Мф.5:25 .  Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы со­перник не отдал тебя судье Господь… под «соперником» боголепно разумел пожелание тела, противное духу, и «путем» назвал жизнь, которую род наш проходит не твердо, «совещани­ем» же нашим с телом нарек сознание его противоборства, которое должно быть усматриваемо нами скорее, что­бы иначе, подчинившись его велениям и сделав что-либо недостойное «вышнего звания» ( Флп. 3, 14 ), не были мы пре­даны им Судии, когда придет Он дела и слова наши собрать воедино и воздать «каждому по делам его» ( Мф. 16, 27 ) (1, 57–58). Мф. 5, 28 .  …Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем: …Если бы осквернение касалось толь­ко преддверия, не самого святилища, то, может быть, болезнь была бы легко исцелима. Если же касается самой ду­ши, то никто да не обманывает себя. Но если кто, в обольщение людей, скажет: никто «не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим. 2, 5 ), и при этом подумает, что зрение есть закон­ная борьба, если человек удерживается от самого дела, то пусть знает, что Подвигоположник и Судия таковых борений сказал: «Кто смотрит на женщину с вож­делением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» Поэтому та борьба за­конна, которая не по лености и преду­беждению каждого устанавливается, но законоположена неподкупным Судиею (3, 27). Поскольку от зрения рождается лю­бовь, то Христос сказал, что без сыто­сти услаждающий взоры есть прелюбо­дей, предупреждая этим не дело толь­ко, но и мысль. [Точно так же] закон наказывает человекоубийцу, а Христос даже гневающегося, потому что Он да­ет устав душе, а закон – только руке, и Он тем самым, что не дозволяет ра­сти корню, предотвращает и ветви. По­этому обуздывай и око, и раздражитель­ность: первое, чтобы не привело тебя к прелюбодейству, а последнюю, чтобы не довела до убийства (2, 280). …Общие законы даны для того и другого пола… (2, 84) …Поскольку и за­поведи в Законе, и евангельские изрече­ния, в которых воспрещаются грехи и изображаются Блаженства, изречены и мужам, и женам, то и жены пусть будут осторожны и обуздывают очи, чтобы за невоздержное зрение не потерпеть им наказаний, как прелюбодеицам (2, 86)…

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Возражение 2 . Далее, как уже было сказано (86, 3), никто не вправе совершать жертвоприношения из того, что было приобретено неправедно. Но жертвоприношения, которые предлагаются непосредственно Богу, похоже, более тесно связаны с божественным поклонением, чем десятины, которые предлагаются служителям. Следовательно, никто не вправе приносить десятины из того, что приобретено неправедно. Возражение 3 . Далее, в последней главе [книги] «Левит» предписано приносить десятины только «из семян земли и из плодов дерева», а также из животных, «которые ходят под пастушеским жезлом» ( Лев. 27, 30, 32 ). Но человек получает доход и от других вещей, например от растущих в его саду трав и т. п. Следовательно, из такого рода вещей человек не обязан приносить десятины. Возражение 4 . Кроме того, человек не может приносить что-либо из того, над чем он не властен. Но человек не всегда сохраняет себе все то, что приносят ему земли и стада, поскольку подчас он несет потери из-за воровства или грабежа, подчас выставляет [выращенное] на продажу, а подчас отдает в виде налога правителю или платы работникам. Следовательно, из таких вещей он не обязан приносить десятины. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт. 28, 22 ). Отвечаю: для того, чтобы вынести суждение о вещи, надлежит исследовать её начало. Так вот, началом принесения десятин является обязательство, посредством которого телесные вещи приличествуют тем, кто сеет духовные, согласно сказанному апостолом: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» ( 1Кор. 9, 11 ). И это обязательство является тем началом, на котором основана заповедь Церкви о принесении десятин. Но все то, чем обладает человек, суть телесные вещи. Следовательно, люди должны приносить десятины из всего, что у них есть. Ответ на возражение 1 . На то, почему Старый Закон не содержал предписания относительно персональных десятин, была особая причина, связанная с условиями жизни этих людей, а именно та, что остальные колена обладали некоторым имуществом, с помощью которого они могли обеспечивать нужды левитов, которые никаким имуществом не владели, но при этом могли получать доход от других законных занятий, на которые имели право и остальные евреи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

