12 . Он воздвиг и устроил творенье, И упокоился от дел Своих. 13 . А все сотворенное бежит своим путем, И совершает дела свои, И не может остановиться и прекратить [их]. 14 . Силы подчиняются Его слову: 15 . Солнце – сокровищница света, И ночь – сокровищница тьмы. 16 . Ибо Он сотворил солнце, чтобы день был светел, А ночь наводит тьму на лицо земли. 17 . Они сменяют 86 друг друга, И возвещают великолепие Божие. 18 . И нет ничего вне Господа, Потому что Он был прежде, чем все пришло в бытие 87 . 19 . Века произошли Его словом И помышлением Его сердца. 20 . Слава и хвала Его имени. Аллилуйя. Ода 17 1 . Я увенчан моим Богом, И венец мой – [Бог] живой. 2 . Я оправдан моим Господом, И спасение мое неуничтожимо 88 . 3 . Я избавлен от суеты, Я не осужден. 4 . Мои путы разорваны Его руками. Я приобрел лицо и образ нового человека 89 , И я ходил в Нем и спасся. 5 . Разумение истины вело меня, И я шел в след ему и не заблудился. 6 . Все видевшие Меня удивлялись, И Я был для них как странник. 7 . Но познавший и возвеличивший Меня – Это Высочайший в Своем совершенстве. 8 . Он прославил Меня по Своей благости И вознес Мой ум на высоту истины. 9 . И с тех пор Он дал Мне путь направляющихся к Нему. Я распахнул врата, что были закрыты, 10 . И сорвал железные засовы, Железо же на Мне 90 вскипело и расплавилось передо Мной. 11 . И ничто не оказалось для Меня затворено, Потому что Я стал дверью 91 всего. 12 . Я пошел ко всем Своим затворенным, чтобы выпустить их, И Я не оставлю ни одного связанного или связывающего. 13 . Я дал познать Себя без зависти И искать Себя по любви Своей. 14 . Я излил в сердца [их] плоды Свои, И преобразил их в Себе. 15 . Они получили Мое благословение и ожили, Собрались ко Мне и спаслись. 16 . Потому что они были Моими членами, А Я их главой. 17 . Слава Тебе, глава наша, Господь Христос. Аллилуйя. Ода 18 1 . Вознеслось и преисполнилось мое сердце любовью к Всевышнему, Принесу Ему хвалу от своего имени, 2 . Окрепли члены мои Настолько, что не упадут перед Его силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

«Чудо Моисея с жезлом, брошенным на землю и превращённым в змия, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – прообразовало сошествие Сына Божия на землю для поднятия лежащего на земле рода человеческого» (тв. ч. 1, стр. 118–119). В частности, «снисшествие Слова на землю в подобном нашему виде знаменуется через падение жезла на землю. Мы даже утверждаем, – говорит св. Отец, – что Он как бы превратился в змея по той причине, что сделался подобен нам и явился в одинаковом с нами виде. Человек лукав, если сравнивать с благостностью Божией (ср. Мф.7, 11 ). Итак, жезл перешёл в змия, потому что Единородный соделался человеком и „со беззаконными вменися” ( Ис.53, 12 ), и Еммануил наименован был лукавым, хотя по естеству и есть благий, даже более того – есть самоблагость» (тв. ч. 5, стр. 100) 86 . «Что соделавшегося подобным нам Единородного иудеи не возлюбили (они как бы убежали от Него), это может быть ясно, – говорит св. Кирилл Александрийский , – из Св. Писаний, ибо „отбеже», сказано, Моисей от него” (т. е. змия (ibid). «Моисей взял змия за хвост, т. е. за последние и конечные его части, – замечает тот же св. Отец, – ибо Христос пришёл в последние времена века» (тв. ч. 1, стр. 120). При этом «хотя Моисей взял змия за хвост, однако преобразование достигло самой головы, ибо весь змий извратился в жезл. Таким же образом, хотя Христос взял за последние части, но преобразование через благодать простирается на весь род и достигает самой головы, т. е. – Адама» (ibid.). Гл. 4, 6 Речé же емý Госпóдь пáки: вложи рýку твою в недро твоé. И вложи рýку в недро своé, и изъят ю от недра своегó, и бысть рукá егó прокажéна яко снег Ещё сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул её [из пазухи своей], и вот, рука его побелела от проказы, как снег Гл. 4, 7 И речé пáки емý Госпóдь: вложи рýку твою в недро твоé. И вложи рýку свою в недро своé, и изъят ю от недра своегó, и бысть пáки в румянстве плóти своея [Ещё] сказал [ему Господь]: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул её из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: «Доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен, ибо сегодня получил приобщение» («Беседы» Григория Двоеслова , кн. 4, гл. 55). Итак, если молитвы за умерших столь для них потребны и