необходимую по самому понятию рождения от Праведного, но и как нравственно обязательную для облагодетельствованных. Сам всегда имея как бы пред глазами великое дело искупления человечества во Христе, Апостол восторженно предлагает (ст. 1) и читателям благоговейно погружаться в духовное созерцание той недомыслимой любви Отца Небесного к людям (ср. Ин 3:16 ), в силу которой Он в таинстве искупления во Христе даровал всем людям быть и именоваться детьми Божиими. Величие этого божественного дара, обязывающего обладающих им христиан к постоянному совершенствованию, Апостол доказывает от противного – тем, что враждебный Богу мир и потому не ведающий Бога не знает и этого высокого преимущества христиан – их богосыновства: так переродила их любовь и благодать Божия, утвердивши их жизнь на совершенно новых началах, что они сделались чуждыми и непонятными миру. «Вы знаете, что Он (Христос) дал вам право быть и почитаться детьми Божиими. Если же принадлежащие миру не знают сего, т. е. того, что вы дети Божии, сему не удивляйтесь; ибо они не знают и Того, Кто усыновил вас» (блаж. Феофил.). 1Ин.3:2 .  Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Еще выше и непостижимее для самих чад Божиих будущее блаженство верующих: изображая блаженство праведников в будущем мире, слово Божие представляет его лишь в общих чертах (ср. 1Пет.1:4, 8 ; 2Тим.4:8 и др.), не касаясь самой его сущности. Известно лишь, что условием будущего блаженства является наше уподобление Богу (ср. Мф 5:48 ) в праведности, милосердии, святости и др. совершенствах, и что источником неизреченного блаженства для праведников будет лицезрение Божие, когда они будут зреть Бога не тускло и гадательно, а как бы лицом к лицу ( 1Кор 13:12 ), – «чистые увидят Чистого, праведные – Праведного, ибо подобные пристанут к Подобному» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Суд I. ПОНЯТИЕ 1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего «устанавливать или восстанавливать справедливость». Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего ( Пс. 57:12 ; Иер. 17:10 ). Судящий Бог – защитник гонимых, вдов и сирот ( Исх. 22:21–23 ; Исх. 23:7 ; Пс. 25:1 ; Пс. 67:6 ; Пс. 118:52 ). Но горе тем, кто творит неправду! Божий С. над ними будет суров ( Лев. 26:14 ; Втор. 28:15 ; Иер. 28:16 ); 2) в НЗ греч. слово крисис в первую очередь означает «разделение», «различение», и лишь затем – «решение, постановление суда», «суд». Отделять свет от тьмы (см. Быт. 1:4 ) – неотъемлемое свойство самой сущности Бога; «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ; Иак. 1:17 ). В Нем нет места греху, который является частью тьмы. Поэтому Бог побуждает представлять сокрытые грехи и злые дела на всеобщее обозрение, тогда как грешникам присуще скрывать тайные дела тьмы ( Ин. 3:19 ). «Все, делающееся явным, свет есть» ( Еф. 5:11–23 ). Когда вершится Божий С., все сокрытое, согл. Его воле, должно быть явлено на свет. II. БОЖИЙ СУД И ЕГО ЛЮБОВЬ 1) все подчинено Божьей воле к спасению человечества. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). Поэтому Иисус говорит о Себе: «Я не сужу никого» ( Ин. 8:15 ). Его цель – спасение человечества, а не его уничтожение ( Лк. 9:56 ; Ин. 12:47 ). Божья воля к спасению засвидетельствована в Библии ( Иез. 33:11 ; Лк. 5:32 ; Лк. 19:10 ; 1Тим. 1:15 ; 1Тим. 2:4 ). Но Божье спасение и Божий С. не является взаимоисключающими понятиями. Напротив, для исполнения Богом спасит. миссии Ему необходимо вершить С. Без С. спасение невозможно; 2) никто не приобщится к Божьему вечному спасению, пока над ним не свершится С., который отделит свет от тьмы, добро от зла. И Христос послан на землю для вынесения всем людям приговора, согл. которому одни «восстанут», другие же «падут» ( Лк. 2:34 ). Он пришел в мир сотворить спасение, но Его приход обернулся С. над миром, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин. 3:19 ). Смерть Иисуса стала осуждением для Его судей. Те, кто рассчитывал судить Иисуса, сами оказались под С. ( Ин. 12:31 ). Т.о., приход Иисуса имеет для человечества двойное значение:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Скачать epub pdf Ветхий Завет Праотцы Адам и Ева Адам – первый человек, созданный Богом «из праха земного» ( Быт.2:7 ), поэтому он назван «перстным» ( 1Кор.15:47 ). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). Адам был сотворен Богом как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога ( Быт.1:27 ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен был также быть подобным Богу ( Быт.1:26 ). О создании же жены Адама Евы книга Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ), и более подробно: «для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» ( Быт.2:20–23 ). Книга Бытия подчеркивает, что создание жены не независимо от мужа, а из его природы. Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены – это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Адам является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира ( Быт.1:28 ). В соответствии со своим высоким предназначением именно первый человек Адам дает имена животным ( Быт.2:19–20 ), он призван, по повелению Божию, «возделывать... и хранить» окружающий мир ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Послушание О послушании Богу Послушание Богу – заповедано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш ( Лев.18:4 ). Господу Богу вашему последуйте и Его бойтеся; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтеся ( Втор.13:4 ). Чего требует Бог от нашего Ему послушания: Чего требует от тебя Господь Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа [Бога твоего] и постановления Его, дабы тебе было хорошо ( Втор.10:12–13 ). Слушайте, что говорит Господь. О человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:1,8 ). Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам ( 1Ин.3:23 ). Послушание Богу состоит а) в послушании Его голосу или закону: Слушайтесь гласа Моего и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ( Иер.7:23 ). Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:20 ). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ); б) в послушании евангелию: Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Но не все послушались благовествования ( Рим.6:17 ; Рим.10:16 ); в) в подчинении установленным властям: Всякая душа да буде покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению ( Рим.13:12 ). Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. Ибо такова есть воля Божия ( 1Петр.2:13,15 ). Бог дал Свой закон для тщательного соблюдения его: Ты заповедал повеления Твои хранить твердо ( Пс.118:4 ). Послушание Богу есть все для человека: Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих ( 1Кор.7:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ЗАПОВЕДЬ Заповеди, что они есть (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ , 383). Заповеди изображают волю Божию (2:276, см. ЛЮБОВЬ , 463). Отвергнув сатанинское иго греха, следует взять легкое Христово иго Его заповедей Работает Христу, кто, отвергше тяжкое сатанинское иго, грехами обремененное, носит благое иго Христово, по словеси Его: «возмите иго Мое на себе» ( Мф. 11, 29 ). Благое иго Христово значит заповеди Его святыя и легкия, яко «заповеди Его тяжки не суть» ( 1Ин. 5, 3 ). Что легчае, как любить, как выше сказано? Он заповедает нам друг друга любить: «се заповедаю вам, да любите друг друга» ( Ин. 15, 17 ). А от любви все добрыя дела, как от источника ручьи, проистекут; любовь бо есть «корень добрых дел» ( 1Кор. 13, 1–8 и 13). Аще убо кто истинную христианскую любовь имеет, сей носит иго Христово и заповеди Его исполняет, и тако Ему работает (3:174). Помни о Боге, помнить и о Его заповедях Когда убо говоришь, христианине, о Боге, «как мне Бога забыть»: то не забывай и ЗАПОВЕДЕЙ Его святых, но имей их всегда пред собою, яко заповеди Божия, и помни творити их всегда. Когда сие будешь творить, то подлинно и Самаго Бога не будешь забывать. Иначе хотя на всяку минуту имя Божие поминаешь, а о заповедях Божиих небрежешь, то забываешь Бога благодетеля своего, и тако Ему неблагодарным показуешися. Память бо твоя о Нем только на устах и языке: а в сердце нет ея, но забвение (4:390). Почитать Бога нужно через исполнение Его заповедей (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 107). Христианин тот, кто исполняет заповеди Божии (5:15, см. ВЕРА , 140) (4:22, см. ХРИСТИАНИН , 1105). Тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает (5:59, см. БОГОПОЗНАНИЕ , 100). Кто заповеди Божии исполняет, тот Богу живет (5:32, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА, 367). Исполняя заповеди, христианин приносит себе пользу, а не Богу (4:23, см. ХРИСТИАНИН, 1108). Со ВНИМАНИЕМ наблюдать, исполняются ли заповеди Бог, говорю, толикий любитель твой и благодетель, хощет и велит, чтобы ты любил ближняго твоего, т. е. всякаго человека, якоже себе любишь: удовлетворяеши ли убо святому хотению толикаго любителя твоего и Благодетеля? угождаеши ли святой воли Его? показуеши ли усердное послушание Ему? любиши ли любимаго Богом ближняго твоего? не делаеши ли ему того, чего себе не хощешь? подаеши ли ему в нуждах его руку помощи, чего себе хощешь? «Осмотрись!» (4:187–188).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

С.И. Остроумов Тексты „Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня!» ( Пс. 18:13 ). „Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». ( Пс. 50:11–12 ). „Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». ( Притч. 4:23 ). „Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер. 17:9 ). „Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». ( Мф. 6:21 ). „Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». ( Мк. 7:21–22 . Ср. Лк. 6:45 ). „Бога не видал никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин. 1:18 ). „Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». ( 1Пет. 3:3–4 ). „Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том неть любви Отчей». ( 1Ин. 2:15 ). „О горнем помышляйте, а не о земном». ( Кол. 3:2 ). Изречения „Когда можно сказать, что достиг кто чистоты? Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем». (Пр. Исаак Сирианин ). „Радоваться и веселиться о преспеянии ближнего, это черта совершенства; признак же злонравия и лукавого расположения – скорбеть и быть недовольным, когда одобряют другого». (Пр. Ефрем Сирин ). „Без любви к ближнему ум не может просвещаться божественной беседой и любовью». (Пр. Исаак Сирианин ). „Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное. (Прот. И. Сергиев). „К признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость». (Св. Григорий Богослов ). „Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина». (Пр. Макарий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010