То есть если Господь Иисус Христос искупил грехи всех живших до Его Боговоплощения, то Он силен, искупить и простить грехи всех живших, и живущих, и тех, кто будет жить после Его 1-го Пришествия в этот мир. О силе божественного искупления знал и допотопный каинит Ламех, сказавший после совершения им двойного убийства: «послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» ( Быт.4:23–24 ). То есть он сказал своим женам: «Да, я убил своего предка Каина и сына Тувалкаина, но в семьдесят седьмом поколении от Адама произойдет искупление всех грехов, и я, сожалея о содеянном, уповаю на грядущее спасение». Ламех мог быть посвящен в эту тайну допотопным пророком Енохом. То есть, призывая нас прощать до седмижды семи раз, Христос как бы говорит нам: «Я искупил грехи всех живших до Меня людей и простил их в их поколениях – как же вы не прощаете людям, вашим современникам, их грехи?!» Итак, нет предела или границы для прощения и милосердия! Границы должны быть положены для собственной злости, злопамятства и коварства… Антоний Великий рассказал нам следующее о злопамятных: «Целый год молился я, чтобы мне были показаны места праведных и грешных. И вот увидел я огромного черного великана, который поднимался до облаков и доставал руками до неба, под ним было озеро величиной с море. Потом увидел я человеческие души, они летали, как птицы. Те, которые перелетали через руки и голову великана, были охраняемы Ангелами. А те, которых он ударял своими руками, падали в озеро. Дошел до меня голос: “Те, которых ты видишь перелетающими через голову и руки великана, – это души праведников: Ангелы охраняют их в Раю. А те, которых черный великан ударяет руками, погружаются в ад, потому что увлеклись пожеланиями плоти и предались памятозлобию”» 86 . Даже в Ветхом Завете мы находим примеры деятельному прощению. Сказано: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» ( Исх.23:4–5 ); в Псалтири мы находим такие слова царя Давида: «Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом» ( Пс.7:4–5 ). Царь Давид прославлял Бога, благодаря женщину Авигею, остановившую его от акта мести. Сказано: «И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя» ( 1Цар.25:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.5:25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы со­перник не отдал тебя судье    Господь… под «соперником» боголепно разумел пожелание тела, противное духу, и «путем» назвал жизнь, которую род наш проходит не твердо, «совещани­ем» же нашим с телом нарек сознание его противоборства, которое должно быть усматриваемо нами скорее, что­бы иначе, подчинившись его велениям и сделав что-либо недостойное «вышнего звания» (Флп. 3:14), не были мы пре­даны им Судии, когда придет Он дела и слова наши собрать воедино и воздать «каждому по делам его» (Мф. 16:27) (1, 57—58). Мф. 5:28. …Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем:    …Если бы осквернение касалось толь­ко преддверия, не самого святилища, то, может быть, болезнь была бы легко исцелима. Если же касается самой ду­ши, то никто да не обманывает себя. Но если кто, в обольщение людей, скажет: никто «не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2:5), и при этом подумает, что зрение есть закон­ная борьба, если человек удерживается от самого дела, то пусть знает, что Подвигоположник и Судия таковых борений сказал: «Кто смотрит на женщину с вож­делением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» Поэтому та борьба за­конна, которая не по лености и преду­беждению каждого устанавливается, но законоположена неподкупным Судиею (3, 27).    Поскольку от зрения рождается лю­бовь, то Христос сказал, что без сыто­сти услаждающий взоры есть прелюбо­дей, предупреждая этим не дело толь­ко, но и мысль. [Точно так же] закон наказывает человекоубийцу, а Христос даже гневающегося, потому что Он да­ет устав душе, а закон — только руке, и Он тем самым, что не дозволяет ра­сти корню, предотвращает и ветви. По­этому обуздывай и око, и раздражитель­ность: первое, чтобы не привело тебя к прелюбодейству, а последнюю, чтобы не довела до убийства (2, 280).    …Общие законы даны для того и другого пола… (2, 84) …Поскольку и за­поведи в Законе, и евангельские изрече­ния, в которых воспрещаются грехи и изображаются Блаженства, изречены и мужам, и женам, то и жены пусть будут осторожны и обуздывают очи, чтобы за невоздержное зрение не потерпеть им наказаний, как прелюбодеицам (2, 86)…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3427...