столь спасительны, будем усердно совершать их, особенно за Литургией, во время принесения Бескровной Жертвы за живых и умерших. Еще больше любви мы покажем к умершим, если к участию в нашем молении за них будем приглашать и других благотворениями в память их. Такие благотворения вызывают благодарность в одолжаемых нами и побуждают их молиться за тех, в память которых делаются одолжения. (См. «Сборник для назидательного чтения», еп. Виссариона, издание 1891 г., стр. 77–86). III. Будем же, братие, всегда молиться об умерших, руководимые духом христианской любви к ним, которая николиже отпадает. Приложение к беседе 1. А Основание молитв Церкви за умерших поучению слова Божия и св. отцов Что молитвы Св. Церкви за умерших, принесение Бескровной жертвы за преставльшихся сильны извести содержимых во аде на свободу славы чад Божиих – в Царство Небесное, на это есть прямые указания Священного Писания . 1) Предостерегая нас от молитвы за ближних, неугодной Богу и бесплодной для них, св. ап. Иоанн Богослов дает такую заповедь : «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). Но все, умершие с истинным раскаянием, свободны от смертного греха уже по тому одному, что они раскаялись, «ибо грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают и жестоковыйно (упорно) восстают на благочестие и истину... В таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения» (VII Вселенского собора прав. 5). Стало быть, все умершие с истинным покаянием, хотя бы прежде и находились в смертных грехах (а тем более если не находились), принадлежат к числу тех ближних наших, за которых нам заповедано молиться без всякого сомнения и колебания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Оба прочтения предполагают общебиблейскую символику десницы/правой стороны как знака милости.   83/84:7  …юдолью слез… Или: «долиной Бака».   86/87:4 Помяну ли Раав… Под именем стихийного чудища Раав, воплощающей предмирный хаос, имеется в виду Египет.   Куш — Библейское наименование Эфиопии.   87/88:1 На «махалат леаннот». Снова предположительно название мелодии. Возможно также, что таковым является только первое слово, а второе указывает на попеременное пение сменяющих друг друга певцов или хоров.   94/95:8 Мерива и Масса — топонимы, связанные с эпизодом перехода через пустыню. См. Исх 17:3-4 и 7: «…И роптал народ на Моисея, говоря: " Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас, и детей наших, и стада наши? " Моисей возопил к Господу и сказал: " Что мне делать с народом сим? Еще немного, и побьют меня камнями. […] И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых» (слово «Масса» понималось как «искушение», Мерива — как «укорение». Ср. также Втор 6:16, 9:22, 33:8.   95/96:5  …ибо все боги народов — морок и прах . Совершенно непереводимое словечко [ элилим] («морок и прах»), как бы ироническим эхом передразнивающее звучание евр. лексемы [ элоним] «Бог», «боги». Традиционный перевод «идолы» не передает всей остроты этого приговора над ложной божественностью. 102/103:5  …насыщает благами зрелость твою . Значение редкого слова не вполне ясно. Согласно версии Септуагинты, определившей традиционные переводы: «…насыщает благами желание твое».   …как у орла, обновится юность твоя! По древнему представлению, орел от смены перьев молодеет (ср. Hieron. In Isaiam 40, 31 (Patrologia Latina XXIV, col. 412).   109/110:1  Слово Господа к Государю моему. Постольку, поскольку этот псалом интерпретируется в полемике с книжниками Самим Христом (Мт 22:42–46) и особенно важен для христианской богословской и богослужебной традиции, все упомянутые выше вопросы выступают в отношении к нему с особой остротой, и это начинается с 1-го стиха. Традиционный перевод: рече Господь Господеви моему, «сказал Господь Господу моему»; он вполне соответствует тексту Септуагинты, где оба раза употреблено существительное κριος. Проблема, однако, в том, что это существительное (как и церк.