84. То же самое снова говорит Давид: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Пс. 23: 7). Ибо вечные врата есть небеса. Но поскольку Слово сошло невидимым для творения образом, то им ничего не было известно об этом. Теперь Слово стало плотью и видимо взошло на небо. И когда силы увидели Его, то нижние Ангелы воззвали к тем, которые были на тверди: «Поднимите наши врата; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы». И когда они изумились и спросили: «Кто же это?», то те, которые (прежде) видели Его, а теперь во второй раз, засвидетельствовали: Господь крепкий и сильный… Он – Царь славы (Пс. 23: 8 – 10). 85. Так, воскреснув и вознесшись, Он пребывает одесную Отца, пока в установленное Отцом время все враги будут покорены Ему. Враги же – все те, которые восстали – Ангелы, и Архангелы, и Силы, и Престолы, отвергшие истину. И об этом пророк Давид говорит так: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109: 1). А что Он восшел туда, откуда и сошел, об этом говорит Давид: От края небес исход его, и шествие его до края их (Пс. 18: 7). Потом он указывает на Его суд такими словами: И ничто не укрыто от теплоты его (Пс. 18: 7). 86. Если пророки возвещали о Сыне Божием, что Он явится на земле, то также они возвестили, где, как и в каком образе Он явится. И если Господь принял на Себя все эти пророчества и исполнил их, то наша вера в Него твердо обоснована и истинно предание проповеди, т. е. свидетельство апостолов, которые посланы были во всем мире проповедать Сына Божия, как Он пострадал для упразднения смерти и для оживотворения плоти, чтобы мы отложили преступную вражду против Бога и пришли к миру с Ним, творя богоугодное перед Ним. И это возвещено было пророками: Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» (Ис. 52: 7). И что они должны выйти из Иудеи и из Иерусалима, чтобы возвестить нам слово Божие, которое для нас также и закон, о чем Исаия говорит так: Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (Ис. 2: 3). И что они будут проповедовать во всем мире, об этом Давид говорит: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу (Пс. 18: 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Далее сказано: «Сгоню лютых зверей с земли вашей» ( Лев.26:6 ). Плотские звери не добрые и не злые, но нечто среднее; ибо они – бессловесные животные. А иные злые звери – духовные, которых Апостол называет «духами злобы поднебесными» (ср. Еф.6:12 ). И таковой есть злой зверь, о котором в Писании сказано: «Змей был умнее всех зверей на земле» ( Быт.3:1 ). Как видим, он – «лютый зверь», один из тех, которых Бог обещал согнать с нашей земли, если будем исполнять Его заповеди. А хочешь увидеть другого лютого зверя? Сказано: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:8–9 ). Но если хочешь узнать о зверях больше, тебя наставит пророк Исайя, который в видении четвероногих в пустыне пророческим духом говорит о зверях: «Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят потомки аспидов и летучих змей; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы» ( Ис.30:6 ). Может ли кому-то, даже большим приверженцам буквального понимания, показаться, что сказанное хоть каким-то образом относится к плотским зверям? Ибо как могут «лев и детеныш льва» или «летучие змеи» нести богатства свои на ослах и верблюдах? Напротив, ясно, что пророк, исполненный Духа Святого, перечисляет силы злейших демонов и показывает, как полагают они «богатства» лжи своей на слабые и злые души, которые он образно сравнивает с ослами и верблюдами. И чтобы душа не была отдана этим зверям, боящийся Бога молит: «Не предай зверям душу горлицы Твоей» ( Пс.73:19 ). Сказано: «Сгоню лютых зверей с земли вашей, и война 86 не пройдет по земле вашей» ( Лев.26:6 ). Много войн проходит по земле нашей, если не соблюдаем мы закон Божий и не исполняем его установлений. И пусть каждый обратится к своей душе и исследует себя внутренним воспоминанием и увидит, как нашу землю, то есть нашу плоть, то теснит дух блуда, то дух гнева и ярости, то ее поражают змеиные жала жадности, то разжигают стрелы зависти, то колют шипы страстей, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 ), и всегда ее раздирают внутренние брани. Но что сказать мне о той битве помыслов, которую враг разжигает в нашем сердце, чтобы отторгнуть нас от веры во Христа и надежды на наше призвание? Ибо когда он воздвигает тесноту искушений и напастей века сего, тогда внушает нам мысли, что бессмысленно и нелепо противостоять им ради Христа и что намного лучше вести безмятежную жизнь, не подвергаясь преследованиям. Зная об этом, апостол Павел сказал: «Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор.10:4–5 ). Поэтому тот, кто поступает «по уставам» Божьим и заповеди Его хранит и исполняет их (ср. Лев.26:3 ), не подвергается битвам и войнам, но Бог убирает их «с земли» его и не допускает, чтобы они проходили через душу праведного.