И частное и общественное Богослужение важно, необходимо и священно. В уединении, сокровенно от взоров людей, молился Господь наш Иисус Христос и дал всем нам заповедь: войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:6 ). В тайне молились и Святые. Пророк Давид говорит о себе: Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой ( Пс.54:18 ). Пророк Даниил три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу ( Дан.6:10 ). Ап. Петр молился в уединенной горнице ( Деян.10:9 ) и проч. Но Богослужение общественное священнее и важнее частного, и по месту, которого освященное устройство не имеет ничего общего с обыкновенными нашими жилищами, и по священнодействиям, из коих многие и важнейшие совершаются только в общественных храмах, и по умилительному зрелищу многочисленного народа, благоговейно преклоняющего главы и колена пред видимым престолом Невидимого, и наконец, что всего важнее, по обилию благодати Божией, которую Сам Господь обещает молящимся вкупе: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ( Мф.18:19–20 ). «Конечно, говорит св. Златоуст, можно молиться и дома; но нельзя так молиться, как во храме, где толикий сонм Отцев, где единодушно песнь воссылается Богу. Ты не столько будешь услышан, один призывая Бога, сколько вкупе с своими братьями. Ибо здесь нечто больше; здесь единодушие, согласие, союз любви и молитвы Священников. Для того-то и Священники, чтобы молитвы народа, будучи слабые, совокуплялись с их молитвами сильнейшими и вместе с ними восходили на небо» 86 . Содержание Богослужения Богослужение Православной Церкви состоит из таинств, молитв, обрядов и поучений. Читать далее Источник: Попечение Православной Церкви о спасении мира/Свящ. Григорий Дебольский. - Санкт-Петербург : В тип. Департамента внешней торговли, 1843-./[Кн. 1]. – 1843. - VIII, 164 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

73 Когда человек полностью отдает себя Богу, тогда Бог полностью отдает Себя человеку. 74 Не ищи правды в этом мире лжи, лучше отрекись от него как можно скорее, иначе он обманет тебя, как обманул всех, кто искал в нем правды: «не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4: 6). 75 Если начать искать самого богатого, то им окажется самый обыкновенный нищий. 76 Если начать искать самого славного и почетного, то им окажется самый простой и униженный, ибо в духовной жизни все наоборот. 77 Когда отринешь все видимое, будешь всем обладать, но смотреть будешь на все, чем обладаешь, как на пыль. 78 Если хочешь увидеть иной мир, не имей даже соринки в своем глазу. Но что можно увидеть, когда в твоем глазу бревно? 79 Если хочешь познать то вечное, что тебе принадлежит, – не имей ни одной дурной мысли в сердце. Но что можно познать, если твое сердце злобнее и похотливее, чем сердце дикого животного? 80 Замени память о мире безпрестанной памятью о Боге, и сможешь увидеть умственный свет. 81 Всякий плод, вырастающий на земле, есть ложь и суета. Всякий плод, вырастающий на Небе, есть Правда и Истина. 82 Самые горькие земные плоды – блуд и душевная слепота. Самые сладкие небесные плоды – целомудрие и духовное созерцание. 83 Железному сердцу, чтобы оно исправилось, нужны удары молота. Восковому сердцу достаточно мягкого прикосновения любвеобильных рук Бога. 84 Стоит лишь разнять руки – и люди теряются навсегда, но стоит сблизиться сердцам – и люди находят друг друга навечно: «да будут все едино» (Ин. 17: 21). 85 Чистое сердце лишь чистые песни поет. А грязное сердце везде себе грязь найдет: «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1: 15). 86 В миру кость уходит от кости, и плоть разлучается с плотью, а на духовном пути ум соединяется с сердцем и дух соединяется с Истиной. 87 Только успел шагнуть на край земли, – и вот, тебе уже шестьдесят лет. Только успел увидеть край небес – и вот, уже закончилась жизнь: «итак, доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал. 6: 10).