-слав. Господь) нормально может быть употреблено и в отношении к Богу, и в отношении к человеку, как русское «господин». В масоретском тексте первому κριος соответствует непроизносимое Имя Божие, но второму — нейтральное [ адони] «господин мой», нормально относимое к человеку. Это возбранило нам перевести его словом «Господь», в русском обиходе совершенно однозначным. С другой стороны, очевидно, что речь идет не просто о «господине», но о сакральной, мессианской фигуре Царя; поэтому мы перевели его не словом «господин», но словом «Государь», не только предполагающим царский сан, но несущем в себе особые смысловые потенции, заодно решившись — в соответствии с традиционным обиходом — писать это слово и относящиеся к нему местоимения с большой буквы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ипполит Римский , II–III вв: «Он (Иисус Христос) приходит ко вратам небесным, Его сопровождают ангелы; но врата небесныя были заключены. Теперь в первый раз видят Силы небесныя плоть восходящую, и слышат от ангелов предшествующих Спасителю и Господу: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» ( Пс.23:7 )» Иероним Стридонский , IV век: «Кто есть сей Царь славы? Сам Господь сил есть Царь славы относится ко Христу, ибо там, где мы читаем Господь сил, в Еврейском написано sabaoth (), переводимое у LXX толковников словом: Всемогущий. Из этого мы уразумеваем, что там, где о Христе говорится: Господь сил, должно признавать Его всемогущим» Афанасий великий, IV век: «Возмите врата князи ваша. Ангелы, служащие на земле Спасителю, при Вознесении Его, дают знать Небесным Силам, чтобы отверзли врата» 86]. • «И ныне, так говорит Господь (Иегова), образовавший меня от чрева матери в своего раба, чтобы я собрал Иакова и Израиля собрал к Нему, и я прославлен буду Господом (Иегова) и Бог мой будет моя крепость. И Он сказал: для тебя должно быть важным, что ты назван Моим рабом, чтобы восстановить колена Иакова и возвратить рассеянных Израиля. И Я сделал тебя светом народов, чтобы ты был во спасение до концов земли» ( Ис.49:5–6 ). Ириней Лионский , II век: «Так согласно с этим Сам Христос говорит чрез Давида, что Господь беседует с Ним, и весьма приличествующим образом Сам Он говорит и прочее о Себе чрез пророков, между другими также чрез Исаию…» 36]. • «Бог богов Господь говорил и призвал землю» ( Пс.49:1 ) «Какой Бог ? Тот, о Котором сказал: «Бог явно приидет, Бог наш, и не будет молчать» ( Пс.49:3 ), т. е. Сын Божий, Который открыто пришел к людям и Который говорит: «Я открыто явился тем, которые не ищут Меня» ( Ис.65:1 )» • «Ведь Я – Иегова, Я не изменяюсь» ( Мал.3:6 , ПНМ) Сократ Схоластик , IV–V вв: «…Может быть, эти слова иной будет относить к самому Отцу ; но гораздо приличнее в этом месте прилагать их к слову ; потому что Оно, и вочеловечившись, не изменяется, или, по Апостолу, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.» ( Евр.13:8 )»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

236 И ныне , на третьем часе. 237 Для понимания этого чувства богословы часто обращаются к Жертве Христовой, ибо Христос вознес на Крестное древо все скорби человеческие, разделяя с человеком все особенности его жизни в этом мире (кроме греха) в целях его всецелого спасения (речь идет о возглашении «Или, Или, лама савахфани»: 238 Исаак Сирин, преподобный. Беседа 1, 86 239 Есенин С. «Проплясал, проплакал дождь весенний… (1917)/Есенин С. [Избр. произведения.] М., 1958. С. 101 240 Догматик, глас 2. 241 На Господи воззвах стихира воскресна, глас 2. 242 В Последовании погребения мирских человек в каноне, егоже краестрочие. Шестую припеваю отшедшему песнь , Феофаново, глас 6. ирмос на 6-й песни. 243 «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих»: 244 Исповедание грехов повседневное. 245 1Тим.1:15: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый»: 246 Великий четверток, тропарь, глас 8. 247 На утрени в Великий пяток антифон 6-й, глас 7. 248 На утрени в Великий пяток седален, глас 7. 249 На утрени в Великий пяток антифон 5-й, глас 6. 250 На утрени в Великий пяток антифон 3-й, глас 2. 251 Этот тропарь стоит здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы постов он — ниже, где и комментируется. 252 Эти тропари стоят здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы на утрени они — там, где нами комментируются. 253 Молитва перед Святым Причащением на литургии. 254 Как говорит Молитва на пострижение власов в Последовании измовения в 8-й день: «Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его ...власы же главу покрыл еси, во еже не вреждатися преложеньми воздушными» . 255 Так, сын Аминадава Зан (Оза) был поражен смертью только за то, что коснулся под благовидным предлогом ковчега Завета, не имея на это никакого права (см.: 2Цар.6); не была принята жертва Корея с сыновьями Авироном и Дафаном (Числ.16), так что «расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества; умерли»:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