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, Отец пребывает в Сыне через чудесные дела и слова учения и становится видимым благодаря тому, через что пребывает и через Того, в Ком пребывает. И из этого самого открываются собственные свойства Обоих Лиц, когда Господь говорит: Я в Отце и Отец во Мне ( Ин.14:10 ). К этому Он добавил: Верьте ( Ин.14:11 ). Чему? Тому, что якобы «Я есмь Отец»? Но, я полагаю, что написано не это, а следующее: [Верьте], что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам ( Ин.14:11 ), то есть по тем делам, через которые Отец был видимым в Сыне не для зрения, а для ума. 25. После вопроса Филиппа и [раскрытия] всей его сущности, что продолжается до самого конца Евангелия [от Иоанна], в том же самом рассуждении 84 , где Господь [показал, что] Отец и Сын различаются по Своим собственным свойствам 85 , Он обещал также умолить Отца дать Другого Утешителя и послать Его после того, как Он Сам взойдёт ко Отцу (ср. Ин.14:16 ). (Ранее мы уже показали, в каком смысле Он Другой.) И далее Он сказал: Он (...) от Моего возьмёт ( Ин.16:14 ), как и Сам Сын [взял] от Отца. Таким образом связь Отца с Сыном и Сына с Утешителем предполагает Трёх связанных, Которые, тем самым, [уже отличаются] Один от Другого 86 . И Эти Три суть едино (unum) 87 , a не един (unus), так же как и сказано: Аз и Отец едино (unum) есмы, по единству сущности, а не по численной единичности. Пробеги глазами и найдёшь, что Тот, Кого ты считаешь Отцом, назван виноградной лозой Отца, а Отец – виноградарем ( Ин.15:1 ), так что Сын познал на небе Того, Кто, по твоему мнению, был на земле, когда Он (то есть Сын), заботясь здесь о Своих учениках, передал их Отцу. И хотя в Евангелии [от Иоанна] нет слов: Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф.27:46 ), а также слов: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ), однако после Своего воскресения и славной победы над смертью , после того, как отпала всякая необходимость в [дальнейшем] уничижении и Он мог бы уже открыто объявить Себя Отцом верующей женщине, которая по любви, а не из любопытства и не из неверия, как Фома, пришла прикоснуться к Нему, Он сказал: Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим – даже в этих словах Он показал Себя Сыном, ведь если бы Он был Отцом, то должен был бы назвать их сынами, [а не братьями], – и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин.20:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Приведенный отрывок некоторыми комментаторами воспринимается как самое загадочное и сложное для понимания место во всем послании. 85 Аргументация Павла здесь настолько слаба и темна, утверждают другие исследователи, что послание только выиграло бы, если бы весь отрывок был опущен. 86 Причиной столь резких суждений являются, в частности: обилие длинных вопросов и коротких ответов, что идет вразрез с характерным для Павла предпочтением коротких вопросов и длинных ответов; неясность, полемизирует ли Павел с воображаемым оппонентом или просто излагает собственные мысли в вопросоответной форме; противоречие между Рим. 3:1 («какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях») и Рим. 3:9 («итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько»). 87 На наш взгляд, однако, отрывок вписывается в общую цепь рассуждений Павла о значении ветхозаветного закона, а кажущаяся непоследовательность в ответах на сходные вопросы объясняется антиномизмом богословской мысли Павла. Взаимно противоречивые утверждения уживаются в ней постольку, поскольку само христианство не укладывается в рамки рационального мышления, но представляет собой «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1:23 ). Павел и не ставит перед собой задачу быть логически последовательным: тайну христианства он раскрывает через серию антиномичных утверждений, в совокупности составляющих то, что он называл «юродством проповеди» ( 1Кор. 1:21 ). В данном контексте кажущееся отсутствие логики является делом сознательного выбора, выражением определенной проповеднической стратегии. Предыдущее изложение могло привести к мысли о том, что у иудеев нет никакого преимущества перед язычниками: все равны перед Богом, и тех и других Он будет судить. К этой мысли Павел в конце концов и возвращается. Но начинает он с неожиданного заявления об абсолютной ценности ветхозаветного закона безотносительно к тому, как этот закон применяется на практике. Неверность людей не может уничтожить верность Бога: вот важнейший вывод, который читатель должен сделать из этого отрывка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