http://isihazm.ru/?id=203

Джон Брайт проанализировал распределение этих двух формулировок запретов в Ветхом Завете. Что касается различия между ними, он делает вывод, что »ал с пассивом слабее и употребляется в конкретном приказании для особого случая, не подразумевая будущего времени. Напротив, ло с глаголом в несовершенном времени выражает категорический запрет, имеющий обязательную юридическую силу для настоящего или будущего времени 86 . Первая формулировка преобладает в литературе мудрости, где запрет часто оправдывается мотивирующей оговоркой: «Не ходи в путь с ними ... потому что ноги их бегут ко злу» ( Прит.1:15:16 ). Вторую, несомненно, предпочитает Пятикнижие, особенно в разделах, где речь идет о вопросах закона и культа. Таким образом, в четырех главах Книги Исход, содержащих законы завета (21–23:34), первая формулировка встречается дважды, в то время как вторая используется пятьдесят пять раз. Не случайно законы, содержащие запрет в Десятисловии, постоянно излагались в самой сильной форме отрицания, которая только возможна в иврите. Заповеди закрыты для пересмотра и/или исправления каким-либо консультативным советом, который свободно может отказаться от них, если это необходимо для удобства. С точки зрения лингвистики они обладают предопределенной неизменностью. Они не устаревают. Они абсолютны. Назначение Десятисловии (Декалога) Джордж Менденхолл перечисляет шесть различий между заветом и законом. Нам интересно то, как он излагает разницу между ними с точки зрения их назначения. Назначение завета – создать новые взаимоотношения. Назначение закона состоит в том, чтобы систематически регулировать или сохранять существующие взаимоотношения 87 . Подобным образом Бревард Чайлдс пишет: «Закон определяет святость, которая требуется от народа, вступившего в завет... Измерение святости с точки зрения присущего Богу характера предохраняет требование завета от моралистического истолкования...» 88 . Девятнадцатая глава Книги Исход была посвящена учреждению завета. Затем в 20-й и последующих главах мы находим законы. Назначение десяти заповедей ясно объяснено в Книге Исход (20:20): «Не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили». Может показаться, что в этом стихе содержится почти противоречие: «Не бойтесь ... чтобы страх Его был пред лицем вашим» 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Затем, в 86 гл. ст. 9 читаем: «в пятый год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов иудейских». Некоторые из толковников, как, например, Гитциг и др. (Comm. Keil, s. 51), смотрят на этот пост, как такой, который установлен был пред нашествием на Иерусалим Навуходоносора, установлен, с целью – путём раскаяния умилостивить гнев Божий и предотвратить грозу. Основанием для такого понимания выставляется то, что, по поручению пророка Иеремии, во время этого поста Варух прочитал пред народом записанные в свитке грозные пророческие предсказания, между которыми особенно выдаётся следующее предсказание 81 ст. «И посещу его, – грозил Господь устами пророка Иоакиму, – и племя его и слуг его за неправду их, и наведу на них и на жителей Иерусалима и на мужей Иуды всё зло, которое Я изрёк на них, а они не слушали». Если пророк поручает Варуху прочитать пред народом в 5-й г. Иоакима грозные предсказания о суде Божием над царём и царством его; то, заключают отсюда, значит, этот суд Божий ещё не наступал и пост 5 года, значит, был установлен не в воспоминание суда совершившегося, а в предупреждение суда грядущего. Но прочтение предсказаний не может служить несомненным признаком того, чтобы исполнение сих предсказаний ещё не вступало в силу, ещё не начиналось, Если бы пророк поручил Варуху прочитать пред народом те предсказания, которые возвещены были ему Богом именно в 5 г. Иоакима; то, разумеется, прочтение сих предсказаний служило бы несомненным признаком того, что исполнение таких предсказаний ещё предстоит в будущем. Между тем в данном случае дело было иначе. Варух, по поручению пророка, должен был прочитать все те грозные предсказания, которые пророк изрёк пред народом, начиная с первого года своего служения и до 4 г. Иоакима (36:1), которые он, по повелению Божию, записал в книгу (36:2) и исполнение которых отчасти могло начаться в предыдущие годы; и потому особенные угрозы 31 ст., изречённые царю за то, что он сжёг свиток (36:29) записанных и прочитанных пред ним грозных предсказаний, не исключают собой осуществления в предыдущем 4-м году факта взятия Иерусалима