(6) Ничто не в силах противостоять Богу, ничто не может противиться ему, ибо он всемогущий Господь. (86, 1) Мысли же и дела падших ангелов, представляя собой действия лишь разрозненные, происходят, как и телесные болезни, от дурных их склонностей. Но провидение направляет и эти их действия к цели спасительной, хотя самая причина их болезнетворна. (2) И величайшее искусство Божественного провидения состоит именно в том, что оно не позволяет тому злу, которое возникло в результате сознательного сопротивления, оставаться совершенно бесполезным, и тем более вредным. (3) В самом деле, премудрость, благость и всемогущество Божие проявляются не только в том, что от них проистекает добро (ибо таково уж существо Божие, подобно тому как природа огня состоит в том, чтобы жечь, а природа света – освещать), но также и в том, что они в силах обратить во благо даже действия злокозненные и извлечь пользу из того, что кажется негодным. Так мучения могут пойти во благо мученикам. (87, 1) Подобным образом и в философии, как бы похищенной с неба Прометеем, заключен огонь некоей светоносной истины, который можно раздуть, приложив усилия. Есть в ней некоторые черты мудрости, некая направленность к Богу. (2) И все-таки эллинские философы были ворами и разбойниками, потому что, позаимствовав до пришествия Спасителя у еврейских пророков некоторые части истины, они не только не вполне поняли ее, но и преподнесли ее как свое изобретение, местами извратив, местами в неумеренном энтузиазме перепутав вещи местами, иногда, впрочем, достигая понимания самостоятельно. Ведь и эллинам не чужд был некий «дух разумения» ( Исх. 28:3 ). (3) Аристотель в согласии с Писанием также называет софистику «воровским искусством», как мы уже говорили. (4) «Что и возвещаем, – говорит апостол, – не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого» ( 1Кор.2:13 ). Иоанн так говорит о пророках: «От полноты его мы приняли» ( Ин. 1:16 ), то есть от Христа, так что пророки – это не воры. (6) «И учение мое не мое, – говорит Спаситель, – но Отца, пославшего Меня» ( Ин.7:16 .) О ворах же он говорит так: «Говорящий сам от себя ищет славы себе» ( Ин. 7:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Когда охладела любовь многих, немногие, любившие истину веры, присоединились к нашей стороне, хотя публично направлялся удар против главы этих немногих и хотя против них употреблялись все средства, так что и Варнава 85 был увлечен в этот соблазн, или – лучше – явное, совершенное не насилием, а намерением, отцеубийство. И вот повеял Господь – и вся буря рассеялась и исполнилось предречение пророческое: отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются ( Пс. 103:29 ), в тот день исчезают [все] помышления его ( Пс. 145:4 ), и иное евангельское: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ( Лк. 12:20 ). Во время этих событий в Иерусалиме, с запада приходят страшные вести, что Рим в осаде, что спасение граждан покупается золотом, что ограбленные они осаждаются снова, чтобы за имением потерять и жизнь 86 . Немеет язык и рыдания прерывают слова диктующего. Берут город, который взял весь мир; мало того, прежде чем погибнуть от меча, он погибает от голода, и лишь немногие остаются, чтобы быть взятыми в плен. В мучительном голоде бросаются на мерзкую пищу, рвут члены друг у друга, мать не щадит грудного ребенка, и снова принимает в утробу недавно изведенного оттуда. «Ночью пленен Моав, ночью пала стена его» ( Пс. 51:1 ). Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих – зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их ( Пс. 78:1–3 ). Кто словом выразит разгром и ужасы той ночи, Для горя кто найдет довольно слез? Пал древний град, царивший много лет, По улицам, в домах во множестве разбросаны бездушные тела, И всюду страшный образ смерти. (Virg. I. II. Aeneid.) Среди этого разгрома кровожадный победитель вторгается и в дом Маркеллы. «Да позволено мне будет рассказать слышанное» (Ex Virgil, Aeneid. C. VI), или лучше, рассказать виденное бывшими при этом святыми мужьями, которые говорят, что ты была неразлучна с нею и во время несчастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