пойте и превозносите Его во веки! 71 Благословите Господа, ночи и дни, пойте и превозносите Его во веки! 72 Благословите Господа, свет и тьма, пойте и превозносите Его во веки! 73 Благословите Господа, молнии и облака, пойте и превозносите Его во веки! 74 Да благословит Господа земля, поёт и превозносит Его во веки! 75 Благословите Господа, горы и холмы, пойте и превозносите Его во веки! 76 Благословите Господа, все растения земные, пойте и превозносите Его во веки! 77 Благословите Господа, источники, пойте и превозносите Его во веки! 78 Благословите Господа, моря и реки, пойте и превозносите Его во веки! 79 Благословите Господа, киты и всё, что движется в водах, пойте и превозносите Его во веки! 80 Благословите Господа, все птицы небесные, пойте и превозносите Его во веки! 81 Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки! 82 Благословите Господа, сыны Адама, пойте и превозносите Его во веки! 83 Да благословит Господа Израиль, поёт и превозносит Его во веки!  84 Благословите Господа, священники Господни, пойте и превозносите Его во веки! 85 Благословите Господа, рабы Господни, пойте и превозносите Его во веки! 86 Благословите Господа, духи и души праведных, пойте и превозносите Его во веки! 87 Благословите Господа, верные и смиренные сердцем, пойте и превозносите Его во веки! 88 Благословите Господа, Анания, Азария и Мисаил, пойте и превозносите Его во веки! 176 Песнь 9 ( Лк.1:4655, 6879 ) Молитва Марии Богородицы. 46 Величит душа моя Господа 47 и радуется дух мой о Боге, спасителе моём! 48 Ибо призрел Он на смирение рабы Своей, и отныне все поколения будут меня ублажать! 49 Сотворил со мной великое Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его – в род и род к боящимся Его. 51 Явил Он силу руки Своей, рассыпал имеющих гордые мысли в сердце своём; 52 Сильных низложил с престолов, а смиренных вознёс; 53 Голодных насытил благами, а богатых отпустил ни с чем. 54 Вступился за Израиля, раба Своего, вспомнив о милости, 55 Как говорил отцам нашим, к Аврааму и потомству его до века! 

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

36 ст.; 2Кор.3:17 ; Рим.8:5 ; Иак.1:25 ). Итак, промысл Божий не может сопровождаться отрицанием свободы воли тех, которые стремятся к свободе истинной. Что касается тех, которые не стремятся достигнуть свободы согласованием своей воли с волею Божественной, то они и не имеют истинной и полной свободы, но свободны в низшем чисто психологическом смысле, – сохраняюсь свободу выбора между добром и злом. Если промысл ограничивает свободу их действий, то свобода желания всегда остается при них. «Свобода созданного существа (по замечанию преосв. Филарета черниг.) состоит не столько в совершении действий, сколько в желании действий, возможных по обстоятельствам. Итак, когда Бог отказывает в средствах для выполнения решений воли, то Он не ограничивает свободы желания, а только удерживаете последствия желания.» 393 Тем более не стесняется свобода, когда Промыслитель направляет ко благу последствия злоупотребления свободою, действующей вопреки высшему назначению, и оные часто оказываются не таковыми, к каковым стремится преступная воля. Бог, по учению откровения, есть верховный Царь над всею землею ( Пс.46:3, 8; 94:3 ). Он, по образному представлению пророка, ведет писание или перепись народов, в которой записывается всякий новорожденный в том или другом народе ( Пс.86:6 ; сн. 138:16; Ис.4:3 ; Иез.13:9 ), т. е. в плане верховного Мироправителя определено как бытие всех народов, существовавших, существующих и имеющих существовать на лице земли, так и порядок, в котором они одни за другими должны возникать на земле, и до единого человека предъисчислено число людей в каждом народе. Не случайно возникают и исчезают с лица земли народы. Каждому народу премудрость Мироправителя предназначила и свое время, и свое место на земле, пределы бытия, размножения и степень благоденствия. Об этом ясно свидетельствовал ап. Павел в афинском ареопаге: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли… От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию ( Деян.17:24, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