Навуходоносором, а возвещают только, как дело предстоящее, полное и окончательное осуществление предречённого суда, а именно разрушение Иерусалима и царства Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Кроме приведенного в Катехизисе Евангельского места, можно указать еще: просите, и дано будет вам ; ищите, и найдете; стучите, и отворять вам (Мф. 7:7), а также: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него ( Мф. 7:11 ). И таких мест в Евангелии много. Много в Писании имеется и живых примеров, свидетельствующих о силе молитвы. Кому не известна, например, молитва Моисея, отвратившая праведный гнев Божий на нечестие сынов израилевых ( Исх. 32 )? Молитва Илии пророка, на которую обращает наше внимание св. Апостол Иаков, говоря: Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( Иак. 5:17–18 )? Молитва Езекии царя, возвратившая ему жизнь на пятнадцать лет ( 4Цар. 20:1 и далее)? Молитва св. Апостола Петра, воскресившая умершую Тавифу ( Деян. 9:36–40 ) и многих других праведников Ветхого и Нового Завета, совершавших молитвой великие чудеса? Наконец, молитва искушенного по всяческим ( Евр. 2:14–18 ) Спасителя нашего, Который молился до кровавого пота, и явился Ему Ангел с небес, и укреплял Его ( Лк. 22:43 )?... Даже молитвы язычников велики пред Богом (Мф. 15:22–28; Деян. 10:4 ) 86 . Но откуда, является вопрос, столь великая сила у молитвы? Что есть молитва? Молитва, говорит Катехизис, есть «возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу» . Иначе это можно выразить так: что молитва есть благоговейная «беседа человека с Богом». Сего краткого, но многосодержательного понятия о молитве уже достаточно для того, чтобы уразуметь силу молитвы. Всякая добрая беседа людей даже между собой всегда приводит к важным последствиям. Чему обязаны все успехи наших наук, искусств, ремесел и прочее, как не своего рода беседе людей между собой? Разве один человек в состоянии был бы достигнуть всего того, что достигнуто теперь и что будет достигаться человечеством в следующие за нами века, хотя бы этот один человек прожил столько же, сколько прожило и имеет прожить все человечество вообще? Одна сила никогда не может равняться целым биллионам других подобных ей сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Понятно, что, если пришествие в мир Иеговы было великой, благочестия, тайной ( 1Тим. 3:16 ) даже и для тех, кто переживал эту тайну, был ее свидетелем; то для пророка, даже и при озарении его Духом Божиим, эта тайна была еще глубже и непроницаемее, так, что требовала с его стороны величайшего самоуглубления, чтобы он мог созерцать ее. И, чтобы дать, в этом случае, пророку полную возможность самососредоточиться, Ангел-толкователь его, после четвертого видения, удалился от него 81 ; а пророк действительно погрузился в созерцание тайны пришествия Иеговы на землю, как бы, в сон 82 . Но вот он, как видно, вполне понял смысл четвертого видения и сделался, таким образом, настолько способным к восприятию созерцаемой им тайны, что ему можно было уже открыть и подробности ее. И возвратился, говорит пророк, Ангел, говоривший во мне 83 , и, пробудил меня, как пробуждают человека от сна его, и сказал мне: что ты видишь? ( Зах. 4:1–2 ) Так как вопросом Ангела и открывается пятое видение пророку, то понятно, что он не выражает собою ничего более, кроме требования внимания со стороны тайнозрителя. И пророк, устремив глаза свои вперед, сказал: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад 84 , которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. (ст. 2–3). Если б светильник, виденный теперь пророком, был совершенно сходен со светильником скинии 85 , то для пророка было бы вполне понятно его символическое значение. Устроенный наподобие процветшего жезла Ааронова, светильник скинии в ближайшем своем значении и выражал собою, символически, священство народа Божия. Но священники, принося елей во святилище, представляли собой самый народ Божий, а возжигая елей, представляли лицо Божественное. Таким образом, священный огонь, возжигавшийся, как бы, Самим Богом на светильнике скинии, означал собою очищающее и освящающее действие Духа Божия на жизнь человека 86 ; сожжение же, пред лицом Иеговы, приносимого священниками, масла означало, что народ Божий, очистившись от грехов, приносит Господу Богу лучший плод своей жизни для того, чтобы освятить его и оживить, и через то, обратить его в пламень хвалы и благодарности пред Богом 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010