5. Но то черное рогатое животное выросло и к нему пришло женское рогатое животное, и я видел, как многие тельцы, которые были похожи на него и следовали за ним, вышли от него. 6. И та корова, – та первая, – вышла от лица того первого тельца, чтобы искать то красное животное, но не нашла его, и тотчас подняла великий жалобный вопль, и искала его. 7. И я видел, как пришел к ней тот первый телец и успокоил ее, и с того часа она более не ревела. 8. После этого она родила другого белого тельца, а после него родила многих других тельцов и черных коров. 9. И я видел в моем сновидении, как тот белый вол также вырос и сделался большим белым волом, и от него произошло много белых тельцов, которые были похожи на него. 10. И они стали производить многих белых тельцов, которые были похожи на них, следуя один за другим. Глава 86 1. И я опять видел своими очами, в то время как спал, и увидел вверху небо, и вот одна звезда упала с неба, и она поднялась, и ела, и паслась между теми тельцами. 2. И после этого я видел больших и черных тельцов, и вот они все переменили свои загороди, и пастбища, и своих рогатых животных, и начали сетовать друг с другом. 3. И я опять видел в видении, и посмотрел на небо, и вот я увидел много звезд, как они упали и были низвергнуты с неба к той первой звезде и в среду тех рогатых животных и тельцов; и вот они были теперь с ними и паслись в среде их. 4. И я посмотрел на них и увидел, и вот все они обнаружили свои срамные члены, как кони, и начали подниматься на тельцовых коров; и все они стали стельными, и родили слонов, верблюдов и ослов. 5. И все тельцы устрашились и испугались их; и они начали кусаться своими зубами и пожирать, и бодать своими рогами. 6. И они начали теперь поедать тех тельцов; и вот все дети земли начали трепетать пред ними, и дрожать, и спасаться бегством. Глава 87 1. И опять я видел их, как они начали бодаться сами между собою и пожирать друг друга, и земля стала взывать. 2. И я опять поднял свои очи к небу и увидел в видении: и вот там вышли из неба имевшие вид белых людей; из того места вышел один и вместе с ним трое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

2) Что должно наблюдать, чтобы не впасть в... тонкое внутреннее 86 прелюбодейство? Должно убегать всего, что может возбуждать в сердце нечистые чувствования, как-то: сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр и шуток, нескромных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Должно стараться, по Евангелию, и не смотреть на то, что соблазняет. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Мф.5:29 ). Надобно вырвать его (соблазняющий глаз) не рукою, а волею. Кто твердо решился и не смотреть на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз. – Кат. стр. 113. См. также (ниже о зрелищах) VI Всел. соб. прав. 100. 3) Почему запрещаются (в десятой заповеди) не только худые дела, но и худые желания и помышления? Во-первых, потому, что когда в душе есть худые желания и помышления, то она уже нечиста пред Богом и Его недостойна, как говорит Соломон: мерзость пред Господом помышления злых... ( Притч.15:26 ). И потому нужно очищать себя и от сих внутренних нечистот, как учит Апостол: очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор.7:1 ). – Во-вторых, потому, что для предупреждения греховных дел нужно подавлять греховные желания и помышления, от которых, как семян, родятся дела греховные, как сказано: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяние, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). – Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию. Похоть же, зачавши, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:14–15 ). – Катих. стр. 117. Великое дело все возносит к Богу и не быть рабом своих пожеланий; потому что Божественный Апостол говорит: ядите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию ( 1Кор.10:31 ). И Христос, Бог наш, в евангелии Своем повелел отсекать самые начатки грехов; ибо он наказует не только прелюбодеяние, но Им осуждено и движение мысли к совершению прелюбодеяния, так как Он говорит: ... всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем ( Мф.5:28 ). Итак, наученные этим, мы должны очищать свои помыслы, потому что хотя и все мне позволительно, но не все полезно, как научает нас Апостол ( 1Кор.10:23 ) ... VII Всел. соб. прав. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010