(83) Естественный же порядок в том, чтобы стремиться к славе от Бога, а стремиться к славе друг от друга противоестественно — ибо только Богу, по природе прославленному, подобает слава от всех созданий Его, а нам — смиряться пред Богом как Творцом и друг перед другом ради закона Создателя. Ибо это свидетельство любви к Богу и ближнему, что и есть закон Божий: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и… ближнего твоего как самого себя (Мк.12:30–1) и всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:14). Так что любовь к славе друг от друга ведет к неверию. Ибо сказано: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, и славы, которая от единого Бога, не ищете? (Ин.5:44). (84) Опять–таки: телесное наслаждение, еда, питие и прочее, принимаемое согласно естественному употреблению и закону Создателя, есть добро, — а когда это происходит против закона Божия по нашей воле и злоупотреблению, зло: например, еда и питие, поскольку они служат для жизни и поддержания тела, добро, подобно и сон, и общение с женщиной — добро знать собственный сосуд, а пользоваться едой и питьем и женщинами без разбора для неразумных наслаждений, подобно бессловесным животным, — зло. (85) Итак, из–за тщеславия, и неумеренной еды и пития, и блуда [появляется] сребролюбие, опора их, зависть и ссоры, и лукавство, и ложь, и клевета, и хищение, и убийства, и ненависть к ближнему. И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф.24:12). «Многими» же он назвал прибегающих к беззаконию. Итак, противоестественное происходит из естественного по наущению диавола. (86) Против всего этого есть два величайших способа нам в помощь: пересиливать себя, ибо усилие признак любви к Богу, — и молитва, ибо молитва признак смирения. Ведь мы призываем силу Божию, признавая свое бессилие. Следует же знать, что и неосуждение избавляет от греха: ибо не осуждать — знак смирения. Ничто так не привлекает Божию помощь, как смирение. Ибо сказано: Узри смирение мое и труд мой, и прости все грехи мои (Пс.24:18) и: Узри смирение мое и избавь меня (Пс.118:153) — избавь от воюющего со мной врага, и греха, и недомыслия моего. Полезны для добродетели и совместная жизнь с добродетельными, — ведь человек существо подражательное, и воздержание от чувственного общения с раздражающими, ведь с глаз долой — из сердца вон. Ибо через них в душе возникает память о чувственных вещах. Нам же надлежит отделить ум от памяти о чувственном, чтобы на легких крыльях воспарил он к умному солнцу и озарился недоступной и невообразимой его красотою. Ибо оплотняется ум памятью о чувственном и к нему совлекается и отходит от постижения умной красоты и услаждения ею: ибо никто не может служить двум господам (Мф.6:24). Всякого искусства добивается человек навыком, упорством и усилием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Подобные же слова сказаны были Петру в Мф.16:19 и имеют тот же смысл. Вместо «что» ( ) Мф.16:19 здесь σα – также средний род и указывает на действия, а не на лица. Мф.18:19 .  Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, Сила учеников и вообще всех верующих основывается на внутреннем духовном единении общины между членами ее ( συμφωνεν) и с Богом. Мф.18:20 .  ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. В кодексах D, Сиро-синайском и у Климента Александрийского этот стих приводится в отрицательной форме: «ибо нет двух или трех собранных во имя Мое, у которых (близ которых) Я не был бы (Я не есмь) среди них». Здесь указывается на церковный minimum. Христос истинно присутствует среди людей даже тогда, когда двое или трое из них собираются во имя Его. Мф.18:21 .  Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Ср. Лк.17:4 ). Вопрос Петра не имеет близкой связи с речью Христа в стихах 18–20, но имеет связь со стихами 15–17. Христос, по-видимому, окончил теперь Свою речь. Слова Его о прощении обид ближним побудили Петра попросить у Него дальнейших разъяснений. Предлагая вопрос, Петр, как можно думать, знал о существовавших в то время у иудеев обычаях и мнениях относительно прощения обид. «Человеку, согрешающему против другого, однажды прощают, во второй раз прощают, в третий раз прощают, но в четвертый раз не прощают». Таково часто цитируемое изречение Вавилонского Талмуда (Иома, л. 86, 2), которое подкреплялось Иов.33:29–30 ; Ам.1:3 и др. Петр хочет, очевидно, стать выше современных ему книжников и увеличивает количество прощений почти вдвое, до семи. Мф.18:22 .  Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Спаситель опровергает мысль Петра сначала кратким замечанием. Если Петр думал, что нужно прощать ближнему до семи раз, может быть, каждый день в течение целой недели, – то Господь говорит, что прощать нужно «до седмижды семидесяти» ( ως βδομηκοντκις πτ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010